Хобби

Технологический процесс работы склада организации. Полы на складе

Если в вашей собственности есть участок земли, который не используется по назначению или с расположенными на нем готовыми сооружениями, то такая перспектива, как организация склада является оптимальным вариантом рационального использования этой собственности. Приняв решение, в первую очередь, встает вопрос, с чего же надо начинать?

Достаточно представлять только масштаб будущей деятельности на ближайший период времени. Причина такого подхода – многогранность выбранного направления. затрагивают весь спектр экономической деятельности современного бизнеса, а значит, предстоит постоянная модернизация оборудования, расширение перечня услуг и совершенствование подходов к управлению и организации процесса.

Под масштабностью будущей деятельности подразумевается объемы предполагаемого товарооборота, а самое главное – сумма, которая будет инвестирована в проект. Когда все подготовительные мероприятия завершены, следует приступать к конкретным действиям. Большим подспорьем будет предварительно заручиться поддержкой компетентных лиц, которые имели опыт создания подобных объектов.

Начальные этапы

В любом случае предстоит выполнить следующие шаги:

  • выполнить проработку проектной документации по всем направлениям планируемых работ;
  • выполнить все строительно-ремонтные работы, проконтролировать качество возведения новых сооружений или ремонт существующего фонда;
  • произвести закупку необходимого оборудования для комплектации склада;
  • получить разрешительные документы на ввод складских помещений в эксплуатацию;
  • нанять и при необходимости обучить персонал, который будет обслуживать складские помещения.

Чтобы возвести складские сооружения, для начала нужно составить проект зданий и сооружений в соответствии с требованиями управления архитектуры, обеспечить территорию всеми необходимыми коммуникациями, такими как вода, газ, канализация, электричество, интернет. Затем, нужно найти строительно-монтажную фирму, которая по этому проекту осуществит все необходимые строительно-ремонтные работы. Это предприятие должно иметь соответствующие разрешительные документы, лицензию, положительные отзывы и квалифицированных работников.

Следующим этапом будет закупка основного и вспомогательного складского оборудования. К нему относятся: стеллажи, поддоны, ящики, грузовые телеги, столы, стулья. При необходимости приобретаются средства автоматизации процесса учета: сканера штрих-кодов, терминалы БД, компьютерное оборудование и другие вещи, необходимые для осуществления процедуры временного хранения товара на складе хранения грузов. Для реализации расширенного перечня складских услуг понадобится погрузочная техника (подъемные краны, автопогрузчики, механические тележки). В обязательном порядке необходимо закупить оборудование для видео наблюдения, санитарной и пожарной охраны.

Организация склада сезонных вещей в области введения в эксплуатацию складских помещений заканчивается получением разрешительной документации от органов госнадзора. Одним из таких документов является Акт обследования склада временного хранения (СВХ), на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям. К ним относится требование обеспечения безопасных и комфортных условий труда персонала (микроклиматические и санитарные условия), соблюдение противопожарных и анти-эпидемиологических норм.

Организация труда и рабочего процесса

Итак, складские помещения построены, складское оборудование закуплено и установлено, разрешительная документация получена. В организацию рабочего процесса на складе входит:

  1. Составление должностных инструкций;
  2. Непосредственно, процесс найма и при необходимости обучения рабочего персонала;
  3. Выбор системы управления работой склада (СВХ) и основных подходов;
  4. Организация внутрискладского режима;
  5. Организация документооборота;
  6. Организация системы отчетности и поощрений.

Успешная организация склада для хранения грузов осуществима только при наличии квалифицированного персонала, который должен стать одним из самых важных активов предприятия. Не ошибившись в выборе этого звена коллектива, можно в короткие сроки получить прогнозируемый результат роста основных качественных показателей работы. Много внимания нужно уделить комплектации штата сотрудников и четко разграничить их обязанности должностными инструкциями. При необходимости их нужно обучить, или повысить квалификацию. Этот процесс требует дополнительных материальных вложений. В конечном счете, эти относительно незначительные затраты окупятся и позволят избежать различных ошибок, оптимизировать объем штата работников за счет автоматизации некоторых технологических и бизнес-процессов.

Количество нанятых сотрудников должно быть оптимальным и сбалансированным. При смещении равновесия, можно получить ситуацию тотальной безответственности или режим постоянного аврала. И один и второй варианты негативно сказываются на качестве выполняемой работы, провоцирует текучку кадров. Всё это, в конечном итоге, приводит к дополнительным материальным затратам на обучение и адаптацию новичка, компенсацию убытков. Не стоит также активно экономить на зарплате сотрудников. Этот фактор, опять же, провоцирует текучку кадров, нездоровое психологическое состояние коллектива и отсутствие мотивации.

Выбор методики управления складом

В наши дни часто организация склада базируется на адресном методе. Адресное хранение на складе очень актуально там, где имеет место большой ассортимент товара, а значит, на него и будем ориентироваться. На адресных складах товар хранится в ячейках, которые имеют свой уникальный номер. При этом значительно упрощается контроль над движением товаров, оптимизируется маршрут его перемещения, контроль над условиями хранения. Применение автоматизированных складских комплексов по умолчанию подразумевает адресное хранение, так как перемещение грузов контролируется автоматическими манипуляторами без участия человека. Высокий уровень автоматизации позволяет значительно увеличить эффективность работы при незначительном увеличении уровня затрат и издержек.

В случае наличия у предприятия нескольких складских помещений, разнесённых географически, то в таком случае возможно осуществление внутрискладских перемещений между ними. Такой подход зачастую оправдан при сложном прогнозировании динамики спроса на услугу хранения. Вследствие несбалансированности спроса, вероятны случаи недостатка или избытка свободных площадей, что быстро исправляется внутрискладскими перевозками.

Инвентаризация в районе зон хранения должна проводиться в обязательном порядке. Оптимальным считается частота – не менее одного раза в месяц. Это мероприятие направлено на выявление фактов хищения и недоработок в системе управления персоналом (не качественная приемка товаров, пересорты, ошибки в количестве товара в упаковке, и прочие недочеты).

