Флористика

Ахилл - это герой древнегреческой мифологии. Сравнительная характеристика образов ахилла и гектора Был он уже побежден согласием песни и лиры

Ахилл/Ахиллес (быстроногий, богоподобный) - центральный персонаж поэмы, без участия этого воина не могла пасть Троя. Ахиллес- идеал воина героической эпохи. Жесток, кровожаден, эгоистичен. Ахилл кровожаден: мстит за смерть любимого друга и убивает столько троянцев, что вода в реке превращается в кровь(в том числе убивает сыновей Приама) Совершенно хладнокровно и равнодушно приносит в жертву плененных юношей на могилу Патрокла.

В образе Ахилла господствует индивидуализм и самолюбие, обидчивость. Свою личную ссору с Агамемноном возводит до космических масштабов. Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь.

В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора

Гектор, сын Приама, у Гомера приобретает наиболее человечные, приятные черты. Гектор, в отличие от Ахиллеса, герой, знающий, что такое социальная ответственность, он не ставит свои личные чувства выше других. Ахиллес же - олицетворение индивидуализма(свою личную ссору с Агамемноном доводит до космических масштабов). В Гекторе нет кровожадности Ахиллеса, он вообще противник троянской войны, видит в ней страшное бедствие, понимает весь ужас, всю мрачную, отвратительную сторону войны. Именно он предлагает бороться не войсками, а выставить представителей (Парис-тр., Менелай-греки).

Гектор, в отличие от Ахиллеса и других героев показан с совершенно другой стороны, в мирной жизни. Сцена его прощания с Андромахой (жена) - одна из самых тонких, психологических сцен в поэме. Она просит его не участвовать в сражении, т.к. там Ахилл, уничтоживший Фивы и всю ее семью. Гектор очень любит своих близких и понимает, что Андромаха без него останется совсем одна, но долг защитника Отечества для него превыше всего. Стыд не позволит ему спрятаться за стеной.

Гектору сопутствуют боги (Аполлон, Артемида), но его отличие от Ахилла бесконечно. Ахилл - сын богини Фетиды, он не подвержен человеческому оружию (кроме пятки). Ахиллес, фактически, не человек, а полудемон. Собираясь на битву, Ахиллес одевает доспехи Гефеста. Гектор же простой человек, которому предстоит страшное испытание, он понимает, что лишь он один может принять вызов, а Афина помогает Ахиллесу.

Образы этих двух героев сильно разнятся. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело».

Ахиллес

АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) - герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. - сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фаессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. за пятку, которая и осталась единственным его уязвимым местом. Так возникло выражение «ахиллесова пята». Воспитывал А. мудрый кентавр (человек с туловищем коня) Хирон, взрастивший таких героев, как Геракл и Ясон. Прорицатель Калхас предсказал, что греки выиграют войну с Троей, первопричиной которой было похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, жены царя Менелая Прекрасной Елены, только в том случае, если в сражениях будет участвовать А. Когда Менелай и его брат Агамемнон начали собирать войско, Фетида спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скиросе. А. жил здесь среди дочерей царя, одетый в женскую одежду. Но прорицатель Калхас разгадал замысел Фетиды. Соратники Менелая Диомед и Одиссей, царь Итаки, отправились на Скирос, взяв с собой богатые подарки для царевен: ткани, расшитые золотом одежды, ожерелья и другие украшения. Все это принесли в покои царевен, разместив между подарками также оружие и воинские доспехи. Именно последние подарки и выбрал А. Узнав о готовящемся походе против Трои, А. с радостью согласился участвовать в нем. Вместе с ним отправился его друг Патрокл. Отплыв из гавани Авлиды, корабли греков отправились к Трое. Но пристали они к берегам Мизии, где царствовал Те-леф, сын Геракла. Приняв мизийцев за троянцев, греки вступили с ними в битву. А., сражаясь с Телефом, обратил его в бегство. Обнаружив ошибку, греки снова отправились в путь, но буря разметала их корабли, и они принуждены были вернуться в Авлиду. Здесь они поняли, что правильный путь в Трою им может указать лишь Телеф, которого тяжело ранил А. Пифия - предсказательница из города Дель-фы - сказала, что рану может исцелить лишь А., что последний и сделал, посыпав язву железом, которое соскреб со своего копья. Но отплыть из Авлиды все же не удалось, ибо не было попутного ветра. Калхас предсказал, что ветер появится только в том случае, если в жертву богам будет принесена дочь Агамемнона Ифигения. Девушку привезли в Авлиду, сказав ее матери Клитемнестре, что с нею хочет обручиться А. Узнав об этом, А. начинает помогать Ифигении, которую в последний момент перед жертвоприношением спасает богиня Артемида. Обо всем этом рассказано в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (V»Шв. до н.э.).

х Греки осаждали Трою в течение 10 лет. Главным героем Троянской войны стал А., которого «Илиада», рассказывающая о последнем годе осады, именует «благородным», «быстроногим», «бессмертным подобным», «любимцем богов». «Илиада» начинается описанием гнева А., у которого Агамемнон отнял его пленницу Брисеиду. Главный герой троянцев, сын царя Приама Гектор убивает друга А. Патрокла. А. тяжело переживает его гибель и клянется отомстить. Один из кульминационных пунктов поэмы - битва А. с Гектором, описанная в книге XXII «Илиады». Убив Гектора, А. оплакивает и погребает Патрокла. Этим и заканчивается поэма Гомера. Образ А. в «Илиаде» противоречив. Он и благороден и вместе с тем предельно жесток. О дальнейшей судьбе А. рассказывают мифы и литературные произведения древнегреческих и римских писателей. В т.н. киклической поэме «Эфиопида» (VIII»Шв. до н.э.), приписываемой Арктику, сыну Телеса из Милета, и дошедшей до нас лишь в позднем пересказе, рассказано о пришедших на помощь к троянцам женщинах-воительницах амазонках во главе с царицей Пен-фесилеей. А. убивает ее, но, стоя над ее телом, проникается к ней любовью. Сюжет этот затронут в поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида». В «Эфиопиде» рассказано и о битвах с эфиопами, которых их царь Мемнон привел на помощь троянцам. Мемнон погибает в поединке с А. Но и героя ждет неминуемый, заранее предсказанный ему конец. Он погибает от стрелы Париса, которую бог Аполлон, покровительствовавший троянцам, направил в пятку А., - единственное его уязвимое место. Греки и поднявшаяся из морской пучины Фетида оплакивают героя и, согласно древним обычаям, на восемнадцатый день сжигают его тело на погребальном костре. Золотая урна с прахом А., Патрокла и еще одного героя - Антилоха, была погребена в высоком кургане. Скрываясь на острове Скиросе, А. полюбил Дайдамию, одну из дочерей царя Ликомеда. От их союза родился уже после отплытия греков к Трое сын Неоптолем. После гибели отца его привозят к стенам Трои, и он участвует во взятии города, убивает Приама и многих его сыновей. В XI песне «Одиссеи» рассказано, как Одиссей, спустившись в царство мертвых, встречает там тень А. и рассказывает своему погибшему другу о подвигах его сына. Образ А. неоднократно разрабатывался в изобразительном искусстве, начиная с древнегреческой вазовой живописи и кончая литографским циклом «Ахиллес», созданным немецким художником Максом Слефогтом в 1907г.

10. Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора.

ахилл – сын пелея, и морской богини фетиды. олицетвояет доблесть в понимании ост. героев – идеологич. основа поэмы. из-за сознания силы приывк повелевать. гнев в бурных формах. горячие слёзы на трупом товарища.мстя за Патрокла, похож на демона-истребителя. надругается над трупом Гектора(привяал тело к лошадям).на могиле потрокла убивает 12 тронских пленников «Из мыслей изгнал справедливость». смягчается только видя слёзы и мольбу отца Приама. часто обращается к богам(возлияние и моление зевсу за вступающего в бой патрокла), любящий сын, частно обращается к матери, плачет около неё после известия о смерти Патрокла. АНТИТЕЗА В ОБРАЗЕ,плохо, что ему всё равно на свой наро, в отличие от гектора,он идёт в бой только когда понимет, что друга убили. идеал воина героического эпоса.

Гектор – противник троянской воны. хочет спасти народ. бесстрашен.сражаетмся с диомедом и аяксм. разбивает камнем ворота греч. лагеря, поджигает корабли. вступает в борьбу патроклом. любовь к сыну и андромахе.молит супруга не уезжать но он не может остаться в стенах трои. защита-долг, прятаться стыдно. при виде ахилла у гектора дрожит сердце.но он остаётсяв бою ранение в шею и в колени его не останавливает, но он изображён со всеми человеч. слабостями – думает, что легко захватить золотой щит Нестора и пёстрый панцырь Диомеда, сделанный самим Гефестом.

в отличие от ахилла гектор обычный человек. его не может поразить рука смертного. в единоборстве демон и человек схватываются.сердце гектора заражается страхом. только зевс решает кто победит, афина помогает ахиллу.

11. Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. В.Г. Белинский об Одиссее.

4. осторожен ( удобный момент 8. Од. всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, схвативш. за шерсть, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. проплывает мимо Сирен и остаётся живым, незамеченным проникает в собств лагерь и им овладевает. 9.Измышленьями хитрыми, славен я между всеми людьми». Хитрость, фантастика хитрости. баран, сирены.

Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит

злится Посейдон, расчетливый хозяин .

12. Хронотоп в гомеровском эпосе.

Точное отображение пространства – действительность и реальность. Отражение времени специфично, и это связано с архаичностью сознания . В поэмах 2 события одновременно происходить не могут – «закон хронологической несовместимости» - поединок Париса и Менелая. в 13 песне «Илиады» (658) появляется герой Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти, дважды упомянутое при описании одной и той же битвы в разные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776),в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что торопится вернуться к ожидающим его товарищам, а между тем задерживается у него на 26 дней (15 песня);

два события, которые по существу должны происходить одновременно, излагаются не как параллельные, а как происходящие последовательно во времени, одно за другим. Закончив одно событие, рассказчик не возвращается назад, а переходит ко второму событию так, как будто то, о чем позже рассказывается, должно и произойти позже. Прием ретрадации – задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений . Обрыв рассказа и переход к воспоминаниям (рубец Одиссея ) . Прием ретроспекции – более длительный, развернутый возврат в прошлое. Например, жезл Агамемнона перед речью войнов . Или копье Ахиллеса. Историческая удаленность. Время создается защет гиперболизации того, что совершают – прием, недоступный современному человеку. Детали древнего быта + засчет близости между героями и богами. Все герои «богоподобные», «богоравные».

Мифология – совершенно определенная система со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов – история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста . Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.


13. Роль сравнений в эпических поэмах Гомера.

сравнение – традиц приём народной песни, служит у гомера для введения материала, не наход.. места в обычном ходе повеств. картины природы. как фон – ещё рано, поэтому в сравнениях. + сравнения из жизни человеч. общ-ва + рисует картину соц. благополучия в героические времена в сравнениях проявл-ся неправедныу судьи, бедная вдвова –ремесленница, добывающая скудное пропитание для детей.

сравнения раскрывают картины. упорный бой двух воинств у ограды греческого лагеря картинно изображается как столкновение соседей, спорящих из-за межи на общинном поле. Грохот от ударов копий и мечей сравнивается со стуком секир у дровосеков. Бой за обладание трупом убитого уподобляется спору двух львов из-за убитой лани. Сверкание оружия сранивается с блеском отдаленного костра; движение воинов, устанавливающихся по местам, - с остановкой на отдых стаи перелетных птиц; численность войск сравнивается с роями мух; действия предводителей, расставляющих отряды, - с хлопотливостью пастухов, отделяющих своих животных от чужих; наконец, царь Агамемнон уподобляется по виду богам - Зевсу и Посейдону, а когда он выступает впереди войска, - могучему быку, идущему впереди стада. Во всех этих сравнениях, обнаруживающих тонкую наблюдательность поэта, оживает перед нами окружающая его реальность.

14. Мифология и реальность в ";Одиссее"; Гомера._Композиция ";Одиссеи";.

Од.я – эпоха становления антично-обществ экономич формации, выражет идеологию античной ионийской военно-землевладельч. аристократии перерождавшейся в торгово-рабовлад. плутократию. поэтому в Од.е меньше культурной жизни, больше военно-феодальной идеолгии, время падение царской власти в греч общины и начало развитии торговли и мореплавания

Од.й уже другой герой, не богатырь иллиады, расширяется интерес к чужим землям, к быту мелкого народа,ездили за полезными ископаемыми, должны были завовевать, своего с\х нет, интересуются ос-вом циклопов, элементы быта, очень показательные.

