Музыка

Народ азербайджанцы. Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа. Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Какова численность населения Азербайджана? Какие национальности проживают в этой стране, и как давно они там поселились? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?

Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства

Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.

Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.

Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим и можно объяснить устойчивый ежегодный прирост её населения. Тем не менее средняя продолжительность жизни в Азербайджане не столь высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства - это довольно неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.

Население Азербайджана и его религиозный состав

По Конституции в Азербайджане и не имеет влияния на образование, культуру или любые другие сферы общественной жизни.

Религиозный состав страны представлен различными течениями и конфессиями, главенствующую роль среди которых занимает ислам. 99% всего населения исповедуют именно эту религию. Причем примерно 85% из их числа являются мусульманами-шиитами.

Помимо этого, в Азербайджане свободно функционируют храмы других религий: синагоги, католические соборы, православные и протестантские церкви. Зарегистрирована и действует в стране даже община зороастрийцев.

Христианство в Азербайджане практически не распространено. Так, на территории государства нынче действует всего шесть православных храмов (из них половина расположена в столице). Католическая церковь в этой стране зародилась еще в XIV веке. Самым знаковым событием в жизни азербайджанских католиков стал приезд в Баку Папы Римского Иоанна Павла III, который состоялся весной 2002 года.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха - территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).

В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно - в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с "нефтяным бумом" в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.

Города Азербайджана

Население составляет всего 53% от общего числа его жителей (по европейским меркам, это очень мало). Городов с населением свыше 50 тысяч человек в этой стране всего десять. Причем столица государства - город Баку существенно оторвался от них по количеству населения. На данный момент это единственный город-миллионник в государстве.

Крупнейшие города Азербайджана: Баку, Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Хырдалан, Нахичевань, Шеки.

В столице государства, по оценкам демографов, проживает сегодня около 2,1 миллиона человек. Этот город разительно отличается от всех остальных азербайджанских городов. Сегодня он активно развивается и обзаводится современными высотными зданиями.

В заключение...

На сегодняшний день в Азербайджане проживает около 9,7 миллиона человек, и население этой страны стремительно приближается к 10-миллионному рубежу. Этнический состав этого государства довольно пёстрый. Кроме коренного народа, здесь проживают представители многих других национальностей - армяне, русские, лезгины, курды, татары, турки, украинцы, талыши.

Население Азербайджана в середине ХХ веке вошло в стадию бурного роста, обеспечиваемого в основном высоким естественным приростом селян азербайджанской национальности. В результате население республики за столетие выросло в 4 раза, а доля азербайджанцев во всем населении увеличилась с 58% до более чем 90%. В начале ХХ века Азербайджан продолжает оставаться одним из лидеров по приросту населения в Северном полушарии: исключая африканские страны, в 2010 году его опережали лишь Мексика и Индия . Однако продолжающийся демографический взрыв грозит стране перенаселением, хотя его угроза снимается традиционно стабильным оттоком излишков молодого населения, преимущественно мужского пола, зарубеж. Одной из демографических проблем республики остается селективный аборт , еще более усиливающий имеющиеся половые диспророции. В урбанизационном плане доминирующую роль в республике играет Бакинская агломерация, по размеру многократно превосходящая все прочие городские населенные пункты.