Адресный склад принято разделять на три условные зоны. На первой зоне производятся разгрузочные работы, первоначальная сортировка и определение, в какую зону хранения направится товар в дальнейшем. Второй зоной называют место, где хранится товар, положенный в специальные складские ячейки. В этой зоне все четко делится на ряды и паллеты. Стеллажи и полки четко пронумерованы. Каждая полка разделена на несколько ячеек, которые также имеют свои порядковые номера. В третьей зоне комплектуют и сортируют товар, предназначенный для отправки.

Главным преимуществом адресного метода является то, что для осуществления операций на любом этапе персоналу необходимо минимум информации, так как вся адресная информация товара прописывается в документах. На пример, во время приемки товара в приходном документе уже проставлен адрес, куда надо конкретно ставить каждый вид товара. А при комплектации заказа работнику выдается сборочный лист, где уже четко проставлены адреса необходимого товара. На адресных складах влияние человеческого фактора на процесс работы минимизирован.

Организация и ведение точного документооборота

В наше время практически вся документация ведется в программах, таких как «1С Складской учет», в которых есть все, начиная от договора хранения товара и приходно-расходной документации, заканчивая прайс листами . Надежный учет и контроль над процессом – залог будущего успеха.

Как видно из сказанного, организация склада – процесс сложный и многогранный. Браться за него в одиночку не под силу никому. Следовательно, оптимальным вариантом будет привлечение компаний, которые предоставляют складской аутсорсинг. Такая компания сможет организовать работу по созданию конкретного бизнеса в короткие сроки и «под ключ». Работа специалистов по данному вопросу, поможет предусмотреть обход «подводных камней» и избежать дополнительных затрат.

Функционирование всех компонентов технологического процесса на складе должно осуществляться взаимосвязано. Такой подход способствует четкой координации деятельности всех служб склада, а также лежит в основе планирования и контроля за транспортировкой груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на несколько составляющих:

1) организация закупок и координация действий соответствующих служб;

2) переработка груза как таковая и оформление его документации;

3) координация работы службы продаж.

Координация службы закупки проводится в ходе действий по обеспечению продукцией и в результате управления ведением поставок. Основной смысл снабжения запасами заключается в обеспечении склада продукцией или сырьем в соответствии с потенциальными возможностями его переработки на текущий момент при полном удовлетворении клиентских заказов. В связи с чем, установление необходимости в приобретении запасов должно быть целиком согласовано со службой продаж и действительной мощностью склада.

Этапы технологического процесса на складе. Этап оформления связей между поставщиком и клиентом касается всех функций и операций, за исключением производственного процесса. Сюда может входить прием заказа и его оформление, процесс доставки, т. е. фактическое выполнение заказа. От работников склада требуется владение большим количеством разнообразных операций потому что их обязанности определены различными областями, включая финансовую сферу и сферу сбыта.

Учет и контроль поступающей продукции, а также отправки заказов способствует обеспечению равномерности обслуживания грузопотоков, максимальному использованию имеющихся в наличии складских площадей и необходимые параметры хранения, сокращению сроков хранения запасов, а также интенсификации оборота склада.

Список реализовываемых услуг различными складами имеет значительные отличия, соответственно будут различны и системы осуществляемых складских операций. Рассмотрим перечень складских услуг осуществляемых на складах оптовой торговли, который включает в себя:

разгрузку транспорта;

приемку продукции;

перемещение груза внутри склада;

размещение продукции;

отборки продукции из зон хранения;

комплектование и подготовку продукции к погрузке;

погрузку.

Погрузочно-разгрузочных работ логистический процесс касается в большей степени. Разгрузка представляет собой операцию складского технологического процесса, заключающаяся в опорожнении транспортного средства от груза.

Технология осуществления погрузочно-разгрузочных работ на складе обусловлена характером груза, от вида транспортного средства, а также используемых средств механизации.

Следующей операцией, имеющей значение для комплексного логистического процесса, является приемка прибывших грузов по количеству и по качеству.

Решения по организации материального потока принимаются в зависимости от обработки информационного потока, который часто неверно отображает количественный и качественный состав материального потока. В процессе разнообразных технологических операций в составе материального потока могут совершаться непредвиденные изменения, сверхнормативная убыль и др. Помимо этого возможны просчеты персонала поставщика при комплектации партий отгруженных товаров, в результате чего не исключены недостачи, излишки, несоответствие ассортимента.

В ходе приемки требуется сличить фактические цифры прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это позволяет скорректировать поступившую информацию. Поддерживание необходимых сведений о количестве и качестве груза на складе способствует проведению приемки на всех этапах логистического процесса.

При проведении разгрузки транспорта и приемки продукции следует иметь в виду пункты заключенного соглашения, которые имеют непосредственное отношение к поставке. В соответствии с ними заблаговременно подготавливаются разгрузочные площадки под конкретное транспортное средство и вся погрузочно-разгрузочная техника, которая может понадобиться. Сегодня разгрузка на складах проводится на специально оснащенных разгрузочных транспортных площадках. Специальное оборудование зон, где разгружаются транспортные средства и правильный выбор погрузочно-разгрузочной техники способствуют разгрузке в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза, в связи с чем снижаются простои транспорта, а следовательно, и уменьшаются издержки обращения. Это позволяет добиться максимальной эффективности технологического процесса на складе.

Трудовые операции в складском хозяйстве. Осуществляемые на данном этапе операции состоят из следующих компонентов:

разгрузки транспорта (фур, контейнеров, вагонов и т. д.);

контроля формального и фактического соответствия заказов поставки;

оформления документов на прибывшую продукцию через информационную систему, которая, кстати, позволяет осуществить доставку в кротчайшие сроки и с наименьшими затратами;

создание складской грузовой единицы. Ее размеры, а также оборудования для погрузки складских грузовых единиц, транспортировки, разгрузки и хранения должны находиться в соответствии друг другу. Это способствует эффективному использованию материально-технической базы членов логистического процесса на всех стадиях движения материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции.

