Музыка

Самоучитель музыкальной грамоты. Как научиться нотной грамоте

Вы хотите научиться играть музыку, читать по нотам? — это не так трудно, как Вам может показаться. Для того чтобы научиться читать нотные записи необходимо лишь понять их структуру и логику. Принцип их работы очень прост, но требует определённого времени и практики.

Звукоряд

Звукоряд - это расположение звуков музыкальной системы по высоте, каждый звук которой называется ступенью звукоряда. Звукоряд разделён на октавы (от лат. octāva «восьмая»), а октавы, в свою очередь, делится на основные ступени звукоряда, которые периодически повторяются: до , ре, ми, фа, соль, ля, си, до .

Ноты. Нотный стан. Нотная грамота

Нота представляет собой кружок (закрашенный или не закрашенный), также в зависимости от её длительности она может иметь «штиль » (вертикальную палочку), «хвосты » и «рёбра «.

Для записи нот используется нотный стан (или нотоносец). Это линейка на которой размещаются ноты и все остальные знаки. Каждая из линеек, а также промежутки между ними соответствует одной из ступеней диатонического звукоряда, то есть ноты записываются как на линиях, так и в промежутках между ними. Линии принято считать снизу вверх.

Часто бывает такое, что нужно использовать более высокую ноту, но она не умещается на линиях нотоносца. Для решения такой проблемы используют добавочные линии . Их можно ставить как снизу, так и сверху, их счёт ведётся следующим образом: верхние — от первой добавочной линии вверх, нижние — от первой вниз.

Для разделения тактов используется специальная
тактовая черта
(подробнее о такте чуть позже).

Также существует и двойная тактовая черта ,
но её используют для отделения определённых музыкальных фрагментов.

Длинные такты не совсем легко читать, поэтому для облегчения чтения нотных записей существует пунктирная тактовая черта .

Акколада предназначена для объединения нотных станов, которые играются одновременно на одном инструменте.

предназначена так же, как и акколада для объединения нотных станов, но только для разных музыкальных инструментов.

Длительность нот имеет очень важное значение в музыке. Давайте рассмотрим виды длительностей.
Целая нота — это не закрашенный овал. Половинная — тоже не закрашенный овал, но только имеет ещё и штиль, длится ровно половину от полной ноты.Четвертная выглядит так же как и половинная, но уже закрашенная, длится в 2 раза предыдущей. Восьмая нота — как предыдущая, но здесь уже добавлен хвостик или же ребро (при группировке нот). Дальше длительности пишутся по тому же принципу, что и восьмая путем прибавления хвостиков.



В одноголосных мелодиях штиль ноты может иметь разные направления, в зависимости от её высотного положения. Если ноты находятся на средней линии или выше, то штили направлены вниз, если они расположены ниже средней, то штили смотрят вверх. Это сделано лишь для того, чтобы ноты на нотоносце выглядели компактнее.
Примечание: Если штиль ноты направлен вверх, то он должен рисоваться, начиная от её правой стороны, а если вниз — то начиная от левой стороны.


Рёбра используются для группировки нот, чтобы их было легче читать . Кстати, они не всегда горизонтальные, бывают и вертикальные, зависит от того, как удобнее.

Знаки нотных длительностей и пауз определяют лишь отношение друг к другу их продолжительностей при определённой скорости игры (темпе). Например, если целая нота будет звучать 2 секунды, то половинная — 1 секунду, или, при более медленной игре, целая звучит 6 секунд, то половинная — 3.

Ключи

Для чего они? Ключи в нотной грамоте определяют звуковысотное значение нот. Его ставят в начале нотоносца так, чтобы центральный элемент лежал на линии от которой будут отсчитываться высотные позиции остальных нот. В истории было много разных ключей, что усложняло задачу чтения нот. Но, к счастью, нотная грамота сегодня используют всего 5 ключа (2 из них в очень редких случаях).

Скрипичный ключ (ключ Соль). Его ставят на второй линии (центр спирали должен находится прямо на ней) нотного стана (счёт ведём снизу вверх:-)), он обозначает высоту звука Соль Первой октавы на этой линии (приблизительно 392 Гц). Это наиболее часто используемый ключ в нотной грамоте.

Басовый ключ (ключ Фа). Он определяет положение ноты Фа Малой октавы (приблизительно 175 Гц). Басовый ключ помещается на 4 линии нотного стана.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Для сдвига вверх на одну или две октавы пишется 8 или 15 над ключом, вниз — так же только цифры пишутся под ключом. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают просто двумя нотными ключами вместо одного.

