Хобби

Господа головлевы анализ произведения. Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман. Три поколения в романе. Арина Петровна и Иудушка Роман господа головлевы три поколения семьи головлевых

Действительность, отраженная в романе. Роман «Господа Головлевы» был написан Щедриным между 1875 и 1880-ми годами. Отдельные части его входили как очерки в цикл, называвшийся «Благонамеренные речи». В рамках этого цикла были напечатаны, например, главы «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги». Но, получив горячее одобрение со стороны Некрасова и Тургенева, Щедрин решил продолжить повествование о Головлёвых и выделить его в отдельную книгу. В 1880-м году вышло её первое издание.

Кризис общественной системы России, так остро захвативший различные сферы её жизни, по-особому сказался на разложении семейных отношений. На глазах стали рваться родственные связи, некогда соединявшие членов многочисленных дворянских семей. Сказывалась непрочность имущественно-хозяйственных отношений и гнилость той нравственности, которая скрепляла людей, объединённых родственными узами. Померкло почитание старших, потускнела забота о воспитании младших. Определяющим стали собственнические притязания. Всё это великолепно показал Щедрин в романе «Господа Головлёвы», ставшем одним из высших достижений русского реализма.

Три поколения одного «дворянского гнезда». Писатель воссоздал жизнь помещичьей семьи в дореформенной и особенно в пореформенной России, постепенный распад «дворянского гнезда» и деградацию её членов. Разложение захватывает три поколения Головлёвых. К старшему поколению относятся Арина Петровна и её муж Владимир Михайлович, к среднему- их сыновья Порфирий, Степан и Павел, а к младшему - внуки Петенька, Володенька, Аннинька и Любинька. Одной из особенностей композиции книги Щедрина является то, что каждая её глава включает как важнейший итог существования «вымороченного семейства» смерть одного из Головлёвых. В первой главе показана кончина Степана, во второй - Павла, в третьей - Владимира, в четвертой - Арины Петровны и Петра (на глазах происходит умножение смертей), в последней главе повествуется о гибели Любиньки, смерти Порфирия и умирании Анниньки.

Писатель намечает своеобразную предопределенность деградации членов разветвлённого семейства Головлёвых. Степан припоминает однажды подробности, характеризующие порядки в Головлёво: «Вот дяденька Михаил Петрович (в просторечии Мишка-буян), который тоже принадлежал к числу "постылых" и которого дедушка Петр Иваныч заточил к дочери в Головлёво, где он жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой. Вот тётенька Вера Михайловна, которая из милости жила в головлёвской усадьбе у братца Владимира Михайлыча и которая умерла от умеренности», потому что Арина Петровна корила её каждым куском, съеденным за обедом, и каждым поленом дров, «употребляемых для отопления её комнаты». Становится понятным, что дети в этом семействе изначально не могут уважать старших, если те своих родителей держат на положении псов и при этом морят с голоду. Ясно и другое: дети будут повторять эту практику в своём собственном поведении. Щедрин обстоятельно характеризует образ жизни и прослеживает судьбы всех назван­ных представителей трёх поколений.

Владимир Михайлович и Арина Петровна. Вот глава семейства - Владимир Михайлович Головлёв, известный своим безалаберным и озорным характером, жизнью праздной и бездельной. Для него характерен умственный разврат, сочинительство «вольных стихов в духе Баркова», которые его жена называла «паскудством», а их автора - «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой». Праздная жизнь усилила беспутство и «разжижила» мозги Головлёва-старшего. Со временем он начал попивать и подкарауливать «горничных девок». Арина Петровна сначала относилась к этому брезгливо, а потом махнула рукой на «девок-поганок». Свою жену Головлёв-старший называл «ведьмой» и судачил о ней со своим старшим сыном Степаном.

Сама Арина Петровна была полновластной хозяйкой в доме. Немало сил, энергии и волчьей хватки употребила она, чтобы расширить владения, накопить добра и умножить капитал. Деспотично и бесконтрольно управляла она крестьянами и домочадцами, хотя со всеми четырьмя тысячами душ, ей принадлежащими, совла­дать она не умела. Всю жизнь свою посвятила она стяжанию, стремлению к накоплению и, как ей казалось, созиданию. Однако эта её деятельность имела бессмысленный характер. В своём рвении и накопительстве она очень напоминает гоголевского Плюшкина. Её сын Степан так рассказывает о матери: «Сколько, брат, она добра перегноила - страсть! <...> Свежего запасу пропасть, а она и не прикоснётся к нему, покуда всей старой гнили не приест!» Свои богатые припасы она передерживает в погребах и амбарах, где они превращаются в тлен. Писатель наделяет Арину Петровну страшной жестокостью. Роман и начинается с того, что хозяйка имения расправляется с московским трактирщиком Иваном Михайловичем, ни в чём не повинным человеком, отдавая его в рекруты.

