Хобби

Как рисовать человеческое тело в полный рост. Урок рисования фигуры человека


Прежде чем начинать работу над персонажем, прежде чем прорисовывать детали, необходимо выбрать позу человека.
И при этом сохранить пропорции. Так слишком короткие руки или большая голова могут испортить любой шедевр.
Поэкспериментируйте с изображением схематических человечков в различных позах.
Убедитесь, что фигура поместится на листе и что выбранная вами поза естественна. В крайнем случае, попробуйте воссоздать её – тогда все станет понятно.
Не забывайте о законе всемирного тяготения – его еще никто не отменял, а также о центре тяжести человека – он расположен внизу живота.
Если вы желаете придать персонажу динамику и изобразить его в движении, то в этом случае поза его вовсе не должна быть уравновешенной.
Тело – это гибкая и подвижная система. Не забывайте о подвижности тазобедренных суставов и плечевого пояса.

Как рисовать людей в разных позах?
Эскизы поз человека:








Как правильно рисовать позы?

Создание скелета (базовых линий) – это, как ни странно, самая важная часть работы!
Рисуем овал головы. На данном этапе не обязательно изображать ее идеально ровной.
Куда важнее точно нарисовать позвоночник. Так как именно он определяет позу модели.
Так же важны углы плеч и таза. Так вы сможете понять, как в этой позиции распределен вес тела.
Затем можно добавить простые обозначения ног и рук. И пусть вы хорошо знакомы с основными принцыпами пропорции в анатомии человека, но на данном этапе важны именно углы.
Каков угол плеч? Под каким углом сгибается локоть, деля руку на две части? На это нужно обращать внимание глядя на натурщика или оригинальное изображение.
Так менее чем за минуту основная работа сделана.

Такой подход ускоряет процесс рисования.
И даже если вы будете рисовать по памяти воображаемую фигуру вы все равно можете пользоваться тем же методом.

Теперь рассмотрим порядок работы на конкретном примере:

Рисуем девушку в полный рост карандашом поэтапно

Прорисовываем только базовые линии и основные точки.
Правая нога является опорной. Обратите внимание опора осуществляется не на всю стопу, а только на носочек. Что придает ощущение динамики.
Линия позвоночника и как продолжение опорная нога рисуют мягкий, естественный изгиб тела.
При этом голова расположена относительно этой линии под некоторым углом.
Плечо немного приподнято (оно не расслаблено).
Положение рук и поднятой ноги также придают ощущение движения.

Придаем телу объем с помощью простых геометрических фигур.
Затем плавными линиями необходимо соединить все детали в единый контур.
Вот теперь можно приступать к прорисовке деталей и проработке индивидуальных особенностей персонажа .



Любая серьезная работа требует максимально полной отдачи и организованности, что особенно касается рисования столь сложного объекта, как фигура человека.

Самодисциплина имеет существенное значение в ходе рисования с натуры фигуры человека. Во время работы над рисунком модели ничто не должно отвлекать ваше внимание: ни музыка, ни разговоры. Беседуете только вы и модель. Всевозможные отговорки вроде: "Нет вдохновения, настроения," - не должны иметь места при работе над рисунком.

П.П.Чистяков писал: "Искусство ревниво, оно требует полной отдачи и не терпит полумер." Вот на это особенно хотелось обратить внимание студентов перед началом рисования фигуры человека.

Полное и свободное овладение рисунком возможно лишь после приобретения необходимых знаний и навыков путем постепенного изучения натры, выполнения целого ряда упражнений по рисованию геометрических тел, розеток, капителей, натюрмортов, головы человека и т.д.

Итак, перед вами постановка обнаженной фигуры в простой естественной позе, с упором на одну ногу. Фигура освещена искусственным светом в обычном положении, т.е. сверху и несколько спереди, так, чтобы формы модели были отчетливо видны и ясно читались. Фигура стоит на фоне серой стены на расстоянии 3-4м. от неё. Фигуру человека, если это для вас впервые, выгодно начинать рисовать спереди, так, чтобы линия горизонта проходила по ее середине. Это нужно для того, чтобы не усложнять изучение и рисование модели. Обратите внимание, на каком уровне поставлена модель. Если модель стоит на подиуме, вам стоит работать стоя, если на полу, - то сидя. При неправильном выборе уровня есть вероятность искажения пропорциональных и перспективных явлений в ракурсе. Поэтому линия горизонта должна быть приближена к центру фигуры. Расстояние от вас до натуры должно составлять не менее 4-5 м. На таком расстоянии ваш взгляд свободно охватывает всю фигуру целиком без грубых перспективных искажений. На первых порах начинать рисовать фигуру следует простым графитным карандашом. От мягкого материала следует воздержаться, им можно пользоваться впоследствии, по мере приобретения необходимых знаний и навыков.

Перед началом работы над рисунком модели фигуры непременно следует изучить ее со всех сторон, чтобы получить наиболее полные сведения о рисуемом объекте: о строении формы, положении, движении, объеме формы и ее характере. Такое ознакомление с фигурой перед рисованием и во время рисования является непременным условием. До начала основного рисунка данной модели необходимо сделать ряд краткосрочных рисунков подготовительного характера, небольшого размера, перемещаясь с одного вида на другой (спереди, сбоку, со спины). Начинать рисунок фигуры с трехчетвертного положения без предварительного освоения простых трехмерных видов (спереди, сбоку, со спины) не следует, так к как этим можно осложнить задачу по рисованию и изучению фигуры. Краткосрочные рисунки можно выполнить на одном листе размером 0,5 листа ватмана.