В качестве базы для формирования грузовой единицы применяются стандартные поддоны размером 1200 – 800 и 1200 – 1000 мм. Любой груз в стандартной транспортной упаковке не сложно уложить на этих поддонах. Подобный эффект достигается единообразием размеров транспортной тары.

На складе принятый по количеству и качеству груз подвигается на участок хранения.

Перемещение груза внутри склада подразумевает транспортировку материальных запасов между различными зонами склада: с разгрузочного пандуса в зону приемки, оттуда на участок хранения, комплектации и на погрузочную конструкцию. Эта операция осуществляется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка продукции на территории склада должна происходить за минимальное время и кротчайшим маршрутом. Это должно способствовать избежанию повторного возвращения в любую из складских зон и непродуктивного выполнения операций. Необходимо стремиться минимизировать количество перегрузок продукции с одного вида оборудования на другое.

В ходе складирования груз размещается и укладывается на хранение. Основополагающий принцип рационального складирования – эффективное использование складских помещений. Это достигается оптимальным выбором организации складирования, складских технологий и оборудования. Оснащение склада под хранение должно соответствовать характерным особенностям груза и способствовать максимальному использованию высоты и площади склада. При этом площадь под рабочие проходы должна быть минимальной, но подходящей для нормальной работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Например, тарно-штучные грузы могут держаться на стеллажах или в штабелях.

Чтобы упорядочить хранение материальных запасов и разместить их наиболее рационально, применяют систему адресного (фиксированного) хранения или свободного (продукция размещается на любом свободном месте) выбора зоны складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

закладку материальных запасов на хранение;

хранение материальных запасов и поддержание подходящих для этого факторов;

инвентаризацию запасов на складе, выполняемую через информационную систему.

Для примера рассмотрим способы хранения формовочных и шихтовых материалов, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Способы хранения формовочных и шихтовых материалов

Основные требования обеспечения безопасности при хранении формовочных и шихтовых материалов представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные требования обеспечения безопасности при хранении формовочных и шихтовых материалов


Обычно отпускаемая продукция представляет собой незначительную часть ассортимента, поэтому ее лучше размещать в удобных, предельно приближенных к участкам отпуска местах, параллельно зонам, где грузопоток наиболее интенсивен.

Прием и отправка продукции со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 3).

Рис. 3. Разделение потоков на складе

Продукцию, необходимость, в использовании которой возникает не часто, располагают параллельно зонам, где грузопоток наименее интенсивен. Вдоль таких зон могут находиться также товары больших размеров и продукция, складируемая без упаковки, так перемещение этих материальных запасов, как правило, связано с определенными трудностями.

Интересен пример, который приводит А. М. Гаджинский. Он рассматривает склад, ассортимент которого включает 27 позиций (табл. 3, позиции а, б, в,…, я). Продукция в данном примере располагается в стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми грузовыми пакетами, и все операции с ним целиком автоматизированы. Всего за предшествующий период было отпущено 945 грузовых пакетов.

Таблица 3. Реализация за предшествующий период

В этом примере почти все заказанные грузы составили 6 позиций ассортимента (позиции н, д, г, к, у, ю). А. М. Гаджинский подчеркивает, что «при размещении запаса на складе без учета скорости оборота разных позиций суммарный пробег техники при укладке на хранение и отборке возрастает в 2–3 раза». Не вызывает сомнения тот факт, что продукцию по наиболее востребованным позициям ассортимента следует разместить в зонах, где грузопоток наиболее интенсивен.

Еще одна операция в технологическом процессе на складе представляет собой отборку товаров из зоны хранения. Она может воплощаться в жизнь двумя ключевыми способами:

отборка полного грузового пакета;

отборка доли пакета без смещения поддона.

К исполнению потребительского заказа приступают с отборки материальных запасов на участках хранения. Отборка проводится в соответствии со счетом-фактурой или отборочным листом.

Методы отборки продукции:

индивидуальная отборка (для одного заказчика) представляет собой последовательное комплектование каждого заказа в отдельности. При индивидуальной отборке товары немедленно упаковываются, по завершении процедуры отборки проверяются и отсылаются получателю;

комплексная отборка (для нескольких клиентов) представляет собой отбор продукции одновременно для нескольких потребителей по общему отборочному листу; Комплектование осуществляется из массы самых разнообразных единиц хранения определенного ассортимента, который имеется на складе в данный момент, в соответствии с потребительским заказом.

Эта операция может быть полностью механизирована или выполняться с помощью средств малой механизации.

Как было упомянуто выше, склады отличаются друг от друга по уровню механизации и технической оснащенности. Механизированная отборка используется преимущественно на крупных складах и терминалах. Материальные запасы, спакетированные на поддоне, снимаются посредством механизма с участка укладки и в виде полной транспортной единицы перебрасывается на участок комплектования заказов. В закрытых помещениях обычно применяется напольный безрельсовый транспорт, а на площадках под открытым небом механизмы, работающие на бензине, дизельном топливе или газе. Могут быть использованы автопогрузчики, мостовые и козловые краны и т. д.

На автоматизированных складах отборка осуществляется с помощью автоматизированных средств – таких, как стеллажные краны-штабелеры, робокары и т. д. Ручная отборка проводится при отпуске незначительного объема продукции, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, складируемых на стеллажах.

На статистических складах отборщик перемещается параллельно ячейкам стеллажа в специализированном стеллажном подъемнике, отбирая требуемую продукцию.

На высотных динамических складах стеллажный подъемник без участия работника подается в ячейки с нужным грузом. Посредством телескопического вилочного захвата пакет с грузом извлекается из места хранения и перевозится к рабочему месту отборщика. Нужная часть материальных запасов отбирается, остаток возвращается на место складирования.

Высота статистических складов , как правило, не превышает 12 м. Длина стеллажей не имеет обязательной величины, но наиболее подходящим принято считать соотношение 1/5.

Динамические склады обычно масштабнее статистических. Высота стеллажей может варьироваться от 25 до 40 м, а длина – вплоть до 150 м.

Процесс комплектации представляет собой подготовительные работы в отношении товара согласно потребительским запросам.