Очень много Арина Петровна говорит о «семейных узах». Но это всего лишь лицемерие, поскольку для укрепления семьи она ничего не делает и методически её разваливает. По словам Щедрина, дети «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа», так как самих этих струн не было, и оказывалась она такой же «бесструнной балалайкой», как и её муж. Жестокосердию её в отношении детей нет границ: она может морить их голодом, держать взаперти, как Степана, не интересоваться их здоровьем, когда они больны. Она убеждена, что если «выбросила кусок» сыну, то больше знаться с ним она не должна. Арина Петровна лицемерно объявляет, что для девочек-сироток «денежки прикапливает» и заботится о них, но кормит их протухлой солониной и осыпает упрёками этих «нищих», «дармоедов», «ненасытных утроб», а в письме к Порфирию злобно называет их «щенками». Своих детей, и без того униженных, она старается принизить ещё более, специально подбирая для этого подходящие оскорбления. «Ты что, как мышь на крупу, надулся!» - кричит она Павлу. И в других случаях она прибегает к таким сравнениям, которые должны огрубить высказывание, втоптать собеседника в грязь. «Каково мне было узнать, что он родительское-то благословение, словно обглоданную кость, в помойную яму выбросил? » - вопрошает она. «Даром-то и прыщ на носу не вскочит», - наставляет мать своих постылых детей. И тут же всё ханжески пытается обставить благочинием, ссылками на Бога и на Церковь. И обязательно сопровождает эти свои действия фальшью и ложью. Так она встречает своих сыновей, когда они являются на семейный суд: торжественно, убитая горем, с плетущимися ногами. И Щедрин замеча ет: «Вообще она любила в глазах детей разыгрывать роль почтенной и удручённой матери...» Но постоянная жажда обогащения, округления имения и накопительства убивала в ней и окончательно извратила чувства матери. В итоге та «семейная твердыня», которую она как будто воздвигала, рухнула. Любопытно, что имя Петр и отчество Петрович, Петровна особенно часто мелькают в перечне Головлевых, глухо напоминая об этимологии этого слова («камень»). Но все носители этого имени, вплоть до Петеньки, один за другим уходят со сцены и гибнут. « Камень» твердыни оказывается подточенным и разрушенным. Умирает брат Михаил Петрович, потом её муж, затем старший и младший сыновья, погибает дочь, внуки. И Арина Петровна активно содействует этому. Всё, что, казалось, созидала она, оказалось призрачным, а сама она превратилась в жалкую и бесправную приживалку с потухшими глазами и сгорбленной спиной.

Подробно характеризует Щедрин жизнь и судьбу старшего сына помещицы - Степана. Привыкший под руководством отца «куролесить» с детства (то косынку у девки Анюты изрежет в куски, то сонной Васютке мух в рот напустит, то пирог с кухни украдёт), он поступает таким же образом и в свои сорок лет: по дороге в Головлёво крадёт у своих спутников штоф водки и колбасу и собирается «в хайло препроводить» всех мух, которые облепили рот соседа. Не случайно этот старший сын Головлевых прозывается в семье Степкой-балбесом и «жеребцом долговязым» и играет в доме роль заправского шута. Его отличает характер рабский, запуганный, приниженный окружающими, его не покидает ощущение того, что он, «как червяк, подохнет с голоду». Постепенно он оказывается в положении приживальщика, живущего на краю «серой пропасти», в роли постылого сына. Он спивается, забытый и презираемый всеми, и умирает то ли от беспутной жизни, то ли уморенный собственной матерью.

Вечный тип Порфирия Головлева. Наиболее ярко в романе Щедрина нарисован брат Степана - Порфирий Головлёв. С детства наделён он был тремя прозвищами. Одно - «откровенный мальчик», - вероятно, было связано с его пристрастием к нашептыванию. Два других особенно точно выражали сущность этого щедринского героя. Его прозвали Иудушкой, именем предателя. Но у Щедрина это евангельское имя предстаёт в уменьшительной форме, так как предательства у Порфирия не грандиозные, а будничные, повседневные, хотя и гнусные, вызывающие чувство гадливости. Так, во время семейного суда он предаёт брата Степана, а потом так же поступает с младшим братом - Павлом, способствуя его скорой смерти. Умирающий Павел обращается к нему с негодующими словами: «Иуда! Предатель! Мать по миру пустил!» На этот раз слово «Иуда» звучит без его уменьшительного суффикса. Предает Порфирий и многих других людей, изображенных в романе. Третье прозвище Порфирия - « Кровопивушка». Оба брата представляют его именно вампиром. По словам Степана, «этот без мыла в душу влезет». «И мать свою, "старую ведьму", со временем порешит: он и именье и капитал из неё высосет». И в глазах Павла Порфирий выглядит «кровопивцем». «Он знал, - замечает автор, - что глаза Иудушки источают яд, что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека». И оттого он так путается его «паскудного образа». Эта способность Иудушки сосать кровь из людей особенно ярко проявляется сначала в сцене у постели больного Павла, а потом в эпизоде сборов матери, когда он готов осматривать её сундуки и отобрать у неё её тарантас.

Иудушке присущи такие свойства, как постоянная лесть, подхалимство и угодничество. В ту пору, когда маменька его была в силе, он подобострастно слушал её, улыбался, вздыхал, закатывал глаза, говорил ей нежные слова, поддакивал ей. «Порфирий Владимирыч готов был ризы на себе разодрать, но опасался, что в деревне, пожалуй, некому починить их будет».

