Уход

Тормозной рукав локомотива. Соединительный рукав для тормоза подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединительным рукавам для тормоза подвижного состава. Соединительный рукав содержит резинотекстильный шланг, на одном из концов которого установлена соединительная головка с заклепками и воздухопроводящими отверстиями с уплотнениями. На противоположном конце соединительного рукава находится наконечник с резьбой для подсоединения к ответной части концевого крана. Окончания воздухопроводящих отверстий соединительных головок выполнены геометрически гладкими без уступов и впадин. Кольцевое уплотнение манжетного типа, устанавливаемое одной стороной в канавке, имеет на внутренней поверхности противоположной уплотняющей части выступы с переменным сечением по площади, увеличивающейся к меньшему диаметру этой уплотняющей части. На наружной части резьбы наконечника установлено резьбовое эластомерное уплотнение, плотно обжимающее ответную резьбу ответной части концевого крана в полностью завинченном положении. Достигается надежность соединения посредством выполнения геометрически гладкого выходного отверстия и конструкции уплотняющих элементов, установленных с двух концов рукава, что повышает безопасность работы тормоза и его ремонтопригодность. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к воздухопроводной тормозной магистрали подвижного состава, а именно к ее межвагонным соединительным рукавам.

Железнодорожный подвижной состав состоит из отдельных подвижных единиц (локомотивов, вагонов), и каждая единица содержит на торцах трубы воздушной тормозной магистрали концевые краны, на выходе которых навинчены соединительные рукава, на свободных концах которых устанавливаются соединительные головки. При сцепке единиц состава между собой соединение воздушной магистрали воедино осуществляется с помощью указанных соединительных головок двух соединяемых рукавов, т.е. соединительные рукава используются при работе попарно.

К известным аналогам относятся соединительные рукава для тормозов подвижного состава железных дорог (GB №2138906, B60T 17/04; B60T 17/00; F16L 37/00, от 1984.10.31), которые содержат: шланг со штуцерами, с торцов которого прикручиваются гайками соединительная головка и ответная деталь для подключения к магистрали. Эти оконечные элементы могут быть закреплены в шланге натягом на соответствующие места монтируемых деталей.

Основными недостатками таких соединительных рукавов являются наличие непродуваемых полостей, образующихся из-за конструктивных особенностей изготовления (выступы, впадины и т.д), где могут скапливаться посторонние примеси. А уплотнения могут оказаться из-за износа недостаточно плотными, что требует частой замены уплотнительных элементов. Присоединение рукавов к концевым кранам обычно проводится с помощью пакли и масляной краски, что требует на такую операцию достаточно много времени и не совсем просто.

Аналогом являются также соединительные рукава для тормозов подвижного состава железных дорог, содержащие шланг, с торцов которого устанавливаются соединительная головка и наконечник в виде гайки к ответной детали тормозной магистрали. Эти оконечные элементы закреплены в шланге с помощью хомутов со стяжными крепящими элементами(пат. RU №2167072, 7 B60T 17/04, от 1999.01.05). Указанные рукава имеют схожие недостатки: полости и недостаточная плотность уплотнения при износе или при наличии малого давления в магистрали. Уплотнение резьбы достигается аналогичным образом.

Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому техническому решению являются соединительные рукава для тормозов подвижного состава железных дорог типа Р1 (ГОСТ 2593-82, стр.1-3). Соединительные рукава типа Р1 выпускаются в виде конструкции, содержащей рукав резинотекстильный, на одном из концов которого установлена соединительная головка, а на противоположном - наконечник, закрепленные при помощи хомутиков крепящими элементами (болт с гайкой), при этом соединительная головка содержит в своих пазах уплотнительное резиновое кольцо КУ (ГОСТ 38-72). Такие соединительные рукава используются также попарно и выполняют аналогичные функции.

Основным недостатком прототипа является то, что если используемый воздух недостаточно очищен от посторонних частиц, то, задерживаясь в узких местах и впадинах тормозных приборов, они могут полностью перекрыть отверстия тормозных приборов и нарушить режим работы тормозной системы. Кроме того, возможна недостаточная плотность уплотнения головок при износе. Уплотнение резьбы выполняется традиционно с помощью подмоточного жгута и краски и требует в дальнейшем определенных усилий для разборки.

Задачей предлагаемого изобретения является формирование конструкции соединительных головок для соединительных рукавов, предотвращающей возможность скопления в ней посторонних частиц, присутствующих в сжатом воздухе, а также повышение качества уплотнения, что повышает ремонтопригодность и безопасность работы тормозной магистрали.

Поставленная цель достигается тем, что соединительный рукав для тормоза подвижного состава, содержащий резинотекстильный шланг, на одном из концов которого установлена соединительная головка с заклепками и воздухопроводящими отверстиями с уплотнениями, а на противоположном конце - наконечник с резьбой для подсоединения к ответной части концевого крана, закрепленные при помощи хомутиков со стяжными крепящими элементами, согласно изобретению окончания воздухопроводящих отверстий соединительных головок выполнены геометрически гладкими без уступов и впадин, а кольцевое уплотнение манжетного типа, устанавливаемое одной стороной в канавке, имеет на внутренней поверхности противоположной уплотняющей части выступы с переменным сечением по площади, увеличивающейся к меньшему диаметру этой уплотняющей части, а на наружной части резьбы наконечника установлено резьбовое эластомерное уплотнение, плотно обжимающее ответную резьбу ответной части концевого крана в полностью завинченном положении.

Новизна предлагаемого технического решения состоит в том, что соединительный рукав содержит головку с геометрически гладкими выходными отверстиями, кольцевой уплотнительный элемент выполнен на нерабочей стороне с переменной величиной площади поверхности на единицу длины радиуса, а гайка для присоединения к концевому крану имеет резьбововое эластомерное уплотнение.

