Футбол

Новое в аудиторской деятельности. Аудиторы и ЦБ: мнение о предложенных изменениях к закону "Об аудиторской деятельности". Корректная промежуточная отчетность в течение года

03 сентября 2019

  • 11:05

    PricewaterhouseCoopers (PwC), аудиторская компания из «Большой четверки», запустила свое аудиторское решение для клиентов, которые работают с криптовалютами. Об этом компания сообщила в своем пресс-релизе. Решение для аудита под названием Halo... 819

Сейчас под аудитом понимают любую независимую проверку какого-либо объекта или проекта. Наша тема - финансовый аудит, или аудит в том смысле, как он определен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Согласно закону, аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. То есть финансовый аудит неразрывно связан с проверкой бухгалтерской отчетности, контролем над корректностью ее составления. Основной целью мероприятия является установление факта достоверности финансовой отчетности организаций, в отношении которых проводится аудит.

В связи с этим, аудиторские новости могут заинтересовать широкий круг лиц и специалистов, в числе которых не только инвесторы и предприниматели, но и специалисты различных экономических и финансовых специальностей. Несмотря на то, что в России аудит считается достаточно молодым видом деятельности, возник с переходом к рыночной экономике, новости в аудите появляются регулярно, как положительные, так и не очень радостные, их отслеживание является неотъемлемой частью работы профессионала.

Новейшие изменения в правилах и стандартах аудита, степени ответственности специалистов в данной отрасли, события в аудиторском бизнесе - все новости аудита вы можете узнать на нашем сайте!

Законопроект № 273179-7
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» (далее – законопроект) разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в Российской Федерации.
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон
от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»), а также в ряд иных федеральных законов.
Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) до 800 миллионов рублей, активов бухгалтерского баланса – до 400 миллионов рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году. Законопроектом предусматривается, что отчетность фондов будет подлежать обязательному аудиту в случае, если за каждый из двух последовательных лет, предшествующих отчетному году, поступление имущества и денежных средств превысит 3 миллиона рублей.
Законопроект уточняет определение бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводится аудит, включая в нее консолидированную финансовую отчетность и финансовую отчетность, которые предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2010 года
№ 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги наиболее значимым для финансового рынка организациям (в том числе публичным акционерным обществам, организациям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам или бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг), организациям государственного сектора экономики (государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов), а также организациям, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность. Вводится категория «общественно значимая организация», объединяющая указанных аудируемых лиц.
Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ведение которого будет осуществляться Банком России. Для включения в указанный реестр аудиторские организации должны соответствовать определяемым законопроектом требованиям, в том числе в части количества аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы (не менее трех таких аудиторов должны иметь «единый» квалификационный аттестат аудитора и опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение не менее трех последовательных лет), деловой репутации аудиторской организации и опыта осуществления аудиторской деятельности, ведения аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и раскрытия на нем информации о деятельности аудиторской организации.
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе предусматривающие наличие опыта участия в течение не менее трех лет в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, осуществляющих экономический вид деятельности, соответствующий экономическому виду деятельности аудируемого лица, а также прохождение обучения по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности соответствующих общественно значимых организаций, минимальная продолжительность которого составляет 40 часов за три последовательных года. Кроме того, вводится запрет на назначение руководителем аудита общественно значимой организации аудитора, который не соответствует устанавливаемым требованиям к деловой репутации.
Законопроектом вводятся нормы, направленные на исключение ситуаций, когда квалификационный аттестат одного и того же аудитора используется для создания нескольких аудиторских организаций.
В целях повышения информативности и объективности аудиторского заключения, составляемого по результатам аудита общественно значимой организации, к нему предъявляются дополнительные требования в части раскрытия обстоятельств, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе существенных рисков, принятых на себя аудируемым лицом, событий и (или) условий, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность. Закрепляется обязательное подписание указанного аудиторского заключения руководителем аудита общественно значимой организации.
В связи с переходом Российской Федерации на международные стандарты аудиторской деятельности законопроект актуализирует соответствующие положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в том числе в части определения содержания аудиторского заключения.
В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. За саморегулируемыми организациями аудиторов в полной мере сохраняются полномочия по осуществлению внешнего контроля качества работы своих членов. Вместе с тем предусматривается право саморегулируемой организации аудиторов признать плановую проверку качества работы аудиторской организации, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и являющейся членом такой саморегулируемой организации аудиторов, проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации осуществлен контроль и надзор Банком России.
Законопроект предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях». Законопроект содержит также переходные положения на период между вступлением законопроекта в силу и принятием Банком России предусмотренных законопроектом нормативных актов и (или) передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению доверия пользователей к результатам аудиторской деятельности за счет повышения эффективности ее регулирования, взаимодействия аудиторских организаций, саморегулируемых организации аудиторов и Банка России, что является одним из факторов стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.