Ещё более омерзительным выглядит лицемерие Порфирия Головлёва. Автор романа, рассказывая о поведении его героя у постели умирающего, замечает: это лицемерие «было до такой степени потребностью его натуры, что он никак не мог прервать раз начатую комедию». В главе «Семейные итоги» Щедрин подчеркивает, что Иудушка был «лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила», и это свойство соединялось в нём с «невежеством без границ», ханжеством, ложью и сутяжничеством. Каждый раз этот лицемер и обманщик норовит обратиться к Богу, вспомнить про Писание, молитвенно воздев при этом руки и томно закатив кверху глаза. Но когда он изображает молитву, то думает об ином и шепчет совсем не божественное.

Иудушке присущи «умственное распутство» и пустословие. Он, по словам автора, уходит в «запой праздномыслия». С утра до вечера он «изнывал над фантастической работой»: строил всевозможные несбыточные предположения, «учитывал самого себя, разговаривал с воображаемыми собеседниками». И всё это подчинялось его хищничеству и «жажде стяжания», ибо и в мыслях своих он тиранил, томил людей, налагал на них штрафы, разорял и сосал кровь. Праздномыслие находит для себя прекрасную форму воплощения - пустословие, мастером которого был герой Щедрина. Это проявляется во время суда над Степаном и в эпизодах, когда слушательницей его пустословия сделалась маменька. Каждый свой низкий поступок, каждую свою кляузу и жалобу на людей он неизменно обставляет пустословием и фальшивой фразеологией. При этом он, по словам Щедрина, не разговаривает, а «тянет канитель», «растабаривает», «разглагольствует», «досаждает», «зудит». И потому не простым пустословием это было, а «язвой смердящей, которая непрестанно точила из себя гной» и неизменное «обманное слово». Щедрин, изображая Порфирия Головлёва, опирается на гоголевские традиции. Как Собакевич, расхваливает он своих верных крепостных слуг. Как Плюшкин, занимается накопительством и сидит в засаленном халате. Словно Манилов, он предаётся бессмысленной мечтательности и праздным вычислениям. Но при этом, гениально соединяя комическое с трагическим, Щедрин создаёт свой, неповторимый образ, вошедший в галерею мировых типов.

Великолепно воспроизводит сатирик взаимоотношения хозяйки поместья и Иудушки с представителями третьего поколения Головлёвых. Выясняется, что последние оказываются жертвами безжалостного отношения алчных стяжателей и ханжей, людей жестоких или преступно-равнодушных. Это относится, прежде всего, к детям самого Иудушки.

Третье поколение, Владимир, Петенька и племянницы. Вла димир, обзаводясь семьей, рассчитывал на материальную помощь отца, тем более что Иудушка обещал поддержать его. Но в последний момент лицемер и предатель отказал в деньгах, и Владимир в приступе отчаяния застрелился. Другой сын Иудушки - Петень ка - растратил казенные деньги. Он тоже является к богатому отцу, рассчитывая на помощь. Опутав сына иезуитской фразеоло­гией, определив просьбу сына как вымогательство «на дрянные дела», Иудушка выгоняет Петеньку, который оказался осужденным и в дороге, не добравшись до места ссылки, умер. Со своей любовницей Евпраксеюшкой Иудушка приживает ещё одного сына, которого отправляет в московский воспитательный дом. Младенец не смог перенести дороги в зимнюю пору и умер, став ещё одной жертвой «кровопийцы».

Схожая судьба ожидает и внучек Арины Петровны, племянниц Иудушки - Любиньку и Анниньку, близнецов, оставшихся после смерти их матери. Беззащитные и лишенные помощи, втянутые в судебный процесс, они не выдерживают давления жизненных обстоятельств. Любинька прибегает к самоубийству, а Анниньку, не нашедшей силы выпить яд, Иудушка превращает в живого мертвеца и преследует в Головлёво своими домогательствами, предваряя агонию и гибель и этой последней души из головлевского рода. Так Щедрин передал историю морального и физического вырождения трех поколений дворянской семьи, гниение её устоев.

Жанровое своеобразие романа. Перед нами роман-хроника, состоящий из семи относительно самостоятельных глав, похожих на щедринские очерки, но скрепленных единым сюжетом и жесткой хронологией, подчиненной идее неуклонной деградации и смерти. Одновременно это семейный роман, сопоставляемый с эпопеей Э. Золя «Ругон-Маккары». Всем пафосом своим он развенчивает идею цельности и крепости дворянской семьи и свидетельствует о глубоком кризисе последней. Особенность жанра определила своеобразие таких компонентов романа, как пейзаж с его скупым лаконизмом, мрачным колоритом и серыми, бедными красками; образы бытовых вещей, играющих особую роль в собственническом мире Головлёвых; портрет, подчеркивающий неуклонную «выморочность» героев; язык, великолепно раскрывающий сущность воспроизведенных характеров и передающий позицию самого сатирика, его горькую иронию, сарказм и меткие формулы его обнаженной речи.

Вопросы и задания:

    Как кризис общественной системы России и разложение семей ных отношений сказались в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина?

    В чём вы видите особенности композиции этой книги сатирика?

