Вязание

Трудами братии Валаамского монастыря: "Рождение иконы". Иконописные мастерские при монастырях Иконописные мастерские при монастырях

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первый образ написанный игуменией Евсевией с сестрами в Челябинске

Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сестры открыли иконописную мастерскую и занялись возрождением канонической иконописи.

Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям, которые использовали иконописцы школы Андрея Рублева.

Икона, написанная по древнему канону, полна необычайной, нездешней тишины. Все суетливое, страстное, чувственное ей чуждо. Икона как бы сообщает свое молитвенное состояние верующим, и тем самым способствует созданию молитвенного настроя. Такую икону называют «богословием в красках», потому что в ней нет ничего случайного, каждый элемент имеет духовный смысл. Ведь икона это, прежде всего встреча, встреча с Богом.

Обучение иконописи

В течение нескольких лет монахини проходили стажировку в иконописной школе Московской духовной академии при Троице-Сергиевой лавре. Некоторые сестры до прихода в монастырь не умели рисовали, и по благословению игумении обучаются в монастыре иконописи у старших сестер.

Рисунок на иконной доске начинается с линий. Сестры учатся рисовать по «прорисям» чтобы линии на иконе были красивые и уверенные. Прорисью называется контурный рисунок образа.

Чтобы икона была наиболее приближена к оригиналу XV в. Сестры используют для наглядного примера копии фрагментов с древних икон, которые хранятся в Эрмитаже и Трерьяковской галлерее.

Икона «Рождество Христово», рядом копия фрагмента с иконы ученика Андрея Рублева

Столетиями иконописцы учились друг у друга, делая прориси контуров образа

Икона апостола Иоанна Богослова

Технология написания икон

Для изготовления икон используются только натуральные материалы, чтобы новая икона, подобно древним образцам, прослужила несколько сот лет.

На Руси доски для икон делали из липы, так как эта древесина легко переносит колебания влажности, температуры и не выделяет смолу. Доску просушивают, затем наклеивают паволоку и покрывают натуральным левкасом.

Краски изготавливают на основе натуральных, перетертых вручную минералов и полудрагоценных камней (лазурит, малахит, киноварь, охры и т.д.) с добавлением яичного желтка. Фон и некоторые элементы иконы украшаются сусальным золотом. Готовая икона покрывается защитным слоем олифы.

Не все знают, но не всегда в иконописных монастырских мастерских подвизаются исключительно монахи. Особенно это касается столичных обителей. Зачастую наряду с монахами рука об руку трудятся и приглашённые иконописцы. А есть монастыри, где вообще нет своих иконописцев. Т.е. все мастера приглашенные. Г подход позволяет повысить качество изготавливаемых икон, при определённой оптимизации процесса. Скажем больше. Все, что идёт на пользу монастырю, иконописи и заказчику имеет право на существование.

Так, например, есть монастыри, которые вообще не имеют своих собственных мастерских. Тем не менее все заказы на написание икон выполняются. Просто выполняются они на производственных мощностях, если можно так выразиться, других иконописных мастерских.

Принимаем заказы на написание икон от монастырей, храмов и частных лиц

Связаться с нами можно посредством телефона или письма на E-mail, которые указаны в разделе

Так, если говорить конкретно про наших мастеров, то мы подвизаются и на своих площадях, и на площадях различных монастырей. Где то это разовые работы, а где то постоянное сотрудничество. Поскольку рабочий стаж наших иконописцев приближается к 25 годам, то не по кривом душой, если скажем, что мы в разное время сотрудничали практически со всеми основными

  • Монастырскими иконописными мастерскими
  • Частными мастерскими
  • Групповыми артелями иконописцев

В настоящее время особенно плодотворно и на постоянной основе мы сотрудничаем с Новодевичьем монастырем.

Заказ икон в монастыре

Из вышесказанного можно почерпнуть следующую информацию. Все таки не так важно где именно вы заказываете икону. Более существенно кто именно будет выполнять заказ. В идеале, опытные и постоянные заказчики оперируют не местом (Новоспасский монастырь, Даниловский или Симоновский), а личностью мастера. Т.е. конкретным иконописцем или артелью, который будет выполнять заказ.

Именно это позволяет заказчику наиболее ясно представлять что именно и в какие сроки он получит. Не секрет, что не смотря на определённую унификацию (прориси, каноны) у настоящего мастера есть свой фирменный стиль. Это не всегда проявляется явно, но всегда видно тому, кто в этом разбирается. Сведущий человек практически моментально узнает руку конкретного мастера написавшего ту или иную икону.
Есть и другой аспект. Чем меньше цепочка между заказчиком и исполнителем,

  • Тем лучше мастер понимает задачу
  • Тем быстрее осуществляется работа (написание образа)
  • И тем меньше конечная цена

Даже в таком деле, как написание икон работают все те-же законы бизнеса. Чем меньше посредников, тем дешевле изделие.
Понятно, что монастыри выступают в роли некоего гаранта качества, но не стоит думать, что если вы закажет икону в монастыре, то она приобретёт некую особую духовность. Качество иконы определяется мастерством иконописцы и его искренностью, молитвенным настроем и трудозатратами.
Скажем больше. Случалось и не раз, что иконы заказанные в известных монастырях потом приходилось исправлять. А иногда в дело вообще вступают аферисты. Так один человек возжелал что бы икону написали афонский монахи. Проект был не из дешёвых и пару раз монахи даже приезжали в Россию. Роты велись чуть ли не год, но в результате ожидания не оправдались. Большая храмовая икона была выполнена на очень низком уровне, не соответствовала достигнутым договоренностям и имела существенные недостатки. Впоследствии над ней пришлось серьёзно работать уже местным иконописцам. Кстати к греческой стороне остались вопросы (так и не получившие ответов). Например, что за монахи писали икону, из какого монастыря, да и монахи ли они были…

Готовые Монастырские иконы

Между Монастырскими и Частными иконописными мастерскими есть одна существенная разница. Монастырские иконописцы могут позволить себе работать, что называется «на склад». Оно и понятно. Через монастырь проходит большое количество народа. Это и собственные прихожане и паломники. Соответственно в иконной лавке монастыря продать готовые иконы вполне реально. А если вести статистику и учет, то можно с большой долей вероятности прогнозировать спрос на те или иные иконы.

Частная мастерская или при небольшом храме не может позволить себе такого. Иконопись требует вложений. Как материальных - на краски, доски, кисти, так и физических - непосредственный труд иконописца. И написав несколько икон такая мастерская попросту истощит свои ресурсы. И людские и материальные. А поскольку сбыт у частной мастерской затруднен, то написанные икону банально могут лежать месяцами не продаваясь.
Отсюда вывод: Если вы хотите купить готовую икону, то сделать это в монастыре будет проще и правильнее. Правда и цена будет выше. Да и сам образ будет написан без учёта ваших индивидуальных пожеланий. А вот заказывать икону правильнее непосредственно общаясь с мастером, который будет её писать.

Иконные лавки при монастырях и храмах

Наивно было бы думать, что все иконы и церковная утварь, продающие в монастырях или храмах произведены в иконописных мастерских этих монастырей. Конечно же нет. Если у монастыря и есть свои иконописцы, то в первую очередь они покрывают собственные нужды и уже во вторую очередь какие то иконы поступают на продажу. В подавляющем большинстве случаев действует следующая схема:

  • Некая компания заказывает за рубежом или на территории России ассортимент продукции. Иконы, киоты, облачная и т.п.
  • Далее у этого поставщика по оптовым ценам покупают товар более мелкие предприниматели.
  • Именно они, заложив в цену свою прибыль, разводят иконы и утварь по Монастырским лавкам и магазинам при храмах.
  • Монастырские лавки и храмов магазины так же добавляют к текущей стоимости свою прибыль и выставляют товар на витрину.

Итак, покупатель, который решил приобрести икону, заплати за неё три наценки. Не исключение и история с заказом икон в монастырских мастерских. Если, икону пишут не собственные мастера (а в большинстве случаев это именно так), то в цену иконы будет заложена дополнительная прибыль. Т.е. Что-то получит иконописец, а что-то монастырь, за то, что принял заказ на написание иконы.

Именно это-то факт в очередной раз приводит нас к простой и ясной мысли, которая уже звучала выше: Самый оптимальный путь - заказывать иконы непосредственно у мастера, который будет её писать. И поставленная цель (равно как и контроль за исполнением) будет яснее, и цена оптимальнее.

В заключение хочется добавить, что мы никоим образом не принижаем и не отговариваем от общения с Монастырскими иконописными мастерскими. Для многих этот путь выглядит более притягательным, ведь монастырь имеет свою ауру что-ли в общей истории создания иконы. Однако есть люди, которые предпочитают более тесное общение с исполнителями заказа, да и сэкономить были бы не прочь.

Купить и заказать иконы можно в церковной лавке Данилова монастыря и заказать в интернет-магазине.

ИКОНЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОДАЖА ОПТОМ И В РОЗНИЦУ. ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ.

Иконы собственного производства на деревянной доске или МДФ, по золочению. Сочетание традиционного стиля иконописания и современных технологий позволяет передать всё богатство цветовой палитры иконы, прорисовать все детали ликов и облачений, и подробности изображения. Использование золочения насыщает икону сиянием и светом, наиболее полно соответствующим образу Света невечернего и Божией славы. Специальные краски, применяемые в технологии UV печати, а также эффективные способы закрепления изображения гарантируют его долговечность, свежесть и чистоту красок. Лицевая сторона иконы дважды покрывается лаком, оборотная — отделана шпоном ценных пород дерева.

Размеры икон от 7 х 9 см до 30х40 см

Копии старинных икон на заказ. Коллекция древних икон для копирования.

Уважаемые покупатели! Поскольку ассортимент икон «Даниловских мастерских» очень широк, не все иконы готовы к отгрузке со склада. Возможно, потребуется производство икон под Ваш заказ со сроком изготовления 10-15 дней. Менеджер сообщит о наличии и готовности заказа.

СУЩЕСТВУЕТ ГИБКАЯ СИСТЕМА СКИДОК, ТАКЖЕ ИЗГОТОВИМ ПОД ЗАКАЗ, В СЖАТЫЕ СРОКИ, ИКОНУ ЛЮБОГО РАЗМЕРА И ПО ВАШЕМУ ДИЗАЙНУ.

Иверская икона Божией Матери, XVII век, Новодевичий Монастырь

Об отношении к иконописанию на Афоне говорит грамота Иверского монастыря, сопровождавшая в Москву копию Иверской чудотворной иконы Божией Матери: «Как есми приехал в наш монастырь (настоятель Пахомий), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному иконосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону ». Далее в грамоте описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а «братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии ».

Св. Димитрий, XIV век, монастырь Ватопед, автор Мануил Панселинос

На Святой Горе Афон находится богатейшее собрание византийской и поствизантийской иконописи . По этим работам можно проследить историю рукописных икон на Афоне и в Греции. Наиболее древние работы датируются XI веком, это иконы пяти мучеников Севастийских и св. Пантелеимона в монастыре Великая Лавра, мозаики «Благовещение» и «Деисус» в Храме Ватопедского монастыря. С XII века сохранились мозаичные иконы Св. Георгия и Св. Димитрия в монастыре Ксенофон, Богоматерь Одигитрия в Хиландаре, икона св. Николая в Ставрониките.
В XIII-XIV в.в. распространение получили иконы македонской школы с центром в Салонниках. Они отличаются реализмом в написании образов и стремлением отобразить их переживания и внутренний мир. Больше внимания стало уделяться композиции заднего плана, появились пейзажи в качестве фона икон. Ведущим иконописцем македонской школы был Мануил Панселинос, кисти которого приписываются фрески в соборе Протата, монастырях Ватопед, Пантократор, Великая Лавра. Множество фресок и икон македонской школы находится в Хиландаре и других монастырях Афона.

Спас Вседержитель, XIII век, монастырь Хиландар

После падения Константинополя икона стала предметом самоидентификации православных греков в Османской империи и одним из средств их укрепления в вере. Иконопись стала запрещенным искусством, немало греков приняли мученическую смерть с иконами в руках. Но Святая гора Афон и при османах осталась монашеской республикой, живущей по Византийским уставам. Еще до падения Константинополя афонские монахи получили охранную грамоту Мурада II. В условиях запрета православия в Османской империи афонские монахи сохраняли традиции иконописи и продолжали росписи афонских монастырей. Отдельные заказы на рукописные иконы поступали из Москвы, провозгласившей себя к тому времени третьим Римом. Так в 1647 г. на Афоне по заказу тогдашнего архимандрита Новоспасского монастыря Никона, будущего патриарха, была написана копия Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находится сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

Центром иконописания в XV-XVII веках стал Крит, куда в 1453 году под защиту венецианцев бежали многие художники. В ранний период критская школа характеризовалась аскетичным и строгим стилем иконографии, благородством ликов. Ведущим иконописцем этого направления был Феофан Стрилитсас из Ираклиона, который расписывал Храм Великой Лавры, а также монастырь Ставроникита в 30-е годы XVI века. Другие известные иконописцы критской школы Михаил Дамаскин, Ефросинос, Теофанис расписывали монастыри Ставроникита, Дионисиат, Великую Лавру. Впоследствии на художников Критской школы оказала большое влияние культура Ренессанса. В многочисленных иконописных мастерских Крита писалось до тысячи икон в год по заказам не только православных монастырей и греческой диаспоры в Средиземноморье, но и католических монастырей и общин Италии. При этом стиль икон для православных и католиков очень отличался. Критские иконописцы стали по примеру художников Ренессанса подписывать свои иконы. Искусствоведы насчитывают более 80 художников критской школы, среди них Доменикос Теотокопулос, ставший известным в Испании под именем Эль Греко - «Грек».

В XVIII веке в греческом иконописании появились две тенденции - возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира (Янина и Кастория). Византийские традиции на Афоне возрождал монах Дионисий из Фурна, живший в одной из келий в Кареасе. Он написал множество фресок и икон, которые можно сейчас найти в монастырях Каракалла, Ватопед и музеях Греции. Дионисий оставил после себя много учеников и последователей.
Работы художников из Эпира отличало сильное влияние народных мотивов и включение элементов барокко в свои работы. Но уже к концу XVIII века их вытеснила более традиционная школа мастеров-иконописцев из Галатиста в Халкидики.
В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига. На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимонова монастыря, Андреевского скита и скита Белозерка писали иконы в узнаваемом стиле академического письма. Даже сейчас практически в каждом российском храме можно найти высоко чтимые афонские иконы. После революции монастыри и скиты потеряли связь с родиной и постепенно пришли в запустение. Традиции иконописи сохранились только в скиту Белозерка. Сейчас он Называется Буразери, там обитают греческие монахи и принадлежит он монастырю Хиландар. С уходом из жизни русских мастеров и пополнением братии за счет греков скит стал одним из центров греческого иконописания.
В XIX-XX веках появилось направление народной иконы, где сильно влияние фольклорных балканских мотивов. Они пишутся народными мастерами и до сих пор популярны в сельских районах Тракии и Македонии.

Множество икон, находящихся на Афоне, прославились своими чудесами . Наиболее известные из них «Достойно Есть» в храме Протата в столице Афона Кареас, икона «Вратарница» в часовне Иверского монастыря, икона «Троеручица» в монастыре Хиландар, икона «Скоропослушница» в монастыре Дохиар, икона «Геронтисса» в монастыре Пантократор, икона «Ктиторисса» и «Отрада и утешение» в монастыре Ватопед, икона «Кукузелисса» в Великой Лавре, иконы «Гликофилусса» в монастыре Филофей и «Одигитрия» в монастыре Костамониту.
Современные греческие иконы очень разнообразны. Гости Греции чаще всего видят писаные скорописью иконы в магазинах сувениров. Но традиции византийской иконописи сохранились в Афонских и многих других монастырях Греции , где, как и много веков назад пишут иконы с молитвой и благоговением. Как и в старину, многие российские храмы заказывают на Афоне копии известных чудотворных икон. . Это дает им возможность делать более доступные работы красками по золоченному левкасу, максимально приближаясь к многовековым канонам иконописания.

Икона Божией Матери «Одигитрия», XVI век, Иверский монастырь, автор Теофанис Критский


Икона «Благовещение», XVI век, монастырь Ставроникита, автор Теофанис Критский


Икона Божией Матери «Параклисис», XVIII век, монастырь Пантократор, автор Михаил Салоникийский

Святыни Афона недоступны очень многим в России, а женщинам въезд на Святую Гору запрещен. Поэтому, в рамках Года Греции в России, планируется выставка «Сокровища Афона. Шедевры и святыни из монастырей святой горы Афон» .

Сегодня монастырь возрождается, и по благословению настоятеля обители игумена Бориса (Тулупова) организована иконописная мастерская. Сейчас на этом послушании трудятся монашествующие с художественным образованием, учившиеся в знаменитой иконописной школе при Троице-Сергиевой Лавре.

Основным направлением мастерской изначально является возрождение канонической иконописи. В своем выборе братья исходили из того, что икона канонического письма более других способствует созданию молитвенного настроя. Это заложено в самом способе канонического изображения – глубоко символичном. Высшая красота не может быть адекватно передана с помощью обычных художественных средств, поэтому необходимо прибегать к символике, выработанной Церковью на протяжении веков. Когда мы смотрим на икону канонического письма, где каждая деталь имеет некий духовный смысл, то, даже не зная точного значения всех символов, мы проникаемся ощущением того, что изображенные Лица и События – "не от мира сего". Конечно, это происходит только тогда, когда иконы написаны с точным соблюдением всех канонов и при этом проникнуты живым чувством. Братья избрали образцом для подражания византийские иконы XIII–XIV веков (Палеологовского периода) и древнерусские иконы XIV-XV веков (Круг Андрея Рублёва), в которых в полной мере имеется и строгая каноничность, и возвышенная эмоциональность.

В иконописной мастерской стремятся соблюдать не только древние каноны иконописи, но и старинные технологии изготовления икон. Иконные доски изготавливаются из конкретного дерева (липы), сушившегося в течение года естественным путем. Для грунта под живопись используются натуральные клеи животного происхождения или же желатиновый заменитель. Краски делаются на основе яичной эмульсии из перетертых вручную минералов. Например, для получения всех оттенков синего цвета используется лазурит, который применялся мастерами с древних времен. Красная краска – это киноварь, желтая – аурипигмент, зеленая – малахит, глауконит и т. д.

В основном братья пишут иконы для монастырских храмов, но также создаются целые иконостасы для монастырских подворий. Помимо иконописи в мастерской выполняются различные художественные работы: проектируются иконостасы, мраморные престолы, предметы храмовой и монастырской утвари по византийским образцам, эскизы к вышивкам и т.д.

Трудящиеся в иконописной мастерской должны жить чистой духовной жизнью, потому что только так они будут способны передать с помощью божественной Благодати и посредством линии и цвета сцены воплощенного домостроительства Христа, образы Богородицы и святых нашей Церкви.

Иконы служат посредниками между изображаемым лицом и молящимися. Так упрочиваются некие узы, связь. Честь, воздаваемая иконе, восходит к первообразу, как говорит святитель Василий Великий, но еще икона передает божественное состояние первообраза – в ней обретается благодать первообраза.

Прежде чем написать образ какого-нибудь святого, или Спасителя, или Божией Матери, братья просят молитвенной помощи в этом деле, стараются прочитать житие того угодника Божия, которого изображают. По словам иконописца, иногда даже бывает немного страшно приступать к работе, так как испытываешь особое благоговение, потому что знаешь, что люди будут смотреть на эту икону и, созерцая ее, умом будут возвышаться к Богу.

Посмотреть работы иконописной мастерской, а также росписи монастырского храма