Уроки вождения

Святой покровитель артемия. Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Ра́дуйся, наста́вники на́ша охраня́ющий от па́губных бе́дствий

В православной традиции именинами называют день памяти святого, чье имя было дано крещаемому во время святого церковного таинства вхождения в Церковь. При этом, день именин (иначе день тезоименитства) выбирается как первая дата празднования святого, начиная с момента крещения (или рождения в случае, если дата крещения по каким-либо причинам неизвестна).

В православном календаре перечислены четыре святых с именем Артемий. Поэтому именины всех Артемов выпадают на следующие числа: 2-е ноября, 6-е июля, 6-е апреля и 20-е июня.

2-го ноября Церковь чтит память великого общехристианского святого - великомученика Артемия, бывшего военачальником в Антиохии. Святой жил во время правления нескольких императоров: при Константине, Констанции и Юлиане. Последний из правителей, несмотря на установление в Римской Империи христианства господствующей религией, отвергся от Христа и начал гонения на христиан.

Несмотря на служебные подвиги, коими отметился Артемий во время различных военных действий, Юлиан обвинил военачальника в неправильном поклонении богам, принуждал отречься от Христа. За отказ святой Артемий претерпел различные муки и в итоге принял смерть от усечения главы в 363 году. Память святого великомученика Артемия 2-го ноября.

В этот же день отмечается память святого праведного Артемия Веркольского. У этого великого угодника Господня есть и еще один день празднования - 6-е июля. Артемий родился в 1532 году в селе Верколе (Двинская губерния). С малых лет благочестивые родители приучили дитя к святой благочестиой жизни. Будучи младенцем, Артемий очень любил молиться и держал пост. Однако дни жизни на земли праведника были недолгими. В 13 лет отрок скончался на поле во время грозы от изнеможения. Народ увидел в этом знак наказания Божия над мальчиком. Поэтому тело святого даже и не погребли, оставив в лесу. Спустя 28 лет тело праведника было обретено нетленным, а мощи подвижника явились чудотворными. Ныне святые мощи праведного Артемия находятся в Веркольском монастыре, основанном на месте обретения тела отрока.

Среди святых Артемиев был и святитель. 6-е апреля - день памяти святителя Артемия Солунского, именуемого также Артемоном. Этот святой жил в апостольские времена. Из его жития известно, что сам апостол Павел во время одного из своих путешествий, увидев добродетельную жизнь этого христианина, решил рукоположить Артемия в епископа города Солуни. Долгие годы архиерей поучал и наставлял в христианском благочестии паству. Скончался святитель в глубокой старости.

Есть и еще один святой с именем Артемий, чья память совершается 20-го июня (в общее празднование Владимирских святых). Это святой праведный Артемий Шуйский Владимирский, который прославился своей благочестивой жизнью в XVII веке.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий был од-ним из вы-да-ю-щих-ся во-е-на-чаль-ни-ков в прав-ле-ние рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337, па-мять 21 мая), а за-тем - его сы-на и пре-ем-ни-ка Кон-стан-ция (337-361). Ар-те-мий, имел мно-го на-град за от-лич-ную служ-бу и от-ва-гу, был по-став-лен на-мест-ни-ком Егип-та. В этой долж-но-сти он мно-го сде-лал для рас-про-стра-не-ния и укреп-ле-ния хри-сти-ан-ства в Егип-те. Им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ция на пре-сто-ле сме-нил Юли-ан (361-363). Им-пе-ра-тор-от-ступ-ник, же-лая воз-вра-тить язы-че-ство, вел непри-ми-ри-мую борь-бу с хри-сти-ан-ством, от-прав-ляя на смерть сот-ни хри-сти-ан. В Ан-тио-хии он при-ка-зал ис-тя-зать двух епи-ско-пов, не же-лав-ших от-речь-ся от Хри-сто-вой ве-ры. В это вре-мя в го-род при-шел свя-той Ар-те-мий и все-на-род-но об-ли-чил Юли-а-на в нече-стии. Раз-гне-ван-ный От-ступ-ник под-верг свя-то-го же-сто-ким пыт-кам. По-сле это-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка бро-си-ли в тем-ни-цу. Во вре-мя мо-лит-вы, ко-то-рую свя-той воз-но-сил ко Гос-по-ду, ему явил-ся Сам Хри-стос в окру-же-нии Ан-ге-лов и ска-зал: "Му-жай-ся, Ар-те-мий! Я с то-бой и из-бав-лю те-бя от вся-кой бо-ли, ка-кую при-чи-ни-ли те-бе му-чи-те-ли, и уже го-тов-лю те-бе ве-нец сла-вы. Ибо как ты ис-по-ве-дал Ме-ня пред людь-ми, на зем-ле, так и Я ис-по-ве-дую те-бя пред От-цем Мо-им Небес-ным. Итак, будь му-же-ствен и ра-дуй-ся - ты бу-дешь со Мною в Мо-ем Цар-стве". Услы-шав это от Са-мо-го Гос-по-да, ве-ли-ко-му-че-ник об-ра-до-вал-ся и стал го-ря-чо бла-го-да-рить и сла-во-сло-вить Его.

