Вязание

Названы три сценария развития российской экономики. Три сценария от цб Базовый сценарий развития

Логика сценарного описания будет следующей: сначала опишем систему координат, в которой мыслим политическую динамику, затем «погрузим» в нее несколько основных общеполитических сценариев. Если мы предполагаем в процессе прогнозирования какое-либо изменение изучаемой системы, то целесообразно описать, какие главные ее свойства будут меняться. Тем самым мы можем задать координатные оси некоторого пространства, в котором будет осуществляться описываемый нами политический тренд. Политическая система: «адаптивность - ригидность (жесткость)». Имеется в виду способность к институциональной адаптивности. Здесь возможны варианты: жесткость - всегда жесткость, а вот адаптивность может быть различной. Например, это может быть организованная адаптивность, а может быть стихийная, порождаемая хаосом начальной фазы переходного периода (чем и характеризовался период с 1989 по 1994 г.). Правовой порядок: «игра по правилам - игра с правилами». Первый полюс предусматривает наличие стабильных общепринятых и поддерживаемых подавляющим большинством общества правил игры, будь то демократические правила или правила тоталитарной системы. Главное - наличие консенсуса элит вокруг этих правил. На другом полюсе - правила, устанавливаемые частью элиты в условиях конфликта. Обычно это сопровождается манипулированием правилами в пользу их «авторов», а в переходные периоды дополняется смешением разных правовых систем - уходящей и новой. Элиты:«консолидация - конфликт». Сопряжено с выбором стратегии разрешения имеющихся проблем. В первом случае стратегия состоит в поиске объединения вокруг доминирующего интереса. Следует иметь в виду, что упомянутый интерес может быть как общественно значимым и полезным, так и корыстно-групповым. Во втором случае стратегия базируется на подавлении группы с иными интересами. Мне представляются возможными четыре общеполитических сценария развития и факторы, им способствующие либо препятствующие. Для удобства изложения присвоим каждому из них условное название. Инерционное развитие - Вялая Россия»; полицейский режим - «Мрачная Россия»; Динамичное развитие в рамках укрепления демократических институтов - «Энергичная Россия»; наконец, распад страны - «Распавшаяся Россия». 1. «Вялая Россия»». Этот сценарий, означающий фактически поражение модернизации и ведущий страну в исторический тупик, является относительно комфортным для элит, поскольку в таком режиме можно существовать некоторое время без серьезных потрясений. Данный сценарий мы рассматриваем как наиболее вероятный, поскольку для его реализации элите не нужно предпринимать экстраординарных усилий. Для него характерны (в терминах введенной нами системы координат): консолидация элит под влиянием инстинкта коллективного самосохранения; установление и укоренение жестких правил, направленных на сохранение действующих элит; ригидность системы, порожденная концентрацией на решении одной задачи - самосохранения. 2. «Мрачная Россия». Этот сценарий может соответствовать либо поражению модернизации, либо некоторому этапу, когда диктатура используется элитой, наоборот, как инструмент модернизации, представляющийся более привычным, простым и удобным. Он может быть описан следующими признаками: раскол элит и подавление одной элитной группой остальных; «игра с правилами» в силу монополизации правовой системы частью элиты и использования ее в своих интересах; ригидность системы в силу того, что победившая элитная группа сосредоточивается на решении единственной задачи - сохранения и усиления своей власти. 3. «Энергичная Россия». Этот сценарий мы рассматриваем как успех демократической модернизации, и основанием тому - соответствие результата заявленным целям, а также объективные причины, о которых говорилось выше (установление институциональной адаптивности). Признаки этого сценария таковы: консенсус элит вокруг правил согласования интересов и урегулирования конфликтов; игра по правилам, устанавливаемым в соответствии с общепринятыми процедурами; адаптивность системы, обусловленная наличием политической конкуренции. 4. «Распавшаяся Россия». Мы обязаны рассмотреть и этот вариант как возможный выход из неустойчивого состояния, которым является транзит. Такому сценарию присущи следующие черты: раскол, ожесточенное противостояние элит по вертикали и отсутствие консолидации по гори зонтали; отсутствие адаптивности системы из-за распада единых механизмов управления и в силу стремления частей системы самостоятельно решать проблемы; игра с правилами, переходящая в правовой хаос, в силу распада единой системы права. Названные сценарии можно одновременно трактовать как состояния страны в некотором неясном по протяженности будущем. Чтобы динамика была яснее, предлагаю рассматривать еще два состояния: бывшее («Ельцинская Россия») и нынешнее («Путинская Россия»). Первое из этих состояний характеризуется «игрой с правилами», порожденной смешением старой и новой правовых систем и противостоянием элит; адаптивностью, связанной с правовым хаосом, слабостью власти и действием стихийных механизмов приспособления; расколом и ожесточенным противостоянием элит. Для второго (нынешнего) состояния характерны: наличие импульсов на формирование игры по правилам и в то же время сохранение «игры с правилами»; уменьшение адаптивности за счет ограничения оппозиции и введения элементов командной системы управления; постреволюционная консолидация элит. Последняя, впрочем, была по-настоящему присуща первому периоду президентства Владимира Путина, сейчас видны признаки размывания этой консолидации. Россия находится на перепутье, в некоторой точке неопределенности. Она ушла от стихийной адаптивности. Но пока неясно, куда она придет: либо снова станет ригидной, либо обретет реальную институциональную адаптивность. Она ушла от «игр с правилами», когда конфликтовали старые и новые нормы. Но опять неясно, куда она придет: либо к игре по демократическим правилам, либо к жестким нормам авторитаризма. Она ушла от конфронтации времен Ельцина, но неясно, куда придет: к согласию вокруг демократических правил игры или сговору элит во имя самосохранения. Эти развилки и определяют основные траектории возможного движения страны в будущее. Описываемые сценарии не являются какими-то железнодорожными ветками, попадание на которые жестко предопределяет дальнейшее движение. Напротив, они взаимоза висимы, имеют точки пересечения и перехода друг в друга, общие побудительные стимулы или исходы. Это связано с тем. что все они в той или иной мере являются разными способами реализации одних и тех же более общих исторических закономерностей. Как я уже отмечал, в природе (в том числе социальной) нет монотонных процессов. Одно из проявлений этого общего принципа состоит в том, что вслед за крупной революцией могут следовать повторные революционные всплески меньшего масштаба, преобразующиеся впоследствии в естественные циклы развития. Реакция постреволюционного периода может заходить так далеко, что для ее преодоления требуются экстраординарные усилия общества, что и порождает эти повторные всплески. Повторные революционные волны черпают энергию из тех социальных напряжений, которые порождаются различными направлениями общества и власти. В постреволюци- онный период правящая элита больше руководствуется инстинктом самосохранения, нежели какой-либо исторической миссией. Общество, между тем, продолжает самостоятельное движение в том направлении, которое было задано первичным революционным импульсом (понося, возможно, и саму революцию, и ее лидеров, и ее идеи). Правящая элита пытается реагировать на эти напряжения двумя возможными способами: первый - общая консолидация элиты (сговор); второй - подавление оппозиционной элиты. Очевидно, что оба эти способа могут лишь временно компенсировать напряжения, но не могут отменить ни их самих, ни их нарастания. Последние и создают рано или поздно революционную ситуацию. А теперь попробую проанализировать сценарий, который пока представляется наиболее вероятным, доведя последствия его реализации до некоего логического экстрима.

