Здоровье

Новый русский перевод. Русский синодальный перевод

II. Язычники в пророческий период истории, во "временя язычников" (главы 2-7)

А. Сон Навуходоносора (глава 2)

1. ТАИНСТВЕННЫЙ СОН (2:1-16)

а. Попытка царя вспомнить сон - безуспешна (2:1-3)

Дан. 2:1 . Стих начинается с "трудного места". Едва ли могло быть, что Даниил был приведен к царю в качестве "мудреца" (стих 13, 16), чтобы разгадать его сон, прежде чем окончил свое трехлетнее обучение при дворе. Между тем, оно началось в том же году, когда Навуходоносор принял трон отца своего Набополассара (605 г. до Р. Х.). Как же понять фразу о таинственных снах Навуходоносора во второй год царствования его?

Предлагалось несколько объяснений. Но наиболее приемлемым кажется то, которое исходит из несовпадения еврейской и вавилонской систем календарного исчисления (об этом в толкованиях на 1:1-2а). "Отталкиваясь" от него, приходят к выводу, что речь в стихе 1 идет о третьем, а не о втором годе царствования Навуходносора.

В этих стихах говорится то о сне (стих 3), то о снах (стихи 1-2); может быть, тревоживший царя сон, который, просыпаясь, он никак не мог вспомнить и сохранял лишь гнетущее ощущение от него (возмутился дух его), повторялся неоднократно.

Дан. 2:2-3 . По поводу тайноведцев и гадателей и чародеев смотрите толкование на 1:20. Что касается Халдеев, то так звались в Вавилоне жрецы, изрекавшие предсказания личных и исторических судеб на основании движения звезд; они занимались астрономическими исчислениями, т. е. были астрономами и астрологами своего времени.

б. Уныние мудрецов (2:4-11)

Дан. 2:4 . Явившись пред царем, мудрецы начали с традиционного приветствия. Разгадывать сны было для них делом обычным, но сны, содержание которых было известно вопрошавшим.

Дан. 2:5-6 . Чаще всего полагают, что царь не мог вспомнить своего сна (как это часто бывает). Если это так, то он, тем не менее, думал, что боги, открывающие тайное и сокровенное его мудрецам, и на этот раз придут им на помощь, если те пустят в ход все свое искусство. Потому и пригрозил царь обречь мудрецов страшной участи, если не исполнят его требования. Но высказывают и такое предположение: Навуходоносор испытывал мудрецов, намеренно не открывая им содержания своего сна.

Может быть, он рассуждал так: если они предсказывают, на основании снов, будущее, то, вероятно, способны и прошлое "восстановить", другими словами, вспомнить, вместо него, сон, который ему снился. В пользу такого рассуждения говорит следующее соображение: если бы царь действительно забыл свой сон, то мудрецам легко было бы обмануть его, "растолковав" ему "сон" собственного сочинения. Это, по-видимому, подтверждается и стихом 9.

Дан. 2:7-9 . Ответ мудрецов убеждает царя, что подлинной способностью проникать тайное придворные "тайноведцы" не обладают. Он понял, что, попав в нелегкое положение, они лишь стремятся выиграть время - в надежде на то, что пока минет время царь и сам забудет, что ему снилось, и тогда им удастся обмануть его.

Дан. 2:10-11 . Осознав безнадежность сложившейся ситуации, мудрецы признались в своем бессилии "проникнуть" в то, что могут открыть царю лишь бесплотные боги. Другими словами, они признались в том, что высшей мудростью действительно не обладают, а, значит, поставили под сомнение истинность всего того, что "открывали" царю прежде.

в. повеление царя (2:12-13)

Дан. 2:12-13 . Это и повергло Навуходоносора в ярость, последствия которой должны были стать губительными не только для тех, которые "предстояли" перед ним, но и для тех, кого среди незадачливых толкователей царского сновидения в тот момент почему-то не было. Повеление царя истребить всех мудрецов Вавилонских касалось и Даниила с его товарищами.

г. Просьба Даниила (2:14-16)

Дан. 2:14-16 . Начальник царских телохранителей Ариох был одним из высших сановников. Даниил обратился к нему, осведомленному о необычайных уме и знаниях еврейского "отрока" (его "обращение" прозвучало в ушах сановника советом и мудростью), с вопросом о происшедшем. А, получив ответ, Даниил не побоялся предстать перед самим царем, не будучи им позван, что само по себе говорит о высоком уважении, каким он пользовался у Навуходоносора. О том же говорят приостановка Ариохом исполнения царского повеления, как и согласие самого Навуходоносора дать Даниилу время (вспомним, что прочим мудрецам царь в "отсрочке" отказал).

2. ТАЙНА СНА ОТКРЫВАЕТСЯ ДАНИИЛУ (2:17-23)

а. Молитва отроков и ответ на это (2:17-19)

Дан. 2:17-19 . Речь в этих стихах, конечно, идет о молитве, с которой четыре отрока обратились к Богу Небесному. (Заметим, что этим титулом Даниил называет Бога четыре раза: в 2:18-19,37 и 44; сравните с 2:28 и 5:23. Неоднократно встречается то же наименование в книгах Ездры и Неемии, и по 1-2 раза - в книгах Бытие, Иона, в Псалтири.) Тогда, читаем в стихе 19, открыта была тайна Даниилу в ночном видении. И прославил (благословил) Даниил Бога Небесного.