Предварительно нужно закрепить бумагу и определить на ней места расположения будущих краткосрочных рисунков.


/ На плоскостном изображении показаны статические и динамические закономерности фигуры человека в положении контрапоста (опора на одну ногу) /

Начинать рисунок следует с отметки линии центра тяжести, которая, как правило, начинается от яремной впадины (ямки) или от седьмого шейного позвонка, в зависимости от положения рисующего по отношению к фигуре. При рисовании фигуры спереди линию проводят от яремной ямки, при рисовании со спины - от седьмого шейного позвонка, а при исовании сбоку - либо от яремной ямки, либо от седьмого шейного позвонка, а точнее, от их середины. После этого намечаются верхушка темени, основание стопы и уровень лобкового сочленения, а также уровень и направление плеча и таза, коленных суставов, высота и ширина таза, размер головы. Определив их, переходите к уточнению уже намеченных пропорциональных членений всей фигуры. Уточнив их размеры, приступайте к построению фигуры модели.


При построении модели очень важно помнить о взаимодействии двух частей туловища: грудной клетки с плечевым поясом и таза. Их взаимное положение при опоре на одну ногу имеет свои закономерности. . Из-за расслабленной ноги, таз, теряя опорную функцию с одной стороны принимает наклонное положение, удерживаясь опорной ногой с другой стороны. Таким образом, он не только принимает наклонное положение, но и, что очень важно, перемещается в сторону опорной точки. По этой причине связующее звено туловища, а именно верхняя его часть - грудная клетка с плечевым поясом, подчиняясь положению таза, принимает прямо противоположный наклон. Следовательно, плечо и таз со стороны опорной ноги как бы устремляются друг к другу, сокращая расстояние. И наоборот, со стороны расслабленной ноги они дистанцируются друг от друга, увеличивая расстояние. При этом, что очень важно, грудная клетка с плечевым поясом не только наклоняется, но и перемещается так же, как и таз, в сторону опорной ноги, сохраняя массу тела в равновесии.



/ Плоскостное контурное изображение фигуры человека в контрапосте:
а - с опорой на одну ногу (без дополнительной опоры);
б - с опорой на одну ногу (с дополнительной опорой - плечом);
в - обычное положение фигуры (с опорой на две ноги - статика)
/

Все это можно хорошо прочувствовать на самом себе, проделывая подобные движения, медленно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, внимательно наблюдая за процессом работы конструкции тела. Следует обратить внимание на положение ступни и ее следка. Перемещение тела носит синхронный характер, при попытке рассмотреть все по отдельности, вы, вероятнее всего, не поймете механику работы тела. Но это можно проследить непосредственно у натуры, попросив натурщика поменять опору и медленно перемещаться с ноги на ногу. Таким образом, следок опорной ноги должен находиться на линии центра тяжести. На рисунке ниже показаны опорные зоны ступни при опоре на одну ногу.



/ а - следки опорной ноги и зоны устойчивости (план);
б - положение опорной ноги относительно корпуса туловища (план)
/

Даже если следок попадает на линию центра тяжести, этого недостаточно для проверки правильного положения корпуса туловища. Для этого следует пустить от яремной ямки линию отвеса (линию центра тяжести), которая при правильном положении туловища должна проходить в стороне от пупка, чуть ближе к опорной ноге, несколько в стороне от центра лобка, ближе к краю тазобедренного сустава расслабленной ноги, через внутреннюю лодыжку, икроножную мышцу, к середине стопы опорной ноги.

Одной из главных задач на стадии построения фигуры в рисунке является постановка фигуры на плоскости так, чтобы это не вызывало ощущения неустойчивости, падения в какую-либо сторону. Вот почему для контроля опускается линия отвеса. При этом не забывайте проверить сделанное на расстоянии (от рисунка), чтобы еще раз убедиться в правильности постановки фигуры на плоскости.

Кроме линии отвеса, проверяющей устойчивость постановки модели на плоскости (подиуме, полу), существует так называемая средняя линия, которую лучше назвать главной линией изгиба тела. Главной линией изгиба тела легко проверить пластику движений и положения фигуры, их соответствие основному движению в постановках. Эта линия идет от яремной впадины, вдоль оси грудины, средней линии живота к лобку и по всей внутренней стороне ноги или, по всей фигуре общей синусоидальной линией: от макушки головы вдоль оси шеи, через яремную впадину по оси грудины, животу, плавно переходящей к бедру опорной ноги, до основания стопы. Такая кривая может идти от яремной впадины или оси седьмого шейного позвонка и далее, как сказано выше. Суть в том, что такая кривая определяет данное фигуре движение при опоре на одну ногу, облегчая тем самым восприятие пластики движений всей фигуры при постановке в рисунке. При этом главная линия изгиба тела проходит всегда по опорной ноге, как несущей основную функцию опоры.