Деятельности»

Эпопея с объединением СРО аудиторов, как выяснилось, была белой полосой в жизни аудиторов. Пока аудиторы объединялись в новые СРО, судьба этих СРО была предрешена. Виновные найдены. Как выяснили в Центробанке: аудиторы работают в 15-20 организациях, направо и налево торгуют заключениями, мы видим низкий контроль со стороны СРО, которые правда еще и не оправились после объединения, но все равно от них толку ждать не приходится. Остается единственно верный выход – передать регулирование аудита холёному президентом Объединение же СРО – не больше чем комедия, в процессе которой Центробанком готовились поправки к закону об аудиторской деятельности.

И вот они, долгожданные, появились – скромные по тексту, но ёмкие по содержанию. Настолько необъятные, что для применения таких полномочий следует внести изменение в конституцию РФ, в закон «О Банке России», в закон «О саморегулируемых организациях», исключить из закона «Об аудиторской деятельности» слово «независимая», исключить ст. 15 этого закона «конфликт интересов», признать, что государство устранилось от регулирования аудиторской деятельностью и де-юро и де-факто, поскольку Центробанк заменил государственное регулирование на «полномочия» Банка России, да и аудит, как институт, перестанет существовать.

    исключительное право на издание нормативных актов, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности;

    ведение реестра аудиторских организаций, имеющих право проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, указанной в части 3 статьи 5 настоящего федерального закона;

    право признания Банком России аудиторского заключения не соответствующим законодательству Российской Федерации;

    право признания Банком России бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и (или) указанных сведений об аудируемом лице недостоверными;

    право устанавливать дополнительные требования к аудиторскому заключению;

    устанавливать требования к проведению плановых и внеплановых проверок;

    устанавливать дополнительные требования к организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, указанной в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

    принимать решение о предоставлении по собственной инициативе аудиторской организации сведений о деятельности аудируемого лица для целей проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    в им же порядке запрашивать информацию у аудиторской организации, которая проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, указанной в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

    помимо официальной отчетности, определять перечень документов, состав информации и данных, представляемых аудиторами в Банк России;

    устанавливать для СРО порядок определения совокупной доли на рынке аудиторских услуг которых, составляет не менее 26 процентов (фактически право на существование);

    давать обязательные указания для СРО и т.д.

Вот так, всё просто, без суда и следствия: сам устанавливает правила игры, сам контролирует эти правила, сам определяет виновного и карает его. Для упрощения процесса новый регулятор вводит отсутствующие в законодательстве понятия: «недостоверное заключение», «недостоверная отчетность» и др. В одном лице «законодательная», «исполнительная» и «судебная» власть - мечта коррупционера.

В феодальном государстве, конечно, все возможно, но в таком случае не мешало бы внести соответствующие изменения в статью первую Конституции РФ, заодно подкорректировать основные конституционные функции Центробанка.

В законе «О Банке России» даже намека нет на функции по регулированию аудиторской деятельности, поскольку отчетность самого Центробанка подлежит обязательному аудиту. Между прочим, в проекте поправок к закону Банк России не поименован в числе организаций, подлежащих обязательному аудиту. Следует поставить Банк Росси в пункт первый статьи 5 закона об аудите и нелепость предложений будет очевидна.