    Что примечательного в облике и поведении старших членов «вымороченного» семейства?

    Как сложилась жизнь Стёпки-балбеса?

    К каким средствам художественной изобразительности и вы разительности прибегает М. Е. Салтыков-Щедрин при изоб ражении Порфирия Головлёва?

    Что ожидает в жизни представителей третьего поколения Головлёвых?

    Как вы определяете жанр щедринского творения?

Писатель работал над романом «Господа Головлевы» (1875 - 1880) несколько лет. Первые его главы сначала печатались в составе цикла «Благонамеренные речи». Это обстоятельство позволяет воспринимать Головлевых в ряду тех сатирических персонажей, которые любят произносить «благонамеренные речи» в защиту «священных принципов» государства, церкви, собственности, семьи, постоянно их нарушая.

В своих критических статьях и рецензиях Салтыков-Щедрин неоднократно утверждал, что в новых исторических условиях жанр романа должен видоизмениться. Прежний роман, замкнутый по преимуществу в кругу семейных мотивов, по мнению писателя, уже потерял актуальность. Тем не менее, «Господа Головлевы» - именно семейно-бытовой роман, но вместе с тем он превращается также в роман социально-политический по своим тенденциям и в психологический по основному принципу повествования. В советском литературоведении «Господа Головлевы» сопоставляются с циклом «Ругон - Маккары» Э. Золя. В отличие от концепции французского писателя в «Господах Головлевых» вырождение персонажей объяснялось не биологическими законами наследственности, а социальными причинами. Гибнут не отдельные личности, не отдельная семья, а целый общественный уклад.

В щедринском романе перед читателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и внуки. В первом поколении семья еще кажется крепкой. Арина Петровна, со свойственной ей энергией и предприимчивостью, закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье нарушаются естественные человеческие отношения. Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения, и во втором поколении черты «выморочности», обреченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни. Умирают Аннушка, Степан, человек по-своему талантливый, окончивший даже университет, но не имеющий внутренних сил, чтобы противостоять окружающей его гнилой среде, умирает его брат Павел…

Сама Арина Петровна вынуждена была признать, что ее исключительное служение семье в действительности было служением призраку, который она сама же и создала: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь - и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!»

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура среднего сына Арины Петровны - Порфи-рия, прозванного Иудушкой. Образ Иудушки - олицетворение хищничества, жадности, лицемерия. Он, погубивший всех своих близких - мать, братьев, детей, племянниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Салтыков-Щедрин убедительно показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой. Он лицемерит постоянно -- не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практической пользы. Писатель специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа. Тартюф лжет сознательно, преследуя свою определенную и конкретную цель, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Салтыкова-Щедрина речевая характеристика. Так, явившись к умирающему брату Павлу, Иудушка буквально изводит его своим тошнотворным и елейным пустословием, тем более, омерзительным, что оно приправлено «родственными» словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов: «маменька», «дружок», «подушечка», «водичка» и даже «маслице деревянненькое». Только перед самой смертью «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт». Происходит пробуждение одичавшей совести, что представляет собой элемент трагический. Не случайно в период работы над «Господами Головлевыми» писатель признавался, что ему «хотелось бы и трагического попробовать…» Мотив прозрения стал ведущим в романе. Прозрение, настигающее каждого из членов семьи Головлевых, становится своеобразным судом совести, нравственным возмездием.

В «Господах Головлевых» Салтыков-Щедрин почти не применяет приемов, бывших характерными для «Истории одного города» . Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологического анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева. Психологический анализ ведется с помощью сложного переплетения речевого строя персонажей с авторской оценкой их мыслей и переживаний. Авторское начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей конкретно-классовой и исторической обусловленности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением, приобрел значение реалистического символа.

Роман Салтыкова-Щедрина и в особенности образ его главного действующего лица произвел громадное впечатление на современников (Тургенева, Гончарова, Гаршина и др.) и отразился на дальнейшем развитии русской и советской литературы. М. Горький, всегда высоко ценивший творчество великого сатирика, прямо использовал его традиции в своей «Жизни Клима Самгина». По богатству реалистического содержания, психологическому мастерству, широте обобщения Иудушка Головлев является одним из наиболее совершенных образов в мировой классической литературе.

Щедрин назвал роман Господа Головлевы эпизодами из жизни одной семьи. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об умертвии, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. История умертвий свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это выморочный, то есть обреченный на вымирание род.

Щедрин называет три характеристические черты: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы. Глава Семейный труд завязка всего романа здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия. Но основой всего этого являются зоологический эгоизм, корыстолюбие собственников, звериные нравы, бездушный индивидуализм. В центре этой главы грозная для всех окружающих Арина Петровна Головлева, умная помещица-крепостница, самодержица в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком поглощенная энергичной, настойчивой борьбой за приумножение богатства. Порфирий здесь еще не выморочный человек. Он известен в семействе под тремя именами: Иудушка, кровопивец, откровенный мальчик.

Иудушка лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтоб оградить себя от нарекания добрых людей. В этом больше было не откровенного ханжества, а машинального следования кодексу, созданному преданием лицемерия.