На сле-ду-ю-щий день Юли-ан по-тре-бо-вал, чтобы ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий при-знал язы-че-ских бо-гов. Встре-тив ре-ши-тель-ный от-каз, им-пе-ра-тор при-бег к пыт-кам. По-движ-ник пе-ре-но-сил всё без еди-но-го сто-на. Свя-той пред-рек Юли-а-ну, что ско-ро тот по-лу-чит спра-вед-ли-вое воз-мез-дие за зло, при-чи-нен-ное им хри-сти-а-нам. От-ступ-ник разъ-ярил-ся и при-бег к еще бо-лее лю-тым пыт-кам, но они не сло-ми-ли во-лю ве-ли-ко-му-че-ни-ка, и то-гда свя-той Ар-те-мий был обез-глав-лен († 362).

Его остан-ки бы-ли по-гре-бе-ны хри-сти-а-на-ми.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия сбы-лось его про-ро-че-ство о ско-рой ги-бе-ли Юли-а-на От-ступ-ни-ка.

Юли-ан со сво-им вой-ском вы-шел из Ан-тио-хии для сра-же-ния с пер-са-ми. Око-ло пер-сид-ско-го го-ро-да Кте-зи-фо-на ему встре-тил-ся ста-рый перс. Он обе-щал пре-дать со-оте-че-ствен-ни-ков и быть про-вод-ни-ком вой-ску Юли-а-на. Ста-рик об-ма-нул От-ступ-ни-ка и за-вел его вой-ско в Кар-ма-нит-скую пу-сты-ню, в непро-хо-ди-мые ме-ста, где не бы-ло ни во-ды, ни пи-щи. Ис-том-лен-ное го-ло-дом и жаж-дой гре-ко-рим-ское вой-ско Юли-а-на бы-ло вы-нуж-де-но всту-пить в бой со све-жи-ми си-ла-ми пер-сов.

Бо-же-ствен-ное воз-мез-дие на-стиг-ло здесь и са-мо-го От-ступ-ни-ка. Во вре-мя бит-вы он был смер-тель-но ра-нен неви-ди-мою ру-кою, незри-мым ору-жи-ем. Юли-ан тя-же-ло за-сто-нал и, уми-рая, про-из-нес: "Ты по-бе-дил, Га-ли-ле-я-нин!" По-сле ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра-от-ступ-ни-ка мо-щи свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия бы-ли с по-че-стя-ми пе-ре-не-се-ны из Ан-тио-хии в Кон-стан-ти-но-поль.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Истинной верой Христовой укрепившись, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Перевод: Благочестивого и венценосного мученика, захватившего трофей победы над врагом, собравшись, по достоинству прославим молитвенными песнопениями Артемия, превеликого мученика, щедрого дарователя чудес, ибо он молится Господу обо всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

