Уход

Римская мифология. юпитер. Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян Юпитер мифология

IV в н. э.

Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий

Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды .

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Изучая мифологию Римской империи, легко было запутаться среди имен и родственных связей многочисленных божеств. Ситуация осложнилась, когда римляне, завоевав очередную территорию, прибавляли к собственному пантеону божеств, которым поклонялся покоренный народ. Новым богам часто давали и становилось трудно разобраться, кто из них кто. К примеру, верховные греческий и Зевс и Юпитер в мифологии отождествляются, однако у них разное происхождение и сферы влияния.

Пантеон богов в Римской империи

Войска римлян завоевали много стран, в том числе и Грецию. Но в отличие от других народов, греки смогли завоевать своих захватчиков на культурном уровне. В первую очередь эллинистическому влиянию подверглась религия римлян.

Со временем греческие божества были объединены с римскими и переименованы. Так, Зевс-громовержец стал верховным богом римлян по имени Юпитер.

Древняя мифология содержит упоминания, что с развитием культа этого божества ему приписывались все новые и новые «обязанности». Как и у греков, у римлян супругой Юпитера была его родная сестра - богиня материнства и супружества Юнона (Гера). От этого брака родились (отец основателей Рима близнецов Ромула и Рема) и Вулкан (Гефест).

У Юпитера были (Аид), Нептун (Посейдон) и сестры-богини Цецера (Деметра, родила ему дочь Прозерпину), Веста (Гестия). Несмотря на равное происхождение, эти боги подчинялись Юпитеру. Также существовала целая масса других более мелких божеств вроде камен (музы), граций (хариты), фавнов и других.

Верховное божество древних греков - Зевс

В греческой мифологии верховным божеством был Зевс-громовержец.

Его отцом был могущественный титан Кронос и его родная сестра Рея. Титан боялся, что один из отпрысков свергнет его с престола. Поэтому, как только Рея рожала ему дитя - он проглатывал его. Однако третий его был спасен матерью, и когда подрос, восстал против отца, спас ранее проглоченных им братьев и сестер. Объединившись с киклопами, гекатонхейрами и некоторыми титанами, дети Кроноса свергли отца и его сторонников, взяв власть над миром в свои руки.

Поначалу Зевс намеревался сам править всем, однако спасенные им старшие братья Посейдон и Аид тоже имели право на власть. Тогда с помощью жребия братья-боги разделили между собою сферы влияния: Посейдон получил моря и океаны, Аид - подземный мир, а Зевс - небо и землю. Хотя сыновья Кроноса были равны, но Зевс все равно почитался верховным божеством, хотя против него иногда восставали.

Несмотря на то что Зевс был сильнейшим среди богов, он не был всеведущим и всемогущим. Как и люди, он зависел от судьбы, был ее хранителем и исполнителем, но не властелином. Зевс почитался греками самым сильным и благородным из богов. Обычно он изображался как гордый мускулистый бородатый мужчина. Неотъемлемым атрибутом этого божества были молнии, а символами - орел и дуб.

Принято считать, что ранее Зевс был также почитаем в Индии под именем Дьяуса, а позже был «позаимствован» греками. Поначалу Зевс считался богом погоды и небесных явлений и совершенно не был похож на человека. Однако с развитием мифологии он стал более походить на человека, и ему стали приписывать типичные человеческие черты характера, поступки, а также родословную.

Римская мифология: Юпитер

Культ царя богов и людей Древнего Рима Юпитера существовал еще у латинян.

Считается, что изначально это был культ бога этрусков Тин. Позже его переименовали в Юпитера. К сожалению, практически не сохранилось информации о его культе на заре Римской империи, однако достоверно известно, что у этого божества не было родителей. С развитием империи развивалась и ее культура и мифология. Юпитер начал отождествляться с греческим Зевсом, и по аналогии ему создали родословную: отец - бог земледелия Сатурн, которого он сверг, а мать - богиня жатвы Опа.

Круг обязанностей у Юпитера был значительно шире, нежели у Зевса. Он не только заведовал погодой и правил всеми существами в мире, но и был богом войны, дарующим победу. Римляне полагали, что являются «любимчиками» Юпитера, поэтому им удается завоевывать все больше земель. Культ Юпитера был невероятно распространен в Риме, ему строились храмы и приносились щедрые жертвы. Также в начале осени каждый год устраивались грандиозные празднества, посвященные этому божеству.

После прихода христианства в Римской империи культ Юпитера, как и прочих богов, был упразднен. Однако еще долгое время римляне тайно почитали это божество.

С появлением так называемой «народной религии», когда христианство стало подстраивать под себя языческие верования и обряды, Юпитер стал отождествляться с Ильей-пророком.

Отличия римского и греческого верховных божеств

Многое позаимствовала из греческой римская мифология. Юпитер, между тем, хотя и отождествлялся с Зевсом, отличался от него.