б. Вознесение хвалы Богу (2:20-23)

Дан. 2:20-23 . Даниил возносит хвалу Богу, чьи мудрость и сила проявились теперь в откровении относительно сна Навуходоносора; благодаря этому откровению жизнь Даниила и его товарищей да и всех мудрецов была спасена! О мудрости и силе Господа свидетельствует Его контроль над событиями в ходе сменяющих друг друга "времен и лет" и над судьбами народов (низлагает царей и поставляет царей); Навуходоносор оказался на троне вавилонском потому, что Бог предопределил ему стать орудием исполнения Его воли. Обладая высшей мудростью, Бог дает меру мудрости, угодную Ему, мудрецам. И все глубины бытия, непостижимые для людей (для них они во мраке), для Бога тайной не являются (таков смысл фразы и свет обитает с Ним; стих 22).

Даниил славит и величает Бога отцов своих за то, что Он ответил на смиренную молитву четырех отроков и открыл им сон царя. Для него совершенно очевидно, что действием Божией благодати, а не своею мудростью "разгадал" он, Даниил, тайну сновидения.

3. ДАНИИЛ ОБЪЯСНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ СНА ЦАРЮ (2:24-45а)

а. Даниил готов отвечать (2:24-30)

Дан. 2:24-28 . Получив откровение свыше, Даниил поспешил к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, и сообщил о своей готовности "рассказать" сон Навуходоносора. Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю. Произнесенные сановником слова (стих 25) могли быть данью вавилонскому придворному этикету - ведь царь прекрасно знал Даниила. Знал, но все еще как будто сомневался, может ли он, чужеземец (названный им Валтасаром, а на самом деле бывший иудеем по имени Даниил; стих 26), сделать то, что не по силам оказалось мудрецам вавилонским.

В ответе Даниила как бы содержится намек на их признание: открыть тайну сна царю никто из мудрецов действительно не может (стих 27). Но не могут этого и их боги, на которых они ссылаются (2:11). Однако есть на небесах истинный Бог, для которого тайн не существует. Он-то и открывает царю Навуходоносору (Он, а не скромный отрок Даниил!) тайну его сна, который о том, что будет в последние дни (стих 28).

Дан. 2:29-30 . Даниил таким образом подчеркивает пророческий характер сна Навуходоносора (сравните со стихом 45). Он послан был царю свыше как ответ на его думы о том, что будет после него (т. е. о том, долго ли устоит его держава после него); в нем в аллегорической форме предстала Навуходоносору панорама истории языческих народов - от его времени до тех отдаленных дней, когда все языческие страны и народы преклонятся перед Мессией Израиля. Этот протяженный период времени и зовется "временем язычников" (Лук. 21:24).

В удивительном сновидении его Бог, однако, не открыл Навуходоносору истин духовных, но - "факты", или, точнее, вехи политического господства язычников в мире. Даниил обращает внимание царя на то, что откровение "тайны сей" не ему, слуге его, адресовалось потому, чтоб был он, Даниил, мудрее всех живущих, а ему, Навуходоносору, ради его разумения и в ответ на помышления сердца его.

б. Даниил пересказывает царю его сон (2:31-35)

Дан. 2:31-33 . Он описывает большого, устрашающего вида, истукана, который снился Навуходоносору, и, можно предположить, что по ходу этого описания царь "вспомнил" гнетущее чувство собственного ничтожества, которое ощущал во сне, "стоя перед ним". Даниил подробно перечисляет "разнородные части", из которых состоял истукан: голова его была из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - медные, а ноги его частью железные, частью глиняные.

Дан. 2:34-35 . Несмотря на его устрашающий вид и "чрезвычайный блеск" (стих 31), истукан разрушен был "на глазах" Навуходоносора, и прах от него был унесен ветром. Это произошло под действием камня, оторвавшегося от горы без содействия рук человеческих, который разбил железные и глиняные ноги истукана, после чего все его части раздробились и перемешались, превратившись в мусор. Навуходоносор "видел", что и следа от истукана не осталось. А камень, разбивший его, сделался великою горою и наполнил всю землю.

в. Даниил объясняет царю значение его сна (2:36-45а)

Дан. 2:36-38 . Он толкует его как смену языческих монархий, власти которых будут подлежать и земля Палестины и народ Израиля. Золотая голова истукана символизирует Навуходоносора, точнее всю вавилонскую монархию в его лице (сравните со стихом 39 "после тебя восстанет другое царство"). В реальной истории оно (Мидо-Персидская империя) "восстало" после нескольких преемников Навуходоносора на вавилонском троне. Сам он, могучий монарх древнего Востока, олицетворяет свою монархию в целом, так как именно ему, "царю царей" (сравните Иез. 26:7), завоевателю древнего мира по воле Бога Небесного (стих 37), была она обязана своей несравненной силой и славой.

