Хобби

Элементарные правила рисования человека. Изображение фигуры человека

Ещё древние художники, рисуя тело человека, установили ос­новные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом. Знание этих правил очень облегчает рисова­ние человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.

У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка - 7 раз. У младенца размер головы ук­ладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника - 5 раз.

Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени - посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах - 2 раза. Ширина таза мужчины - полторы головы, а женщины - около 1,25. Длина ног - четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опу­щенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота сто­пы равна высоте носа, а длина стопы - длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у муж­чин равна половине ширины плеч, а у женщин - расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна дли­не среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на раз­личие пропорций в их изображении.

Пропорции женской фигуры



Пропорции мужской фигуры

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки.




Пропорции фигуры подростка

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - бедро, пятое - верхняя часть колена, шестое - середина голени.


Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следо­вать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисо­вания может не уместиться на листе.

Как сделать человечка

Для того чтобы правильно изображать человека в движении, нужно сделать подвижную модель его фигуры из плотной бумаги.

Вырежь фрагменты туловища человечка из цветного картона.


Там, где нарисованы кружочки, фигуры соединяются кнопкой, гайкой и болтиком или ниткой так, чтобы части оставались под­вижными.


Передвигая у человечка руки и ноги, сгибая их, можно легко составить изображение фигуры в разных положениях.


А можно это же сделать при помощи полосочек бумаги. Нужно разделить квадратный листок бумаги по вертикали на три части и потом ещё, как показано на рисунке.


Можно также из разделённых таким же способом цветных ку­сочков составить аппликацию.


Обрати внимание на последовательность изображения девочки с флагом,


марширующего солдата,


бегущего лыжника.


Рисуем руки человека. Длина распрямлённой ладони чуть мень­ше ширины лба.



Рисуем ноги человека. Длина ступней ног равна длине головы.



Анатомия человека и пропорции его тела непосредственно связаны друг с другом. На практике, чтобы изобразить человека, необходимо знать его анатомическое строение.

Пропорции тела Каноны определяют размеры каждой части тела, а соблюдение их позволяет нарисовать фигуру человека так, что она будет выглядеть гармоничной (рис. 17.12).

Рис. 17.12

Наше восприятие пропорций тела человека основано на принципе пропорционального соотношения различных его частей. Классические правила для идеальной фигуры предписывают, что если за единицу измерения принять длину головы, то рост человека должен быть равен восьми единицам для мужчин и 7,5 для женщин. Индивидуальные пропорции человека могут отличаться от канонов в зависимости от роста и строения тела. Таким образом, рост взрослого человека должен быть равен 7–8 длинам головы, а рост ребёнка и подростка – 4–6 длинам головы. Если руки вытянуть вдоль тела, то локоть будет находиться на уровне таза, чуть ниже талии. Длина всей руки от кончика ключицы до кончика среднего пальца равна половине расстояния от кончика ключицы до стопы. Общая длина шеи и головы равна половине длины руки.

Рисование торса Вы легко сможете нарисовать торс человека, если представите его себе в виде прямоугольника, сверху которого расположен ещё один прямоугольник (голова). Всю композицию необходимо разделить на четыре части, верхний прямоугольник, представляющий голову, должен иметь длину, равную % длины всего прямоугольника. Оставшиеся три части (больший прямоугольник) представляют собой туловище и могут содержать опорные анатомические точки, как показано на рисунках. Основные пропорции туловища одинаковы для видов спереди, сзади и сбоку.

Длина сетки для рисования торса спереди составляет четыре единицы измерения (единица измерения равна длине головы) (рис. 17.13).

Пропорции женского торса идентичны пропорциям мужского. Опорные точки отличаются только по размеру и расположению.

Нижняя четверть сетки при наблюдении спереди равна расстоянию между верхним краем лобкового симфиза и пупком.

Следующая четверть представляет расстояние от пупка до нижней части груди. Расположенный выше элемент включает шею и линию плеч. Верхний элемент соответствует размерам головы (рис. 17.13, а, в).

Сетка для вида торса сзади должна включать верхний край ягодиц, контур лопаток и линию позвоночника (рис. 17.13, б, г).

Рис. 17.13

Рисование рук Если изображать руку и предплечье спереди, то они будут не прямыми, а слегка согнутыми в локте и запястье. Следует помнить, что плечо несколько длиннее предплечья, а предплечье несколько длиннее или примерно равно удвоенной длине кисти рук.

Для отображения основных опорных точек при рисовании вида руки спереди, сзади и сбоку можно использовать сетку, состоящую из шести элементов (каждый равен половине длины предплечья) (рис. 17.14).