Энциклопедичный YouTube

Население

Численность населения Азербайджана в 1897-2014 годах

год население
тыс. чел.
городское сельское
тысяч чел. доля тысяч чел. доля
1897 1806,7 305,1 16,89 % 1501,6 83,11 %
1908 2014,3
1911 2056,5
1912 2131,6 237,4 11,14 % 1894,2 88,86 %
1913 2339,2 555,9 23,76 % 1783,3 76,24 %
1914 2068,9 438,2 21,18 % 1630,7 78,82 %
1915 2308,1
1916 2385,9
1917 2353,7 560,2 23,80 % 1793,5 76,20 %
1920 1952,2 405,8 20,79 % 1546,4 79,21 %
1923 1863,0 486,0 26,09 % 1377,0 73,91 %
1924 2128,7
1925 2162,9 522,6 24,16 % 1640,3 75,84 %
1926 2313,7 649,5 28,07 % 1664,2 71,93 %
1928 2417,4 681,9 28,21 % 1735,5 71,79 %
1929 2494,0 716,5 28,73 % 1777,5 71,27 %
1930 2569,5 750,9 29,22 % 1818,6 70,78 %
1931 2673,6 811,6 30,36 % 1862,0 69,64 %
1932 2784,6 893,6 32,09 % 1891,0 67,91 %
1933 2891,0 970,0 33,55 % 1921,0 66,45 %
1934 2869,6 922,1 32,13 % 1947,5 67,87 %
1935 2933,8 977,0 33,30 % 1956,8 66,70 %
1936 3004,3 1029,3 34,26 % 1975,0 65,74 %
1937 3082,6 1070,2 34,72 % 2012,4 65,28 %
1938 3167,4 1112,2 35,11 % 2055,2 64,89 %
1939 3205,2 1156,8 36,09 % 2048,4 63,91 %
1940 3274,0 1212,0 37,02 % 2062,0 62,98 %
1941 3331,8 1239,8 37,21 % 2092 62,79 %
1942 3157,1 1195,5 37,87 % 1961,6 62,13 %
1943 2918,1 1138,1 39,00 % 1780,0 61,00 %
1944 2776,7 1105,8 39,82 % 1670,9 60,18 %
1945 2705,6 1118,5 41,34 % 1587,1 58,66 %
1946 2734,5 1159,9 42,42 % 1574,6 57,58 %
1947 2740,5 1163,1 42,44 % 1577,4 57,56 %
1948 2699,3 1110,1 41,13 % 1589,2 58,87 %
1949 2732,6 1149,1 42,05 % 1583,5 57,95 %
1950 2858,9 1252,3 43,80 % 1606,6 56,20 %
1951 2933,5 1320,2 45,00 % 1613,3 55,00 %
1952 3056,5 1379,3 45,13 % 1677,2 54,87 %
1953 3149,3 1440,6 45,74 % 1708,7 54,26 %
1954 3191,9 1537,5 48,17 % 1654,4 51,83 %
1955 3277,2 1584,6 48,35 % 1692,6 51,65 %
1956 3374,8 1617,0 47,91 % 1757,8 52,09 %
1957 3484,3 1665,4 47,80 % 1818,9 52,20 %
1958 3595,0 1711,3 47,60 % 1883,7 52,40 %
1959 3697,7 1767,3 47,79 % 1930,4 52,21 %
1960 3815,7 1835,2 48,10 % 1980,5 51,90 %
1961 3973,3 1946,7 48,99 % 2026,6 51,01 %
1962 4118,2 2018,3 49,01 % 2099,9 50,99 %
1963 4218,1 2088,8 49,52 % 2129,3 50,48 %
1964 4369,0 2163,9 49,53 % 2205,1 50,47 %
1965 4509,5 2238,8 49,65 % 2270,7 50,35 %
1966 4639,8 2300,3 49,58 % 2339,5 50,42 %
1967 4776,5 2382,9 49,89 % 2393,6 50,11 %
1968 4887,5 2444,9 50,02 % 2442,6 49,98 %
1969 5009,5 2503,7 49,98 % 2505,8 50,02 %
1970 5117,1 2564,6 50,12 % 2552,5 49,88 %
1971 5227,0 2632,3 50,36 % 2594,7 49,64 %
1972 5338,9 2706,9 50,70 % 2632,0 49,30 %
1973 5444,0 2777,0 51,01 % 2667,0 48,99 %
1974 5543,8 2854,1 51,48 % 2689,7 48,52 %
1975 5644,4 2921,3 51,76 % 2723,1 48,24 %
1976 5733,7 2993,3 52,21 % 2740,4 47,79 %
1977 5828,3 3065,4 52,60 % 2762,9 47,40 %
1978 5924,0 3128,2 52,81 % 2795,8 47,19 %
1979 6028,3 3200,3 53,09 % 2828,0 46,91 %
1980 6114,3 3247,5 53,11 % 2866,8 46,89 %
1981 6206,7 3301,5 53,19 % 2905,2 46,81 %
1982 6308,8 3355,9 53,19 % 2952,9 46,81 %
1983 6406,3 3407,0 53,18 % 2999,3 46,82 %
1984 6513,3 3459,8 53,12 % 3053,5 46,88 %
1985 6622,4 3524,5 53,22 % 3097,9 46,78 %
1986 6717,9 3588,0 53,41 % 3129,9 46,59 %
1987 6822,7 3651,3 53,52 % 3171,4 46,48 %
1988 6928,0 3722,6 53,73 % 3205,4 46,27 %
1989 7021,2 3805,9 54,21 % 3215,3 45,79 %
1990 7131,9 3847,3 53,94 % 3284,6 46,06 %
1991 7218,5 3858,3 53,45 % 3360,2 46,55 %
1992 7324,1 3884,4 53,04 % 3439,7 46,96 %
1993 7440,0 3928,5 52,80 % 3511,5 47,20 %
1994 7549,6 3970,9 52,60 % 3578,7 47,40 %
1995 7643,5 4005,6 52,41 % 3637,9 47,59 %
1996 7726,2 4034,5 52,22 % 3691,7 47,78 %
1997 7799,8 4057,8 52,02 % 3742,0 47,98 %
1998 7876,7 4082,5 51,83 % 3794,2 48,17 %
1999 7953,4 4064,3 51,10 % 3889,1 48,90 %
2000 8032,8 4107,3 51,13 % 3925,5 48,87 %
2001 8114,3 4149,1 51,13 % 3965,2 48,87 %
2002 8191,4 4192,6 51,18 % 3998,8 48,82 %
2003 8269,2 4237,6 51,25 % 4031,6 48,75 %
2004 8349,1 4358,4 52,20 % 3990,7 47,80 %
2005 8447,4 4423,4 52,36 % 4024,0 47,64 %
2006 8553,1 4502,4 52,64 % 4050,7 47,36 %
2007 8666,1 4564,2 52,67 % 4101,9 47,33 %
2008 8779,9 4652,2 52,99 % 4127,7 47,01 %
2009 8897,0 4727,8 53,14 % 4169,2 46,86 %
2010 8997,6 4774,9 53,07 % 4222,7 46,93 %
2011 9111,1 4829,5 53,01 % 4281,6 46,99 %
2012 9235,1 4888,7 52,94 % 4346,4 47,06 %
2014 9477,0 5041,8 53,20 % 4435,20 46,80 %

Городское население на 1 июля 2013 года составляло 53,1 % от населения, а сельское - 46,9 % . Мужчины составили 49,7 % от общего населения, женщины - 50,3 %, то есть на каждые 1000 мужчин приходится 1013 женщин .

Ожидаемая продолжительность жизни родившихся составляет 72.6 года, в том числе у мужчин - 69.9 лет, у женщин 75.4 лет. (данные на 2008 год).

На 01.01.2014 г. население Азербайджана составляло 9 млн 477 тыс. чел.

В 2010 году в Азербайджане родилось 165,6 тыс. детей, рождаемость составляет 18.5 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребёнка.

В 2010 году умерло 53,6 тыс. человек. Смертность составляет, по данным 2010 года, 6.0 смертей на 1000 человек.

Плотность населения

Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г. . В республике наблюдается рост диспропорции в плотности населения: Апшеронский полуостров демонстрирует признаки перенаселения, в то время как из горных районах наблюдается процесс оттока населения .

Демографическая ситуация

В начале XXI века не наблюдалось столь значительного оттока или притока населения, как в 1990-е гг. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась .

Этнический состав населения Азербайджана

Народ 1939 1979 1989 1999 2009
Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент Численность Процент
Всего 3 205 150 6 026 515 7 021 178 7 953 438 8 922 447
Азербайджанцы 1 870 471 58,4 % 4 708 832 78,1 % 5 804 980 82,7 % 7 205 439 90,6 % 8 172 800 91,6 %
Лезгины 111 666 3,5 % 158 057 2,6 % 171 395 2,4 % 178 021 2,2 % 180 300 2,0 %
Армяне 388 025 12,1 % 475 486 7,9 % 390 505 5,6 % 163/120 700 1,5 % 120 300 1,4 %
Русские 528 318 16,5 % 475 255 7,9 % 392 304 5,6 % 141 650 1,8 % 119 300 1,3 %
Талыши 87 510 2,7 % н/д н/д 21 169 0,3 % 75 863 1,0 % 112 000 1,3 %
Аварцы 15 740 0,5 % 35 991 0,6 % 44 072 0,6 % 50 303 0,6 % 49 800 0,6 %
Турки 600 0,0 % 7 926 0,1 % 17 705 0,2 % 43 423 0,5 % 38 000 0,4 %
Татары 27 591 0,9 % 31 350 0,5 % 28 600 0,4 % 30 010 0,4 % 25 900 0,3 %
Украинцы 23 643 0,7 % 26 402 0,4 % 32 345 0,5 % 28 903 0,4 % 21 500 0,2 %
Цахуры н/д 8 546 0,1 % 13 318 0,2 % 15 731 0,2 % 12 300 0,1 %
Грузины
(Ингилойцы)
10 196 0,3 % 11 412 0,2 % 14 197 0,2 % 14 864 0,2 % 9 900 0,1 %
Курды 6 005 0,2 % 5 676 0,1 % 12 226 0,2 % 13 019 0,2 % 6 100 0,1 %
Таты н/д н/д н/д 10 239 0,1 % 9 988 0,1 % 25 200 0,3 %
Евреи 41 245 1,3 % 35 487 0,6 % 30 800 0,4 % 8 910 0,1 % 9 100 0,1 %
Удины н/д 5 841 0,1 % 6 125 0,1 % 4 066 0,1 % 3 800 0,0 %
Другие 40 200 0,8 % 41 500 0,6 % 12 412 0,1 % 9 500 0,1 %

История

Азербайджанцы

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 90,6 % населения .