мифология «О.» начинается с совета богов. Афина убеждает Зевса в том, что надо освободить Од.я. Зевс говорит о гневе Посейдона. Гермес по приказу Афины летит освобождать Од.я. Афина в течение всей поэмы покровительствует Од.ю. Она сопровождает его везде, превращаясь в ласточку. А. является в образе старца к Телемаху, побуждая его снарядить экспедицию для поисков отца и посылает попутный ветер. Афина в образе дочери Диаманта является Навсикае и просит её пойти стирать на берег моря. Богиня внушает (божественное внушение) Навсикае смелость. Афина продлевает ночь для О. и Пенелопы. Гермес спасает О. от чар Кирки.

сюжет. 1о год после падения трои. Од. на ос-ве ОГИГИИ удержан нимфой КАЛИПСО. в это время на ИТАКЕ за жену ПЕНЕЛОПУ сватаются жених. По решению богов, покровительстующая Од. АФИНА направляется на ИТАК и сын ТЕЛЕМАХпо совету её отправляется в ПИЛОС расспросить о судьбе отца. царь ПИЛОСА НЕСТОР направляет его в СПАРТУ к МЕНЕЛАЮ. телемах узнаёт, что Од. находится в плену у КАЛИПСО. а женихи устраивают засаду, чтобы погубить ТЕЛЕМАХА. – 1-4 кн. потом новая линия. 5 кн. боги посылают ГЕРМЕСА К КАЛИПСО отпустить Од, который на плоту пускается по морю.ПОСЕЙДОН мешает, но ОД. выплывает на о. СХАРИИ, там живут ФЕАКИ,мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. встреча Од. с НАВЗИКАЕЙ дочерью царя ФЕАКОВ АЛКИНОЯ, идиллич. моменты. 6 кн.. АЛКИНОЙ принимает в роскошном дворце 7кн. утраивает пир, слпой певец ДЕМОДОК поёт о подв. Од. 8 кн. они принимает ОД., он раскрывает имя и рассказывает о приключ.

АПОЛОГИИ(рассказы ) Од.. посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине – великан-людоед киклоп Полифем сожрал в своей пещере нескольких товарищей Од., но Од. опоил и ослепил Киклопа и спасся с товарищами под шерстью баранов – за это Полифем на Од. созвал бог отца его Посейдона 9 кн.,- Бог Эол вручил Од. мех с ветрами, но спутники недалеко от родины развязали мех, буря снова отбросила их в море. Любоеды-лестригоны уничтожили все корабли Од., кроме того, который пристал к ос-ву волшебницы КИРКИ (ЦИРЦЕИ), 10 кн. обратившей спутников Од. в свиней – преодолев часы с помощью ГЕРМЕСА, он в течение года был мужем Кирки – спускался в преисподнию выпросить прорицателя ТИРЕСИЯ и беседовал с тенями матери и умерших друзей 11 кн. – плыл мимо СИРЕН, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их – проезжал между утёсами, на которых обитают чудовища СКИЛЛА И ХАРИБДА - на острове бога солнца ГЕЛИОСА спутники Од. убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея с его спутниками, Од. выплыл на остров КАЛИПСО.12 кн. сюжет замыкается.

далее ФЕАКИ одаривают Од. , отвозят его на родину и за это разгневанный посейдон обращает их корабль в утёс. Превращённый АФИНОЙ в нищего старика, Од. отправляется к свинопасу ЭВМЕЮ. 13 кн. пребывание у ЭВМЕЯ 14 кн.– жанровая идиллическая картина. Возвращающийся из СПАРТЫ ТЕЛЕМАХ избегает засады женихов, встречается у ЭВМЕЯ С ОД 15 кн., кот. открывается сыну. Од. в доме своём в виде ниего, оскорбления слуг и женихов 17 – 18 . НЯНЯ ЭВРИКЛЕЯ узнат его по рубцу на ноге. ПЕНЕЛОПА обещала руку тому, кто согнув лук, пропустит стрелу через 12 колец. Од. это делает, перебиваетженихов, казнит изменивших ему слуг. он рассказывает тайну как он устроил их брачную постель 22 кн. на пне срубленной им маслины. два жениха пребывают в преисподнюю, свидание ОД. с отцом ЛАЖЭРТОМ, мир между Од. и родств. убитых.24 кн. Конец.

Композиция. продолж. иллиады.разбита на 24 книги. Од. сложнее Ил. сюжет ил. линеен, последов. в Одис. повеств. начин-ся с сер. действия, а о предш. событиях мы узнаём лишь потом и рассказов о приключ. центр. роль Одис. резче выражена, чем в Ил, где вообщше Ахилла не было долго.сказочные параллели.форма рассказа от 1 лица традиционна. архаичность сюжетов и фигуры Од. не свид. о связи героев и сюжета. многое может явл-ся заимств. , только в 1 линии расск. до 4 книги нет одиссея.

15. Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла (";Аянт";,_ ";Филоктет";).

1любознательность (отличие от Ил, проявл на земле Циклопов – оценивает плодорд. земель, восхищ. пастбищ., Он колонист, осваивает новую тер-рию. Любознательность завлекает в пещеру к Полифему. (2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда полифем спрашивает, кто Од., он грит Никто. этим спасается. 3. разума выбирается из пещеры, разум побежд. грубую силу выбирается под брюхом барана, схвативш. а шерсть, 4. осторожен (в обращ. с богами доверяет только своему разуму .) человек новой эпохи.Эпический персонаж5.горячая любовь к родине - (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину отцу и жене 6. хвастливость, рассказывает о своих героических похождениях .на острове Схерия, Алкиною местному царю 7.жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь . Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент , чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается, просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. 8. Од. всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, схвативш. за шерсть, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. проплывает мимо Сирен и остаётся живым, незамеченным проникает в собств лагерь и им овладевает. 9.Измышленьями хитрыми, славен я между всеми людьми». Хитрость, фантастика хитрости. баран, сирены. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит: Вечно все тот же: хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешьЛживых речей и обманов Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.

Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости».

10.«многострадальный».На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря . Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как ";человеку божеского гнева» . 11. вид купца и предпринимателя: он очень расчетливый хозяин . Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному

Софокл- сторонник традиц. уклада жизни, уважение к полисной религии. «Филоктет». Од. и НЕПТОЛЕМ - СЫН АХИЛЛА, о. ЛЕМНОС, чтобы заставить ФИЛОКЛЕТА, у кот-ого лук и стрелы Геракла, отправиться под Трою. на 10 год войны Агамемнону предск., что лишь лук поможет ахейцам взять трою. ФИЛОКЛЕТ был укушен ядовитым змеем, и оставлен на ос-ве, где проводит страдая от ран 10 лет. только при добр. участии ФИЛОКЛЕТА может патьь торя. Од. обманным путём играя на стремлении к славе сначала уговаривает нептолема, и тот крадёт лук. но НЕПТОЛЕМА мучает совесть и он раскрывает тайну. искренность НЕПТОЛЕМА победила хитрость одиссея.