Существенность отличий заключается в том, что благодаря наличию указанной геометрической гладкости выходного отверстия появляется новое свойство: отсутствует причина задержки посторонних частиц в головке соединительного рукава для тормозов подвижного состава, а при наличии в рукавах давления сжатого воздуха уплотнение получает дополнительное усилие на прижатие двух рабочих поверхностей. Ремонтопригодность повышается за счет простоты отсоединения от концевого крана.

Указанное свойство создает положительный эффект, а именно позволяет повысить надежность работы и ремонтопригодность при эксплуатации подвижных составов.

К преимуществам предлагаемого технического решения относятся увеличение качества уплотнения и повышение ремонтопригодности.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показан на виде сбоку соединительный рукав для тормозов подвижного состава в положении присоединения к концевому крану вагона;

на фиг.2 схематично показано кольцевое уплотнение.

Предлагаемый соединительный рукав для тормозов подвижного состава, показанный на чертеже (фиг.1), включает рукав резинотекстильный 1, на одном конце которого установлена соединительная головка 2, а на другом конце - наконечник 3 на ответной части концевого крана 4, причем соединительная головка 2 и наконечник 3 зафиксированы жестко в рукавах резинотекстильных 1 при помощи стяжных крепящих хомутиков 5.

Соединительная головка 2 содержит жестко установленную (расклепанную) заклепку (не показана) симметрично по центру относительно поперечного воздухопроводящего отверстия 6 вблизи хомута соединительной головки. Окончание воздухопроводящего канала 7 выполнено, в отличие от прототипа, геометрически гладким, без имевшейся ранее впадины на стороне, противолежащей крепежному хомуту 5 соединительной головки. Участок с выровненной поверхностью обозначен как 8. Кольцевой уплотнительный элемент 9 устанавливается соответствующей частью в проточке, а рабочая часть 10 выступает над ней и стыкуется рабочей поверхностью с соответствующей поверхностью другого уплотнительного кольца. При этом профиль выступающей рабочей части уплотнения на неконтактной стороне имеет выступы, увеличивающие площадь поверхности на единицу длины по радиусу, как показано на фиг.2 (в качестве примера реализации показаны выступы в виде части конуса с вершиной внутри уплотнительного элемента). Указанная конструкция соединительной головкой стыкуется с головкой другого вагона или локомотива. После открытия концевых кранов в магистрали возникает резкий перепад давления воздуха, который может содержать посторонние примеси. Гладкая геометрия исключает задержку этих посторонних частиц в месте соединения. Давление в магистрали при сцепке соединенных вместе головок будет действовать с усилием сжатия в месте контакта двух рабочих поверхностей уплотнительных манжет, возрастающим по величине в сторону меньшего диаметра манжетных уплотнений. Это обусловлено переменной площадью на единицу длины радиуса нерабочей поверхности, на которую воздействует сила давления. Такой эффект положительно сказывается на качестве герметичности тормозной магистрали. В сжатом состоянии при завинченном положении наконечника резьбовое эластомерное уплотнение плотно прилегает к ответной резьбе на ответной части концевого крана. Удобство отсоединения рукава от концевого крана определяется отсутствием схватывания в месте резьбового соединения с концевым краном.

Наиболее рационально использовать предлагаемое техническое решение по своему прямому назначению при модернизации соединительных рукавов тормозов подвижного состава. К примеру, типа Р12 (см. ГОСТ 2593-82, стр.3, таблица 2), а затем и для всех остальных этого типа (Р1).

На предложенные технические решения разработана техническая документация и изготовлена партия рукавов для проведения испытаний.

Реализация предложенного технического решения с учетом всех вышеперечисленных преимуществ значительно повысит надежность и безопасность работы подвижного состава железных дорог.

Соединительный рукав для тормоза подвижного состава, содержащий резинотекстильный шланг, на одном из концов которого установлена соединительная головка с заклепками и воздухопроводящими отверстиями с уплотнениями, а на противоположном конце - наконечник с резьбой для подсоединения к ответной части концевого крана, закрепленные при помощи хомутиков со стяжными крепящими элементами, отличающийся тем, что окончания воздухопроводящих отверстий соединительных головок выполнены геометрически гладкими без уступов и впадин, а кольцевое уплотнение - манжетного типа, устанавливаемое одной стороной в канавке, имеет на внутренней поверхности противоположной уплотняющей части выступы с переменным сечением по площади, увеличивающейся к меньшему диаметру этой уплотняющей части, а на наружной части резьбы наконечника установлено резьбовое эластомерное уплотнение, плотно обжимающее ответную резьбу ответной части концевого крана в полностью завинченном положении.

ГОСТ 2593-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

РУКАВА СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Технические условия

Coupling hoses for railway rolling stock. Specifications


МКС 45.060

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации "Железнодорожный транспорт" МТК 524

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

Азстандарт

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Молдова-Стандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба Туркменстандартлары

Узбекистан

Узстандарт

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 февраля 2015 г. N 83-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 2593-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 2593-2009 и ГОСТ 31374-2009

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на рукава соединительные (далее - рукава), предназначенные для применения на железнодорожном подвижном составе и метрополитене.