Дан. 2:39 . Две руки истукана, "исходящие" из общей груди, символизировали объединенную Мидо-Персидскую империю, возникновение которой на исторической сцене предстояло (5:28 и 6:8, а также 5:31). Новое государственное образование, не столь блестящее и величественное, как Вавилонская империя (восстанет другое царство, ниже твоего; серебро, как известно, ценится ниже золота), нанесло ей поражение в 539 г. до Р. Х. Итак, две руки представляли два народа, составивших одно царство: мидян и персов. В историческом плане это царство просуществовало более 200 лет (539-330 гг.до Р. Х.), т. е. дольше чем Ново-Вавилонская империя, которая существовала всего 87 лет (626-539 гг.до Р. Х.).

В Нижней своей части истукан был из меди ("чрево его и бедра его - медные"; стих 32). Александр Македонский покорил Мидо-Персидское царство между 334 и 330 годами до Р. Х. В результате победоносных походов Александра границы Греческой империи на востоке достигли северо-западной части Индии, так что по представлениям того времени власть ее простерлась над всею землею.

Дан. 2:40-43 . Железные ноги истукана представляли грядущую Римскую империю. Это она, четвертое царство, одержит победу над Греко-Македонской монархией в 63 г. до Р. Х. В историческом плане Римская империя была сильнее чем три предыдущих "царства" - как железо крепче золота, серебра и меди. Она действительно "дробила и сокрушала" народы и страны, подобно всесокрушающему железу и поглощала их. Но что значит смешение столь разнородных частей, как железо и глина, в ногах и пальцах истукана? Оно символизирует прогрессирующее во времени ослабление (упадок) "железной" империи.

Другими словами, крепким, как железо, и хрупким, как глина, она будет не одновременно, но за периодом необыкновенного могущества последует период разложения, как раз и вызванного невозможностью сплотить воедино части столь несоединимые, как железо и глина. Здесь символична каждая деталь: голени (начало империи) - сплошь железные, но ноги, а затем пальцы - железные лишь частично; да и то, что четвертой империи соответствуют две ноги и пальцы на них, есть символ "разделенности" ее.

Из истории мы знаем, что хотя Рим включал в свой "состав" одну территорию за другой, хотя его влияние на покоренные народы было несомненно, сплотить их воедино он не мог, и чем больше раздвигались границы государства, тем более оказывалось в его пределах "элементов глиняных" ("пальцев"), что содействовало ослаблению центральной власти (в результате, в частности, вечных мятежей и междоусобных войн), нараставшей "хрупкости" Римского колосса. "Смешение чрез семя человеческое железа и глины" (стих 43) и есть выражение мысли о смешении народов в составе Римской империи - всех этих галлов, африканцев, гуннов, испанцев и т. д. и т. п.

Небезынтересно привести и другие точки зрения на аллегорически выраженное у Даниила сочетание силы и слабости Римской цивилизации. Вот они: а) империя была сильной в административном плане, но слабой в моральном смысле; б) присущие ей империалистические и демократические начала, "не соединялись" между собой; в) в правительстве аристократические элементы все более вытеснялись элементами простонародными, т. е. власть все более становилась "властью толпы"; г) нараставшая слабость Римской империи явилась следствием смешения в ней столь же разных, сколь и многочисленных рас и культур.

Дан. 2:44-45а . Даниил переключает затем внимание на сокрушение царств (сравните со стихом 35). Трудность заключается в том, что они не существовали одновременно. Можно предположить, что в символике сна подразумевается сокрушение их, сменявших одно другое, в их как бы преемственности, во дни четвертого царства. Существует и такое представление, что это произойдет "во дни десяти пальцев", которые ("пальцы") приурочиваются именно к одним и тем же дням (толкование на 10 рогов четвертого зверя в 7:24).

Итак, Навуходоносор видел во сне (стих 35), как камень, оторвавшийся от горы, ударил в истукана (стих 34). И тот был разрушен "без содействия человеческих рук". В Писаниях в образ камня часто облекается Иисус Христос, израильский Мессия (примеру, Пс. 117:22; Ис. 8:14; 28:16). Бог Небесный, Который возвел на трон Навуходоносора, а затем, отняв мировое владычество от Вавилона, последовательно передавал его Мидо-Персии, Греции и Риму, однажды вручит политическую власть Царю, Который станет править всей землей, исполнив, таким образом, то, что Бог изначала предопределил для человека (Быт. 1:27-28).

Во сне Навуходоносора камень, уничтоживший царства, "сделался великою горою, наполнившей собой всю землю" (стих 35). В Библии гора - распространенный символ царства. Из толкования Даниила следует таким образом, что четыре великих империи (и вошедший в состав четвертой империи народ Израиля) не людьми будут разрушены, а, по всей видимости, Господом Иисусом Христом, сокрушающим Камнем.

Когда Он придет, то установит на земле мессианское Царство, обещанное Израилю через Давида (2-Цар. 7:16). (Дан. 2:44 явно созвучно по содержащемуся в нем откровению тому, о чем читаем в Откр. 11:15б.) "Статус" Христа как вечного Правителя на земле (окон, стиха 44), по-видимому, "берет начало" в Тысячелетнем царстве Его. И все-таки: как понять следующее из стиха 44а, что вечное Царство будет воздвигнуто Богом в дни четырех царств (или четвертого царства)? Разные соображения высказываются на этот счет.

