Здоровье

Абхидхармакоша энциклопедия абхидхармы дверь сознания дхармы. В. И. РудойКосмос и карма. Введение в буддийскую культуру. "Энциклопедия Абхидхармы" Васубандху – сокровищница буддийского теоретического умозрения

[санскр. , пали ], философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы (в этом смысле А.- мета-дхарма), в построении к-рой участвовал ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады . По «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), А.- средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху (IV-V вв.) к «Абхидхармакоше» (I. 2) - «незапятнанная», позволяющая анализировать дхармы мудрость ().

Истоки А.- уже в тех перечнях предметов учения, своего рода таблицах в текстах Сутта-питаки , к-рые были организованы по различным нумерологическим схемам, предназначенным для «усвоения». Появляются и специальные сутры, характеризуемые как («анализ» предметов); такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-суттанты», вся Ангуттара-никая построена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для буд. трактатов А.

Трактаты А. составляют часть палийской Типитаки - Абхидхаммапитака, в к-рую входят 7 композиций: «Дхаммасангани» (Компендиум дхарм), «Вибханга» (Типологизации), «Дхатукатха» (Обсуждение элементов сущего), «Пуггалапаннати» (Описание индивидов), «Катхаваттху» (Предметы диспутов), «Паттханапакарана» (Трактат по причинным отношениям). Предпоследний текст является, видимо, наиболее древним; его ядро можно соотнести с дискуссиями III в. до Р. Х. Весьма правдоподобную хронологическую схему санскр. текстов А.сарвастивадинов предложил Р. Фукухара: наиболее древние тексты - «Сангитипарьяя» (III в. до Р. Х.) и «Дхармаскандха», средние - «Праджняпти-бхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последний по времени - «Джнянапрастхана» (I в. до Р. Х.). Первый из них включает 122 классификации, распределяя топики буддийского учения по монадам, диадам, триадам и т. д. до декад; последний посвящен сотериологии; 2 его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.

Особое значение имеет авторизованный комментарий к «Джнянапрастхане» - «Махавибхаша» (II в.), приурочиваемая к 3-му буддийскому Собору под эгидой царя Канишки. Текст составлен в катехизисной, вопросо-ответной, форме, к-рая и позволяет реконструировать положения как сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва), так и многочисленных буддийских школ, им оппонировавших.

Свою систематизацию сарвастивадинская А. находит в знаменитом трактате Васубандху «Абхидхармакоша» (Сокровищница Абхидхармы), к-рый дошел до нас в 3 языковых версиях (санскр., кит., тибет.) и содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в IX разделах. I разд. посвящен классификации «атомарных» динамических элементов существования, на к-рые распадается поток опыта (дхармы) по типу 18 дхату («элементов») - 6 познавательных способностей (помимо 5 органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер, плюс 6 соответствующих им «сознаний»,- но включает также более «экономные» классификации: 5 групп-скандх («группы» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 «сознаний»). Во II разд. рассматриваются способности чувств (), ментальные феномены (), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III разд. посвящен космографии, мировым регионам (), населяющим их живым существам и их судьбам, IV - действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» () посвящен V разд., а следующий - пути к «освобождению» и классам тех «совершенных», к-рые ему следуют. В VII разд. описываются виды познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности и медитативные упражнения. IX разд. посвящен опровержению учения буддийских «еретиков»-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону (). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.

Лит.: Bareau A .Les sectes bouddhiques du Pétit Véhicule. P., 1955; Guenther H. V .Philosophy and Psychology in the Abhidharma. Lucknow, 1957; Розенберг О. О .Труды по буддизму. М., 1991; Abhidharma Buddhism to 150 A. D. // Encyclopedia of Indian Philosophies / Ed. by K. H. Potter with R. E. Buswell, Padmanabh S. Jaini and N. R. Reat. Delhi, 1996. Vol. 2; Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша / Изд. подгот. В. И. Рудой и Е. Н. Островская. М., 1998 (Разд. I: Дхатунирдеша, или Учение о классах элементов; Разд. II: Индриянирдеша, или Учение о факторах доминирования в психике).

В. К. Шохин

Тексты Абхидхармы - комплекс текстов, которые можно охарактеризовать как теоретическую «надстройку» классического буддизма, которая создавалась с целью формальной систематизации учительских традиций множества школ, но в полном виде сохранилась только в тхераваде и сарвастиваде (тексты Абхидхармы школ: махасангхики, бахушрутии, гокулики дошли лишь во фрагментах; от школы дхармагуптака дошел один трактат).