Рукава предназначены для гибкого соединения воздушных магистралей с целью подачи сжатого воздуха давлением до 1,0 МПа, а также для разъемного соединения электрических цепей электропневматического тормоза.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.314-68 (СТ СЭВ 648-77) Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.030-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.080-77 Единая система защиты от коррозии и старения. Смазки пластичные. Ускоренный метод определения коррозионного воздействия на металл

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 26.020-80 Единая система стандартов приборостроения. Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры

ГОСТ 38-72 Кольца резиновые уплотнительные для соединительных головок тормозов и концевых кранов автотормозов. Технические условия

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 1215-79 Отливки из ковкого чугуна. Общие технические условия

ГОСТ 1335-84 Рукава резиновые с нитяным усилением для тормозной системы подвижного состава железных дорог и метрополитена без присоединительной арматуры. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды

ГОСТ 5346-78 Смазки пластичные. Методы определения пенетрации пенетрометром с конусом

ГОСТ 6357-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая

ГОСТ 6707-76 Смазки пластичные. Метод определения свободных щелочей и свободных органических кислот

ГОСТ 6973-74* Нефтепродукты. Метод определения температуры каплепадения
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 6793-74 . - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 7142-74 Смазки пластичные. Методы определения коллоидной стабильности

ГОСТ 7143-73 Смазки пластичные. Метод определения предела прочности и термоупрочнения

ГОСТ 7163-84 Нефтепродукты. Метод определения вязкости автоматическим каппилярным визкозиметром

ГОСТ 7293-85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки

ГОСТ 7409-2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям

ГОСТ 7462-73 Эмали НЦ-5123. Технические условия

ГОСТ 8711-93 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам

ГОСТ 9151-75 Эмали марок ГФ-92. Технические условия

ГОСТ 9270-86 Масла и смазки пластичные. Метод определения механических примесей в камере для счисления

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 23706-93 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка

ГОСТ 28379-89 Шпатлевки ЭП-0010 и ЭП-0020. Технические условия

ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Конструкция и размеры

3.1 Конструкция рукавов, их типоразмеры должны соответствовать указанным в таблице 1. По требованию заказчика допускается применение других конструкций и обозначений рукавов типа Р1 и Р2, кроме головок соединительных и наконечника рукавов, указанных на рисунках 1, 2 с присвоением им других обозначений.


Таблица 1

Тип рукава

Типоразмер рукава

Назначение

Подтип рукава

Рисунок 1

Разъемное гибкое соединение воздухопроводов смежных единиц подвижного состава с возможностью автоматического саморасцепления от воздействия растягивающего усилия до 800 Н (81,5 кгс)

Рисунок 1

Разъемное гибкое соединение воздухопроводов смежных единиц подвижного состава без возможности автоматического саморасцепления под воздействием растягивающих сил

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 4

Рисунок 3

Разъемное гибкое соединение пневматических приборов с тормозной системой подвижного состава или промежуточного соединения воздуховодов

Рисунок 5

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Разъемное гибкое соединение воздухопроводов смежных единиц подвижного состава и разъемное соединение электрических цепей

3.2 Конструкция, габаритные и присоединительные размеры рукавов приведены на рисунках 1-11 и в таблице 2.

1 - головка соединительная; 2 - хомутик; 3 - рукав по ГОСТ 1335 ; 4 - кольцо КУ по ГОСТ 38 ; 5 - наконечник

Рисунок 1

1 - головка соединительная; 2 - рукав по ГОСТ 1335 ; 3 - хомутик; 4 - кольцо КУ по ГОСТ 38

Рисунок 2

1 - наконечник; 2 - хомутик; 3 - рукав по ГОСТ 1335

Рисунок 3

1 - гайка накидная; 2 - наконечник; 3 - хомутик; 4 - рукав по ГОСТ 1335 ; 5 - чехол защитный; 6 - прокладка

Рисунок 4

1 - гайка соединительная; 2 - гайка накидная; 3 - наконечник; 4 - рукав по ГОСТ 1335 ; 5 - хомутик; 6 - наконечник; 7 - прокладка

Рисунок 5

1 - гайка накидная; 2 - хомутик; 3 - наконечник; 4 - рукав по ГОСТ 1335

Рисунок 6

1 - гайка соединительная; 2 - гайка накидная; 3 - наконечник; 4 - хомутик; 5 - рукав по ГОСТ 1335 ; 6 - прокладка

Рисунок 7

1 - ниппель; 2 - контргайка; 3 - наконечник; 4 - хомутик; 5 - рукав по ГОСТ 1335 ; 6 - наконечник

Рисунок 8

1 - наконечник; 2 - хомутик; 3 - рукав по ГОСТ 1335 ; 4 - наконечник

Рисунок 9

1 - наконечник; 2 - хомутик; 3 - рукав по ГОСТ 1335

Рисунок 10

_______________
* Размеры для справок.

1 - головка соединительная; 2 - рукав по ГОСТ 1335 ; 3 - кабель двухпроводный; 4 - хомутик; 5 - наконечник

Рисунок 11

Таблица 2

Тип рукава

Типоразмер рукава

Размер, мм (пред. откл. ±10)

Внутренний диаметр рукава, по ГОСТ 1335 , , мм

Присоединительная резьба по ГОСТ 6357 ,

Подтип рукава

* Номинальное напряжение электропроводки должно быть 50 В постоянного тока.

Примечание - Допускается изготовление рукавов других размеров "L", отличающихся длиной рукава по ГОСТ 1335 или с защитным чехлом, с присвоением индексов - 01, 02 и т.д.

3.3 Для обеспечения соединения двух смежных рукавов и их взаимозаменяемости конструкция головки соединительной рукавов типа Р1 (кроме типоразмера 747) должна соответствовать указанной на рисунке 12.

1 - заклепка; 2 - головка соединительная

Рисунок 12

3.4 Пример условного обозначения:

- рукав типоразмера 369А, климатического исполнения УХЛ категории размещения 1:

Рукав 369А УХЛ1 ГОСТ 2593-2014

Рукав типоразмера Р17Б, климатического исполнения УХЛ категории размещения 1:

Рукав Р17Б УХЛ1 ГОСТ 2593-2014

4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 Рукава должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 по ГОСТ 15150 и обеспечивать работоспособность при температуре окружающей среды от минус 60°С до плюс 60°С и кратковременно (в течение 4 часов) до плюс 80°С.

4.1.2 Рукава должны быть герметичными при давлении сжатого воздуха 1,0 МПа.

Падение давления свыше 0,01 МПа в течение 60 с не допускается при испытании рукава на соответствие 4.1.1.

4.1.3 Рукава должны выдерживать гидравлическое давление 1,5 МПа, рукава Р17Б, 747 и 369А - давление 2,0 МПа.

