Праздники

Царь даниил. Пророк даниэль. Как была раскрыта тайна сна

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил . За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (). Пророческое видение о семидесяти седминах () поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Иконописный подлинник

Русь. 1502.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Кириллов. 1497.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва.

Византия. 1300 - 1320.

Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон).

Афон. XIV.

Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Афон. XV.

Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1546.

Прор. Даниил. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Библейский пророк Дониил происходил из царского рода. Его ребенком вместе с соплеменниками иудеями забрали в плен воины вавилонского царя Навуходоносора. Но судьба Даниила в плену сложилась вполне удачно. Вместе с другими пленными мальчиками, выходцами из знатных родов, он воспитывался в царском дворце. Навуходоносор приказал обучать их разным наукам, в том числе халдейскому языку, и кормить с царского стола. Но Даниил питался одним хлебом и овощами, не ел ничего из того, что запрещалось законом Моисея. Бог был милостив к Даниилу и наградил его способностью разгадывать сны.

Царь Нововавилонского царства Навуходоносор II (630-562 до н. э.) был воинственным полководцем, он с юности командовал войсками, водил их в походы, захватывал новые земли, порабощал народы. Сопротивлявшаяся всякому насилию Иудея в один прекрасный день отказалась платить ему дань. И тогда Навуходоносор направил свои отряды в иудейскую землю. Примерно в 597 году до н. э. он достиг Иерусалима.

Царь Иудеи Иоаким понимал, что у него недостаточно сил, чтобы противостоять вторжению, и он вышел к Навуходоносору с дарами, надеясь умилостивить завоевателя. Но ошибся. Коварный Навуходоносор велел схватить Иоакима и убить. Иудейский престол он предложил занять Иехонии, сыну Иоакима, но потребовал от него неукоснительно платить дань. Тот пообещал. Тогда Навуходоносор в качестве залога отобрал свыше трех тысяч семей знатных иудеев и увел их в плен. Среди них находился и отрок Даниил.

Жизнь в плену

В плену ему жилось вольготно, он с удовольствием учился, познавал разные науки, изучал халдейский язык, старался в меру своих возможностей защищать сородичей, хоть как-то улучшить их жизнь в плену. Кроме того, он делал попытки разъяснить простым вавилонянам, язычникам по вере, отличие иудейского единого Бога от их идолов-истуканов, бессмысленных и бесполезных. Рассказывал об обычаях иудеев, их родственных связях, о готовности в трудные моменты поддержать друг друга, объяснял, почему иудейский Бог невидим, но в своих деяниях похож на человека.


Пророк Даниил. Художник Микеланджело

Однажды Навуходоносору приснился странный сон, который оставил у него тревожное чувство. Царь был напуган. Он вызвал мудрецов, халдеев, гадателей и магов и рассказал им свой сон. Но ученые мужи ничего не поняли и сказали, что для людей эта задача невыполнима. Разгневанный царь приказал казнить всех мудрецов на месте.

Даниил понимал, что эта казнь может плохо отразиться на отношении разгневанного царя и к пленным иудеям, а также к нему и его близким друзьям Ананию, Азарию и Мисаилу. Даниил попросил, телохранителей разрешить (ему встретиться с Навуходоносором. Он разгадает его сон. Царь согласился принять Даниила, и телохранители привели юношу к Навуходоносору.

Даниил выслушал сон царя, но тоже ничего не понял. Он попросил дать ему одну ночь подумать и ушел к себе. Всю ночь он не спал, молился, просил Бога о помощи. В опасности оказались не только мудрецы, гадатели и маги, но также весь иудейский народ. Сон у царя был необычный, и он сам боялся его разгадки.

Как была раскрыта тайна сна?

Бог слсалился над Даниилом и раскрыл ему тайну сна Навуходоносора, растолковал видения царя. Возблагодарив Бога за откровение, рано утром Даниил отправился к Навуходоносору. Вот как пишет об этом визите в своем многотомном труде Иудейские древности известный историк и писатель Древнего мира Иосиф Флавий.