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла как за счёт переселения азербайджанцев из Армении, так и оттока армянского населения (оно в настоящее время сохраняется лишь на территории Нагорного Карабаха), а также потому, что Азербайджан покинула значительная часть представителей некоренных для Закавказья национальностей. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т. е ереванские азербайджанцы).

Русские

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века .

Русских в Азербайджане (в основном в Баку) в 1970-е годы насчитывалось 510 тыс. чел. С по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. Тогда как по словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в 2004 году проживало около 200 тыс. русских, то некоторые представители русской общины полагают, что в настоящее время в Азербайджане живёт 75 тыс. русских .

Армяне

Согласно господствующей в мировой науке точке зрения, в эпоху Античности , река Кура была крайней восточной границей Армянского царства . Кура-Аракская низменность, Нагорный Карабах и Нахичевань, будучи в составе Древней Армении были густо населены армянами.

Согласно царской переписи населения Российской империи 1897 года, на территории Бакинской и Елизаветпольской губернии (без Зангезура) и Нахичеванского уезда Эриванской губернии, на территории которых сегодня располагается республика Азербайджан, проживало всего 1,757,317 человек, из которых 1,062,738 азербайджанцев (60 %) и 342,890 армян (20 %). Причем армяне жили в основном в Нагорном Карабахе и прилегающих районах, где составляли сплошную массу-95 % населения и в Нахичевани, где составляли до 40 % населения. Уже по всесоюзной переписи населения 1979 года, в Азербайджанской ССР проживало 6,026,515 человек, из которых 4,708,832 азербайджанцев (78 %) и 475,486 армян (8 %) Согласно всесоюзной переписи 1989 года, в Азербайджанской ССР число армян сократилось на 85,000 человек, относительно предыдущей переписи и составило 390,505 человек. Армяне составляли основное население НКАО , а также компактно проживали на северных районах, непосредственно примыкающих к НКАО и в столице республики-в Баку. .

Грузины-ингилойцы

Немцы

Украинцы

Евреи

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи . Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев (ашкеназы), появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году . Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 год снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 % . На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 % . В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %

Греки

Первые греческие поселенцы Азербайджана появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. Согласно переписи населения 1897 года , в Бакинской губернии проживало 278 греков, а в Елизаветпольской - 658 греков. В 1923 году , согласно статистике, в Азербайджане среди городского населения проживало 1168 греков, а в селе Мехмана 58. После обретения Азербайджаном независимости в Баку открывается посольство Греции и при нём открывается Культурный центр греков Азербайджана . Согласно неполной общинной статистике греков в Азербайджане насчитывается - 535 чело­век (176 семей), в основном проживающих в Баку есть также семьи в Сумгаите , Хачмасе , Кубе , Кахе , Гяндже .

Дагестаноязычные народы

На севере Азербайджана проживает большая группа автохтонных народов, относящихся к нахско-дагестанской языковой семье: лезгины , аварцы , ахвахцы , цахуры , удины , а также хиналугцы , будухи и крызы . Многие из них расселились в Баку , Сумгаите и других городах страны. Представители данных народов (кроме удин - христиан) относятся к суннитской ветви Ислама.

Лезгины

Лезгины являются самым крупным из дагестаноязычных коренных этносов, проживающих в Азербайджане. Хотя по данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижали с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.), при этом одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года , численность лезгин составила около 180 тыс. Хотя удельный вес лезгин снизили до 2,2 процента, тем не менее в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения лезгины в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют около 90 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Кахском, Шекинском и других районах Азербайджана, в том числе в столице страны - Баку.

Согласно энциклопедическому справочнику Этнолог число носителей лезгинского языка в Азербайджане составляло 364 тысячи на 2007 год .

Удины

Аварцы

Ираноязычные народы

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши , таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши

Талыши (самоназвание «толыш», во мн. ч. «толышон») - народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают на юго-западном побережье Каспийского моря. Они относятся к каспийскому антропологическому типу южных европеоидов. Территория проживания талышей - Талыш (Толыш, Талеш) - поделена на две части пограничной полосой между Азербайджаном и Ираном. На территории Азербайджана талыши проживают в четырёх южных районах Республики - в Ленкоранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском - а также в таких крупных городах, как Баку и Сумгаит. Географически, талыши проживают на территории Ленкоранской низменности и Талышских гор. Северной границей Талыша считается река Виляш, южной - река Сефидруд, западной же является Талышский хребет. По данным переписи 1999 года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды . В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё семи районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов . Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого ещё в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Цыгане

Согласно данным Патканова, в Нахичевани обитали 518 карачи, в Геокчайском уезде - 1750, в селении Карачи Кубинского уезда - 131 человек. В общей сложности к тому времени их было 2399 человек. «Карачи» их называли местные азербайджанцы , сами же себя они называли «дом» (вариант «ром»). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джебраиле . В Хачмасском районе Азербайджана сохранилось село Карачи. В Евлахе , как и в некоторых апшеронских сёлах, существует целый квартал, который в народе называется «гарачылар мехеллеси». Что касается города Худат Хачмазского района, то местные цыгане являются выходцами из Ирана

Примечания

  1. http://www.lhrc.lv/biblioteka/book2016_glava1.pdf
  2. «Demographic indicators of Azerbaijan» Statistical publication/2012
  3. Численность населения Азербайджана превысила 9,477 млн человек
  4. Госкомстат Азербайджана. по численности населения страны.
  5. Промежуточный доклад No. 2 БДИПЧ ОБСЕ относительно президентских выборов в Азербайджане 9 октября 2013 года. Страница 4, примечание 13:

    According to the SSC estimations the non-voting population includes more than 1 million Azerbaijani citizens living in the Russian Federation, Turkey, Ukraine and other countries; 120,000 living in occupied territories and some 240,000 foreign citizens that have residence in Azerbaijan.