твердому и упорному в достижении поставленной цели, но не стесняющемуся в выборе средств Одиссею противостоит, с одной стороны, сын Ахилла, открытый и прямой подобно своему отцу, но неопытный и увлекаемый жаждой славы, а с другой, - столь же прямодушный Филоктет, питающий непримиримую ненависть к некогда обманувшей его греческой рати.

Одиссей хитрый . Одиссею приданы черты софиста. а должны быть ";природных"; добрых качеств над ";мудростью";.

«Аякс». Тема этой трагедии – присуждение после смерти Ахилла его доспехов не Аяксу – прямому и суровому воину, а Одиссею. В припадке безумия перерезал ночью скот, думая, что это Атриды. безумие было послано Афиной. Когда же понял свой позор, убил себя. В споре с Агамемноном о совершении погребального обряда Одиссей предложил свою помощь Тевкру , брату несчастного.

В «Аяксе» благородный Одиссей выведен в качестве представителя разумного поведения – изменение позиции со временем, усиление консервативности позиции. Софокл.

16. Мотивы социальной утопии в ";Одиссее"; Гомера.

Область сказочного и чудесного.в 5 книге боги посылают гермеса к калипсо (о-в, который напоминает греческие представления о смерти.) калипсо нехтя его отпускает, Одиссей отправляется по морю на плоту. Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини Левкофеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, ";как легкие крылья иль мысли";, не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень любопытна. Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в ";Одиссее"; уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным ";веслолюбивым"; народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII - VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.

Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный Посидон обращает за это их корабль в утес. Отныне феаки уже не будут развозить странников по морям на своих быстроходных. кораблях. Царство сказки кончается.

17. Гомеровский вопрос и его состояние в настоящее время. Аристотель о Гомере.

Кто такой гомер? 7 городов рождения. , время рожд – 12 – 7 вв до н.э. гомер = слепец. таинств, внебрачн. рождение от бога, личное знакомство с =мифич. персонажами, странствие по городам, где он типа родился,

ПОРИЦАТЕЛИ - ксенофан из колофона с точки зрен. религии и морали. плохо, что боги с многочисл слабостями и пороками, Зоил из Амфиополиса «Бич против Гомера»

ПОЧИТАТЕЛИ – Анаксагор

УЧЁНАЯ КРИТИКА – Аристарх Самофракийский отметил стихи сомнительные, повтор. Илл. в молод., Одисс в старости.

Аристотель «Поэтика» эстетически подошел к Гомеру и проанализ худож методы. Он писал: «Гомер и во многих других отношениях заслуживает похвалы, но в особенности потому, что он единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать» («Поэтика», 24 глава).

В «Этике Никомановой» Аристотель утверждает, что Гомер в своих поэмах воспроизводил древнюю общественно-политическую жизнь и, следовательно, характерное у него касалось человеческой жизни в целом.

Д\Обаньяк –гомер – выдумка, слепые певцы, исполн. песни. но на дворе 17 век, его не приняли, не интересовались пробл. устного ТВ-ва.

Ж,Ж,Руссо идеализ. первоб сост. чел-ка, интерес к народной поэзии, Англ+Герм – интереск нац. наследию прошлого+1788 венец. рукопись Илл.  пересмотр гомер.вопроса

ВОЛЬФ 1795 «ПРЕДИСЛОВИЕ К ГОМЕРУ» Иллиада – свод различных песен, сочин. в раз. времена различными поэтами, аргументы – позднее разв. письм. у греков 7-6 вв. до н.э. , противоречия в поэмах. 2 лагеря – вольфианцы(аналитики) и

теория малых песен. вольфианцы. дробление гомера на то или иное число песен не связанных между собой. карл лахман. считал иллиаду сост из 16 самост. песен 23 и 24 песни не принадл. илл., 18-22 объединил в однгу, 1-7 разделил на 15 песен. несоответсвия выявил в 13 песне «Илиады» (658) появляется герой Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти, дважды упомянутое при описании одной и той же битвы в разные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776), в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что торопится вернуться к ожидающим его товарищам, а между тем задерживается у него на 26 дней (15 песня); считал некоторые части поэм небольшими самостоятельными былинами: 5 песнь – «Подвиг Диомеда», 16 и 17 песни – «Подвиги Патрокла»,18-22 песни – «Подвиги Ахилла»,10 песнь – «Дологию» («Ночная разведка»).

А. Кехли также разделил «Илиаду» на 16 песен (9 и 10 песни выкинул как чуждые).

унитарии .(=единство Гегель, Нич, Скотт) Нич – письменность древнее в 7 в. ею уже польз, чем сказал вольф, находки букв надписей, опроверг вольфа, сказал, что пиьменность не нужна, например поэт 13 в. Вольфрам фон Эшенбах был неграмотен когда писал поэму объёмом около 24000стихов, эллины в дописьменные времена могли запоминать много инф-ции, привёл примеры пр-ий, где один автор, но есть противоречия – Файст гёте, энеида вергили +Война и мир, анна каренина, мёртв души. нич допускал, что гомер использовал материал народных песен,

теория первонач. ядра. Годфрид Герман и Джордж Грот постулаты – единство, стройный стиль, различные отступления от плана, перед поэмами песни небольшого объёма, из малых песен большие поэмы. герман первонач были созданы небольшие поэмы праиллиада и пра Одис, потом постеп расширялись. Осн тема Одис – возвр. героя на родину, Иллиады – гнев ахилла. грот основноезерно иллиады – песнь об ахилле. «История греции» писал об этом. в Ахиллеиду входили 1 – где опис. ссора царей и обещание зевса, 8 поражение греков, 11-12 – третья и четв. битвы, вклю смерть патрокла и гектора. всё ост – наслоения. вывод – ГОМЕР ЛИБО ПЕРВЫЙ ПОЭТ И СОЗДАТЕЛЬ ОСН. ЗЕРНА ЛИБО ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ, ОБОБЩИВШИЙ ВСЁ.

СОВРЕМЕН. СОСТ. ГОМЕРОВСКОГО ВОПРОСА. нерешн и сегодня.

1. в материале иллиады и одиссеи наслоения времени, микенской эпохи вплоть до 8-7 вв . у гомера источники, кот-рых не было у греков – непрервывность устного ТВ-ва. песни из микенского времени передавались, дополнялись…+ история греч сказаний, странствия и переход из европ. греции в малоз. побережье, эпич. ТВ-во эолян и ионян – всё отложилось, напластами в поэмах, их пёстрое смешение.

2. несомненны эл-ты единства, связывающие кажд. и поэм в един. целое. единство в построении сюжета, и в обрисовке действ. лиц. илл. огранич. рамками гнева ахилла, т,е, одного эпизода небольш, длительности, в пределах кот-ого равёртыавется вся картина эпизода. в Одиссее тоже метод развёртывания. поэма нач-ся когда возвращ. Од близко, на начинаются рассказы всякие.

3. и в иллиаде и в одиссее неувязочки есть в сюжете, последов-ти, обнаруживаются остатки более ранних вариантов сюжетов, сказочные материалы переработаны, в целях смягчения грубо-судесных моментов, но и остались противоречия.

4. маленькая песнч перед большое поэмой, но это не теорич малых песен. в поэме эпическое ТВ-во поднимается на более высокий уровень, не может возникнуть из механич слияния.

5. расхождение между худ замыслом и материалом, собранным в поэмах допускает объяснения.

18. Гомеровские поэмы как образец эпопеи. Гекзаметр.

эпопея – большая эпич. поэма, созданная на основе фолькл песен. ТВ-ва.Особенности эпического стиля –1) события далёкого прошлого, 2) мифические элементы,3) участие богов, 4)спокойствие, !объективность, автор не раскрывает себя, не говорит о себе,5)гиперболизация (герои яркие, красивые),

фолькл. песня мало лиц, бледено охарактериз. гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров. «Люди несходны», - говорится в «Одиссее», - «те любят одно, а другие другое» (кн. 14, ст. 228), и Маркс = иллюстрацию прогрессивного значения ранних стадий разделения труда для развития индивидуальных склонностей и талантов. Гомеровские характеры, несмотря на многочисленность выведенных фигур, не повторяют друг друга . Надменный Агамемнон, прямодушный и смелый Аякс, несколько нерешительный Менелай, пылкий Диомед, умудренный опытом Нестор, хитроумный Одиссей, глубоко и остро чувствующий и осененный трагизмом своей «кратковечности» Ахилл, легкомысленный красавец Парис, стойкий защитник родного города и нежный семьянин Гектор, отягощенный летами и невзгодами добрый старец Приам, каждый из этих героев «Илиады» имеет свой выпукло очерченный облик. Такое же разнообразие наблюдается в «Одиссее», где даже буйные «женихи» получают индивидуализованные характеристики. Индивидуализация распространяется и на женские фигуры: образ жены представлен, в «Илиаде» Гекубой, Андромахой и Еленой, в «Одиссее» Пенелопой, Еленой и Аретой, - и все эти образы совершенно различны; однако при всем разнообразии индивидуальных характеров, персонажи греческого эпоса не противопоставляют себя обществу, остаются в рамках коллективной этики. Воинская доблесть, доставляющая славу и богатство, стойкость и самообладание, мудрость в советах и искусство в речах, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, - все эти идеалы

6)гомер архаизирует = глубокая сатира7) богатыр 8) ! ретардация – любовь к описываему, каждая мелочь важна, отсюда задержка, повторы9) постоянные формулы – явления природы\действия,10) эпитеты, 11)сравнения, 12)хронологическая несовместимость.

как эпоха разрушения родового строя, роста богатств отдельных лиц, предшествующая возникновению государства. На фоне этих социальных отношений уясняются основные особенности гомеровской поэтики .

гексаметром . отлич от русск. (на упорядочении ударных и неударных слогов, отличающихся друг от друга своей силой,) греческая стиховая система основана на различии в длительности («количестве») слогов. Греческое слово состоит из слогов, которые по степени своей длительности разделяются на краткие (обозначаемые знаком ) и долгие (- ). Упорядоченное чередование долгих и кратких слогов и составляет греческий стих .

Гексаметр («шестимерник») состоит из шести стоп. Первый слог каждой стопы долог (-) и образует ее повышение; понижение образуется двумя краткими слогами () или одним долгим (-). Стопа бывает дактилической (- ) или спондеической (- -); понижение последней стопы стиха всегда односложно, а в предпоследней обычно двусложно. Схема гексаметра: - , - , - , - , -  - - . Игра дактилей и спондеев - гибкость и богатство ритмических вариаций. цезура , обязательный словораздел внутри третьей или четвертой стопы; так в начальном стихе «Илиады» мы находим цезуру после первого долгого слога третьей стопы, между словами thea и Peleiadeo. Помощью цезуры образуется задержка ритмического движения, разделяющая стих на две части, но создающая ощущение, что части эти не самостоятельны, а принадлежат единому целому. Ощутить богатство и разнообразие ритма в эпическом стихе можно, конечно, только при громком чтении, но гомеровский эпос предполагает исполнение рапсода перед аудиторией.

Рифмой гомеровский стих, как и вообще античное стихосложение, не пользуется.

Гектор. Главный соперник великого героя, поэтому сам должен быть велик. Гектор защищает свою родину, землю. Обаятельный образ человека. Высокий уровень ответственности. Вообще-то Гектор – противник троянский войны. Он хочет спасти свой город. Сторонник мирного разрешеня конфликта – предлагает оплатить военные издержки, вернуть грекам Елену и сокровища.

Но враждебные, злые силы тешат свое самолюбие и мешают Гектору. Каждый день герой бесстрашно идет в бой. Приам стар, Парис изнежен. Гектонр сражается с Диомедом и с Аяксом.

Гектор разбивает камнем ворота греческого лагеря, поджигает корабли, вступает в борьбу с Патроклом.

Связан с мирной жизнью. Радость бытия – любовь к сыну и Андромахе. Самая, пожалуй, лирическая сцена «Илиады» - свидание Гектора с Андромахой. Андромаха из соседнего племени, всех ее родных убил Ахиллес. Молит супруга не уезжать. Но Г не может прятаться в стенах Трои, для него защита города – долг, а прятаться стыдно. Свидание Гектора с сыном – тонкая психологическая сцена.

Добр. Елена никогда не услышала от него злого слова, больше всего его ценит.

Но, в отличие от Ахилла, Гектор – обычный человек. Тело Ахилла не может поразить рука смертного. В единоборстве сталкиваются неравные силы, демон и человек. Сцена, поражающая внутренним состоянием человека, потому что литра тогда еще была неразвита для изображения внутреннего мира. Психологизм выражается с помощью поступком – сердце Гектора заражается страхом. Причем только Зевс решает, кто победит, а Афина помогает Ахиллу.

