Танцы

Мансурово. Церковь Николая Чудотворца.  Свято-Никольский храм - Крещение Можно ли креститься беременной

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района, тогда как в прошлом, в XVI-XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода. Эти земли и сейчас исполненные среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек Малой Истрицы и Молодильни.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах.

В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что она была возведена в 1791 году "тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой".

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая, построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой, благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений, венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы храм был заменен постепенно к 1875 году новым.

Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.

Опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет время возрождения наступило.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Уже вскоре вместе с благочинным Истринского округа - протоиереем Георгием Тобаловым он приехал на свой приход - в Никольский храм старинного села Мансурово. Тогда, впервые за много лет в церкви прозвучал тропарь и кондак святителю и чудотворцу Николаю.

Тогда же приступили к сложным реставрационным работам. Пригласили специалистов - бригаду архитекторов под руководством Марины Горячевой и Марии Борисовны Сотниковой. Начали с архитектурных обмеров храма, выявления его технического состояния.Результаты обследования оказались неутешительными: необходимо было срочно поднять фундаменты, произвести выченку стен, переложить кладку сводов в трапезной и многое другое.

Серьезным помощником в деле восстановления Никольской церкви стал тогда, расположенный неподалеку, пансионат "Союз" объединения "Газпром". Значительную помощь оказали также специалисты польской фирмы "Энергополь". В кратчайшие сроки они сделали временную крышу и подвели электричество.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным образом соединившая разрыв в 60 лет. Отцу Вадиму сослужал настоятель Благовещенской церкви иерей Владислав Провоторов.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт. Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна. Работы шли своим чередом. Для прихожан будничные, но и радостные, во славу Божию, труды сменялись воскресными и праздничными богослужениями, украшением которых стало проникновенное пение хора, приезжающего из Троице-Сергиевой Лавры. Акустика храма настолько великолепна, что в нем (несколько позже) был записан лазерный диск под названием "Всем, кому Русь дорога".

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.

Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Когда поднимали и устанавливали крест небо было плотно затянуто облаками, но как только его установили, облака вдруг разошлись, и появилось голубое небо. Вскоре устанавливали крест на большой купол. И снова утих ветер, внезапно разошлись тучи, и ярко засияло чистое небо, а через 20 минут появилась радуга. Удивительно, что все это произошло в ноябре, в преддверии зимы!

Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала, а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

Благоустроение Никольского храма еще не завершено, и впереди настоятеля с помощниками ожидает еще множество дел и забот. Хотя многие цели уже достигнуты: на достойном уровне выполнена реконструкция церкви, значительно благоустроена территория. Выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками с крестами - как было в давнем 1903 году. Установлены, удивительные по красоте, резной иконостас и киоты из красного дерева. Эти работы были выполнены мастерами Палеха, из "Иконостасной мастерской" А. Влезько и Ю.Федорова. Уникальные иконы мастеров Мстеры, выполненные в золопробельной технике, украсили иконостас и киоты. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей Новоиерусалимскому монастырю, расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Храм святителя Николая (Никольская церковь) - православный храм конца XVII века Истринского благочиния Московской епархии ,

Храм расположен в селе Мансурово Истринского района Московской области .

История

История храма села Мансурова малоизвестна. Потребовалась кропотливая работа с первоисточниками, иногда весьма сложные и значительные историко-архивные изыскания.

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района , тогда как в прошлом, в XVI -XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода . Эти земли и сейчас исполненные среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек Малой Истры и Молодильни.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские .

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах. В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских , от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева . (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы .

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая , построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой , благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений, венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы храм был заменен постепенно к 1875 году новым. Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича , когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви . Известно, что в , и годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви . В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы.

В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на известном нам чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век. Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольская церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И. Козловского.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей Новоиерусалимскому монастырю , расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад. О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Возрождение храма

Уже в наше время, ознаменованное возрождением религиозной жизни, когда Русской Православной церкви возвращаются ее древние святыни, монастыри и храмы, опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что и во враждебных для Церкви условиях в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

Во время Великой Отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а впоследствии, разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел. После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Приход был зарегистрирован по принадлежности и близкому расположения к селу Мансурово. Сам того не ведая, но движимый промыслом Божиим, Благочинный отец Георгий постановил и закрепил историческую принадлежность храма Святителя Николая к давнему месту постройки.

Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным образом соединившая разрыв в 60 лет.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. В трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна.

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.

Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Вскоре установили крест на большой купол. Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

Во внимание к усердному пастырскому служению настоятель Никольской церкви села Мансурово священник Вадим Сорокин был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

Реставрационные работы и роспись храма

В Никольской церкви села Мансурово Истринского округа реставрационные работы были начаты летом 1997 года.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа. Лучшие мастера-иконописцы мстерской школы писали иконы для иконостаса Никольской церкви. Иконы написаны в стиле XIX века, что само по себе является редкостью. Выполнены они в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект свечения. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Написание фресок было выполнено теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство интерьера в четвериковой части храма. Живописные работы проводились на основе традиционных методов монументальной живописи с применением традиционных мстерских приемов.

Установлен удивительный по красоте пятиярусный иконостас в четвериковой части храма, а также киоты из красного дерева. Иконостас и киоты выполнены столярами и резчиками «Иконостасной мастерской» города Палех, по проекту Михайлова М. М. и священника Вадима (Сорокина). В той же мастерской Анатолий Влезько и Юрий Фёдоров разработали чертежи малых иконостасов трапезной части.

В марте 2006 года началась разработка проекта росписи четвериковой части церкви (ротонда и стены). Роспись посвящена житию Святителя Николая.

В этом же месяце иконостасная мастерская «Палехский иконостас» закончила работу по изготовлению 2-х резных иконостасов, которые были установлены в пределы Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Иконостасы выполнены в стиле XVIII века (барокко).

29 января 2007 года в храме состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыка поблагодарил прихожан и лично настоятеля храма Вадима Сорокина за проведённую реставрационную работу.

В августе 2007 года в Никольской церкви села Мансурово Истринского округа закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной и написаны живописные иконы для новых иконостасов. К декабрю 2007 года работы по росписи главного Никольского алтаря были завершены.

Крещение есть Таинство духовного рождения, и совершается один раз в жизни человека. В этом Таинстве человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

Таинство Крещения заповедал Иисус Христос после Своего Воскресения. Посылая учеников на проповедь, Он сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). Сам Спаситель принял Крещение в водах реки Иордан от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, тем самым освятив воду и установив Таинство.

Право совершать Таинство Крещения принадлежит священнослужителям Церкви. В исключительных случаях Крещение может и должно совершаться мирянином (христианином). Например, если ребенку грозит смертельная опасность, его может крестить отец, мать или другой мирянин. В этом случае произносится крещальная формула: Крещается раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) во имя Отца (погружение или обливание водой), аминь. И Сына (погружение или обливание водой), аминь. И Святаго Духа (погружение или обливание водой), аминь. Если ребенок останется жить, необходимо обратиться к священнику, чтобы он восполнил Таинство необходимыми молитвами и священнодействиями и помазал ребенка святым миром. В случае же смерти ребенка Крещение, совершенное мирянином, считается действительным.

Для крещения при себе необходимо иметь:
1. Нательный крест
2. Крестильную рубашку
3. Полотенце (детям - пеленку)
4. Легкую обувь
5. Паспорт (или Свидетельство о рождении ребенка)

Место и время совершения Таинства Крещения
Обычно Таинство Крещения совершается в храме, в первой половине дня, однако может совершаться и на открытых источниках вод - реках, озерах. В исключительных случаях Таинство Крещения совершают в домах, больницах или других местах.
В древней Церкви Таинство Крещения совершалось трижды в году: в Великую Субботу (суббота перед Пасхой), на Богоявление (Рождество и Крещение Господне праздновались в один день) и Троицу. Происходило это при собрании общины верующих, родных и близких людей крещаемых. В настоящее время Крещение совершается в продолжение всего года.

Почему в Православной Церкви крестят младенцев
Этот обычай восходит еще к апостольским временам, когда апостолы крестили целые семейства, например семейство Лидии (см.: Деян. 16, 14-15) и темничного стража (см.: Деян. 16, 31-33), а также Криспа (см.: Деян. 18, 8), «Стефанов дом» (см.: 1 Кор. 1, 16).
У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.
Обычай крестить младенцев закреплен каноническими правилами Вселенских Соборов.

Что необходимо знать желающему принять Крещение
Взрослый, желающий принять Крещение, должен знать основные истины Православия: знать о Святой Троице и воплощении Сына Божия, о назначении человека, о грехе и искупительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения, о Жизни Вечной. Все это можно прочитать в «Законе Божием».
Оглашаемый должен изучить и сознательно произнести (лучше наизусть) Символ веры, молитву Господню «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...». Он должен уметь правильно слагать персты и осенять себя крестным знамением.
В настоящее время перед Крещением каждому взрослому необходимо пройти собеседование. В нашем храме собеседования проводятся по субботам в 11.30, а также, в случае необходимости, перед самим Таинством.