В своей библейской книге пророк Даниил У много места уделил правлению царя Вавилонии Навуходоносора, его роли в государстве. Это V. неслучайно. Образованный Даниил, изучивший халдейский язык, приближенный ко дворцу, не мог не видеть усилия царя Вавилонии сделать свою столицу Вавилон, как и всю страну, процветающей. Царь собирал обильную дань с порабощенных народов, ему везли разные подарки, у него не было недостатка в дармовых рабочих, его армия была самой сильной, и он не боялся нападения врагов. Поэтому Навуходоносор отстраивал свой город как ему хотелось, возводил роскошные дворцы, прокладывал улицы и рыл каналы, рабы всячески орошали землю, сажали фруктовые деревья, по его приказу возвели знаменитые Висячие сады одно из семи чудес Древнего мира.

Для защиты от пыльных бурь и врагов царь повелел возвести вокруг Вавилона высокую каменную стену. Главные ворота поражали своей красотой - они были обложены яркими синими и желтыми изразцами, изображавшими разных животных. Возле ворот постоянно находилась стража - воины взимали дань с приезжавших торговцев.

В период правления Навуходоносора рядом с городом создавалась знаменитая Вавилонская башня, зиккурат, поднявшаяся над землей на 90 м. Ее называли Этеменанки, что означало дом, где небо сходится с землею. На вершине должен был находиться храм для совершения религиозных обрядов.

В возведении башни участвовали разные порабощенные народы, в том числе и пленные иудеи. Библейская история этой башни известна. Бог воспротивился замыслу людей поднять ее до самого неба. Он своими силами - ветром, солнцем и дождем разрушил незаконченное сооружение, а людей наградил разными языками. Они перестали понимать друг друга и разъехались в разные страны.

Даниил предсказывал, что Навуходоносор в конце жизни приобретет странную болезнь - будет представлять из себя зверя. Сбылось его пророчество или нет, неизвестно.


Строительство Вавилонской башни. Художник П. Брейгель Старший

Как Даниил разгадал сон царя Навуходоносора

Представ перед царем, Даниил попросил Навуходоносора не считать его более мудрым, чем придворные мудрецы, халдеи, гадатели и маги. И сказал ему еще, что всю ночь он молил своего Бога разгадать сон царя, так как опасался гибели мудрецов, своих друзей и своего народа. Господь был милостив и во сне послал предостережение - представил будущих правителей. И Даниил так растолковал сон Навуходоносора: Тебе казалось, будто ты видишь огромную статую, голова которой сделана из золота, плечи и руки из серебра, желудок и бедра из меди, а колени и ноги из железа. Затем ты узрел, как с горы свалился камень и навалился на статую, опрокинул ее, разбил и не оставил в целостности ни единой части ее, так что золото, серебро, железо и медь стали мельче песка и их развеял страшный, повсюду внезапно поднявшийся вихрь, в то время как каменная глыба стала расти и притом настолько, что вся земля казалась заполненной ею. Вот такое сновидение приснилось тебе.

Толкование сна

Навуходоносор удивился такому объяснению и склонил свою голову в знак согласия. Даниил продолжал: ...золотая голова (статуи) означает тебя и двух твоих предшественников на вавилонском престоле, обе же руки и плечи указывают на то, что ваше могущество будет подорвано двумя царями. Власть последних сокрушит некий другой властелин, который придет с запада, облаченный в медное вооружение, а его силу, в свою очередь, сломит четвертый в железе и будет властвовать тут навсегда, благодаря самой сущности железа, которое тверже золота, серебра и меди.

Даниил также объяснил появление камня, который разбил гигантскую статую (она же, по Библии, истукан, являющий собой языческие царства и верования) на мелкие частицы, превратил ее, по сути, в ничто, в пыль. Статуя-истукан означала царство, голова - царство Навуходоносора, за ним следовало серебряное царство, оно по ценности ниже, затем наступало медное царство, третье. Окончательным царством станет четвертое, железное, вечное царство, которое сокрушит все. Бог не станет передавать это царство какому-нибудь одному избранному им народу. Оно будет царством для всех, другие царства будут сокрушены. В этом главная разгадка сна, его предсказание.

Царь Навуходоносор был сражен таким подробным толкованием. Он хорошо помнил и эту статую-истукана с золотой головой и катящийся на нее с горы камень. Он поклонился Даниилу и признал, что иудейский Бог воистину Бог богов и владыка царей.

