Музыка

Саул - биография и семья. Первый царь израиля Кто заменил царя саула в библии

Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ, чтобы избрать царя. Бросили жребий. Жребий пал на Саула, и он был объявлен царем. Народ, восхищенный его ростом и красотою, в восторге воскликнул: "Да живет царь!"

Избрание на царство Саула

Когда Саул был поставлен царем, Самуил сказал всему народу: "Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, ходить вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас".

Саул первое время своего царствования поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Многими победами над врагами он приобрел себе любовь народа. Но когда он перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, то Дух Божий оставил его и Саул сделался мрачен и жесток.

Самуил печалился о Сауле. Господь сказал ему: "долго ли тебе печалиться о Сауле? Пойди в город Вифлеем, там между сыновьями Иессея Я усмотрел Себе царя". Самуил пошел в Вифлеем и, по указанию Божию, помазал на царство Давида , сына Иессеева, из колена Иудина.

Дух Божий сошел на Давида. Давид был младший сын Иессея, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. Он был ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился хорошей игрой на гуслях.


Давид играет на гуслях перед царем Саулом

На Саула же нападали тоска и уныние от действия злого духа. Ему советовали - развлекать себя музыкой и сказали, что в городе Вифлееме у Иессея есть сын Давид, который хорошо играет на гуслях. Давид был призван во дворец, и когда он приходил и играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее и лучше, и злой дух отступал от него.

Тема сегодняшней беседы - это царь Саул. История царя для каждого человека даёт ответ на важный вопрос. История Саула - это история о том, что, почему так бывает, что Бог призывает человека, Бог даёт человеку благодать, а человек, всё таки, гибнет. Известно, что Бог избрал Саула, Он дал ему благодать и как же так получилось, что Саул заканчивает свою жизнь в полном Богоотступничестве, наложив на себя руки. Как так? Бог ошибся, Он что-то не рассчитал в Сауле?

Об испытании царствованием

История царя Саула... Обычно люди думают, что она не интересна и не поучительна; человек прожил бесславную жизнь, да и, в конце концов, не он же стал подлинным царем Израиля, - так, политический дефект.

На самом деле история царя Саула дает ответ на чрезвычайно важный для каждого человека вопрос: почему так бывает - Бог призывает человека, дает ему благодать, а человек все-таки гибнет.

Всем известно, что Бог избрал Саула, Он действительно дал ему благодать, Саул получил помазание Святого Духа и стал не просто святым - он стал иным, чем все другие. Это изменение произошло с ним, когда на него возлили масло. Когда он возвращался к своему отцу, то встретил группу пророков и неожиданно сам стал пророчествовать, славить Бога, как славят Его пророки. То есть на Саула сошел какой-то особенный дух, и это явление духа было очевидно для всех, даже поговорка появилась на этот счет в израильском народе.

Неужели Саул пророк, неужели такой, совершенно не духовный (нормальный) с точки зрения мира сего, человек смог пророчествовать? Значит, действительно с ним что-то произошло. Но как получилось, что этот же Саул вдруг заканчивает полным богоотступничеством, которое свидетельствуется его самоубийством? Он не просто умер, забытый Богом, - он оставлен Богом настолько очевидно, что кончает жизнь самоубийством. Как так получилось?

Бог не знал, что произойдет с Саулом? Ведь это очень важный вопрос. И очень важно услышать правильный ответ, объясняющий, почему и ныне происходит то же самое. Ответ, помогающий понять, что такое свобода человека.

Мы думаем, что если человек получил благодать, то все - он спасен, ничего с ним плохого никогда не случится. На самом деле это не так. В истории Церкви, в житиях святых отцов, мы знаем, сплошь и рядом встречаются такие эпизоды, когда, например, человек, отмеченный даром чудотворения, прозорливости, пророчества, вдруг падал во глубину зол.

Все дело не в том, что Бог дает нам, - благодать Его изливается на всех; важно, как воспринимает эту благодать человек, что он делает с данной ему благодатью. Важно понять, что благодать Божия не уничтожает свободу человека, не делает его раз и навсегда спасенным, она только призывает его к спасению, дает силы совершать спасение.

История Саула показывает, что благодать Божия не гарантирует спасения человека - для этого требуется его участие, его вера. Почему человек лишается благодати? На примере Саула это очевидно. В житиях святых, в писаниях святых отцов мы встречаем явление богооставленности, то есть потери благодати. Мы знаем, что благодать Крещения неотъемлема, но благодать Святого Духа можно потерять - именно поэтому преподобный Серафим Саровский говорит о стяжании благодати: можно благодать Божию приобрести, совершая добрые дела, а за слово осуждения, за гордыню, за нецеломудренные помыслы можно благодати лишиться, потом снова вернуть и снова лишиться. Можно лишиться так, что никогда уже не восстать. А можно, потеряв благодать, обрести ее через многие и многие годы.