Точно так же нужно рассматривать главную линию изгиба тела при рисовании со спины или около. В рисовании фигуры человека сбоку главная линия изгиба (S-образная кривая) пойдет от основания черепа, точнее, от области кости атланта, седьмого шейного позвонка, через пятую и шестую ости позвоночника, вниз к лобку, от лобка - через середину коленного сустава опорной ноги, к пятке стопы.


/ Схема положения фигуры в контрапосте. Главная линия - S-образная кривая, идущая от опорной ноги до головы /

Как видите, синусоидальная кривая наблюдается практически со всех сторон, что придает человеческой фигуре естественное положение, динамику и пласику. Что касается следков стопы расслабленной ноги, то их положение во многом зависит от двух моментов правильного положения тазобедренного сустава (начала ноги) и ог того, как определены следки ног на лоскоскости подиума или пола по отношению друг к другу и к массе тела. Неправильное определение следков приводит к отсутствию устойчивости фигуры человека в рисунке, а расслабленная нога будет казаться короче опорной. Во избежание таких ошибок необходимо правильно определиться уже в начальной стадии построения фигуры с учетом перспективных сокращений.

Чтобы избежать перспективных искажений в рисунке фигуры человека, важно правильно выбрать место рисования, т.е. расстояние от рисующего до модели. Это расстояние должно составлять не менее 4-5м.. При минимальном расстоянии (менее указанного) изображение фигуры неминуемо будет искажаться. Чем меньше расстояние, тем больше вероятность искажения фигуры в рисунке и наоборот, чем больше расстояние, тем меньше фигура подвержена искажению. Если позволяет аудиторное пространство (класс рисунка), следует неукоснительно соблюдать рекомендуемую дистанцию. При отсутствии по какой-либо причине такой возможности есть один выход из положения - соблюдать многоуровневую точку зрения (линию горизонта).



/ Схема ситуации: перспективное изменение, линия горизонта, точка зрения и расстояние /

Для большей устойчивости фигуры стопы ног следует рисовать с низкого горизонта, так как именно с такого уровня нарисованные стопы ног придают наиболее устойчивое положение всей фигуре и, в частности, стопам ног относительно плоскости, на которую они опираются. При рисовании фигуры человека с близкого расстояния при среднем уровне линии горизонта стопы ног создают впечатление скольжения по наклонной плоскости, вызывая тем самым ощущение неустойчивости всей фигуры в целом. Для наименьшего перспективного искажения фигуры в рисунке нужно разделить линию горизонта на три уровня. Верхний уровень I - шея, средний II - лобковый и нижний III - середина голени. Так же возможно деление на два уровня: верхний - область солнечного сплетения, нижний - коленный сустав.



/ Последовательность построения рисунка обнаженной фигуры человека. Главная задача - придать ей устойчивое равновесие /

При рисовании фигуры с двумя точками опоры, например с опорой на одну ногу и с дополнительной опорой (предплечьем, кистью, корпусом или плечом в стенку), опущенная от яремной впадины линия отвеса должна проходить примерно между двумя точками опоры, т.е. между опорной ногой и дополнительной опорой (корпусом, предплечьем и т.п.). Для определения дополнительной точки опоры на плоскости (подиуме, полу) необходимо опустить линию перпендикуляра от дополнительной опоры. После чего опускается линия отвеса для уточнения правильного положения тела с дополнительной точкой опоры. Одновременно проследите за прохождением линии отвеса по всему корпусу, так как при такой постановке фигуры тазобедренная и близлежащая часть живота заметно смещаются в сторону опорной ноги, описывая тем самым синусоидальную кривую - главную линию изгиба тела, проходящую от макушки головы до стопы опорной ноги.



/ Положение фигуры в контрапосте (с опорой на одну ногу) с дополнительной опорой:
а - дополнительная опора;
б - точка отвеса;
в - основная опора
/

Ниже приведены ошибки, допускаемые студентами при изображении стоящей фигуры как с опорой на одну ногу, так и с дополнительной опорой (плечо, локоть, кисть и т.п.).


/ Правильная и неправильная постановка фигуры на плоскости (пола, подиума) /

  1. Неверно устанавливают следок опорной ноги при изображении фигуры с опорой на одну ногу.
  2. При рисовании фигуры с дополнительной опорой опорную ногу (стопу) ставят далеко от точки отвеса или ставят на ней, как при опоре в контрапосте.
  3. Изображают фигуру с дополнительной точкой опоры так же, как фигуру с опорой на одну ногу.
При рисовании фигуры в статичном положении (с опорой на две ноги) линия отвеса, опущенная от яремной впадины, проходит вдоль оси симметрии тела от грудины вдоль средней линии живота (пупка) через лобковое сочленение к середине между стопами и распределяет тяжесть тела равномерно. Линии плеча и таза параллельны друг другу. Следовательно, все части тела: туловище, ноги, руки находятся в положении статичного равновесия, если при этом фигуре не приданы дополнительные движения, к примеру: небольшой поворот корпуса или его перемещение из-за наличия какой-либо тяжести в руке.

При построении фигуры с опорой на одну ногу, тело, уравновешиваясь и принимая пространственные наклоны таза и плечевого пояса, изменяет и оси вращения, т.е. для сохранения равновесия части тела перемещаются, например при опоре на левую ногу ось тазобедренного сустава по отношению к оси плечевого пояса совершает противоположное винтообразное движение.



/ Фигура в контрапосте принимает винтообразное положение /

При этом со стороны опорной ноги таз всегда выступает вперед, вследствие чего плечо с этой же стороны уходит в противоположную сторону.

Следовательно, изменение той или иной части человеческого тела всегда влечет за собой изменение во всем теле. Учитывая сложность строения тела человека, невозможно правильно изобразить его внешнюю форму без знания соразмерности частей человеческого тела. Для того чтобы сделать восприятие более осмысленным, понять, чем обусловлен характер формы натуры, необходимо изучить закономерность строения формы человеческого тела.

Знание этой закономерности способствует точному определению размеров частей тела по отношению друг к другу и к целому. Это очень важный и серьезный момент в построении любого изображения, особенно такого сложного объекта, как фигура человека. Соизмеряя пропорциональные отношения, надо иметь в виду, что абсолютно точные пропорции здесь не могут иметь места, так как у каждого человека есть некоторые отклонения, и это нужно учитывать при рисовании. Определять пропорции с места можно так называемым натурным масштабом, т.е. отмечая карандашом на вытянутой руке высоту фигуры и ее части в том виде, как они видны с места. Однако этот способ имеет чисто механический характер, поэтому следует больше опираться на глазомер и знания о пропорции членения человеческого тела. Обо всем этом подробно рассказывается в разделе «Пропорции».

Рисуя фигуру и следя за ее постановкой на плоскости, нужно одновременно вести работу над выявлением характера общей формы модели.

Большинство студентов, переходя к моделировке формы, не умеют выявлять форму, а вместо этого срисовывают, перенося на бумагу видимые очертания, пятна света, тени и полутона в пределах плоскости. В результате фигура смотрится плоской или излишне закругленной. Дело здесь не в тональном отношении, а, прежде всего, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве и связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Дело в том, что все светотональные градации, видимые на натуре, - это не бесформенные пятна, они неразрывно связаны с планами и гранями формы. Поэтому, работая тоном, прежде всего надо уяснить, что выявлять форму следует так, будто вы лепите из глины, придавая ей реальную живую форму и характер натурной модели. Выявлять форму в рисунке фигуры можно одними линиями без применения тона, в крайнем случае - с введением легкого тона, достигая выразительности предельно скупыми средствами. Но, не имея за плечами большого опыта в рисовании, достичь такого эффекта чрезвычайно непросто.

Моделируя фигуру, пользуясь при этом знаниями анатомии, обращайте внимание на планы модели, расположенные по отношению к рисующему под различными углами.

Каждая форма состоит из плоскостей и ребер, что обусловлено строением, о чем уже не раз упоминалось. Любая из этих граней на живой модели имеет смягченную форму. И, тем не менее, это грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если рассматривать форму торса на живой модели, то, на первый взгляд, на ней нет никаких граней. Однако при внимательном анализе формы мы увидим границы, отделяющие- переднюю поверхность от боковых, боковые от задней, а при винтообразном движении туловища заметим, как объемные формы разделяются на две части - грудную и тазобедренную. На рисунке ниже видно, как торс заключен в контур в виде «ящика».



/ Метод построения и конструктивный анализ обобщенной формы фигуры человека в положении контрапоста (с опорой на одну ногу) /

В начальной стадии построения объемная форма покажется нам угловатои и грубой. Постепенно, по мере уточнения более мелких деталей, эти угловатые грубые «ящики» нужно приблизить к живой форме, сохраняя это общее до окончания рисунка.

Изучение и рисование формы человеческого тела целесообразно начинать с гипсовых слепков Гудона, торса Аполлона и др. Своей неподвижностью гипсовые слепки дают хорошую возможность для спокойного, вдумчивого изучения особенностей строения тела, где все мелкие отвлекающие внимание детали отброшены, а сложные формы человеческого тела мастерски обобщены. Изучая образцы гипсовых слепков, важно не ограничиваться лишь внешними формами, так как они обусловлены внутренним строением. Такой подход к изучению натурной модели приводит к пониманию общей согласованности движений модели во всем теле человека. Без знания пластической анатомии овладеть рисунком фигуры человека невозможно, как невозможно обходиться в практике обучения рисунку одними только теоретическими знаниями. Поэтому изучение пластической анатомии должно быть основано на наблюдении и изучении живой натуры путем зарисовок, запоминания любых источников, касающихся пластической анатомии, будь то анатомические рисунки, гипсовые анатомические фигуры и т.п. Перед тем, как перейти к изображению живой фигуры, хорошим упражнением будет рисование гипсового торса.