В первую очередь он более строгим и серьезным богом. Так, к примеру, Зевс часто любил отлынивать от своих обязанностей, а о его любовных похождениях гласит чуть ли не большинство греческих мифов. Юпитер же, хотя тоже был не прочь поразвлечься с красивой богиней или женщиной, не уделял этому столько времени. Вместо этого Юпитер был увлечен войной. В сферу влияния верховного божества входили обязанности, которые у греков выполняли боги войны Афина Паллада и Арес.

Если у греков Зевс управлял молниями и громом, то у римлян Юпитер был также божеством обоих небесных светил. Кроме того, Юпитер считался богом урожая, особенно благосклонным к виноградарям.

Мифология: Юпитер и Венера - любимые божества римлян

Если Юпитер был любимым богом римлян и их главным покровителем, то Венера - любимой богиней.

Как и большинство исконно римских божеств, Венера поначалу была не человеком, а явлением природы - богиней наступающей весны. Однако постепенно она превратилась в покровительницу красоты и любви. Венера была дочерью Цела - божества неба. В греческой же мифологии Афродита была дочерью верховного божества Зевса и богини дождя Дионы.

Римляне считали Венеру матерью Энея, потомки которого основали Рим. Особое развитие культ этой богини приобрел при который называл богиню прародительницей рода Юлиев.

Прошло много веков с тех пор, как был упразднен культ римских и греческих богов. Сегодня для большинства всего лишь интересная сказка древние божества и мифология. Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран и Плутон сегодня ассоциируются с названными в их честь планетами солнечной системы. А в свое время они были почитаемыми целыми народами могучими божествами.

Юпитер Юпитер

(Jupiter). Римское божество, соответствовавшее греческому Зевсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем римского государства; его святилище находилось в Капитолии, в его честь происходили игры. Женой его, по аналогии с греческим представлением о нем, считалась Юнона.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЮПИТЕР

(Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом. По теории Ж. Дюмезиля, Ю. - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Ю., Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Ю. Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Ю. были разнообразны, т. к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Ю. Термин - хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Ю. с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Ю. благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Ю. имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Ю. был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Ю. Значение культа Ю. особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Ю., Юноне и Минерве. Ю. с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Ю. стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, М. Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Ю. рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Ю.»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.
Е. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Юпитер

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды(1) каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, "вечно стояла весна" и "урожай без распашки Земля приносила", "сладкий вкушали покой безопасно живущие люди"(2). И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми. (1. Дни, приходящиеся на середину месяца (13 - 15-е числа).) (2. Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

юпитер

Кельты приняли римского бога Юпитера, включив его в свои пантеон. Он даже получил собственно кельтский эпитет - Юпитер Таранис. Таранис - кельтский бог-громовержец.

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

ЮПИТЕР

в римской мифологии царь неба, верховный бог, повелитель богов и людей. Одно из его прозвищ Люцетий (светодающий) - говорит о том, что он считался также богом света. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц - орла или коршуна. Считалось, что это личное послание Юпитера людям, которое могло быть и предостережением и проявлением благожелательност бога. Понтифики - жрецы могучего покровителя небес - ограждали участок, куда попала молния, веточками дуба - священного дерева Юпитера - чтобы никто не мог по нему пройти и осквернить священное место. Подручные служителей бога бережно собирали на специальные бронзовые совочки землю, пораженную молнией. Затем закапывали ее вместе с куском кремня - символом молнии. на этом месте жрец ставил жертвенник, где закалывал в жертву Громовержцу черную или белую овцу. Цвет животного определялся в зависимости от предсказания главного понтифика. После удара молнии он вводил себя в транс и узнавал от Юпитера зачем была послана молния. Если как предупреждение что бог чем-то недоволен в жертву приносилась черная овца, если молния была символом расположения - белая. Юпитер строго следил за тем как люди исполняют законы и клятвы. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Мрамор.
I в. н. э.
Ленинград.
Эрмитаж.



Синонимы :

Смотреть что такое "Юпитер" в других словарях:

    - (лат. jupiter). 1) у римлян главный бог, сын Сатурна и Реи, соответствующий греческому Зевсу. 2) самая большая планета солнечной системы, с пятью спутниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮПИТЕР… … Словарь иностранных слов русского языка

    Юпитер - Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    1. ЮПИТЕР, а; м. [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: верховный бог, владыка богов и людей (в греческой мифологии Зевс). 2. Пятая, самая большая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Марсом и Сатурном. 2. ЮПИТЕР,… … Энциклопедический словарь

    - (астрологический знак V) планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90.1027 кг.… … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    ЮПИТЕР, пятая по удаленности от Солнца планета и крупнейшая из так называемых больших планет. На небе видна, как одна из самых ярких звезд. В телескопе Юпитер предстает в виде желтоватого диска, точнее, эллипса, который пресекают коричневато… … Научно-технический энциклопедический словарь

Юпитер

Статуя Юпитера Тонанса. Национальный музей Прадо , IV в н. э.
бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян
Мифология древнеримская религия
Пол мужской
Отец Сатурн
Братья и сёстры Юнона
Супруга Юнона
Дети Вулкан , Диана , Геркулес [d] , Бахус [d] , Прозерпина , Ювента , Марс , Беллона , Минерва , Аполлон [d] , Иарбант и Меркурий
В иных культурах Зевс , Перун и Тор
Иллюстрации на Викискладе

Этимология

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс (Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур (Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» (Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор (Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис (Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы - daps ) Юпитеру Дапалису (Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда - виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус (Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас (Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус (Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Мифологические истоки

Юпитер. Мраморная статуя I века.