Функции Центробанка определены ст. 75 Конституции – «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Не скажешь, что в этой области страна достигла выдающихся результатов. Более того, колебания курса рубля и инфляция являются не только следствием, но и причиной кризиса, в том числе аудита.

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», осуществляется государственный контроль за деятельность СРО, контроль осуществляется органом федеральной власти, ведется государственный реестр СРО. Банк России не относится к органам государственной власти, соответственно не может осуществлять государственный контроль и государственное регулирование аудиторской деятельности.

Новый претендент на регулирование решил этот в два приема: в статье 22 закона «Об аудиторской деятельности» государственный контроль заменил на «полномочия» Банка России и исключил все государственные функции по регулированию аудиторской деятельности, а в статье 21 вычеркнул слово «государственный» и оставил просто слово «реестр». Забыл только внести изменения в закон о СРО.

В перечне организаций, подлежащих обязательному аудиту, странным образом оказались исключительно организации, внебюджетные фонды и другие организации, в отношении которых Банк России осуществляет надзор и контроль в соответствии с десятой главой Федерального закона «О Банке России». Все предлагаемые поправки направлены на регулирование аудиторской деятельности, осуществляемой именно в этих организациях.

К необязательному аудиту поправками отнесены все остальные субъекты не поднадзорные Центробанком. С барского плеча необязательный аудит доверен деятельности СРО, при этом Центробанк оставляет за собой право регулировать и контролировать деятельность самих СРО. Получается такое странное регулятором которого является организация, не являющаяся членом СРО.

По сути, из поправок, предложенных Банком России, явно проглядывается желание подчинить себе аудит, проводимый в отношении поднадзорных Банку России организаций. В целом институт аудита новому регулятору не интересен и служит лишь ширмой для решения узковедомственных вопросов. Для простоты решения проблемы Центробанк упростил свою деятельность в аудите до контроля и регулирования деятельности двух СРО, а в будущем - одной СРО и десятка крупных аудиторских фирм. Всё остальное пустил под разорение.

Действительно, к чему такая армия аудиторов? В СССР хватало и одной аудиторской фирмы при Минфине.

Удивляет легкость решения подобных вопросов. Для аудита «остальных» организаций Центробанк не видит «мотивированного заказчика». Нет - и аудит не нужен. В таком случае не совсем понятно, с какой целью организации законодательно должны вести бухгалтерский учет, представлять в и публиковать эту отчетность. К чему гражданское законодательство связывает права и обязанности с крупными сделками, передаточным актом, анализом показателей бухгалтерской отчетности и др.? Без аудита отчетности это будут пустые необеспеченные нормы. Кто акционеров и участников на получение если они не обладают правом решающего голоса на проведение инициативного аудита. Иным путем, кроме обязательного аудита, такую проблему не решить. И это далеко не исчерпывающий перечень.

В таком случае давайте отменим саму бухгалтерскую отчетность, поскольку без аудита такая отчетность будет представлять исключительно художественную ценность в прямом смысле этого слова.

Для малых предприятий уже пытались отменить бухгалтерскую отчетность, за непродолжительное время эта инициатива привела к такому правовому хаосу, что государство вернуло обязательную бухгалтерскую отчетность не только для малых предприятий, но обязало вести бухгалтерский учет. Последствия этой инициативы малые предприятия «разгребают» до настоящего времени.

Новый регулятор аудиторской деятельности даже не пытается предлагать меры по стимулированию участников рынка в получении достоверных отчетности и аудиторского заключения. Легче признать отсутствие «мотивированного заказчика». А с какой стати такой заказчик объявится, если бизнес не доверяет государству и не заинтересован раскрывать действительное положение дел. Сам глава государства признал прибыль Газпрома «бумажной». У большей части участников рынка таких заступников нет, им самим приходится заботиться о своей «бумажной» прибыли. Не секрет, что источником «бумажной» прибыли или убытков, в том числе, являются неустойчивый курс рубля и инфляция, которые не зависят от аудита.