Комплектация и отгрузка заказанной продукции включают следующие этапы:

получение потребительского заказа (отборочный лист);

отбор товара каждого наименования в соответствии с отборочным листом;

индивидуальную комплектацию отобранной продукции для определенного потребителя в соответствии с его заказом;

подготовку груза к отправке (упаковка, укладывание на товароноситель);

оформление документов на подготовленную продукцию и осуществление контроля подготовки заказа;

совмещение потребительских заказов в единую транспортную партию и заполнение накладных;

подача и укладка груза в транспортное средство.

Комиссионирование потребительские заказов осуществляется на территории комплектации. Делопроизводство проводится через информационную систему. Если система ранения носит адресный характер, в отборочном листе отображается место отбираемого товара. Это позволяет уменьшить сроки отборки и способствует отслеживанию выдаче материальных запасов со склада.

Информационная система упрощает комплектацию отправки и способствует оптимально задействовать транспортное средство посредством объединения грузов в экономичную партию. При этом выбирается наилучший маршрут доставки продукции. Отгрузка ведется на специальной погрузочно-разгрузочной площадке (требование к проведению результативной отгрузки практически не отличаются от требований к разгрузке).

Если оптовая фирма сама доставляет продукцию клиенту со склада, то на участке, расположенном отдельно от основного помещения склада следует организовать отправочную экспедицию, где будут сосредотачиваться подготовленные к отгрузке материальные запасы и обеспечиваться их доставка заказчикам.

Технологический процесс на складе заканчивается операцией погрузки . Отобранная продукция перемещается в зону комплектования потребительских заказов, где контролируется верность отборки складских единиц в соответствии с клиентскими заказами. После чего груз укладывается в многоразовую упаковку. В каждую единицу инвентарной тары закладывается упаковочный лист, существование которого способствует повышению ответственности сотрудников склада за точность комплектования партии и активизирует процесс приемки продукции в магазинах. Инвентарную тару с грузом пломбируют и отправляют в экспедицию, где проводится комплектование партий груза по заранее спланированному маршруту до места назначения согласно местонахождению конкретных заказчиков.

При организации таких отправок должна приниматься во внимание грузоподъемность применяемых автотранспортных средств. Готовые партии продукции в экспедиции учитываются в особом журнале, в котором записывается заказчик, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, число мест, подлежащих отправке, номера тары. Заведующий экспедицией удостоверяет подписью прием продукции к отправке. После возврата платежных требований – поручений с распиской получателя груза в журнале делается соответствующая запись. Экспедиция заказывает транспортное средство и организует отправку продукции заказчику.

Образец письменной заявки заказчика, прилагаемый к договору транспортной экспедиции

от «___» _______ 2008 г. N___

Просим рассмотреть возможность отправки груза

Маршрут

Город отправления

Город назначения

___________________________________________

Транспорт

___________________________________________

Планируемая дата отправки

___________________________________________

Информация о грузе

Характер груза

___________________________________________

Общий: вес груза (кг) / объем груза (м 3)

___________________________________________

Количество мест / Максимальные: габариты одного места (см) / вес одного места (кг)

___________________________________________

Характер упаковки

___________________________________________

Особые условия доставки

___________________________________________

Заключить договор страхования / объявить страховую стоимость (руб.)

___________________________________________

Вызов курьера с машиной

___________________________________________

Адрес получения груза

(если вызов курьера с машиной)

___________________________________________

Подробный адрес

___________________________________________

___________________________________________

Контактное лицо

___________________________________________

Отправитель

___________________________________________

Подробный адрес

___________________________________________

___________________________________________

Контактное лицо

___________________________________________

Получатель

___________________________________________

Подробный адрес

___________________________________________

___________________________________________

Контактное лицо

___________________________________________

Дополнительные сведения

Кто оплачивает отправку

___________________________________________

Форма оплаты

___________________________________________

Реквизиты плательщика (ИНН, КПП)

___________________________________________

Информацию по отправке груза просим сообщить (контактное лицо, телефон)

___________________________________________

Счета фактуры и акты выполненных работ просим выслать по адресу (индекс обязателен)

___________________________________________

Заявку оформил

Фамилия Имя Отчество

___________________________________________

Телефон для связи

___________________________________________

Образец заполнения упаковочного листа

Упаковочный лист составляется в свободной форме, но он должен включать строго определенные сведения.

1. Наименование продукции.

2. Маркировка, артикулы и т. д..

3. Вес нетто/брутто.

4. Количество.

5. Вид инвентарной тары.

6. Количество и вид грузовых мест.

7. Подпись ответственного лица, печать организации.

Продукцию, подготовленную к отправке, препровождается в зону погрузки. В транспортном средстве груз размещают, принимая во внимание эффективность использования его площади, а также с учетом маршрута следования.

При любом действующем процессе производства и распределения материальных ценностей, неизбежно возникает Склад. Это правило относится к любой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость "производства" продукта иногда составляет всего 30% от конечной цены, а в остальных 70% значительна доля склада и всего связанного с ним. Вот почему складу в структуре любой компании должно уделяться значительное внимание.

Из традиционно второстепенного, склад превратился в ключевое звено, способное как увеличить прибыль, так и свести на нет все достижения успешного предприятия. Причина - повсеместное обострение конкуренции и, как следствие, стремление в целом уменьшить накладные расходы, в том числе за счет оптимальной организации склада. Экономистами подсчитано, что при хорошо развитом производстве, одинаковый объем вложений в основной бизнес компании и в склад, дает ощутимо большую отдачу при инвестировании в складское хозяйство, которое, как правило, имеет значительные резервы повышения эффективности.

Двух одинаковых складов не бывает, поэтому все рекомендации, верные в общем случае, нужно правильно адаптировать к каждому конкретному.

Цель данных материалов - дать правильный подход к общей организации склада и выбору технологического оборудования для этого.


Территория склада

Собственно складской комплекс начинается с прилегающей территории, имеющей не меньшее значение, чем само здание. Здесь должно быть достаточно места для маневров и постановки транспорта под погрузку/разгрузку, а если этого требует технология - отстоя транспортных средств.