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом. По-латински четверг - Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки - Donnerstag, по-английски - Thursday (от имени Тора или Доннера).

Юпитер как верховное божество

Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света. [ ] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днем и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров , посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства , его власти и мощи. Его главный храм находился на холме Капитолий в центре Рима, поэтому Юпитера дополнительно называли Юпитером Капитолийским. Этот храм был религиозным центром всего государства. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы.

Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, являясь небесным правителем Рима. В эпоху Римской империи Юпитер стал покровителем власти императоров . Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов , первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии , Малой Азии и т. д. (например, Юпитер-Таранис у кельтов)

Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н. э. при M. Volteius

Юпитер, лат., греч. Зевс - царь богов римского пантеона.

Основная информация о Юпитере содержится в статье « »; здесь же мы расскажем лишь о некоторых особенностях этого римского бога. Его имя встречается уже в древнейших римских источниках. По-видимому, Юпитер развился из древнего латинского бога, имя которого нам неизвестно, и из верховного этрусского бога Тина или Тинии. О родителях Юпитера становится известно только тогда, когда римляне отождествили его с Зевсом: его отцом становится Сатурн (греческий Кронос), матерью - Опс (греческая Рея).

У римлян Юпитер фактически занимает еще более высокое положение, чем Зевс у греков; даже если считать их равно всемогущими, Юпитер - бог более строгий. Юпитер играл намного более важную роль как покровитель войска и даритель победы. Разумеется, римляне были убеждены, что из всех городов и государств Юпитер больше всего любит именно Рим, защищает его и поддерживает в борьбе за мировое господство. Главной римской резиденцией Юпитера был великолепный храм на Капитолийском холме.

Поскольку Юпитер Капитолийский был не только верховным богом римской религии, но и самым могучим покровителем римского государства, римляне воздавали ему почести по случаю всех государственных и общественных событий. Вступая в должность, консулы (а впоследствии - императоры) приносили Юпитеру великолепные жертвы при участии сената и народа. Когда Рим объявлял войну, полководцы взывали к Юпитеру о победе. После победоносного окончания войны полководец возвращался во главе триумфальной процессии на Капитолий, приносил Юпитеру благодарственную жертву и украшал его статую своим лавровым венком победителя. Празднества в честь Юпитера проходили в середине сентября. Первоначально они продолжались один день, но во времена Империи растягивались более чем на две недели и состояли из приношения жертв, праздничных процессий и игр в цирке. Юпитеру были посвящены иды, т. е. дни полнолуний, из животных - орел, из деревьев - дуб. Культ Юпитера в Риме (так же как культ Зевса в Греции) имел не только официальный характер, он глубоко проник во все классы и группировки общества, поэтому в разных формах он продолжал существовать и после введения христианства.

Храм Юпитера на Капитолии, посвященный также Юноне и Минерве, превосходил все остальные римские храмы своими размерами, великолепием и древностью. Его площадь в плане равнялась 3300 квадратным метрам, фундамент храма, по преданию, был заложен царем Тарквинием Приском (Древним), а достроен он был при его преемнике Сервии Туллии; впоследствии храм неоднократно перестраивался. После победы христианства храм исчез с лица земли, сохранилась лишь часть его фундамента. Немногое осталось и от храма Юпитера под холмом Палатин (вблизи триумфальной арки Тита), который будто бы посвятил Юпитеру Статору (т. е. Останавливающему) еще Ромул в память о том, что Юпитер остановил бегство римлян во время сражения с сабинянами. И другие храмы Юпитера на всей территории римского государства были разрушены временем и новыми религиями. Зато сохранилось множество скульптурных и рельефных изображений Юпитера, которые хранятся в музеях всего мира (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже - мраморная статуя Юпитера 1 в. н. э.).


Юпитер, Юнона, Ио

В рассказах римских авторов о религиях других народов тоже встречается имя Юпитер. Но обычно речь у них идет не о самом Юпитере, а о верховном боге той или иной религии, которого авторы обозначают этим латинским именем. Иногда же с Юпитером сливались многие боги восточных религий, например Сабазий (Сабасий) - бог-покровитель фригийского города Долихия, который у греков отождествлялся с , а впоследствии слился с римским Юпитером (Юпитер-Сабазий Долихийский). В первые века нашей эры римские легионы разносили подобные «гибридные культы» по всей Европе, следы их сохранились и на территории стран восточной Европы.

Имя Юпитер до сих пор встречается в названиях крейсеров, пылесосов, подъемных кранов и т. п., а в нвоое время - и в названиях космических ракет. По сравнению с этими творениями человеческих рук более внушительной и долговечной выглядит самая большая планета Солнечной системы, получившая имя Юпитер. Уже по аналогии с этой яркой планетой мощные дуговые лампы, применяемые в кино, фотографии, театре, стали называться юпитерами.