Реконструкция вавилонских ворот богини Иштар в Пергамон-музее Берлина

За такое толкование сна Навуходоносор сделал Даниила главой всех мудрецов, халдеев, гадателей и магов страны Вавилонской. Он оставил его при дворце, окружил почетом и уважением, а его друзей Ананию, Азарию и Мисаила назначил правителями в разных местах страны Вавилонской.

Согласно Библии, после золотого Вавилонского царства наступило второе, рангом пониже, серебряное, его название Мидийско-персидское, затем пришло время третьего царства, медного, или Македонско-греческого. И в завершение пришла пора железного царства, Римского. И каждое из этих царств владело Иудеей, старалось поработить иудейский народ.

Под властью римлян

Во время Римского царства, во время правления императоров, в частности Тиберия, в земле Иудейской, в Вифлееме появился Иисус Христос, то есть это был тот самый камень, который разрушил все языческие религии. Не случайно Его прозвали еще Спасителем мира. Он принес на землю новую религию, названную по Его имени христианской...

Даниил в своей книге пророчеств предсказал долгое владычество римлян. Он первым предвидел, что они придут на израильскую землю, захватят и разрушат Иерусалим, они опустошат, разграбят и уничтожат Иерусалимский храм, располагавшийся на Храмовой горе, который с X века до нашей эры до I века нашей эры являлся центром религиозной жизни еврейского народа.

Эти предсказания, как писал Даниил, были получены им от Бога. Он лишь Его слуга, записал и оставил их потомкам в назидание, чтобы будущие поколения могли преклониться перед той честью, какой был удостоен он, Даниил, у Всевышнего. Тем самым Даниил давал предостережение людям. Но его не послушались древнегреческие эпикурейцы, последователи Эпикура, жившие на три с лишним века позже Даниила и составившие свое философское мировоззрение. Они не боялись богов, не боялись смерти и высшим благом почитали удовольствие. Они отвергали предопределение жизни и уверяли всех, что боги не могут заботиться о делах мирских, и Вселенная не управляется верховным и стоящим выше всех превратностей одним существом.

Даниил предвидел их пришествие. По его представлению, тот, кто живет без указателя, погибнет. Он разобьется о препятствие, подобно кораблям, которые, лишенные кормчих, погибают от силы ветров или, как колесницы без возниц, сбиваются с пути.

Поклонение пастухов. Художник Я. Тинторетто

Какое предсказание сделал Даниил царю Валтасару

Навуходоносор правил Вавилонией 43 года и умер от какой-то болезни, связанной с помутнением рассудка. Даниил намного пережил царя Вавилонии. После Навуходоносора Вавилонией правили разные цари. Через семь лет на трон сел сын Навуходоносора (по другим сведениям, сын царя Набонида), известный Валтасар, который царствовал 17 лет.

Во время осады Вавилона персидским царем Киром Великим Валтасар, вместо того, чтобы побеспокоиться о защите города и начале боевых действий, устроил богатейший пир и велел принести золотые и серебряные сосуды, которые еще Навуходоносор вывез из Иерусалимского храма.

В этот момент на стене дворца появилась странная надпись, которая изрядно напугала Валтасара и его гостей. Никто ничего не мог понять. Вызванные мудрецы думали-гадали, но не смогли понять смысл написанного. Тогда вспомнили о пророке Данииле, который еще при Навуходоносоре прославился умением толковать сны и разные таинства.

Мене, мене, текел, упарсин

Приведенный к царю Даниил сказал, что Валтасар совершил преступное деяние - стал пить из сосудов божьего храма и славил богов-идолов, истуканов всяких, но не прославил Бога, от которого зависит жизнь каждого. На стене поэтому и появилась надпись, ниспосланная свыше: мене, мене, текел, упарсин, что буквально означает исчислен, взвешен, разделен, а расшифровывается как закончено царство, царь оказался легкомысленным, а его царство будет отдано медянам и персам.

В ту же ночь царь Вавилонии Валтасар был убит, и править страной стал завоеватель Кир Великий. Он освободил томившихся в плену евреев, одарил богатыми дарами и отправил на родину.

Так спустя годы сбылось предсказание Даниила, данное им много лет назад еще Навуходоносору.