Его лицемерие бессмысленно, бессознательно, без знамени, как говорил Щедрин, без далеко ведущей цели. Это действительно лицемерие по пустякам, ставшее его второй натурой. Его пустословие прикрывает определенную практическую цель лишить брата Степана права на долю в наследстве.

Все бытие помещичьего гнезда противоестественно и бессмысленно, с точки зрения подлинно человеческий интересов, враждебно творческой жизни, созидательному труду, нравственности, что-то мрачное и губительное таится в недрах этой пустой жизни. Укором головлевщины является Степан, чья драматическая смерть завершает первую главу романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но мальчик с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, Степкой-балбесом.

В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей и даже преступником. Тяжким было и студенчество Степана. Отсутствие трудовой жизни, добровольное шутовство у богатых студентов, а затем пустая департаментская служба в Петербурге, отставка, разгул, наконец, неудачная попытка спастись в ополченцах физически и нравственно истрепали его, сделали из него человека, живущего ощущением, что он, какчервяк, вот-вот подохнет с голоду.

И перед ним осталась единственная роковая дорога в родное, но постылое Головлево, где его ждут полное одиночество, отчаяние, запой, смерть. Из всего второго поколения семьи Степан оказался самым неустойчивым, самым неживучим. В следующей главе По-родственному действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе. Но как изменились персонажи и отношения между ними! Властная глава семьи Арина Петровна превратилась в скромную и бесправную приживалку в доме младшего сына Павла Владимировича в Дубровниках.

Головлевским имением завладел Иудушка. Он теперь становится почти главной фигурой повествования. Как и в первой главе, здесь тоже идет речь о смерти другого представителя молодых Головлевых Павла Владимировича. Щедрин показывает, что первоначальной причиной его преждевременной смерти является родное, но гибельное имение. Он не был постылым сыном, но его забыли, на него не обращали внимание, считая дураком.

Павел полюбил жизнь особняком, в озлобленном отчуждении от людей; у него не было никаких склонностей, интересов, он стал живым олицетворением человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Затем бесплодная формальная военная служба, отставка и одинокая жизнь в Дубровниках, праздность, апатия к жизни, к семейным узам, даже к собственности, наконец, какое-то бессмысленное и фантастическое озлобление разрушили, обесчеловечили Павла, привели его к запою и физической смерти. Последующие главы романа также повествуют о духовном распаде личности и семейных связей, об умертвениях.

Наряду с этим в Семейных итогах автор берется разъяснить нам, в чем отличие его героя от распространенного типа сознательных лицемеров: Иудушка просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершении всего боялся черта. Все это отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия. Свой взгляд на Порфирия Головлева автор раскрывает с большой отчетливостью: Иудушка не просто лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов. Порфирия Владимирыча характеризует полное нравственное окостенение вот главный диагноз писателя-сатирика.

В этом одна из разгадок приобретательского рвения щедринского героя. Но в этом и заключается по убеждению Салтыкова-Щедрина, источник страшной для человека и его близких трагедии. Не случайна в этой главе смерть сына Порфирия Головлева Владимира. Рассказано здесь о духовном и физическом увядании Арины Петровны, об одичании самого Иудушки.

Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки. Они вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о самостоятельной, честной трудовой жизни, о служении высокому искусству. Но сестры, сформировавшиеся в постылом головлевском гнезде и получившие опереточное воспитание в институте, не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей.

Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их. Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них Иудушка, набожный пакостник, язва смердящая, «кровопивушка. Щедрин не только предрекает смерть Порфирия.

Писатель вовсе не хочет сказать, что Иудушка лишь ничтожество, которое будет легко устранено поступательным развитием вечно обновляющейся жизни, не терпящей мертвенности. Щедрин видит и силу Иудушек, источники их особой живучести. Да, Головлев ничтожество, но этот пустоутробный человек гнетет, терзает и мучает, убивает, обездоливает, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечный умертвий в головлевском доме. Неоднократно писатель подчеркивает в своем романе, что безмерный деспотизм Арины Петровны и утробное, несущее смерть лицемерие Иудушки не получали отпора, находили благоприятную почву для своего свободного торжества. Это и держало Порфирия в жизни. Сила его в изворотливости, в дальновидной хитрости хищника.

Как он, помещик-крепостник, ловко приспосабливается к духу времени, к новым способам обогащения! Самый дикий помещик старых времен сливается в нем с кулаком-мироедом. И в этом сила Иудушки.

Наконец, он имеет могучих союзников в лице закона, религии и господствующих обычаев. На них Иудушка и смотрит как на своих верных слуг. Религия для него не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания. И закон для него сила обуздывающая, карающая, служащая только сильным и угнетающая слабых. Семейные отношения также лишь формальность. В них нет ни истинного высокого чувства, ни горячего участия. Служат они тому же угнетению и обману.

В щедринском романе перед чи-тателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и вну-ки. В первом поколении семья еще кажется креп-кой. Арина Петровна со свойственной ей энергией и предприимчивостью закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье наруша-ются естественные человеческие отношения. Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения — и во втором поколении черты «выморочности», обре-ченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни. Умирают Аннушка, Степан, человек по-своему талант-ливый, окончивший даже университет, но не имев-ший внутренних сил, чтобы противостоять окружа-ющей его гнилой среде, умирает его брат Павел...