Подвести итог можно словами Христа, Который не раз и не два в Евангелии повторяет: «Много званых, но мало избранных» - человек был призван, но чтобы это призвание стало избранием, ему необходимо откликнуться на зов своей воли, своей веры какими-то поступками; только тогда это призвание становится избранием - избранничество предполагает, что на призвание человек ответил своим свободным решением, своей верой. На языке богословия все это называется (по-славянски) соработничеством, сотрудничеством Божественной благодати и человеческой свободы, на греческом это называется «синергия»: человек и Бог вместе трудятся, одно без другого невозможно.

Полученная благодать Божия требует от человека ответных действий, причем спрашивает с него гораздо больше, чем с человека, который отмечен малой благодатью Божией или не отмечен ею вовсе. Нет людей, которые не отмечены вовсе благодатью Божией: свет Христов просвещает всех, просто мера этой благодати разная для всех.

Бог зовет каждого, Он приглашает и призывает всех, как говорит Христос в Евангелии Никодиму: «Когда вознесен буду, привлеку всех к Себе». А как человек на эту малую степень благодати откликнется, зависит только от него.

Никто не мог бы сказать, что он никогда в своей жизни не встречался с благодатью Божией. Но одни этого не заметили, будучи ослеплены чем-то другим, а другие не захотели заметить, откликнуться на этот призыв, хотя и знали, что это Бог являет им Свое присутствие. А есть люди, которые вроде и откликнулись, вроде и пошли, но, увидев, чего это от них требует, отказались от своего призвания, и благодать Божия в них иссякла.

Можно сказать так: избранничество, в христианском смысле слова, - это соответствие своему званию, когда человек приходит в соответствие с тем, к чему он призван.

Поговорим о судьбе Саула. Саул (из колена Вениаминова) потерял ослиц, идет их искать по всему Израилю. Этот поиск приводит его в город, где в то время находился пророк Самуил. Является Самуил Саулу и говорит, что тот должен быть царем, беседует с ним, наставляет его, помазывает освященным маслом.

Вроде бы Саул получает благодать Святого Духа и возвращается домой, причем сердце его действительно трепещет, горит, ведь он получил благодать, которой не искал, не ждал. Он возвращается к своему отцу и ничего ему не говорит, что он помазан в цари над Израилем и о благодати, которую получил.

Спустя некоторое время собирается весь израильский народ, чтобы выбрать царя; бросают жребий, и он падает на Саула. Увидев в его прекрасных физических данных особое преимущество, народ радостно скрепляет своим согласием избранничество Бога. Между прочим, этот механизм потом будет использован Церковью: избирает Бог, избирает Дух Святой человека в цари или в священники Себе, но это избранничество Божие должно иметь свидетельство и от народа. Так свершалось избрание епископов, например, в Древней Церкви - избирала благодать Божия, и народ на это должен был одобрительно ответить. Если народ избранника не принимал, считалось, что полноты Божественной воли на этом человеке явно нет. Апостол Павел про избрание епископа говорит, что каждый епископ или священник должен иметь доброе свидетельство от внешних - это тоже свидетельство благодати Божией, почивающей на этом человеке.

Конечно, не все были довольны избранием Саула. Судьи говорили, что он не знатного рода, к тому же из колена Вениаминова, наименьшего в Израиле, где всегда претендовали на первые роли представители колена Ефремова и колена Манассиина, как самых многочисленных, и они, разумеется, ушли недовольные.

И тут же устраивается Промыслом Божиим так: один из израильских городов, Иавис был осажден племенем аммонитян. Осада была очень жестокая, очень долгая, аммонитяне предложили городу сдаться, но только при условии, что каждый житель этого города будет ослеплен на один глаз; если жители не сдадутся, будут убиты все. И тогда жители города посылают послов за помощью. И послы из ИависаГалаадского являются как раз когда происходит избрание Саула. Саул, слыша это, сразу воспламеняется духом во что бы то ни стало отстоять город, бросает клич; по всему Израилю, сходятся воины, он сам возглавляет их, совершает дерзкий бросок и освобождает ИависГалаадский.

Израильтяне решили, что человек, сумевший такое сделать, конечно, отмечен благодатью Божией и сможет (что для евреев всегда было важно) прославить их царство, добиться, чтобы перед их народом все остальные трепетали, чтобы жители Израиля процветали и богатство их увеличивалось за счет таких сокрушений соседей. И все приняли Саула, согласились с тем, что он особый царь. Нашлись, правда, те, кто стал предлагать Саулу убить бывших против его избрания, но он никого наказывать не стал. Фактически с этого момента Саул становится полноправным царем над Израилем.

Очень важно, что когда Саул бросил клич пойти спасать ИависГалаадский, весь народ предстал как один. Он смог собрать под свое предводительство весь народ, это никому никогда не удавалось, и поэтому все поняли, что с помощью его руки Бог может прославить Израиль пред лицом всех окружающих народов.