I. Формирование основных сценариев

Разработка основных сценариев социально-экономического развития города Ростова-на-Дону базируется на параметрах долгосрочного развития России в целом, Южного Федерального округа и Ростовской области, сформулированных в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.

Во всех сценариях приняты за основу одинаковые общемировые экономические условия (определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации) - замедление темпов роста мировой экономики и снижение сырьевых цен в 2009-2010 гг., как следствие мирового финансового кризиса, сопровождаемого развитием кризиса производства; вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4% в год) при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.

Ключевыми тенденциями общероссийского социально-экономического развития, влияющими на конфигурацию прогноза, являются:

Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития;

Переход на инновационный тип экономического развития;

Формирование самостоятельной устойчивой финансовой системы;

Необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

Сокращение населения в трудоспособном возрасте, в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

Усиление общемирового влияния экологических факторов, что создает дополнительные возможности для России, имеющей значительные запасы экологических ресурсов;

Усиление конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций России на мировых рынках технологий и капитала.

Все сценарии развития города Ростова-на-Дону учитывают отраслевые приоритеты социально-экономического развития, заложенные в Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и включающие в себя: агропромышленный комплекс, научно-образовательный комплекс, услуги в сферах туризма и транспорта.

Также, во всех сценариях учтены основные тенденции социально-экономического развития Ростовской области, в частности, прогнозируемые на период 2010-2020 гг., высокие темпы промышленного роста и активизации непроизводственной сферы: торговли, сферы обслуживания и сектора интеллектуальных услуг, что обусловит высокий уровень диверсификации экономики региона.

Стратегическими направлениями развития Ростовской области на период реализации Стратегии являются:

Создание и развитие Большого Ростова как центра Юга России;

Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков;

Формирование конкурентоспособных кластеров восстановительного роста и технологической модернизации на базе крупных предприятий (прежде всего оборонно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт);

Создание новых производств за счет притока в регион новых инвестиций.

В демографической сфере и на рынке труда следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости в сочетании со стабилизацией численности населения и даже его приростом.

Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и факторами и позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года. Выбор системы сценариев обуславливается объективным наличием инертного и активного начал городской системы, вероятными перспективами их проявления в развитии города Ростова-на-Дону в ближайшие годы.