/ На силуэтных изображениях (а и б) хорошо просматривается главный изгиб фигуры человека, придающий ему наибольшую пластичность /



/ Взаимное расположение частей скелета туловища в статическом и динамическом положении /



/ Метод анализа и изображения обобщенной конструкции формы скелета туловища (а,б); положение грудной клетки и таза по отношению друг к другу (в) /


/ Конструктивно-структурное изображение формы туловища /


/ Конструктивно-анатомический анализ и выявление формы тоном /


/ Изображение туловища /


/ Конструктивный анализ построения формы спины /


/ Рисунок туловища со спины. Анализ формообразования верхней поверхности спины - области лопатки /


/ Е.В.Губанова. Мужская обнаженная модель. 1982г. Б., сангина /


/ А.П.Лосенко. Натурщик. 1763-1775гг. Б., сангина /

Как нарисовать красивую позу - Основы рисования

Примечание DrawMaster.ru: На самом деле, этот замечательный урок стоило бы назвать "14 законов женской сексуальности" или "Как попасть позой в десятку!" т.к. разговор пойдет именно об этом. От выбора позы главного героя зачастую зависит успех всей картины в целом. Умением правильно поставить персонажа должен владеть каждый уважающий себя художник. Итак.. Перед вами ключевые основы - фундамент ваших персонажей! Если вы его поймете неправильно, то другого "получше" сильно не ждите. Построение очень расширяет индивидуальность, которой вы хотите наполнить своего персонажа, даёт вам власть, позволяющую углубить взаимоотношение персонажа со зрителем. Это то, где вы даёте жизнь вашему персонажу. Это то, где всё начинается.

Подсказка 1: ЦЕЛЬ Теперь, прежде, чем вы возьмете карандаш, самой важной частью является замысел! Отчетливое представление и знание того, чего вы хотите достичь. Вы должны быть очень уверены в том, к чему движетесь и верить в то, что вы сможете сделать это, что всё обязательно получится. НАЦЕЛЬТЕСЬ НА ВЕРШИНУ ТОГО, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ. ВЫШЕ, ЧЕМ ЧТО-ЛИБО КОГДА-ЛИБО ДОСТИГНУТОЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ЗЕМЛЕ. Отсюда вы наполните процесс позитивом и убедитесь в том, что имеете способности для великолепного старта.

Подсказка 2: МУЖЧИНЫ vs. ЖЕНЩИНЫ ЕСЛИ ВЫ МОЖЕТЕ СПРАВИТЬСЯ С ЖЕНСКИМ СТРОЕНИЕМ, ТО И С МУЖСКИМ У ВАС НЕ ВОЗНИКНЕТ СЛОЖНОСТЕЙ. И мужчина, и женщина делятся на множество одних и тех же основных составных частей. Если иметь дело только с мужчиной, то это лишь вопрос сборки нескольких частей здесь и там, масштабирования и выяснения некоторых областей. Честно, мужчин я рисую совсем немного, но когда необходимо, я могу нарисовать их эффективно потому, что работаю с женской фигурой. Те, кто сосредотачиваются, прежде всего, на мужской анатомии в будущем столкнутся с трудностью передачи женской красоты и сексуальности. Именно по этой причине этот урок будет сосредоточен на великолепных женских формах.

Подсказка 3: ПОНИМАНИЕ ТОГО, С ЧЕМ ВЫ ИМЕЕТЕ ДЕЛО Перво-наперво вам необходимо познакомиться с очертаниями и формами, с которыми вы будете работать. Вы должны обращать внимание на все кривые, соединения и составные части, чтобы понять, где они должны располагаться относительно друг друга. Обнаружение скрытых линий и принципа того, где определенные части соприкасаются и соединяются друг с другом, будет вашим проводником в работе. Просто помните, КАЖДАЯ КРОШЕЧНАЯ ЛИНИЯ, НАРИСОВАННАЯ ВАМИ - ИМЕЕТ ЦЕЛЬ И ЗАДУМАНА ДЛЯ РАБОТЫ С ДРУГИМИ В СОВОКУПНОСТИ. Вы заметите, что если одна вещь исчезнет, то другие последуют следом.


Подсказка 4: ДВИЖЕНИЕ Все движется! Даже если что-то не перемещается, в действительности движение есть, только с небольшим акцентом на анатомию и ритм. СОВЕТ: ЧТОБЫ ВАША ПОЗА БЫЛА В ДВИЖЕНИИ, ДУМАЙТЕ О НЕЙ КАК О БУКВЕ "S". ЭТО БУДЕТ ПЛАВНАЯ ЛИНИЯ, ВЕДУЩАЯ ВАШ ГЛАЗ ПО ФИГУРЕ, КОТОРАЯ ДАЖЕ СМОЖЕТ ПОМОЧЬ ВАМ С КОМПОЗИЦИЕЙ В ЦЕЛОМ. Удостоверьтесь, что видимая пластика в фигуре не делает её (фигуру) прямой, жесткой и неуклюжей.

Подсказка 5: УГЛОВОЙ ЭФФЕКТ Строя фигуру в привлекательной, уверенной и сексуальной позе, вы должны подогнать углы в области головы, туловища, бедер и ног. Чтобы нарисовать правильно, вам нужно это понять. Поза внизу достигнута ногами, которые переместили и сдвинули вес тела в правую сторону. Теперь правое бедро уверено выпирает, ноги широко расставлены и они занимают значительную часть веса. ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН РАСПОЛОЖЕНИЯ ТОРСА В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ УГЛУ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕДЕР ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЕНСАЦИЯ СМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ И ЕГО ВЕСА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ БАЛАНСА И СОХРАНЕНИЯ ТЕЛА В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

Голова наклоняется куда угодно, в зависимости от того, какое направление вы выберете.