Самый современный, прекрасно оснащенный склад будет неэффективен если транспорт будет стоять в пробках на подъезде к нему или с трудом маневрировать на его территории. Желательно организовать движение так, чтобы входящий и исходящий потоки транспорта не создавали друг другу помех.

При строительстве нового склада стоит предусмотреть возможность его дальнейшего расширения в будущем, для чего соответственно расположить погрузо-разгрузочный фронт. Это не повлияет на текущую работу уже запущенной части склада, но позволит сэкономить значительные средства при дальнейшем расширении комплекса.


Погрузо-разгрузочный фронт

Существует два принципиальных подхода к оборудованию погрузочного фронта - пол склада приподнят (рампа) и - пол склада находится на уровне земли (груз поднимается до борта машины). Второй вариант несомненно дешевле и проще в строительстве, - это главное его достоинство.

При такой организации работы в зоне отгрузки обычно используются классические погрузчики , реже встречаются Рич-траки (штабелеры с выдвигающейся кареткой), и штабелеры с телескопическими вилами. Этот способ погрузки можно рекомендовать при невысоком грузообороте или работе с нестандартными по габаритам и весу грузопакетами.

Во всех остальных случаях он не обеспечивает интенсивной работы, так как погрузчику необходимо поднять груз на высоту около 1 метра и повернуть перпендикулярно борту машины, что требует определенного времени.

В случае разгрузки фуры через задние двери придется "запускать" в машину грузчиков с гидравлической тележкой, которые будут подтаскивать груз к краю машины - ведь только там его можно взять погрузчиком или штабелером.

Поэтому склады с полом на уровне земли можно рекомендовать как экономически оправданное решение, если на складе невысокий грузооборот и можно позволить долгую стоянку разгружаемого транспорта.

В настоящее время, несмотря на увеличение стоимости капитальных сооружений, подавляющее большинство современных складов строится с погрузо-разгрузочной рампой. В этом случае пол склада приподнят над уровнем земли (обычно 1200 мм), что позволяет складскому транспорту заезжать с грузом прямо в автомобиль.

В зависимости от специфики работы возможны три основных типа постановки транспорта для погрузки (см. иллюстрацию).

При стоянке торцом кузова достигается максимальное количество погрузочных ворот по фронту рампы (наиболее часто встречающийся вариант). При боковой постановке машины появляется доступ сразу ко всему кузову, что может быть удобно при обработке специфических грузов.

Наличие рампы позволяет установить дополнительное оборудование, значительно ускоряющее процесс погрузки-выгрузки. Существует много способов облегчения въезда в кузов - от простейших перекидных мостиков (часто заменяемые листами металла), откидных балансируемых рамп, закрепленные на краю эстакады, до наиболее эффективных технических средств, обеспечивающих быстрый проезд складской техники внутрь машины:

Это электрогидравлический выравниватель (док-левеллер), монтируемый непосредственно в створе ворот. Обычно он устанавливается на высоте 1200 мм от земли, при этом способен компенсировать перепады вверх 400-600 мм и вниз 350-400 мм. Такой выравниватель в сочетании с маневренными и эффективными самоходными транспортировщиками паллет обеспечивает наибольшую эффективность погрузо-разгрузочного фронта (см. иллюстрацию).

Для сравнения можно привести такой пример.

Ежедневный оборот склада составляет 150 паллет. Рассматриваются три варианта работы: с уровня земли погрузчиком, с рампы гидравлической тележкой и с рампы самоходным транспортировщиком паллет (см. иллюстрацию).

В первом случае производительность 23 паллеты в час, во втором - 17 , в третьем - 32 паллеты в час. Несмотря на наибольшие начальные вложения третий вариант экономически наиболее эффективен и при высоком грузообороте может обеспечить экономию до 20% средств в зоне отгрузки склада.

В общем случае, если склад оборудован рампой и должен обеспечивать высокий грузооборот, рекомендуется использовать самоходные транспортировщики паллет (см. фото).

А в случае очень высокой интенсивности - транспортировщики с платформой для оператора, для ускорения процесса разгрузки и перемещения товара (см. фото).

Особый случай представляют высокие производственные помещения, в настоящее время часто переоборудуемые под склады. Как правило, пол такого "склада" расположен на уровне земли, что является большим минусом, но при этом высокие потолки и большие пролеты позволяют организовать хороший склад.

Что же можно сделать в этом случае для улучшения ситуации в зоне отгрузки? Решение простое - поднять уровень пола в створе ворот до уровня кузова машины. Иногда для этой цели используются гидравлические подъемные столы - но они не обеспечивают высокой скорости работы.

Для действительно интенсивной работы правильно будет построить съезд, начинающийся от уровня пола склада и поднимающийся на высоту кузова машины к створу ворот - так погрузчик сможет заезжать непосредственно в машину. Однако при этом теряется дорогая площадь под съездом внутри склада.

Поэтому применяют еще одно решение - перед погрузочным створом по фронту склада делают выемку, по глубине соответствующую высоте пола основного отгрузочного транспорта. У этого способа есть два ограничения: наличие перед складом достаточного пространства для маневров транспорта и необходимость устройства стока дождевых и талых вод (см. рисунок).

В обоих вышеописанных способах устройства "псевдорампы" возможно оснащение погрузо-разгрузочных створов стандартным набором оборудования (ворота, выравниватели, терморукава).

Еще дной неотъемлемой частью погрузочного фронта являются ворота и находящиеся в их створе герметизаторы дверного проема. Основные типы герметизаторов (или терморукавов, док-шелтеров) - занавесочные, подушечные и надувные. Не останавливаясь на них подробно, порекомендуем для умеренной климатической зоны занавесочный тип терморукавов, как доступный по цене и вполне выполняющий свои задачи.

Для климатической зоны с низкими зимними температурами тоже вполне подойдет занавесочный тип, но, если позволяют средства, очень эффективен будет наиболее герметичный надувной тип терморукавов, плотно обжимающий кузов стоящей в створе машины.