Включая и то, что в нравственно-духовном плане начало ему было положено Иисусом Христом, первый раз пришедшим на землю в дни римского владычества. Это точка зрения амиллениалистов, которые, в развитие своего взгляда, объявляют вечным царством христианскую Церковь, возникшую вскоре после этого. Вот аргументы, выдвигаемые ими: а) Христианство подобно "растущей горе" - со времени Христа оно непрестанно "возрастает" и расширяет свои географические границы; б) Христос жил в Римской империи; в) Можно говорить о "завершении" Римской империи в "десяти пальцах" - в том смысле, что она распалась на 10 царств; г) Христос есть краеугольный Камень (Еф. 2:20).

Премиллениалисты относят, однако, смысловой акцент этого процесса к будущему. Приведем их аргументы: 1) Во сне Навуходоносора камень сделался горою внезапно, а не постепенно. Христианство же не немедленно "наполнило" собою землю (2:35) в дни, когда Христос приходил в первый раз. 2) Он не разрушил тогда Римской империи. 3) В дни Христа Римская империя не распалась еще на 10 царств. 4) Хотя в настоящее время Иисус Христос есть краеугольный Камень по отношению к Церкви (Еф. 2:20) и "камень, о который претыкаются неверующие" (1-Пет. 2:8), камнем сокрушающим Он не сделается, пока не придет вновь. 5) Камень (Мессия), разрушив "царства мира сего", положит им конец, но этого нельзя сказать о Церкви ни теперь ни в будущем. 6) Церковь не является политическим образованием, а Тысячелетнее царство будет им.

4. И "ВОЗВЫСИЛ ЦАРЬ ДАНИИЛА" (2:45б-49)

Дан. 2:45б . Даниил подчеркивает, что не он, а Великий Бог открыл (посредством сна) царю, что будет происходить на земле после него. И потому верен этот сои, и точно истолкование его, внушенное ему, Даниилу, свыше.

Дан. 2:46-47 . Потрясенный Навуходоносор простерся ниц перед Даниилом и почтил его так, как почитали он и его подданные лишь своих богов. По мнению блаженного Иеронима и римского историка Иосифа Флавия, вавилонский царь поклонился в лице Даниила его Богу, Которого он признал высшим из богов.

Дан. 2:48-49 . Наградив Даниила многочисленными подарками, царь поставил его на высокую административную должность. Вавилон был поделен на множество провинций, и во главе каждой стоял сатрап (3:2). Вероятно, сатрапом над центральной, Вавилонскою, провинцией (областью) и был назначен Даниил, который, однако, просил цара поставить для управления делами этой "области" (под его, Даниила, руководством, очевидно) его друзей - Седраха, Мисаха и Авденаго. Таким образом Даниил мог большую часть своего времени отвести для иных занятий.

Судя по окончанию стиха 49, он сделался советником царя, оставшись при его дворе. Что касается его назначения начальником над всеми мудрецами Вавилонскими, то можно предположить, что речь тут идет лишь о почетном титуле Даниила, а не о какой-то его реальной власти над "мудрецами" (кастой халдеев). Из дальнейшей истории мы, по крайней мере, видим, что Даниил как бы стоит в стороне от представителей этой касты, не допускавшей в свою среду чужеземцев. Скорее всего, он принадлежал к ней лишь номинально.

Примечательно то, что Бог чудесным образом возвысил Даниила до такой высокой позиции при царском дворе, чтобы он смог стать посредником между Навуходоносором и иудейскими ссыльными, которым вскорости предстояло прибыть в Вавилон (в 597 и в 586 годах до Р. Х.).

Сон Навуходоносора

1 На втором году правления Навуходоносора # 2:1 603 г. до н. э. , ему приснились сны; он встревожился духом и не мог заснуть. 2 Тогда царь призвал всех чародеев, волшебников, колдунов и мудрецов-халдеев # 2:2 Или: «халдеев»; или: «звездочетов»; евр.: «касдим». Также в ст. 4, 5, 10. , чтобы они рассказали, что ему приснилось. Когда они пришли и встали перед царем, 3 он сказал им:

– Мне снился сон, и мой дух тревожится, желая понять, что это был за сон.

4 Тогда мудрецы-халдеи # 2:4 Или: «халдеи». Или: «звездочеты»; евр.: «касдим». ответили царю по-арамейски # 2:4 Отсюда и до конца 7 главы оригинальный текст написан по-арамейски. :

– О царь, живи вечно! Расскажи твоим слугам этот сон, и мы истолкуем его.

5 Царь ответил мудрецам-халдеям # 2:5 Или: «халдеям»; или: «звездочетам»; арам.: «касдаей». Также в ст. 10. :

– Вот что я решил: если вы сами не расскажете мне содержание сна и его истолкование, то вас разрубят на куски, а ваши дома превратятся в груды развалин. 6 Но если вы расскажете мне этот сон и истолкуете его, то получите от меня подарки, награды и великие почести. Итак, расскажите мне этот сон и истолкуйте его.