Не остановили почин Центробанка и явные признаки конфликта интересов и очевидная коррупционная составляющая предложений.

Предлагаемый вариант закона представляет собой некую «гремучую» смесь, доселе неизвестную в аудите. В одном «флаконе» замешаны: монопольное право субъекта с непонятной организационно-правовой формой осуществлять контроль и регулирование деятельности аудиторских организаций и одновременно аудируемых ими лиц; вести коммерческую деятельность, получать прибыль, быть основным акционером Сбербанка и при этом осуществлять аудит собственной отчетности и отчетности Сбербанка подконтрольными ему аудиторами; устанавливать нормативные требования к отчетности и ведению учета и одновременно иметь внесудебное право признавать недействительными бухгалтерскую отчетность и аудиторские заключения.

На таком фоне понятия «независимость» и «конфликт интересов» выглядят лицемерно. Более того, цинично выглядит право Банка России в установленном им же порядке принимать решение о предоставлении по собственной инициативе аудиторской организации сведений о деятельности аудируемого лица для целей проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нетрудно догадаться, что характер этой информации будет определять «независимое» мнение аудитора. По сути, эта норма является узаконенным правом Центробанка влиять на результаты аудита.

Аудит существует более 600 лет, его роль и место этого института в рыночных отношениях определены историей. Утверждение, что аудит не имеет «мотивированного заказчика» - не больше чем проявление близорукости или нежелание видеть истинные причины кризиса в аудите.

Наверное, следует начать с того, что институт аудита должен быть в первую очередь независимым и строиться на принципах саморегулирования. Маниакальное желание чиновников держать гражданские институты под неусыпным контролем, регулировать любые телодвижения гражданского общества отводит аудитору роль овцы в стаде. В России никогда не было профессионального саморегулирования и, как мы видим, не планируется.

Отсутствие же «мотивированного заказчика» – это не проблема аудита, а сигнал, подаваемый правительству и Банку России со стороны бизнес-сообщества. В нормальной экономике отсутствие спроса на достоверную бухгалтерскую отчетность указывает на кризис проводимой экономической и является поводом для серьезного анализа причин, связанных с нежеланием субъектов экономических отношений раскрывать действительное положение своих дел. Решение проблемы аудита следует искать в устранении правительством причин существующего недоверия между бизнесом и государством. И совсем нелепо выглядят предложения Центробанка ликвидировать аудит как институт, а оставшиеся «осколки» от аудита встроить в систему Центробанка.

СРО аудитор коррупция аудиторское заключение

Обязательный аудит 2019 и полезные дополнения к нему

Критерии обязательного аудита

Обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год обязаны провести компании, соответствующие следующим критериям:

  • юридические лица, в том числе ООО, выручка которых в 2017 году превысила 400 млн руб. в год или активы их баланса на конец года превышают 60 млн руб.;
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества;
  • компании, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, попадающих под действие законов № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности».

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компания обязательно должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Несмотря на то, что аудиторское заключение за 2018 год можно будет сдать в статистику до конца следующего года, рекомендуем разбить работу с аудиторами на этапы и начинать сотрудничество уже сейчас, чтобы в рамках аудита получить больше пользы и свободного времени при подготовке годовой отчетности.

Обязательный аудит — независимая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Т.е., при проведении обязательного аудита, налоговая отчетность компании проходит аудиторскую проверку только с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и др.).

Поэтому, заказывая аудит по итогам года, компания получает только аудиторское заключение. Заказывая системный комплексный обязательный аудит, компания весь год получает надежное, мощное плечо — поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов.

Главная ценность системного комплексного обязательного аудита не в аудиторском заключении, а в возможности не допускать или своевременно исправлять ошибки и выявлять финансовые резервы компании.

