Компьютер

Город Калинов. Гроза. Цитатная характеристика. Краткое описание города Калинова (Островский А. Н.) Город калинов каким я его себе представляю

Город Калинов на Волге – это вымышленное место со всеми чертами, присущими провинциальным городам России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди совсем не видят природной красоты этого города, замечая лишь его черноту. Островский в своём произведении показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает разнообразность характеров и манер поведения персонажей пьесы.

Есть в нём и старые горожане, не желающие нарушать традиций своих предков. Среди них: Кабаниха, Дикой, Феклуша. Многие горожане не довольны сложившимся в городе положением дел. Большинство других провинциальных городов развиваются и становятся более востребованными. А в городе Калинов старое мешает новому, жизнь здесь выглядит уныло и однообразно. И поэтому люди нового поколения (такие как Варвара, Кудряш, Тихон, Борис) сопротивляются старому поколению, мечтая сбежать из этого «Тёмного царства». Угнетающую обстановку показывает Катерина Кабанова, ощущающая себя в городе как в клетке. В детстве она жила в своё удовольствие, а по приезду в Калинов она поняла, что её свободная жизнь скоро закончится. Город ухудшает настроение героини, и она прыгает со скалы.

Островский в своём произведении «Гроза» хотел показать всю замкнутость вымышленного города, и что Калинов не изменится, пока не изменятся люди, которые в нём живут.

Вместе со статьёй «Сочинение «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» читают:

Поделиться:

Опубликовал свою драму: «Гроза» (см. её краткое содержание и анализ). Здесь он опять изобразил «темное царство», но уже в тот период его существования, когда и в этой тине начинает мерцать свет.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги; жителей этого города не коснулись еще веяния «нового времени». Вот почему трудно дышится здесь людям, которые пробиваются к свету.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Город Калинов является как бы всею глухой русской провинцией в миниатюре. Он живет темной, грубой и косной жизнью, в нем властвуют начала того темного купеческого мира, который представлен в прежних пьесах Островского. Деспотизм, грубая сила, невежество, власть диких суеверий, самодурство старших и угнетение младших, пьянство, слезы, побои – вот что царит за тихими стенами купеческих домов. «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» – говорит в своём монологе тихий мечтатель Кулигин , одна из светлых фигур в этом темном царстве, и прибавляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».

В темной и невежественной жизни обитателей городка не имеют влияния никакие высшие интересы; религиозность и благочестие здесь внешние: на первом месте все то, что делается «для людей», напоказ. Соблюдая посты, посещая усердно церкви и монастыри, калиновцы не связывают лучшую жизнь с заветами религии и продолжают все ту же грубую и дикую жизнь, тираня домашних, напиваясь, а в будние дни обсчитывая покупателей. Все свежее, молодое, талантливое гибнет в этой атмосфере, чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью; для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

«Бульвар сделали, а не гуляют… – говорит Кулигин в другом монологе . – Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто... Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет».

В этой яркой характеристике жизни обывателей города вскрывается оборотная сторона домостроевского строя жизни, с его патриархальным деспотизмом, боязнью общественного «суда», с наружным благочинием, прикрывающим часто бессердечие я жестокость... Когда домостроевский уклад жизни смягчается разумностью и сердечностью «владыки» дома – он не только терпим, но даже подкупает сердечной простотой жизни (бабушка Татьяна Марковна в «Обрыве », старик Багров в «Семейной Хронике »,

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.

Н.А. Добролюбов.

Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.

Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.

В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.

Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».

Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».

Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.

Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».

Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

(376 слов) Находящийся где-то на берегу реки-кормилицы Волги, Калинов – среднестатистический провинциальный городок, которых не счесть на карте. Он ничем не примечателен, но в то же время обаятелен и не лишён своих прелестей. Что же, собственно, представляет собой этот самый город на Волге? Какие люди в нём обитают? Ответить на приведённые вопросы читателю помогает не только сюжетная канва, но и сам сценический характер произведения. Калинов буквально отделён невидимой, но чувствительной стеной от остального, внешнего мира, большинство жителей здесь на редкость необразованные и невежественные ханжи, напрочь лишённые идеалов, потерявшие всякую надежду и отказывающиеся принимать нововведения.

Савел Прокофьевич Дикой — образец «дремучести», стремящийся то и дело унизить и оскорбить окружающих. Бытует мнение, что он использует брань сугубо с целью самозащиты. Естественно, это его не оправдывает. Жадный и грубый, Дикой бранится без остановки. По-видимому, именно из-за алчности у Савла Прокофьевича такой жестокий нрав. В нём уже не осталось практически ничего человеческого. Все мы знаем, что к Дикому давным-давно прочно приклеилось слово «самодур». Пусть это архаично, зато актуально и точно.

Марфа Кабанова того же поля ягода – она традиционалист, человек, тормозящий прогресс, чей жизненный стиль и уклад попросту вынуждают членов её семьи слепо следовать устаревшим моделям поведения, традициям и обычаям. Кабанова регулярно донимает домашних на редкость нелепыми просьбами и требованиями, которые противоречат здравому смыслу. Марфа Игнатьевна страшна тем, что выдаёт собственные наставления за благочестие, будучи ни на грамм не благочестивой.