Среди ворот наиболее удобны и универсальны а поэтому широко распространены секционные, отличающиеся способом подъема (с электроприводом и без) и расположением сложенной части ворот, что позволяет устанавливать их как в высоких, так и в достаточно низких помещениях.

Для разделения различных температурных зон внутри склада в местах частого проезда техники рекомендуются простые вертикальные завесы или получившие в последнее время распространение высокоскоростные ворота из синтетического материала, быстро сворачивающиеся в рулон над дверным проемом.


Полы на складе

Современный склад - это сложная система, состоящая из многих компонентов и один из основополагающих - это пол. К сожалению, этой части склада не всегда придается достаточное значение и эта ошибка дорого обходится. Чаще всего на современных складах применяют бетонные полы с верхним упрочняющим слоем различного типа.

К полам предъявляется три основных требования:

    ровность,

    отсутствие трещин,

    беспыльность - по аналогии с качественными промышленными полами.

Беспыльность - стойкость к истиранию важна по нескоким причинам. Во-первых, постепенно накапливающийся слой цементной пыли постоянно оседает на хранящемся грузе. Даже специальная техника в определенный момент не справляется с уборкой помещения, а очистка товара крайне затруднительна. Люди, работающие на складе, постоянно будут находиться в неблагоприятных условиях, что отражается на здоровье и производительности труда - а значит склад не сможет работать в полную силу. Кроме того, повышенное количество пыли отрицательно сказывается на состоянии складской техники. Помимо чисто механического износа (попадание абразивных частиц в подшипники) возможны сбои систем управления машиной, так как повышенное количество пыли попадает в электронные блоки управления.

Ситуация похожа на загрязнение центрального блока персонального компьютера - тем, кто когда-либо открывал корпус ПК приходилось удалять обильные скопления пыли, особенно в районе кулера. Нечто подобное происходит и в современных внутрискладских машинах, также оснащенных контроллерами и вентиляторами охлаждения, только ситуация гораздо хуже, чем у стоящего в самом грязном месте ПК. Конечно, эту проблему можно решить ежедневной уборкой с помощью пылесоса, но не все части машин легко доступны и, в любом случае, на это тратится дополнительное время.

Отсутствие трещин - также важное требование. Связано оно в основном с повышенным износом колес техники и, в случае крупных трещин, - с ускоренным износом ходовой. Кроме этого, скорость движения техники в таких условиях несколько ограничивается, что сказывается на производительности. Отсутствие трещин обеспечивается правильным подбором бетонной основы (качественная подоснова, правильное армирование и достаточная толщина самой бетонной плиты).

Кроме того, при разработке ТЗ на полы конкретного склада необходимо правильно указывать нагрузку, испытываемую ими. Трехъярусные и шестиярусные стеллажи это совершенно разные нагрузки, да и техника, обслуживающая их имеет различный вес и его распределение.

Ровность полов - пожалуй наиболее существенное требование, а главное, что его невыполнение совершенно обесценивает качественные непылящие полы без трещин. Пол на складе должен не иметь систематического уклона (горизонтальный уровень), а также обеспечивать хорошую "локальную ровность".

Первое требование связано большей частью с устойчивостью стеллажей, а при больших высотах подъема - и с устойчивостью техники. Второе условие "локальная ровность" определяется типом работающей на складе техники. Встречались полы такого качества, когда высокоподъемная внутрискладская техника с малым клиренсом почти "садилась" базой на выпуклости неровного пола.

В целом, для высот складирования до 6 метров с классическими широкими (от 2,3 метров) проходами требования к ровности пола нежесткие (см. фото).

Наиболее критичны к полу штабелеры с трехсторонней обработкой груза, которые работают в узких проходах 1600-1900 мм. В этом случае должны соблюдаться следующие требования:

Устройство хороших полов - сложная задача, поэтому основное в этом деле не только неукоснительное соблюдение технологии, но и квалификация и опыт персонала, непосредственно выполняющего работы. Основным критерием выбора подрядчика для этого участка должен быть успешный опыт реализации проектов с качеством пола, аналогичным требованиям планируемого склада. Наилучший результат достигается, когда подрядчику известны нагрузочные характеристики техники и стеллажей, а также их расположение на объекте. В этом случае заранее можно предусмотреть положение усадочных швов не на середине проезда как это часто оказывается, а под стеллажами; кроме того - исключить попадание опорных элементов силовых конструкций стеллажей на технологические стыки пола (захваток).

Заканчивая тему устройства пола хочется высказать проверенное временем правило. При оборудовании нового склада изготовление хорошего качественного пола на этапе строительства обойдется дешевле (несмотря на значительную начальную стоимость), чем последующие ремонты с частичной приостановкой работы действующего склада. К этому можно добавить и перечисленные выше материальные потери от работы на некачественных полах.

Правильное освещение - также неотъемлемая часть эффективно работающего склада. Светильники желательно размещать над межстеллажными проходами - так при том же количестве ламп вы достигаете большей освещенности. В то же время освещение не должно ослеплять операторов штабелеров (погрузчиков) поднимающих глаза на верхние ярусы стеллажей. Для этого некоторые лампы можно направить на крышу - это поможет равномерно осветить верхнюю часть стеллажей. Также важна цветовая гамма склада. Стандартным решением является светлая (почти белая) крыша, что улучшает общую освещенность, слегка затемненные стены и еще более темный пол. И не забывайте следить за исправностью и чистотой светильников.


Безстеллажное хранение

Эта "система" по праву считается самой распространенной и универсальной. Она проста и имеет ряд неоспоримых достоинств. Главное - обеспечивается максимальное использование пощади склада при полном отсутствии капитальных затрат, что очень привлекательно. Немаловажно также, что работать в такой "системе" может практически любая техника.

Однако у безстеллажного хранения есть значительные недостатки - затрудненный доступ к грузам различной номенклатуры и ограниченная высота складирования (определяется прочностью упаковки груза).