Варианты долгосрочного развития города Ростова-на-Дону раскрываются в трех сценариях - негативном, инерционном и позитивном. Во всех сценариях социально-экономическое развитие в прогнозируемой перспективе будет определяться, прежде всего, степенью активности участия города в создании и развитии Большого Ростова как центра Юга России.

1. Негативный сценарий развития

Данный сценарий предполагает утрату Ростовом-на-Дону основных конкурентных преимуществ, что может быть обусловлено одновременным невниманием к значительному потенциалу его социально-экономического развития и решению ключевых проблем города. Пассивная позиция в отношении развития и совершенствования городской среды означает для Ростова-на-Дону опасность неэффективной и медленной реакции на возникающие внешние угрозы. К основным из них относятся: воздействие глобального экономического кризиса и риск опережающего развития городов-конкурентов. Следствием этого могут явиться упущенные возможности становления в качестве крупного мегаполиса и одного из полюсов роста российской экономики.

Реализация негативного сценария приведет к ухудшению состояния и дестабилизации всей городской системы, в том числе к формированию неблагоприятного инвестиционного климата. Невнимание к преимуществам выгодного экономико-географического положения города приведет к значительному снижению его влияния во всем Южном макрорегионе, ослаблению торговых, культурных и экономических связей с другими региональными и международными центрами.

Нерешенной останется проблема организации внутригородской территории, в частности, нехватки земельных площадей, неадекватной пространственной структуры центральной части города, неэффективной организации транспортной сети и слабой функциональной специализации районов города. В таких условиях резко сократятся объемы нового строительства, а транспортная нагрузка достигнет критических значений.

Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства. В рамках данного сценария также вероятно значительное снижение производственного потенциала Ростова-на-Дону, обусловленное слабым внедрением инноваций в промышленность, прежде всего, в машиностроение. Крупнейшие предприятия города могут утратить свои конкурентные позиции на рынке ввиду морального устаревания технологий производства. Уровень диверсификации реального сектора экономики города снизится, в том числе в связи со слабым развитием организаций малых форм хозяйствования.

Произойдет снижение деловой и предпринимательской активности, что приведет к значительному ограничению формирования современной бизнес-среды в городе. Недостаточное финансирование научно-исследовательской и образовательной деятельности приведет к замедлению развития инновационной сферы.

В результате экономической стагнации снизится уровень качества жизни населения, замедлится рост доходов, ускорятся темпы роста цен на потребительские товары и услуги, возрастет уровень бедности, заметно ухудшится качество городской среды, будет расти уровень безработицы. Социальное неравенство приведет к снижению безопасности социальной среды из-за увеличения количества преступлений. Увеличится антропогенная нагрузка на окружающую среду города, в том числе из-за перенакопления токсичных отходов предприятиями.

Продолжится увеличение количества социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний (онкозаболеваний, туберкулеза, ВИЧ-инфекции). В связи с чем произойдет сокращение трудовых ресурсов и увеличение доли инвалидов в общей численности населения, что вызовет большую нагрузку на трудоспособное население. Увеличится количество смертельных случаев заболеваний, а при отсутствии эффективных мер профилактики, возрастет и количество хронических случаев заболеваемости.

Все эти процессы вместе с высокими показателями младенческой и детской смертности приведут к резкому сокращению численности населения. Согласно негативному сценарию развития демографической ситуации, при котором закладываются минимальное значение рождаемости за последние 4 года, максимальное значение смертности и минимальное значение миграционного прироста, население города к 2030 году сократится более чем на 120 тыс. человек, или на 12%.

Вероятность реализации данного сценария, тем не менее, достаточно низкая, ввиду необходимости одновременного проявления всех внешних угроз при абсолютной пассивности органов управления городом, и составляет порядка 10%.

2. Инерционный сценарий развития

Инерционный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей состояния городской системы.

Сценарий инерционного развития опирается на использование имеющихся конкурентных преимуществ местной экономики, поддержание сложившегося уровня производства промышленной продукции предприятиями города и сохранение транспортной инфраструктуры на существующем уровне.

В рамках реализации данного сценария развития город не формирует долгосрочные цели и ориентиры своего развития, а развивается так, как подсказывает текущая ситуация. В связи с этим, социально-экономическое положение города будет определяться в основном следующими факторами:

Локальными успехами, связанными с реализацией целей краткосрочного характера;

Сохранением социальной стабильности;

Снижение темпов экономического развития с высокого уровня до среднего;

Эффектом накопления проблем;

Низкими рисками при установлении стабильной социально-экономической ситуации в стране и пропорциональным упадком при ухудшении общегосударственной ситуации.

В рамках реализации инерционного сценария субъекты крупного бизнеса самостоятельно формируют и реализуют политику экономического развития и мероприятия по повышению собственной конкурентоспособности, что позволяет установить относительно высокий уровень конкурентоспособности крупных предприятий города.