О, всехва́льный великому́чениче Арте́мие, Госпо́день во́инственниче и все́м на́м кре́пкий побо́рниче! Ско́р бу́ди предста́тельством твои́м у Человеколю́бца Христа́, да да́ст правове́рным лю́дем, почита́ющим тя́ и на поклоне́ние моще́м твои́м приходя́щим, ми́лость и благи́х проше́ний ско́рое исполне́ние. Предстоя́й Престо́лу Бо́жию в лице́ му́ченик, помина́й все́х на́с, беда́ми, напа́стьми и скорбьми́ обстоимых, и в житии́ се́м мно́го стра́ждущих: да твое́ю по́мощию и кре́пким побо́рством преста́нут приходя́щая на на́с зла́я. Мы́ же, твои́ми злостраданиями назидаеми, си́лою благода́ти Христо́вы чрез тебе́ исполня́еми, в терпе́нии крестоноше́ния жи́ти начне́м, во е́же Го́споду покая́нием благоугоди́ти и неизрече́нная блага́я насле́довати, я́же угото́вана лю́бящим Бо́га и прославля́ющим свято́е и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому великомученику Артемию

Кондак 1

Взбранному воеводе и августалию страны Египетския, царем земным честию превознесенному, последиже от Юлиана злочестиваго мучимому и во главу усеченному, яко зельне страдавшему и победительне вся претерпевшему, от Бога же приявшему нетление и благодать чудотворения, днесь вернии в похвальная возопиим: Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Икос 1

Антиохийстии людие дивишася святей ревности твоей о имени Христове, славне Артемие, не терпя бо зрети мучения святых и хулы слышати на Господа, Юлианом изрыгаемыя; аще и честь ему воздати от Александрии пришел, обаче и обличити того не устрашился еси. Темже, и чина своего воинскаго изверженный за дерзновение свое, осуждение на раны и смерть приял еси. Мы же ныне, аки обстояще ти на позорищи мучимому, вопием ти сице: Радуйся, безславие и мучение от Юлиана претерпевый. Радуйся, в славу и осияние от Бога облеченный. Радуйся, лютая страдания подъявый. Радуйся, величие веры показавый. Радуйся, блистаяйся славою терпения. Радуйся, крепосте наша в скорбех и изнеможении. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 2

Буди верен царю, прещаше святый Артемий нечестиваму Юлиану: «Яко суетны твоя начинания и немощна есть гордость твоя истребити христианы: отнележе бо прииде Христос, и водрузися Крест, и воздвижеся на нем Господь - паде злочестивых гордыня и попрана бысть лукаваго крепость, Христова же непобедима и непреодоленна есть сила, еюже ограждающеся, возможем устояти противу козней вражиих, победне вопия Богу: Аллилуиа».

Икос 2

Воинствуя за великаго царя Константина, крепкою силою крестною побеждал еси враги, оружеборче Артемие; тою же силою и мучителя своего Юлиана одолел еси. Видением бо креста овогда на небеси в вере Христовей утвердился, лесть идольскую и почести воинскаго звания презрев, за христианы пред отступником мужественно ратовал еси, и воинов началовождя веры нашея, Господа Христа, себе нарек, живот свой за Того доблественно положил еси. Темже и притяжал еси себе от нас звания таковая: Радуйся, знамена идольская кесаря-отступника отринувый. Радуйся, знамению Креста последовавый. Радуйся, и ныне силы борющихся под стягом веры укрепляяй. Радуйся, упование изнемогающих утверждаяй. Радуйся, добрый Христов оружниче. Радуйся, святыя веры твердый защитниче. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 3

«Господи, далече есмь от терпения и незлобия Твоего», - вопиял еси, святе Артемие, первая мучения претерпев, - «Ты бо, Господи, за мене, грешнейшаго, по всему телеси содроблен был еси ранами, от ног до главы не бе в Тебе целости. Молю убо Тя, Владыко, яко Твоими страданьми венчал мя еси, да и совершиши течение мое во исповедании Тебе с песнию: Аллилуиа».