Пир Валтасара. Художник Дж. Мартин

Царь Дарий высоко оценил пророческие способности Даниила и приблизил его к себе, ввел во дворец, стал его внимательно слушать. Но такое возвышение человека из Иудеи не понравилось царедворцам. Они не знали, как от него избавиться. Убить не могли, оставалась только клевета. И они начали нашептывать Дарию о замеченных ими странностях в поведении нового пророка. Они говорили, что Даниил молится своему Богу, своему небожителю. Он якобы забыл о царских милостях. Его надо наказать. Нельзя допускать, чтобы кто-то почитал своего бога больше, чем царствующего Дария. Наш властитель куда выше и достойней иудейского Бога.

Даниил во рву со львами

Их слова возымели действие. Дарий согласился с ними. В самом деле, кто может быть выше него, правителя и завоевателя всего мира? Он решил проверить святость Даниила. Как это сделать? И снова на помощь ему пришли царедворцы. Они подсказали настоящее испытание веры Даниила - бросить пророка в ров с голодными львами. Пусть там докажет он свою святость, пусть его Бог придет к нему на помощь. Все ожидали, что голодные львы тотчас набросятся на появившегося перед ними человека и растерзают его. Но царедворцы ошибались. Даниила львы не тронули. Они обходили его стороной и ничем не выражали своего недовольства. Даниил остался цел и невредим. Когда Дарий спросил Даниила, как удалось ему остаться в живых, тот ответил, что его спасла вера в Господа, который послал ему ангела-защитника, и львы усмирились и его не тронули. Так Даниил еще раз доказал свою святость и покровительство ему Всевышнего.

Пророк Даниил дожил до преклонного возраста, по некоторым данным, до 90 лет. Его похоронили, согласно преданиям, в городе Сузы, сегодня в Иране. Хотя существуют его могилы также в Самарканде и Киркуке.

Даниил во рву. Художник П. П. Рубенс

Дарий I Великий (VI-V вв. до н. э.). Изображение на вазе

Гробница пророка Даниила в Сузах

В ранней юности уведенный из родного Иерусалима, он был пленником на чужой вавилонской земле. Однако, это не помешало ему верно и преданно служить единому Богу, веру в Которого он сохранил в своем сердце. Господь даровал ему благодатные дары — «высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы » (Дан.5:12). Истинным пророком Божиим был Даниил, многие пророческие видения видел и многие тайны открыл ему Бог.

Вдохновенно и возвышенно прославил он Творца Вселенной и словом и всей жизнью своей. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу… » (Дан.2:20-23)

Многие тайны были открыты пророку Даниилу, и самая великая тайна о пришествии Мессии, и о Царстве Его, Которому не будет конца… «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится » (Дан.7:13,14).

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.

Пророк Даниил во рву львином

С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария . В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную.

Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь).

В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т. е. Господа Иисуса Христа.

При ис­тол­ко­ва­нии сна ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра про­рок Да­ни­ил воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га цар­ствах и ве­ли­чии по­след­не­го Цар­ства – Цар­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (Дан.2 :44). Про­ро­че­ское ви­де­ние о се­ми­де­ся­ти сед­ми­нах (Дан.9 :24-27) по­ве­да­ло ми­ру зна­ме­ния Пер­во­го и Вто­ро­го при­ше­ствий Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­зан­ных с ни­ми со­бы­тий (Дан.12 :1-12). Свя­той Да­ни­ил хо­да­тай­ство­вал за свой на­род пе­ред пре­ем­ни­ком Да­рия – ца­рем Ки­ром, ко­то­рый весь­ма его це­нил, и объ­явил плен­ни­кам сво­бо­ду. Сам же Да­ни­ил и дру­зья его Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил до­жи­ли до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­ча­лись в пле­ну. Со­глас­но же сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, свя­тые Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил бы­ли обез­глав­ле­ны по по­ве­ле­нию пер­сид­ско­го ца­ря Кам­би­за.


В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии.

При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).

При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9).

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и, одновременно, к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

ДАНИИЛУ И ТРЕМ ОТРОКАМ
Тропарь, глас 2

В елия веры исправления: / во источнице пламене, яко на воде упокоения, / святии трие отроцы радовахуся, / и пророк Даниил, / львом пастырь, яко овцам, являшеся. / Тех молитвами, Христе Боже, / спаси души наша.

Кондак отрокам, глас 6

Р укописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся; / среде же пламене нестерпимаго стояще, / Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, / и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй.

Кондак пророку, глас 3

П росветившееся Духом чистое твое сердце / пророчества бысть светлейшаго приятелище: / зриши бо, яко настоящая, далече сущая, / львы укротил еси, ввержен в ров. / Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Сусанна и старцы

Глава 13 книги пророка Даниила

В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким.

И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную.

Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву.

Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех.

И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.

Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела.

Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки.

И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней,

и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах.

Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей,

потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею.

И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили друг другу:

«пойдем домой, потому что час обеда», – и, выйдя, расходились друг от друга,

и, возвратившись, приходили на то же самое место, и когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну.

И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко.

И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее.

И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться.

Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали старейшин, потому что они спрятались.

И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали:

Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами.

Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих.

Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших.

Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом.

и один побежал и отворил двери сада.

Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось с нею.

И когда старейшины сказали слова свои, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было.

И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее, пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее смерти.

И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали.

И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее.

Сусанна была очень нежна и красива лицем,

и эти беззаконники приказали открыть лице ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее.

Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали.

А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее.

Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа.

И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок;

и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею.

Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них,

и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил.

Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем.

И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть.

Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня.

И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, но имени Даниила,

Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал?

Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?

Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали.

И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство.

И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их.

Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые те делал прежде,

производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: «невинного и правого не умерщвляй».

Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым.

Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам.

Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое.

Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего.

Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом.

Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас.

и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали;

и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная.

Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом, мужем ее, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней постыдного дела.

И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом.


лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви В лике святой Главная святыня могила Даниила , Сузы , Иран День памяти 26 июня ???, в Православной церкви - 17 (30) декабря Атрибуты часто изображается в логове львов Медиафайлы на Викискладе

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. ). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э. , герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила : некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы .

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы » - «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. ) - это об Евангелии , которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде .

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос (Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

В исламе

В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно исламским преданиям пророк Данияль скончался в

Святой пророк Даниил - четвертый библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода из колена Иудина).

Имя «Даниил» в переводе с еврейского означает - Бог мой судья, или судил меня Бог.

Начало царедворской карьеры при дворе Навуходоносора

В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 - 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (Дан. 1:4).

Историческая справка

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор II

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл.

Итак, Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий красивых еврейских юношей для служения при дворце. В числе избранных был и Даниил с тремя своими товарищами - Ананиею, Азариею и Мисаилом. Они были воспитаны при дворе этого царя, но сохранили верность своему Богу (Дан. 1:3-16).

По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь - помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

Святой пророк Даниил и три отрока Анания, Азария и Мисаил

Еще в юности Даниил особо прославился при дворе Навуходоносора Божественными дарованиями, в особенности же, он получил от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (Дан.1:17).

Сон царя Навуходоносора и его толкование

Так, Даниил разъяснил царю Навуходоносору необычайный сон, который очень беспокоил царя (Дан. 2:1-49).


Сон Навуходоносора

Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - из меди, ноги - из железа, а стопы - из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Сон царя Навуходоносора о золотом истукане

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь) : «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).


Даниил истолковывает Навуходоносору его сон

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками - следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди - Греческая империя, а ногами - Римская империя. Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах - гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников - из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.


Три отрока в пещи огненной — иудейские юноши в вавилонском пленении, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон - он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.


Даниил объяснет Навуходоносору, что его сон предрекает ему наказание за его гордость

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственную надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил переводит Валтасару таинственную надпись на стене

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: "И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве". В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами , чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).


Пророк Даниил во рву со львами

Был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли (Дан. глава 7)

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) - Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох - прообраз антихриста, его гонение - классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) - Маккавеи их потомки
- В конце - видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), — итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 - «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах» , в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев) , имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин - это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святем.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей - полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан - злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 - новая тайна грядущего беззакония - это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 - «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 - Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же - Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 - о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Усыпальница пророка Даниила (Барри, Ирак)

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.


Могила пророка Данияра находится в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила - это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

По содержанию книгу можно разделить на две основные части:

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге» (Дан. 12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах