Флористика

Создание букета из цветов. Основы композиции во флористике. Теория цвета. Учение о цвете

Флористика – это настоящее искусство. Орудием мастера являются живые цветы, из которых с помощью фантазии и воображения можно составить уникальную цветочную композицию, настоящее произведение искусства. Каждый букет получается разным, он несет в себе определенное настроение, послание, характер. Цветы являются идеальными посредниками между людьми, ведь они могут передавать самые разные чувства: любовь, нежность, дружба, благодарность… Цветы прокладывают путь к сердцам людей, являясь не только украшением, но и символом признательности и заботы.

Видео-обучение «Искусство составления букетов»

Цветы для любимой

Букеты, как и люди, бывают радостными и грустными, скромными и яркими… для каждого настроения или события существует свой, особый букет. Характер букета зависит и от составляющих его цветов, и от украшений, и от самого мастера. Настроение, с которым он берется за дело, его отношение, его эмоциональное состояние, все это отображается в получившемся букете. Поэтому лучший букет — это букет, сделанный своими руками. Он несет в себе энергетику и тепло, показывает искренность чувств дарителя.

Изготовление свадебного букета является неотъемлемой часть предсвадебных хлопот. Можно доверить это дело рукам мастера, а можно попробовать изготовить уникальный и прекрасный свадебный букет самому. Такой букет невесты запомниться на всю жизнь, будет особенным и неповторимым. Не стоит думать, что составление букетов это сложная и недоступная наука для избранных. Флористика подвластна любому, кто имеет желание научиться и желание творить. Немного усилий и стараний и освоить создание букетов не составит огромного труда.

Для составления свадебного букета понадобится:

  • основа для букета;
  • основные цветы (классический вариант – нежно-розовые и белые розы);
  • цветы для украшения, листья;
  • клей (существуют специальные клеи для флористики, однако подойдет и обычный универсальный клей);
  • элементы для украшения;
  • ножницы.

Приступаем к созданию шикарного букета невесты:

  1. Выбираем подходящие цветы. Наискось срезаем им стебель, оставив около 5-10 сантиметров. Все зависит от желаемых размеров будущего букета.
  2. Каждый новый цветок нужно будет проклеивать. Срезанный наискось стебель легко войдет в подставку, а клей закрепит его. Это обеспечит надежность и долговечность цветочной композиции. Не рекомендуется использовать для этих целей горячий клей. Если же другого клея нет, подойдут лишь низкотемпературные режимы, которые не будут обжигать и портить цветы.
  3. Сначала нужно задать геометрию будущего букета. Затем симметрично размещаем и приклеиваем цветы к подставке.
  4. Следует учитывать, что цветок имеет свою кривизну. Во время изготовления букета, надо считаться со степенью изогнутости цветка и вставлять его правильно.
  5. Когда основная часть букета сделана, приступаем к его украшению. С помощью проволоки прививаем к основе букета длинные стебельки вьющегося растения. Формируем правильный хвост букета. Он должен гармонично сочетаться с его основной частью, быть симметричным и аккуратным.
  6. Когда основа хвоста готова, начинаем его украшать. Берем другие, желательно такой же расцветки цветы, которые будут сочетаться с основными. Обрезаем стебель и крепко приматываем основания цветка проволокой к хвостику букета. Для прочности проклеиваем клеем.
  7. Таким образом украшаем весь хвост букета. Несколько дополнительных штрихов и очаровательный свадебный букет готов!

Если все сделано правильно, то в результате этого мастер-класса получится нежный свадебный букет, который станет прекрасным украшением торжества и прекрасно дополнит образ невесты.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Важным элементом аранжировки является правильное сочетание цветов в букете. Их лепестки и листья имеют разнообразную окраску. Нет растений только с цветами черного цвета, хотя к нему приближается окраски фиалок (братков), зева, некоторых сортов георгин, роз, гладиолусов. Мало цветов голубого цвета (как у незабудок). Многие из них — только одного цвета, например, рудбекия — только желтого. В то же время у большого количества цветов окраска бывает разных оттенков, среди них — розы, георгины, астры, флоксы, анютины глазки и др.
Цвета неодинаково воспринимаются человеком. Они могут вызвать оживление и возбуждение, благодарность и радость, ощущение тепла или холода и даже гнева. Это надо по возможности учитывать при аранжировке и дарении букетов. Умелое сочетание цветов в букетах и корзинах имеет большое значение для их художественной ценности и создания определенных эмоций. В цветниках, в букетах, корзинах и других цветочных композициях — везде должна быть гармония красок.


Различают следующие основные цвета: синий, желтый и красный. От их сочетания получают другие цвета. Красный с желтым, например, образуют оранжевый. Желтый, оранжевый и красный цвета, как более яркие, их называют активными или теплыми. Они хорошо заметны даже издалека. Фиолетовый, синий и зеленый — менее яркие, их называют пассивными или холодными цветами. Они теряются среди других тонов, окружающих их, вроде бы как находятся вдали.

Цветочные аранжировки могут быть из цветов одного сорта. Так, например, всегда будут привлекательные белые композиции, которые можно складывать с зеленью и без нее: из белых гвоздик и холодка (аспарагуса), белых тюльпанов и однолетнего гипсофила. Для сложных аранжировок подбирают контрастные цвета нескольких тонов из растений с похожей и различной формой цветов.

Белый и серебристо-серый цвета — нейтральные. Они хорошо сочетаются со всеми остальными и выделяют их. Белые цветы можно разместить среди негармоничных, например, между голубыми и фиолетовыми, красными, синими и фиолетовыми, красными и желтыми цветами. Белый цвет преобладает в свадебных букетах и бутоньерках, символизируя целомудрие, чистоту, честность.

Черно-фиолетовый и черно-бурый цвета больше интересны своей оригинальностью, чем красотой. Они встречаются у георгин, реже у тюльпанов. Эти мрачные тона лучше смотрятся в контрасте с желтыми, розовыми и белыми оттенками цветов.

Самым распространенным и самым красочным цветом в букетах является красный цвет. Букет из красных цветов сам по себе будет неотразим, но в принципе этот цвет неплохо сочетается с желтым и белым цветом. У красного цвета есть много оттенков, которые приближаются к пурпурному и фиолетовому тонам. Красные гладиолусы, астильбы, астры, ротики, георгины широко используются в аранжировке цветов. Издавна красный цвет символизирует свободу, любовь, жизнь и кровь.


Хорошо сочетаются в цветниках и букетах белые нарциссы с красными тюльпанами, белые колокольчики и красные гейхеры, белые флоксы с фиолетовыми дельфиниумами, красные пионы и белый борец (акониты).

Розовый цвет символизирует юность и скромность, гармонично сочетается с светло-голубым и белым (незабудки, флоксы розовые и дельфиниумы голубые), а также с желтым цветами.

Желтый и оранжевый — яркие, волнующие цвета золотой осени. Таких цветов много. Это — бархатцы, ноготки, гелениум, гайлардии, кореопсис, рудбекии и другие, окраска которых прекрасно сочетается с голубыми, синими, лиловыми или фиолетовыми цветами. Особенно хороши сочетания оранжевого и синего цветов, например девясил с эригероном.

Не так давно в некоторых местностях желтый цвет не любили, считая его признаком зависти, предательства, лживости. Теперь он входит в моду, широко применяется в гармоничном сочетании с другими и символизирует роскошь, радость, свет, жизнь, уважение к старости.

Синий цвет наиболее спокойный и тихий, хорошо сочетается с огненно-оранжевым, розово-желтым, розовым и белым, а также с красным цветом (синие орлики и белые василистники, вероника синяя и гейхеры красные). Он символизирует верность, доверие и бесконечность.

Фиолетовый цвет, даже светлый его оттенок, как и черный, наиболее мрачный и совмещается в букетах с белыми цветами, неплохо гармонирует с желто-горячим и желтым, хоть с этими оттенками сочетаются редко. Удачной является, например, аранжировка аконита фиолетового стеблями спаржи (заячьего холодка).

Промежуточные, неосновные цвета, например розовый, лиловый (сиреневый), палевый, а также перламутровый и голубой, могут быть использованы с белым. Или в контрасте – сиреневый с желтым, голубой с розовым.


Зеленый цвет — наиболее распространенный и массовый в цветоводстве. Это цвет листьев. Этот цвет является промежуточным между теплыми и холодными тонами. Он символизирует плодородие, мир, покой, надежду. Поскольку это промежуточный цвет и у него масса оттенков, его можно удачно сочетать со всеми цветами и, следовательно, он отлично подходит для фона.

Самым удачным материалом для создания фона являются стебли холодка многолетнего, кохии, перекати поля (гипсофилы), василисника, золотарника, папоротника, листьев пиона и декоративные травы.


Лучше подбирать сочетания окраски цветочных масс в таких соотношениях: 5 красных и 5 желтых, 8 синих и 3 оранжевых, 11 зеленых и 5 красных, 13 фиолетовых и 3 желтых, 8 синих и 3 желтых. От светосилы окраски цветов зависит не только их количественное соотношение, но и место в той или иной композиции. Как правило, цветы с окраской большей светосилы располагают в центре композиции, а меньшей — внизу и на периферии букета.

Подбирают растения не только по цветам и формам цветов или соцветий, но и, исходя из того, для какой именно цели назначаются декоративные композиции.

Флорист при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спектральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световая интенсивность влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка - красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются с точки зрения возбуждения и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная - успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или уменьшая их. Светлые цвета расширяют пространство, работы выглядят большими. При темных цветах работы меньше. Это свойство часто используется для умышленной иллюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются при оформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст - цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый - 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный контраст лучше смотрятся в виде акцентнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вписывании треугольника в цветовой круг (равносторониий - желтый, красный и синий; равнобедренный - желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание - при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, красно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черного и белого.

6-цветное сочетание - при вписывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов - сочетание цветов, которые в цветовом круге лежат между двумя основными цветами, может участвовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.