Срыв деталей (наконечника и головки) при выдержке в течение 2 мин при указанном давлении не допускается.

Для рукавов типоразмера Р17Б, 369А, 747 допустимый остаточный сдвиг наконечника и головки относительно рукава по ГОСТ 1335 - не более 2,5 мм, для рукавов остальных типоразмеров сдвиг деталей не допускается.

4.1.4 Рукава типоразмера Р17Б, соединенные между собой, должны разъединяться по головкам соединительным при воздействии растягивающего усилия. Максимальное растягивающее усилие при отсутствии давления сжатого воздуха не должно превышать 800 Н (81,5 кгс).

4.1.5 Рукава типа Р3 типоразмера 369А в сцепленном состоянии должны обеспечивать электроконтакт одноименных проводов и сопротивление изоляции между разноименными проводами не менее 10 МОм при напряжении 1000 В.

4.1.6 Рукава типа Р3 типоразмера 369А в разъединенном состоянии должны обеспечивать замыкания концов разноименных проводов в головке и сопротивление изоляции между наконечниками проводов кабеля и корпусом наконечника рукава не менее 10 МОм при напряжении 1000 В.

4.1.7 Два сцепленных рукава типоразмера 369А должны выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение:

- 1500 В частоты 50 Гц - в сухом состоянии;

- 1000 В частоты 50 Гц - после нахождения в водяной ванне в течение 3 мин.

4.1.8 Внутренняя поверхность и канавка наконечников должны быть зачищены от литейного нагара, а поверхности хвостовиков головок и наконечников, сопрягаемые с резиновыми рукавами, - от заливов, наростов, заусенцев и не должны иметь острых кромок. Внутренняя поверхность рукавов должна быть чистой, без заливов.

4.2 Требования к материалам

4.2.1 Материалы, применяемые при изготовлении арматуры присоединительной рукавов, должны соответствовать следующим требованиям по механическим свойствам:

- временное сопротивление разрыву, Н/мм - не менее 290 (30);

- относительное удлинение, %, не менее 6;

- твердость по Бринеллю НВ 100-163.

При изготовлении присоединительной арматуры рукавов из чугуна микроструктура чугуна должна быть ферритной или ферритно-перлитной с содержанием перлита не более 60%.

Присоединительная арматура рукавов может изготавливаться из ковкого чугуна марок КЧ30-6-Ф, КЧ33-8-Ф, КЧ35-10-Ф по ГОСТ 1215 ; высокопрочного чугуна ВЧ40, ВЧ45 по ГОСТ 7293 . Допускается изготовление наконечников из стали марок 20, 30, 40, 45 по ГОСТ 1050 .

4.3 Требования к покрытиям

4.3.1 Необработанные поверхности металлических частей рукавов должны быть защищены покрытиями по ГОСТ 7462 или ГОСТ 7409 , ГОСТ 9151 , ГОСТ 28379 .

Внешний вид покрытий необработанных поверхностей - по классу VII ГОСТ 9.032 .

4.3.2 Обработанные поверхности деталей рукавов подвергают защитному антикоррозионному покрытию по ГОСТ 9.301 .

На металлические поверхности деталей рукавов, не имеющие антикоррозионных покрытий, должна быть нанесена защитная смазка.

Смазка должна удовлетворять техническим требованиям, указанным в таблице 3.


Таблица 3

Наименование показателя, ед. измерения

Показатель

Методы испытаний

Рабочий диапазон температур, °С

От минус 60 до плюс 120

Внешний вид

Однородная мягкая мазь от светло-серого до светло-зеленого цвета

Температура каплепадения, °С, не менее

Пенетрация при 25°С, мм·10

Коллоидная стабильность при 200 г, % выделенного масла, не более

Предел прочности при 50°С, Па, в пределах

Вязкость эффективная при минус 55°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, Па·с, не более

Коррозионное воздействие на металлы

Не оказывает

Отсутствие

Изменение массы резины в течение 24 часов при 70°С, в пределах, %

4.4 Показатели надежности

4.4.1 Средняя наработка до отказа за гарантийный период - 120000 циклов торможений.

Критерии отказов:

- нарушения герметичности;

- поломка деталей рукава;

- нарушение прочности резинового рукава по ГОСТ 1335 ;

- нарушение сопротивления изоляции проводов кабеля (для рукава 369А);

- нарушение электрической цепи контакта для рукава 369А.

4.4.2 Назначенный срок службы рукавов - 5 лет со дня ввода в эксплуатацию. По истечении назначенного срока службы рукавов их эксплуатация должна быть прекращена. Решение о возможности дальнейшей эксплуатации может быть принято по результатам обследования технического состояния каждого рукава.

4.5 Требования к маркировке

4.5.1 Каждый рукав должен иметь маркировку, содержащую:

- единый знак обращения на рынке*;
_______________
* Для стран Таможенного союза.


- условный номер предприятия-изготовителя;

- месяц и год изготовления (арабскими цифрами);

- типоразмер рукава;

- клеймо службы технического контроля.

4.5.2 Маркировку производят на бирке, установленной под гайку болта крепления хомутика гравированием по ГОСТ 2.314 .

Маркировку наносят шрифтом 5-Пр3 по ГОСТ 26.020 .

Клеймо службы технического контроля наносят на резиновый рукав методом штамповки.

Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее четкость и сохранность в течение всего срока службы рукавов. Остальные требования по ГОСТ 26828 .

4.5.3 Транспортная маркировка грузов - в соответствии с ГОСТ 14192 и договором (контрактом на поставку).

4.6 Комплектность

4.6.1 В комплект поставки должно входить:

- рукав;

- паспорт на партию рукавов - по ГОСТ 2.601 .

4.6.2 Партия поставляемых рукавов должна сопровождаться документами, содержащими:

- наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение рукава;

Дату отгрузки;

- количество рукавов в партии.

