Танцы

Филологическое образование определение становление история. Этапы развития языкознания. Практическая филология и филологическое образование

Современная филология опирается на несколько парадигм, но представляет собой дисциплину, которая по отношению к этим парадигмам находится на более высокой ступени абстракции, объединяя и опосредуя их, наподобие того, как философия опосредована по отношению к другим видам знания. Рассмотрим, какие знания и труды входят в ту или иную парадигму, но выходят за ее рамки, формируя более общее филологическое знание. Критерием здесь будет обращение к тексту и языку как материалу литературы. Так, в литературоведении к области филологического знания будут относиться те работы, которые основываются на анализе текстового материала, а в языкознании это те работы, которые выходят за рамки языка, обращены и к тексту, и в целом к произведению, творчеству того или иного художника.

Философско-эстетическое знание также обогатило филологию, это работы, связанные с эстетикой слова, художественными текстами. То же можно сказать о культурологии. Интересы психологии также были обращены к литературе и к художественному тексту. Но есть область филологического знания, которая как раз интегрирует в себе все эти направления. Эту область мы называем метапоэтикой - исследование писателем, поэтом собственного творчества (см.: 5). Это знание составляет относительно самостоятельную парадигму, мы ее определяем как гетерогенную, «размытую». Особенность русской филологии составляет то, что в основе ее лежит метапоэтика. Фундаментальные исследования показали, что наука о литературе складывалась в основном в процессе формирования и становления самой литературы. «Поэтика» (1705), «Риторика» (1706-1707) Ф. Прокоповича, работы В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, а далее А. Д. Кантемира и А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева составляли основу русской филологии XVII-XVIII вв.

Не случаен и тот рывок, который сделали русские символисты, поставив перед собой задачу создать теорию литературного творчества. Они правомерно считали, что теория литературного творчества, а в сущности, филология как целостное знание не была сформирована. Существовала история литературы, литературная критика, но собственно принципов анализа художественного текста, подходов к нему не было выработано. Положение филологии в конце XIX - начале XX в. было приблизительно таким же, как и положение лингвистики. Лингвисты хорошо знали историю языка, реконструировали мертвые языки, например, санскрит, но не имели достаточных знаний и оснований для исследования современного состояния языков, что констатировали младограмматики Г. Остгоф, К. Бругман, Г. Пауль и др. В ответ на вызовы ученых впоследствии сформировалась структурная лингвистика, которая была призвана исследовать языки на синхронном срезе в противопоставлении диахронии (основа - работы Ф. де Соссюра, И. А. Бодуэна де Куртене).

То же самое произошло и в филологии, в частности в лингвистической поэтике, которая к ней относится. Но это стало возможным только после попыток самих писателей и поэтов создать целостную теорию литературного творчества, основанную на анализе художественного текста и языка художественного произведения. Поэтому метапоэтическая парадигма в русской филологии определяется нами как интегрирующая, так как она естественным образом объединяет литературоведческое, лингвистическое, философское, психологическое знание. Иногда, как известно, русские писатели опирались на ту или иную теорию художественного творчества. С определенной уверенностью это нужно сказать о символистах, которые в основу своей метапоэтики положили теорию творчества В. фон Гумбольдта - А. А. Потебни. Или метапоэтика постмодерна, которая во многом основывается па структуралистских, постструктуралистских штудиях.

В формировании русской филологии наиболее значимую роль сыграли следующие парадигмы.

  • 1. Лингвистика, обращенная к художественным функциям языка: лингвисты-филологи - М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, А. А. Потебня, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Л. Ю. Максимов, Д. Н. Шмелев и другие.
  • 2. Литературоведение и критика: ОПОЯЗ, Московская формальная школа, советское литературоведение, М. М. Бахтин, Тартуско-московская школа и т.д.

Следует сразу же оговориться о взаимодействии и взаимопроникновении этих видов знания, общность которых мы будем анализировать через школы и направления.

  • 3. Метапоэтика, или исследование писателями, поэтами собственного творчества.
  • 4. Философия и эстетика (то, что связано с текстом): Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и другие.
  • 5. Психология: Л. С. Выготский, влияние 3. Фрейда (И. П. Смирнов).

Это деление условно, многие поэты были одновременно и выдающимися учеными (М. В. Ломоносов, А. X. Востоков), занимались критикой. Поэтому, говоря о формировании филологии литературоведами, или лингвистами, или писателями и поэтами, мы будем делать допущения, характерные для взаимодействия данных парадигм. Одно из главных допущений - это рассмотрение взаимодействия лингвистической и литературоведческой парадигм в процессе взаимовлияния, которое обнаруживается по мере образования академических школ, обществ, кружков. Именно в процессе исторического развития этих общностей и вырисовывается филологическое знание. Метапоэтика скрепляет его, философская, психологическая и другие стороны знаний дополняют его.

Система знаний и инструментов познания художественного творчества со своими понятиями, теорией и методологией возникла не сразу, а прошла в своем формировании долгий путь. И если первые суждения о литературе встречаются уже в России X-XI вв., то работы, имеющие непосредственно теоретико-литературный характер, появляются только в конце XVI в., а первые риторики и поэтики еще позже - в XVII в. (см.: 2, с. 21).

Само литературоведение, каким оно предстает перед нами сейчас, представляет сложную и подвижную систему дисциплин. Различаются три главные отрасли литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. История литературы исследует становление литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует сегодняшнее состояние литературы. Для нее также характерна интерпретация литературы прошлого. К литературоведению относят и поэтику - науку о структуре произведения. При этом выделяют общую поэтику, историческую поэтику, к ним примыкает и стилистика художественной речи. Последние дисциплины в наибольшей степени связаны с формированием филологии, так как они обращены к тексту.

В. М. Жирмунский в качестве вспомогательной дисциплины литературоведения называет текстологию, связанную с изучением источников, творческой лаборатории писателя. Он же, говоря о поэтике, выделяя нормативную, сравнительно-историческую и теоретическую поэтику, утверждает, что поэтика - наука на стыке лингвистики и литературоведения: «...в искусстве поэзии, в литературе есть такая сторона, которая ни с какой точки зрения нс может быть растворена в лингвистике. Это можно сказать о проблемах тематики и композиции художественного произведения. Слова эти понятны сами по себе. Тематика - это то, о чем говорится. Поэтический образ Татьяны и сюжет “Евгения Онегина” одинаково относятся к области тематики, к области поэтической темы пушкинского произведения. Но поэтическая тема всегда как-то построена, всегда дана в движении; тут и проблема контраста, и “завязывание и развязывание узлов”, и композиция драмы, и романа, которые отличаются друг от друга.

Это не значит, что вопросы тематики и композиции не относятся к поэтическому языку, к стилистике. Когда мы рассматриваем словарь поэта и говорим, что у поэта встречаются краски, которыми он широко пользуется в своих описаниях, что он очень живописен, то речь идет о тематике, о “словесных темах”. Лексика непосредственно связана с тематикой произведения. С другой стороны, когда на примере... стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива...” было рассмотрено его построение и расположение придаточных предложений времени в виде периода, то речь шла о композиции стихотворения. Значит, композиция и тематика тесно связаны с языковыми категориями. Но они относятся и к категориям неязыкового порядка, то есть проблемы тематики и композиции могут нас занимать в поэтике и независимо от вопросов языка. Зато лишь в очень малой степени можно говорить об этих аспектах поэтики вне проблемы литературного жанра. Как можно, например, рассуждать о композиции художественного произведения, не касаясь того, имеем ли мы перед собою драму или роман? Ведь композиция романа и драмы совершенно различна из-за того, что в первом случае мы имеем дело с эпической, а во втором - с драматической формой. И сюжет в драме и в романе будет развиваться совершенно по-разному.