Жестокость Ахиллеса – Гектор просит его похоронить, одать тело, а «герой» издевается над трупом.

Гомер утверждает образом Гектора, что всем людям суждено страдать от насилия.

Сильные не задумываются над убийством. На любую силу найдется большая сила. Идея возмездия злоупотребляющему силой – идея всей гр. Лит-ры.

Справедливости и любви нет места на поле битвы.

Гектор противопоставлен Ахиллесу.

Ахиллес – богоравный и богоподобный. Без его участия не может пасть Троя. Идеал воина героического эпоса. Одним своим свирепым видом отгоняет троянцев от тела патрокла и, мстя, убиавает столько врагов, что вода в реке превразается в кровь. Кровожаден, не знает милосердия и доброты. В этом же бою убивает 12 сыновей Приама. «Из мыслей изгнал справеджливость». Убивает множество пленников на могиле Патрокла. Индивидуализм и обостренное самолюбие, обидчивость.

Только гибель друга сподвигает Ахиллеса сражаться. Холодность и страстность, сентиментальность и кровожадность, - Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь.

Герой Трои. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело».

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом.

Пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с Андромахой (он пылко любит её, но долг для него превыше всего).

При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит Нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит.

Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою (внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасна. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его оставил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

В первой стадии своей трагедии, когда он находится в ссоре с Агамемноном, он ведет себя довольно пассивно. Его действие тут главным образом "гнев" против своего оскорбителя (...Гнев, богиня, воспой Ахиллеса...). В первой строке становится ясно, о чём пойдёт повествование. Первые 17 глав А. не участвовал в сражениях из-за обиды, «гнева».

Образ сильного, неуязвимого (рассказать легенду) человека, героя. В Ахилле прежде всего с самого начала - огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость. (Привязал тело Гектора к лошадям - жестокоть. Но, видимо, традиция). Но, с другой стороны, весь смысл этой крови, этого зверства заключается в дружбе с Патроклом, из-за которого он и затевает всю эту бойню. Образ любимого друга живет вместе с звериной яростью и бесчеловечностью. Для Ахилла весьма характерно, например, что после появления рва в диком и свирепом виде и после паники, вызванной у его врагов его страшным криком, он проливает "горячие слезы" над трупом своего верного товарища. Кроме того, Ахиллу у Гомера вообще свойственны мягкие и нежные черты, которые нельзя забывать при его характеристике. Он благочестив и часто обращается к богам (возлияние и моление Зевсу за вступающего в бой Патрокла),он сдержан, например,когда имеет дело с вестниками Агамемнона,считая их совершенно ни в чем не повинными, его поражает начавшийся на греческих кораблях пожар, он любящий сын, часто обращающийся к своей матери и около нее плачущий, как, например, после оскорбления, полученного от Агамемнона или после извещения о смерти Патрокла. Эта антитеза - самая характерная особенность Ахилла. С одной стороны, он гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден на войне,это - зверь,а не человек, так что Патрокл вполне прав, говоря ему

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,

Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.

Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла,

Голову им он посыпал, прерасный свой вид безобразя.

Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою,

Сам же,-большой,на пространстве большом растянувшись,-лежал он

В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса.

В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину,назначенную роком, но это его нисколько не останавливает:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

У Ахилла тайное знание, тайное видение своей судьбы.

В поэме «Илиада» и греки,и Ахилл уступают в честности Гектору. Гектор, сын Приама, у Гомера приобретает наиболее человечные, приятные черты. Гектор, в отличие от Ахиллеса, герой, знающий, что такое социальная ответственность, он не ставит свои личные чувства выше других. Ахиллес же – олицетворение индивидуализма(свою личную ссору с Агамемноном доводит до космических масштабов). В Гекторе нет кровожадности Ахиллеса, он вообще противник троянской войны, видит в ней страшное бедствие, понимает весь ужас, всю мрачную, отвратительную сторону войны. Именно он предлагает бороться не воисками, а выставить представителей(Парис-тр., Менелай-греки). Но боги не разрешают ему сделать этого. Парис, благодаря Афродите, сбегает с поля битвы.

Гектор, в отличие от Ахиллеса и других героев показан со совершенно другой стороны, в мирной жизни. Сцена его прощания с Андромахой(жена) – одна из самых тонких, психологических сцен в поэме. Она просит его не участвовать в сражении, т.к. там Ахилл, уничтоживший Фивы и всю ее семью. Гектор очень любит своих близких и понимает, что Андромаха без него останется совсем одна, но долг защитника Отечества для него превыше всего.*sob sob* Стыд не позволит ему спрятаться за стеной.

Итак, и Гектор, и Ахиллес прославленные воины. Однако если Ахиллес ставит свои личные чувства, личную выгоду превыше всего, то Гектор жертвует собой ради Отечества, отказыватся от мирной семейной жизни во имя своего государства.*sob sob*

Гектору сопутствуют боги(Аполлон, Артемида), но его отличие от Ахилла бесконечно. Ахилл – сын богини Фетиды, он не подвержен человеческому оружию(кроме пятки). Ахиллес, фактически, не человек, а полудемон. Собираясь на битву, Ахиллес одевает доспехи Гефеста. Гектор же простой человек, которому предстоит страшное испытание, он понимает, что лишь он один может принять вызов А. Неудивительно, что при виде Ахиллеса его охватывает ужас, и он бежит (три раза герои обегают Трою гипербола). Богини мойры решают судьбу героев, положив их жребии на весы. Афина помогает Ахиллесу. Умирая, Гектор просит лишь об одном – передать его тело родственникам, чтобы они совершели обряд похорон(оч.важно для греков). Однако Ахиллес мстит за смерть друга и говорит, что бросит тело Гектора на съедение псов и воров.

Образы этих двух героев сильно разнятся. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело». В Гекторе собрано все человеческое(как сильные, так и слабые стороны(он ужасается Ахиллесу, бежит) Ахиллес же почти что полудемон.



Краткий вариант

Ахиллес-олиц.индивидуализма,жив.начала, полудемон, идеал греч.воина.Гектору свойств. все человеч.Он честен, противник войны, предлагает драться не воисками, а представ.(Парис, Менелай)Г.показан в мирной жизни:прощание с Андромахой-тонк.псих.сцена поэмы. Патриот.Стыд не позв.ему спрятаться за стенами. Когда видит Ах.исп.ужас, сбегает. 3раза обегают Трою,Г.мирится со страхом. Жребий решает смерть Г. Просит Ах.отдать тело родств.,но Ах.отказывается, т.к.мстит за Патрокла.