4.7 Упаковка

4.7.1 Перед упаковкой обработанные металлические части рукавов должны быть покрыты смазкой (4.3.2). Попадание смазки на уплотнительные элементы браковочным признаком не является.

4.7.2 Рукава типа Р1 должны быть связаны или упакованы пачками не более пяти штук, типа Р2 - не более десяти штук, а рукава типа Р3 должны быть упакованы в тару.

4.7.3 Сопроводительная документация должна быть упакована по ГОСТ 23170 .

5 Требования безопасности труда и охраны окружающей среды

5.1 Установку и замену рукавов на подвижном составе следует проводить при отключенных источниках сжатого воздуха и электропитания.

5.2 Утилизация рукавов должна проводиться в местах, согласованных санитарно-эпидемиологической службой.

6 Правила приемки

6.1 Для контроля соответствия рукавов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания. Основные положения и виды испытаний по ГОСТ 15.309 .

6.2 Приемо-сдаточные испытания

6.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях подвергают проверке каждый рукав на соответствие 3.2 (по условиям 7.1), 4.1.2 (по методу контроля 7.4), 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.5, 4.6.

Испытаниям на соответствие 4.1.3, 4.1.4 подвергают 1% рукавов от партии, но не менее одного рукава.

Размер партии - количество рукавов, изготовленных за смену.

6.2.2 На каждый рукав принятой партии наносят клеймо службы технического контроля изготовителя.

6.3 Периодические испытания

6.3.1 Периодическим испытаниям подвергают рукава из партии, выдержавшей приемо-сдаточные испытания. Периодические испытания проводят два раза в год на двух рукавах каждого типа на соответствие 4.1.2 (по методу контроля 7.10) и 3.2 (размеры и по методу контроля 7.3.1).

6.4 Типовые испытания

6.4.1 Типовым испытаниям подвергают рукава, выдержавшие приемо-сдаточные испытания, после внесения в конструкцию или технологию их производства изменений, которые могут повлиять на технические характеристики.

6.5 При постановке на производство испытания на работоспособность рукавов при температуре плюс 80°С (с выдержкой при этой температуре не менее 4 часов) проводят на рукавах в количестве не менее пяти штук.

6.6 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом или отражают в журнале; результаты периодических испытаний - актом и протоколом, который должен отражать также и результаты приемо-сдаточных испытаний. Результаты типовых испытаний оформляют актом с приложением протокола испытаний. Результаты проверки на работоспособность при температуре плюс 80°С оформляют протоколом и актом.

6.7 Результаты испытаний считают отрицательными, а рукава не выдержавшими испытания, если в ходе испытаний установлено несоответствие рукава хотя бы одному требованию, заданному для испытаний данной категории.

6.8 В целях обязательного подтверждения соответствия испытаниям подвергают по два рукава каждого типа.

6.9 Отбор образцов проводят методом случайного отбора по ГОСТ 18321 от партии рукавов.

7 Методы контроля

7.1 Приемо-сдаточные, типовые испытания проводят при температуре (25±10)°С рабочего помещения.

7.2 Покрытия (4.3), маркировку (4.5), состояние поверхностей головок и наконечников (4.1.8) следует проверять визуально.

7.3 Контроль линейных размеров (3.2) проводят линейкой по ГОСТ 427 и штангенциркулем по ГОСТ 166 или другими средствами с погрешностью измерений ±0,5 мм. При наличии в конструкции рукавов резьбовых соединений, контроль размеров (таблица 2) проводят резьбовыми калибрами.

7.3.1 Периодические испытания проводят в два этапа:

- при температуре окружающей среды рабочего помещения;

- климатические испытания.

На первом этапе контролируют размеры и (3.2).

На втором этапе испытания проводят при температуре от минус 57°С до минус 60°С на соответствие 4.1.2 (по методу контроля 7.10).

7.4 Испытания рукавов на герметичность (4.1.2) проводят в водяной ванне при давлении сжатого воздуха 1,0 МПа. Один конец рукава заглушают, а другой присоединяют к источнику сжатого воздуха, при этом в течение 1 мин не должны появиться пузырьки воздуха. Допускается наличие пузырьков воздуха, если при выдержке рукава в водяной ванне не более 10 минут, их появление прекращается.

7.5 Проверку электрического контакта одноименных проводов сцепленных рукавов (4.1.5) проводят напряжением 50 В постоянного тока по схеме в соответствии с приложением А. Допускается для проверки контактов использовать напряжение переменного тока 36 В.

7.6 Контроль напряжения (4.1.5-4.1.7) проводят вольтметрами с пределами измерений до 75 и 2000 В класса точности не ниже 1,5 по ГОСТ 8711 .

7.7 Контроль замыкания концов разноименных проводов (4.1.6) проводят напряжением не более 36 В переменного тока или 50 В постоянного тока по схеме в соответствии с приложением Б.

Контроль электрического контакта и замыкания концов разноименных проводов проводят визуально по загоранию электрической лампы.

7.8 Контроль сопротивления изоляции (4.1.5, 4.1.6) проводят по схемам в соответствии с приложениями В и Г, мегомметром напряжением до 1000 В по ГОСТ 23706 .

7.9 Устойчивость рукава к испытательному напряжению (4.1.7) контролируют следующим образом: наконечники электрического кабеля диаметром 6,1 мм одного рукава и 8,1 мм другого подключают к клеммам источника переменного тока. При достижении испытательного напряжения рукава выдерживают в течение 1 мин.

7.10 Испытания рукавов на соответствие (4.1.1) проводят в климатической камере при температуре от минус 57°С до минус 60°С (4.1.2) после выдержки испытываемых рукавов при вышеуказанной температуре не менее 4 ч. Один конец рукава заглушают, а другой присоединяют к источнику сжатого воздуха давлением 1,0 МПа. Отключают рукав от источника сжатого воздуха и фиксируют изменение давления в нем.