Сама Арина Петровна вынуждена была признать, что ее исключительное служение семье на самом деле было служением призраку, который она сама же и создала: «Всю жизнь она что-то устраивала, над чем- то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не схо-дило у нее с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергла себя лишениям, истязала себя, изуродо-вала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что се-мьи-то именно у нее и нет!»

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура сред-него сына Арины Петровны — Порфирия, прозванно-го Иудушкой. Образ Иудушки — олицетворение хищ-ничества, жадности, лицемерия. Он, погубивший всех своих близких — мать, братьев, детей, племян-ниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Щедрин показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой. Порфирий лицемерит постоянно — не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практи-ческой пользы. Щедрин специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа. Тар-тюф лжет сознательно, преследуя свою определен-ную и конкретную цель, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Щедрина ре-чевая характеристика. Так, явившись к умирающе-му брату Павлу, Иудушка буквально изводит его своим тошнотворным и елейным пустословием — тем более омерзительным, что оно приправлено «род-ственными» словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов: «маменька», «дружок», «подушечка», «водичка» и даже «маслице деревянненькое».

В реальной жизни Иудушка далеко не всегда мог полностью утолить свою жажду стяжательства, склон-ность к тиранству. Тогда он создает для себя некий фантастический мир, в котором он «неизменно дохо-дил до опьянения; земля исчезала у него из-под ног». Материал с сайта

Только перед самой смертью «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без поль-зы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он соста-рился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его. Зачем он один? Зачем он видит кругом не только равнодушие, но и ненависть? Отчего все, что ни прикасалось к нему, — все поги-бало?» Происходит пробуждение одичавшей совести, что представляет собою элемент трагический. Не случайно в период работы над «Господами Головлевыми» Щедрин признавался, что ему «хотелось бы и трагического попробовать». Мотив прозрения стал ведущим в романе. Прозрение, настигающее каждого из членов семьи Головлевых, становится своеобразным судом совести, нравственным возмез-дием.

В «Господах Головлевых» Щедрин почти не при-меняет приемов, характерных для «Истории одного города». Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологи-ческого анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева. Психологический анализ ведется с помощью слож-ного переплетения речевого строя персонажей с ав-торской оценкой их мыслей и переживаний. Авторс-кое начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей его конкретности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему что погубило семью головлевых
  • школьный отзыв о романе господа головлевы
  • антон васильевич господа головлевы
  • ntcn ujcgjlf ujkjdktds
  • библейские образы в романе господа головлевы

Тема: Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки.

Цель: 1) на примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации личности; 2) развивать умение анализировать поступки героев произведения, делать выводы; 3) воспитывать бережное отношение к семейным ценностям.

Оборудование : презентация, отрывок из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978)

Тип урока : урок-семинар

Ход урока:

    Организационный этап. Тема и цель урока - слайд 1

    Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы говорили об истории создания романа «Господа Головлёвы». И узнали о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами: «Семейный суд», «Семейные радости», «По-родственному», «Семейные итоги». Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства, Арины Петровны, слово “семья” не сходит с уст.

    Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? (запись в тетради)

Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. А какова, по-вашему, формула семейного счастья? Формула семейного счастья - это любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…

    Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.

    И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых. Кто такие господа? Соотносится ли это значение слова с нашими героями?

    Арина Петровна Головлёва (сообщение уч-ся) – слайд 2. (стр. 9 текст) Учащиеся составляют кластер, отражая в нём черты характера героини, её жизненную позицию.

Арина Петровна: полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь. – слайд 3.

В коллекции «слабосильных людишек» головлёвской семьи исключение представляет Арина Петровна Головлёва. Властная и энергичная женщина, она «случайным метеором» блеснула на фоне «безвыходного неблагополучия», «паскудства» и пьяной неурядицы головлёвской семьи. Полновластная хозяйка дома, она деспотически и бесконтрольно управляет крестьянами и домочадцами. Вся её жизнь отдана стяжанию. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка, в конце же концов оказывается, что семьи у нее никогда не было. Муж её, человек безалаберный и озорной, вёл жизнь праздную и был ей совершенно чужд. Его она иначе не называла, как «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Дети для неё - обуза, они «не затрагивали ни одной стороны её внутреннего существа». Своих сирот-внучек она кормит протухлой солониной, преследует их упрёками: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы. Дворовых она тиранит, ест поедом; домашние перед ней трепещут. Головлёво, которым владеет Арина Петровна, представляется её сыну Степану «гробом». «Заест она меня,- думает он о матери… Не с кем молвить слова, некуда бежать - везде она, властная, цепенящая, презирающая». Грубость и привычка повелевать прекрасно выражаются в её речи, в стремлении давать окружающим прозвища, обидные клички. «Говори! не виляй хвостом... сума перемётная!» - приказывает она бурмистру. «Что я без поганок-то без своих делать буду?» - тревожится она при первых слухах об отмене крепостного права. Бурмистру, докладывающему о том, что Степан Владимирович «нехорош», она отвечает: «Небось, отдышится, ещё нас с тобой переживёт! что ему, жеребцу долговязому, сделается! Кашляет! иной сряду тридцать лет кашляет, и всё равно, что с гуся вода!» Грубость соединяется в её характере с лицемерием и ханжеством. Боясь худой славы, осуждения со стороны соседей, она берёт к себе в дом осиротевших внучек и при этом говорит: «У бога милости много... сиротки хлеба не бог знает, что съедят, а мне на старости лет - утешение. Одну дочку бог взял -двух дал!» И в то же время пишет сыну Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков...» Образ Арины Петровны - образ типический. Такие характеры неизбежно возникали и развивались в условиях усадебного хозяйства, бесконтрольного распоряжения жизнью и имуществом сотен и тысяч крепостных. К новым условиям жизни такие натуры приспособиться не могли. С отменой крепостного права рушится «семейная твердыня, воздвигнутая неутомимыми руками Арины Петровны», и сама она становится приживалкой в доме младшего сына. Эта перемена сказалась и на её внешности: «Голова её поникла, спина сгорбилась, глаза потухли, поступь сделалась вялой, порывистость движений пропала». Изменяется и характер её речи, ставшей теперь льстивой, просительной. Бывшая полновластная хозяйка огромного имения становится «лишним ртом», существом, всем чуждым, ведущим постылую, никому не нужную жизнь. После выступления – проверка кластеров.