Что происходит дальше? Бог почтил Саула и духовной благодатью, явленной в молитве, в пророчестве, и благодатью, явленной в политическом могуществе, военных успехах, в послушании народа. Как сказано в псалме: «Избавитель мой, щит мой, - и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой», - если люди слушаются меня, то это от Бога. Дальше Саул мог сделать очень много; предполагалось, что он мог вполне сделать то, что впоследствии сделал Давид, то есть сокрушить мощь всех своих соседей и привести Израиль к мирному пребыванию, процветанию.

Но в том и состоит призвание, совершаемое Богом, что каждый раз человек проводится через искушения: а действительно ли ты готов Богу доверять, готов ли за Богом идти до конца, настолько довериться Богу, что претерпишь ради этого доверия все? Благодать Божия всегда проводит человека через определенные искушения, как сказано о том в учительных книгах: «Если хочешь приступить работать Богу, приготовь душу свою к искушению». К этому Саул готов не был.

Начинается война с филистимлянами, и должен явиться пророк Самуил, чтобы принести жертвоприношение, призвать благословение Божие на ратные подвиги и благословить Саула на эту войну. Собрались. Саул ждет, а Самуила нет. Ждет день, два, три, неделю… Войска начинают разбегаться - они пришли сюда воевать, а он ждет какого-то пророка: обыкновенные люди этого не понимают - они же воевать пришли. А он, пока имеющий благодать Божию, понимает, что должен дождаться Самуила: так хочет Бог. И вот он проводится через искушение: что он будет чтить больше - мнение народа или доверие Богу, будет ли ждать, когда Бог благословит его.

Этого искушения вера его не выдерживает, и он, чтобы не допустить разбегания народа, сам совершает жертвоприношение. И только он закончил совершать жертвоприношение, как является Самуил и говорит: «Что ты сделал? Ты меня не дождался». Смысл не в том, что Самуил своим присутствием, какими-то особыми ритуалами способен сделать то, чего Саул сделать не может. Саул показал, что он на самом деле не верит до конца Богу. Он знал как человек, облеченный благодатью Божией, как человек, беседовавший с Самуилом, не мог не знать, что не числом одерживаются победы в войнах. Он знал это из истории собственного народа, когда евреи ходили еще по пустыне, он знал, как погибло египетское войско с колесницами, хотя у евреев тогда не было вообще никакого войска, - Бог сражался. Он знал про Гедеона, который специально умалил свое войско до 300 человек, чтобы с их помощью достичь победы, чтобы победа была приписана не мужеству и силе воинов, а именно Богу, дарующему победу. Саул это знал.

Совсем немного времени пройдет, и его сын Ионафан, который значительно глубже поверит, чем его отец, с помощью всего лишь оруженосца сможет благодаря своей решимости и ревности начать обращать вспять целое войско филистимлян. Их было всего двое с оруженосцем, - но с ними был Бог. Саул должен был это знать (и наверняка знал), но его сердце, разум, ум, дух не выдержали искушения, и видимое пересилило невидимое. Осознание своего постепенного ослабления перевесило веру в силу Божию, в Его могущество и Промысел, благодатью которого все и свершается в этом мире.

Колдуньи и колдуны, как известно, кроме своих обычных занятий практикуют еще и саймантию, или некромантию, то есть владеют искусством вызова мантий, или душ умерших. В Библии рассказывается об одной такой – Аэндорской волшебнице...

Сильно опечалился израильский царь Саул. Не везет ему в последнее время на полях сражений. Вот и сейчас стоит перед ним несметное войско филистимлянское в Санаме. Увидал он их стан и ужаснулся, задрожало его сердце. К кому обратиться за советом?

Господь сильно осерчал на него за его непотребства и совершенные мерзости. И сказал тогда Саул своим слугам: «Сыщите мне женщину-волшебницу, попрошу у нее совета».

Долго искали посланные и наконец нашли. «Есть одна волшебница, прячется в Эйн-Доре (Аэндоре)». Снял тогда Саул свои царские одежды, вырядился неприметным странником, пошел к колдунье и сказал: «Выведи мне того, о ком скажу!»

Вызвала она ему дух пророка Самуила, и, узнав его, Саул пал лицом на землю и поклонился.

Слова пророка повергли его в еще большую, безысходную печаль: «И отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему Давиду». Напомнил пророк ему грозные слова Господа: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».

Страшно испугался Саул, когда услышал мрачные пророчества Самуила, оцепенел и упал на землю.


Началась жестокая битва, филистимляне все теснят и теснят израильтян к горе Гелвул, где продолжалась кровавая сеча. Один за другим на землю падают сраженные мечами трое сыновей Саула – Ионафан, Аминодава и Малхистра. Сам Саул весь изранен, выбился из сил. Чувствует, что конец его близок.

Приложив острие меча к груди, Саул упал на него и испустил дух. Сбылось пророчество Самуила, и к власти пришел новый царь – Давид...

Первая Книга Царств гласит, что родным городом Саула из колена Вениаминова была Гива, которую он сделал своей столицей. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида. Впоследствии Давид находился при царе, женился на его дочери и разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. Затем Саул попытался его убить, и Давид скрылся. Будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами при горе Гелвуе, Саул покончил жизнь самоубийством. В поздней литературе фигурирует как обладатель мятущейся, беспокойной души, одержимой меланхолией и приступами гнева, которую можно успокоить прекрасной музыкой.

Биография согласно Первой книге Царств

Единственным источником, из которого известна история Саула, является Ветхий Завет (Танах), по преимуществу 1-я и 2-я Книги Царств; а также различные зависимые от него более поздние тексты. Других источников, обычно помогающих восстановить факты правления монархов (например, монеты, тексты указов, сообщения хроник соседних государств) не сохранилось. Таким образом, вся имеющаяся информация, и без того легендарная, неизбежно прошла через фильтры оценки иудейских составителей канонического текста, а также авторов, стремившихся скорее описать возвышение его соперника и преемника Давида.

Внешность и характер

Происхождение

Саул был родом из Гивы (совр. Толь-эль-фул), приходился единственным сыном знатному человеку по имени Кис (Киш) из колена Вениаминова, племени Матриева (Маттри). Имя его матери неизвестно. Авенир (Авнер бен Нер), его двоюродный брат (и по указаниям мидраша сын Аэндорской волшебницы), в дальнейшем стал его военачальником. Кис, отец Саулов, и Нир, отец Авенира, были сыновьями Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина. Будучи венеамитом, Саул принадлежал к самому воинственному племени израильтян, но при этом самому «младшему» и малочисленному из его колен.

Избрание Саула

Нарисованная им мрачная картина не испугала народ, который все также хотел, чтобы его возглавил военный лидер:

Царствование Саула

Второй военной операцией Саула, вслед за победой над аммонитянами, стало освобождение его родного города Гивы от стоявшего там филистимского гарнизона, что было осуществлено его сыном Ионафаном. Первое время по месту пребывания Саула своим центром управления он сделал город Михмас, откуда начал предпринимать военные походы для окончательного освобождения страны. После потери Гивы филистимляне послали 30 000 колесниц и 6 000 конницы, но и это войско было разбито евреями (при Галгале).

Следующей военной операцией Саула стала война с амаликитянами, причём пророк Самуил перед выступлением приказал истребить их полностью в отмщение за то нападение, которое они сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря ещё при Моисее. Он разбил их при Кармиле. Затем состоялась очередная битва с филистимлянами, примечательная тем, что перед ней в единоборстве Давид убил Голиафа. Наконец, в следующей битве с ними же Саул погибнет.

Царство Саула включало уделы Иуды и Ефрема (Эфраима), Галилею и области в Заиорданье. Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копьё (поздние легенды свяжут его со знаменитым Копьём Судьбы), а также, возможно, венец и браслет. Всего Саул правил примерно 20 лет, вероятно, 19; точное время его правления не указывается, см. раздел ниже.

Саул и Самуил

Хотя после этого царь правил ещё несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел злой дух (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Саул и Давид

Как повествует о дальнейших событиях Библия, Самуил печалился о Сауле и о том, что ошибся, выбрав его в цари. Бог, который выступает в Библии полноправным собеседником прочих действующих лиц, также был согласен с Самуилом в этом вопросе:

Душа изнывает моя и тоскует, -
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки её мою скорбь уврачуют, -
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвлённый,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцелённый,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

К.Р. (Константин Романов)

Юный Давид, тайно помазанный на царство, был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился пением и хорошей игрой на гуслях (арфе). На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой дух» отступал от него.

До самой гибели царя Давид продолжал скрываться. Саул отдал его жену, свою дочь, другому и продолжал его преследовать, впрочем, безуспешно. При этом Давид не раз демонстрировал свою добрую волю и нежелание поднимать руку на тестя, например, однажды застав Саула в пещере, (куда тот зашёл справить нужду - отсюда устарелое переносное выражение «уйти по надобности царя Саула») он незаметно отрезал у него край плаща, который потом показал Саулу со словами, что вполне мог убить его, но этого не сделал. Также он пощадил царя, однажды прокравшись в лагерь и увидев его спящим у костра без охраны.

Смерть Саула

На фоне постоянных преследований скрывавшегося Давида и смерти пророка Самуила царь продолжал вести войны с филистимлянами. Когда вражеские силы собрались в Изреельской долине, он выступил против них и разбил стан у подножия горы Гелвуй (Гильбоа), по-видимому, возле Эйн-Харода.

Потомство

Саул - единственный царь объединённого еврейского царства, который не был многоженцем (в отличие от Давида и Соломона). Список сыновей Саула приведён в 1-й книге Царств (14:49) и 1-й книге Паралипоменон (8:33; 9:39).

  1. Ахиноамь, дочь Ахимааца - жена Саула. Их дети:
    1. Ионафан (Йонатан). Его сын:
      1. Мемфивосфей (Мериббаал; Мерив) - единственный выживший потомок Саула, во время его гибели был 5-летним. Был хром на обе ноги, поэтому не мог быть активной фигурой-соперником в царствование Давида.
        1. Имел сына по имени Миха, который оставил потомство, видной роли в истории Израиля не сыгравшее.
    2. Аминадав
    3. Мелхисуа (Малки-Шуа) - трое сыновей погибли вместе с отцом
    4. Иевосфей (Ешбаал) - четвёртый сын, стал следующим царём Израиля, правил два года, убит собственным военачальником, перебегавшим к Давиду.
    5. Иессуи - подробностей о нём Священное Писание не сообщает.
    6. Мерова (Мераб) - выдана замуж за Адриэла, сына Верзеллия из Мехолы, имела 5 сыновей, все убиты
    7. Мелхола (Михаль) - выдана замуж за Давида, после его бегства отдана Фалтию, сыну Лаиша из Галлима, после смерти Саула возвращена мужу. Бездетна, после взятия Иерусалима отослана им прочь
  2. Рицпа, дочь Айя - наложница Саула. Их сыновья:
    1. Армон
    2. Мемфивосфей - оба убиты вместе с пятью сыновьями Меровы

Саул в прочих книгах Библии

Вторая книга Царств

Давид, ставший после смерти Саула царём Иудеи, а затем и всего Израиля, неоднократно подчёркивал своё уважение к своему предшественнику и его домочадцам:

Псалтирь

Хотя история противостояния Давида и Саула сюжетно угадывается в тексте Псалтири (авторство большинства псалмов которой связывается с Давидом), имя Саула собственно в тексте псалмов ни разу не упоминается, хотя фигурирует в названиях ряда псалмов, как считается, озаглавленных позднее создания собственно лирических текстов.

Помимо уже указанного псалма 17 с различными обстоятельствами конфликта Саула и Давида связываются следующие псалмы:

  • Псалом 51 - «учение Давида, после того, как приходил Доик Идумеянин и донёс Саулу и сказал ему, что Давид пришёл в дом Ахимелеха».
  • Псалом 53 - «учение Давида, когда пришли Зифеи и сказали Саулу: „не у нас ли скрывается Давид?“» и тематически продолжающий его псалом 54
  • Псалом 57 - хоть и не содержит соответствующего надписания, но своим содержанием восходит к преследованиям Саулом Давида
  • Псалом 58 - «писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его».

Осия

Другие тексты

Поздний мидраш рассказывает, что когда мужчины из колена Венеамина отправились похищать девушек из Шило (поскольку в их племени не хватало невест) (Шофтим 21:29-23), Саул оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит Ионафану - «сын дерзкой женщины». Еврейские мудрецы, комментируя этот эпизод, пишут, что молодой Саул отличался при своей храбрости крайней застенчивостью.

Еврейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий в VI книге «Иудейских древностей», пересказывая библейский сюжет, делает ряд дополнений и расширений текста. Так, он обращает внимание, что начиная с Саула «страна евреев окончательно приняла монархическое устройство». Также Иосиф Флавий регулярно приводит ещё более крупные, нежели в Библии, данные о численности войск, указывая, что филистимляне выступили против иудеев с войском в 300 тыс. пехоты, 30 тыс. колесниц и 6 тыс. конницы, и в битве, когда отличился Ионафан, были убиты 60 тыс. врагов; а в походе на амалекитян Саул собрал 430 тыс. бойцов (включая 30 тыс. от колена Иуды); родня Ахимелеха состояла из 305 человек (вместо 85 в Библии). Он добавляет, что не все евреи поначалу восприняли Саула после его избрания всерьёз: некоторые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров, однако после победы над амманитянами он завоевал всеобщее уважение. Приводя рассказ об Аэндорской волшебнице, Иосиф восхваляет храбрость Саула, готового выступить в битву, зная её неудачный для себя исход.

В Талмуде написано, что в Библию вошла лишь небольшая часть разговора между призраком Самуила, вызванным Аэндорской волшебницей, и царём Саулом, который также спросил пророка: «Спасусь ли я, если обращусь в бегство?». Самуил ответил: «Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной». Таким образом, сборы царя на заведомо проигрышную битву оказываются героическим подвигом. Мидраш Левиткус Рабба восхваляет его за это:

Возраст и годы правления Саула

Правление Саула в летописи истории еврейского народа является уникальным с той точки зрения, что он - единственный царь, о котором авторы Библии не знают времени царствования (они приводят даты даже для узурпаторов, завладевших троном на несколько дней). Это особенно удивительно в случае первого царя страны и основателя государства.