7.11 При испытании рукавов на прочность (4.1.3) один конец рукава заглушают, другой присоединяют к водяной магистрали давлением 2,0 МПа для рукавов типоразмера Р17Б, 369А, 747 и давлением 1,5 МПа для остальных типоразмеров рукавов. Время выдержки под давлением - 2 мин, после чего давление сбрасывают.

7.12 Контроль давления при испытаниях рукавов на герметичность (4.1.2) и прочность (4.1.3) следует проводить манометрами по ГОСТ 2405 с пределами измерений соответственно:

1,6 МПа - класса точности не ниже 0,6;

2,5 МПа - класса точности не ниже 0,6.

Допускается контроль проводить другими средствами измерений класса точности не ниже 0,6.

При использовании средств измерений для контроля давления сжатого воздуха с единицей измерения кгс/см, перевод МПа в кгс/см производить с точностью до 2%.

7.13 Допускается испытания на прочность и герметичность проводить без электрического кабеля рукава 369А.

7.14 Испытание рукавов типоразмера Р17Б на разъединение (4.1.4) проводят на специальном испытательном оборудовании. Один конец двух сцепленных рукавов присоединяют к неподвижному кронштейну испытательного оборудования, а другой - к подвижному и продольным растягивающим усилием разъединяют рукава. Фиксируют усилие разъединения на подвижном кронштейне.

7.15 Контроль времени при испытании на герметичность (7.10) проводят средствами измерений с погрешностью не более 1 с.

7.16 Контроль температуры в климатической камере проводят термометром по ГОСТ 28498 или другими средствами измерений класса точности не ниже 1,5.

7.17 При контроле показателей надежности (4.4.1) рукава подвергают воздействию динамической нагрузки путем циклического изменения в них давления сжатого воздуха от нуля до 0,65 МПа. Продолжительность каждого цикла до 10 сек. По достижению наработки 120000 циклов изменения давления испытания прекращают и проводят визуальный осмотр рукавов.

После этого проводят испытания рукавов на соответствие 4.1.2 и 4.1.3.

7.18 Соответствие применяемых при изготовлении рукавов материалов (4.2, 4.3) установленным требованиям контролируют по сертификатам качества.

7.19 Применяемые средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены/калиброваны, а испытательное оборудование аттестовано.

8 Транспортирование и хранение

8.1 Рукава транспортируют любым видом крытого транспорта при соблюдении правил перевозок грузов, действующих на транспорте конкретного вида. В процессе погрузки и разгрузки соединительные головки рукавов следует оберегать от соударений.

8.2 Рукава следует хранить в сухих помещениях на стеллажах, которые должны быть расположены на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. Не допускается попадание на рукава прямых солнечных лучей.

8.3 Не допускается хранение рукавов в помещениях с наличием в воздухе паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей, разрушающе действующих на резиновые детали и лакокрасочные покрытия.

8.4 При хранении свыше 12 месяцев рукава подлежат осмотру. При обнаружении коррозии необходимо ее удалить, а поверхности повторно обработать смазками по 4.3.2.

8.5 Условия хранения рукавов - в соответствии с группой 2(C) по ГОСТ 15150 .

9 Указания по эксплуатации

9.1 Допускается на время регулировки предохранительных клапанов локомотивов повышение давления сжатого воздуха до 1,2 МПа.

9.2 В процессе эксплуатации рукава подлежат техническому обслуживанию и ремонту. Резиновые уплотнительные кольца и прокладки подлежат замене не реже одного раза в три года, а рукава по ГОСТ 1335 не реже одного раза в пять лет от даты их изготовления.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Изготовитель гарантирует соответствие рукавов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.

10.2 Гарантийный срок устанавливается договором между изготовителем и заказчиком, но не менее 4 лет со дня отгрузки заказчику.

10.3 Гарантийный срок хранения рукавов без переконсервации - один год.

Приложение А (обязательное). Схема проверки электрического контакта одноименных проводов сцепленных рукавов

Приложение А
(обязательное)

1, 2 - жила кабеля

Рисунок А.1

Приложение Б (обязательное). Схема проверки замыкания концов разноименных проводов


Приложение Б
(обязательное)

1, 2 - жила кабеля

Рисунок Б.1

Приложение В (обязательное). Схема проверки сопротивления изоляции разноименных проводов сцепленных рукавов


Приложение В
(обязательное)

1, 2 - жила кабеля; 3 - мегомметр

Рисунок В.1

Приложение Г (обязательное). Схема проверки сопротивления между наконечниками проводов кабеля и корпусом наконечника


Приложение Г
(обязательное)

1, 2 - жила кабеля; 3 - наконечник рукава; 4 - мегомметр

Рисунок Г.1

УДК 621.643.3-592:629.4:006.354

Ключевые слова: рукав соединительный, тормозная система, подвижной состав, локомотивы, городской транспорт



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015


Рукава соединительные Р11, Р12, Р13, Р14, Р17Б

Код ОКП 31 8442
Рукава соединительные предназначены для обеспечения гибкого разъемного соединения воздухопроводов смежных единиц подвижного состава.

Рукава соединительные изготовляются по ГОСТ 2593-2009 и состоят из рукава резинового (ГОСТ 1335-84), головки типа 1а или 16, наконечника типа 1а или 16, хомутиков (все элементы по ГОСТ 2593-2009), уплотнительного кольца ГОСТ 38-72.

Обозначение
рукава

Рабочее давление сжатого воздуха,
МПа (кгс / см 2),
не более

Размеры, мм

Резьба присоедини-
тельная
трубная

Масса,
кг не более

Область применения

Подвижной состав с воздухопроводом с диаметром труб G 1- В

На локомотивах и электропоездах с воздухопроводом с диаметром труб G 1 - В

На вагонах электропоездов и вагонах метрополитена с воздухопроводом с диаметром труб G 1 - В

На локомотивах и вагонах узкой колеи с воздухопроводом с диаметром труб G 1 - В

На локомотивах, электропоездах, дизель - поездах, грузовых, пассажирских вагонах с воздухопроводом с диаметром труб G 1 ¼ - В

Код ОКП 31 8442
Рукава соединительные предназначены для гибкого неразъемного соединения воздухопроводов с тормозными цилиндрами или с приводом токоприемника. Рукав Р21 применяется на электровозах и тепловозах, а Р23 на электровозах и электропоездах.

Изготовляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2593-2009 и состоят из рукава резинового ГОСТ 1335-84, хомутиков, наконечника типа 36 и Зв ГОСТ 2593-2009 с накидной и соединительной гайками по ГОСТ 8959-75 и наконечника типа 26 или 2а ГОСТ 2593-2009.

Обозначение рукава

Рабочее давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см 2)

Размеры, мм

Резьба трубная

Масса, кг

Код ОКП 31 8442
предназначен для обеспечения гибкого неразъемного соединения тормозной магистрали с клапаном автостопа. Применяется на вагонах метрополитена.

Рукав изготовляется по ГОСТ 2593-2009 и состоит из рукава резинового ГОСТ 1335-84, двух хомутиков и двух наконечников типа ГОСТ 2593-2009 с накидными гайками по ГОСТ 8959-75.

Код ОКП 31 8442
предназначен для обеспечения гибкого неразъемного соединения воздухопроводов на подвижном составе.

Применяется на вагонах метрополитена. Рукав изготовляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2593-2009 и состоит из рукава резинового ГОСТ 1335-84, двух хомутиков, двух наконечников типа 36 ГОСТ 2593-2009 с накидными и соединительными гайками по ГОСТ 8959-75.

Код ОКП 31 8442
предназначен для обеспечения гибкого неразъемного соединения воздухопроводов на подвижном составе. Применяется на вагонах метрополитена.

Рукав изготовляется по ГОСТ 2593-2009 и состоит из рукава резинового ГОСТ 1335-84, двух хомутиков и двух наконечников типа Зв ГОСТ 2593-2009 с накидными и соединительными гайками по ГОСТ 8959-75.

Рукава соединительные Р36А, Р36Б

Коды ОКП 31 8442; 31 8442
Рукава соединительные Р36А, Р36Б предназначены для соединения воздухопровода тормозной воздушной магистрали с воздухораспределителем. Область применения: грузовые вагоны подвижного состава железных дорог.

Рукава типа Р36А и Р36Б состоят из рукава резинового ГОСТ 1335-84, хомутиков, наконечников, контргайки, ниппеля.

Изготовляются по ТУ 3184-501-05744521-94.

Код ОКП 31 8442
Рукав соединительный 369А предназначен для обеспечения гибкого разъемного соединения воздухопроводов и электрических каналов электропневматического тормоза смежных единиц подвижного состава.
Применяется на пассажирских локомотивах и вагонах, оборудованных электропневматическими тормозами по двухпроводной электрической схеме. Рукав выполнен на основе соединительного рукава Р17Б ГОСТ 2593-2009 и состоит из рукава резинового 35Д ГОСТ 1335-84, головки с электроконтактами, наконечника типа 1а ГОСТ 2593-2009, хомутиков, уплотнительного кольца ГОСТ 38-72, электрического кабеля с двумя проводами. Головка рукава взаимосцепляема с головкой по ГОСТ 2593-2009. Она содержит один подвижной электрический контакт, изолированный от корпуса в сцепленном положении смежных головок и замыкаемый на корпус при их расцепе.
В качестве второго контакта используется корпус головки.
Изготовляется по ТУ 3184-512-05744528-2000.

Код ОКП 31 8442
предназначен для соединения воздухопровода тормозной воздушной магистрали с воздухораспределителем. Область применения: грузовые вагоны подвижного состава железных дорог.
Рукав состоит из резинового рукава ГОСТ 1335-84, хомутиков диаметром 41 мм, наконечников.
Изготовляется по ТУ 3184-501-05744521-94.

Рукав токоприемника Р40

Код ОКП 31 8442
Рукав токоприемника Р40 предназначен для обеспечения гибкого неразъемного соединения воздухопровода с пантографом. Применяется на электровозах и электропоездах.
Рукав состоит из трубки полиэтиленовой, штуцеров, шайб и накидных гаек.
Изготовляется по ТУ 24.05.971-80.

Код ОКП 31 8442
предназначен для соединения пневмоцилиндров с воздухопроводом рабочей воздушной магистрали хоппер-дозатора. Область применения: грузовые вагоны подвижного состава ж/д.
Рукав состоит из резинового рукава ø25 мм ГОСТ 1335-84, двух хомутиков ø41 мм, двух наконечников. Изготовляется по ТУ 3184-501-05744521-1994.

Код ОКП 31 8442 0032
предназначен для соединения воздухопроводов воздушной магистрали двух сочлененных платформ.
Область применения: грузовые вагоны подвижного состава ж/д.
Рукав состоит из резинового рукава ø35 мм ГОСТ 1335-84, двух хомутиков ø49 мм, двух наконечников с накидными гайками, чехла. Изготовляется по ТУ 3184-528-05744521-2010.

Соединительные рукава предназначены для объединения воздухопроводов единиц подвижного состава в поезде в общую тормозную сеть. Соединительные рукава делятся на разъемные (типа Р1), у которых головки саморасцепляются при повороте их на определенный угол и при разъединении вагонов, и неразъемные (типа Р2 и РЗ) с резьбовым соединением.