7 Они ответили еще раз:

– Пусть царь расскажет своим слугам сон, а мы истолкуем его.

8 Тогда царь сказал:

– Я точно знаю, вы стараетесь выиграть время, потому что видите, что я решил так: 9 если не расскажете мне сон, то вас ждет одно наказание. Вы сговорились плести мне ложь и обман в надежде, что дело изменится. Итак, расскажите мне сон, и я узнаю, что вы можете мне его истолковать.

10 Мудрецы-халдеи ответили царю:

– На земле нет человека, который мог бы сделать то, чего просит царь! Никакой царь, как бы он ни был велик и могуществен, никогда не просил такого ни у одного чародея, волшебника или мудреца-халдея. 11 То, о чем просит царь, слишком трудно. Никто не может открыть этого царю, кроме богов, а они среди людей не живут.

14 Когда Ариох, начальник царских стражей, вышел предать смерти Вавилонских мудрецов, Даниил заговорил с ним с мудростью и рассудительностью. 15 Он спросил царского сановника:

– Почему царь издал такой суровый указ?

И Ариох рассказал обо всем Даниилу. 16 Тогда Даниил пошел к царю и попросил дать ему время, чтобы истолковать этот сон.

17 Даниил вернулся домой и рассказал об этом своим друзьям: Ханании, Мисаилу и Азарии. 18 Он сказал им просить у Бога небес # 2:18 Бога небес – это имя Бога используется для того, чтобы охарактеризовать Его как единственного настоящего Бога, правящего всем. Эта характеристика сравнивает Его с местными божествами, которые, даже по представлениям их приверженцев, имели власть над ограниченной территорией. милости, чтобы Он открыл им эту тайну, и они не были казнены вместе с остальными вавилонскими мудрецами. 19 Ночью эта тайна была открыта Даниилу в видении. Даниил восславил Бога небес 20 такими словами:

– Слава имени Божьему вовеки;

у Него мудрость и сила.

21 Он сменяет времена и эпохи;

Он возводит царей и низлагает.

Он дает мудрость мудрым

и знание разумным.

22 Он открывает глубокое и сокровенное;

Он знает, что таится во тьме,

и свет обитает с Ним.

23 Благодарю и славлю Тебя, Бог моих отцов;

Ты дал мне мудрость и силу.

Ты открыл мне то, о чем мы Тебя молили,

Ты открыл нам царский сон!

Даниил толкует сон

24 Даниил пошел к Ариоху, которому царь велел казнить вавилонских мудрецов, и сказал ему:

– Не казни вавилонских мудрецов. Отведи меня к царю, и я истолкую ему его сон.

25 Ариох тотчас же отвел Даниила к царю и сказал:

– Я нашел среди пленников из Иудеи человека, который может рассказать царю, что означает его сон.

26 Царь спросил Даниила (называемого также Белтешаццаром):

– Ты можешь рассказать мне о том, что я видел во сне, и истолковать это?

27 Даниил ответил:

– Ни один мудрец, волшебник, чародей или колдун не мог открыть царю тайны, о которой он спрашивал, 28 но на небе есть Бог, открывающий тайны. Он показал царю Навуходоносору то, что должно произойти в последние дни. Вот сон и видения, которые ты видел, лежа в постели:

29 Когда ты лежал в постели, о царь, твой разум обратился к будущему, и Открывающий тайны показал тебе то, что должно произойти. 30 А мне эта тайна была открыта не потому, что у меня больше мудрости, чем у прочих людей, но для того, чтобы ты, о царь, мог узнать истолкование и понять то, что прошло через твой ум.

31 Ты посмотрел, о царь, и вот, перед тобой стояла большая статуя – огромная, сияющая ослепительным блеском, ужасная на вид статуя. 32 Голова статуи была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра из бронзы, 33 ноги из железа, а ступни частью из железа, частью из обожженной глины. 34 Пока ты смотрел, откололся камень, без помощи человеческих рук. Он ударил статую по ступням из железа и обожженной глины и раздробил их. 35 И в тот же миг железо, обожженная глина, бронза серебро и золото разбились на куски и стали, как мякина на току летом. Ветер унес их, не оставив и следа. Но камень, который ударил в статую, превратился в огромную гору и заполнил всю землю.

36 Таков был сон, а теперь истолкуем его царю. 37 Ты, о царь, есть царь царей. Бог небес дал тебе владычество и силу, могущество и славу; 38 Он отдал в твои руки человеческий род, полевых зверей и небесных птиц. Где бы они ни жили, Он сделал тебя владыкой над всеми ними. Ты и есть та золотая голова.

39 После тебя поднимется другое царство, уступающее твоему. После него – третье царство, бронзовое, которое будет править всей землей. 40 Наконец, явится четвертое царство, крепкое, как железо – ведь железо все разбивает и все крушит – и как всесокрушающее железо, оно раздробит и сокрушит все остальные. 41 И как ты видел то, что ступни и пальцы ступней были частью из обожженной глины и частью из железа, так и царство это будет разделенным; но будет в нем и от крепости железа, ведь ты видел, что железо смешано с обожженной глиной. 42 Так как пальцы ступней были частью из железа и частью из глины, то и царство это будет частью крепким, частью хрупким. 43 И так как ты видел железо смешанным с обожженной глиной, так и его народ будет смешанным, но не пребудет в единстве, как невозможно смешать железо и глину.