Варвара , дочь Кабанихи, один из самых ярких и очевидных протагонистов в «Грозе». Хитрая и мудрая, она сумела вырваться из этого «тёмного царства», сумев подстроиться под его правила и требования.

Жертвами всеобщего самодурства являются бесхарактерный и безвольный Тихон , спивающийся сын Кабанихи, и Борис , «серый» и мягкотелый персонаж, де-факто ничем от Тихона не отличающийся.

Купец Кулигин , чьими устами Островский охарактеризовал быт и жизненный уклад Калинова, является для читателя неким подобием Чацкого, носителем «новых взглядов», чьё мировоззрение кардинально отличается от мировоззрения остальных. Кулигин готов практически безвозмездно трудиться на пользу общества и менять жизнь города к лучшему, однако все его потуги и порывы разбиваются о камни жестокой реальности.

Катерина , являющаяся главной героиней пьесы «Гроза», аккумулирует все лучшие черты души русского человека. Именно она, по мнению Николая Добролюбова, и является «лучом света в темном царстве». Её кончина станет некоей временной границей, перейдя которую, жители Калинова начнут-таки бороться против господствующей тирании. Смогут ли они бросить вызов судьбе и сломать оковы – неизвестно…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие сюжета пьесы А.Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинов у берегов Волги. Здесь автор раскрывает множество персонажей с самыми разнообразными характерами. В течение развития событий нам открываются новые стороны их личностей, чаще всего не самые приятные.

Центральное место в произведении отведено семье Кабановых – матери семейства Кабанихе, её сыну Тихону, дочери Варваре, невестке Катерине. Отношения в семье построены сложнейшим образом, каждый её член сконцентрирован лишь на себе и не может найти общий язык ни с кем другим. Более подробное описание следует начать с главной героини пьесы – Катерины Кабановой.

ДевочкаКатерина выросла в любящей семье, с самого детства была окружена заботой и добротой своих родителей. Она часто вспоминает то счастливое время, и часто о нем рассказывает. Она очень много молится, так, как привыкла делать в родительском доме, и как считает нужным. Выйдя замуж за Тихона, она не нашла того счастья и любви, о которых мечтала. Муж Тихон не считается с ней, не защищает её и не показывает никакой доброты со своей стороны. Кабаниха постоянно унижает, цепляется к бедной девушке, не даёт ей житья. И все таки, несмотря на эти горести, она все ещё верит в добро и остаётся такой же чистой и наивной. Должно быть, это и поспособствовало тому, что она влюбилась в приезжего племянника Дикого.

Борис так же, как и Катерина, стремится быть свободным от оков, которые навязывает общество. Он не принимает тех порядков, что приняты в Калинове, отрицает их всеми силами и хочет остаться нетронутым тем лицемерием, что обитает в этом городе. Но несмотря на это, оказалось, что Борис и сам недалёко ушёл от здешних жителей, так как, что сам и признал, приехал лишь за наследством своего дяди. Он влюбляется в Катерину, но не был готов на все, ради любви, как она. Наследство дядьки-купца все же осталось для него значимее. Борис уезжает, и несмотря на просьбы Катерины забрать её с собой, уезжает один, чтобы не сердить Дикого.

Тихон Кабанов сам, как личность, не представляет никакого интереса. Он скорее является тенью своей авторитарной матери, которая подавила своим давлением всю мужественность в этом тщедушном человеке. Он не способен на самостоятельные решения, не проявляет никаких эмоций, по отношению к своей жене холоден и никогда не защищает её от нападок Кабанихи, проявляя непростительную для мужчины трусость. Это не оттого, что он безэмоциональный, а скорее просто потому, что глупый и бесхарактерный. Как он сам признает, он не умён, и потому во всем слушается матери. Из-за своей глупости Тихон не способен признать за собой какую-либо вину после смерти жены - во всем винит мать.

Парень с девушкойКабаниха – пожалуй, главный антагонист в этой истории – богатая купчиха, которая привыкла к тому, что все её приказы и пожелания немедленно выполняются. Она терроризирует всю свою семью, не давая им свободного вдоха, особенно душит своим деспотизмом Катерину. Мужеподобный характер Кабанихи не способен осчастливить кого бы то ни было, даже себя. Её черствость послужила причиной многих трагических событий в пьесе.

Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, показала себя изворотливым человеком. Она научилась справляться с гнетом матери и приспосабливаться ко всей напряженности и плохой атмосфере, не покидающей их дом. Она, при желании, бегает на свидания к Кудряшу, служащему у Дикого, в итоге с ним же и сбегает. Устроила встречи Катерине и Борису, догадавшись о влюбленности Катерины. В отличие от честной Катерины, Варвара давно привыкла врать, скрываться и постоянно изворачиваться, и потому в этой истории понесла наименьший убыток.

Остальные персонажи пьесы – Дикой, Кудряш, и др. полностью соответствуют представленной Островским картине. Город Калинов – место, где не уживаются свет и добро, наоборот, сминаются и затаптываются, будто совсем ненужные. Жители его - один другого стоящий - демонстрируют пример беспросветного существования без цели и ценностей, несущего с собой холод и пасмурность, что полностью оправдывает название пьесы – «Гроза».