Современные исследователи приводят следующие даты: 1067-1055 гг. (то есть 12 лет); ок. 1029-1005 гг. до н. э. (то есть 24 года)

Иудейские учёные, основываясь на библейском тексте и комментариях Раши пытаются вычислять возраст Саула таким образом:

  • Саул родился на 12-м году правления Самсона (2823 год от сотворения мира)
  • Саулу было 8 лет, когда Илий стал судьёй (2831 год), таким образом Саул на 9 лет старше Самуила.
  • Саулу было 31 год, когда родился Давид (2854 год).
  • Саулу было 48 лет, а Давиду 17, когда Самуил стал судьёй (2871 год).
  • Саулу было 59 лет, а Давиду было 28 лет, когда Саул стал царём (2882 год).
  • Самуил умер в возрасте 52 лет, за 4 месяца до смерти Саула (2884 год).

Таким образом, вопреки библейскому тексту, выходит, что Саул был царём 3 года, что соответствует библейской фразе о том, что Самуила попросили назначить царя «когда он состарился». То есть Самуил вряд ли смог бы прожить ещё 40 лет правления Саула, а умер он в один год с царем. Существуют и другие варианты исчисления.

В Коране

Саул, в исламе фигурирующий под именем Талут, упоминается в суре 2-й «Аль-Бакара» (Корова; 2:247-251), во фрагменте, повествующем о том, как Аллах наделяет правителей властью:

Исторический анализ

Анализ текста

По одному мнению, повествование о Сауле считается одним из самых ранних библейских текстов. Её автор не совпадает с автором ни книги Иисуса Навина, ни книг Царей (3-4 кн. Царств). Первоначальный вариант книги Самуила мог быть создан во второй половине правления царя Давида, его преемника (Х век до н. э.). Автором её стал неизвестный редактор (иногда предполагается, что им был священник Эвйатар или кто-то из его круга), который собрал разные рассказы об исторических и легендарных событиях и составил из них книгу, включая порой разные версии рассказа об одном и том же событии (например, убийство филистимлянского великана неким еврейским отроком описано четырежды). В соединении версий видят либо механическую компиляцию, либо стремление предоставить аудитории все имеющиеся данные (что сравнивают с методом Геродота).

Согласно концепции Г. Гельшера, принятой Й. Вейнбергом и И. Р. Тантлевским, дошедшее до нас собрание «Ранние пророки» (от книги Йехошуи/Иисуса Навина до 2 книги Царей/4 Царств) - «отдельное, единое и цельное сочинение», созданное на основе более ранних источников либо в конце VII, либо в середине VI века до н. э.. Его автора Вейнберг называет Девтерономистом на том основании, что характер текста близок к повествовательному пласту Второзакония (по Гельшеру, рассказ о Сауле является продолжением пласта Яхвиста в Пятикнижии).

Предполагается, что библейский рассказ о помазании Саула является компиляцией нескольких различных версий:

  1. Царь сам принёс жертвы, не дождавшись прихода пророка, и Самуил, по-видимому, увидел в этом покушение на прерогативы священников.
  2. Царь не выполнил приказ Самуила истребить полностью племя амалекитян.

Некоторые исследователи считают, что это также два варианта одной причины ссоры, причём первый, с жертвоприношением, считается более поздним добавлением, поскольку он не связан с предыдущими событиями.

Также в тексте приводятся два различных объяснения возникновения поговорки «неужто и Саул среди пророков»:

  1. Возвращение Саула от Самуила после его помазания
  2. Погоня Самуила за Давидом

Мотив обращения к духам умерших, фигурирующий в эпизоде с Аэндорской волшебницей - довольно распространённый в фольклоре разных народов (так, в древнегреческом мифе Орфей через оракула обращается к духу оплаканной им жены Эвридики). Тем не менее, для Библии подобный сюжет, связанный с потусторонними силами, является уникальным.

Рассказ о смерти Саула также представляет компиляцию двух вариантов:

  1. он совершил самоубийство, бросившись на свой меч.
  2. оказавшийся поблизости амаликитянин убил Саула по его просьбе.

Анализ правления

Главным достижением Саула было объединение ряда израильских групп от Галаада до Иудеи, создание первого политического единства, которое было настоятельно необходимо для постоянной военной угрозы (филистимляне - на западе, хараанеяне на севере, амаликетяне на юге), контролировавшей значительную часть Палестины. Саул пытался объединить под своей властью весь Израиль (поскольку евреи чётко знали, какая земля должна принадлежать им, согласно обещанию, данному Господом при Иисусе Навине). С целью защиты заиорданских племён Израиля он ведёт войну с царём Моава; выступает против арамейского царства Соба чтобы защитить северные израильские племена, и воюет с амалекитянами, чтобы укрепить влияние в Южной Палестине. Также он завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов и присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Единство нации, тем не менее, было ещё очень шатким, и все его царствование отмечено непрерывными войнами, шедшими с переменным успехом. Начало государственности, впрочем, было уже положено.