44 В дни тех царей Бог небес установит царство, которое никогда не погибнет и не перейдет к другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, но само пребудет вовеки. 45 Таково значение видения о камне, отколовшемся от горы, без помощи человеческих рук – камне, разбившем железо, бронзу, обожженную глину, серебро и золото на куски.

Великий Бог показал царю то, что произойдет в будущем. Истинен сон и верно истолкование.

46 Тогда царь Навуходоносор пал ниц перед Даниилом и повелел почтить его приношениями и возжиганием благовоний. 47 Царь сказал Даниилу:

– Несомненно, ваш Бог есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, раз ты смог открыть эту тайну.

48 Затем царь возвысил Даниила и дал ему множество ценных подарков. Он сделал его правителем всей провинции Вавилон и главой всех ее мудрецов. 49 Даниил попросил царя, и царь поставил Шадраха, Мешаха и Аведнего над делами провинции Вавилон, тогда как сам Даниил остался при царском дворе.

1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.

2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.

3 И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

4 И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.

5 Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.

6 Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.

7 Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.

8 Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня.

9 Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.

10 Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея.

11 Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.

12 Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

13 Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.

14 Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;

15 и спросил Ариоха, сильного при царе: "почему такое грозное повеление от царя?" Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.

16 И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна .

17 Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,

18 чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.

19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.

20 И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;

21 он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным;

22 он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.

23 Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

24 После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна .

25 Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна .

26 Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?

27 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.

28 Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:

29 ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

30 А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,

33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,

38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!

39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

40 А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

41 А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.

42 И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

43 А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.

44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,

45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

46 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.

47 И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

48 Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.

49 Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя.

[серб. Данило Други] (ок. 1274 - 19.12.1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей), архиеп. Печский (1324-1337). Основные сведения о жизни Д. содержатся в написанных им «Житиях королей и архиепископов сербских» и в Житии Д., составленном его учеником. Год рождения Д. вычисляют, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни. Д. происходил из знатной семьи, один выжил из братьев и сестер. Был «рожден и воспитан в серб. земле, с детства рос в Православии». Несмотря на неодобрение родителей, любил читать книги. В юном возрасте пришел ко двору кор. св. Милутина (Стефана Уроша II), до самой смерти к-рого оставался его верным помощником. После беседы с неким старцем в мон-ре Сопочани, куда он приехал, сопровождая короля, решил стать монахом. Ок. 1300 г. в мон-ре Кончул принял постриг с именем Даниил (мирское имя неизвестно). По приглашению архиеп. Евстафия II , посоветовавшись с королем, перешел в мон-рь Печ (см. ст. Печская Патриархия), где был рукоположен во иерея.

В 1306/07 г. Д. на Соборе, созванном в Сербии, а не на соборе хиландарского братства был избран игуменом афонского мон-ря Хиландар , возможно не без поддержки его кандидатуры кор. св. Милутином и архиеп. Евстафием. Управлял мон-рем в 1307-1309 гг., когда Св. Гора подвергалась нападениям каталанских отрядов, организовал успешную оборону обители. Ок. 1308 или 1310 г., вероятно, временно находился в Сербии, хотя есть мнение, что он не покидал Афон до 1311 г. Последний раз Д. упоминается как игумен афонского мон-ря 26 мая 1310 г., с авг. 1312 г. упоминается новый игумен Никодим (впосл. архиепископ Сербский). Избрание нового настоятеля можно объяснить опасением насельников, что Д., в очередной раз покидая Афон, не вернется в обитель.

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист , прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314).

Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского , Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан) принял сторону последнего и позже короновал его.

Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

Д. был 2-м ктитором мон-ря Дечаны , обновил притвор в мон-ре Жича. В Елашнице построил ц. св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил ц. св. Саввы. Похоронен в Пече, в сев.-зап. углу ц. Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге.

Житие Д., написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Д. сборника. Единственное указание на возможное почитание Д. относится к 1643 г., когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца) , печский архим. Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей Д. (Димитриjевић М . Документа, кojи се тичу односа између српске цркве и Pycиje у XVII в. // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 280). До кон. XX в. неизвестны церкви с посвящением Д. Служба Д., принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу) , была опубликована в белградском изд-ве Сербляка (1860) под 20 дек.

Д. написал древнейшую часть сб. «Жития королей и архиепископов сербских» (позднее было дополнено др. авторами), к-рую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), кор. Елены, архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви сер. XIII - 1-й четв. XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию кор. св. Стефана Первовенчанного (Кашанин . 1975. С. 223).

В агиографическом творчестве Д. сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или Главы Церкви, как в случае с архиеп. Сербским Даниилом I . В Житиях (напр., кор. св. Елены и кор. св. Милутина) нет традиц. последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является кор. Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к св. династии, и талантливый полководец.