Подсказка 6: БАЛАНСИРОВКА ВЕСА Я уверен, что многие из вас были расстроены после того, как попытались построить "простую" позу правильно. Вы почему-то просто не могли этого сделать, такое ощущение, что у позы было только одно желание «раздражать вас без конца». Обычно это результат того, что люди забывают о физике балансирования или о центре тяжести, при работе со всеми углами в позе. НА САМОМ ДЕЛЕ РЕШЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ БАЗОВОЕ. НАСТОЛЬКО ПРОСТОЕ, ЧТО УСКОЛЬЗАЕТ ОТ НЕКОТОРЫХ ИЗ НАС. Нога, являющаяся самой прямой и кротчайшей, берет на себя бОльшую часть веса. Так что держите вашу опору уравновешенной относительно центра тяжести персонажа, не забывая о том, где находится концентрация веса.

Подсказка 7: А ТЕПЕРЬ ПРЯМОУГОЛЬНИК! Ракурс и перспектива могут весьма удручать всех нас, художников, так что не думайте о этой трудности хорошо? Это будет отличной отправной точкой. Если вы знаете, как вписать в перспективу коробку или просто прямоугольник, это же знание поможет вам вписать ваши фигуры в перспективу с обоих фронтов: спереди и сзади. ДА, ЧЕЛОВЕК КАК ФОРМА, НАМНОГО СЛОЖНЕЕ ДЛЯ РАБОТЫ, ЧЕМ МНОГИЕ ДРУГИЕ ВЕЩИ, НО ЕСЛИ ВЫ СМОЖЕТЕ ДЕРЖАТЬ ПРОПОРЦИИ В ПРЕДЕЛАХ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ПРЯМОУГОЛЬНИКА, ТО ВСЁ БУДЕТ НАМНОГО ПРОЩЕ. Обратите внимание на устойчивость центральных точек в обоих полях.


Подсказка 8: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЧЕК СХОДА Ок, это похоже на прямоугольник/коробку, но я считаю такой подход более точным для работы. Это, безусловно мой предпочтительный метод, хотя он доставил мне немного хлопот. Вначале вы должны определить уровень глаз так, чтобы вы смотрели вверх на то, что находится выше и глядели вниз на то, что будет ниже. ПЫТАЙТЕСЬ СОХРАНИТЬ СИММЕТРИЮ ТЕЛА, ОПИРАЮЩУЮСЯ НА ЛИНИИ. Было бы безопасней чаще обращаться к задумке фигуры, чтобы увидеть, какие области и части идут параллельно друг другу. Да...! Позы, которые далеки от симметричных, будут требовать гораздо больше внимания.

Подсказка 9: УРОВЕНЬ ГЛАЗ Уровень глаз действительно важен при создании динамичной позы. Использование низкого уровня глаз может сделать вашего персонажа доминирующим, героическим или просто огромным. Точка, с которой вы смотрите, играет важную роль в создании позы, потому, что по существу, это то как вы, художник, хотите, чтобы мир смотрел на вашего персонажа. ВЫБИРАЯ УДИВИТЕЛЬНУЮ ПОЗУ, РЕШИТЕ, ГДЕ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ УРОВЕНЬ ГЛАЗ, ПОСКОЛЬКУ ОН МОЖЕТ ДАЖЕ ПРОСТУЮ ПОЗУ СДЕЛАТЬ ОЧЕНЬ ДРАМАТИЧНОЙ.


Подсказка 10: ЦЕНТР, КОТОРЫЙ ВАМ НУЖЕН Разбивка рабочей области на более простой масштаб даст вам фокусировку, которая поможет вам сосредоточить на главном, безо всяких смущающих и не интересующих вас деталей. Ослабьте вашу технику и просто плавно "плывите по течению". Когда вы слишком много думаете, вы признаете, что еще не всё знаете. На самом деле, вы знаете больше, чем думаете, поэтому не позволяйте мыслям мешать вам! НЕ ДУМАЙТЕ, МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ - ЗНАЙТЕ ЭТО. ВАС ОГРАНИЧИВАЕТ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ САМИ ДЛЯ СЕБЯ;)


Подсказка 11: ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ! Да-да, именно! Вы действительно можете многому научиться, используя другой стиль. Ваша работа с подходом к вещам с разных ракурсов даст вам свежую точку зрения. ЗАТРАТИТСЯ ТОЛЬКО ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ АНАТОМИИ В ЦЕЛОМ. Я замечаю, что мои навыки самостоятельно модернизируются после того, как я поработаю с различными альтернативными стилями. Так что это очень рекомендуется для всех!


Подсказка 12: ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ Эмоции и настроение являются жизненно важным элементом в создании иллюстрации. Здесь у вас есть возможность еще больше влиять на аудиторию путем тонкой "настройки" этой области. Поза сама по себе может передать много эмоций, не используя, например, выражения лица. РЕАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ В ВЫРАЖЕНИИ ЛИЦА ТАК ЖЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В ОСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВАШЕГО ТЕЛА. Исключений нет! Так что просто надо знать язык тела, который вы устанавливаете для своих персонажей.