Суперкратко

Гектор-норм.человек, а Ахилл – жестокий полудемон-эгоист, любящий себя. Для Гектора превыше всего долг Отечества

^ 11. Хитроумный Одиссей - носитель житейской мудрости. В. Г. Белинский об Одиссее.

В.Г.Белинский писал: «Одиссей есть апофеоз человеческой мудрости; но в чем состоит его мудрость? В хитрости, часто грубой и плоской, в том, что на нашем прозаическом языке называется «надувательством». И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости». (Мвхахахаха! Я все-таки нашла, что он писал об Одиссее)

Постоянный эпитет Одиссея в «Одиссее» «многострадальный», «многоумный». Одиссей очень сильно отличается от других героев(героев Илиады в том числе) В образе Одиссея изображена высшая степень практической сметливости, хитрости. Он не доверяет богам, прекрасно осознавая их коварство и хитрый нрав. Попав в очередное кораблекрушение, Одиссей принимает дар нимфы Левкотеи(плащ), но не отпускает бревно, т.к. понимает, что рассчитывать на богов нельзя(Мол, на Бога надейся, а сам не плошай)

Образ Одиссея пропитан патриотизмом, любовью к родине. Он мечтает вернуться на Итаку, к своей жене Пенелопе, сыну Телемаху.Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу на совете богов и просит его вернуть Одиссея домой.На него постоянно злится Посейдон. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева".



Неудивительно, что он часто прибегает к хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея.

Одиссей очень осторожен, по сути он не доверяет никому, он хитер и предусмотрителен. Он проявляет себя в разных областях жизни. Он и плотник, и пахарь, и мореплаватель. Объединяет почти все знания своей эпохи. Одиссею присущи и черты, роднящие его с другими героями. Он борец, крайне жестокий(убивает всех женихов), ему присуще общение с богами(Афина, Гермес).Тем не менее его хитрость, ум и предусмотрительность выделяют его среди всех остальных.

Краткий вариант

В.Г.Белинский писал: «Одиссей есть апофеоз человеческой мудрости; но в чем состоит его мудрость? В хитрости, часто грубой и плоской, в том, что на нашем прозаическом языке называется «надувательством». И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости».

Од.«многострадальный», «многоумный». Хитрец.Находчив. Не доверяет богам(принимает плащ Левкотеи, но бревно не бросает) Патриот. Несмотря на все беды, стремится к жене и сыну, на Итаку. Злится на него пост.Посейдон за то, что тот ослепил сына, Полифема. Объединяет все знания эпохи, плотник, мореплаватель, воин. Тем не менее, жесток(убийство женихов), общается с богами(Афина)

Суперкратко

Одиссей оч.хитрый, не доверяет богам и вечно выходит из разл.ситуаций, которые ему боги подстраивают. А Белинский говорил, что занимался он надувательством.

Гомер просит Музу рассказать ему о странствиях Одиссея. На собрании богов на Олимпе Зевс вспоминает о безумии Эгисфа, пренебрегшего предупреждениями свыше, соблазнившего жену Агамемнона, Клитемнестру, и задумавшего убийство последнего. Позже его убивает сын Агамемнона, Орест.

Богиня Афина убеждает Зевса в том, что Одиссей должен вернуться домой, несмотря на гнев Посейдона, бога моря, разгневавшегося на Одиссея, т..к тот ослепил его сына, циклопа Полифема. Афина идет на Итаку, чтобы дать совет сыну Одиссея, Телемаху. Она требует, чтобы тот посетил греческих королей, Нестора и Менелая, в поисках новостей об Одиссее. На следующий день Телемах сзывает собрание и угрожает изгнать из дома женихов своей матери, Пенелопы

КНИГА 2 Телемах жалуется собранию о поведении женихов и просит последних возвращаться к себе домой. Два главных жениха, Антиной и Эвримах, обвиняют Пенелопу в том, что она не выбирает себе мужа. Антиной рассказывает, как Пенелопа обманула и отсрочила свое решение, плетя одежду для Лаэрта, отца Одиссея, днем и расплетая сделанное по ночам. С помощью Афины, Телемах находит себе корабль и плывет в Пилос, город Нестора, одного из участников Троянской войны.

КНИГА 3 В Пилосе, Телемаха встречает царь Нестор, который рассказывает о том, как греки покидали Трою, об убийстве Агамемнона и о возвращении домой Менелая. По просьбе Телемаха Нестор, в больших подробностях, рассказывает историю Эгисфа и Клитемнестры, их заговор противв Агамемнона и мщение Ореста. Нестор посылает своего сына, Писистрата, сопровождать Телемаха в Спарту, к царю Менелаю.

КНИГА 4 Телемах и Писистрат прибывают в Спарту. Царь Менелай празднует свадьбы своих детей, Гермионы и Мегапенфа. Менелай приветствует прибывших; к ним присоединяется Елена. Они вспоминают подвиги Одиссея в Трое. Менелай рассказывает о своей встрече с морским старцем Протеем, рассказавшим ему о смерти Аякса в море, об убийстве брата Менелая, Агамемнона, и о пленении Одиссея на Огигии, острове нимфы Калипсо. В это же время женихи на Итаке узнают об отъезде Телемаха и замышляют убить его.

КНИГА 5 По просьбе Афины, Зевс посылает вестника, Гермеса, к нимфе Калипсо с требованием отпустить Одиссея домой. Одиссей строит плот и плывет в Схерию, землю феаков. Посейдон, все еще сердитый на Одиссея, ломает его плот, но, с помощью Афины и морской нимфы Ино, Одиссей добирается до берега.

КНИГА 6 На следующее утро Навсикая, дочь царя феаков, отправляется на берег моря стирать одежду, как ей приказала Афина. Показывается Одиссей, чем испугивает Навсикаю и ее служанок. Т.к. он просит помощь, Навсикая дает ему одежду и объясняет, как лучше появиться в доме ее отца, Алкиноя.

КНИГА 7 Прибытие Одиссея во дворец Алкиноя. Ему дают место на пиру. Алкиной обещает, что поможет Одиссею вернуться на родину. Не открывая своего имени, Одиссей рассказывает о своем пребывании у Калипсо и о путешествии к Схерии. Алкиной просит Одиссея остаться и предлагает ему в жены свою дочь Навсикаю. Однако, если Одиссей захочет вернуться домой, феаки помогут ему.