Классические фронтальные стеллажи

Наиболее распространенная система. Представляет собой хорошо известные стеллажи различной высоты, на которые ставятся поддоны с грузом. Конструкции выполняются различными по грузоподъёмности, в зависимости от планируемых нагрузок, а высота ярусов у современных безболтовых систем на зацепах быстро меняется в зависимости от высоты поддона с грузом.

Это поистине универсальное и недорогое решение, позволяющее применять практически любую грузоподъёмную технику, и обеспечивающее свободный доступ к любому из хранящихся поддонов с грузом.

В зависимости от типа применяемой техники ширина прохода между стеллажами (Ast), меняется от 2,1 м (штабелер) до 3,5 м (погрузчик), а высота постановки поддонов верхнего яруса стеллажей - достигает 11 метров.

Оборудование склада фронтальными стеллажами практически лишено недостатков и часто является оптимальным. Единственным серьезным "минусом" системы является недостаточно хорошее использование объема склада.

Тем не менее, относительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты в сочетании с обеспечением высокого грузооборота часто оказываются решающим фактором в пользу фронтальных стеллажей.


Техника для фронтальных стеллажей

Как уже отмечалось, обслуживать фронтальные стеллажи можно любой грузоподъёмной техникой с вилами. Наиболее универсальное и распространенное средство - вилочный погрузчик. Его главное преимущество - неприхотливость к полам и способность выезжать на улицу - чаще всего востребовано в старых зданиях небольшой высоты.

Дело в том, что погрузчик имеет достаточно большие габариты - ширина межстеллажного прохода для постановки поддонов (Ast) у него обычно составляет 3,1-3,5 м. Это приводит к тому, что большая часть площади склада используется не для хранения груза, а для проездов.

Применение штабелеров позволяет сократить межстеллажные проходы примерно на 1 метр и увеличить высоту складирования, что в итоге значительно повысит емкость склада. Но важно помнить, что для работы штабелеров необходимы полы хорошего качества.


Правильный подход к выбору подъемной техники следующий:

    Работа с планом помещения и разработка различных вариантов установки стеллажей.

    Каждый вариант разрабатывается исходя из показателя Ast штабелера (погрузчика) и требуемой высоты подъема.

    Оценка вариантов - величина капитальных затрат (пол, стеллажи, техника) по отношению к получаемому результату (емкость склада, возможный грузооборот...).

На штабелерах же, как основном внутрискладском грузоподъёмном средстве, хочется остановиться подробнее.

Простейшим устройством для подъема поддонов на стеллажи считается ручной гидравлический штабелер с высотой подъема 1,5-2,5м (обычно им обслуживают двухъярусные стеллажи). Более высокой производительностью обладают штабелеры с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом. Они способны поднимать груз на высоту 3,0-3,5м и обычно используются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелеров хороши тем, что относительно недороги, но они не обеспечивают высокой интенсивности работы - поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом. Если же склад должен обеспечивать значительный объем приема и отгрузки - необходимы самоходные штабелеры.

Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелеры (они же ведомые, с поворотной рукояткой, "с поводком").

Их делают почти все производители внутрискладской техники, поэтому подобрать нужную модель по техническим параметрам и соотношению цена/качество достаточно просто. Выделяются два основных типа - действительно сопровождаемые штабелеры, за которыми оператор идет и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается по складу.

штабелеры с платформой быстрее передвигаются по складу (до 8 км/ч без груза) поэтому более производительны - и это их главное преимущество, но при этом они имеют увеличенные габариты и в узких межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу, управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема (до 4,5-5,5 м) и грузоподъёмности эти машины отличаются незначительно.

Качественный технологический скачок происходит при переходе к штабелерам со стоящим или сидящим в кабине оператором.

Принцип работы у них такой же, как у сопровождаемых штабелеров - опорные консоли находятся непосредственно под вилами. Главное отличие в положении оператора, он находится в защищенной с боковых сторон и сверху кабине - благодаря этому способен более эффективно управлять машиной. Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения и подъема, электросервопривод руля а также возможность настройки рабочего места под конкретного оператора - становится понятно, почему эти машины имеют высокую производительность.

Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается увеличением объема работы, осуществляемого одной машиной. Немаловажно также, что высота подъема у этих штабелеров доходит до 6-6,5 метров при остаточной грузоподъёмности 1000-1500 кг и ширине межстеллажного прохода 2,3-2,5 метра. Сопровождаемые штабелеры обычно не могут обеспечить такого сочетания рабочих характеристик.

Наиболее серьезный, "тяжелый" класс техники для фронтальных стеллажей - это штабелер с выдвигающейся кареткой грузоподъёмного механизма или Рич-трак.

Эта машина - своеобразный "гибрид": при втянутой мачте она напоминает штабелер, а при выдвинутой - работает как классический погрузчик, одновременно используя лучшие качества обоих типов техники.

Рич-трак - это одна из наиболее сложных и высокопроизводительных внутрискладских машин. Она обеспечивает высокие скорости подъема и передвижения (0,6 м/с и 12 км/ч соответственно), способна поднимать поддоны весом 1,5-2,5 тонны, при этом остаточная грузоподъёмность на высоте 11 метров может достигать 1000 кг.

Конечно, применять технику с такими возможностями на небольшой высоте экономически не оправдано, поэтому рич-траки как правило, применяются при работе со стеллажами выше 7 метров. Иногда встречаются варианты применения легких моделей с высотой подъема около 5 метров. Это может быть оправдано для обеспечения специальных условий работы, необходимой грузоподъёмности или скорости работы.

Рич-траки выпускаются во множестве модификаций; фактически стандартом класса стала двойная телескопическая мачта со свободным подъемом и интегрированный сайдшифт (боковое смещение вил). По аналогии с погрузчиками обязательно присутствует наклон мачты, но при высотах подъема свыше 9 метров вместо этого применяется наклон вил. Кроме того, у каждого производителя есть своя "изюминка" в конструкции, поэтому выбор машины дело непростое и требует тесного общения с компетентным специалистом.