Нейтральный ключ — в нотной грамоте этот ключ играют особую роль, его используют для записи различных ударных или перкуссионных инструментов, не имеющие определённой высоты. За линию или промежуток между ними принято считать один инструмент.

И, наконец, ключ до . Он имеет 2 вида: альтовый и теноровый . Оба они употребляется довольно редко.
Альтовый ключ обозначает ноту до первой октавы и ставится на средней линейке нотоносца. Его используют при записи партий альта, тромбона и иногда вокала.

Теноровый ключ обозначает тоже самое, что и альтовый, но устанавливается на четвёртую линейку нотоносца. Он используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов.



Скорее всего, у вас возник вопрос «А зачем столько разных ключей в нотном письме?». Дело в том, что у каждого музыкального инструмента или голоса, свой частотный диапазон звуков (низкие, средние или высокие) и для того, чтобы избежать лишних добавочных линий на нотоносце и упростить чтение нот в нотной грамоте используют разные ключи.

Знаки для увеличения длительности нот.

Помимо основных длительностей нотная грамота включает в себя дополнительные знаки для продления нот и пауз.
Первый знак — точка . Она продлевает ноту на половину от её основной длительности. Две точки продлевают на 3/4 значения,
три - на 7/8 и т. д

Лига — ещё один знак продления звука, суть её заключается в том, что она объединяет длительности нот и они исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. В нотном письме также применяется для записи ноты, размер которой больше одного такта.

— очень интересный знак продления ноты. Почему? Потому что длительность ноты определяется на ваше усмотрение, можете продлевать сколько хотите 😉
Довольно часто фермату используют в качестве паузы между частями пьесы.

Паузы в музыке тоже играют важную роль, например в создании . Они так же, как и ноты имеют свою длительность.



Это основные виды пауз, которые используются в нотной грамоте. Существуют ещё две паузы, которые используются реже
. Её длительность составляет аж четыре целые ноты .

. Пауза длиной в две целые ноты.

Важно! Паузы тоже можно продлевать с помощь точки и ферматы, за исключением лиги!

Знаки альтерации

Если вы читали статью о звуке, то Вы наверное помните, что знаков альтерации всего пять:
Диез — повышение на полутон,
Дубль-диез — повышение на 2 полутона или на 1 тон,
Бемоль — понижение на полутон,
Дубль-бемоль — понижение на один тон,
И бекар — знак, который отменяет повышения и понижения.

Нотная грамота определяет два вида постановки знаков альтерации, а именно перед ключом и случайно.


Нотная грамота. Альтерация

Ключевые знаки выставляются группой прямо после ключа и остаются действительны во всех октавах и до конца пьесы или перемены знаков.
Случайные знаки напротив выставляются только перед нотой, которую необходимо альтерировать и действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если, конечно, не отменяются до того другими знаками альтерации.

Запомнить эти знаки, на самом деле, совсем не сложно. Нотная грамота или музыкальная нотация — это не так уж и трудно. БОльшую задачу ставит сама практика, научиться быстро читать ноты и, при этом, хорошо играть куда труднее, чем теория. Регулярно занимайтесь и очень скоро у вас начнёте чувствовать музыку, научитесь слышать каждый голос в ней 😉

Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)

Нотная грамота.

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.

Длительности звуков.

Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Ключи.

За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.

Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:

Теноровый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на четвертой линии.

Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ - для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна - это центр его симметрии. На виолончели исполняют произведения в трех ключах: в басовом, теноровом и скрипичном.


Знаки альтерации.

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:


Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез - повышает высоту ноты на полтона. Бемоль - понижает на столько же. Дубль-диез - повышает на целый тон. Дубль-бемоль - понижает на столько же. Бекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

К ним относятся:

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

в) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:

Паузы.

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:


Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

Тактовая черта. Такт.

Тактовая черта - это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение. Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.

Счет. Единица счета, или доля такта.

Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.

Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра - число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра - название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:

Ритм.

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это - целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся: а) Триоль , образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух. б) Квинтоль - на пять частей. в) Секстоль - на шесть частей. г) Септоль - на семь частей.

То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.

Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор "метрономом". Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор - издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту - и метроном щелкает "до посинения", удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки - это и есть "метр". Иными словами, "метр" - это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр - это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр - это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.