Предназначались в качестве пособий самого широкого профиля - и для учителя катехизатора, и для полемиста-миссионера, и для философа-аналитика. Согласно
«Махаяна-сутра-аланкаре » (XI.3), - это средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды). По коммент. Васубандху к его « » (1.2), это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы (дхарма-правичая).

Истоки текстов Абхидхармы вполне различимы уже в тех диалогах Сутра-питаки, где представлены перечни топиков учения - своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры жанра вибханга («дистрибуция», «анализ» предметов); такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Дасуттара-сутты » и «Сангити-сутты ».

В качестве примера такого рода каталога можно привести перечни предметных единиц учения в «Сангити-сутте»:

монады (всего 3), диады (27), триады (50), тетрады (50), пентады (всего 25) и т.д. до декад.

Перечень диад начинается с имени и формы,

триад - с трех корневых аффектов (вожделение, неприязнь и заблуждение),

тетрад - с внимания к телу, чувствам, мысли и понятиям,

пентад - с дхармических групп (скандхи) тела, ощущений, представлений, интенций и сознания и т.д.

Такого рода тексты были рассчитаны прежде всего на адептов, которые с помощью «текстовых инструментов» должны были осваивать буддийское учение.

Вся Ангуттара-никая составлена по принципу нумерологической последовательности изложения материала (по восходящей), что характерно для будущих абхидхармических трактатов.

О протоабхидхармических текстах можно говорить в связи с нумерологическими списками, предназначенными первоначально также для указанных учебных целей и именуемыми в палийских текстах матика, в санскр. - матрика (буквально, «матрицы»). Отличие их от каталогов состояло в том, что они содержали перечисление не самих объектов, а их характеристик.

Вскоре матрики стали таблицами описания той или иной дхармы (уже как онтологической, а не предметной единицы) с точки зрения возможности или невозможности приписать ей те или иные атрибуты. Эти таблицы «заполнялись» преимущественно диадами (например, чистое-нечистое, обусловленное-необусловленное, видимое-невидимое, оказывающее сопротивление - не оказывающее сопротивление и т.д.) и

триадами (прошлое-настоящее-будущее; благое-неблагое-нейтральное; устранимое посредством видения- устранимое посредством практики - неустранимое и т.д.); они реконструируются уже из тхеравадинских текстов Абхидхармы (нормативный пример дает палийская «»), а также из «». Такового рода матрики-таблицы были рассчитаны также на рядовых учителей, однако составлялись не только ими, но, вероятно, и философами-исследователями.

Системообразующую роль уже на начальных стадиях формирования тексты Абхидхармы должны были играть три основные классификации дхарм, которые впоследствии стали нормативными: по агрегатным группам (скандхи), по источникам сознания (аятаны) и по классам элементов (дхату). Однако классическими текстами считаются семь трактатов тхеравадинской Абхидхамма-питаки и столько же трактатов сарвастивадинов (сохранились в кит., яп. и тиб. версиях).

Некоторые из обозначенных тхеравадинских трактатов восходят (по крайней мере частично) к эпохе тхеравадинского собора (иногда называется 3-м общебудцийским; см. Буддийские соборы), созванного императором Ашокой в Паталипутре в III в. до н.э.

Они, однако, впоследствии прошли не одну стадию редактирования и переделок. Другие относятся к более позднему времени.

Санскритские Абхидхарма тексты сарвастивадинов, которых также семь, как и в Тхераваде (они сохранились в кит., яп. и тиб. версиях), начали оформляться также с III в. до н.э.

По признанной в настоящее время хронологизации Р. Фукухары, наиболее древними из них являются:

  • « » и
  • « », затем идут
  • « »,
  • « »,
  • « » и
  • «Пракаранапада », последний по времени -
  • « ».

Абхидхарма тексты далеко не исчерпываются описанными трактатами. К «неканоническим»
тхеравадинским Абхидхарма тексты относятся «Патисамбхидамагга » (фактически расширение « »), «Маханиддеса » и «Чулланиддеса » - комментарий к отдельным стихам древней «Сутта-нипаты», «Петакопадеса » («Наставление [в истолковании] канонических текстов») - экзегетическое руководство тхеравадинских абхидхармистов, а также «Нетти-ппакарана » - трактат по самой методологии экзегезы.