Стеллажи двойной глубины

По конструкции это обычные фронтальные стеллажи, имеющие сдвоенные ряды. По стоимости они очень близки к классическим фронтальным, но для работы с ними требуется техника с телескопическими вилами. Главное достоинство стеллажей этого типа - лучшее использование площади склада (под стеллажами до 50% от общей площади склада) что на 25% эффективнее, чем при установке фронтальных стеллажей. Скорость грузооборота несколько уменьшается, но все же остается достаточно высокой.

Единственное серьезное ограничение системы - в прямом доступе находится только половина паллет с грузом (внешний стеллажный ряд), а для выемки "внутренней" паллеты сначала необходимо снять внешнюю (см. рисунок).

Если большинство товарной номенклатуры находится на складе в количестве более 2 паллет, то система вполне применима. Поэтому стеллажи двойной глубины не подходят для компаний с очень широкой номенклатурой товара и небольшим его количеством.

Во всех остальных случаях, система работает очень хорошо и при правильной организации системы управления складом обеспечивает 80-90% заполняемость всех доступных мест хранения (в классических фронтальных стеллажах - 95%).

Наиболее часто для работы со стеллажами двойной глубины применяются штабелеры с телескопическими вилами. До высоты подъема 6 метров могут использоваться штабелеры со стоящим или сидящим в кабине оператором, а свыше (вплоть до 10 метров) рич-траки (см. рисунок слева).

При этом для безопасности работы при высотах подъема свыше 6 метров обычно используется видеокамера (устанавливается на вилах) и ТВ-монитор (в кабине оператора) - см. рисунок справа.

В целом, система стеллажей двойной глубины будет оправдана если необходимо увеличить емкость склада, расположенного на ограниченной площади, затратив при этом не очень большие средства. А достоинство системы, по сравнению с фронтальными стеллажами, в одинаковой стоимости собственно стеллажей и относительно недорогой технике (примерно на 20% выше обычных рич-траков). В итоге удается достичь 25% прироста емкости склада на той же площади.


Узкопроходные стеллажи

Склады, организованные по узкопроходной технологии - одни из самых сложных и дорогих. Несмотря на то, что сами стеллажи ничем не отличаются от обычных фронтальных, они могут чуть дороже за счет требований к точности размеров самой стеллажной конструкции, кроме того монтаж обходится значительно дороже - очень жесткие допуски по ширине прохода и вертикальности стеллажа, а сам монтаж технически сложнее за счет увеличенной высоты конструкций.

Еще одна система хранения грузов на базе классических фронтальных стеллажей - это стеллажи с узкими проходами (шириной 1,5-1,8 метра), предназначенные для работы специальных штабелеров .

О качестве пола для склада такого уровня уже говорилось в предыдущей статье, в данном случае это действительно очень важная и дорогая составляющая. Кроме того, необходимо оборудовать боковые рельсовые направляющие для движения штабелеров по межстеллажному проходу, что также стоит дополнительных затрат.

Теперь о специальных узкопроходных штабелерах. Это действительно одни из самых современных и сложных внутрискладских машин. Они способны поворачивать каретку с вилами на 180 градусов и задвигать поддон в глубину стеллажа на 1200 мм.

Используется два основных типа техники - с неподвижным или с поднимающимся вместе сгрузом оператором.

В первом случае управление осуществляется из неподвижной кабины, машина оборудуется видеокамерой и ТВ-монитором.и обеспечивает подъем на высоту до 11 метров (см. рисунок слева).

Во втором случае оператор поднимается в кабине вместе с грузом и полностью контролирует процесс подъема и перемещения. Обеспечивается высокая скорость работы за счет одновременного подъема и движения вдоль прохода (диагональное перемещение), при высоте подъема до 15 метров (см. рисунок справа).

Основное преимущество узкопроходной системы складирования - это хорошее использование площади склада (под стеллажами до 55% от общей площади), при этом возможно высотное хранение, что дополнительно увеличивает емкость склада. Кроме того, доступен каждый грузопакет и обеспечивается бОльшая, чем при классических фронтальных стеллажах скорость работы.

Суммируя вышесказанное, можно считать что узкопроходная технология складирования оправдана при очень высокой стоимости площади склада, что вынуждает сокращать проходы и "расти" вверх или при необходимости разместить большое число груза на ограниченной площади (при невозможности расширения границ склада).


Глубинные (набивные) стеллажи Drive-in

Этот тип стеллажей называют по-разному - глубинной загрузки, набивные, проходные а чаще, как английский вариант, Drive-in. Стеллажи представляют собой жесткую каркасную конструкцию из рам, образующих "коридоры" шириной 1350 мм, во внутрь которых ставятся на горизонтальные направляющие поддоны с грузом.

Конструкция достаточно распространенная, обеспечивающая отличное использование площади склада. По сути, набивные стеллажи - это усовершенствованная система безстеллажного хранения, но с лучшим доступом, надежностью и контролем.

Система применяется при хранении больших объемов однотипного товара, для которого не является критическим срок хранения или наиболее важно - разместить максимальное количество груза в единице объема дорогого помещения с климат-контролем (например в холодильных камерах).

Главное и единственное достоинство набивных стеллажей - очень высокая степень использования объема склада. Недостатков же система имеет достаточно много и о них не стоит забывать. Сама стоимость стеллажей примерно в 2 раза выше, чем фронтальных; монтаж также обходится дороже по причине более сложной конструкции. Несмотря на большой объем возможного хранения, обычно трудно добиться заполняемости стеллажей на 70% (для сравнения фронтальные - 95%).

Достаточно сложно организовать складирование товаров различной номенклатуры, чаще всего соблюдается принцип один коридор (с первого по последний ярус) - один товар. Так же, проблематично оперативно трансформировать систему, для перераспределения груза внутри склада необходимо произвести большую работу.

Если все это не является для Вашей компании серьезными ограничениями или на складе планируется использовать сразу несколько типов стеллажей, дополняющих друг друга - сообщим, что для работы с глубинными стеллажами используется классическая техника с небольшими ограничениями.

Основное требование - машины должны быть уже "коридоров" стеллажей для обеспечения проезда внутрь системы (см. схему слева).