Знание нотной грамоты необходимо как профессионалу, так и новичку желающему освоить различные виды гитар . Потому что знание основ того, как строиться музыка, помогут в обучении, и вы быстрее добьетесь результатов.

Материал этой статьи является дополнительным уроком, так как в самоучителе игре на гитаре упоминается лишь нотный стан, а нотная грамота не затронута.

Если вы будете знать ноты, вам легче будет выучить произведение, потому что только ноты могут передать все те правила игры, которые задумал автор. Для того чтобы уметь читать, необходимо сначала выучить буквы, так вот ноты – это те же самые буквы, только в музыке.

И потом, в нотной грамоте нет ничего сложного, и ее освоение не требует много времени. А если в будущем вы планируете занять написанием аранжировок , то вам без нотной грамоты не обойтись.

Более упрошенной записью мелодии в музыке, является табулатура , но о ней будет рассказано в другой статье.

Нотная грамота и нотный стан

Итак, приступим к изучению нотной грамоты и нот для гитары, понятие нотный стан .

Ноты и нотный стан.

Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линеек. Нижняя линейка считается первой.
На нотном стане располагаются ноты. Графически - нота состоит из головки, штиля и флажка. В записи, головка присутствует всегда, а вот штиля и флажка может не быть.

Кроме нот на нотных линейках (нотном стане) могут располагаться различные знаки (знаки аллитерации). Сами по себе знаки не представляют никакого звука, но несут важную информацию о том, как играть ноты.

Так же на нотном стане могут располагаться паузы. Если ноты – это графическое изображение, какого либо звука, то паузы – это отсутствие звука. Паузы бывают разные, но об этом далее.

Как располагаются ноты на нотных линейках.

Нотная головка располагается на одной из линеек нотного стана или между линейками или на дополнительной линейке (коротенькая черточка выше или ниже основных линеек).

Штиль ноты направлен вверх, если головка ноты расположена ниже центральной линейки, или вниз, если головка находиться на третьей линейки или выше нее. Штиль есть у всех нот кроме целой.

Если штиль направлен вниз, то он пишется с левой части головки ноты, если вверх, то с правой. Вообще не важно, куда направлен штиль, важно то на какой линейки расположена головка ноты.

Ноты для гитары на нотном стане

Запись нот для гитары на нотном стане.

В начале каждого нотного стана пишется нотный ключ нот для гитары, для обозначения нот, играемых на гитаре, пишется скрипичный ключ.

Диапазон акустической гитары охватывает несколько октав: малая октава, первая октава, третья октава. Октавы состоят из нот.

На рисунке изображена последовательность нот, которые охватывает акустическая гитара. Начиная с шестой открытой струны и заканчивая первой струной на двенадцатом ладу. Ниже нотной записи представлена расшифровка нот, и можно понять какая гитарная струна и на каком ладу будет издавать определенную ноту.

Понятие длительности нот.

Все ноты для гитары делятся по длительности звучания. Существуют целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые ноты. Реже - тридцать вторые, шестьдесят четвертые ноты. Их можно увидеть на рисунке.

Теперь разберемся, чем они отличаются.

Чтобы понять, сколько по времени звучит целая нота, посчитаем ее в спокойном темпе.

Итак, целая нота – раз, и, два, и, три, и, четыре, и.

Половинная нота в два раза короче – раз, и, два, и.

Четвертая в два раза короче половинной – раз, и.

Восьмая в два раза короче четвертной – раз.

Шестнадцатая в два раза короче восьмой, и так далее.

У восьмых нот к штилю прибавляется один флажок, у шестнадцатых – два флажка, у тридцать вторых – три, и так далее. Если две рядом стоящие ноты имеют одинаковую длительность, то они объединяются ребром.

Например, две восьмые ноты объединяются одним ребром (так как у восьмой ноты один флажок). Две шестнадцатые – двумя ребрами, и так далее.

Нота с точкой.

Если после ноты ставиться точка, то длительность этой ноты увеличивается на половину этой ноты. Если поставлены две точки, то длительность увеличивается на половину данной ноты плюс четверть данной ноты.

Паузы.

Пауза – это перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, имеют различную длительность.

Целая пауза - раз, и, два, и, три, и, четыре, и.

Половинная пауза – раз, и, два, и. И так далее.