Два сарвастивадинских трактата - «Абхидхарма-хридая » («Абхидхарма-сара») и «Абхидхарма-амрита», составленные философами Дхармашри и Гхошакой уже в раннекушанскую эпоху, можно рассматривать как попытки схоластического резюмирования абхидхармической традиции. Наконец, логическим завершением традиции Абхидхарма текстов следует считать « » Васубандху и «Абхидхарма-самуччаю » («Выжимки из Абхидхармы») Асанги.

В итоге можно говорить об очень разветвленной литературе абхидхармистов двух основных школ традициционного буддизма. Абхидхармисты стхавиравады (тхеравады) были преимущественно авторами учебных текстов, жанровый диапазон которых варьировал от развернутых трактатов по «религиозной психологии» до сборников упражнений для «студентов» и, возможно, «аспирантов». Абхидхармисты сарвастивады решали в своих
трактатах и философские, исследовательские задачи. Примером этого могут служить новые концепции реальности дхарм трех времен, причинности или «высших дхарм».

В Китае многие положения учения абхидхармы (кит. апитань) получили дальнейшую разработку в школах шэлунь-цзун, фасян-цзун и др. Крупнейший представитель школы саньлунь-цзун («школа трех шастр») Цзи-цзан (549-623 гг.) в сочинении «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр») называет следующие Абхидхарма тексты,
известные в Китае к VII в.:

1) «Фасян питань» («Абхидхарма свойств дхарм»),

2) «Шэлифу апитань» («Абхидхарма Шарипутры») в 20 цз.,

3) «Ба цзяньду» («Аштагрантха») в 20 цз.,

4) «Да пипоша лунь» («Махавибхаша-шастра») в 100 цз.,

5) «Апитань синь лунь» («Абхидхарма-хридая-шастра») в 4 цз.,

6)«Цза апитань синь лунь» («Составная Абхидхарма-хридая-шастра»).

[тиб. Чонгонпа] - буддийская метафизика, философская психология - название третьей части буддийского канона, относящейся к философскому, космологическому и психологическому анализу. В этом разделе подробно описываются все объекты знания, излагается метафизика спасения из обусловленного существования сансары , основанная на теории психологического анализа познания.

Традиция считает, что Абхидхарме учил своих последователей Будда Шакьямуни , а также он обучал ей, путешествуя по высшим реальностям сансары. Содержание бесед в «небесных мирах» было передано монаху Шарипутре , который распространил его далее.Эти учения были пересказаны на Первом буддийском соборе Махакашьяпой (тиб.Осунг), учеником Будды Шакьямуни, а затем записаны.
В Индии в период с III века до н. э. по V век н. э. возникло несколько независимых традиций Абхидхармы. В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собирал источники по Абхидхарме из семи различных традиций. В настоящее время сохранились канонические источники только сарвастивады (на которых основывается ряд учений северного буддизма махаяны) и источники южного буддизма тхеравады , в каждой традиции по семь книг.
Абхидхамма-питака традиции тхеравада сохранилась на языке пали, а сарвастивадинская Абхидхарма сохранилась на китайском, её оригинальный текст на санскрите был потерян. Небольшое количество других текстов Абхидхармы сохранилось в китайском буддийском каноне без указания источника.
Предполагают, что каждая из ранних буддийских школ имела свою Абхидхамма питаку, но только тексты школ Сарвастивада и Тхеравада вошли в полный свод канонических текстов.

Абхидхамма питака

(пали Abhidhamma piṭaka; санскр., Abhidharma pitaka, букв. верховный закон; тиб. Нгонпа), буквально "корзина, содержащая буддийскую доктрину", или "высшие законы" – изложение учения в схоластической манере южного буддизма (также называемая саттапакарана – "семь трактатов").
Специфический метод изложения буддийского учения в Абхидхамма питаке и абхидхармической литературе, отличается от метода изложения в других разделах канона большей сложностью. Это связано с тем что адресатом Абхидхамма питаки является подготовленный учёный. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже подробное описание мира вокруг и внутри человека. В корпус абхидхармической литературы включают и комментарии на основные тексты, и учебники, написанные позднее. Эти тексты пользовались большим почитанием у тхеравадинов Юго-Восточной Азии, особенно в Бирме (Мьянма) , тогда как махасангхики не относили их к числу канонических текстов. Некоторые школы включали в Абхидхамма питаку большую часть Кхуддака никаи. Отдельные элементы Абхидхамма питаки содержатся в суттах Дигха никаи и Ангуттара никаи. Абхидхамма питака - основа для изучения высшей буддийской философии, психологии и метафизики.Основными абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы Тхеравада (палийский канон), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы Сарвастивада (санскритский канон), дошедших только в китайских и тибетских переводах и оказавших большое влияние на развитие буддийской философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам. Абхидхамма питака Палийского канона занимает 13 томов и состоит из 7 сочинений (хотя лишь пеpвая (Дхамма сангани) и последняя (Паттхана) составляют суть учения Абхидхаммы), в комплексе Кутодо Абхидхамма питаке отведено 208 плит.
<Семь основных абхидхармических книг это:

1. Дхаммасангани (Dhammasanganī) – "перечисление факторов-дхамм" – содержит классификацию всех элементов "паpаматтха дхаммы" (абсолютные pеальности), определяемых как этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации. Описывает фундаментальные явления (дхаммы) с которыми сталкивается человеческий опыт.По одной из систематизаций это: 52 "четасика" (фактоpа ума), котоpые, возникая вместе в pазличных комбинациях, вызывают какое-либо из 89 pазных возможных "читта" (состояний сознания)4 главных физических элемента, и 23 явления, поpождаемых ими. Hиpвана. В Дхаммасангани различаются 37 "элементов освобождения" (в тексте различаются "путь практики" и "путь озарения"), за которыми следуют классификации дхамм – по делениям их на "базы" (аятана) и "элементы" (дхату).Дхамма сангани был составлен в четвёртом веке до н.э. и является наиболее авторитетным и важным трактатом заложившим основы буддийской психологии. В пятом веке до н.э Буддхагхоша написан на Дхармасангани обширный комментарий – Аттхасалини. 2. Вибханга-ппакарана (Vibhanga-ppakarana) – "Книга тpактатов", "разделение", "классификация", "анализ" - Анализ Дхаммасангани, а потому книга, близкая по содержанию к Дхамма сангани. Содержит анализ, начатый в Дхаммасангани, природы скандх и путей их преодоления в фоpме вопpосов и ответов. 3. Дхатукатха (Dhātukathā, Dhātukathāpakaraṇa) – "объяснение элементов" – вопросы и ответы о различных психических феноменах. Объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана). 4. Пуггалапаннати (Puggalapaññati; Пуггалапанъянти) – "описание индивидуальностей". Даёт анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификацию. Пуггала паннати самое короткое сочинение Абхидхамма питаки.

5. Катхаваттху (Kathāvatthu – букв. "предмет беседы"; Каттхаваттхуппакарана) – полемический трактат приписываемый известному буддийскому авторитетукоторый, который председательствовал на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 253 году до н.э. – Тиссе Моггалипутте. Трактат посвящён полемике с 18 школами раннего буддизма с их воззрениями. Катха ваттху является самым поздним трактатом Абхидхамма питаки. 6. Ямака (Yamaka – "книга пар"; йамака – букв. "пары") – трактат из 10 глав по прикладной логике, названный так в связи с методикой рассуждений (использование тезиса и антитезиса). Устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с точки зрения возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Ямака является сложнейшеё частью Абхидхармы. Ямака I.1 Mula-yamaka.2 Khandha-yamaka.3 Ayatana-yamaka.4 Dhatu-yamaka.5 Sacca-yamaka.6 Samkhara-yamaka.Ямака II.7 Anusaya-yamaka.Ямака III.8 Citta-yamaka.9 Dhamma-yamaka.10 Indriya-yamaka. 7. Паттханаппакарана (Patthānappakarana, Māhapatthāna; Махапаттхана) – "книга об исходной точке". Эта книга, котоpая намного пpевосходит о объему дpугие книги Типитаки (более 6000 стpаниц в сиамском издании), описывает 24 "паччая", или закона обусловленности, по котоpым взаимодействуют "дхаммы". Эти законы, пpименяемые во всевозможных пеpестановках к "дхаммам", описанным в Дхамма Сангани, описавают весь познаваемый опыт.Дополнением служит Паритта или Махапаритта (mahāparitta).

Паритта представляет собой собрание канонических текстов для популярного магически-охранительного использования. В Бирме и на Цейлоне паритта-церемонии (синг. пирит) пользуется огромным почтением у мирян. Эти церемонии совершаются по различным поводам, такие как постройка нового дома, смерть, болезнь и т.д. В этих случаях декламируются канонические тексты, собранные в Паритте. В Паритту входят 23 составляющих, из которых 7 взяты из Кхуддакапатхи.

Данные тексты составлялись в период от 400 до н. э. по 250 до н. э., самый ранний текст - Дхамма Сангани, самый поздний - Катхаваттху. Дополнительно писались ещё после-канонические книги, чтобы более прояснить содержание, наиболее известны из них Вишуддхимагга (Буддхагоша, книга не принадлежит к абхидхаммической литературе) и Абхидхаммаватара (Буддхадата). Дальнейшее развитие тхеравадинская Абхидхамма получила в средневековой Бирме.

На западе сочинения Абхидхаммы переводились в последнюю очередь, отчего важные аспекты буддийской философии выпадали из рассмотрения исследователей до второй половины XX века. Однако изучение Абхидхаммы позволило значительно улучшить понимание буддизма.В России специалистом по тхеравадинской Абхидхамме является буддолог Андрей Парибок.В традиции тхеравады разные страны уделяют разное внимание абхидхамме.К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки - части Типитаки - палийского канона Южного буддизма . В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр.

Абхидхарма школы Сарвастивада

Абхидхарма школы сарвастивады состоит также из семи текстов. Сравнительный анализ показывает, что они вряд ли имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха ваттху и пуггала паннатти не имеют аналогов в Абхидхарме сарвастивады. Тексты в Абхидхарме традиции сарвастивады:

Сангитипарьяя (Sangitiparyaya) – Рассуждения о Сангити. Дхармаскандха (Dharmaskandha) – Совокупность факторов. Праджчаптишастра (Prajnaptisastra) – Трактат об указаниях. Дхатукая (Dhatukaya) – Тело элементов. Виджчанакая (Vijnanakaya) – Тело воспринимающего сознания. Пракаранапада (Prakaranapada) – Описание. Джнянапрастхана (Jnanaprasthana) – Основы Знаний. Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша (Великое истолкование) – монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки .

Абхидхармакоша

Хорошо известно сочинение Васубандху - Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавайбхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами Махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном.

Тибетский буддийский Канон

Тибетский буддийский Канон - священный текст для буддистов России. Он имеет две части: Ганджур (в лхаском чтении Кангьюр "bKa’ ‘Gyur", собрание слов будды Шакьямуни, переведённое на тибетский язык) и Тенгьюр (bStan-‘gyur, Тангью) – переводные и собственно тибетские неканонические философские, религиозные и литературные произведения. По легенде текст Ганжура был вырезан на деревянных досках самим буддой Шакьямуни и его учениками, эти тексты были собраны и переведены с санскрита. Известны несколько его изданий – Чоне (самая ранняа редакции изданная Ринченом Зангпо в период "второго распространения Учения" (IX-X вв.) и впоследствии переработанная Будоном в XIV веке), Дерге, Пекинское (1411), Нартанское (1732), Лхасское (незавершённое).

Ганджур подразделяется на несколько разделов, число которых в разных изданиях варьируется. При пятичастном делении 1-й раздел составляют Сутры в 44 томах. В него входят изречения нравственно-дидактического толка. Он также включает Винаю школы Сарвастивада , вместе с обширными комментариями и разнообразные собрания сутр, джатак и авадан , в основном также школы Муласарвастивада. 2-й раздел – Абхидхарма. 3-й раздел – Дулвы. В нём излагается нравственный устав организации буддийской общины. 4-й раздел – Тантры. 5-й раздел включает в себя различные литературные памятники и трактаты по астрономии, математике, медицине, языкознанию и так далее.

Таким образом, 2-й раздел Ганджура (тибетского буддийского канона) – это Абхидхарма, он содержит сочинения по философии, в основном школы Сарвастивада.

Йогача́ра

В филосовской традиции Йогачара с Абхидхармой можно познакомиться на примере Abhidharmasamuccaya (Teachings by the Venerable Traleg Kyabgon Rinpoche, 1998) Йогачары иногда называли Абхидхамма питакой свои сочинения, независимо от их содержания.

Литература:
Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011. С.93
http://abhidharma.ru/A/Abhidharma.htm " >abhidharma.ru

Буддийская энциклопедия Агинского дацана: http://aginskydatsan.ru/pages/enciklopedia_01 " target="_self" >здесь

Фото :

тибетский буддийский канон в библиотеке Мангью Гомпы в Ладаке

Буддийский канон в в монастыре Южной Кореи.

АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА (санскр. abhidharma, пали ahhidhamma)- философская “суперструкгура” буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийской учительской , в построении которой участвовал целый школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. Согласно “Махаянасутраланкаре” (XI. 3), абхидхарма-это правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху к “Абхидхармакоше” (Абхидхармакоша-бхашья I. 2), это “незапятнанная” , позволяющая анализировать (dhannapravicaya).

Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которых представлены перечни топиков учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные , характеризуемые как vihhanga - “дистрибуция” предметов; такого рода таксономии и типологизации предметов составляют “Сангити-” и “Дасуттара-сугтанты”, вся Ангуттараникая составлена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для будущих трактатов абхидхармы.

О протоабхидхарме можно говорить в связи с нумерологическими списками, предназначенными первоначально для указанных “практических” целей и именуемыми в палийских текстах mâtikâ (букв. матрицы) в виде преимущественно диад (типа чистое-нечистое, обусловленное- необусловленное, видимое - невидимое и т. д.) и триад (прошлое - настоящее - будущее, благое - неблагое - нейтральное и т. д.). Эти таблицы реконструируются из текстов актуальной абхидхармы (классический пример- палийская “Дхаммасангани”), а также из “Абхидхармакоша-бхашьи” или “Абхидхарма-самуччаи” Асанги.

Тексты абхидхармы составляют целую “корзину” палийской Тттаки-Абхидхамма-питаку (см. Трипитака }. Внеканоническая палийская абхидхарма представлена трактатом “Висуддхимагга” Будцхагхосы (5 в.) по “практической философии” и рядом других сочинений. Менее известна абхидхарма сарвастивадинов, которая представляет собой значительную философскую традицию, формировавшуюся начиная уже с 3 в. до н. э. Р. Фукухара предложил хронологическую схему санскритских текстов сарвастивадинской абхидхармы, которая представляется наиболее правдоподобной: самые древние тексты - “Сангитипарьяя” и “Дхармаскандха”, средние-“Праджняптибхашья”, “Дхатукайя”, “Виджнянакайя” и “Пракаранапада”, последняя по времени - “Джнянапрастхана” (1 в. до н. э.). Первый из текстов включает 122 классификации, распределяя топики по монадам, диадам, триадам до декад; второй посвящен 37 “членам освобождения” и классификациям дхарм - по делениям их на “базы” (àyatana) и “элементы” (dhàtu). Последний, атрибутируемый Катьяянипутре, посвящен сотериологии; две его части включают “благоприятные” и “неблагоприятные” факторы сознания и бытия индивида.

Во второй главе разъясняются 22 и 5 состояний существующего и доказывается, что все явления есть проявления комплекса дхарм, в котором дхармы взаимосвязаны причинно-следственными отношениями. Третья глава описывает многослойное строение мира, включающее 3 сферы существующего (кама , рупа, арупа), каждая из которых открывается только определенным состояниям сознания: первая- обыденному сознанию, две последние-состояниям сознания, достигаемым на соответствующей ступени йогического сосредоточения. Причиной появления всех этих миров Васубандху называет энергию аффектов, имеющую доступ к дхармам, конструирующим эти миры, и вызывающую перегруппировку дхарм. Далее рассматриваются различные типы существ, населяющих и мир форм, а также их местопребывание. О мире не-форм сказано, что он не имеет местопребывания, т. е. каких-либо пространственных характеристик. В этой же главе подробно разбирается буддийская закона взаимозависимого происхождения (пратнгья-самутпада) и дается еще одно описание строения мира как цилиндра-опоры, на поверхности которого расположены горы, горные цепи, озера, реки, континенты, моря и океаны, а в толще-несколько адов. Разворачиваемое Васубандху учение о мире включает также астрономические сведения, концепцию времени, социальную и эсхатологическую доктрины.

Четвертая глава посвящена карме, пятая - 98 видам привязанностей к сансаре (среди них такие, как , гнев, гордость, невежество и т. д.). Шестая глава начинается с подробного описания двух способов очищения: через приобщение к четырем благородным истинам и через послушание; разъясняется восьмеричного пути. В восьмой главе подробно перечисляются 10 видов знания и различные качества Будды и святых, разъясняются способы медитативной практики и описываются духовные совершенства, приобретаемые с их помощью. В заключительной, девятой главе опровергается защищаемая ватсипутриями и брахманистами теория существования души.

Изд.: The Text of the Abhidhannakoäakarikä ofVasubandhu.- “Journal f the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland” (Bombay Branch), 1946, N 22; в рус. пер.: Васубандху . Абхидхармакоша, раздел 1. Анализ по классам элементов, пер. с санскр., и комментарий, историко-философское В. И. Рудого (Bibliotheca Buddhica, XXV). M., 1990; Васубандху. Абхидхармакоша, раздел 3, пер. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб., 1994.