Точно так же и изображение, развитие образа героя, скажем, в “Евгении Онегине” дается совершенно иным методом, чем в чеховских пьесах, потому что одно - драма, другое - роман. Значит, и круг вопросов, которые стоят за пределами поэтического языка, не может быть рассматриваем без теории литературных жанров как особых типов, видов литературного произведения, объединяющих известные моменты композиции с известными моментами тематики. Это настолько существенная область исследования литературных произведений, что практически вполне удобно различать - как это делали в старых поэтиках - метрику, стилистику и теорию литературных жанров, имея в виду, что в последний раздел мы включим весь тот сложный комплекс вопросов, который поднимается над теорией поэтического языка» (4, с. 243-244).

Языкознание также представляет собой ряд дисциплин, включающих теорию языка, историю литературного языка, современный русский язык, стилистику, культуру речи, диалектологию, историческую грамматику и др. Все они имеют определенную связь с литературой, наукой о литературе, так как основа литературы как искусства - язык.

Говоря о начальных периодах исследования литературы, ученые отмечают, что сделанных в XVIII в. открытий и выработанных к этому времени понятий оказалось недостаточно, чтобы можно было говорить о возникновении научной методологии познания литературной жизни со специфической научной системой литературоведческих понятий. В качестве периода зарождения русской науки о литературе отмечается первое двадцатилетие XIX в. В XVIII в. русские теоретики и историки приглядываются к своей национальной литературе, пытаясь подвести ее под старые понятия и одновременно делая попытки выработать понятия новые, охватывающие своим содержанием и отдельные стороны литературной жизни России. Авторы учебных пособий начала XIX в. продолжают следовать в том же направлении. Однако уже в критике начала XIX в. наблюдается поворот к познанию национальной художественной практики, к выработке оригинальных понятий и представлений о литературе. В результате создаются условия для возникновения русского теоретико- и историко-литературного сознания, опирающегося в выводах и положениях на художественный опыт своей литературы. Во второй четверти XIX в. этот процесс естественно, исторически необходимо и закономерно приводит к возникновению русской науки о литературе (см.: 2, с. 119).

Но в русской теоретико-литературной мысли начала XIX в. преобладала установка на формирование теории словесности - синтетического знания, в котором не было дифференциации риторики, поэтики, теории литературы. Наиболее значимые работы в этот период: «Основания российской словесности» (1807) А. С. Никольского, «Рассуждение о словесности вообще» (1810) Н. И. Язвицкого, «Введение в круг словесности» (1806),

«Наука стихотворства» (1811) И. С. Рижского, «Курс российской словесности» (1812) И. М. Левитского, «Словарь древней и новой поэзии» (1821) Н. Ф. Остолопова, «Учебная книга российской словесности» (1819-1822) Н. И. Греча, «Опыт науки изящного» (1825) А. И. Галича.

Учение о словесности возникало и формировалось в России в начале XIX в. как «общефилологическое учение, затрагивающее все основные аспекты происхождения, свойств (грамматика) и функций (риторика и поэзия) слова. Собственно теоретико-литературным отделом... в этом учении была вся теория поэзии и та часть риторики, которая приходилась на теорию прозаических жанров и которая со временем развилась в теорию прозы» (2, с. 140). Понятие словесности было комплексным, филологическим, вне дифференциации на литературоведение и лингвистику, хотя проблеме языка в ней отводилось много места. «Литература, или словесные, свободные, изящные науки...- писал в 1802 году Я. А. Галинковский, автор, переводчик, редактор и издатель “Корифея”, первого в России “основания всеобщей словесности”, - взяв себе образцом природу , учителем вкус , целью удовольствие... изображают словом (курсив автора. - К. Ш. у Д. П.) сии три предмета: потому называются словесными и заключают в себе: историю, поэзию, риторику, философию, мораль; но, как не довольно занимать одни только органы души, присоединились сопутствующие им художества: живопись, скульптура, музыка и проч. Таким образом составился круг изящного ума, полная система словесности...» (2, с. 129). Это самое широкое из существовавших в начале XIX в. определений словесности. Близко к нему определение Н. И. Язвицкого, в «Рассуждении о словесности вообще» (1810) он отмечает: «Если мы будем рассматривать словесность в обширном значении, то не найдем предмета, совершенно ей неизвестного. Она распростирается на все науки, искусства и художества; она входит в области истории, обогащается рассуждениями философии; словом, она есть всеобщее сокровище, увеличивающееся от всех изысканий и изобретений человеческого духа...» (2, с. 129).

Такое широкое определение содержания понятия «словесности» можно встретить и позднее. Я. В. Толмачев в «Правилах словесности» (1822) под словесностью понимает «круг слова», который «объемлет своею обшир- ностию все познания человеческие. Все, что разум постигает в природе или творит собственною силою, человек старается изобразить помощию слова» (2, с. 129).

Во «Введении в круг словесности» (1806) И. С. Рижский отмечает, что словесность «есть язык, и притом привлекательный, прочих наук», «она единственно сохраняет и передает вечности успехи других наук» (2, с. 129). С таким широким содержанием понятия «словесность» сосуществует более узкое. А. Я. Галинковский в книге «Корифей, или Ключ литературы» (1802) видит в словесности и «малый круг познаний неотвлеченных, обработанных красотою слова» - художественную прозу - и поэзию. Со временем такое выделение произведений, «обработанных красотою слова», в особый ряд приведет к образованию понятия «изящная словесность». В курсах истории русской словесности И. М. Борна (1808) и Н. И. Греча (1822) нашло свое отражение именно узкое понимание словесности, в го время как в «Обозрениях» русской литературы Н. И. Греча (1815, 1817, 1818) рассматривается буквально вся печатная продукция России этих лет.

По-своему стараются определить сущность словесности сторонники «эстетической» точки зрения на поэзию. Такую попытку сделал в одном из первых в России курсов эстетики Л. Г. Якоб, который к «словесным искусствам», то есть к словесности, относил все искусства, которые «для изящного представления мыслей употребляют слова» (2, с. 130).

В то же самое время под «словесностью» понимают не только определенный круг словесных произведений или словесных искусств и наук, но и саму науку о слове, о словесных произведениях. «Словесность, - пишет Н. И. Язвицкий, - есть основательное познание искусства сочинять, снисканное обдуманным чтением лучших писателей». Это определение буквально дословно, изменив только одно слово «познание» на «знание», повторит И. М. Левитский. Я. В. Толмачев, как и Язвицкий, под словесностью также понимает не только определенный «круг слова», но и «науку, руководствующую человека к такому высокому совершенству, какова способность говорить красно и прилично...» (2, с. 130).

На развитие русской филологии и литературоведения оказывали влияние западные литературно-эстетические течения и лингвистические направления. В частности, огромную роль в формировании словесности сыграли лингвистическая и лингвокультурологическая теория В. фон Гумбольдта, немецкие эстетические теории, в частности работы И. В. Гер- дера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, И. Канта, а далее эстетика И. В. Ф. Гегеля, работы западноевропейских эстетиков Ш. Сент-Бёва, М. Мюллера, И. Тэна. Как известно, к середине XIX в. сформировалось сравнительно-историческое направление в лингвистике (Ф. Бонн, Р. Раск,

A. X. Востоков, А. Шлейхер, В. фон Гумбольдт), которое также влияло на становление теории словесности.

В основании филологии лежат исследования поэтов и ученых конца XVII - первой половины XIX в. - С. Полоцкого, И. Хворостинина, К. Истомина, Ф. Прокоповича, А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, В. И. Майкова, М. М. Хераскова, И. И. Дмитриева, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина,

B. А. Жуковского, А. X. Востокова. Их вклад в историю русской филологии анализируется в четырехтомной антологии «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» (2002-2006), а также в нашем словаре «Русская метапоэтика» (2006). Воззрения поэтов и одновременно ученых формировались не только в системе складывающегося научного знания, но и во взаимодействии с процессами творчества. Метапоэтика - это особый тип филологической рациональности, опирающийся на собственные наблюдения автора над творчеством и, как правило, на научные опыты своего времени. Такие гениальные ученые, которые сформировали основание филологии, как М. В. Ломоносов и А. X. Востоков, были выдающимися поэтами своего времени, находились в диалоге с другими художниками, но также и с учеными-лингвистами, основателями теории словесности.

М. В. Ломоносову принадлежат «Российская грамматика» (1755), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «Краткое руководство к красноречию» (1748), трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). М. В. Ломоносов - крупнейший русский поэт- просветитель XVIII в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Научные мысли он часто излагал поэтическим языком. Филологическое мировоззрение М. В. Ломоносова формировалось во взаимодействии с естественнонаучным знанием. Он уделял внимание разработке языка русской науки, создал систему терминов химии на русском языке.

А. X. Востоков - представитель сравнительно-исторического языкознания. Его филологические воззрения формировались в процессе создания работ: «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к Грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам» (1820), «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» и «Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная» (1831). Под его редакцией вышли документы: «Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов» (1841), «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея» (1842). А. X. Востоков - автор «Словаря церковнославянского языка» (1858-1861). Но мало кому известно, что он в то же время и автор одного из первых отечественных исследований по поэтическому языку «Опыт о русском стихосложении» (1817), и известный в свое время поэт, написавший немало произведений, в которых осмыслял художественное творчество - «К фантазии» (1798), «Парнас, или Гора изящности» (1801), «Свидание с музою» (1807). Поразительно, но все лингвистические работы А. X. Востокова пронизаны наблюдениями над художественной функцией языка, поэтическими особенностями его реализации. Как мы уже отмечали, в силу особого свойства метапоэтики, соединяющей данные науки, творчества, философии, мы будем рассматривать ее в парадигме, дополняющей научную.

К середине XIX в. формируются академические школы в русской филологии, обычно их называют литературоведческими, но в эти школы входили и лингвисты, и литературоведы, обычно ученые энциклопедического склада, занимавшиеся многими проблемами, связанными с художественным творчеством. Во взаимодействии этих многомерных и динамических воззрений рождались филологические направления. В одних случаях доминировала лингвистическая мысль (психологическое направление), в других - литературоведческая (культурно-историческая школа), мифологическая школа и сравнительно-историческая школа А. Н. Веселовского наиболее органично соединяли воззрения ученых в общем филологическом знании.

Под научной школой мы понимаем исторически сформированное объединение ученых, работы которых отличаются общностью взглядов, направлений, принципов, методов; шире - эго направление, течение в науке, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Мы будем опираться на определение следующих академических школ, сформированных в XIX в.:

родоначальники русской филологии - поэты-ученые (Ф. Прокопович, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. X. Востоков);

  • - мифологическая школа (Ф. И. Буслаев, А. Ф. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский, И. А. Худяков, П. Н. Рыбников, А. А. Потебня);
  • - культурно-историческая школа (А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов, А. А. Шахов, А. И. Кирпичников, Л. Н. Майков, Н. П. Дашкевич, П. В. Плотников);
  • - сравнительно-историческая школа (А. Н. Веселовский);
  • - психологическое направление (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. В. Ветухов, А. Г. Горнфельд);
  • - как особые направления рассматриваются русская литературная критика (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. И. Герцен, Н. Н. Страхов) и русское стиховедение (В. И. Клас- совский, П. Д. Голохвастов, Ф. Е. Корш, Н. Н. Шульговский) во второй половине XIX в. (см.: 1).

Литература

  • 1. Академические школы в русском литературоведении. - М.: Наука, 1975.
  • 2. Возникновение русской науки о литературе. - М.: Наука, 1975.
  • 3. Вольф, Ф. А. Что такое классическая филология? / Ф. А. Вольф. - М.: УРСС, 2015.
  • 4. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение / В. М. Жирмунский. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1996.
  • 5. Штайн, К. Э. Русская метапоэтика: учебный словарь / К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2006.
  • 6. Штайн, К. Э. Филология: История. Методология. Современные проблемы / К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2006.
  • 7. Штайн, К. Э. Филология: Школы и направления: учеб, пособие/ К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. - Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2014.
  • 8. Эко, У. История красоты / У. Эко. - М.: Слово, 2006.

2. Основные этапы развития филологии. Становление филологии как науки

Филология закрепляет за собой статус практически ориентированного знания и деятельности до середины XIX в. и имеет комплексный характер. Эти особенности наблюдаются на начальных этапах развития филологии.

Филология эпохи античности. Древневосточные (Индия, Китай) и западные (Греция, Рим) тексты изучались еще в античном мире (Х в. до н.э. -- V в. н.э.). Здесь появлялись задачи в разное время, способствовавшие развитию филологии как практической деятельности. Восточная и западная традиции складывались и развивались обособленно.

Классическая филология возникла на базе западной традиции. Она сформировалась в Европе во времена Возрождения (ХIV--ХVI вв.) как отражение древнегреческого и древнеримского наследия. Это была реакция на засилье церковной латыни, ставшая одним из проявлений гуманистической позиции: "во главе мироздания стоит человек". "Я поставил тебя в центр Вселенной для того, чтобы ты лицезрел все, что я туда поместил. Я сделал тебя самим собой; подобно скульптору, ты ваяешь свое собственное "Я". Ты можешь выродиться в животное, но ты также в состоянии возвыситься одним желанием твоей души до образа божественного", -- говорит Бог человеку в сочинении итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы (1463--1494).

Термин "классический" связан с лат. classis -- разряд. Население Древнего Рима разделялось на разряды: те, что были подведены под первый разряд, имели максимальные богатства, максимальное количество прав. Отсюда у слова классический и появилось значение "первоклассный" .

Классическая филология занимается изучением литературы, языков, быта античности, истории, философии, искусства, культуры Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла и развивалась как комплекс познаний об античном мире. Для ее изучения человек должен был обладать комплексными знаниями об античном мире: знания латинского древнегреческого языка, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики занимаются преимущественно изучением грамматики и критики текста, другие изучают культуру, историю, археологию, а также особенности быта Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

Библейская филология занимается многоаспектным изучением Библии. Первым библейским исследователем называют Оригена (185--253 гг.), хотя уже в самой Библии наблюдаем комментирование входящих в нее текстов. В Библии можно найти множество разнообразных по содержанию текстов и по жанровому отношению: законы и кодексы, хроники, описания путешествий, гимны, афоризмы, свадебные, лирические песни и мн. другое. Библия состоит из двух частей -- Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет создавался с ХIII в. до н.э. по II в. до н.э. Его тексты написаны на древнееврейском, древнегреческом и арамейском языках. Тысячелетие существования Ветхого Завета постоянно требовало истолкования составляющих его текстов: языки претерпевали изменения, иногда в процессе переписывания в тексты добавлялись детали, которые изначально в них отсутствовали, описанные в текстах события, имена и факты преобразовывались из памяти человечества, а то и вовсе исчезали. Таким образом, возникала собственно филологическая проблема, связанная с чтением, пониманием и истолкованием библейского текста. Более сложная сложилась ситуация с Новым Заветом, который создавали как перевод Ветхого Завета: задачи чтения, понимания, интерпретации текста были осложнены еще одной -- задачей перевода.

Таковы основные филологические задачи, которые появились при изучении библейских текстов. Решение этих задач вызвало к жизни две филологические дисциплины в виде библейской критики и экзегетику. Главным вопросом, изучением которого занималась библейская критика, был вопрос об авторстве библейских текстов. Поиск ответа проходил на основе сравнения библейских текстов и различных мифологических, фольклорных текстов. Экзегетика возникла в связи с исследованием поэм Гомера, впоследствии же она обратилась к изучению сакральных. Поиск единственно верного толкования библейских текстов -- в "изначальной глубине и святости слова Божьего" стал ее главной задачей.

Во времена колониальных захватов восточных народов и территорий ХVI--ХVII вв. европейскими странами в Европе начала развиваться Восточная филология. Этот термин отображает взгляд европейцев на территориальное заселение Азии и Африки народами, язык и культура которых изучается. Таким образом, восточная филология формировалась обособленно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

Изучение языков составляло основу восточной филологии. К изучению языков позднее прибавилось изучение культуры, географии, литературы этнографии, обычаев и нравов, верований, политического, военного устройства народов Востока. Восточная филология долгое время существовала как наиболее обширный комплекс знаний и сведений о народах Востока. В этом комплексе объединялись знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др.

Таким образом, мы наблюдаем формирование филологической традиции. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества.

Наиболее существенное значение имели конфессиональные потребности (лат. confessionalis-- вероисповедный, церковный) в "донаучный" период филологии. Прежде всего, это создание алфавитов и систем письма преимущественно для обслуживания потребностей культово-религиозной сферы, перевод конфессиональных книг на современные (для того или иного периода) языки и др. Глубокий вклад в развитие филологии того времени принадлежит европейской Реформации -- движению за социальное, культурное, религиозное преобразование общества, развернувшееся в ХVI--ХVII вв. Среди ее главнейших требований было введение богослужения на родном для прихожан языке, перевод церковных книг на родной язык, а эти процессы способствовали расширению социальных функций языка, актуализировали проблему перевода.

Благодаря интересу к национальным языкам и культурам филология как наука постепенно обретала самостоятельность. В Европе этот интерес способствовал появлению ростков национальных филологий. Эпоха Возрождения - период появления и расцвета национальных филологий. Одним из примеров работ в этой области называют трактат Данте Алигьери (1265--1321) "О народном красноречии". Лейтмотивом трактата является вопрос об особенностях ряда языков современных автору. Автор считает, что французский язык общедоступен и приятен; первые стихи были сочинены на испанском языке; у итальянского (или италийского, как тогда говорили; родного языка Данте) есть два преимущества: первое -- на итальянском сочиняют "наиболее сладостные и утонченные" стихи; второе -- он более всего схож с латынью (язык Древнего Рима). В то же время продолжается работа над составлением словарей и грамматик современных языков, наблюдается рост внимания к произведениям словесности на родных языках.

Интерес к национальным языкам способствует более глубокому пониманию национальной культуры, филологи занимаются разработками различных теоретических вопросов филологии. Во Франции в ХVII в. Антуан Арно и Клод Лансло создают грамматическое описание языков, которое основано на признании всеобщности категорий языка. Эта мысль проверялась авторами путем сравнения материала языков классических (древнегреческого, латинского, древнееврейского) и современных (французского, итальянского, испанского, нидерландского, немецкого и др.)

Существенный вклад в развитие российской филологии внесли сочинения М.В. Ломоносова (1711--1765): "Российская грамматика" (1755). Данная работа является образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758), в котором заложены основы учения о жанровом и стилистическом разнообразии русского языка .

Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца ХVIII -- середины XIX в.: Ф.А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Исторические события в мире привели к тому, что с середины ХVIII в Германия была в поисках основы для сплочения своего народа. Поиск основывался на народном духе, народное творчество, разуме, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период и закладывались главные черты современной филологии.

Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII--ХIХ вв., называют этапом "новой филологии", а Фридриха Августа Вольфа (1759--1824) называют ее основателем. Он был первым известным культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiаe (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он долгое время был преподавателем в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.

В гимназии Вольф проявлял склонность и желание к изучению древних языков, однако в университете посещение лекций было для него в тягость, он предпочитал им самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в которой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эту работу удалось издать. В 1783 г. Вольф был приглашен в качестве преподавателя в университет в Галле на кафедру философии. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении "Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft" (1807; "Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).

Вольф понимает науку о древности как " основное содержание знаний и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною".

Эту науку он подразделяет на две части. Первую часть составляют так называемые служебные науки, "подготавливающие доступ к предметам" изучения. В эту группу входят три науки: грамматика -- наука "обо всех периодах жизни языка", т.е. фактически это языкознание; герменевтика -- "искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения"; филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, по словам Вольфа, представляют собой орган собственно науки.

Вторую часть составляют науки, изучающие разные аспекты жизнедеятельности народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.

"Новая филология" обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.

В середине ХIХ -- середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин).

В рамках "новой филологии" берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.

Второе направление способствует разделению филологии как комплексного знания на такие филологические науки как языкознание, литературоведение, фольклористика. К тому времени в филологии развиваются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художественной литературы или фольклора, что и способствовало появлению этих наук.

Формирование каждой науки идет своим чередом. Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, исследования особенности закономерного языкового развития. Это направление исследования не нацелено на удовлетворение практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традиционной филологической работы с текстом (критику, истолкование смысла и др.). Таким образом, языкознание обособляется от других филологических наук. Когда интерес к изучению структуры языка побеждает (Ф. де Соссюр и др.; структурализм), наблюдается усиление процесса обособления к концу ХIХ в. и в ХХ в. Прежде всего, на это оказали внимание семиотики и естественных наук .

Однако в языкознании продолжает сохраняться и развиваться мысль о языке как "духе народа" (В. фон Гумбольдт). Именно это в большой степени "удерживает" в составе филологии науку о языке. Основой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на базе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш.О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и позднее; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).

Фольклористика как наука появилась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744--1803), который отметил, что "дух народа", его воззрения, чувства, характер находят своё отражение в искусстве; народное творчество связано с искусством. Фольклористика при ее возникновении отдалялась от других филологических наук, в особенности от языкознания.

Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период -- внутренняя дифференциация наук.

Во-первых, возникшие ранее филологические дисциплины сохранялись и продолжали развитие. К ним относят источниковедение, палеографию, критику текста, библиографию, археографию и др. Также появляются новые научные дисциплины. Например, лингвистические разделы: историческое языкознание, общее языкознание, описательное языкознание; разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др. Дифференциацию наук повлекло за собой складывание и развитие научных школ в филологии, т.е. объединение ученых с общими взглядами на объект изучения. К ним относят появление в конце ХIХ -- начале ХХ в национальных школ.: немецкой, бельгийской, англосаксонской, французской, русской; и школы, которых объединяют идеи одного или группы крупных ученых, например: соссюровская (Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.), формальная (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историко-географическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

В филологии первой половины ХХ в. преобладают идеи в пользу интеграции как основы исследования. Так, Л.В. Щерба (1880--1944) видел задачу филологии в толковании смысла художественного текста с опорой на его языковую и художественную. Этим способом истолкования филолога отличают от языковеда и литературоведа: языковед занимается изучением непосредственно языковой структуры текста, а литературовед делает упор на изучение художественной структуры.

По М.М. Бахтину (1895--1975), идея диалогизма составляет фундаментальную основу филологии. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но "разговаривает", "перекликается" с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. Так в филологических науках первой половины ХХ в. идеи филологии прошлого имеют место, укрепляя таким образом междисциплинарную общность филологических наук. Впоследствии филология может стать методом интегративного исследования текста, языка, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, которую содержат труды великих филологов ХХ столетия, соответствует исследовательским традициям филологии.

Таким образом, филология как единая комплексная, практически ориентированная наука прекращает свое существование. К этому приводит закономерный процесс специализации научного знания. На ее месте образовывается ряд наук и научных дисциплин.

Однако филология продолжает функционирование в виде единой отрасли науки. Заметным в этот период стало самопознание филологии. В кругах исследователей активно дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870--1935) видит границу между историей и филологией в следующем: история это проявление мысли в существовании во внешнем мире, а филология -- это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842--1927) утверждал, что необходимо отказаться даже от самого понятия "филология", значение которого он называет неопределенным, неустойчивым .

Серьезные изменения в развитии филологии происходили в середине ХХ в. После Второй мировой войны в мире возросло понимание ценности человеческой жизни, возможности существования различных представлений и точек зрения. В гуманитарной науке эти новые тенденции выражаются в развитии подходов к изучению человека, основанных на принципе диалогизма. Во второй половине XX в. в общественной мысли и культуре складывается новое течение -- постмодернизм (англ. postmodernism, фр. postmodernisme, нем. Postmodernismus). Человек представляют как "механико-органического монстра" в постмодернистских произведениях (И.П. Смирнов). Соответственно сам художественный лишается цельности, а часто и связности, становится "безбрежным" -- открытым для всевозможных истолкований. филология наука слово риторика

1960--1970-е годы ознаменовались началом современного, или новейшего, этапа в развитии филологии. Постепенно в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек стал центром ее знания. Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в сферу действия филологии относятся все типы, виды, разновидности текстов, которые создает человек. Таким образом, в науке актуализировалась проблема понимания.

В современном мире речь вновь обретает власть. Из причин этого феномена назовем развитие демократических тенденций в общественной жизни, рост влияния массовой коммуникации, необходимости влиять на собеседника, на аудиторию словом, а не насилием. В силу этого риторика вновь оказалась востребованной. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения. Отметим две важнейшие. Первая это общая филология. Ее возрождение имело место в трудах Ю.В. Рождественского (1926--1999), С.И. Гиндина (р. 1945) и других отечественных ученых. Так, Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология занимается изучением способов и форм применения языка в общественно-языковой практике. В наше время наблюдается интенсивное развитие прикладной филологии. В отличие от теоретической филологии она изучает способы решения практических задач, которые имеют место в языковой, литературной и коммуникативной сфере воздействия человека и общества. Эти задачи связаны с аналитико-экспертной деятельностью, филологическим обеспечением современных видов коммуникации -- политической, правовой, рекламной, межкультурной, интернет-коммуникации и др.

Культура речи и средства эффективного общения

Культура речи - сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному. Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме - в теории и практике ораторского искусства...

Лингвистические особенности метапоэтики художественных текстов В.С. Высоцкого

Творчество любого художника слова всегда сопровождается рефлексией над языком, собственной творческой деятельностью, искусством и культурой в целом. Исследование такого рода авторских интенций позволило проф. К.Э...

Международные искусственные языки

На сегодняшний день в мире более или менее успешно функционируют порядка пятисот искусственных языков. При этом, мы не берем во внимание крайние и вырожденные случаи - такие, как химическая нотация, нотная грамота или флажковая азбука...

Речевые стратегии и тактики, используемые коммуникантами на разных стадиях протекания конфликта

Прагматика (древнегр. pragmatos - действие) - раздел семиотики, изучающий соотношение знаков и их пользователей в конкретной речевой ситуации. Впервые о прагматике писал Чарлз Сандерс Пирс в ХIХ в....

Риторика античности

История античной риторики насчитывает 800 лет - от первых сохранившихся риторических трактатов Аристотеля и Анаксимена до знаменитого компендиума античной риторической мысли, составленного Квинтилианом. По мнению М.Л. Гаспарова...

Русские заимствования в польских мемуарных текстах 40-х годов XX века

Семиотика и семантика

У нас в стране развитие семиотики пришлось на предреволюционные и первые годы после Октябрьской революции. Однако обилие течений и направлений как в искусстве, так и в науке, характерное для этого времени в России...

Славянские и общекультурные символы в песенном тексте (на материале текстов песен группы "Калинов мост")

Символ (от греческого???????? - знак, предзнаменование) - то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи [Ожегов 2002: 717]. Понятию символ не так уж легко найти точное определение...

Теория речевых актов и ее место в современной лингвистике

В 60-70-х годах XX века ученые-представители Оксфордской школы (Дж. Остин, Дж. Серль, Г.П. Грайс) обратились к изучению обыденного человеческого языка в естественных условиях его функционирования . По мнению этих ученых...

Языковое воплощение образа Парижа в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

В рамках данной главы освещаются некоторые теоретические основы такого понятия как "образ города". Будет подробно изучено значение термина "образ", способы передачи образов в художественных текстах...

Языкознание как наука о языке

Историю лингвистических учений важно рассматривать с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке...

Особенность подхода в данном учебнике определяется современной постнеклассической парадигмой, ее междисциплинарными установками, когнитивной эволюцией, которая протекает не только в направлении абстрагирования знания, но и в контекстуальном его осмыслении, определяющем условия включения его в целостную структуру идей, которые помогают проверять правильность выдвигаемых гипотез. Учебник направлен на преодоление жесткого разграничения между гуманитарным и естественнонаучным знанием, с тем, чтобы филология не осталась замкнутой в самой себе. Задача этой книги - познакомить читателя с лучшими и проспективными исследованиями, которые лежат в основе традиций современной филологии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Конец формы

    Введение

    С древних времен человечество задавалось вопросом о происхождении слова. Ученые, занявшиеся данным вопросом, назвали свою деятельность - филология. Само слово "филология" состоит из двух греческих корней. "Филейн" это "любить". "Логос" означает "слово", еще его значение - "смысл": смысл, который несет в себе слово и который является неотъемлемым от конкретности слова. Филология изучает "смысл" -- смыслом человеческой мысли и слова, смыслом культуры, -- но не простым смыслом, а смыслом, который одушевляет слово, содержится в его основе.

    В форме практически ориентированного знания и практической деятельности филология возникла еще в древнейшие времена. Одно из главнейших характеристик этого знания - комплексность. Каждый ученый, занимающийся филологией, должен был обладать энциклопедической образованностью. Такое положение сохраняется до середины ХIХ в., когда филология больше не направлена на решение прежде всего сиюминутных практических задач. В филологии начинают появляться и развиваться научные методы, имеют место многочисленные процессы дифференциации знания. "Донаучный" этап филологии сменяется этапом научным.

    Филологию еще представляют как искусство понимать сказанное и написанное. В сферу ее непосредственного изучения попадают язык и литература. Но в более широком смысле человек "говорит", "высказывается", "окликает" своих товарищей по человечеству каждым своим поступком и жестом. И в этом аспекте -- как существо, создающее и использующее "говорящие" символы, -- берет человека филология. Таков подход филологии к бытию, ее специальный, присущий ей подступ к проблеме человеческого. Она не должна смешивать себя с философией; ее дело -- кропотливая, деловитая работа над словом, над текстом. Слово и текст должны быть для настоящей филологии существенней, чем самая блистательная "концепция".

    1. История возникновения филологии как науки

    Термин "филология" со значением всеобъемлющая наука появился в конце III -- начале I в. до н.э. Первым "филологом" называли грека Эратосфена (конец III -- начало II в. до н.э.). Этот филолог также занимался поэзией, грамматикой, математикой, географией, историей. В Древнем Риме первым "филологом" считают преподавателя риторики Аттея (III--II вв. до. н.э.). Аттей занимался изучением филологических и исторических древностей. По наблюдениям Ю.С. Степанова, понятие "филолог" означает человек, прилежный к словам, изучающий слова в III -- V вв. н.э. Таковыми являются начала терминологизации слова "филология". на Западе и на Востоке возникновение и развитие филологии как практической деятельности и как практически ориентированного знания возникает примерно в одно и то же время: в эпоху поздней античности, т.е. в эпоху эллинизма на Западе и эпоху Ханьской империи на Востоке, в Китае .

    Ученые того времени занимались работой над письменными текстами, создавали библиотеки; крупнейшей библиотекой традиционно считается библиотека в г. Александрии (Египет; III--II вв. до н.э.). Другое направление филологии того времени -- обучение. В V в. до н.э. обучение заключалось в чтении и разборе поэтических текстов, которые к тому времени оценивались как первоклассные ("классические") и требовали перевода, комментария и толкования. Направление этой деятельности было основой для появления поэтики.

    Поэтика возникла в V--IV вв. до н.э. в сочинениях софистов, Платона, Аристотеля, которые первые делали попытки разграничивать и описывать типы литературных произведений, или виды литературы: лирику, эпос, драму, и были основоположниками учения о жанрах.

    Благодаря научной деятельности древнеиндийских и древнекитайских филологов в V--IV вв. до н.э. в мире появились стилистические и грамматические учения, наука о письменности, способы толкования текста. Человек, который занимался непосредственно практическим аспектом филологии, прежде всего, должен был обладать знаниями языка / языков, аналитическими умениями при работе над письменным текстом, широкой культурой, т.е., как писал Дионисий Фракиец (ок. 170--90 гг. до н.э.), "осведомленность в большей части того, о чем говорится у поэтов и прозаиков".

    Грамматическим искусством называли филологическую деятельность древние греки. Люди, которые посвящали свою жизнь ее изучению, именовались грамматиками. Заметим, что в данном случае термин "грамматика" означает нечто иное, чем в современном языковедении. Дионисий Фракиец, например, выделял в грамматике шесть частей: чтение, общепонятная передача трудных слов и рассказов, отбор аналогий (установление места изучаемого произведения в традиции), объяснение тропов, нахождение этимологии, оценка произведений.

    В ходе развития филологии как науки постепенно возникали первые филологические профессии -- учителя словесности, толкователя текстов, библиотекаря, переводчика. К этим профессиям так же относят и профессию учителя риторики. Риторика представляет собой порождение демократического устройства афинского общества (V в. до н.э.). Это устройство требовало от каждого гражданина уметь грамотно преподнести свои мысли, т.е. "владеть словом" -- в народном собрании, в судебном заседании, "при случае" (в ситуациях торжества, похвалы и т.п.). Обучением граждан мастерству красноречия занимались учителя риторики, они создали первые трактаты и учебники по риторике. Из числа первых сохранившихся риторических сочинений укажем диалоги Платона (427--347 гг. до н.э.) "Горгий" и "Федр" и трактат Аристотеля (384--322 гг. до н.э.) "Риторика". Таким образом, древний ритор тоже работает со словом (только с устным), он должен обладать энциклопедической образованностью и пониманием человека, для того чтобы подобрать убедительные аргументы.

    В античном мире филология как "грамматическое искусство" и риторика как "искусство убеждения" существуют раздельно, как две разные науки о слове. Одна из них, филология, -- наука о "слове как таковом" (Ю.С. Степанов), другая, риторика, -- о слове убеждающем .

    В Древнем Риме грамматика и филология разделяются; риторика по-прежнему развивается отдельно от филологии. В первой половине ХIХ в. филология складывается как наука. В середине XX в. возрождается риторика, которая занимает свое место в системе филологических дисциплин.

    2. Основные этапы развития филологии. Становление филологии как науки

    Филология закрепляет за собой статус практически ориентированного знания и деятельности до середины XIX в. и имеет комплексный характер. Эти особенности наблюдаются на начальных этапах развития филологии.

    Филология эпохи античности. Древневосточные (Индия, Китай) и западные (Греция, Рим) тексты изучались еще в античном мире (Х в. до н.э. -- V в. н.э.). Здесь появлялись задачи в разное время, способствовавшие развитию филологии как практической деятельности. Восточная и западная традиции складывались и развивались обособленно.

    Классическая филология возникла на базе западной традиции. Она сформировалась в Европе во времена Возрождения (ХIV--ХVI вв.) как отражение древнегреческого и древнеримского наследия. Это была реакция на засилье церковной латыни, ставшая одним из проявлений гуманистической позиции: "во главе мироздания стоит человек". "Я поставил тебя в центр Вселенной для того, чтобы ты лицезрел все, что я туда поместил. Я сделал тебя самим собой; подобно скульптору, ты ваяешь свое собственное "Я". Ты можешь выродиться в животное, но ты также в состоянии возвыситься одним желанием твоей души до образа божественного", -- говорит Бог человеку в сочинении итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы (1463--1494).

    Термин "классический" связан с лат. classis -- разряд. Население Древнего Рима разделялось на разряды: те, что были подведены под первый разряд, имели максимальные богатства, максимальное количество прав. Отсюда у слова классический и появилось значение "первоклассный" .

    Классическая филология занимается изучением литературы, языков, быта античности, истории, философии, искусства, культуры Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла и развивалась как комплекс познаний об античном мире. Для ее изучения человек должен был обладать комплексными знаниями об античном мире: знания латинского древнегреческого языка, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики занимаются преимущественно изучением грамматики и критики текста, другие изучают культуру, историю, археологию, а также особенности быта Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

    Библейская филология занимается многоаспектным изучением Библии. Первым библейским исследователем называют Оригена (185--253 гг.), хотя уже в самой Библии наблюдаем комментирование входящих в нее текстов. В Библии можно найти множество разнообразных по содержанию текстов и по жанровому отношению: законы и кодексы, хроники, описания путешествий, гимны, афоризмы, свадебные, лирические песни и мн. другое. Библия состоит из двух частей -- Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет создавался с ХIII в. до н.э. по II в. до н.э. Его тексты написаны на древнееврейском, древнегреческом и арамейском языках. Тысячелетие существования Ветхого Завета постоянно требовало истолкования составляющих его текстов: языки претерпевали изменения, иногда в процессе переписывания в тексты добавлялись детали, которые изначально в них отсутствовали, описанные в текстах события, имена и факты преобразовывались из памяти человечества, а то и вовсе исчезали. Таким образом, возникала собственно филологическая проблема, связанная с чтением, пониманием и истолкованием библейского текста. Более сложная сложилась ситуация с Новым Заветом, который создавали как перевод Ветхого Завета: задачи чтения, понимания, интерпретации текста были осложнены еще одной -- задачей перевода.

    Таковы основные филологические задачи, которые появились при изучении библейских текстов. Решение этих задач вызвало к жизни две филологические дисциплины в виде библейской критики и экзегетику. Главным вопросом, изучением которого занималась библейская критика, был вопрос об авторстве библейских текстов. Поиск ответа проходил на основе сравнения библейских текстов и различных мифологических, фольклорных текстов. Экзегетика возникла в связи с исследованием поэм Гомера, впоследствии же она обратилась к изучению сакральных. Поиск единственно верного толкования библейских текстов -- в "изначальной глубине и святости слова Божьего" стал ее главной задачей.

    Во времена колониальных захватов восточных народов и территорий ХVI--ХVII вв. европейскими странами в Европе начала развиваться Восточная филология. Этот термин отображает взгляд европейцев на территориальное заселение Азии и Африки народами, язык и культура которых изучается. Таким образом, восточная филология формировалась обособленно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

    Изучение языков составляло основу восточной филологии. К изучению языков позднее прибавилось изучение культуры, географии, литературы этнографии, обычаев и нравов, верований, политического, военного устройства народов Востока. Восточная филология долгое время существовала как наиболее обширный комплекс знаний и сведений о народах Востока. В этом комплексе объединялись знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др.

    Таким образом, мы наблюдаем формирование филологической традиции. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества.

    Наиболее существенное значение имели конфессиональные потребности (лат. confessionalis-- вероисповедный, церковный) в "донаучный" период филологии. Прежде всего, это создание алфавитов и систем письма преимущественно для обслуживания потребностей культово-религиозной сферы, перевод конфессиональных книг на современные (для того или иного периода) языки и др. Глубокий вклад в развитие филологии того времени принадлежит европейской Реформации -- движению за социальное, культурное, религиозное преобразование общества, развернувшееся в ХVI--ХVII вв. Среди ее главнейших требований было введение богослужения на родном для прихожан языке, перевод церковных книг на родной язык, а эти процессы способствовали расширению социальных функций языка, актуализировали проблему перевода.

    Благодаря интересу к национальным языкам и культурам филология как наука постепенно обретала самостоятельность. В Европе этот интерес способствовал появлению ростков национальных филологий. Эпоха Возрождения - период появления и расцвета национальных филологий. Одним из примеров работ в этой области называют трактат Данте Алигьери (1265--1321) "О народном красноречии". Лейтмотивом трактата является вопрос об особенностях ряда языков современных автору. Автор считает, что французский язык общедоступен и приятен; первые стихи были сочинены на испанском языке; у итальянского (или италийского, как тогда говорили; родного языка Данте) есть два преимущества: первое -- на итальянском сочиняют "наиболее сладостные и утонченные" стихи; второе -- он более всего схож с латынью (язык Древнего Рима). В то же время продолжается работа над составлением словарей и грамматик современных языков, наблюдается рост внимания к произведениям словесности на родных языках.

    Интерес к национальным языкам способствует более глубокому пониманию национальной культуры, филологи занимаются разработками различных теоретических вопросов филологии. Во Франции в ХVII в. Антуан Арно и Клод Лансло создают грамматическое описание языков, которое основано на признании всеобщности категорий языка. Эта мысль проверялась авторами путем сравнения материала языков классических (древнегреческого, латинского, древнееврейского) и современных (французского, итальянского, испанского, нидерландского, немецкого и др.)

    Существенный вклад в развитие российской филологии внесли сочинения М.В. Ломоносова (1711--1765): "Российская грамматика" (1755). Данная работа является образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758), в котором заложены основы учения о жанровом и стилистическом разнообразии русского языка .

    Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца ХVIII -- середины XIX в.: Ф.А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Исторические события в мире привели к тому, что с середины ХVIII в Германия была в поисках основы для сплочения своего народа. Поиск основывался на народном духе, народное творчество, разуме, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период и закладывались главные черты современной филологии.

    Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII--ХIХ вв., называют этапом "новой филологии", а Фридриха Августа Вольфа (1759--1824) называют ее основателем. Он был первым известным культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiаe (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он долгое время был преподавателем в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.

    В гимназии Вольф проявлял склонность и желание к изучению древних языков, однако в университете посещение лекций было для него в тягость, он предпочитал им самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в которой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эту работу удалось издать. В 1783 г. Вольф был приглашен в качестве преподавателя в университет в Галле на кафедру философии. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении "Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft" (1807; "Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).

    Вольф понимает науку о древности как " основное содержание знаний и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною".

    Эту науку он подразделяет на две части. Первую часть составляют так называемые служебные науки, "подготавливающие доступ к предметам" изучения. В эту группу входят три науки: грамматика -- наука "обо всех периодах жизни языка", т.е. фактически это языкознание; герменевтика -- "искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения"; филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, по словам Вольфа, представляют собой орган собственно науки.

    Вторую часть составляют науки, изучающие разные аспекты жизнедеятельности народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.

    "Новая филология" обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.

    В середине ХIХ -- середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин).

    В рамках "новой филологии" берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.

    Второе направление способствует разделению филологии как комплексного знания на такие филологические науки как языкознание, литературоведение, фольклористика. К тому времени в филологии развиваются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художественной литературы или фольклора, что и способствовало появлению этих наук.

    Формирование каждой науки идет своим чередом. Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, исследования особенности закономерного языкового развития. Это направление исследования не нацелено на удовлетворение практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традиционной филологической работы с текстом (критику, истолкование смысла и др.). Таким образом, языкознание обособляется от других филологических наук. Когда интерес к изучению структуры языка побеждает (Ф. де Соссюр и др.; структурализм), наблюдается усиление процесса обособления к концу ХIХ в. и в ХХ в. Прежде всего, на это оказали внимание семиотики и естественных наук .

    Однако в языкознании продолжает сохраняться и развиваться мысль о языке как "духе народа" (В. фон Гумбольдт). Именно это в большой степени "удерживает" в составе филологии науку о языке. Основой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на базе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш.О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и позднее; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).

    Фольклористика как наука появилась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744--1803), который отметил, что "дух народа", его воззрения, чувства, характер находят своё отражение в искусстве; народное творчество связано с искусством. Фольклористика при ее возникновении отдалялась от других филологических наук, в особенности от языкознания.

    Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период -- внутренняя дифференциация наук.

    Во-первых, возникшие ранее филологические дисциплины сохранялись и продолжали развитие. К ним относят источниковедение, палеографию, критику текста, библиографию, археографию и др. Также появляются новые научные дисциплины. Например, лингвистические разделы: историческое языкознание, общее языкознание, описательное языкознание; разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др. Дифференциацию наук повлекло за собой складывание и развитие научных школ в филологии, т.е. объединение ученых с общими взглядами на объект изучения. К ним относят появление в конце ХIХ -- начале ХХ в национальных школ.: немецкой, бельгийской, англосаксонской, французской, русской; и школы, которых объединяют идеи одного или группы крупных ученых, например: соссюровская (Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.), формальная (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историко-географическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

    В филологии первой половины ХХ в. преобладают идеи в пользу интеграции как основы исследования. Так, Л.В. Щерба (1880--1944) видел задачу филологии в толковании смысла художественного текста с опорой на его языковую и художественную. Этим способом истолкования филолога отличают от языковеда и литературоведа: языковед занимается изучением непосредственно языковой структуры текста, а литературовед делает упор на изучение художественной структуры.

    По М.М. Бахтину (1895--1975), идея диалогизма составляет фундаментальную основу филологии. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но "разговаривает", "перекликается" с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. Так в филологических науках первой половины ХХ в. идеи филологии прошлого имеют место, укрепляя таким образом междисциплинарную общность филологических наук. Впоследствии филология может стать методом интегративного исследования текста, языка, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, которую содержат труды великих филологов ХХ столетия, соответствует исследовательским традициям филологии.

    Таким образом, филология как единая комплексная, практически ориентированная наука прекращает свое существование. К этому приводит закономерный процесс специализации научного знания. На ее месте образовывается ряд наук и научных дисциплин.

    Однако филология продолжает функционирование в виде единой отрасли науки. Заметным в этот период стало самопознание филологии. В кругах исследователей активно дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870--1935) видит границу между историей и филологией в следующем: история это проявление мысли в существовании во внешнем мире, а филология -- это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842--1927) утверждал, что необходимо отказаться даже от самого понятия "филология", значение которого он называет неопределенным, неустойчивым .

    Серьезные изменения в развитии филологии происходили в середине ХХ в. После Второй мировой войны в мире возросло понимание ценности человеческой жизни, возможности существования различных представлений и точек зрения. В гуманитарной науке эти новые тенденции выражаются в развитии подходов к изучению человека, основанных на принципе диалогизма. Во второй половине XX в. в общественной мысли и культуре складывается новое течение -- постмодернизм (англ. postmodernism, фр. postmodernisme, нем. Postmodernismus). Человек представляют как "механико-органического монстра" в постмодернистских произведениях (И.П. Смирнов). Соответственно сам художественный лишается цельности, а часто и связности, становится "безбрежным" -- открытым для всевозможных истолкований. филология наука слово риторика

    1960--1970-е годы ознаменовались началом современного, или новейшего, этапа в развитии филологии. Постепенно в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек стал центром ее знания. Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в сферу действия филологии относятся все типы, виды, разновидности текстов, которые создает человек. Таким образом, в науке актуализировалась проблема понимания.

    В современном мире речь вновь обретает власть. Из причин этого феномена назовем развитие демократических тенденций в общественной жизни, рост влияния массовой коммуникации, необходимости влиять на собеседника, на аудиторию словом, а не насилием. В силу этого риторика вновь оказалась востребованной. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения. Отметим две важнейшие. Первая это общая филология. Ее возрождение имело место в трудах Ю.В. Рождественского (1926--1999), С.И. Гиндина (р. 1945) и других отечественных ученых. Так, Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология занимается изучением способов и форм применения языка в общественно-языковой практике. В наше время наблюдается интенсивное развитие прикладной филологии. В отличие от теоретической филологии она изучает способы решения практических задач, которые имеют место в языковой, литературной и коммуникативной сфере воздействия человека и общества. Эти задачи связаны с аналитико-экспертной деятельностью, филологическим обеспечением современных видов коммуникации -- политической, правовой, рекламной, межкультурной, интернет-коммуникации и др.

    Заключение

    Филология как наука зародилась еще во времена Древнего Рима. Ученые всего мира занимались проблемой возникновения языков, их дифференциацией и классификацией. Становление филологии как науки прошло множество формирующих этапов и продолжается до сих пор.

    В наше время в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек постепенно становится центром ее знания.

    Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в поле зрения филологии попадают все типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых человечеством. Это актуализирует в науке проблему понимания.

    В современном мире речь вновь обретает власть. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.

    Многие люди воспринимают филологические науки как нечто весьма туманное и абстрактное. Они знают, что данный процесс связан с изучением языков, но более подробной информацией не владеют. И только те, кто окончил факультет филологии, могут точно и увлекательно раскрыть все стороны словесной науки.

    Понятие о науке

    Филология - которая занимается изучением духовности разных народов, анализирует их письменность, детально постигает особенности того или иного языка, после чего собирает полученные знания в единое целое.

    Известно, что письменные тексты - один из источников, отражающих историю народа. Первые из них появились в виде комментариев к сложным словам, встречающимся в словарях, трактатах и религиозных письменах. Гомер был первым, чьи пометки подверглись тщательному анализу.

    Филология включает в себя множество предметов, и каждый их них занимается своей отраслью. Романо-германская филология, к примеру, является самой распространенной в мире, так как занимается анализом романских и германских языков.

    При этом романские языки включают в себя:

    • французский;
    • итальянский;
    • испанский и другие.

    Германская группа в числе многих изучает английский и немецкий языки, одни из самых распространенных на сегодняшний день.

    История развития

    Филологические науки появились давно, еще в Древней Греции. Сначала произошло их возникновение, затем развитие (на протяжении средних веков), а уже в период Возрождения - расцвет в полную силу. Само понятие «филология» начало формироваться в XVIII веке. Тогда речь шла только о классической отрасли, за ней впоследствии возникла славянская. Основателем славянской ветки является чешский ученый Добровский Йосеф.

    Несложно понять причину, по которой началось развитие филологии. Европейцы стали интересоваться своими национальными корнями, источниками, тенденциями развития. Способствовало этому оформление романтического мировоззрения в тот период, а также начало борьбы с турецкими захватчиками.

    Что касается других видов науки: каждая из них очень углубленно изучает определенную отрасль и народы, имеющие к ней отношение. В мире существует множество общественных организаций, которые занимаются одним общим делом, время от времени собираются и обмениваются своими достижениями.

    Комплекс наук

    Для полного понимания того, чем занимается филология, стоит раскрыть, какие филологические науки являются ее составляющими:

    • Языкознание. Второе название - лингвистика, изучающая саму суть языка, его функцию, структуру.
    • Литературоведение. Рассматривает историю литературы, ее развитие и влияние на культуру народа.
    • Фольклористика. Народное творчество, фольклор, мифы и легенды - это основные предметы изучения.
    • Текстология. В центре ее внимания произведения разных авторов, история их появления и дальнейшая судьба.
    • Палеография. Эта наука изучает рукописи древности, их формы, стили, время и место создания.

    Как можно увидеть из данной информации, филологические науки изучают язык со всех возможных сторон.

    Известные филологи

    Кто такой филолог? Это ученый, занимающийся лингвистикой. Этот деятель углубленно изучает специфику того или иного языка, делает выводы о духовном наследии народа, который говорит на нем. Огромный вклад в создание и развитие русского языка внесли русские филологи.

    • Ломоносов М.В. был основателем русской грамматики. Он одним из первых начал закладывать стилистику языка. То, что мы знаем сейчас о частях речи, - заслуга Михаила Васильевича. Будучи искусным поэтом, заложил основу разных стилей.
    • Востоков А.Х. занимался исключительно грамматикой и написал на эту тему много книг.
    • Потебня А.А. изучал русский и украинский языки, большое внимание уделял грамматике.
    • Шахматов А.А. изучал происхождение языка. Написал несколько работ на тему синтаксиса русского языка.
    • Пешковский А.М. выделил интонацию в речи как грамматический инструмент, помогающий правильно выражать мысли.
    • Щерба Л.В. был открывателем слов категории состояния и рассуждал о роли существительного и глагола в предложении.
    • Виноградов В.В. изучал историю русского языкознания. Написал множество книг о стилях русского языка, используемых в своих трудах различными писателями. Особенно ценен его вклад в лексикологию и фразеологию языка.
    • Карамзин Н.М. занимался изучением церковного русского языка, значительно приблизил литературный и разговорный стиль общения.
    • Ушаков Д.Н. занимался изучением орфографии, лексикологии, диалектологии. Написал 4 тома толкового словаря, содержащего 90000 словарных статей. Работа над данным проектом велась на протяжении 6 лет.
    • Даль В.И. известен всем как автор Большого толкового словаря, что само по себе показывает всю глубину его исследования русского языка.

    Филология русского языка

    Русская филология является частичкой огромного славянского раздела, изучающего русский народ и его наследие. Еще в XVII веке был начат сбор данных о древних рукописях, которым занимался граф Румянцев.

    В XVIII веке Ломоносов написал две известные книги о грамматике языка и преимуществе церковного языка, чем продолжил изучение стилистики. До сих пор русские филологи не прекращают работы, продолжая анализировать различные стили, диалекты и фразеологизмы. Только теперь это уже современные деятели, которые не только пишут труды, но и делятся своими открытиями со студентами вузов. Ведь большая часть филологов работает в высших учебных заведениях и исследовательских институтах.

    Зарубежная филология

    Данная направлена на исследование иностранных языков, их истории и особенностей. Подробно изучается литературное наследие, произведения, делается детальный анализ стилей и диалектов, знание которых очень влияет на способность человека говорить и понимать носителя изучаемого языка. Большая роль отводится практике перевода.

    Можно долго изучать правила орфографии, грамматики и фонетики, но без практических речевых тренировок вы не сможете правильно говорить и переводить.

    Как стать филологом

    Стать филологом и посвятить себя интереснейшей из наук можно, поступив на факультет филологии. Существует множество учебных заведений, предлагающих подобные специальности. Некоторые из них имеют кафедры, занимающиеся разными ветвями языкознания: это может быть славянская, индоевропейская, романо-германская филология.

    Выбирая направление, каждый студент сам решает, какой язык и народ его интересует больше всего и чью духовность будет любопытно изучать. Лучшими филологическими факультетами на территории России славятся такие учебные заведения, как:

    • Московский государственный университет;
    • Российский гуманитарный государственный университет;
    • Нижегородский государственный университет имени Добролюбова;
    • Южный федеральный университет;
    • Иркутский лингвистический государственный университет;

    Это список самых популярных среди молодежи заведений. Но есть еще множество факультетов в других вузах, где вы можете изучать любимое направление.