По сравнению с творчеством более ранних серб. агиографов Жития, написанные Д., отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (напр., Житие кор. св. Елены) с использованием элементов др. жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения (Богдановић . 1980. С. 177). Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона (Там же. С. 177-178; Радуновић . 1993-1994). Житие кор. Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей правосл. обителям и храмам, представляет редкий для средневек. правосл. слав. литератур образец жен. жития.

Сб. «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти серб. святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных Д.), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в. (см.: Турилов А . А . Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия» // Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 51-52).

Д. также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») кор. Милутина мон-рю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) нач. XV в. (Мошин . 1976; Богдановић . 1980. С. 176-177). Позднее этот текст был положен Д. в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник.

Гимнографические сочинения Д. представлены службами его предшественникам - серб. святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болг. Минея (№ 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным Д. Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в. (Даничић Ђ . Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. Књ. 1. С. 317; Cmojaнoвuћ Љ . Каталог Нар. б-ке у Београду: Рукописи и старе штампане књиге. Београд, 1903. Књ. 4. С. 62-63. № 209). В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 13. л. 293-294) имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции (Турилов А . А . К истории 2-й (македонской) рукоп. коллекции А. Ф. Гильфердинга // Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 142. Примеч. 38).

Службы, написанные Д., сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Так, служба архиеп. св. Арсению содержалась в т. н. Оливеровой Минее 1342 г. на сент.-дек. (старое собрание НБС в Белграде, № 62), пропавшей во время первой мировой войны; служба архиеп. св. Евстафию входит в пергаменную Минею на янв. (РНБ. F. n. I. 69) сер.- 3-й четв. XIV в. Не позднее XV в. служба св. Арсению Сербскому получила известность на Руси (Naumow A . Wiara i historia: Z dzejow literatury cerkiewnoslowianskiej na zemiach polsko-litewskich. Krakòw, 1996. S. 55; Турилов A . A . Южнослав. памятники в лит-ре и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 258, 279. Примеч. 105). Службы Сербским архиепископам, написанные Д. согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца . Текст службы архиеп. св. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный архиеп. св. Евстафию, и с художественной т. зр. представляет больший интерес.

Иконография

2 прижизненных изображения Д. сохранились в стенописях ц. Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Д. и свт. Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Д. (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, прор. Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского мон-ря Д. изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях мон-ря Ораховица и в притворе («припрате») ц. Спаса (XIX в.) в Кучевиште (Paдojичић Ђ . Сп . Светитељски ликове Милоша Обилића // Пут: Часопис за хришћанску културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23). Начиная с ктиторской композиции, Д. изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.

Соч.: Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1866. Лондон, 1972р; То же / Пер. Л. Мирковић, вступ. ст. Н. Радоjчић. Београд, 1935; То же / Ред. Г. МкДаниjел. Београд, 1988; Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 7-47 [служба архиеп. Арсению]; С. 50-75 [служба архиеп. Евстафию]; Die Konigsbiographien / Hrsg. S. Hafner. Graz, 1976.

Лит.: Bacuћ М . М . Архиеп. Данило II - монах и уметник // ПКJИФ. 1926. Књ. 6. Св. 2. С. 231-264; Радоjчић Н . О архиеп. Данилу и његовим настављачима. Београд, 1935; Пурковић М . Ка хронологиjи живота архиеп. Данила II // ГлСПЦ. 1952. Год. 33. Бр. 10. С. 237-238; Radoj č i ć S . Archbishop Danilo II and the Serbian Architecture Dating from the Early 14th Cent. // Serbian Orthodox Church: Its Past and Present. Belgrade, 1966. Vol. 2. P. 11-19; Трифуновић Ђ . Стара српска црквена поезиjа // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 11, 22, 25, 27, 29-30, 35-36, 49-51, 65; он же . Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 292-296; он же . Проза архиеп. Данила II. Београд, 1976; он же . Стара српска књижевност: Основе. Београд, 19952; Пempoвuћ Д . Живот кральа Милутина од архиеп. Данила II // Зб. филозофског факултета у Приштине. Приштина, 1972. Књ. 9. С. 469-489; Калезић Д . Архиеп. Данило и његови настављачи // Богословље. Н. с. Београд, 1972. Бр. 16(31). С. 1-28; Рaдojчuћ Н . Животописачки рад архиеп. Данила II // Стара књижевност. Београд, 1975. С. 383-401; Кашанин М . Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975. С. 210-233; Мошин В . Житиjе краља Милутина према архиеп. Данилу II и Милутиновоj повељи-аутобиографиjи // Зб. историjе књижевности. Београд, 1976. Књ. 10. С. 109-136; Hafner S . Danilo II. und sein Schüler: Die Königsbiographien. Graz, 1976; Богдановић Д . Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980. С. 175-179, 181; Живоjиновић М . Житиjе архиеп. Данила II као извор за ратовања Каталанске компаниjе // ЗРВИ. 1980. Књ. 19. С. 251-273; MкДаниjел Г . Л. Данилов зборник као Данилов «Festschrift» // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. Књ. 14/1. С. 177-182; Милеуснић С. Свети срби. Крагуjевац, 1989. С. 94-99; Архиеп. Данило II и његова доба: Међунар. науч. скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Београд, 1991; Thomson F . J . Archbishop Daniel of Serbia: Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the «Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae» and the Cults of Medieval Serbian Saints // AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-104; Радyновuћ В . Исихазам у књижевном делу Данила Печког // Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. Vol. 17/18. P. 183-190; Podskalsky G . Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000; Panteli ć B . The Architecture of Dečani and the Role of Archbishop Danilo II. Wiesbaden, 2002; Благоjевић М . Немањићи и Лазаревићи и српска средњовековна државност. Београд, 2004.