Сохранение существующего инвестиционного и предпринимательского климата позволит поддерживать стабильную работу предприятий основных отраслей экономики, однако, приведет к установлению относительно невысоких темпов экономического развития города в целом, в силу влияния негативных внешних факторов.

Стабильные показатели деятельности крупных предприятий сохранят достаточный уровень бюджетной обеспеченности города, что позволит частично реализовать запланированные мероприятия развития социальной сферы, связанные с сохранением возможностей для получения образовательных, медицинских и социокультурных услуг для всех групп населения, поддерживающих производственный потенциал высокотехнологичных отраслей специализации Ростова-на-Дону. Реализация запланированных мероприятий позволит сохранить уровень интегрального индекса качества жизни выше среднероссийского.

Интегральный индекс качества жизни представляет собой универсальный агрегатный показатель, позволяющий совместить воедино наиболее важные аспекты, определяющие комфортность жизни человека на данной территории.

Значение индекса рассчитывается по специальной методике, с использованием следующих показателей: отношение душевых доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, обеспеченность врачами (на 10000 населения), число зарегистрированных преступлений, уровень благоустройства жилищного фонда (канализация, газ, водопровод), площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, число телефонных аппаратов (на 1000 населения), число учащихся профессиональных учебных заведений всех типов, уровень безработицы, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, число посещений музеев, число зрителей театров.

Однако, в данной ситуации, увеличение заработной платы способно будет лишь компенсировать инфляцию, реальные доходы граждан существенно не повысятся. Уровень бедности останется на уровне прошлых лет, и не увеличится только благодаря целевой финансовой поддержке социально-незащищенных граждан за счет бюджетных средств. Безопасность социальной среды останется на уровне 2008 года. По отдельным видам число правонарушений возрастет (экономические преступления и т.д.), однако за счет высокой раскрываемости удастся не допустить резкого снижения уровня безопасности. Антропогенная нагрузка останется неизменной: выбросы в атмосферу за счет автомобильного транспорта не сократятся, так как реконструкция дорожной сети города не будет проведена в полном объеме.

Оценочная численность населения, в соответствии с инерционным сценарием, в 2030 году составит 956127 человек, за 22 года город потеряет 92,5 тыс. или 9% современного населения. В связи с тем, что город Ростов-на-Дону является крупнейшим "работодателем" в регионе, в городе сохранится положительный миграционный прирост. Прогнозируется относительно низкий уровень как общей, так и регистрируемой безработицы, несмотря на значительное увеличение значений этих показателей в стране в целом, в связи с мировым финансовым кризисом.

В отличие от крупных предприятий, развитие субъектов малого бизнеса в рамках реализации инерционного сценария будет затруднено. Данная тенденция объясняется сильной уязвимостью малого предпринимательства и его зависимостью от поддержки органов местного самоуправления, даже с учетом того, что инерционный сценарий предполагает саморегулируемость отраслей в долгосрочной перспективе. Как следствие этого вероятно снижение темпов развития сферы торговли и общественного питания, так как субъекты малого бизнеса занимают около 50% рынка потребительских услуг города.

Уровень развития транспортной системы Ростова-на-Дону, обусловленный его выгодным приграничным экономико-географическим положением по отношению к региональным центрам России, Украины, Турции и других стран, позволит сохранить лидирующее положение на Юге России в долгосрочной перспективе.

Усиление позиции города Ростова-на-Дону как крупнейшего транспортного узла на Юге России также возможно в рамках создания Большого Ростова согласно утвержденному Администрацией Ростовской области Стратегическому плану социально-экономического развития. Реализация Ростовской областью мер по развитию Большого Ростова создаст возможность пространственного развития и оптимизации территориальной структуры города, а также компенсирует невозможность расширения территории города за счет собственных ресурсов. В то же время, в рамках данного сценария, возможно стихийное развитие Большого Ростова или возникновение административных барьеров для ее развития из-за несовершенства законодательной базы.

Согласно инерционному сценарию развития, в городе сохранится высокая степень изношенности основных элементов инфраструктуры. Инфраструктурные ограничения снижают возможности комфортной жизни населения, формирования здорового образа жизни, расширения культурных потребностей.

Несмотря на внедрение современных технологий, эффективная транспортная сеть в Ростове-на-Дону не будет сформирована, в связи с чем серьезной проблемой для города останется состояние дорожной инфраструктуры.

Главным итогом инерционного сценария развития будет сохранение относительно стабильного социально-экономического положения, однако, упущенные выгоды приведут к сокращению достигнутых высоких темпов развития, нарастанию отставания от городов-конкурентов и потенциальной потере статуса лидера ЮФО.

Вероятность реализации инерционного сценария развития города средняя и оценочно составляет около 40%, что объясняется сформировавшимся на данный момент стабильным социально-экономическим положением и нехваткой территориальных ресурсов, ограничивающей его дальнейшее развитие.

3. Позитивный сценарий развития

Позитивный сценарий предполагает, что Ростов-на-Дону в максимальной степени реализует свой потенциал, используя благоприятные возможности для развития человеческого капитала, экономики и городской среды, адекватно и оперативно реагируя на негативные проявления внешних факторов. Этот сценарий характеризуется качественными позитивными изменениями социально-экономического положения города на основе успешного территориального развития, активного внедрения и использования инноваций в производственных и непроизводственных секторах, развитии научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечении высокого качества жизни населения.

В течение рассматриваемого периода экономика Ростова-на-Дону будет развиваться более высокими темпами по сравнению с экономикой Российской Федерации, благодаря быстрому обновлению производственного потенциала, постоянной генерации и внедрению новейших промышленных, коммуникационных и социальных технологий. Форсированное развитие хозяйственного комплекса города произойдет на основе достижений местной науки, плодотворного сотрудничества образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов с промышленными и финансовыми организациями.

Крупнейшие предприятия Ростова-на-Дону укрепят свои позиции, как на российском, так и международном рынке. В то же время произойдет значительное усиление роли малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики, в т.ч. в производственной сфере. Количественный и качественный рост реального сектора повлечет за собой увеличение налоговых отчислений во все уровни бюджетной системы. В результате расширятся возможности Администрации Ростова-на-Дону по поддержке местных производств, в участии в инвестиционных проектах, в повышении эффективности проводимой социально-экономической политики.

Сценарий инновационного развития предполагает качественную модернизацию транспортного комплекса, оптимизацию системы грузопотоков и товародвижения, организацию технического, технологического и информационного обеспечения грузовых перевозок. К 2025 году Ростов-на-Дону станет одним из ведущих транспортно-логистических центров не только России, но и среди городов стран Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока.

Будет значительно усовершенствована внутренняя транспортная сеть города: решена проблема чрезмерной загруженности центрального делового района, нормализована плотность автомобильного движения, отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, увеличится обеспеченность города парковочными местами.

Другим важным направлением модернизации городской инфраструктуры станет ремонт и строительство новых объектов ЖКХ, в первую очередь распределительных сетей в отраслях электро-, тепло- и водоснабжения. Существенно сократится доля ветхого и аварийного жилого фонда, при этом, благодаря высоким темпам строительства, вырастет удельная обеспеченность жильем из расчета на одного человека.

Рассматриваемый сценарий предусматривает:

Ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества муниципальных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

Качественное развитие социальных институтов, включая сферы образования, здравоохранения, жилищной политики, культуры и спорта, обеспечивающих значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

Стабилизацию численности населения благодаря активной демографической и миграционной политике;

Решение проблемы дефицита сводных площадей для реализации инвестиционных проектов посредством развития Большого Ростова и оптимизации территориальной структуры города;

Модернизацию городской инфраструктуры Ростова-на-Дону, обеспечение достойной среды проживания населения.

В результате создания благоприятных институциональных условий и проведения грамотной политики Администрацией Ростова-на-Дону, все подсистемы городского хозяйства будут способны адекватно реагировать на перспективные вызовы. При этом минимизируются все недостатки внутренней среды Большого Ростова. Сильная конкурентоспособная экономика, основанная на быстром внедрении инновационных технологий, высоком качестве образования и развитом транспортно-логистическом комплексе, будет генерировать устойчивый рост благосостояния населения. К 2025 году уровень доходов жителей достигнет европейских стандартов, средняя продолжительность жизни увеличится на 5-7 лет.

Позитивный сценарий развития предусматривает рост благосостояния населения за счет темпов роста заработной платы, опережающих темпы инфляции. Уровень бедности населения сократится, снизится безработица за счет создания новых рабочих мест, в первую очередь предприятиями малого и среднего бизнеса. Показатели безопасности социальной среды улучшатся, благодаря слаженной деятельности общественности, органов правопорядка и Администрации города.

Экологическая ситуация в городе улучшится за счет строительства объездных дорог, переноса части предприятий за городскую черту, обустройства двух полигонов для утилизации отходов. Качество питьевой воды улучшится за счет полной реконструкции водоводов и канализационной сети. Увеличится площадь зеленых насаждений, снизится загрязненность атмосферного воздуха. Также прогнозируется существенное снижение риска техногенных катастроф.

Произойдет снижение заболеваемости населения и младенческой смертности. Эффективная реализация запланированных мер позволит сократить количество заболеваний, уменьшить общее число смертельных случаев. Это, в свою очередь, позволит уменьшить нагрузку на трудоспособное население и увеличить эффективность профессиональной деятельности благодаря росту рождаемости и сокращению смертности, а также притоку молодых мигрантов.

На рынке труда, в случае реализации позитивного сценария, следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. Рынок труда будет динамично трансформироваться благодаря размещению новых отраслей экономики и инновационному развитию уже существующих на территории города.

Позитивный прогноз численности населения, при котором закладываются максимальные значения рождаемости и миграционного прироста, минимальное значение смертности, а также возможность увеличения численности населения за счет эффективного территориального развития города показывает, что численность Ростова-на-Дону может увеличиться до 1250 тыс. жителей.

Предполагается интенсивное развитие Большого Ростова на основе документов стратегического планирования, формирование единой территории, предоставляющей наиболее выгодные условия для производства, ведения бизнеса, жизни и отдыха людей.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 Ростовская агломерация является центром социально-экономического развития Юга России и в долгосрочной перспективе должна расширить свое влияние на страны СНГ и другие регионы. В рамках позитивного сценария прогнозируется повышение ее роли как инновационного, образовательного центра, центра предоставления управленческих и консалтинговых услуг, развития системы внешних коммуникаций - мультимодального транспортного узла.

Широкий выбор мест приложения труда, хорошие жилищные условия, адекватная оплата труда и высокий уровень развития отраслей социальной сферы (в первую очередь, образования) обеспечит жителям города возможность самореализации, возможность прожить жизнь достойно, интересно, разнообразно, создаст условия для занятий спортом, культурного отдыха, туризма.

Данный сценарий имеет относительно высокую (50%) вероятность реализации, главными предпосылками которой являются: значительный социально-экономический потенциал города, его выгодное экономико-географическое (в т.ч. транспортное) положение, развитый научно-образовательный комплекс, а также активная социально-экономическая политика городской и региональной администраций в настоящее время.

4. Обоснование выбора целевого сценария
социально-экономического развития

Сравнительный анализ основных параметров рассматриваемых прогнозов (табл. 2) позволяет сделать вывод, что максимальные риски для Ростова-на-Дону несет негативный сценарий, который не только не предполагает дальнейшего социально-экономического развития, но и влечет за собой утрату городом основных конкурентных преимуществ, потерю влияния в Южном федеральном округе. Реализация данного сценария приведет к снижению производственного потенциала и уменьшению диверсификации реального сектора экономики Ростова-на-Дону. Обострение проблемы нерациональной организации внутригородской территории отрицательно отразится на темпах нового строительства, при этом транспортная нагрузка достигнет критических значений. Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства и повышению социальной напряженности. Уже в 2017 году Ростов-на-Дону потеряет статус города-миллионника (табл. 1), а уровень качества жизни населения существенно уменьшится.

Таблица 1. Прогноз численности населения Ростова-на-Дону

сценарии 2008 2010 2015 2020 2025
негативный 1048714 1036943 1008072 980206 953312
инерционный 1048714 1038476 1017014 996146 975855
позитивный 1048714 1040009 1026022 1112322 1250875

Инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время тенденции экономического и социального развития и предполагает движение по уже сложившейся ранее траектории. В рамках данного сценария, положение Ростова-на-Дону будет характеризоваться относительной устойчивостью, однако, потеря городом его перспективных возможностей приведет к сокращению достигнутых высоких темпов развития. В рамках реализации инерционного сценария вероятны успехи в отраслях машиностроения и пищевой промышленности, в работе учреждений социальной защиты, а также в функционировании города как крупнейшего транспортного узла на Юге России. Вместе с тем будет проявляться эффект накопления и усугубления уже существующих проблем. К 2020 году численность населения города уменьшится до 996,1 тыс. чел., а уровень реальных доходов горожан сохранится на существующем уровне.

Позитивный сценарий подразумевает значительно более сложную модель управления и для власти, и для бизнеса. Данный сценарий предполагает активную политику органов местного самоуправления, скоординированную с хозяйствующими субъектами и направленную на стимулирование внедрения инноваций в производственные и непроизводственные сектора экономики города, развитие научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечение высокого качества жизни.

При реализации данного сценария, численность населения Ростова-на-Дону к 2025 году может увеличиться до 1250 тыс. жителей. Возрастут и реальные доходы жителей, расширится выбор мест приложения труда, а уровень бедности сократится. Оптимизация производственной и социальной систем позволит реализовать конкурентные преимущества Ростова-на-Дону в масштабах ЮФО и России в целом. Поэтому, в качестве целевого варианта социально-экономического развития в Стратегии будет рассматриваться сценарий максимально приближенный к позитивному.