Системно-комплексный подход увеличивает отдачу от проведения аудита:

  • повышает эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) на крупных или малых предприятиях, качество бухучета, налогообложения и юридического оформления операций
  • помогает корректно вести промежуточную отчетность по активам и др. показателям
  • снижает ошибки в формировании налоговой базы
  • выявляет риски и помогает своевременно внести исправления до сдачи финансовой и налоговой отчетности
  • защищает бизнес от потерь выручки и налоговых претензий
  • подтверждает достоверность учета и отчетности
  • дает возможность привлечь внешних разнопрофильных экспертов на выгодных условиях
  • помогает не выходить в зону повышенных рисков
  • дает страховку от налоговых претензий.

В итоге, благодаря системному комплексному обязательному аудиту, компании не приходится уплачивать недоимки, пени или штрафы, в т.ч. за грубые нарушения в бухгалтерском учете или неуплату налогов.

Обязательный аудит - Комплексный подход

Правильное формирование налоговой базы - отсутствие штрафов и претензий

Одним из критериев налоговой безопасности компании является правильное формирование налоговой базы. Аудиторы компании «Правовест Аудит» в ходе аудиторской проверки ежеквартально проверяют этот параметр. Ваша организация, независимо от того, крупное у вас предприятие или малое, сможет своевременно разобраться со всеми нововведениями и поправками в Налоговом кодексе, правильно исчислить налоговую базу и отразить операции в налоговых декларациях в течение года без представления «уточнёнок».

Если же ошибки выявляются только в конце или начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на уплату пеней.

Кроме того, системный комплексный обязательный аудит поможет компании избежать санкций ИФНС, если будут выявлены нарушения в ходе камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, например по НДС.

Если нарушения допущены в течение более одного налогового периода , штраф составит 30 тысяч рублей. Если же нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) — 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тысяч рублей.

Напомним, что согласно статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения , если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тысяч рублей.

К грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения НК РФ относит:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, на компанию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). За те же деяния, совершенные умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету подлежит штрафу не только компания, но и должностное лицо, согласно ст. 15.11 КоАП РФ. Он составляет от 5 до 10 тысяч рублей за однократное нарушение, и от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация от одного до двух лет — при повторном нарушении в течение календарного года.

Напомним, что попадает под определение грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету согласно КоАП РФ:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Всех этих санкций и пени компании и должностные лица могут избежать, проводя обязательный аудит системно и сразу корректируя найденные в ходе аудиторского контроля ошибки.

Защита руководителей и собственников

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям крупных и малых предприятий следует помнить, что недостоверные данные в бухгалтерском и налоговом учете могут привести к их материальной ответственности.

В рамках дела о банкротстве, ИФНС вправе заявить требование привлечь руководителя, учредителя юридического лица — должника к обязательной субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. Основание — положения ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

О привлечении генерального директора к субсидиарной ответственности по долгам компании в размере более 30 миллионов рублей см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2015 № Ф01-2604/2015 по делу № А39-1278/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 301-ЭС15-11906 отказано в передаче дела N А39-1278/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления). Кроме того, налоговые органы смогут через суд взыскивать налоговые доначисления организаций с зависимых физических лиц.

Если организация вовремя не уплатит крупную сумму налогов, налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Эффективная работа бухгалтерии

По опыту специалистов нашей аудиторской компании, руководство большинства организаций хочет получить заключение по обязательному аудиту до проведения годового собрания и до сдачи отчетности (баланса и др.) в налоговые органы и органы статистики.

Комплексно-системная работа аудиторов в течение года позволит досконально изучить особенности компании, оперативно разрешить спорные вопросы бухгалтерского и налогового учета в течение всего отчетного 2018 года, своевременно найти и исправить ошибки, провести обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до годового собрания.

Чтобы проверить последний квартал, годовой отчет, и подготовить аудиторское заключение понадобится всего несколько дней.

Бухгалтерия при этом может, не отвлекаться на аудиторов, спокойно закрывать год.

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте года, следующего за отчетным периодом, у бухгалтерии остается слишком мало времени, чтобы внести изменения в учет и отчетность. Как правило, одновременно с аудиторской проверкой в этот период бухгалтеры обязательно заняты подготовкой годовой налоговой отчетности и испытывают двойную нагрузку.

Корректная промежуточная отчетность в течение года

При проведении обязательного аудита в конце года, у бухгалтерии нет возможности исправить ошибки сразу. Типовые ошибки накапливаются из квартала в квартал и искажают промежуточную отчетность, в т.ч. данные по активам.

Достоверная промежуточная отчетность важна, например, компаниям, выплачивающим в течение года дивиденды, поскольку неверно рассчитанная (с учетом выручки) чистая прибыль повлияет на величину дивидендов.

При проведении системного комплексного обязательного аудита аудиторы проверяют промежуточную отчетность, находят несоответствия и ошибки в учете сразу, дают подробные рекомендации.

Бухгалтеры компании исправляют выявленные несоответствия вовремя, и не тратят на это так много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

В рамках обязательного аудита получайте больше

Когда клиенты аудиторской компании «Правовест Аудит» выбирают системный комплексный аудит, они получают дополнительные преимущества:

  • Часы консультаций с налоговыми экспертами и юристами в течение отчетного года
  • Анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и размер рисков
  • Аудит базы 1С
  • Юридическую экспертизу договоров и других документов
  • Повышение квалификации 40 часов ИПБ
  • Конспекты семинаров и статьи наших экспертов
  • Дополнительную гарантию - помощь налоговых юристов
  • Страховку от налоговых рисков.

Консультации с налоговыми экспертами и юристами

Вы сможете консультироваться с налоговыми консультантами и юристами с момента заключения договора и до сдачи годовой отчетности, то есть до 31 марта 2019 года.

Бухгалтер или руководитель сможет задать вопрос практикующему эксперту, в т.ч. по обязательному аудиту, и быстро получить ответ, ссылки на законодательство и пояснения к ним.

Информация о проведенных в течение года консультациях сохраняется. Аудитор, который проводит проверку, понимает, какие вопросы и спорные ситуации возникали в течение года, и как они разрешались.

Аудиторская компания «Правовест Аудит» несет полную ответственность за рекомендации, которые предоставляются Клиентам. И, если налоговые органы все-таки привлекли Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент обязательно получает возмещение суммы уплаченных штрафов и пеней за счет нашей страховки в «Ингосстрах» (до 10 млн руб. по одному договору).

Обязательный аудит - Комплексный подход

Помимо стандартных процедур обязательного аудита, направленных на подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяем налоги, правильность расчета налогооблагаемой базы и корректное заполнение деклараций.

Аудиторский анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и рисков

По итогам обязательного аудита мы готовим дополнительный отчет — «Обзор финансового состояния и рисков». В отчете вы сможете увидеть:

  • основные проблемы и их возможные последствия;
  • анализ налоговой нагрузки;
  • вероятность налоговой проверки, рассчитанная по критериям ФНС;
  • размер возможных налоговых рисков;
  • размер резервов;
  • пути сокращения затрат.

Аудит базы 1С

Мы специально тестируем бухгалтерскую базу 1С, чтобы обнаружить ошибки. Вы получите рекомендации по автоматизации и устранению ошибок в учете.

Юридическая экспертиза договоров и других документов

В ходе системного комплексного обязательного аудита наши юристы:

  • проведут юридическую экспертизу типовых договоров, учредительных документов и других документов по вашему выбору;
  • дадут оценку перспектив судебных споров;
  • помогут исключить хозяйственные риски в деятельности вашей компании.

Повышение квалификации

В течение года мы регулярно проводим семинары и круглые столы по последним изменениям в законодательстве и практике его применения.

За каждый семинар профессиональные бухгалтеры получают сертификат Института профессиональных бухгалтеров о повышении квалификации в объеме 10 часов. Нашим договором предусмотрено посещение четырех круглых столов и сертификат ИПБ на повышение квалификации в объеме 40 часов.

Актуальная полезная информация - бесплатно

Даже при высокой занятости вы будете в курсе нововведений — получить актуальную информацию вы сможете из статей наших экспертов и конспектов наших семинаров.

Помощь налоговых юристов при комплексном обязательном аудите

В течение трех лет после проведения налогового или комплексного обязательного аудита мы гарантируем Клиентам помощь налоговых юристов при прохождении налоговой проверки, досудебном и судебном урегулировании споров.

Страховка от налоговых претензий

Мы даем страховку от претензий ФНС на 3 года. Наша ответственность застрахована СПАО «Ингосстрах» на 55 млн руб. Т.е., если налоговые органы все-таки привлекут Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент получает возмещение суммы уплаченных им штрафов и пеней за счет страховки (до 10 млн руб. по одному договору).

Сравнение вложений в системный комплексный и единовременный аудит

Попробуйте рассмотреть цену комплексного обязательного аудита как стоимость вложений (инвестиций) и оцените отдачу от них.

Конечно, стоимость системного комплексного аудита на первый взгляд выше, чем единовременный аудит. Но, если провести полное сравнение, получается что такой аудиторский контроль выгоднее и удобнее для организации. Почему?

Стоимость системного комплексного аудита (далее-СКА) распределяется и оплачивается равномерно. При заказе обязательного аудита по итогам года Вы оплатите услуги аудиторов единовременно:

  • Цена СКА фиксируется в начале года с учетом всех максимально возможных скидок, а единовременный аудит будет оплачиваться по ценам 2019 года.
  • Стоимость комплексного аудита сформирована с учетом максимальных скидок на услуги, которые «дополняют» единовременный аудит (т.е., если приобретать услуги единовременного аудита и дополнительные услуги (консалтинг, налоговое планирование и др.), включенные в стоимость комплексного аудита, общая стоимость услуг окажется значительно дороже).
  • Системный комплексный обязательный аудит позволяет сэкономить на услугах налоговых консультантов и юристов, в т.ч. может «заменить» отдел внутреннего аудита.
  • Разделим ответственность за принятие бухгалтерских и налоговых решений (сбережем здоровье главного бухгалтера и руководителя).

«Правовест Аудит» позволяет зафиксировать текущую стоимость аудита с действующими скидками и выполнять работы до 31.03.2019 года.

При заказе обязательного аудита по итогам года, вы оплатите услуги аудиторов по ценам 2019 года и будете вынуждены внести всю сумму единовременно.

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России
и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Установлена обязанность совета директоров
публичного акционерного общества
формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее – ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее – такая норма отсутствовала) .

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об аудиторской деятельности»:

независимость внешнего аудитора ПАО – отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

конфликт интересов – ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

качественный аудит – в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату. Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами .

В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

надзор за проведением внешнего аудита;

обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9? пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров-членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Уточнены требования по соблюдению аудитором конфиденциальности банковской информации

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» внесено изменение в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее – полученные в ходе проводимых проверок) ;

предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее - такая норма отсутствовала) .

Одновременно случаи, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, дополнены случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие (ранее – указывалось лишь, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами) .

Аудиторские организации несут ответственность за неправомерное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну. Разглашение банковской тайны может повлечь уголовную ответственность (например, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административную ответственность (например, статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности).

Норма Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ о соблюдении аудитором конфиденциальности банковской информации вступила в силу с 30 июля 2018 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

О деятельности комитетов по аудиту совета директоров см. также «Комитеты по аудиту и качество аудита: тенденции и возможные области для дальнейшего рассмотрения» ( раздел «Аудиторская деятельность – Общая информация – Деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов»).

О качестве аудита см., например, документ «Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», изданный Международной федерацией бухгалтеров ( раздел «Аудиторская деятельность – Стандарты и правила аудита – Документы МСА – Дополнительные документы»).