Кулинария

Что такое гобелен определение. Что такое гобелены. Краткая история возникновения. Плюсы и минусы гобеленовой ткани

Гобелен представляет собой ткань, выполненную перекрестным переплетением нитей с одномоментным созданием сюжетной или орнаментальной композиции. Это довольно добротный материал, который из-за своей двух- или трехслойной структуры кажется несколько тяжеловатым. Переплетенное особым способом большое количество разноцветных нитей порождает изумительные картины, впечатляющие тончайшими цветовыми нюансами.

История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках стало все больше расширять свои горизонты. Известное нашим современникам название материал получил в 17 веке, когда братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.

Со времен возникновения гобеленового искусства менялись только внешний вид и конструкция ткацких станков, сама же технология производства материала осталась прежней. При современном процессе изготовления декоративной ткани используется технически более совершенное оборудование.

В производство гобеленов, отличающихся сложным многоцветным рисунком, применяется метод жаккардового плетения. Оптимальный цветовой эффект достигается за счет переплетения нескольких основ разнообразных оттенков и стандартного утка, где первый тип нитей выполняет решающую роль в создании сюжетной композиции. Применение различной по толщине пряжи способствует структурности узора.

Для изготовления гобелена используются как натуральные, так и синтетические волокна:

  • шерсть;
  • шелк;
  • хлопок;
  • акрил
  • полиэстер;
  • вискоза.

Свойства гобелена

Плотность

Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:

  • прочность;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • сминаемость.

Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.

Сминаемость

Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.

Цветоустойчивость

Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.

Усадка и растяжение

При правильном уходе гобелен никаким образом не деформируется – не тянется и не садится.

Разновидности ткани

В зависимости от структуры гобелен может быть:

  • однослойный;
  • двухслойный.

Плотность определяется вес ткани, в зависимости от чего она делится на следующие разновидности:

  • легкая;
  • тяжелая;
  • среднетяжелая.

По способу воплощения дизайнерских и цветовых решений гобелен бывает:

  • с крупными орнаментами;
  • с мелким рисунком;
  • с напоминающими вышивку узорами;
  • меланжевый;
  • гладкокрашенный.

Метод переплетения основы и утка влияет на то, что гобеленовая ткань определяется как:

  • односторонняя;
  • двусторонняя.

Область применения

Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:

  • производство кресел, диванов и прочих видов мягкой мебели;
  • изготовление интерьерных аксессуаров (шторы, покрывала, подушки, картины, ковры, декоративные панно);
  • пошив одежды.

Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.

Плюсы и минусы гобеленовой ткани

Универсальность применения гобелена обусловлена целым рядом его достоинств. В одном из любимых материалов декораторов удобно сочетаются следующие качества:

  • многообразие оттенков и цветоустойчивость;
  • красота узоров и прочность;
  • уникальная фактурность и долговечность;
  • внешняя привлекательность и практичность;
  • высокие тактильные свойства и функциональность.

Не лишен гобелен и некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • тяжеловесность определенных видов ткани;
  • жесткость, из-за которой материал практически не поддается драпировке.

Кроме того, гобелен нежелательно стирать в домашних условиях, а также гладить или поддавать другим способам ВТО. Все это не следует делать, чтобы не допустить возникновение на ткани складок или заломов.

Как уже сказано выше, гобелен лучше не стирать и не гладить. Несмотря на высокую степень практичности материала, уход ему все-таки нужен. Для его очистки можно воспользоваться пылесосом или мягкой щеткой. Если же появились пятна, которые нужно экстренно вывести, следует обратиться к услугам специалистов.

Если предполагается размещать изделия из гобелена на длительное хранение, для этого следует выбрать хорошо проветриваемое место. Чтобы на материале не случилось складок и заломов, следует намотать его лицевой стороной, например, на дренажную трубу как можно большего диаметра.

Если в доме есть кошка – большая любительница точить когти о плотную поверхность, при размещении изделий из гобелена в интерьере нужно учесть и этот факт.

Отзывы покупателей

В целом гобелен вызывает у владельцев изделий, изготовленных из него, только положительные эмоции. Они отмечают особый стиль и выразительность внешней составляющей такой продукции. Изысканная красота ткани, отличающейся множественными переплетениями складывающихся в рисунки цветных нитей, не остается без внимания ценителей старинного искусства.

При всем наличии преимуществ, отзывы покупателей затрагивают и некоторые недостатки гобелена. Особенно, что касается правил ухода за изделиями из него. В то же время им сразу приходят на ум мысли о возможности прибегнуть к услугам химчистки.

Фотогалерея

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

Интересный факт!

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен в интерьере

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Уход

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Гобелены запрещено гладить. Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

Стулья из дворца работы мастера Гамбса в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» были обиты мебельным гобеленом. А чем еще известен гобелен? Название вызывает у многих в памяти картину или ковер на стене с невероятно красивым рисунком. Получается, что еще и ткань имеет такое же название. Где она применяется?

Что это такое

Ответа на вопрос, что такое гобелен, может быть два. Это декоративный ковер или тканая картина, которая украшает интерьер. Также гобелен - это такая особая ткань, что спутать с другими ее невозможно за счет особого вида переплетения нитей. И применяется она не только для изготовления настенных картин. Область ее использования гораздо шире.

Гобеленовое полотно

К сведению! Одежду из этой ткани носили египетские фараоны. Древние греки и римляне украшали дома гобеленами с изображениями подвигов богов и героев. Погребальные саваны в Перу шили из гобелена. Япония и Китай не остались в стороне, там гобелены создавались из шелковых нитей. А для изделий, которые предназначались императорам, использовали золотые и серебряные нити.

Создание гобелена - трудоемкий и кропотливый процесс, от ткача требовалось невероятное терпение. Для создания ковра размером 1,5×1,5 м требовался целый год. Поэтому изделия были штучные, выполнялись на заказ и стоили невероятно дорого.

В Европу гобелен (ткань) попала благодаря крестовым походам. Экзотические узоры пришлись по душе европейцам, и в 17 в. французы по фамилии Гобелен наладили производство декоративного материала. Ранее ковры - тканые картины называли шпалерами, но позже за ними закрепилось знакомое многим определение - гобелены.

В начале 19 в. француз Ж. Жаккард изобрел станок для производства сложных узорчатых тканей. С тех пор стоимость материала гобелен снизилась, а сам он стал несколько тоньше. Но и применяться стал шире.


Ткацкий станок Жаккарда

В России первая шпалерная фабрика появилась в эпоху нововведений императора Петра I. Именно он выписал из Франции лучших мастеров и основал шпалерную мануфактуру, на которой долгое время работали исключительно французские ткачи.

Современные техники производства:

  • на раму натягивают нити основы (они могут быть любого цвета, поскольку их в конечном изделии не будет видно), а уточными нитями образуют одновременно ткань и рисунок;
  • перекрестное переплетение нитей на станках;
  • машинное производство с соблюдением традиций ручного плетения.

Получается сложный рельефный рисунок, называемый жаккардовым по имени создателя станка. Большое количество нитей образует плотный и прочный тканый гобелен. Если необходимо получить двухстороннее изделие, берут две основы. Нити утка связывают между собой, двигаясь по заданному рисунку.

Важно! Правила русского языка гласят: правильное написание слова, обозначающее тканый ковер ручной работы, именно «гобелен», а «гобилен» или «габелен» являются недопустимыми формами. Слово произошло от французской фамилии Gobelin.

Состав гобелена

Состав ткани подбирают таким образом, чтобы основа была прочной. Подходит лен, хлопок, шерсть. А нити утка должны быть мягкими и эластичными. Это необходимо для создания уникального узора. Поэтому используют шелк, вискозу, акрил, полиэстер. При этом нити могут быть разными по толщине, это придает большую фактурность ткани. Всего для плетения используют порядка 10 нитей.


Гобелен с шерстяными нитями

Характеристика материала

Сложная структура и большое количество нитей наделяют материал следующими характеристиками:

  • ткань имеет трехслойную структуру, поэтому она гораздо тяжелее других видов;
  • за счет сложного плетения и большого количества нитей обладает высокой плотностью (до 350 г/м²);
  • устойчивость к сминаемости за счет высокой плотности;
  • стойкость цветов за счет качественной окраски синтетической ткани;
  • не подвержен деформации.