Таблица 2. Основные параметры сценариев социально-экономического
развития г. Ростова-на-Дону до 2025 года

Негативный Инерционный Позитивный
Конкуренто-
спосоность
экономики
Снижение
конкурентоспособ-
ности экономики
города как среди
крупнейших
городов России,
так и среди
крупных городов
Южного
федерального
округа. Потеря
существующих
позиций в
профильной
экономической
деятельности
Относительно
высокая
конкурентоспособ-
ность профильной
экономической
деятельности.
Снижение уровня
конкурентоспособ-
ности города среди
крупнейших городов
России
Значительный рост
конкурентоспособ-
ности экономики
города за счет
активного
внедрения
инноваций.
Закрепление
статуса столицы
Юга России и
вхождение в
пятерку наиболее
конкурентоспособ-
ных мегаполисов
страны
Пространстве-
нное развитие
города
Обострение
проблемы
территориального
неравенства
вследствие
дефицита
земельных
площадей,
нерациональной
организации
городского
пространства,
недоиспользование
ресурса Большого
Ростова
Сокращение
территориального
неравенства путем
использования
ресурсов Большого
Ростова
Оптимизация
территориальной
структуры
городского
пространства, в
том числе за счет
развития Большого
Ростова.
Сбалансированность
территориального
каркаса за счет
реорганизации
функциональных зон
города
Качество
жизни и
развитие
человеческого
капитала
Снижение уровня
реальных доходов
населения и
серьезное
обострение
существующих
социальных
проблем. Резкое
снижение уровня
качества жизни,
социальная
нестабильность.
Существенное
сокращение
численности
населения
Относительная
социальная
стабильность,
средний уровень
развития
социальной сферы,
относительно
высокая социальная
дифференциация
Устойчивый рост
инвестиций в
человека,
качественное
развитие
человеческого
капитала, рост
уровня
благосостояния
населения,
снижение
социальной
дифференциации
Городская
инфраструкту-
ра
Существенное
ухудшение
состояния
городской
инфраструктуры, в
том числе за счет
критической
транспортной
нагрузки на
дорожную сеть,
высокой
изношенности
основных фондов
жилищно-коммуна-
льной
инфраструктуры и
нехватки
генерирующих
мощностей
Ограниченность
инфраструктурного
развития города,
связанная с низким
качеством
городской среды.
Отсутствие
системного подхода
в попытках
модернизации
существующей
инфраструктуры,
что ведет к
нерациональному
расходованию
значительных
ресурсов при
отсутствии
существенных
результатов
Качественное
улучшение
состояния
городской
инфраструктуры, в
т.ч. решение
проблемы
транспортной
загруженности,
модернизация
объектов ЖКХ,
увеличение
генерирующих
мощностей.

Северо-Кавказского федерального округа

Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Основными параметрами базового сценария являются:

технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности;

реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры;

достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;

развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;

постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.

Реализация базового сценария приведет к следующему изменению основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к 2025 году по сравнению с 2008 годом:

валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;

средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;

уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;

доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;

доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;

В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:

обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;

обеспеченность больничными койками увеличится 79 до 80 единиц на 10 тыс. человек;

обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится со 174 до 200 посещений на 10 тыс. человек;

обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;

обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;

обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;

обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.

Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:

увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;

увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;

достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.

Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт . ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт . ч в 2008 году).

В российской практике при разработке плановых документов часто выделяют три основных сценария развития территории:

  • 1) инерционный сценарий - ориентирован на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало периода прогноза тенденций, предполагает вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления;
  • 2) восстановительный сценарий - предполагает переход от инерционного к инновационному пути. На данном этапе формируется задел или так называемая критическая масса для перехода экономики на новый уровень развития, включая новые формы и методы продвижения местных товаропроизводителей на внешних рынках, развитие производственных кластеров;
  • 3) инновационный сценарий - ориентирован на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Он предполагает модернизацию экономики, а также формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти.

Для первых двух из трех сценариев необходимо сформулировать следующие сценарные условия:

  • 1. Инерционный (базовый ) сценарий. Тенденция развития муниципального образования будет сохраняться, будут реализованы утвержденные мероприятия и действующие целевые программы, внесенные в бюджет. Методы прогнозирования - метод трендов.
  • 2. Восстановительный сценарий. В дополнение к существующим целевым программам будут приняты и реализованы все мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования. Методы прогнозирования - метод экспертных оценок, метод трендов.

Для расчета параметров прогноза в сценариях следует также учесть следующие экономические допущения:

  • 1. Для инерционного сценария :
    • - кризис пройден, замедлились темпы падения обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации в целом;
    • - ближайшие год-два не предвидится существенного экономического роста, без учета реализации ключевых мероприятий разрабатываемой Программы, включая подпрограммы.
  • 2. Для восстановительного сценария :
    • - будут успешно реализованы отдельные подпрограммы;
    • - на этапе организации мероприятий Программы темпы роста экономики (включая промышленное производство, строительство, малое предпринимательство) будут минимальными или будет отмечено незначительное падение;
    • - в результате реализации подпрограмм будут отмечены темпы роста по секторам экономики.

В качестве основных показателей изменения социально- экономической ситуации в муниципальном образовании следует выбрать:

  • - объем промышленного производства;
  • - оборот розничной торговли;
  • - объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, включая малые предприятия;
  • - численность занятых в экономике, в том числе в малом предпринимательстве;
  • - реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году;
  • - рост доходов муниципального бюджета (увеличение доли собственных доходов, уменьшение дотаций на выравнивание бюджета города).

В процессе написания сценариев развития муниципального образования необходимо учитывать следующее:

  • 1. Для инерционного сценария за основу следует взять прогноз, разработанный сотрудниками администрации муниципального образования. Скорректировать с учетом мнения специалистов (экспертов) - исполнителей проекта.
  • 2. Прогноз показателей для восстановительного сценария необходимо производить с применением двух указанных выше методов. При этом вначале применяется трендовый метод, где учитываются тенденции макроэкономического развития страны (например, данные по основным показателям социально-экономического развития России за 9 месяцев текущего года) и прогнозы Министерства экономического развития РФ (уровня инфляции, падения ВВП, промышленного производства, доходам федерального бюджета).
  • 3. Прогноз по восстановительному сценарию должен быть окончательно согласован с экономистами администрации муниципального образования: заместителем главы администрации по экономическим вопросам, начальником отдела архитектуры и градостроительства, комитетом по управлению муниципальным имуществом. Прогноз показателей муниципального бюджета должен быть детально согласован и откорректирован с управлением финансов. Таким образом, в процесс разработки восстановительного сценария следует привлечь максимальное число отделов и подразделений администрации.
  • 4. Для проверки предположений о налоговых поступлениях, полученных дополнительно от реализации программных мероприятий, необходимо сделать расчет налогооблагаемой базы по бюджетообразующим налогам муниципального образования.

В процессе составления прогноза для муниципального образования, как было сказано выше, необходимо использовать два метода:

  • 1) метод экспертных оценок, основанный на учете мнения экспертов, т. е. специалистов в области экономики и управления;
  • 2) метод трендов - количественный метод прогнозирования, который основан на учете тенденций в изменении какого-либо показателя или события за предшествующие периоды. На основании этого делается экстраполяция тренда на будущие периоды.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования необходимо представить в табличном виде (табл. 10).

Т а б л и ц а 10.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования согласно двум сценариям

Показатель

Сценарии

Отчетный

Прогнозный период

Итого за 3 года, %

  • (оценка)

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в сфере промышленного производства, в действующих ценах

Восстановительный

Индекс промышленного производства

Восстановительный

Строительство, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Восстановительный

Ввод в действие жилых домов

Восстановительный

Оборот розничной торговли,в действующих ценах

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Восстановительный

Количество малых предприятий (МП) - всего

Восстановительный

Количество

индивидуальных

предпринимателей

С реднесписочная численность работников, занятых на МП - всего

Восстановительный

Объем товаров и услуг, реализованных малыми предприятиями

Восстановительный

Для визуализации результатов сценария, данные результатов прогноза следует представить в графическом виде: линейный график, гистограмма и пузырьковая диаграмма.

Отдельное внимание в рамках разработки сценариев развития муниципального образования необходимо уделять показателям бюджета. В публичном управлении это имеет ключевое значение. В практике коммерческих компаний это не так важно, так как планирование осуществляется не жестко, финансирование расходов зависит от выручки с продаж. Финансовые решения часто принимаются оперативно. Напротив, в крупные корпорации, а также федеральные, региональные и местные бюджеты отличаются особой (жесткой) дисциплиной исполнения. Все изменения проходят определенную процедуру и утверждаются в форме закона (государственный уровень) или решения (муниципальный уровень), принимаемыми законодательными органами: Федеральным Собранием или собраниям местных депутатов (муниципальный уровень).

Здесь целесообразно спрогнозировать показатели доходов и расходов муниципального бюджета по двум сценариям - базовому и восстановительному (табл. 11).

Т а б л и ц а 11.

Показатели бюджета муниципального образования

_(тыс, руб.)

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

1. Доходы бюджета - всего

Восстановительный

Налоговые и неналоговые доходы (собственные средства)

Восстановительный

В том числе:

налоговые

Восстановительный

неналоговые

Восстановительный

Объем безвоз- мездных поступлений

Восстановительный

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

(средства, полученные в рамках меж- бюджетных отношений)

В том числе:

субсидии и субвенции

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

2. Расходы

бюджета - всего

Восстановительный

3. Дефицит

Восстановительный

4. Доля собст-

венных доходов в общей сумме доходов бюджета, %

Восстановительный

Показатели бюджета по базовому сценарию представляются исходя из официального прогноза, который составляется на основе индексного метода. Восстановительный сценарий был рассчитан путем добавления эффекта от реализации отдельных подпрограмм муниципального образования. Далее возможна корректировка экспертным методом.

  • См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / В. И. Иванков, А. В. Квашнин, В. И.Псарёв, Т. В. Псарёва; под общ. ред. T. В. Псарёвой. - С. 141.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».