Икос 3

Даде злочестивый царь повеление оруженосцем своим восхитити тя, славнаго воинскаго вождя, Артемие, и сановный пояс твой отъемше, и ризы совлекше, нага истязати. Они же, связавше руце и нозе твои, растягоша тело твое на четверо и бияху воловьими жилами по хребту и чреву толико, яко оскудети силам их. Ты же аки нечувствен пребывал еси, яко всем, окрест стоящим, и самому Юлиану чудитеся зело. Приими убо и от нас похвальная удивления сицевая: Радуйся, в вере непобедимый. Радуйся, в уповании непреодолимый. Радуйся, на камени терпения нозе свои поставивый. Радуйся, мужественне стопы своя исправивый. Радуйся, радовавыйся в страданиях. Радуйся, прославленный в поруганиях. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 4

Егда святии исповедницы Евгений и Макарий мучими бяху, тогда и ты, блаженне Артемие, ревностию по Бозе движим, молитву творил еси, да не покажет Бог тебе не точию недостойна страдальческаго начинания, но да исправится пред Ним и твоя исходная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Жилами воловьими биемый и по земле протязаемый ничтоже малодушествовал еси, но радуяся и веселяся, страданьми Христовыми просвещаем, подвиг мученичества до конца совершил еси добре. Темже и достоин явился еси ублажения сицеваго: Радуйся, скудельный сосуд плоти своея сокрушивый. Радуйся, свет веры и силу мужества из него явивый. Радуйся, в егоже немощи сила Господня совершися. Радуйся, егоже терпению мучитель почудися. Радуйся, яко Бог прият твою жертву мучения. Радуйся, яко Благий даде тебе жребий спасения. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 5

«За Мене страждеши, Артемие, дерзай и радуйся», - глагола Христос, явився святому в темнице, - «Со Мною будеши во Царствии Моем». Сия слышав мученик, абие от ран исцеле, и душею исполнився Божественнаго утешения, пребываше в темнице, благословляя Бога и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

И гладом, и жаждею мучиша тя в темнице, блаженне Артемие. Ты же, на щедроты Преблагаго Господа себе возверг, единаго просил еси, да и самую душу твою, яко жертву живую приимет Владыка Христос от тебе с еще оставшеюся кровию твоею. И не вотще бысть рачение твое: заповеда бо Господь Ангелом Своим в темнице питати и сохраняти тя, потом же и Сам явися, укрепляя тебе, нас же возглашати тебе научая: Радуйся, от руки Ангел в темнице питавыйся. Радуйся, хлебом животным с небесе укреплявыйся. Радуйся, от ран Господним посещением во узах исцеливыйся. Радуйся, явлением Христовым утешения исполнивыйся. Радуйся, Господем в темнице обрадованный. Радуйся, восшедый к Нему прияти венец славы тебе уготованный. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 6

«Коль многа суть Владыки моего страдания и что более Его претерпех аз, недостойный», - вопияше блаженный Артемий, - «Той ко Кресту пригвожден бысть греха ради моего, Сам не познав греха, ниже лесть во устех содела. Радуюся и веселюся просвещаемый Господа моего страданьми, яже облегчевают ми болезни моя». Тако святый в себе беседуя, чрез всю нощь купно со страдальцами Евгением и Макарием воспеваше Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Лютейшим мукам предаде тя, страдальче Артемие, нечестивый царь, егда со стыдом от Аполлона Дафнийскаго возвратися и от тебе посмеяние и проречение погибели своея слышав, зельною яростию распалися. Темже и мы за оныя страдания множайшими ликостоянии ублажаем тя сице: Радуйся, яко тобою Бог, дивный во святых Своих, языком явися. Радуйся, яко тобою сладчайшее имя Христово прославися. Радуйся, ярости мучителевы не устрашивыйся. Радуйся, в Христовем уповании над идолы посмеявыйся. Радуйся, в дусе пророчестем будущих предзрителю. Радуйся, Духа Господня доблий носителю. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 7

Многа досаждения творяше нечестивый Юлиан христианом, лжуще на ня, яко сожгоша храм Аполлона Дафнийскаго. Егда же сей лжец пред Артемием множайшия прещения изрекаше на христианы, святый Артемий отвеща: «Богопустный гнев и огнь с небесе пояде идола твоего и капище его сожже; посмеваюся безумию вашему, яко служите бездушному богу, утешаюся о падении его и радуюся о всех сих, яже Христос чудодействова, Емуже достоит пети велегласно: Аллилуиа».