    Посмотрим, из кого состоит семья Арины Петровны. Рассказ о Владимире Михайлыче ( сообщение уч-ся) – слайд 4. (стр. 10 текст) Составление кластера. Владимир Михайлыч: безалаберный, бездельник, озорной характер, сочинял «вольные стихи», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка» - слайд 4

Глава семейства Головлёвых, Владимир Михайлыч, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером…. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т.д. и занимался сочинением так называемых «вольных стихов», которые Арина Петровна не любила и называла паясничеством. Свою жену он называл «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа – «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»… «Находясь в таких отношениях, они пользовались совместною жизнью в продолжение с лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в голову, чтобы подобная жизнь заключала в себе что- либо противоестественное.» (Проверка кластеров )

    «Немного более счастлива была Арина Петровна в детях». Детей у ней было четверо: три сына и дочь. «О старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, она не то чтоб любила, а словно побаивалась». Рассказ о Степане Владимирыче (сообщение уч-ся) – слайд 6. Кластер: Степан Владимирыч: Стёпка-балбес, Стёпка-озорник, шут, приживал, постылый, даровитый малый, впечатлительный, умный человек.

(проверка кластера – слайд 7) Текст стр. 11

Степан Владимирыч, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль шута. Это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование и степень кандидата. Способный молодой человек получает университетский диплом, но работать не хочет, становится приживалом и попрошайкой у богатых мужиков в городе- крепостных его матери. Выданный ему в счёт наследства доходный дом он прокутил, нанялся в ополчение. Но и там оказался непригодным. Всё это физически и нравственно истрепало его, сделало из него человека, живущего ощущением, что он, как червяк вот- вот« подохнет с голоду». И перед ним единственная роковая дорога- в родное, но постылое Головлёво, на поклон к матери. На этом слайде мы видим, как постылый идёт по головлёвской земле, по той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым, постылого же вновь принимает в своё лоно. «Степану Головлёву нет ещё сорока лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше пятидесяти. Жизнь до такой степени истрепала его, что не оставила на нём никакого признака дворянского сына.» Судьба Степана - полуголодное существование, одиночество, полное забвение («не с кем молвит слова, некуда бежать»), отсутствие хоть какой-то веры, душевных сил, запой и смерть.

    Рассказ об Анне, старшей в семье после Степана. Текст стр. 13. – прочитать .

После Степана Владимировича, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна не любила говорить.

«Дело в том, что Аннушка не только не оправдала её надежды, но и вместо того на весь уезд учинила скандал: в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним.

Так без родительского благословения, как собаки и повенчались! – сетовала по этому случаю Арина Петровна… И с дочерью Арина Петровна поступила столь же решительно, как и с постылым сыном: взяла и «выбросила ей кусок». Она отделила её капитал в пять тысяч и деревушку Погорелку в тридцать душ с упало ю усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми – близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей – неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле»

5) Младшие дети: Павел и Порфирий. Рассказ о Павле (сообщение уч-ся)

Текст стр. 15. Кластер: Павел: «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо», боялся матери как огня» (проверка кластера-слайд 8)

Младший сын Павел «еще мальчиком не высказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей». Может быть, он был добр, но никому добра не сделал, может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня. После того, как Арина Петровна перебралась к нему в Дубровино, Павел Владимирыч принял ее довольно сносно, то есть обязался кормить и поить ее и сирот – племянниц. Но Павел Владимирыч пил. Страсть получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу. Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную фантастическую действительностью... Он пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть благодаря претензии Порфирия на главенство в доме. В особенности же припомнил раздел имущества, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли и ненавидел. Таким образом шли дни за днями, покуда, наконец, Павел Владимирыч не очутился лицо к лицу со смертным недугом. При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимирыча, с смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Очень возможно, что в мирской оценке качеств покойного Павла неясно участвовало и сравнение с Порфирием. Какое чувство вызывает у вас этот человек? Почему?