Разновидности ткани

Ткани различают по нескольким признакам.

По структуре:

  • однослойная;
  • двухслойная;
  • трехслойная.

По плотности:

  • легкая;
  • среднетяжелая;
  • тяжелая.

По виду нанесенного рисунка виды гобелена бывают следующие:

  • с крупным рисунком;
  • с мелким затейливым орнаментом;
  • с узорами, имитирующими вышивку;
  • меланжевый (смешанного цвета);
  • однотонный гобелен.

По количеству использованных основ:

  • односторонний;
  • двухсторонний.

Гобеленовая ткань кантри-меланж

Область применения

Широкий спектр видов гобеленовых тканей позволяет использовать его в различных целях.

Гобелен для обивки мебели - конечно, в первую очередь стулья, но еще и диваны, кресла, пуфы.


Диван, обитый гобеленом

Декоративные подушки и наволочки.


Наволочка

Покрывала.


Покрывало

Шторы и гардины.


Ламбрекен

Изумительной красоты настенные панно.


Панно «Фруктовый нектар»

Модные аксессуары - сумочки, пояса, косметички.


Сумка ручной работы

Одежда - пальто и жакеты.


Куртка-косуха из гобелена

Обивка стен для создания тематического интерьера.


Стены, отделанные тканью

Для создания особой атмосферы в помещении есть несколько известных гобеленовых сюжетов:

  • восточный - теплые и мягкие цвета, изображения людей, животных или мелкий орнамент;
  • кантри - для любителей народного стиля, глиняных изделий, тканых ковриков;
  • скандинавский - светлые пастельные тона, натуральность и лаконичность;
  • прованс - морские пейзажи, цветы, домики у моря, много солнца.

Обратите внимание! Гобеленовую картину можно вышить своими руками. Техника несложная, схожая с методом вышивания крестиком. Вышивка картин выполняется швом, который так и называется гобеленовый. Лицевая часть стежка напоминает неполный крест, а изнаночный проходит наискосок. В продаже есть готовые наборы, в которых есть все необходимое для вышивки.


Вышивка гобеленовым швом

Как определить, что это гобелен

Гобеленовая ткань от обычной (хлопковой, например) отличается толщиной и весом благодаря многослойности. Кроме того, визитной карточкой ткани является особое переплетение нитей, которое невозможно спутать с другим.

В чём заключается уход

Гобелен - не самая капризная ткань, но уход за ней все же необходим особый. В уходе нужно соблюдать рекомендации производителя, размещенные на ярлыке, этикетке товара.

Самое главное, что нужно помнить при использовании изделий из этой ткани, - не допускать намокания гобелена и избегать постоянного воздействия на него солнечных лучей.

К сведению! На шероховатой поверхности ткани, в рубчиках, быстро скапливается пыль. Если ее не удалять регулярно, изделие приобретет серый оттенок и утратит нарядный внешний вид.

Уход за гобеленовой тканью:

  • от пыли избавиться можно с помощью домашнего пылесоса или мягкой одежной щетки;
  • загрязнение можно протереть мягкой губкой, смоченной водой с минимальным добавлением моющего средства. Затем просушить в хорошо проветриваемом месте;
  • гладить изделия не рекомендуется, в самом критичном случае - с изнаночной стороны, утюг разогреть не более 150 °С;
  • стирать в машинке нельзя. Только ручная стирка;
  • тканые картины не стоит размещать в местах попадания прямых солнечных лучей.

Плюсы и минусы

Достоинства ткани заключаются в следующем:

  • широкая область применения;
  • простота в уходе;
  • износостойкость и прочность;
  • множество текстур, расцветок, фактур на любой, самый требовательный вкус;
  • специальная обработка изделий делает материал устойчивым к загрязнениям;
  • приятная на ощупь.

К недостаткам относят следующие характеристики:

  • жесткость и тяжесть ткани;
  • запрет на стирку и глажку изделий;
  • высокая стоимость.

Старинные шпалеры

На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.