Икос 7

Не терпя слышати праведных слов твоих, святе Артемие, беззаконный Юлиан, разгневався зело, повеле каменосечцем разсещи великий камень, да посреде частей его согнетен будеши. И сему уготованному, падший камень все тело твое сотре, и внутренняя твоя распадошася, и сломишася вся члены твоя. И бе зрети чудо велие, яко в таковом согнетении посреде камней ты жив остася. Мы же Божией силе, укреплявшей тя, удивляяся, вопием: Радуйся, грозде винограда Христова в точиле истоптанная. Радуйся, жертво живая, Господу верху камене кровию возлиянная. Радуйся, мучениче, егоже все тело аки дска согнетеся. Радуйся, скрижале живая, на нейже исповедание веры кровию написася. Радуйся, кровьми своими, аки брением камение смесивый. Радуйся, себе самаго жива в созидание Церкве Христовы положивый. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 8

Очи твои от мук искочиша, святе, и лице бе сотрено, душа же еще бе держащися и язык добре вещающ, имже и в согнетении призвал еси Бога, Помощника своего, и во уповании на Него взывал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Привидением почте тя царь, егда узре видом страшна и естество человеческое происходяща; обаче и увеща тебе еще поклонитися идолом, да помилуют тя и поне яже во аде мукам не предадят. Ты же, посмеявся царю, отвещал еси: «Яко идоли и сами огня не могут избежати, с нимиже и ты, царю, безконечному огню предан будеши». За еже, яко хульника, царь на смерть осуди тя. Мы же, сшествуя тебе на место усечения, увязаем главу твою похвальными венцы тако: Радуйся, страдальче, посреде камений согнетенный. Радуйся, исповедниче, в крепости веры не одоленный. Радуйся, истину без страха пред цари вещавый. Радуйся, за сие последи всех злостраданий усечение мечное приявый. Радуйся, главу свою священную под меч самовольне подклонивый. Радуйся, терпением своим главы невидимых врагов сокрушивый. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 9

Ранами содроблен был еси по всему телеси, яко людем на тя зрети бе страшно: согнетенный аки дска, кости сокрушенны и вся внутренняя испадоша. Таковое злострадание за малую болезнь почитал еси, надеяся у Господа, за Негоже страдал еси, имети покой вечный, научая в злострадании не малодушествовати, но паки возсылати Богу благодарне: Аллилуиа.

Икос 9

«Се язвы Христовы на теле твоем начертаны суть», - глагола к себе святый, - «осталося убо, да и самую душу за Христа отдам с оставшеюся во мне кровию». И на щедроты Господни себе возверг, небоязненно Христа исповедал пред человеки, за Негоже и усечение с радостию приял еси. Сего ради, за превосходящую любовь твою к Богу, похваляем тя сице: Радуйся, Христова Евангелия скорый послушателю. Радуйся, великия заповеди Его готовый исполнителю. Радуйся, крепкую любовь ко Господу Христу показавый. Радуйся, и душу свою с кровию радостно за Того предавый. Радуйся, содроблением своим наше разслабление укрепляяй. Радуйся, язвами своими наша болезни исцеляяй. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 10