    Любимый сын Арины Петровны - Порфирий Владимирыч Головлёв, прообразом которого послужил родной брат М. Е. Салтыкова- Щедрина Дмитрий. Рассказ о Порфирии (сообщение уч-ся) – слайд 9. Текст стр. 14. Кластер: Порфирий Головлёв: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец». (проверка кластера – слайд 10). Этот человек избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах - и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

    Фрагмент из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978) «Иудушка у постели умирающего Павла» (46 минута) Ваши впечатления? Вроде бы Порфирий пришёл к брату с лаской и утешением, пытается его подбодрить, встаёт на колени, молится, а на самом деле его интересует один вопрос: сделал ли брат распоряжение насчёт имения? Кому достанется капитал?

    Роль портрета Иудушки в раскрытии образа:

    Лицо «у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью», иногда оно «бледнело и принимало угрожающее выражение».

    Глаза его «блестели», «источали чарующий яд», «петлю накидывают».

    Взгляд «пристальный взгляд казался загадочным».

Тайна имени: Иудушка - тот, кто скрывает скопище пороков (лицемерие, подлость, пустозвонство, безжалостность, никчемность) под маской добродетели.

    «Под маской добродетели». Три маски Иудушки

    « БЛАГОВОСПИТАННЫЙ СЫН»: Притворная почтительность как способ получения лакомого куска- это и есть та простейшая истина, которая запала в детскую душу Порфиши, всё более развиваясь в дальнейшем, сделала его лицемером- хищником. Если в детстве Иудушка за сыновнюю преданность получал лучшие куски за столом, то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Он стал владельцем Головлёва, прибрал к рукам все капиталы матери, обрёк эту некогда грозную и властную хозяйку на заброшенность и одинокое умирание, поминая при этом через каждое слово Христа и сопровождая свои подлые поступки молитвами и благочестивыми речами. Сделался властелином всех головлёвских богатств.

    «ЗАБОТЛИВЫЙ БРАТ»: Бескорыстнейший поборник справедливости, миротворец на словах, призывающий всё решать «ладком и мирком», Иудушка разжигает междоусобицы в семье, действуя « по- родственному», « по- божески», « по закону». Он лицемер- пустослов, прикрывающий свои коварные замыслы против родни притворно - ласковой болтовнёй о пустяках. При этом говорит не то, что думает, говорит не так, как поступает. Разительно противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями Иудушки. Он прикидывается любящим братом – и с наслаждением наблюдает за смертью Степана и Павла, прибирая к рукам их капиталы. Кровопивец держит в страхе окружающих его родственников, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель.

    « ЧАДОЛЮБИВЫЙ ОТЕЦ»: Иудушка Головлёв был неспособен « не только на привязанность, но и на простое сожаление». Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекает на гибель поочерёдно каждого из трёх своих сыновей. Покончил с собой старший сын Владимир, женившись без отцовского согласия. Умирает в Сибири Пётр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга. Младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в воспитательный дом, до которого ребёнок, скорее всего, и не доехал. Иудушка выбрасывает в жизнь ребят, как щенков в воду, и оставляет «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе.

    Работа с таблицей, в которой отражены черты характера Иудушки, ему не присущие, это лишь маска. Предлагаю указать истинное лицо главного героя романа.

Слова для справок: эгоизм; безнравственность; жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки мысли; пренебрежение к важнейшим христианским заповедям; пустобрёх; бездельник; озлобленность, равнодушие.

МАСКА

ИСТИННОЕ ЛИЦО

Озлобленность, равнодушие

Любовь к окружающим, родственные чувства

«Правильные» и «справедливые» рассуждения

жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки

Высокая нравственная мораль

безнравственность

Религиозный, богобоязненный человек

пренебрежение к важнейшим христианским заповедям

Труженик (вечный и неутомимый)

бездельник, пустобрёх

Вывод: Иудушке свойственна склонность к пустословию, его одолевает бес стяжательства, накопительства, соединённый с вечным притворством, страстью к вымучиванию своих жертв. В Иудушке угадываются и чудовищная скупость Плюшкина, и хищная схватка Собакевича, и жалкое скопидомство Коробочки, и слащавое празднословие Манилова, и беспардонная ложь Ноздрёва, и даже плутовская изобретательность Чичикова. Но его основное оружие- лицемерие. Он бесконечно лжёт и тут же клятвенно заверяет: « Я люблю правду». Он злопамятен и мстителен, но утверждает: « Я всем прощаю». Причиняя всем окружающим зло, он заявляет: « Я всем добра желаю». Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Аннинке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!” Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы. Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое.

    Рассказ о молодом поколении семейства Головлёвых: Володенька, Петенька, Аннинька, Любинька (сообщения уч-ся) – слайд 11 Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

    Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?

Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых. «Семейный суд» - умирает Степан Владимирович, «По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия, «Расчет» - умирает Порфирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.

    Какое впечатление произвело на вас это произведение?

    Актуален ли роман сегодня? Чем?

Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.

    Этап информации о д/з: написать эссе «Какие уроки получили, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»