Политика Саула была по большей части направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, во время правления он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населённых израильтянами. Также не пытался заменить традиционное племенное руководство централизованным подчинённым царю административным аппаратом, оставаясь по сути военизированным главой ополчения с ядром из регулярного войска (которое впервые было создано именно при нём и насчитывало 3 тыс. воинов). Можно сделать вывод, что во времена его правления упорядоченная административная система ещё не сложилась. По всей видимости, основную долю зарождавшейся администрации составляли члены его семьи (сын Ионафан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии; Авенир, родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены его колена Вениаминова). Племенная организация ещё продолжала существовать - Саул считался не просто царём, а главой колен Израилевых. Традиционные для Древнего Востока монархические институты ещё не сформировались.

Советский историк В. И. Авдиев пишет: «царство Саула все ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании [это произведение в другом абзаце Авдиев, лауреат Сталинской премии, деликатно именует „героическим эпосом“] о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину у себя дома и держал военный совет под священным тамариском (синод. пер. - дубом). Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам».

Историк П.Джонсон отмечает, что Саул, как представитель колена Венеяминова, являлся южанином и, не обладая дипломатическим даром, не мог договориться с северянами, полноценной поддержкой которых он никогда не пользовался (тремя царями позднее объединённое израильское царство окончательно разъединится на Иудейское и Израильское). Важно, что правил Саул в родной Гиве, не основав столицы страны: «этот узел эмоций [Иерусалим] дал Израилю только Давид. Такова одна из причин того, что Саул не стал основателем государства, отцом династии».

Историки указывают, что организация Саулом регулярной армии и своего рода партизанская война, которую он развернул против филистимлян, подкосила их владычество над евреями, что позволило его преемнику Давиду окончательно победить их: «Неожиданные нападения Саула на войска филистимлянских захватчиков выбили их с территории племени».

Саул действительно был хорошим воином и тактиком. Любопытен пример из современной истории: майор Вивиан Гилберт в своих воспоминаниях о Первой мировой войне под названием «Роман о последнем крестовом походе» пишет: «командир отряда Алленби, находящейся в Палестине, однажды при свете свечи искал в Библии одно название. Его отряд получил приказ взять деревню, которая располагалась на скалистой возвышенности с дальней стороны глубокой долины. Деревня называлась Михмас, и это название показалось командиру чем-то знакомым». Он отыскал фрагмент в 13 главе 1-й Книги Царств, где рассказывалось о том, как Саул и Ионафан выбили филистимлян из этой деревни: «была острая скала с одной стороны, и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене», они вскарабкались на неё и застали врагов врасплох. Английский офицер подумал, что этот проход в горах мог сохранится до сих пор, он послал разведчиков, те рапортовали о находке, командир изменил план нападения и решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты лишь одну роту. Солдаты бесшумно перебили турок и заняли возвышенность. «Итак, - заключает Гилберт, - спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана». Высоко оценивает тактику Саула и Моше Даян («Жить с Библией»), воевавший на тех же территориях.

Отношения с Самуилом

Анализируя библейский текст, учёные подытоживают, что выдвижение Саула на царство было вызвано неспособностью традиционного племенного руководства («судей») противостоять растущему военному давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян.

Историк П.Джонсон указывает, что Самуил вначале был готов помазать Саула на царство в качестве харизматического лидера («нагида»), полив его голову елеем, но колебался, делать ли его «мелеком» - наследственным монархом (это подразумевало его право призыва на военную службу представителей племён).

В начале своего правления Саул оставался ставленником Самуила, по сути - предыдущего лидера народа (правившего лишь в другом формате). Джеймс Фрэзер пишет про Самуила, возможно, в чём-то выводя Саула слишком слабым:

Личность Саула

Согласно Вейнбергу, изображение Саула в библейском повествовании («физически прекрасного, мужественного и деятельного, жизнелюбивого и радушного в начале жизни, сумрачного и подозрительного, мнительного и апатичного в конце») подтверждает мнение о способности автора («девтерономического историка») очерчивать и развивать характер своих героев; само это описание предполагает индивидуального автора. По его характеристике, трехчастное построение повествования (возвышение - следование обязанностям - распад личности и падение) раскрывает трагедию несоответствия человека его назначению. Оценка личности Саула, поскольку делать её возможно лишь на основе единственного источника, неизбежно окрашивается через фильтры его отношений с Богом Израилевым.

В первую половину своего царствования Саул выступает как харизматический вождь, человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождём. Дух Божий (Руах Яхве) снисходит на него после помазания Самуилом (это проявляется, например, в его приступе пророчествования). Но затем «харизма, ниспосланная Яхве Саулу и сделавшая его вождём, теперь отделилась от него. Именно теперь и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: Руах Яхве трансформировался в злую одержимость; он обратился в злого демона» (Злой Дух Яхве/Элохима: Руах Яхве ра’а, Руах элохим ра’а):

Когда ритуал помазания перевернул душу Саула, в результате этого он приобрёл способность пророчества, которая сохранилась у него позднее, но пророком он не стал. Отвлекаясь от сакрального толкования событий, учёные пытаются оценить их и с психиатрической точки зрения: «вероятно, появление пророческого дара в результате помазания явилось началом патологического процесса, который, в конечном счёте, привёл нормального здорового юношу к утрате душевного равновесия». Уже Маймонид (XIII век) в своём комментарии к Мишне пишет о болезни Саула следующее: «Термин „злой дух“ используется для обозначения всех болезней, которые по-арабски называются меланхолией».

«Откуда это раздвоение личности, - спрашивает раввин Штейнзальц, - с одной стороны, храбрый, здравомыслящий предводитель, делавший все для блага народа, а с другой - человек, одолеваемый страхами и сомнениями и преследовавший своего верного соратника столь диким образом, что это может быть объяснено лишь состоянием, близким к умопомешательству? Был ли Шауль жалким созданием, мучимым неконтролируемыми приступами паранойи? (…) Прежде всего, Шауль был человеком, в котором чувства преобладали над разумом. (…) Импульсивная эмоциональность и недостаток способности адекватно мыслить, трезво оценивать свои действия характеризовали личность Шауля и определяли его поведение».

Но при всех своих недостатках, странностях и приступах Саул оставался человеком, которому были свойственны благородство и подлинная искренность, человеком, до конца сохранявшим прямодушие и простоту. Он был цельной натурой и не страдал сложными комплексами (в отличие от многих других невропатов).

Агада (Тосеф) прямо пишет: «За что удостоился Саул царского сана? За кроткий нрав свой». Когда пропали ослицы у его отца, он взял одного из слуг и отправился на поиски. Обойдя несколько округов, он сказал слуге «Пойдем назад, чтобы отец, оставив мысль об ослицах, не стал беспокоиться о нас». Агада пишет - «слугу он ставил на один уровень с собою. А чтобы уклонится от царской власти, для которой он указан был Самуилу Богом, он спрятался в обоз». Раби Иуда со слов Рава объяснял: "За что понес кару Саул? За то, что он не отстаивал достоинства своего. Как гласит Писание: «Негодные люди говорили: „Ему ли спасать нас?“. И презрели ему и не поднесли ему даров. Но он как бы не замечал того».

Спрашивает Эмма
Отвечает Виктор Белоусов, 21.01.2013


Мир Вам, Эмма!

По данному вопросу существует несколько мнений, которые во многом зависят от датировки периодов жизни Саула и Давида. Далее я приведу цитату из Википедии.

Правление Саула в летописи истории еврейского народа является уникальным с той точки зрения, что он - единственный царь, о котором авторы Библии не знают времени царствования (они приводят даты даже для узурпаторов, завладевших троном на несколько дней). Это особенно удивительно в случае первого царя страны и основателя государства.

Современные исследователи приводят следующие даты: 1067-1055 гг. (то есть 12 лет); ок. 1029-1005 гг. до н. э. (то есть 24 года)

Иудейские учёные, основываясь на библейском тексте и комментариях Раши пытаются вычислять возраст Саула таким образом:

  • Саул родился на 12-м году правления Самсона (2823 год от сотворения мира)
  • Саулу было 8 лет, когда Илий стал судьёй (2831 год), таким образом Саул на 9 лет старше Самуила.
  • Саулу было 31 год, когда родился Давид (2854 год).
  • Саулу было 48 лет, а Давиду 17, когда Самуил стал судьёй (2871 год).
  • Саулу было 59 лет, а Давиду было 28 лет, когда Саул стал царём (2882 год).
  • Самуил умер в возрасте 52 лет, за 4 месяца до смерти Саула (2884 год).

Таким образом, вопреки библейскому тексту, выходит, что Саул был царём 3 года, что соответствует библейской фразе о том, что Самуила попросили назначить царя «когда он состарился». То есть Самуил вряд ли смог бы прожить ещё 40 лет правления Саула, а умер он в один год с царем. Существуют и другие варианты исчисления.

Также называют продолжительность его царствования в 40 лет (основываясь на расчёте, что унаследовавшему трон Саула его сыну Иевосфею было 40 лет, когда он стал царём - 1Цар.2:10 ; а в начале царствования Саула он в списке сыновей не упоминается - 1Цар.14:49 ). Это число также указывает апостол Павел (Деян.13:21 ), но не в утвердительной форме («сорок лет»), а в сослагательной («так прошло лет сорок»), видимо, без опоры на древние тексты он тоже не мог сказать точнее. Принимая во внимание, что Павел в юности был фарисеем и учился у прославленного законоучителя Гамалиила , эту точку зрения можно считать распространённой среди иудейских книжников I века.

Иосиф Флавий говорит, что Саул правил 18 лет при жизни Самуила и 22 года - после его смерти , что противоречит последовательности событий в Библии, согласно которым считается, что Саул отправился к Аэндорской волшебнице вскоре после смерти Самуила.

Вот такие различные варианты лет жизни библейских героев и соответственно лет преследований Давида. Сказать однозначно весьма сложно.

Божьих благословений,

Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)