Восприемники (крестные родители)
Институт восприемников (крестных родителей) существует с самого начала жизни Церкви, с апостольских времен. В последовании Таинства Крещения после троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному. Именно потому, что после погружения в купель крестный принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название «восприемник» (согласно словарю Даля: восприемник - воспринимающий ребенка от купели, крестный отец и мать). Восприемники - не почетные свидетели, но духовные наставники, руководители крестников. Они на всю жизнь берут на себя обязательства перед Церковью следить за своим крестником и воспитывать ребенка в духе Православия, и ответ за это воспитание будут давать на Страшном Суде. Во время совершения Таинства они дают обещания верности Богу, отрекаются от сатаны и всех его дел, а также читают Символ Веры.
При крещении взрослых восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр. и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые по болезни не могут давать ответов сами за себя (правило 59-е VI Вселенского Собора и правило 14-е VII Вселенского Собора).
Основное требование, которое необходимо предъявлять крестному, это его неформальное отношение к своему участию в Таинстве. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, восприемники, прежде чем взять на себя ответственность за крещаемого, должны соразмерить свои силы и знания, решить для себя, смогут ли они быть опорой и наставниками будущему крестнику.
В нынешней церковной традиции для младенца избираются два восприемника: мужского и женского пола, хотя достаточно только одного: мужчины для крещаемого лица мужского пола или женщины для лица женского пола.

Требования к восприемникам
Восприемниками не могут быть люди другого вероисповедания, несовершеннолетние, монашествующие, супруги у одного младенца, родители малыша и лица, душевнобольные, физически неспособные к этому, неверующие, собирающиеся вступать между собой в брак. Бабушки, дедушки, братья и сестры могут быть крестными родителями.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?
При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.
Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Обязанности восприемников

  1. Молитвенная . Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере возрастания и его научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи.
  2. Вероучительная . Крестный должен научить крестников обращаться к Таинствам Церкви (исповедь и причащение); дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря; приучать посещать церковные службы и поститься.
  3. Нравоучительная . Крестный на собственном примере должен показать образец исполнения христианских добродетелей: веры, любви, милосердия и т.д., чтобы крестник возрастал настоящим христианином.
Участие восприемников в Таинстве Крещения
Восприемники при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого.
При крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку - крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пелену или полотенце и быстро вытереть тело ребенка, чтобы он не переохладился.
Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент Таинства Крещения; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом.

Наречение имени
Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - выбор имени младенцу. Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится, таким образом, его небесным покровителем и заступником. Например, Николай - в честь Святителя и Чудотворца Николая, Анастасия - в честь святой Анастасии Римляныни и другие.
По обычаю, христиане именуют человека именем святого, чья память празднуется в церковном календаре в день рождения или же вблизи него. Святитель Феофан Затворник пишет: «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня три по Крещении». Однако можно называть и другими именами святых, которые особо почитаются в семье.
В святцах имена не только русские, но и еврейские, греческие, латинские, халдейские, готфские, арабские, сирийские и другие. Каждое имя на своем языке имеет тот или иной смысл. Например, имя Трофим на греческом языке означает кормилец, питомец, питающий , а имя Климент на латинском языке означает милостивый , а на греческом - виноградная лоза и т.д. При выборе имени не стоит пренебрегать его смысловым значением.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».

Оглашение
Желающего креститься, начиная с семилетнего возраста, святая Церковь предварительно испытывает, искренне ли он желает оставить свои прежние греховные привычки и заблуждения и стать членом Церкви, и оглашает его, то есть учит вере Христовой.
Оглашение совершается и при крещении младенца - тогда за него отвечают восприемники, которые и поручаются за веру крещаемого.
Чин оглашения перешел к нам из времен первых христиан. В древней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители). Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности намерений его и искренности обращения. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных.
Оглашение, то есть обучение вере, могло проходить иногда очень долго. Оглашенные занимали особое положение в Церкви, им не разрешалось присутствовать на Литургии верных (во время службы и сейчас можно слышать возглас диакона: «Оглашенные, изыдите!»).

Чинопоследование Оглашения


После наставления в вере оглашенный при начале Таинства Крещения в знак покорности и смирения развязывал пояс совлекал верхние одежды, отрешаясь от мирской гордости и тщеславия, и босыми ногами становился на разостланную власяницу.