Разъемные рукава типа Р1 предназначены для соединения воздушных магистралей смежных единиц подвижного состава. Рукав состоит из резино-тканевой трубки 8, в которой запрессованы наконечник 7 и головка 4 с гребнем 3 и шпилькой 1. На расстоянии 8 - 10 мм от торцов трубки устанавливают хомуты 5, стягиваемые болтами 6. Место соединения двух головок уплотняется резиновым кольцом 2. Срок годности рукава - 6 лет. уплотнительного кольца - 3 года.
Неразъемные рукава типов Р2 и РЗ служат для сообщения трубопроводов тормозных цилиндров, расположенных на тележках, с воздухораспределителями, а также воздухопроводов между кузовами и тележками подвижного состава.
Соединительные рукава усл.№ 452 применяются для соединения между собой питательных магистралей локомотивов. Для исключения возможности ошибочного соединения питательной магистрали с тормозной, резино-тканевые трубки этих рукавов укорочены до 300 мм.
Головки рукавов окрашивают в соответствующие цвета тех магистралей, на которых они установлены.
Соединительный рукав должен иметь три контрольных обозначения:

  • тиснение на резино-тканевой трубке с указанием предприятия-изготовителя, квартала и года изготовления;
  • металлическая пластинка под хомутом наконечника с указанием пункта комплектования или ремонта рукава и даты;
  • бирка с указанием даты и места испытания рукава.

Состояние соединительных рукавов проверяется при всех видах ремонта. Рукава с протертыми местами или трещинами и надрывами до оголения текстильного слоя, имеющие внутренние отслоения, а также со сроком службы более 6 лет и не имеющие клейма даты изготовления заменяются новыми, Протертость и образование сетки мелких трещин на верхнем слое резины не являются браковочными признаками.
Головки соединительных рукавов осматриваются и проверяются шаблоном. Неисправная головка заменяется. Зазор между ушками хомута должен быть в пределах 7 - 16 мм при крепко затянутых болтах.
Соединительные рукава на ТР-2. ТР-3 и капитальных ремонтах локомотивов и МВПС должны быть испытаны:

  • на прочность - гидравлическим давлением 13 кгс/см2 рукава питательной магистрали; 10 кгс/см2 рукава тормозной магистрали, воздухопроводов тормозных цилиндров и вспомогательного тормоза локомотива в течение 2 минут;
  • на герметичность - пневматическим давлением 8,0 кгс/см2 в течение 3 минут в водяной ванне.Появление на поверхности резино-тканевой трубки вновь скомплектованных и бывших в эксплуатации рукавов пузырьков в начале испытания с последующим их исчезновением браковочным признаком не является.
  • на проходимость - визуальный контроль внутреннего состояния рукава.

Краны


Концевой кран усл.№ 190 предназначен для перекрытия тормозной магистрали по обоим концам, а на тяговом подвижном составе, кроме того, и для перекрытия питательной магистрали.


Кран состоит из корпуса 1, клапана 2 с отражателем (полусферической поверхностью) «Б», двух резиновых уплотнительных колец 3, эксцентрикового кулачка 4, гайки 5 и ручки 6, укрепленной на квадрате кулачка шплинтом 7. Контргайка 8 служит для уплотнения и крепления тормозного соединительного рукава на отростке концевого крана.
Для перекрытия крана ручку 6 поворачивают вверх до упора, при этом палец «Б» перемещает клапан 2 влево и прижимает левое кольцо 3 к седлу штуцера 9. В этом положении палец «В» проходит за осевую линию примерно на 4° и сжимает левое уплотнительное кольцо на 3 - 4 мм, вследствие чего клапан 2 запирается.
Контрольное отверстие «А» диаметром 6 мм при закрытом положении крана сообщает магистраль со стороны соединительного рукава с атмосферой.
В открытом положении ручка крана располагается приблизительно вдоль оси отростка, а клапан 2 правым уплотнительным кольцом 3 прижимается давлением сжатого воздуха к седлу в корпусе 1.
На грузовых вагонах концевые краны должны быть установлены под углом 60° к вертикальной оси. Такой разворот концевого крана способствует улучшению условий работы соединительных рукавов при движении поезда в кривых участках пути, а также обеспечивает достаточную высоту головок разъединенных рукавов для предохранения их от ударов о детали горочных замедлителей при автоматическом разъединении рукавов на сортировочных горках.

Трехходовой кран усл.№ Э-195 имеет три отростка (А, Б и В) и атмосферное отверстие «Ат». Ручка крана имеет два положения, при которых два отростка сообщаются между собой, а третий - с атмосферой. Сжатый воздух поступает в отросток «А», который сообщается либо с отростком «Б», либо с отростком «В». Если воздух проходит в отросток «Б», то отросток «В» сообщается с атмосферой, а если воздух проходит в отросток «В», то отросток «Б» сообщается с атмосферой.

Трехходовой кран усл.№ 424 отличается от крана усл.№ Э-195 тем, что не имеет атмосферного отверстия.

Стоп-кран усл.№ 163 служит для экстренной разрядки ТМ при необходимости немедленной остановки поезда. Кран имеет корпус 2, в котором находится клапан 5 со стержнем 3 и резиновой прокладкой 6, закрепленной винтом. Стержень соединен с эксцентриковым кулачком 4 (палец эксцентрикового кулачка входит в вырез стержня), на квадрат которого насажена ручка 1. В корпус ввернут штуцер 7, при помощи которого кран устанавливают на отростке ТМ.
При закрытом положении крана ручка находится вдоль оси трубы. Для приведения крана в действие его ручку поворачивают поперек оси трубы. При этом поворачивается кулачок 4, поднимая вверх клапан 5, и воздух из ТМ выходит в атмосферу через отверстия в корпусе крана.

Разобщительный крин усл.№ 372 служит для включения и выключения воздухораспределителей и имеет два положения ручки: вдоль трубы - кран открыт, поперек трубы - кран закрыт. В конусной бронзовой пробке крана имеется атмосферное отверстие «а» для сообщения воздухораспределителя с атмосферой при закрытом положении крана. Это отверстие сделано для предупреждения самоторможения выключенного воздухораспределителя в случае пропуска разобщительного крана.

Разобщительный кран усл.№ 383 служит для включения и выключения тормозных приборов, по устройству аналогичен крану усл.№ 372, но не имеет атмосферного отверстия в пробке.