Начиная с восьмой, паузы имеют флажки (как и аналогичные ноты), то есть у восьмой – один флажок, у шестнадцатой – два флажка, и так далее.

Знаки аллитерации.

Знаки аллитерации – это такие знаки, которые влияют на свойства ноты. Если знаки стоят около ключа, то они действуют на протяжении всего произведения, если в другом месте, то их действие распространяются на такт.


К знакам аллитерации относятся:

Бемоль – понижение ноты на полтана,

Дубль – бемоль – понижение ноты на тон,

Диез – повышение ноты на полтона,

Дубль – диез – повышение ноты на тон,

Бекар – отменяет действие диеза и бемоля,

Реприза – повторение такта один раз,

Револьта – повторение такта четыре раза,

Фонарь – отмена револьты.

Здесь представлено расположение нот на грифе акустической гитары.


Это основные понятия нотной грамоты. Их вам вполне хватит для игры на акустической гитаре.

В ближайшем будущем, материал будет пополняться.

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты . Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок . Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке , напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1 . Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2 .
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G .
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор ) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си . Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг .
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов , все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).


Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).


Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся , это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит !

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки , она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

Как научиться нотам?

Научиться читать нотную грамоту не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное запастись терпением и усидчивостью. Основных нот всего семь, а значит и времени для их усвоения потребуется не так уж и много. О том, как научиться нотам, читайте далее в нашей статье.

Обучение нотной грамоте

Чтобы научиться нотам, вам потребуется

  • Синтезатор или фортепиано;
  • Нотная тетрадь;
  • Простой карандаш.

Инструкция обучения нотной грамоте

  1. Для начала выделите время для обучения, расслабьтесь и внимательно изучите раскладку клавиш на фортепиано или синтезаторе. При внимательном рассмотрении инструмента вы обнаружите циклично повторяющиеся наборы клавиш, которые носят название “октавы”. Октава - это и есть семь основных нот, которые вам предстоит освоить.
  2. Нажмите первую белую клавишу любой октавы “до”. За ней на правую сторону идет нота “ре”, потом “ми”, “фа”, “соль”, “ля”, “си”. После ноты “си” октава заканчивается и начинается новая октава, опять же с ноты “до”. Чтобы быстрее запомнить ноты октавы, проиграйте их несколько раз и пропойте вслух.
  3. При детальном изучении инструмента вы также можете обнаружить черные клавиши. Между нотами “до” и “ре” располагается черная клавиша - нота “до-диез” или “ре-бемоль”. Таким образом, одна и та же нота имеет два названия. В зависимости от музыкального произведения названия ноты могут меняться. По аналогии попробуйте самостоятельно назвать три следующие черные клавиши.
  4. Теперь настало время воспользоваться нотной тетрадью, в которой на чистых белых листах будут напечатаны строки из пяти горизонтальных полосок. Нарисуйте черный кружочек под нижней полоской в первой строчке и перечеркните его короткой горизонтальной линией. Вы написали первую ноту октавы - “до”. Нота “ре” выглядит как черный кружочек, расположенный прямо под нижней линией строчки. Нота “ми” - кружочек, который наносится поверх нижней линии строчки. Нота “фа” располагается между нижней и следующей линиями. Нота “соль” находится на второй снизу линии нотной строки. Нота “ля” - по аналогии на уровень выше “соль”. Нота “си” располагается на третьей линии. Выше по линиям начинается новая октава, опять же с ноты “до”.
  5. Теперь будем учиться записывать “до-диез”. Данная нота выглядит так же, как и “до”. Единственное отличие - это значок “диез” прямо перед нотой, который внешне очень напоминает решетку на клавиатуре телефона. Чтобы записать ноту “до-бемоль”, перед нотой “до” следует поставить знак “бемоль”, который выглядит как латинская буква b. Чтобы закрепить материал, поочередно приписывайте к каждой ноте значки и одновременно проигрывайте их на инструменте.
  6. Теперь последнее и ключевое упражнение. Взяв в руки тетрадь, запишите на свободных строках любые ноты. Затем подойдите к фортепиано или синтезатору и попробуйте проиграть их. Когда вы сможете быстро, без запинки ориентироваться в нотах и воспроизводить их на музыкальном инструменте, можно будет смело сказать, что вы научились нотной грамоте. Главное много и усердно практиковаться.

Еще несколько советов, которые помогут вам лучше ориентироваться в нотах, вы найдете в нашей статье -