1. Три запрещения на нечистых духов
Этот обряд следует сразу же после предогласительных молитв.
Священник раскрывает младенца, которого держит восприемница или восприемник, и, дунув трижды крестообразно на его лицо, благословляет трижды чело (то есть лоб) и перси (то есть грудь).
Затем священник возлагает свою руку на главу крещаемого. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа - защищает, дает прибежище, «возмет под крыло», ибо скоро предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Священник читает первые молитвы предогласительные, а вслед за ними - три молитвы «запрещения» (заклинательные на нечистых духов).

2. Отречение от сатаны
Этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа в древности обычно совершались в Страстную пятницу или субботу, и, таким образом, они завершали приготовление к Крещению. В настоящее время они совершаются сразу после чина изгнания духов.
После трех молитв «запрещения» читается молитва «Сый Владыко Господи...», среди которой священник дует снова на чело и перси оглашаемого, говоря трижды: «Изжени из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (ея)».
Далее священник поворачивает оглашенного лицом к западу и спрашивает: «Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Оглашенный или восприемник его, если крестится младенец, отвечает: «Отрицаюся».
Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При крещении младенца за мальчика дает ответы крестный отец, за девочку - крестная мать.
Священник спрашивает крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» И отвечает оглашенный или восприемник его: «Отрекохся». Тогда священник говорит: «И дуни, и плюни на него».
«Отречься от сатаны» - это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховного образа жизни, сотканного из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога, как говорит апостол Павел: отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4, 22).
Троекратное отречение оканчивается тем, что оглашаемый дует и плюет на левую сторону на сатану, показывая этим немощь диавола и презрение к нему.

3. Исповедание верности Христу
После отречения от диавола оглашенный сочетавается Христу, то есть вступает в союз, соединяется со Христом. Отвратив лицо свое от мрака запада, крещаемый обращается лицом на восток - страну света, ко Христу.
Священник вопрошает: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И оглашенный или восприемник его отвечает: «Сочетаваюся».
Трижды задается этот вопрос и трижды звучит ответ.
Сочетание Христу означает обещание быть покорным Ему, обязательство вступить в число Его воинов.
Священник снова спрашивает крещаемого: «Сочетался ли еси Христу?» - и следует ответ: «Сочетахся». Затем священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?» Крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Веровать во Христа как Царя и Бога - эти титулы значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями.

4. Исповедание Символа веры
Затем крещаемый или его восприемник читает Символ веры, как бы изъясняя, во что он верует. После прочтения Символа веры священник спрашивает: «Сочетался ли еси Христу?» Крещаемый отвечает: «Сочетахся». Священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?» И крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы. По прочтении Символа веры в третий раз священник задает вопрос, и после третьего ответа крещаемого «Сочетахся» говорит: «И поклонися Ему». Оглашенный поклоняется, произнося: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство.

Чинопоследование Таинства Крещения

1. Освящение воды
Начинается чинопоследование Крешения с освящения воды. Произносится великая ектения, в которую добавлены прошения о ее освящении, а затем читается ряд молитв, в которых просим Бога освятить приготовленную воду.

2. Освящение елея
После того как вода освящена, она помазуется елеем. Греческое слово «елей» означает «масло», а также «милосердие, сострадание». Священник читает молитву на освящение елея и трижды с помощью специальной кисточки крестообразно помазывает им воду. Затем елеем крестообразно помазывает все важные части тела человека: голову, грудь, спину, уши, руки и ноги. При этом произносит установленные слова для каждого из членов: Помазуется раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела. В слышание веры. Руце Твои сотвористе мя и создаете мя. Во еже ходити ему (или: ей) по стопам заповедей Твоих.

3. Крещение
Наступает самый важный и торжественный момент Таинства Крещения - непосредственно само погружение крещаемого в воду. После помазания елеем оглашенному предстоит вступить в завет, союз с Богом через три погружения единого тайнодействия. Крещение совершается через погружение крещаемого в воду при произнесении священником слов: Крещается раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. При этом священник трижды погружает и возводит крещаемого из воды.
В настоящее время Крещение взрослых часто совершают через обливание (по причине неприспособленности некоторых храмов для крещения взрослых людей). В исключительных случаях Крещение может совершаться и другими способами. История знает о Крещении мучеников кровью, когда готовящиеся креститься принимали мученическую смерть за исповедание веры во Христа.

4. Облачение новокрещеного
После троекратного погружения в воду новокрещеный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещеного.
Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного нательный крест - в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий. По благочестивому обычаю белые одежды бережно хранятся родителями.
В традиции Православной Церкви сразу после Таинства Крещения следует Таинство Миропомазания.