Подсказка 13: СИЛУЭТ Отличный способ проверить притягивает ли взгляд ваша поза или является ли она динамичной, это заполнить её черным или темным цветом. СИЛУЭТ ПОЗВОЛИТ ВАМ УВИДЕТЬ, ПЕРЕДАЕТЕ ЛИ ВЫ ТО, ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО ПРЕДПОЛАГАЛИ. Ваш взгляд сосредоточится на главном, без отвлечения на детали, что в свою очередь может помочь в композиции и масштабировании. Смотря на внешние очертания фигуры, вы сможете выбрать, какой стороной она будет - лицевой или обратной! Передняя и задняя часть - идентичный силуэт. Также вы можете убедиться в том, что формы не слишком плоские или слишком прямые (симметричные), т.к. это может придать фигуре негнущиеся или жесткие очертания. Для женщин даже простой наклон бедер может решить огромную кучу проблем.

Подсказка 14: ВАЖНЫЙ СОВЕТ Используйте всё вышеописанное и Результат ГАРАНТИРОВАН! Я так делаю до сих пор, и я не был бы на данном уровне мастерства, если бы не пользовался этими приемами. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТИ ПРИЕМЫ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ВАМ НУЖНО И ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА НУЖДАЕТЕСЬ. Как только вы начнете приобретать данные навыки, у вас возникнет уверенность в том, что вы можете творить без использования референсов и достичь удивительных результатов. Вы осознаете, что в состоянии нарисовать вещи, которые никогда раньше не рисовали и которые будут очень точно отображать их реальные копии. Вы удивитесь, когда начнете открывать то, что скрывалось от вас всё это время. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОРОШЕНЬКО ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ТЕМ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ И ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ. ПОСТАРАЙТЕСЬ ИЗУЧИТЬ И ПОНЯТЬ ЭТО, СДЕЛАЙТЕ СВОЕЙ ЧАСТЬЮ, ВОССОЕДИНИТЕСЬ С ЭТИМ... Ничто не случайно. У всего есть цель. Больше практикуйтесь, копируйте то, что можете (только не выдавайте за свои оригинальные работы - эти приемы только для практики). БУДТЕ СКРОМНЫ. Высокомерие только помешает вам. Оно порождает самодовольство, которое предотвращает движение вперед, к более высокому уровню. МЕТЬТЕ ВЫСОКО, МЕТЬТЕ ЗА ГРАНИЦЫ ТОГО, ЧТО УЖЕ БЫЛО ДОСТИГНУТО В ИСКУССТВЕ. УЧИТЕСЬ У ОКРУЖАЮЩИХ ВАС ХУДОЖНИКОВ. ИСКУССТВО - ЭТО САМОВЫРАЖЕНИЕ И ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ, РАНЕЕ НЕ ОТКРЫТЫХ ВЕРШИН НЕПОСРЕДСТВЕННО В ВАС САМИХ. Искусство - это НЕ ЗНАЧИТ быть лучше кого-то. НАЙДИТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ. Мы все уникальные воплощения бесконечных возможностей. Вычеркните слово "попытка" из употребления. Пробуя вы фактически не делаете задуманное, откладывая на потом. Вместо этого просто сделайте намеченное от начала и до конца. Почувствуйте любовь и наслаждение опытом, которые приносит искусство в вашу жизнь и вы продвинетесь дальше. Верьте в себя, Бог ждет;) Спасибо за внимание! Надеюсь, этот урок был для вас полезным =)

подготовлено сообществом

Этот метод всего лишь инструмент, помогающий Вам нарисовать фигуру человека. Этот способ не претендует на звание самого лучшего и самого быстрого. Цель этого способа рисования определить форму человека в трехмерном пространстве.
Классическая мультипликация (а компания Диснея в особенности) использует подобный способ разработки героев.
Использование этого метода поможет Вам оформить ваши идеи на бумаге.

Поза
Основная анатомия

Фигурки из палочек…

Подождите, не уходите! Рисование фигурок из палочек может оказаться простым..., но когда в последний раз, Вы хорошо их рисовали…
Не надо недооценивать возможности таких фигурок и возможности их использования на начальном этапе.
Прежде всего, они представляют очень важный элемент любого предмета, который Вы рисуете: пропорции размеров. Все знают, что размеры определяют почти все в рисунке. Слишком короткая нога или слишком большой нос может разрушить впечатление от любого, даже самого хорошего рисунка.
Давайте посмотрим на фигурки из палочек. У них есть различия в деталях, но суть у всех одинакова. Мы рассмотрим детали позже. Сначала рассмотрим пропорции стоящей фигурки.

Фигурка из палочек 1. Это – основная фигура. Вы видите голову, туловище, руки и ноги Вы не можете с ней ничего особого сделать, кроме как попрактиковаться с пропорциями частей фигурки.

Фигурка из палочек 2.
С этим человечком Вы можете поэкспериментировать, определяя пропорции рук и ног.


Фигурка из палочек 3. Добавлена ширина плеч и таза. Далее мы увидим необходимость этих составляющих фигурки.


Задание.
Попытайтесь нарисовать такие фигурки и определить их пропорции. Это самый быстрый и легкий способ потренироваться в определении пропорций.
Использование фигурок из палочек - также очень быстрый способ определить, насколько большими Вы сможете нарисовать людей на бумаге. Вам не придется испытать страх не вписаться в рамки листа, так как Вы четко видите где заканчиваются ноги или руки и т.д.

Язык тела
Снова фигурки из палочек.

Теперь, когда Вы знаете насколько важно определить пропорции, мы переходим к созданию поз, используя те же самые фигурки. Проще сказать: определиться с тем, что Ваш герой делает?
Играя с человечками, Вы можете поэкспериментировать с позами прежде, чем начнете прорисовывать нужную позу для рисунка. Да…, непритязательный человечек поможет спланировать Ваш шедевр.

Человечки в движении.
Вот несколько примеров использования фигурок для определения позы.

Бросок копья.

Я думаю, что этот танцует...

Этот бежит…
Вы видите некоторый сдвиг в положении таза и плеч, потому что мы смотрим на него со стороны.

Гладиатор
Снова некоторое сокращение размеров (рука с мечом). Обратите внимание на поворот туловища: очень естественное положение, особенно при повороте в стремлении что-либо увидеть.

Печаль или поиск контактных линз...

Бездельник
Другой пример искривления туловища. Плечи и бедра направлены под углом.

Одновременно невозможное или крайне неудобное положение.
Во всяком случае, оно выглядит глупым

БалансКогда Вы определяете позу, Вам следует обращать внимание на центр тяжести. Он располагается в нижней части живота человека, немного выше промежности. Вес ног составляет почти половину Вашего полного веса.
Положение центра тяжести по отношению к «точкам покоя» тела говорит о балансе тела. Следующие примеры демонстрируют это.

Красный круг - центр тяжести
Красная стрелка – направление гравитации
Зеленая стрелка - точки покоя

Стандартная походка
Как Вы можете видеть, центр тяжести лежит между двумя точками покоя. Это сбалансированная поза.


Падение
Здесь центр тяжести находится рядом с точками покоя. Это - дисбаланс, заставляющий тело двигаться боком влево.


Балансирование
Это возможно, потому что тело расположено довольно симметрично.


Сравните со следующим...
Здесь тело наклоняется направо, вызывая дисбаланс. Вы заметите, что центр тяжести перемещается немного вправо.


Беги, фигурка беги!
Во время бега центр тяжести находится перед точкой покоя. Как Вы можете видеть это неуравновешенная поза, заканчивающаяся падающим движением фигуры. Она, конечно, не упадет, потому что бежит и переместит одну ногу перед другой, предотвращая фигурку от удара о землю.


Наклон
Фигурка находится в покое, потому что центр тяжести находится между двумя точками покоя: одной ногой и плечом. Вторая нога перекрещена с первой и не влияет на устойчивость.


Конечно, Вы не обязаны делать позу сбалансированной. Неуравновешенная поза передает динамику, действие и движение, в то время как сбалансированная поза передает спокойный рисунок.
Все вышеупомянутое это всего лишь аспект того, что Вы должны принять во внимание, когда продумываете позу. Это придаст Вашему рисунку очень естественный вид.

Движение и действие
Тело - податливая и подвижная система, находящаяся под влиянием центра тяжести. Оно не имеет никакого естественного твердого положения.

Первая картинка показывает человечка при хотьбе. Заметьте, как двигаются из-за силы тяжести тазовые соединения. Движение плеч обычно происходит в обратную сторону от движения тазовых соединений.

Второе изображение показывает лежащего (вид сбоку) человека, опирающегося на одну руку. Это заставляет остальную часть тела висеть на свободном плече. Также, так как позвоночник обладает некоторой гибкостью, он может быть немного согнут.


Построение
Чтобы нарисовать тело человека, Вам следует, по меньшей мере, знать, как оно составлено.

В основании тела, конечно, лежит скелет. В системе фигурок из палочек мы уже видели кое-что из этого. Теперь мы рассмотрим детали. Человеческое тело состоит из следующих частей:

голова (черный)
ребра (синий)
позвоночник (синий)
таз (синий)
соединения (красные)
руки (зеленые)
ладони (зеленые)
ноги (зеленые)
]ступни (зеленые)

Вид спереди


Вид сбоку

Обратите внимание на позвоночник (руки не учтены, так как внимание сосредоточено на позвоночнике).


Мы можем использовать упрощенную форму скелета, когда мы хотим нарисовать фигуру человека:


Теперь у Вас появилось больше представления о фигуре.

Построение тела

Вооружившись знаниями об особенностях строения скелета, мы теперь сможем продолжить работу по прикреплению «внешнего материала»: мускулов или жира. Чтобы представить эти части, мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы.
Вы выбираете ту форму, которая наиболее похожа на часть, которую Вы хотите нарисовать.

Разве мы теперь не можем продолжать рисовать реальное тело?Конечно, можем. Но, все-таки, лучше воспользоваться фигурками из палочек, чтобы на начальном этапе не отвлекаться на посторонние детали, сосредоточиться на правильных пропорциях, балансе и позе.

Объемное представление частей тела.
Красные линии - линии соединения.