а) Основные анатомические ориентиры и опорные точки для изображения руки спереди

б) Основные анатомические контуры и опорные точки для вида руки сзади

в) Основные анатомические ориентиры для изображения руки сбоку

Рис. 17.14

Рис. 17.15

Рисование кистей рук Кисти рук из-за своего расположения и постоянного движения сами могут быть предметом изображения. Кисть может принимать наибольшее число положений, так как она состоит из пяти пальцев, каждый из которых имеет три сустава. На портретах через жесты рук художник передаёт психологическое состояние человека.

В идеале полная длина кисти руки (от основания большого пальца до кончика среднего) вдвое больше её ширины (рис. 17.16).

Рис. 17.16

Средняя линия прямоугольника (которая делит его на два равных квадрата) будет совпадать с границей пяти первых фаланг четырёх пальцев с нижней границей последней фаланги большого пальца на тыльной стороне ладони и с основанием пальцев на ладони. Из этого следует, что длина среднего пальца равна половине полной длины кисти. Безымянный и указательный пальцы имеют одинаковую длину и немного короче среднего, а мизинец доходит примерно до последнего сустава безымянного пальца. Пропорции тыльной стороны ладони. Средняя линия прямоугольника находится на уровне границы пясти и фаланг пальцев.

Пропорции ладони. Средняя линия прямоугольника находится в основании пальцев.

Межфаланговые суставы расположены в виде почти концентрических кругов относительно ладони (рис. 17.17).



Рис. 17.17

Рисование ног При рисовании ног следует помнить, что направление оси ноги не совпадает с направлением оси икры. Бедро слегка наклонено к центральной оси тела, а икра направлена вертикально вниз. Стандартный модуль для сетки ноги равен половине длины бедра (рис. 17.18).

а ) Вид ноги спереди

б ) Вид ноги сзади

в ) Вид ноги сбоку

Рис. 17.18

Рис. 17.19

Ступни ног Ступни ног значительно легче рисовать, чем кисти рук, так как они совершают значительно меньше движений. Научившись правильно рисовать ступни ног в четырёх основных видах (внутренний профиль, внешний профиль, вид спереди, вид сзади), вы сможете легко изобразить их при любой позе человека (рис. 17.20).


Рис. 17.20

Вид ступни сбоку (с внутренней или внешней стороны) можно изобразить с помощью прямоугольного треугольника, в котором пятка будет расположена в прямом углу. Этот треугольник можно разделить на три равные части, каждая из которых равна ширине лодыжки. Передняя часть будет определять область пальцев, средняя – соответствовать подошве ноги, а задняя – пятке (рис. 17.20, в, г). Если смотреть на ступню спереди, она будет похожа на треугольник, основание которого представляет собой кривую линию, вдоль которой расположены пальцы (рис. 17.20, а).

Если смотреть сзади, пропорциональная сетка ступни будет определяться двумя частично совпадающими треугольниками (рис. 17.20, б).



Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику. В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.

Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом.

Можно представить, что голова - это шар, шея - цилиндр, грудная клетка - бочонок, руки и ноги - тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Потренируйтесь в рисовании таких человечков.

Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображения фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется ~ждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с на- туры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше

при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием, На- броски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений, Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет определенную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным образом облегчает процесс изображения, Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения. В качестве эксперимента попробуйте сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения попытайтесь передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий,

Длительные учебные рисунки фигуры человека с натуры показывают красоту строения тела, особенности моделировки формы с помощью света и тени.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения.

Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры - построение «по движению». Определяются ярко выраженное движение главных форм и динамика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и

соподчинения форм - обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особенностей всех объемов, но и умение что-то пропустить по ходу работы, а какие-то детали под- черкнуть. При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность рисовать не просто

Последовательность рисования фигуры человека

Начиная рисунок, попробуйте вписать модель в какую-нибудь геометрическую фигуру. Подумайте о характере натуры, попытайтесь передать ее качества в рисунке. Не забывайте о выразительности позы.

Легкими линиями нарисуйте общие очертания фигуры, про ведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, Пропорции фигуры, характер общей формы.

Пропорциональные отношения и направления необходимо соблюдать не ради геометрических построений, они должны соответвовать первоначально подмеченной экспрессии. Изображая человека, надо предавать реальные пропорции, которые мы видим в действительности.

Затем уточните контур, прорисуйте детали, обозначьте светотень. Выполните рисунок, стремитесь работать над разными его частями одновременно, авнивайте их между собой для сохранения цельности образа.

Правильность конкретного штриха будет оцениваться его соответствием данному движению, настроению, художественному образу.

Ответьте па вопросы и выполните задания

    Расскажите об особенностях каждого этапа рисунка фигуры человека.

    Что определяет форму тела и движение человека?

    Какие учебные задачи решают наброски и зарисовки фигуры человека натуры?

4. Расскажите о возможностях различных видов штриховки при изображении фигуры человека.