2:1 Во второй год царствования Навуходоносора. Это место не противоречит тому, что говорится в 1,5.18-20 о трех годах учения Даниила и его друзей, если помнить, что первый год был "годом воцарения" Навуходоносора. Таким образом, его "второй год царствования" соответствовал третьему году обучения Даниила и его друзей (см. ком. к 1,1).

и возмутился дух его, и сон удалился от него. В древности на Ближнем Востоке верили, что боги обращаются к человеку во сне. Волнение Навуходоносора понятно, поскольку сон касается будущего его царства, и, кроме того, считалось, что человек, который не может вспомнить собственный сон, тем самым оскорбляет богов.

2:2 тайноведцев. См. ком. к 1,20.

и чародеев, и Халдеев. О чародеях часто говорится в Ветхом Завете (см., напр., Исх. 22,18; Втор. 18,10; Ис. 47,9.12; Иер. 27,9). Слово "халдеи" употреблено здесь в качестве этнонима, как и в 3,8; 5,30; 9,1.

2:4 по-Арамейски. Отсюда и до конца седьмой главы следует текст преимущественно на арамейском языке (также, как и в Езд. 4,8 - 6,18). Причины одновременного употребления и древнееврейского, и арамейского языков не ясны, но, возможно, арамейский был избран для текстов, адресованных не только иудеям.

2:5 если вы не скажете мне сновидения и значения его. Сначала Навуходоносор испытывает могущество тайного знания своих мудрецов. Если они не в силах рассказать сон, то нельзя доверяться и их толкованию (ср. ст. 9).

2:11 никто другой не может открыть его царю, кроме богов. Мудрецы признают, что не могут исполнить повеление царя, посильное одним лишь богам, которые, однако, не открывают подобного простым смертным (см. Исх. 8,18.19).

2:18 просили милости у Бога небесного об этой тайне. Даниил знает, что земная мудрость здесь бессильна и ответ царю может быть дан только через Божественное откровение.

2:21 низлагает царей и поставляет царей. Даниил имеет в виду смысл открытого ему сна.

2:22 он открывает глубокое и сокровенное. См. ком. к 2,11; Иов 28,20-24.

2:24 я открою значение сна. Даниил говорит только о значении сна, подразумевая, что содержание его также ему известно.

2:28 есть на небесах Бог, открывающий тайны. Как и Иосиф в Египте (Быт. 40,8; 41,16), Даниил объясняет свое знание Божественным откровением, которое превыше всей мудрости звездочетов, бывших у язычников толкователями тайн и прорицателями будущего.

в последние дни. Букв.: "после части дней". Значение этого выражения варьируется от понятия "конца времен" - эсхатологии (Иез. 38,16) - до просто будущего времени (Быт. 49,1; Втор. 4,30; 31,29).

2:32-33 Ценность и отчасти прочность материалов уменьшается от головы к ногам истукана.

2:34 без содействия рук. Т.е. под действием сверхъестественной силы.

ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его. Частью железные, частью глиняные ноги истукана являются образом разнородного четвертого царства, отличного от предшествующего ("железного").

2:37-40 Ты царь... другое царство... третье царство... четвертое царство. Исследователи полагают, что эти четыре царства суть царства Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Кульминация сна относится к последнему из них (см. Введение: Трудности истолкования).

2:43 они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим. Четвертое царство будет смешанным, и усилия объединить разнородные его части окажутся безуспешными. Смешанная природа четвертого царства может быть истолкована по-разному. Исследователи предполагают, что железу уподоблен имперский дух римской государственности, в то время как глина - символ римских провинций с их разнородными национальными, политическими и культурными традициями.

2:44 во дни тех царств. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на преемственность четырех царств, т.е. не следует думать, что все они были разрушены одновременно.

2:46 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу. Примечательно, что Навуходоносор и Даниил как бы меняются местами. В жесте царя - предчувствие грядущего Царства Божиего, пророк же, с помощью Господа, оказался вознесенным на вершину земной славы и почета.

2:47 Бог ваш есть Бог богов. Эти слова не означают, что Навуходоносор принял Бога иудеев как единственного истинного Бога, но очевидно, что царь считает Его могущественнее вавилонских богов.

Владыка царей. Сквозной темой 1-6 является положение, высказанное в данном случае Навуходоносором, что Богу Израиля подвластны все земные цари и царств (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:48 поставил его над всею областью Вавилонскою. Вавилонское царство делилось на отдельные области, и Даниил был назначен наместником (см. 3,2) той из них, где размещалась столица царства. Управлять чужими землями доводилось также Иосифу (Быт. 41,37-44) и Мардохею (Есф. 8,1.2).