Музыка

Василий васильковский - полковой священник. Василий васильковский - полковой священник Отец василий васильковский краткая биография

Тема Отечественной войны 1812 года заинтересовала меня потому, что эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование. В поисках темы для своей работы я натолкнулась на информацию об отце Василии Васильковском, кавалере ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса. Он был первым в истории православного духовенства военный священник, награжденный орденом Святого Георгия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской конкурс творческих работ «Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Номинация: проза

Жанр: исторический опус

«А деяньем своим, словом, жизнею он показывал Божью Истину Православную, Христианскую!»

Учащаяся МБОУ СОШ №7

г. Минеральные Воды

Учитель Устинова И.В.

Минеральные Воды 2012 г

Подвиг священника Василия Васильковского

…От человека остаются только лишь дела его.

Максим Горький

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни огромной страны. Вторжение неприятеля в пределы России, напряженная борьба с Великой армией Наполеона вызвали могучий народный подъем. Все народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков.

Тема Отечественной войны 1812 года заинтересовала меня потому, что эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование. В поисках темы для своей работы я натолкнулась на информацию об отце Василии Васильковском, кавалере ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса. Он был первым в истории православного духовенства военный священник, награжденный орденом Святого Георгия.

Василий Васильковский родился в 1778 г., окончил Севскую семинарию и в 1804 г., в 26 лет был рукоположен в сан Священника, служил в Ильинской церкви города Сумы. Однако вскоре умерла его жена, и отец Василий остался с малолетним сыном Симеоном на руках. Мальчику было около четырех лет. Вначале отец Василий с сынишкой перебрался в Старо-Харьковский монастырь на жительство. Но вскоре Господь указал ему путь трудного, опасного и ответственного служения. 15 июня 1810 г. отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. Современники отмечали порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его образованность — знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским. Отец Василий пользовался вполне заслуженным уважением в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812 г.

Одним из важных событий войны 1812 года, которое поможет понять всю сущность героической личности отца Василия, есть бой под Витебском. Наполеон направил свои войска к Полоцку и Витебску, чтобы обойти 1-ю Западную армию генерала М.Б. Барклая-де-Толли, которая расположилась в Дрисском лагере. Александр I приказал 1-й Западной армии идти к Витебску для сближения со 2-й Западной армией под руководством генерала П.И Багратиона. 11 июля 1812 года 1-я армия подошла к Витебску. До получения известий о состоянии 2-й армии Барклай выдвинул арьергард, который с 12 по 14 июля сражался с передовыми частями Великой армии близ местечка Островно. 15 июля состав арьергарда был изменен, в него вошел и 19-ый Егерский полк под командованием Н.В Вуича. Барклай получил известие о сближении со 2-ой армией близ Смоленска, поэтому арьергарду было приказано задержать неприятеля, пока главные силы двинулись к Смоленску. С раннего утра 15 июля и почти до 17 часов арьергард сдерживал превосходящего неприятеля. Отличились в бою на берегах Лучесы и батальоны 19-го Егерского полка, а с ними и отец Василий.

Докладывая 18 июля о действиях полка, полковник Вуич отмечал бесстрашие полкового священника, вдохновлявшего егерей и поддерживавшего их боевой дух в сражении, несмотря на то, что был ранен, а потом и контужен от удара пули в его наперсный крест. Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка, а потом — в церкви сформированного на его основе Волжского пехотного полка. Он имел в высоту около 30 сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 года при г. Витебске, — продолженная по бокам креста, — с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому». Отец Василий Васильковский был также ранен в ногу в июле 1812 г. в сражении при Витебске, однако продолжал исполнять свои обязанности священника. Оправившись вскоре после контузии и ранения, отец Василий вернулся в полк.

18 августа 1812 г. начальник 24-й пехотной дивизии генерал-майор П. Г. Лихачев обратился к члену Святейшего Синода его высокопреподобию обер-священнику армии и флота протоиерею и кавалеру ордена Св. Анны 1-й степени И. С. Державину с просьбой о достойном награждении отца Василия за проявленное мужество в бою под Витебском: «Во вверенной мне дивизии 19-го егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ г. Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рикошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает». По ходатайству Лихачева полковой священник Васильковский был представлен к награждению «камилавкой» как знаком отличия белого духовенства.

В истории все прекрасно знают о Бородинском сражении, а затем и о сожжении Москвы, отдачи ее Наполеону. Но мало кто придает значение боям при отступлении Наполеоновской армии, хотя они немаловажны в итоговой победе над неприятелем. В одном из таких боев еще раз упоминается имя отца Василия Васильковского.

7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова. Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк. Вместе с офицерами и солдатами 19-го Егерского полка в бою за Малоярославец принял активное участие его полковой священник, отец Василий Васильковский, который с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку егерей. 31 октября 1812 г. Дохтуров, ходатайствуя о награждении Васильковского, докладывал главнокомандующему генерал-фельдмаршалу светлейшему князю М. И. Голенищеву-Кутузову о его поступке.

Кутузов поддержал ходатайство Дохтурова, обратившись к императору Александру I с рапортом, в котором писал, что отец Василий «шел впереди полка с святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, причем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при г. Витебске, где также ранен в ногу».

12 марта 1813 г. Кутузов в г. Калише, где размещалась тогда Главная квартира российских войск, начавших заграничный поход, подписал приказ по армиям №53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». 17 марта 1813 г. орден был вручен отцу Василию.

Бой под Малоярославцем был запечатлен художником А.Ю. Аверьяновым. Это первое и единственное на сегодня произведение изобразительного искусства, на котором запечатлен подвиг скромного священнослужителя Русской Православной Церкви.

Наша современница, поэтесса из Калужской области Лариса Потапова посвятила одно из своих произведений отцу Василию.

«Сказ про отца Василия Васильковского»

Шла война в стране,

Шла великая,

Где страдал народ,

Где горело всё

От захватчиков -

Войска Франции.

И призвал Синод

Прихожан своих

Защищать страну

От захватчиков.

Встал и стар, и млад,

И священники...

Среди них отец

Васильковский был

В девятнадцатом

В полку егерском.

Он в атаки шёл

Со крестом в руках,

Впереди солдат,

Шедших вслед ему,

Осенял крестом

Русских воинов.

Сам достойно шёл,

Без суетности,

В душе с верою

За Россиюшку.

В полный рост шагал

И не кланялся

Ни французишкам,

Ни снарядам их.

Успевал везде

Похвалить солдат

За хоробрую

Битву ратную.

Успевал ещё

Тешить раненных,

И погибших отпеть

Русских воинов.

Ранен в голову

Был Васильковский,

Но не дрогнул он

Супротив врага.

Он встревожен был

Не о ране своей,

А тревожен был

О судьбе людей.

Грязь отёр с лица

Вместе с кровию

И продолжил вновь

Труд свой пастырский.

А снаряды вокруг

Разрывалися,

И свистела картечь,

Пули жалили,

И лилася рекой

Людска кровушка.

Горы тел людских,

Мёртвых, высились,

Что снаряды порой

Били мёртвых вновь...

С двух сторон бои

Непрестанные,

А бывало, что

Переменные.

Вдруг Васильковский

В грудь почувствовал

Сильный столь удар,

Что осел наземь-

Пуля вражеска

Так ударила

Во серёд креста,

Что впечаталась.

Крест священный спас

Васильковского,

И ещё спасла

Вера чиста

В Бога нашего

И в Отечество.

Щит единственный

И оружие-

Это крест его

Со молитвою.

И опять он встал

Во ряды солдат,

Меньше думая

О себе самом,

Деля тяготы,

Славу с подвигом.

А деяньем своим,

Словом, жизнею

Он показывал

Божью Истину

Православную,

Христианскую!

О дальнейшей судьбе священника Васильковского известно немного. Существует несколько версий о смерти отца Василия. На вышеописанном кресте указано, что священник умер 24 декабря 1812 г., но при награждении орденом Васильковский был жив. 3 апреля 1813 г. И.С. Державин просил его прислать копию с высочайшего рескрипта о награждении. Возможно, это случилось до 25 апреля 1814 г., ибо этим числом датирована просьба и.о. командира 19-го егерского полка о назначении нового священника вместо умершего отца Василия Васильковского. Некоторый священнослужители считают, что отец Василий умер 24 ноября 1813 г. Однако автор энциклопедической статьи «Духовенство военное» писал, что протоирей Васильковский «скончался от ран во время похода во Францию». Однозначного мнения, как видно, нет.

Нам неизвестно, почему имени Василия Васильковского нет на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве. Нет его имени и в списках Георгиевских кавалеров 1812-1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Но вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что в наградах 19-го Егерского полка знаками на кивера «За отличие» и серебряными трубами с надписью «За храбрость против французов при Краоне и Лаоне», проявленные в 1812-1814 гг., немалая заслуга самоотверженного священника Василия Васильковского.

Мы не знаем, где затерялась могила первого священника — кавалера ордена Святого Георгия, но мы чтим подвиг отца Василия, и память о нем должна жить в сердцах многих поколений.

Список использованной литературы

1. Сергеева Е.В. С крестом и молитвою шли они в бой // Мера. № 2. 1995. С. 119.

2. Васильев А.А. Сражение при Малоярославце 12 октября 1812 года // Малоярославец. Очерки по истории города. Малоярославец, 1992. С.35.

3. РГИА, Ф.806, оп.1, д.2159, л.З. Копия документа любезно предоставлена С.Н. Селедкиной.

4. Васильев А.А. Указ. соч. С.34.

5. Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М. 1912. С. 23.

6. Аветиков М. Герои-пастыри // Тысяча восемьсот двенадцатый год. № 17-24. 1912. С. 139.

7. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т.V. М. 1956. С.400.

8. Цвиркун В.И.. Крестная сила. Духовенство в Отечественной войне // Родина. № 6-7. 1992. С.83.

9. Смирнов А.А. С крестом в руке впереди полка...// Наука и религия. № 9. 1991. С.32.

11. Глинка B.C. Малоярославец в 1812 году, где решалась судьба большой армии Наполеона. СПб, 1842. С.68.

12. Васильев А.А. Указанная работа. С.35.

13. Духовенство военное. // Военная энциклопедия. Т.II. Пб., 1912. С.245.

14. Ювеналий, митрополит. «Не убий» не значит «не защити» // Советский воин. № 15. 1989. С.81.

Папа Василий Васильковский.

Отец Василий Васильковский.

Отечественная Война 1812 года оставила в русской истории немало подвигов самых разных людей. Среди героев 1812 года есть как простые крестьяне-партизаны, солдаты, офицеры, и даже русское духовенство. Сейчас выговор пойдет про русского батюшку Василия Васильковского.

Наш герой родился в 1778 году. В 1804 году окончил духовную семинарию, сделался священником и был отправлен служить в Ильинскую церковь в город Сумы. Жизнь у священника была непростая. Умерла жена, батюшка остался одинешенек с малолетним сыном. Летом 1810 года Васильковского назначили полковым пастырем 19-ого егерского полка. Начальник полка полковник Загорский не мог нарадоваться новоиспеченным батюшкой, отмечал его прекрасную образованность. Васильковский был силен в физике, математике, истории, географии, знал несколько иностранных стилей. Вообщем человеком он был талантливым и разносторонним.

Отечественную Войну 1812 года отец Василий встретил все в том же полку. Первое сражение, в каком принял участие Василий, была битва за Витебск. Под городом разгорелся страшный бой. Противостояние длилось около 17 часов, почти как Бородинская битва. В ходе боя Васильковский, будучи в первых рядах русской армии, исповедовал и причащал раненых и умирающих русских солдат и офицеров. Совершая таинство, Василий был ранен в щеку, но поле ругани он не покинул. Позже взрывом ему оторвало мизинец. Кровавая рана опять не заставила батюшку покинуть строй. Еще немного и Василий получил ранение в ногу. Лишь после третьего ранения силы оставили батюшку, и он вышел с поля боя.

На этом подвиги русского батюшки в войне с французами не закончились. В октябре русская армия преследовала отходящих неприятелей. Под Малоярославцем завязался страшный бой. По воспоминаниям генерала Дохтурова, отец Василий опять был впереди полка, и вдохновлял боец на подвиг своим примером, и совершал такие же поступки, что и под Витебском. Не обошлось в новом сражении и без ранения.

Подвиги русского попа были значительны, и вызывали большое уважение. Михаил Кутузов писал о батюшке императору Александру I. Император был поражен, и вознаградил Василия орденом Святого Георгия IV степени. Впервые воинский орден был вручен лицу, представляющему духовенство. Точная дата кончины священника героя не известна. Одни утверждают, что он умер от ран в ноябре 1813 года. Другие говорят, что батюшка погиб во пора похода во Францию, то есть годом позже.

  • Папа Отечества. Василий Игоревич Нестеренко
  • Александр Никитич Сеславин
  • Русский "китаец" Василий Рябов
  • Вооружение русской пехоты в брани 1812 года

Памятник полковому священнику Малоярославец

Еще в 2005 году было принято решение - к двухсотлетию Отечественной войны 1812 года установить в Малоярославце памятник . В итоге скульптурная композиция народного художника России Салавата Щербакова открылась 5 октября 2014 года на центральной площади города.

Безусловно, скульптура является во многом собирательным образом русского человека, который, по словам министра культуры РФ В. Мединского, «в тяжелый для Родины час с крестом в руках и без оружия шел в первой шеренге атакующих». И все же, думается, у этой скульптуры есть конкретный прообраз - священник Василий Васильковский , реальный человек со своей неповторимой судьбой.

Василий Васильковский - солдатский пастырь

Полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский родился в 1778 году в маленьком провинциальном Севске. В городке была духовная семинария, где учился в том числе будущий Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров); эту семинарию окончили учитель словесности А. И. Галич, поэт и литератор Семен Егорович Раич. Не случайно впоследствии воинский начальник отца Василия полковник Т. Д. Загорский характеризовал его в «Списке о поведении полкового священника» (1811) как порядочного и рассудительного человека, хорошо владевшего многими учебными дисциплинами, от красноречия и четырех иностранных языков до точных наук, истории и географии.

Василий Васильковский , окончив семинарию, был рукоположен во священника и назначен на служение в сумскую Ильинскую церковь. Рано потеряв из-за болезни жену и оставшись с маленьким сыном на руках, он вынужден был оставить приходское служение и уехать в Старохарьковский монастырь.

В 1810 году отец Василий стал священником 19-го Егерского полка. Когда грянула «гроза двенадцатого года», их полк участвовал во всех крупнейших боях с французами, включая такие грандиозные сражения, как битвы под Бородино и Витебском. Под пулями он не прятался: верный Христовой заповеди «нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя», отец Василий ходил в бой в солдатском строю и нередко поднимал воинов в атаку вдохновенным словом и личным примером.

Его дивизионный командир, генерал-майор Лихачев поведал члену Святейшего Синода, выдающемуся деятелю духовного просвещения России, протоиерею Иоанну Семеновичу Державину, самому без малого 20 лет прослужившему обер-священником армии и флота, о подвиге отца Василия:

«19-го Егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ города Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рекошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает».

По ходатайству генерал-майора Лихачева отец Василий был пожалован церковной наградой - головным убором-камилавкой в виде расширяющегося кверху цилиндра. Кипарисовый же крест в серебряной ризе, что уберег священника от смерти в бою, многие годы хранился как святыня в церкви 19-го Егерского полка.

Пуля нашла отца Василия и в ходе уличных боев под Малоярославцем, но и тогда храбрый священник остался в строю. Генерал Дохтуров докладывал :

«Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову».

«Уланы и драгуны» - Впервые появились во Франции в середине 16 веках. Драгуны и уланы. Уланы. Ход исследования. Выводы. Экскурсия в костюмерный цех драматического театра Драгуны. "…Так вперед, голубые уланы! Цель исследования. Как выглядела военная форма участников Бородинского сражения? Каски были черного цвета с волосяными гребнями.

«Война с Наполеоном 1812» - Чудесный жребий. На крыльях страха. Бородинское сражение. Поэтическая летопись. История в рассказах. Не даром помнит вся Россия про день Бородина. Давыдов о Наполеоне. Священной памяти 1812 года. Образ Кутузова в произведении Леонтия Раковского. Освобождение Европы и слава Александра Первого. Умчался брани дым, не слышен стук мечей.

«Война 1812 в России» - Михаил Богданович Барклай де Толли. Тема урока: "Начало Отечественной войны 1812 года". Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. Умен, умен! В боях отличался храбростью и хладнокровием. Участие в Бородинском сражении воинов из Башкортостана. Карта военных действий. Расположение русских армий в начале войны.

«Отечественная война 1812 г.» - Александр I был вынужден начать переговоры с Наполеоном. Кутузов был главнокомандующим русской армией. Дурова Надежда Андреевна. Партизанское движение. Барклай-де-Толли Михаил Богданович. Цитаты. Надежда Андреевна Дурова. Герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн. Денис Давыдов. М.И.Кутузов на Бородинском поле.

«Великая война 1812» - Сражение состоялось 12 октября 1812. Василий Васильевич Верещагин. Гимн России. Среди многочисленных музеев Москвы панорама "Бородинская битва". 12 июня 1812 года французская армия перешла границы Российской империи. Назовите автора стихов песни. Личности Отечественной войны. Наполеон Бонапарт.

«Отечественная война 1812г.» - Изгнание армии Наполеона из России. В 1812 году –военный министр и командующий 1-й Западной армией, генерал. Партизанская война. Медаль в честь победы в войне 1812г. М.И.Кутузов - главнокомандующий русской армией (1745-1813). Цель урока: Какие последствия имел в виду Кутузов, сдавая без боя Москву? Каковы главные причины массовых потерь французов в России?

02/11/2012 - 20:44

Вступление

Святой Георгий на Руси издавна считался покровителем воинов. Идея создания военного ордена имени Святого Георгия принадлежала Петру Великому, но учрежден он был лишь в царствование Екатерины II в 27 ноября 1769 года.

Этим орденом могли награждаться только воинские чины, при этом подчеркивалось, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Потому заслужить этот орден стало высшей честью для офицеров и генералов.

Стоит отметить, что в России все награжденные орденами назывались кавалерами, это правило не распространялось только на священнослужителей. Законом было установлено, что «лица духовного звания... по приличию их сана, не именуясь кавалерами, сопричисляются к орденам». С 1796 года священнослужители, пожалованные орденами, именовались кавалерами Императорского ордена. С 1821 года духовные лица, пожалованные орденами, именовались по закону не кавалерами, а «сопричисленными» ордену. Реально это абсолютно никак не меняло их сословного, социального, финансового или иного положения. Практически «кавалер» ордена от «сопричисленного» ордену ничем не отличался.

В официальной, но не предназначенной для опубликования переписке по Военному ведомству, священнослужители, пожалованные орденами, вплоть до революции именовались «кавалерами». На памятнике герою Крымской войны священнику Иоанну Пятибокову, установленному в 1897 году в г. ВИЛЬНО, значилось: «Кавалер ордена св. Георгия».

Ордена выдавались священнослужителям из Капитула Царских.

При этом, все льготы, положенные награжденным, священники получали в полном объеме, включая производство в потомственные дворяне.

Священнослужители, совершившие в военное время подвиги с опасностью для жизни, награждались золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Георгиевский наперсный крест стал второй (по времени учреждения) Георгиевской наградой в России. Это была не только очень почетная, но и относительно редкая боевая награда; до русско-японской войны ею были награждены всего 111 человек.

Это были настоящие герои явившие русскому воинству пример беззаветного служения Отечеству на полях сражений. Они безропотно переносили тягости походной жизни, с крестом в руке ходили в первых рядах воинов на штурм крепостей и в атаку, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену и самую смерть. О некоторых героических пастырях, кавалерах ордена Георгия Победоносца, мы и поведен рассказ.

Путь к священству

Василий Васильковский родился в 1778 году. Его юные годы прошли в небольшом провинциальном городке Севске. В те годы Севск, хотя и был всего лишь уездным городом Белгородской губернии, но уже являлся центром епархии со своим епископом . В год рождения Василия в 1778 году при Преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске и была открыта Духовная Семинария, где нашему герою предстояло получить образование.

В Севской семинарии было 7 классов. Ученики низших классов назывались «элементориями», средних — «риторами и пиитами», старших звали «богословами и философами». Одновременно с Васильковским в семинарии обучался будущий Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779-1857), который закончил семинарию в 1797 году. О высоком уровне обучения в Севской семинарии говорит тот факт, что эту семинарию закончил А. И. Галич (1783 — 1848), будущий учитель словесности юного Пушкина. Лицеисты очень любили Галича за веселье и живые уроки. В своем стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин напишет:

«Апостол неги
и прохлад,
Мой добрый Галич,
wale!»

Севскую семинарию закончит поэт и литератор С. Е. Раич (1795 — 1855), будущий наставник Ф. И. Тютчева и с 1827 по 1831 год преподаватель русской словесности в благородном пансионе, где у него учился М. Ю. Лермонтов. Потому неудивительно, что полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечает в Васильковском не только такие качества, как порядочность, рассудительность, но и владение искусством красноречия, знанием математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.

По окончании семинарии Васильковский женится, избирав для себя путь скромного приходского священника. В 1804 году, в возрасте 26 лет, его рукополагают в священники и назначают на служение в Ильинскую церковь города Сумы. При церкви была школа и это позволяет нам предпологать, что причиной назначения Васильковского в клир Ильинской церкви было нужда в грамотном священнике для преподавания детям.

В Сумах Васильковский прожил недолго. Умирает его жена и молодой вдовый священник оставляет приходское служение. Он вместе со своим малолетним сыном Симеоном, которому едва исполнилось четыре года, уезжает на жительство в Старохарьковский монастырь, по всей видимости, чтобы залечивать свои душевные раны.

Преображенский Старохарьковский монастырь располагался в живописной местности недалеко от Харькова на пути к Киеву. Это место считалось святым и целебным, потому как возле обители, окруженной садами и дубовыми лесами, били из-под земли стразу три источника. Один источник называли «глазной водой», второй был от внутренних хворей, а третий «женский».

В Старохарьковском монастыре на послушании жил ровесник отца Василия известный малороссийский писатель и драматург Григорий Федорович Квитка (1778-1843). Квитка с младенчества был слеп, но в шесть лет исцелился от «глазного» источника. Это сделало его человеком весьма религиозным и на 23 году жизни он поступил послушником в Старохарьковский монастырь. Здесь он пробыл с 1801-1805 год, но и по оставлении монастыря вел полумонашескую жизнь, по чату навещая обитель. Здесь в обители Квитка, несомненно, встречался с отцом Василием.

15 июля 1810 года тихая жизнь отца Василия при монастыре закончилась и началась другая, наполненная тревогами и волнениями в походах и ратных трудах. Отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. В кампанию 1812 года 19-й Егерский полк принимал участие практически во всех крупных сражениях с неприятелем, которые вела 1-я Западная, а затем Соединенные армии. И во всех этих крупных сражениях священник Василий Васильковский проявил необыкновенное мужество и поразительную отвагу, за что был удостоен чести стать первым в истории священником награжденным орденом Георгия Победоносца.

Сражение под Витебском

Отечественная война стала первой войной, в которой 19-му Егерскому полку довелось участвовать со времени его сформирования в 1797 году. Начиная с 14 июня 1812 года полк находился в арьергарде 1-й Русской армии и только 20 июня присоединился к главным ее силам. 29 июня полк перешел реку Двину по мосту у Дриссы и стал у деревни Прудники, левее укрепленного лагеря. На всем пути отступления неприятель преследовал довольно слабо. О чувствах солдат при постоянном отступлении армии хорошо сказал Ю.М. Лермонтов:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Подобные настроения царили и в 19-ом Егерском полку, а потому у полкового священника отца Василия было немало забот духовного порядка. Дух уныния в войске может нанести урон армии не меньший чем проигранное сражение. И здесь работа священника важна как никогда. Участник этого марша артиллерийский офицер Н.Е. Митаревский писал о нем в своих воспоминаниях: «Шли почти день и ночь, несмотря ни на дождь, ни на грязь, без регулярного распределения отдыхов, варили есть, когда случится, редкую ночь проводили на месте. Вообще поход нашего корпуса от Лиды до Двины был самый иррегулярный... Случалось, что солдаты, идя, забывались и падали, что особенно было заметно в пехоте. Один упадет — заденет другого, тот опять — двух, трех и т.д. падали целыми десятками с ружьями со штыками, но при этом никогда не было несчастных случаев». Отец Василий не только сам стойко переносил все тяготы военного похода, но и своей молитвой, благословением и добрым пастырским словом поддерживал малодушных и смирял нетерпеливых.

1-я русская армия, возглавляемая Барклаем де Толли, в составе которой находился 19-й Егерский полк, с боями отступала к Витебску для соединения со 2-й Западной армией находящейся под командованием Багратиона. Наполеон, который давно искал генерального сражения с русской армией, тоже устремился к Витебску. Французы успели отрезать дорогу на Витебск 2-й армии и Багратион принял решение двигаться на Смоленск. Не зная об этом и отступая из Полоцка, Барклай де Толли 23 июля (13 по ст. стилю) достиг Витебска и стал ожидать Багратиона. К Витебску уже приближался Наполеон с главными силами. Барклай оказался перед выбором: либо отступать дальше на Смоленск, либо оставаться на месте и по мере сил задержать продвижение французов, пока не подойдет Багратион. Барклай решил, по возможности не вступая в генеральное сражение, затягивать время частными боями, пользуясь лесистой и пересечённой местностью. Такому решению способствовала раздробленность сил Наполеона, корпуса которого шли разбросанным фронтом и испытывали большие трудности в снабжении.

Самое крупное и кровопролитное сражение произошло 15 июля у деревни Островно в двадцати километрах от Витебска. В этом сражении участвовал и 19-й Егерский полк.

Перед началом сражения священник 19-го егерского полка Василий Васильковский окропил боевые знамена, затем воинов, стоявших в батальонных колоннах, а когда раздался призыв боевой трубы, двинулся вместе с ними на врага.

Французы с удивлением наблюдали, как среди белых пантопонов егерей идущих на них в атаку мелькает черная ряса священника воздевшего высоко над собою серебряный крест. Отец Василий давно уже лишился скуфьи, ряса была в нескольких местах изодрана, лицо почернело от порохового дыма. С почерневшим от порохового дыма лицом и изодранной в нескольких местах рясой, отец Василий почти не обращал внимания на свист пуль и грохот пушечных ядер. Когда же на землю, подкошенный пулей или осколком пушечного ядра, падал очередной егерь его полка, священник спешил к нему. Если удавалось, то успевал причастить умирающего, прочитав над ним короткую молитву, если нет, то закрывал глаза покойнику и, перекрестившись, шептал: «Царство Небесное и вечный покой», а затем вновь спешил в гущу сражения.

Когда рядом с отцом Василием в землю с визгом врезалось ядро, его лица ожгло словно огнем. Рикошет мелких острых камней изранил левую щеку священника. Он протер рукою от пыли глаза, размазывая кровь по лицу и подняв крест, вновь устремился на передовую линию, увлекая за собою егерей 19-го полка. Острую боль в руке и удар в грудь отец Василий почувствовал одновременно. Пуля, предназначенная священнику, ударила в крест и расщепив его нижнюю часть застряла в кипарисном древе. При этом отцу Василию оторвало мизинец. Стало нечем дышать, в глазах потемнело и священник упал на землю. Своего контуженного пастыря егеря вынесли с поля боя без сознания.

Битва продолжалась с раннего утра и почти до 5-ти часов вечера. Потери полка в бою составили 250 человек, почти пятая часть всего состава. Но свою главную задачу 19-й Егерский полк в составе арьергарда 1-й армии выполнил — задержал армию Наполеона и дал соединились под Смоленском 1-й и 2-й армии.

27 июля в 1 час дня 1-я армия Барклая бесшумно двинулась тремя колоннами в Смоленск, о чем французы не догадывались. Лесистая местность скрыла отход русской армии, о котором Наполеон узнал только утром следующего дня. Французы не могли понять, куда ушла русская армия. Преследовать ее они тоже не могли.

Начальник 24-й пехотной дивизии генерал-майор Лихачев в своем обращении к члену Святейшего Синода его Высокопреподобию обер-священнику армии и флота протоиерею И.С. Державину, так писал о Васильковском: «Во вверенной мне дивизии 19-го Егерского полка священник Василий Васильковский во время бывшего 15 июля 1812 г. близ города Витебска сражения по искреннему его усердию находился при начале оного впереди с крестом, благословил полк, потом в самом жарком огне, поощряя всех на побеждение неприятеля, и исповедовал тяжело раненых, где от рекошета ядра землею в левую щеку получил рану, но и с оною находился еще в сражении, пока вторично получил в крест, бывший у него на груди, удар пулею и от оной сильную в грудь контузию; я долгом поставляю о таковой отличности священника Васильковского сообщить Вашему высокопреподобию и просить покорнейше за ревность его к вере и пользе Монаршей о исходатайствовании пристойного награждения, которого он по всей справедливости заслуживает».

Благодаря ходатайству генерал-майора Лихачева отец Василий был награжден камилавкой . Кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе, спасший священника Васильковского от неминуемой гибели, затем долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка. Он имел в высоту около 30 сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка — «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 г. при г. Витебске, — продолженная по бокам креста, — с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому».

Бородино

После сражения под Витебском 19-й Егерский полк не раз участвовал в кровавых стычках с французами под Смоленском и, наконец, 24 августа прибыл на занятую нашими войсками позицию у села Бородина. Полк расположился в оврагах у батареи Раевского.

Весь день 25 августа шло приготовление к бою. По фронту русских войск пронесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери. Князь Кутузов, встретив икону, поклонился ей до земли. Ночь на 26 августа была сырая и холодная. В русском лагере царили тишина и молчание, нехотя разводили бивачные огни. У французов, напротив, было слышно ликование, и пылали огромные костры.

В исходе 6-го часа утра сражение началось артиллерийским огнем. Французы атаковали село Бородино, лежащее за речкой Колочей и занятое Лейб-Гвардии Егерским полком.

На взятие батареи Раевского французы кидали большие силы, это был один из самых жарких участков Бородинского сражения. Особенно туго пришлось 19-Егерскому полку в 4 часа дня, когда в атаке французской кавалерии Груши, поддержанной свежею пехотой, главный удар пришелся по нему. Ряды полка были прорваны атакой французских карабинеров дивизии Дефранса. Полк выручили 2-й дивизион 2-й гвардейской конной батареи, устлавший поле трупами прорвавшего ряды егерей неприятеля, и Кавалергардский и Лейб-Гвардии Конный полки, которые своими атаками помогли окончательно оправиться всей 3й бригаде дивизии.

Бородинское сражение длилось 12 часов, все это время полковой священник Василий Васильковский был на передней линии сражения. Он исповедовал и причащал раненых, а так же подбадривал солдат полка, призывая их не щадя живота послужить царю, Отечеству и вере.

В 6 часов вечера сражение прекратилось. Потери с обеих сторон были громадны. Князь Кутузов, не желая потерять последние наши войска, ночью приказал отступать к Москве.

Под Малоярославцем

Позади осталось Бородинское сражение и арьергардные бои, пожар Москвы. 7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, но Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец, чтобы не дать армии Наполеона захватить Калугу, а направить его по им же разоренному пути на Смоленск. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова. Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк. Сражение при Малоярославце продолжалось 18 часов, и потери убитыми и ранеными простирались до 6000 человек с каждой стороны.

Город Малоярславец восемь раз переходил от французов к русским. 19-й Егерский полк, находился в сражении с 6-ти часов утра, примерно, до 5-ти часов вечера, то есть около 11-ти часов. Вновь, как и под Витебском, полковой священник Василий Васильковский проявил в этом сражении небывалый героизм. Он бесстрашно шел с крестом в первых рядах егерей своего полка и был тяжело ранен пулей в голову.

В своей докладной записке к Кутузову, генерал Дохтуров ходатайствуя о награждении отца Василия такими словами: «священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову». Кутузов, высоко оценивший подвиг полкового священника обратился к Императору с рапортом, в котором писал о подвиге отца Василия. А 12 марта 1813 г. главнокомандующий Русскими армиями Кутузов в Калише, где находилась Главная квартира, подписал приказ по армии № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество, причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. Орден был вручен отцу Василию 17 марта 1813 года.

Эпилог

О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.

Подвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.

Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о. Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству». За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.

Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.

Вызывает скорбное недоумение отсутствие имени священника Василия Васильковского на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве и в списках Георгиевских кавалеров 1812-1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Мы знаем, что «память праведного с похвалами» у Бога, но и нам не следует забыть героев отдавших свою жизнь за Веру и Отечество.

Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.

После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.

_________

  1. Севская Епархия образована в 1764 году как викарная Московской Епархии
  2. Арьергард (франц. arriere-garde — тыловая охрана), орган походного охранения, предназначенный для охранения войск, совершающих отход или марш от фронта в тыл.