  6. Население Азербайджана превысило 9,4 млн человек (рус.) . «Эхо Кавказа» (15 июля 2013). Дата обращения 15 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
  7. http://www.azstat.org/MESearch/details Azstat.org - The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan
  8. Группа авторов. Под редакцией Ирины Поповой. Сотрудничество для решения проблемы отходов. Тезисы докладов 5-й международной конференции . - 2008. - С. 32. - ISBN 9668337107 , 9789668337109.
  9. Евразийская панорама
  10. Оценки статистики бедности в Азербайджане (неопр.) . Доклад Госкомстата Азербайджанской Республики (2005 г.). Архивировано 26 августа 2011 года.
  11. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ».
  12. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ». Архивировано 26 августа 2011 года.
  13. (неопр.) (недоступная ссылка) . «EurasiaNet». 16 июля 2007 года.
  14. Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) (неопр.) . «Демоскоп » (12.03.2001). Архивировано 26 августа 2011 года.
  15. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР (неопр.) . «Демоскоп ». Архивировано 26 августа 2011 года.
  16. Ошибка в сносках : Неверный тег ; для сносок ЭтАзРн1999 не указан текст
  17. Ed 2002 43rd, Taylor & Francis Group. Azerbaijan // The Europa World Year Book 2003 . - Taylor & Francis, 2003, 2002. - С. 621. -

Есть ли у автохтонов союзники в Стране Огней?

Любая борьба в современном мире (и вообще как таковая) невозможна без союзников. Это касается и борьбы коренных народов АР за восстановление своих попранных прав. Поэтому многих из нас интересует вопрос: имеем ли мы каких-либо союзников в этом государстве?

Не думаю, что кому-то стоит доказывать, что правительство АР настроено полностью уничтожить коренные народы Восточного Закавказья и заменить их новыми поколениями «азербайджанцев». В нормальном государстве можно было бы ожидать, что оппозиционные силы воспользуются этой ошибкой в правительственной политике и, заняв сторону коренных народов, выступят вместе с ними (представляющими внушительную силу) против алиевского режима. Однако на деле происходит обратное. Оппозиция не только не борется с режимом, но и заодно с ним стремится заглушить голос коренного населения региона. В другой части света можно было бы ожидать, что на защиту автохтонного населения встанут представители творческой интеллигенции, которые не участвуют в политической жизни. Но где они, такие деятели? Появятся ли в АР акрамы-айлисли, которые скажут правду об «азербайджанцах», о попранных правах коренных народов, призовут власти страны покаяться за все те преследования и запреты, свидетелями которых являлись наши отцы и деды, а сегодня являемся мы?

Более того, не так давно в одной из своих статей я наивно писал, что «скоро они начнут говорить о том, что мы переименовываем их “Южный регион” в “Талыш”!». Мы почти приблизились к этой дате. Не так давно в Интернете появилась новость от «каналБаку» об открытии радиостанции «Голос Талышистана». Некий мужчина за кадром сообщает , что «в результате расследования «каналБаку» стало понятным, что азербайджанские песни переводятся на талышский язык и озвучиваются на талышском радио». Я не стану спрашивать о том, что это за песни такие – «азербайджанские» - т.к. всем известно, что они собраны из песен талышей, лезгин, парсов (татов), аварцев, курдов и др., переведены на тюркский, дальнейшем представлены миру как «тюркские». Разумеется, и у туркоманских племен, населяющих ныне исконные земли вышеназванных коренных народов, есть некоторое количество своих песен, но они в меньшинстве. Исторические памятники, принадлежащие нашим народам, почему-то называются «азербайджанскими». Наши герои становятся «азербайджанскими». Наших детей, так же как и нас самих, называют «азербайджанцами». А когда мы говорим «нет!» этой политике ассимиляции, нас просто называют преступниками.

Есть в психологии такое понятие – «покрывающее воспоминание». Это «воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью - болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях («Психоаналитические термины и понятия»). Порой покрывающее воспоминание создается интеллектом искусственно, чтобы заменить какое-то реальное воспоминание. То, что происходит сейчас с тюркским населением Азербайджанской республики, это как раз то, что условно можно назвать синдромом покрывающих воспоминаний.

В течении всего периода двадцатилетней истории независимости в стране создается фальшивая история, фальшивая культура, которые собирают по частям из наворованных историй и культур коренных народов. На скорую руку к ним прикрепляется название «азербайджанский» или же более помпезное «древнеазербайджанский» и без всякого угрызения совести требуется, чтобы все воспринимали эту историю и культуру именно таковыми. Реальные корни истории и культуры забываются, замещаются новоявленным «покрывающим воспоминанием». Противостояние этой шизофрении воспринимается со стороны представителей так называемого «титульного этноса» с проявлениями какого-то психоза. Вот, например, известный сайт azerbaijans.com дает сведения о «малочисленных народах АР» . Там о талышах написано следующее: «Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые (?) сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской».

Такие сведения рассчитаны на дурачка, не более того. Например, для таких талышей, как некто по фамилии Гамидов, который в социальных сетях выступает со следующими абсурдными утверждениями: «Первый явственный до очевидности вывод из истории и свойства талышского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного, - пишет он [...]. Отделив от себя правление государственное, народ талышский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнью. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя».

Ну, какие монголы, Боже же мой?! Какие такие «западные ученые» писали подобное? Хотя бы одно имя реального ученого упомянули бы. Вместо того, чтобы писать о монгольском следе в составе тюркского этноса Азербайджанском Республики, они приписывают монгольство талышам. Такое ощущение, что их туркоманское и монгольское прошлое является для них такой большой психологической травмой, что они пытаются приписать это нам, талышам. Фраза о том, что «материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской», близка к истине, так как так называемая «азербайджанская материальная и духовная культура» в реальности есть ничто иное, как материальная и духовная культура коренных народов этой земли, безбожным образом и бессовестно представляемая в Баку как «азербайджанская», а точнее, как «тюркская».

Еще один вопрос, которого необходимо коснуться, это вопрос территории Талышистана. В АР все годы независимости идет целенаправленный процесс по сокращению этой территории. Еще не так давно даже проправительственными организациями в нее включались районы Осторы, Лика, Ланкона, Масалона, Варгадиза (тюрк. Ярдымлинский р-н), Хамошару (тюрк. Джалилабадский р-н), Биласыво. Теперь уже из нее исключены не только Хамошару и Биласыво, но и Варгадиз. Пантюркистами постоянно муссируется фантасмогория о том, что «Масалон (тюрк. Масаллы) не только талышский». Что будет дальше? Из этой фразы выпадет слово «только», и она приобретет следующий вид: «Масалон - не талышский». Дальше придет очередь Ланкона, Лика и Осторы, и талыши фактически предстанут простой диаспорой иноземцев. Та же самая политика изживания с исторических земель проводится и в отношении лезгин, аварцев и других коренных народов!

Разумеется, этому давно пора сказать нет! Территория Талышистана не может быть сокращена и представляет собой (по нынешнему административному делению) территорию районов Осторы, Лика, Варгадиза, Ланкона, Масалона, Хамошару, Биласыво, Натачола (тюрк. Нефтчала), Салйона, Сабирабада, Саатлы, южную часть района Имишли, а также часть Хаджикабульского района вплоть до селения Талыш. Это земли, исторически принадлежащие талышам, и мы не намерены ни на йоту отодвигаться от них. Замечу также, – это известно не многим, - что о желании прислать своих представителей в Меджлис Талыш-Муганской республики в 1993 году высказывались и салйонцы, и натачолинцы, и саатлинцы и другие, однако условия военного времени не позволили это сделать. Поэтому не стоит полагать, что территория Талышистана – это исключительно территория ТМР образца 1993 года. Территория Талышистана доходит до (по старому административному делению - алибайрамлинского) левобережья Куры.

Какие исторические земли лезгин, аварцев и других коренных народов, разумеется, лучше других знают сами эти народы.

Кстати, еще раз о «Голосе Талышистана». Радио продолжает набирать поддержку различных групп талышей. В этом плане интересно процитировать заметку одного из авторов нашумевшего «негодующего» обращения к президенту М. Ахмадинежаду Рафига Джалилова, которую он оставил на своей странице в социальной сети Facebook: «Значит разговор о радио на талышском языке [якобы транслирующем в АР 15-минутную передачу – прим. Р.И.] оказался пустышкой. Это было очередной дезой: якобы на талышском языке есть международное радио, которое должно было транслироваться в четверг в 10:15. Может, и транслировалось, но тех, кто смог его послушать, не нашлось. Если талышское радио и есть, но его никто не может послушать, то кому это радио нужно? Если Иран каждый день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, если Шуша 5 раз в день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, то почему Баку транслирует радио на талышском языке на международной волне?»

Тем временем, азербайджанские власти пытаются найти какой-нибудь идеологический трюк, чтобы отпугнуть талышей от «Голоса Талышистана». Главным образом, они продолжают разрабатывать тезис об ирано-армянском вражеском проекте. Бакинский «политолог» Мубариз Ахмедоглу в своем недавнем интервью «newsazerbaijan.ru», судя по всему, напоминая попугая, который не может выучить больше нескольких программных выражений, сказал: «В Иране проживает в несколько раз больше талышей, чем в Азербайджане, но официальный Тегеран не признает никаких национальных прав талышского этноса. В Иране у талышей нет своего культурного центра, школы, печатного органа. Лидер иранских талышей живет в бедности».

Как выходец из Талышского региона (из села Алару района Хамошару), по идее, он должен был заявить о нарушении «национальных прав талышского этноса» в АР, а не в ИРИ, где, судя по всему, ни разу не был. В отличие от АР, в Иране и в Раште, и в Тегеране функционируют талышские культурные центры, и печатные органы на талышском языке, издаются многочисленные книги на талышском языке и о талышах. Непонятно, кого он имеет в виду под «лидером иранских талышей». Не Али Абдоли ли? Не того самого Али Абдоли, которого в МНБ Азербайджана называют чуть ли не самым главным «иранским шпионом» («сотрудничавшим в своих подлых делах с Новрузали и Гилалом Мамедовыми»)? Господа, решите наконец-то: этот человек в конфронтации с властями или заодно с ними?
Гилал Мамедов

Мубариз Ахмедоглу повторил еще один агитационный трюк бакинских властей, запущенный недели две назад: «Проживающие в России армяне строят в Нагорном Карабахе среднюю военную школу им. Суворова и Мадатова. Имеются соглашения об использовании школы для подготовки кадров ОДКБ. Предусматривается обучение в этой школе представителей этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане. Они, по всей вероятности, могут быть использованы против Азербайджана».

Я, конечно, понимаю, что, находясь в совершенно безвыходном положении (талыши все чаще спрашивают «почему радио на талышском языке транслируется из Армении, а не из Ланкона?». Не исключено, что после открытия радио на лезгинском и аварском языках, это станут делать и представители этих народов), власти пытаются найти какой-нибудь козырь в информационной войне, но почему настолько примитивно? Честное слово, я не удивлюсь, если завтра кто-нибудь из представителей политикума АР скажет, что марсианское лобби готовит заговор против государства и подстрекает «малочисленные народы» к деятельности против Азербайджана. Правда их настолько пугает, что они не знают, какие шаги предпринять. А правда лежит на поверхности: политика этноцида коренных народов окончательно зашла в тупик; если не будут предпринять радикальные шаги, коренным образом меняющие структуру государства и вертикаль власти, само это государственное образование обречено на погибель.

Вместо того, чтобы попытаться начать конструктивный диалог с коренными народами, они продолжают свои дилетантские нападки на лидеров движений коренных народов. Ярким примером служит полуанонимная , подписанная неким «Р.Ш.» (четкий почерк МНБ АР), на которую мы наткнулись чисто случайно в поисках нужного нам материала.

Честно говоря, мы давно уже привыкли к таким «шедеврам» аналитической мысли «условных» бакинских авторов, под высокопарными и не имеющими под собой никакой основы, лишенными всякой логики высказываниями, в которых четко прослеживаются их интеллектуальные способности, точнее, отсутствие всякого интеллекта (и это не оскорбительный выпад, это прискорбный факт). Автор в рамках статьи доказывает не что иное, как свою полную безграмотность и неспособность разобраться в сути более или менее сложных вопросов общественно-политической жизни общества. В названной статье автор возмущается по поводу одной из статей Фахраддина Абосзоды, которая называется «Кремль требует от Ильхама Алиева 20 миллиардов долларов?» и была опубликована на сайте одного из ведущих российских информационных агентств. Не разобравшись, о чем на самом деле идет там речь, автор, прочитав фамилию автора данной статьи, сразу обрушился на лидера Движения за возрождение Талыша, буквально как бык на красное полотно, с целой кучей обвинений, главным среди которых является то, что якобы Ф. Абосзода пишет «по заказу» каких-то зарубежных недругов Азербайджанской Республики, в первую очередь, конечно, – Республики Армения. Не вдаваясь в подробности всех его оскорбительных высказываний, навеянных упомянутым выше синдромом покрывающих воспоминаний (чего только стоит одна фраза в данной статье - «Азербайджан – яркое Солнце Кавказа»), скажу только одно: если у этого человека (или же группы людей) есть толика хоть малейшего ума, то он (они) с первого раза прочтения статьи талышского деятеля должен был понять, что все, о чем в ней идет речь, было опубликовано в бакинской газете «Ени Мусават». Вот цитата из статьи Ф. Абосзода: «В номере от 15 марта эта же газета пошла еще дальше, и выступила с сенсационным материалом под интригующим заголовком «Москва требует от властей (АР) $20 млрд. и Каспий».

Несмотря на то, что источник информации газеты «Ени Мусават» является конфиденциальным, это – достаточно серьезная информация, и нет ничего удивительного, что политолог остановил на ней свое внимание. Разумеется, для читателя и специалистов также главным в данном случае является то, насколько достоверна данная информация. А как можно удостовериться в достоверности этой информации? Очень просто: согласно негласным правилам, официальные власти АР, согласно своим же привычкам, должны были немедленно отреагировать на появление данной информации, подтвердив ее или же опровергнув. Такая реакция властей АР отсутствовала, и отсутствует по сей день. Что это означает? Как гласит многовековая народная мудрость, если власть молчит, - значит, она косвенно подтверждает достоверность этой информации!

Мало того, в любой стране мира, тем более, перед выборами президента, оппозиция удачно воспользовалась бы появлением аналогичной информации, чтобы обвинить власть в предательстве национальных интересов и лично президента в нарушении Конституции! Увы, и этого не произошло. К удивлению многих, как в самом Баку, так и за его пределами, ни одно оппозиционное СМИ не стало распространять данную информацию, а лидеры оппозиции, даже независимые политики страны, будто воды набрав в рот, делали вид, что вовсе не заметили эту информацию. А что это значит? Это говорит о том, что оппозиция в стране, как была, так и продолжает оставаться «карманной», и служит интересам властвующего клана Алиевых. Такая тишина в оппозиционном лагере по поводу появления данной информации еще раз подтверждает правильность наших высказываний, которые не раз озвучены в наших материалах, о том, что эта оппозиция по сути своей является антинародной и в угоду своих сиюминутных корыстных интересов в любой момент готова поддержать все капризы президента И. Алиева!

После того, как Ф. Абосзода убедился в том, что реакция из Баку, скорее всего не последует, он, видимо, решил уточнить достоверность данной информации в Москве. И, несмотря на то, что после опубликования статьи прошел ровно месяц, Кремль тоже до сих пор не желает выражать своего отношения к данному вопросу. О чем это говорит, в свою очередь? О том, что своим молчанием Кремль тоже, хоть и косвенно, но все-таки подтверждает достоверность озвученной в статье информации. Вот и вся суть вопроса!

Таким образом, талышскому лидеру не было никакой необходимости в том, чтобы «высосать из пальца», как об этом пишет вышеназванный условный автор, обозначенную информацию, и не стоило обвинять его якобы в «подливании воды на мельницу тех, кто желает компрометировать российско-азербайджанские отношения». Сидящие в Баку господа, день и ночь облизывающие Ильхама Алиева, должны понимать, что «компрометирование российско-азербайджанских отношений» задача, не входящая в компетенцию Ф. Абосзоды. Он как аналитик готовит исключительно свое видение геополитических процессов, которые, несомненно, свидетельствуют о том, что предстоящее переформатирование геополитического поля в регионе Южного Кавказа, а точнее, на территории Азербайджанской Республики, – лишь вопрос времени! Нравится это кому-то в Баку или нет – это уже не наша забота!

В этой части статьи меня интересует еще один вопрос: почему под статьей стоят только инициалы ее автора, почему он не указал свое имя и фамилию? Может быть, боится нас? Возможно! Но мне кажется, дело даже не в нас. Судя по всему, автор боится, что умные люди в Баку после прочтения его пасквиля, просто плюнут ему в лицо и скажут: “Какой-то ты тупой, просто дуб дубом! Даже понял, о чем идет речь в статье Ф. Абосзода!”

Другой пример. Многие в Баку в последнее время возмущаются в связи с активизацией ФЛНКА и лично ее президента А.П. Керимова. В один голос все как проправительственные, так и оппозиционные СМИ поднимают настоящий волчий лай вокруг ФЛНКА. Больше всего их интересует следующий вопрос: кто дал право А.П. Керимову выступать от имени лезгинского народа?

Диву даешься такой «наивности» этих бакинских псевдоаналитиков и вороватых депутатов! Как будто, кто-то (в их понимании, видимо, это Ильхам Алиев!) должен прийти к нему и «дать ему такое право! Они даже понимать не хотят или же вовсе не понимают, что право никем не дается! Что тут сказать, если А.П. Керимов, как передовой и сознательный представитель интеллигенции лезгинского народа, больше и лучше понимает свою миссию и руководит борьбой своих соотечественников за спасение своего народа? Все дело в том, что это несчастные бакинские писаки без особого разрешения и указания сверху не могут самостоятельно ничего ни сделать, ни написать. Поэтому им даже в голову не приходит мысль о том, что тот же А.П. Керимов может просто так, без чьего-либо позволения взять в свои руки инициативу по освобождению своего народа!

Так что, сколько бы такие, как некий Р.Ш. и ему подобные безмозглые, не имеющие даже имени, щенята, не лаяли на Ф. Абосзода и руководителей других коренных народов, караван наших народов торжественно идет к своей заветной мечте! Своим лаем и созданием все новых покрывающих воспоминаний (грубо говоря, лжи и инсинуаций) они добьются только одного – еще большего усиления антагонизма между коренными народами АР и «титульным этносом», что ничего хорошего не сулит для этого псевдо государственного образования под названием Азербайджанская Республика.

Напоследок, возвращаясь к вопросу, вынесенному нами в заглавие статьи, я хочу ответить на него, как бы странно это не прозвучало, положительно: у коренных народов есть союзники в Азербайджанской Республике – это сами коренные народы этой земли и их ближайшие соседи - такие же коренные жители Кавказа. Это означает, что талыши, лезгины, аварцы, парсы и др. должны окончательно объединить свои усилия в борьбе против попирания их прав и за восстановление своей государственности! Что касается нападок на руководителей коренных народов нашей земли со стороны бакинских лизоблюдов, то, пусть они живут своей собачьей жизнью. Если бы читатели только знали, сколько таких бесхозных дворовых псов, лающих на добропорядочных людей, сегодня бродят по улицам Баку.

Рустам Искандари

Азербайджанский народ

Азербайджанцы, или Azarbaijanis - тюркский народ, живущий, главным образом, в северо-западном Иране (более 30 млн) и Азербайджанской Республике (около (9,5 млн), так же в соседних государствах- Грузии(около 600 тыс), России (около2 млн), Туркмении (более 30 тыс) и ранее в Армении (около 500 тыс). Азербайджанцы - преобладающе шиитские мусульмане и имеют смешанное культурное наследие включая тюркские, иранские и белые элементы.

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Многие исследователи полагают, нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. На это указывает и генетический анализ mtDNA , т.е. нынешнее население Азербайджана ближе к европейцам, чем к жителям Востока.
Во многих отношениях азербайджанцы - евроазийцы

В настоящее время приблизительная численность азербайджанской диаспоры в мире составляет более 50 миллионов. Политическая, экономическая и социально-культурная деятельность наших соотечественников, проживающих на пяти континентах мира так же различна, как и страны, в которых они проживают. Актуальность темы азербайджанской диаспоры сохраняет на повестке дня вопрос, связанный с выяснением географии распространения азербайджанцев и уточнение численности наших соотечественников.
Отсутствие конкретных статистических данных в этой области проистекает из объективных реалий. До начала ХХ века азербайджанцы, переезжавшие в соседнюю Россию, принимались и регистрировались там как "татары", а переехавшие в Турцию как "азербайджанские тюрки". У наших соотечественников, проживающих в южном Азербайджане, шёл процесс самоидентификации как "иранских подданных".

Эта ситуация привела в итоге к восприятию азербайджанцев, проживающих в зарубежных странах, как составной части русской, тюркской и персидской диаспоры. В подобной ситуации наши соотечественники столкнулись с угрозой ассимиляции с диаспорами других народов.

Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором.

Так, большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана - с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально - экономическую деятельность.
Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек. Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, - это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Большинство же наших соотечественников, проживающих в Великобритании, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Эстонии, Беларуси, России, Украине, Молдове и Франции - родом из Северного Азербайджана.

Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте. Численность их в Бангладеш, Индии, Афганистане, Палестине, Иордании, Республиках Средней Азии достигает сотен тысяч, Индонезии, Йеменской Арабской Республике, Йеменской Демократической Республике, Китае, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Саудовской Аравии и Сирии десятков тысяч, а в Ираке - одного миллиона человек.

Численность азербайджанцев, расселившихся в Африке составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире.
Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте.

Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице (по приблизительным подсчетам):

1. США 1.000.000
2. Республика Албания 12.000
3. Федеративная Республика Германии 300.000
4. Австралийский Союз 8.000
5. Австрийская Республика 19.000
6. Республика Аргентина 12.000
7. Народная Республика Бангладеш 170.000
8. Королевство Бельгия 13.000
9. Республика Беларусь 8000
10. Объединённые Арабские Эмираты 55.000
11. Бирма 7.600
12. Республика Болгария 64.400
13. Великобритания 70.000
14. Бразильская Федеративная Республика 74.000
15. Королевство Бутан 1.500
16. Республика Чехия 2.000
17. Китайская Народная Республика 30.000
18. Королевство Дании 56.000
19. Республика Эстония 1.800
20. Афганистан 430.000
21. Народно-Демократическая Республика Алжир 260.000
22. Республика Финляндия 11.600
23. Французская Республика 70.000
24. Республика Грузия 600.000
25. Республика Индия 300.000
26. Республика Индонезия 44.600
27. Иорданское Хашимитское Королевство 410.000
28. Республика Ирак 800.000
29. Исламская Республика Иран 30.000.000
30. Республика Ирландия 4.000
31. Государство Испания 14.000
32. Королевство Швеция 20.000
33. Швейцарская Конфедерация 15.000
34. Итальянская Республика 30.000
35. Республика Канады 174.000
36. Государство Кувейт 18.000
37. Республика Казахстан 90.000
38. Республика Кыргызстан 16.000
39. Латвийская Республика 1.700
40. Литовская Республика 1.500
41. Венгерская Республика 26.000
42. Республика Мальта 2.500
43. Соединённые Штаты Мексики 26.000
44. Арабская Республика Египет 850.000
45. Республика Молдова 5.000
46. Республика Монголия 4.800
47. Королевство Нидерландов 20.000
48. Королевство Норвегии 50.000
49. Султанат Оман 19.000
50. Республика Узбекистан 60.000
51. Исламская Республика Пакистан 350.000
52. Польская Республика 10.000
53. Республика Португалия 8.000
54. Республика Румыния 44.000
55. Российская Федерация 2.000.000
56. Саудовская Аравия 40.000
57. Словакия 2.000
58. Суданская Демократическая Республика 17.000
59. Сирийская Арабская Республика 92.500
60. Республика Таджикистан 13.400
61. Турецкая Республика 3.000.000
62. Республика Туркменистан 33.300
63. Республика Украина 500.000
64. Япония 10.000
65. Новая Зеландия 2.000
66. Йеменская Демократическая Республика 26.000
67. Йеменская Арабская Республика 32.000
68. Югославия 5.900
69. Греческая Республика 12.400

Азербайджанский язык объединяет азербайджанцев и взаимно понятен с туркменским (Кэшкаем) и анатолийским турецким языком (включая диалекты, на которых говорят иракские туркмены), которые принадлежат группе Oghuz (или Западный)- группе тюркских языков. Древние жители области говорили на Древнем языке Azari. В XI в н.э. в результате завоеваний сельджуков племена тюркских языков Oghuz начали преодолевать иранское плато и устремились на Кавказ и Анатолию В результате создалось новое языковое поле, в основу которого легли тюркские языки Oghuz., смешенные с другими местными диалектами, а также с персидским языком.
Самые ранние азербайджанские письмена прослеживаются ещё до великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви (1141-1209 гг), который заложил основу классического азербайджанского языка. Как свидетельствуют источники, уже в XIII-XIV вв. на азербайджанском языке говорило большинство жителей Азербайджана. Не только к югу от реки Куры, но и к северу от нее, в Ширване преобладал азербайджанский язык. Немало сведений дают об этом и итальянские авторы, посетившие Азербайджан в тот период.
В XIII-XIV вв. культурная роль азербайджанского языка значительно возросла. По мнению известных востоковедов, он стал литературным языком для разноплеменного тюркоязычного населения Ирана, Ирака и отчасти восточного региона Малой Азии. На азербайджанском языке писали поэты, жившие вне пределов Азербайджана - Нур Хасан, Бурхан ад-дин Сивасский и др. В XV в. азербайджанский язык еще сохранял свое международное значение. А столица государства Тебриз был к тому же, как пишет профессор Манчестерского университета К.Э. Босворт, крупным центром учености, где особое предпочтение оказывалось естественным наукам

Большинство азербайджанцев - шиитские мусульмане. Религиозные меньшинства включают мусульман. В тоже время достаточное число азербайджанцев, проживающих в современном Азербайджане не относят себя к истовым ревнителям какого-либо направления ислама - описывают себя как культурные мусульмане. Есть небольшое количество Суфиев Naqshbandi среди мусульманских азербайджанцев. Христианское число азербайджанцев приблизительно 5,000 в стране и состоит главным образом из недавних новообращенных. Некоторые Азербайджанцы из сельских районов сохраняют предисламские анимистические верования, такие как неприкосновенность определенных мест и почитание определенных деревьев и скал. В традициях республики Азербайджан от других религий часто празднуются в дополнение к исламским праздникам, включая Norouz и Christmas.