Твердою верою вооружився, неистовство мучителево презрел еси, и осуждение на усечение мечное с радованием приял еси, и ведомый на смерть, шествовал еси веселыми ногами, вопия Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Усечением главы подвиг свой мученический запечатлевый, утверди молитвами твоими и нас, главы своя под иго Христово подклонивших, чрез все житие подвигом добрым подвизатися, любити Господа у тебе поучатися, вопия тебе сице: Радуйся, сильне, на одоление мучителей меч веры при бедре препоясавый. Радуйся, шлемом спасения от Господа защищенный. Радуйся, поясом славы от Него добре украшенный. Радуйся, щитом молитв своих всех прибегающих к тебе охраняяй. Радуйся, за страдальцев Господних во всеоружии ополчаяйся. Радуйся, шествующих узким путем в Царствие Небесное неуклонно провождаяй. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 11

Фиал злострадания уготовляяся до конца испити, на месте усечения преклонився до земли, молитвою к Богу дух свой укреплял еси. И слышав глас с неба глаголющ: «Вниди со святыми прияти воздаяние тебе уготованное», - преклонил еси главу под меч, с радостию вознося Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Хвалим тя вси, страстотерпче святый, и почитаем честная страдания твоя, яже паче естества человеческаго претерпел еси, и Царствие Небесное притяжал еси. Темже воздвизаемся вопити тебе тако: Радуйся, измождения и членовреждения приявый. Радуйся, высоту духа в муках явивый. Радуйся, щитом упования себе оградивый. Радуйся, твердостию своею дерзость мучителей истощивый. Радуйся, егоже мучению Ангели предстояху со удивлением. Радуйся, егоже страдания людие почитают со умилением. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 12

Ценою крови твоея притяжал еси Царствие Небесное, великострадальче Христов Артемие. Управи и нас твоим предстательством во обители небесныя, да, наслаждаяся с тобою части праведных, выну славим с тобою Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Чертог небесный отверзе ти Страстоположник Христос и даде ти достойно венец славы: и ныне на небесех со Ангельскими чинми радуешися. Темже и мы, благодарнии людие и любомученицы, песньми вопием ти: Радуйся, воеводо, никимиже в мужестве одоленный. Радуйся, ратоборче за Христа, в силе неоскудеемый. Радуйся, великострадальче, муками твоими естество человеческое удививый. Радуйся, несокрушимость духа в телеснем содроблении явивый. Радуйся, во уповании на Бога Жива не усумневыйся. Радуйся, части праведных на небесех наслаждаяйся. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 13

О, преславне великомучениче Христов Артемие! Поем страдания твоя, чтим доблюю кончину твою, с усердным молением к тебе притекающе: укрепи и нас с терпением в подвизе крестоношения пребывати, испытания и злострадания чрез все житие до конца понести не унывающе, но бодренне пребывающе в пении Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Артемия Веркольского написана в честь святого православного юноши, поистине верующего в Господа. Его обретенные мощи и святой образ сотворили немало чудес, помогая верующим в исцелении души и тела.

Икона благочестивого Артемия Веркольского пользуется огромной популярностью среди верующих людей. Мощи чудотворца, как и Его святыня, исцеляют самые страшные и , а житие православного юноши не оставляет никого равнодушным и по сей день. Следует отметить, что Артемий не входит в число святых мучеников Божьих. Значимость и почитание пророка православной церковью имеет особенный характер и заключается в необычайной истории.

История жизни Артемия Веркольского

Артемий Веркольский родился в России, в селе Верколе. Его родители были обыкновенными крестьянами, живущими в праведности и благочестии. Воспитывался юноша по христианским традициям, с детства отличаясь кротостью, послушанием и святостью. Он всегда помогал отцу в работе по дому и хозяйству. Летом 1545 года Артемий работал в поле вместе со своим отцом. Вдруг они услышали громкий раскат грома, а следом показалось яркое сверкание молнии. В ту же минуту юноша, которому на тот момент было всего 12 лет от роду, упал на землю замертво. Местные жители испугались столь внезапной смерти мальчика, причислив это событие к гневу Божьему и Его наказанию. Именно по этой причине безжизненное тело Артемия не было упокоено по всем православным традициям. Его оставили в лесу, накрыв ветвями деревьев и слегка засыпав землей.

Тело Артемия Веркольского 32 года оставалось нетронутым и находилось брошенным в том самом месте. В 1577 году церковнослужитель по имени Агафоник заметил свет, исходящий из леса. Когда дьякон приблизился к необычайному свечению, он обнаружил, что луч указывает на останки покойного юноши. После обретения нетленных мощей отрока Артемия жители села расположили их у внешнего притвора местного храма. Вскоре мощи умершего юноши обрели особую святую силу. Чудесные явления и исцеления начали происходить с жителями поселения. Сказания о чудодейственных деяниях мощей Артемия Веркольского вмиг разлетелись по всему миру. В скором времени иконописцы начали писать иконы с ликом святого Артемия. Существует множество неопровержимых доказательств, подтверждающих чудотворные деяния нетленных мощей и иконы святого Артемия.

Где находится икона и мощи Артемия Веркольского

На месте обретения мощей Артемия был построен монастырь, куда были помещены нетленные останки святого. Веркольский монастырь существует и по сей день. В стенах его и находится главная икона Артемия Веркольского, а вместе с ней и Его мощи.

Описание чудотворной иконы

На иконе изображен образ праведника Артемия. Святой изображен по пояс, его тело покрывает лишь скромная повседневная рубашка. В левой руке он держит манускрипт в развернутом виде, с написанным на нем акафистом. В правой руке у отрока крест, символ православия , служащий в качестве напоминания о страданиях Христа, которые Он взял на себя, чтобы спасти человечество от наказания за грехи.

В чем помогает чудотворный образ

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября .

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

У любого из людей может быть свой день Ангела по имени, существует и день Ангела Артема. День ангела это день святого покровителя для любого человека с таким же именем.

Надо помнить, что этот день не имеет ничего общего с ангелом-хранителем. Во время крещения, человек от Господа Бога получает и святого ангела покровителя. Одним словом день Ангела это день рождения души. Отмечается этот день посещением церкви и чтением молитв.

Когда именины у Артема

Именины у Артема в православном календаре выпадают на семь дней в году и в разные времена года осенью, зимой, весной и летом:

  • Епископ Артем из Листры – 17.01. и 12.11.;
  • Артемий Палестинский – 26.02.;
  • Артема святитель из Селевкии – 06.04.;
  • Артем из города Кизик – 12.05.;
  • Артемий из Веркола – 06.07 и 02.11.;

День ангела, именины отмечают, как правило, раз в году в день рождения или после него (но не перед днем рождения!). Так, например если мальчик родился 15 января, то его именины будут 17 января, а если он родился 11 июня, то его именины приходятся на 6 июля.

Что означает имя Артемий в православии

Имя Артемий берет свои корни из глубокой древности. По одной из версий Артемий происходит от имени известной богини плодородия и охоты из мифологии – Артемиды. По другой версии от древнегреческого слова «Артемес», что в переводе на русский язык означает здоровый, невредимый, неподвластный болезням.

В христианской истории были святые, именовавшиеся Артемиями. Все они отличались истиной верой в Бога. Церковь помнит и чтит их.

Артемий Веркольский день памяти

Отрок Артемий один из самых почитаемых на Руси. Он жил в шестнадцатом веке в селе Веркола под Архангельском. Еще с малых лет мальчик был смеренным, кротким, он вел благочестивую жизнь. В возрасте 12 лет Артемий погиб от попадания в него молнии во время грозы.

Односельчане, решив, что Бог наказал отрока, не стали его отпевать и хоронить. Усопшего оставили в лесу, забросав тело хворостом. Спустя около тридцати лет местный дьякон случайно обнаружил нетленные мощи Артемия, от которых исходило сияние.

Мощи перенесли в местную церковь, где от них стали происходить чудесные исцеления людей. Вскоре народ стал съезжаться отовсюду для исцеления. Было принято решение написать иконы святого отрока.

Людская молва дошла и до государя Алексея Михайловича. Он дал указ поместить мощи в раку и основать монастырь. Днями памяти Артемия Веркольского считаются 6 июля и 2 ноября.

Артемий палестинский

Артемий Антиохийский (Палестинский) христианский был замечательным военным, полководцем в период, когда на троне был Константин Великий, а потом и во время правления его приемника Констанция родного сына. Достижения Артемия на военном поприще были безупречны. За выдающиеся успехи Константин назначил его наместником Египта.

Но наступил период правления Юлиана, императора-отступника. Юлиан вел беспощадную войну с христианством и хотел вернуть назад язычество. Он яростно преследовал христиан и убивал их сотнями.

Однажды, когда Артемий приехал в Антихии, он узнал, что Юлиан пытал двух епископов, заставляя их отказаться от своей веры в Христа. Артемий открыто выразил свой протест против правителя-язычника, он не побоялся Юлиана и уличил прилюдно его в нечестии. Император сильно разгневался и приказал Артемия пытать, а потом заточить в тюрьму.

В тюрьме, когда Артемий молился, его «посетил» Христос в окружении ангелов и сказал: «Будь мужественным, и будешь со мною в вечном царстве!»

На другое утро Юлиан требовал от Артемия отречения от своей веры, и признания язычества. Но Артемий отказался, император приказал продолжить пытки. Великомученик перенес все истязания мужественно, а Юлиану пророчил скорую смерть. Артемию отрубили голову.

Сразу после казни святого доставили и захоронили в Константинопольском храме Иоанна Предтечи (позднее храм получил название в честь святого Артемия).

Святой Артемий Солунский

Блаженный Артемий (Артемон) Солунский, был роджден в городе Селевкии в Писидии Малой Азии. Он жил в одно время со святыми Апостоломи и вел образ жизни добродетельного и честного человека.

Из всех горожан Артемий был самым глубоко верующим христианином. По этой причине Святой Апостол Павел, когда вошел в город Селевкии, назначил Артемия первым епископом в городе.

Отлично и в угоду Господу справлялся со своими обязанностями Святитель. Все горожане любили его и были очень благодарны. Он правил мудро, заступался за гонимых и бедных, спасал страждущих, брал на попечение детей-сирот и вдов, нищих. Блаженный Артемий был настоящим чудо-целителем для всех людей того времени. Он лечил и исцелял не только тела, но и души. Свою долгую жизнь он провел в угоду Богу и благочестиво, был примером для своего народа.

Артемий обычно имеет хорошую физическую форму, любит спорт и чаще всего ведет активный образ жизни. В большинстве случаев вредные привычки у него отсутствуют. Артемий активен и целеустремлен. Любит принимать участие в спорах, старается всегда отстоять свою точку зрения. Чаще всего имеет лидерские задатки, обладает огромным усердием и трудолюбием, начитан, имеет огромный кругозор. В работе всегда ценит дисциплину и может быстро добиться должности начальника. Способен к сопереживанию, помогает людям, очень любит животных.

Семейное счастье Артемий находит чаще всего уже в зрелом возрасте, поэтому ранний первый брак может быстро распасться. Отношения, которые он начинает строить после 35 лет, становятся крепкими и стабильными. Для жены и детей Артемию обычно не жалко ничего, он может осыпать их подарками и дарить свое внимание.

Судьба : Наиболее важной чертой этого имени является, пожалуй, стремление идти своей дорогой, прежде всего полагаясь на самого себя. Обычно Артем умеет уважать авторитеты, но относится к ним без трепета и преклонения и всегда готов проявить характер.

Святые : Святой праведный Артемий Веркольский (именины 6 июля), святой великомученик Артемий (именины 2 ноября).

День Ангела Артемия

Имя Артем в переводе с греческого - «безупречное здоровье». В играх с детьми спокоен, ненавязчив. В школе внимателен, все запоминает, учится хорошо. Взрослея, становится более активным, подвижным, берет на себя инициативу и роль лидера в классе, но руководить собой никому не позволит.

Артемий Именины по Церковному Календарю

  • 26 Февраля – Артемий Палестинский
  • 6 Июля – Артемий Веркольский, отрок
  • 2 Ноября – Артемий Антиохийский, вмч., военачальник
  • 13 Ноября – Артема праведный