КНИГА 8 На пиру у феаков, певец Демодок поет о Трое; устраиваются атлетические состязания. Сын Алкиноя, Лаодамас, просит Одиссея принять участие в состязании. Одиссей показывает свое умение в метании диска. Демодок поет о любви Ареса, бога войны, и Афродиты, богини любви, и о том, как Гефест, супруг Афродиты, поймал их и выставил на обозрение всем богам. Феаки дают Одиссею богатые подарки. По просьбе последнего Демодок поет о Троянском коне. Одиссей тронут до слез; его просят открыть, кто он такой и почему он плачет, когда рассказывают о Трое.

КНИГА 9 Одиссей называет свое имя и начинает рассказ о своих странствиях. Он описывает отплытие из Трои, начиная с нападения на киконов, во время которого многие его люди погибли, обезумев. Затем Одиссей рассказывает о посещении острова лотофагов; отведав их еды, многие люди Одиссея забыли о доме. Одиссей рассказывает также о приключениях в земле циклопов: их взял в плен Полифем; он съел нескольких воинов; оставшиеся опьянили его, ослепили и убежали из пещеры. После того, как Одиссей похвастался успехом, Полифем воззвал к Посейдону, своему отцу, отомстить за него, что и послужило причиной гнева Посейдона на Одиссея.

КНИГА 10 Одиссей рассказывает, как он и его люди добрались до острова Эола, царя, которому боги дали власть над ветрами. Эол дает Одиссею сумку, содержащую ветры, что должно помочь Одиссею вернуться домой. Люди Одиссея, однако, подумали, что в сумке находятся сокровища. Уже у берегов Итаки люди Одиссея, пока тот спал, открыли сумку. В результате их прибило опять к берегам острова Эола, но тот отказался помочь им во второй раз. Плывя дальше, путники достигли земли лестригонов. Эти гиганты напали на них и разрушили все корабли Одиссея, кроме одного. Потом Одиссей высадился на острове волшебницы Кирки, которая превратила его людей в свиней. С помощью Гермеса Одиссей избежал той же участи и вынудил Кирку снять чары с его людей. Одиссей и его люди оставались у Кирки целый год. Перед их отъездом Кирка сказала Одиссею, что он должен посетить царство мертвых и посоветоваться с прорицателем Тиресием.

КНИГА 11 В царстве мертвых Тиресий предупреждает Одиссея не трогать стада Гелиоса, бога солнца. Одиссей встретил также свою мать, Антиклею. Здесь Одиссея прерывают: его хвалит царица феаков Арета. Алкиной же просит Одиссея продолжать и рассказать о встрече с тенями греческих героев. Одиссей пересказывает встречу с Агамемноном и Ахиллом и с другими героями.

КНИГА 12 Одиссей рассказывает, как он и его люди вернулись на остров Кирки. Путники плывут мимо сирен и Одиссей, привязанный к мачте, слышал их песни. Потом они прошли мимо водоворота Харибды и чудовища Сциллы, которое съело шестерых людей Одиссея. По просьбе Эврилоха, одного из товарищей Одиссея, они высадились на Тринакии, острове солнечного бога Гелиоса. Штормы задержали их здесь на месяц и, несмотря на предупреждение Одиссея, его люди убили стада бога, пока Одиссей спал. Зевс наказал их штормом в море, во время которого только Одиссей был спасен. Он достиг острова Калипсо и, на этом, Одиссей заканчивает рассказ.

КНИГА 13 Феаки сопровождают Одиссея на Итаку и оставляют его спящим на острове. На обратном пути Посейдон превращает их корабль в камень. Афина советует Одиссею, как победить женихов и превращает его в старика.

КНИГА 14 Одиссей идет в дом своего старого слуги Эвмея, который хорошо принимает его. Одиссей рассказывает ему вымышленную историю о своей жизни: он, критский воин, воевал в Трое; потом побывал в Египте, Финикий и других странах. КНИГА 15 По требованию Афины Телемах оставляет дворец Менелая в Спарте. На Итаке Эвмей отвечает на вопросы Одиссея; он рассказывает, как его похитил финикийский слуга, как его выкупил Лаэрт. В это время Телемах избегает засады женихов и благополучно высаживается на Итаку.

КНИГА 16 Телемах посещает Эвмея и посылает его сообщить Пенелопе о своей приезде. Одиссей открывается Телемаху и они составляют план отмщения женихам. Пенелопа и женихи узнают, что Телемах вернулся. Женихи советуются, следует ли им убивать Телемаха. Пенелопа упрекает их за это.

КНИГА 17 Телемах возвращается домой и рассказывает Пенелопе о своем путешествии. Одиссей, переодетый нищим, идет во дворец в сопровождении Эвмея. Когда они подходят к дому, Аргос, старая собака Одиссея, узнает его и умирает. Одиссей просит милостыню у женихов и рассказывает им вымышленную историю о своих приключениях. Антиной, главный жених, оскорбляет Одиссея и бросает в него табуреткой. Эвмей рассказывает Пенелопе о "пришельце".

КНИГА 18 Пенелопа жалуется о поведении женихов. Пир превращается в драку, после того, как Одиссей сердит Эвримаха, одного из женихов.

КНИГА 19 Одиссей и Телемах убирают оружие и доспехи из залы. Пенелопа задает вопросы Одиссею. Он рассказывает ей вымышленную историю. Нянька Эвриклея моет ноги Одиссею и узнает его по шраму. Она почти выдает Одиссея. Пенелопа предлагает женихам устроить состязание с луком Одиссея. Она выйдет замуж за победителя.

КНИГА 20 На следующий день женихи собираются в доме Одиссея. Одиссей встречает Филоэтия, своего верного пастуха, и предсказывает свое собственное возвращение. Женихи решают не убивать Телемаха.

КНИГА 21 Пенелопа объявляет состязание, но никто не может натянуть тетиву лука. Одиссей открывается двум верным слугам: Эвмею и Филоэтию. Несмотря на протесты женихов Одиссею дают лук. Он натягивает его и пускает стрелу через ряд топоров.

КНИГА 22 Одиссей убивает Антиноя и открывается. Начинается битва и, с помощью Афины, все женихи убиты. Неверные служанки жестоко наказаны.

КНИГА 23 Эвриклея сообщает Пенелопе, что Одиссей вернулся и победил женихов. Пенелопа не верит и проверяет Одиссея. Она узнает его, т.к. он правильно отвечает на все вопросы. Радостная встреча.

КНИГА 24 Тени женихов спускаются в царство мертвых и рассказывают героям о своей судьбе. Одиссей встречает своего отца, Лаэрта. Родственники убитых женихов решают отомстить. После того, как один из них убит, Афина вмешивается и наводит мир.