По состоянию на 13 апреля 2009 года численность населения Азербайджана составила 8.922.000 человек. Это на 969 тысяч больше, чем на 1 января 1999 г., сообщает Госкомстат страны.

Больше половины (54%) населения страны проживает в городах, 46% - в сельской местности. Мужчины составляют 49% населения, женщины - 51%.
Количество жителей азербайджанской столицы вместе с вынужденными переселенцами и временно проживающими составляет 2.246.000.
За Баку по численности населения следуют Гянджа (бывший Кировабад), где проживают 313 тысяч человек, Сумгаит (310 тыс.) и Мингячевир (в прежней русской транскрипции Мингечаур, 96 тыс.).

В первой половине 2006 года в Азербайджане родилось 74,2 тыс. детей, рождаемость составляет 18 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребенка.

Смертность составляет, по данным 2008 года, 8.32 смертей на 1000 человек. Возросла и плотность населения Азербайджана с 89,2 чел./км² в 1995 г. на 97,4 чел./км² в 2006 г.

В начале XXI века в Республике не наблюдалось столь сильного оттока и притока населения. Так, в 2004 году Азербайджан покинули 2,8 тысяч человек, но при этом в страну переехали на постоянное место жительства 2,4 тысяч человек, тем самым численность населения существенно не изменилась.

Национальный состав Азербайджана : азербайджанцы - 90 %, дагестанские народности (лезгины, аварцы, цахуры, хиналугцы, будухи) - 3,2 %, русские - 2,5 %, другие (курды, украинцы, татары, таты, талыши и др.) - 2,3 % (по оценке на 1998).

Этническая история Азербайджана знает несколько периодов:

Древнейший (XII - I вв. до н.э.) - когда Азербайджан был населен скифскими (см. Ишкуза, Маскут) племенами севернее реки Аракс, и племенами маннеев, позже мидян южнее реки Аракс.

Примерно в тоже время на территории Азербайджана севернее реки Аракс, расселяются предки албанских племен.

Древний (I - VIII вв. н.э.) Миграция и расселение в Азербайджане, ранне-тюркских племен гуннов, савир, в VI в. - хазар. Переселение на земли севернее реки Аракс персов (предки современных татов Азербайджана) при хосрове Ануширване, проникновение и расселение при Халифате, арабов и курдов (VII в.)
Новый (IX-XI вв.) Проникновение и расселение в Азербайджане тюрков огузов при Сельджуках, положившее начало окончательной тюркиизации страны.

Азербайджанцы - основное население страны, относящееся к тюркоязычным народам. В городах и сельских районах азербайджанцы по переписи 1999 года составляли 96-99% населения.

В начале 1990-х годов доля азербайджанского населения возросла за счёт беженцев из районов, находившиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта и Армении. В самом Азербайджане азербайджанцы-выходцы из Армении известны под общим термином еразы (т.е ереванские азербайджанцы). С советских времён они и выходцев из Нахчивани сконцентрировали всю власть в республике.

Русские стали переселяться на территорию современного Азербайджана с первой половины XIX века.

С 1979 по 1989 годы русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном отношении. Если по переписи 1979 русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступали низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны. По словам советника президента Всероссийского азербайджанского конгресса Эльдара Кулиева, в Азербайджане в настоящее время (2004) проживают около 200 тыс. русских.

На северо-востоке Азербайджана издавна проживает большая группа дагестаноязычных этносов: лезгины, аварцы, цахуры, а также хиналугцы, будухи и крызы. Многие из них расселились в Баку и другие города страны. Лезгины, аварцы и цахуры относятся к суннитской ветви ислама, как, впрочем, и проживающие рядом с ними на севере страны азербайджанцы. Общность веры, близость культуры и быта создали предпосылки для высокой степени интегрированности названных этносов в азербайджанскую среду.

Лезгины в Азербайджане

Самым крупным из дагестаноязычных этносов, проживающих в Азербайджане, являются лезгины. По данным переписей советского времени удельный вес лезгин в составе населения Азербайджана постоянно снижался с 3,5 процента (111 тыс.) в 1939 году до 2,4 процента в 1989 году (171 тыс.). Как видим, при падении удельного веса лезгин одновременно наблюдался рост их численности в абсолютном выражении. По предварительным данным переписи 1999 года, численность лезгин составила около 180 тыс. Несмотря на то, что удельный вес лезгин снизился до 2,2 процента, в результате сокращения удельного веса армянского и русского населения они в настоящее время стали вторым по численности, после азербайджанцев, этносом в стране. Кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80 процентов населения, они также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и других районах Азербайджана.

Удины в Азербайджане

Удины являются одним из наиболее уникальных народов Азербайджана. По данным переписи 1989 года в Азербайджане насчитывается 6,1 тысяч представителей этого маленького народа, большая часть которого сосредоточена в селении Нидж Габалинского района. Остальные населяют райцентр Огуз. Удины говорят на удинском языке. Удинский язык – относится к лезгинской подгруппы нахско-дагестанской групы языков (восточно-кавказской) семьи языков, делится на два диалекта – ниджский и огузский (варташенский). Происхождение удин (самоназвание - уди, ути) восходит к древнему албанскому племени утиев, что говорит об их автохтонности. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Среди меньшинств Азербайджана большую группу составляют ираноязычные этносы - талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времён и всегда активно участвовали в протекавших исторических процессах, в экономической и культурной жизни страны.

Талыши - народ в Азербайджане

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, то есть преимущественно в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. Много их ныне проживает в Баку и Сумгаите. По данным переписи 1999, года численность талышей составила 80 тыс., или около 1 процента всего населения страны.

Курды в Азербайджане

На крайнем западе Азербайджана в приграничных Лачинском и Кельбаджарском районах, а также в Нахичеванской АР живут курды. В 1989 году численность курдов составила чуть более 12 тыс. После начала армяно-азербайджанского конфликта на территорию Азербайджана из Армении вместе с 200 тыс. азербайджанцев бежали многие тысячи курдов-мусульман. В результате оккупации ещё шести районов Азербайджана армянскими вооружёнными силами почти все местные курды оказались в положении беженцев или вынужденных переселенцев.

Таты

В северо-восточной зоне Азербайджана на территории Апшеронского, Хызынского, Дивичинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа - татов. Они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселённого еще в VI веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. Отдельные группы татов в Азербайджане и сегодня предпочитают называть себя даглинцами, парсами, лахиджами и др. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тыс. Под этим этнонимом переписи советского времени фиксировали главным образом татов-мусульман.

Евреи в Азербайджане

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают евреи. Эта группа дифференцируется на горских евреев (поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями), живущих в стране с незапамятных времён, и европейских евреев, ашкенази, появление которых связывается с началом колонизации Кавказа Россией.

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годов снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 %. На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 %. В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %.