Другие танцы

Интервью ректора образовательная политика государственного вуза. Интервью с ректором. Так значит, инженерные профессии снова в цене

Естественно, мое представление о том, каким должно быть университетское образование, за прошедшие годы изменилось. Но есть базовые принципы, которые я последовательно отстаиваю и стараюсь воплотить в жизнь. Например, еще в конце 1990‑х годов я предлагал не выискивать некачественные диссертации среди уже защищенных, поскольку это не изменит причин их появления, а вводить собственные университетские ученые степени. Тогда каждый вуз своим именем и своей репутацией будет отвечать за уровень каждой диссертации. Сейчас это право уже предоставлено законом двум ведущим вузам страны, а со временем, я надеюсь, станет и общей нормой.

Тогда же была понятна необходимость введения для каждого учебного заведения своего диплома о высшем образовании и делегирования сильным вузам права работать по собственным образовательным стандартам. В 2008 году у СПбГУ и МГУ появилось право работать по собственным образовательным стандартам, в 2009‑м - выдавать собственные дипломы.

Собственные образовательные стандарты позволяют нам максимально полно использовать мощнейший университетский потенциал, увеличить долю профессиональных дисциплин, приблизить качество подготовки выпускников к тем требованиям, которые им в будущем предъявят работодатели.

Приглашение в университет известных специалистов-практиков (таких как Валерий Гергиев) тоже объясняется логикой «выпускник должен соответствовать требованиям рынка»?

Конечно, но не только этим. В каждом из этих случаев есть своя логика и своя цель. Так, Валерий Гергиев - великий маэстро, сильный лидер и человек, который понимает, каким должно быть образование, возглавил недавно созданный факультет искусств. А вот Андрей Костин стал директором Высшей школы менеджмента СПбГУ, когда мы были уже на подступах к попаданию в топ мировых рейтингов в данной области (например, рейтинга Financial Times) и к получению институциональной аккредитации. И что сделал Костин? Он адаптировал дополнительные образовательные программы в области менеджмента к потребностям современного рынка. В результате университет стал зарабатывать на дополнительных программах в области менеджмента в десять раз больше!

Еще один наш «звездный декан» - Михаил Ковальчук. Начиная сотрудничество с ним, мы договаривались весьма прагматично: нужно развивать ядерную физику, но у нас в СПбГУ нет места для установки соответствующего оборудования, поэтому мы проводим занятия на базе Курчатовского института. Таким образом мы решаем свои задачи, а Михаил Валентинович как руководитель института способствует подготовке высококвалифицированных кадров - будущих ученых-физиков. Кстати, так же обстоит дело и с Костиным: пока другие организации вкладывают огромные деньги в создание собственных структур, которые красиво именуются «корпоративными университетами», ВТБ успешно решает свои задачи на базе нашего университета.

В этом году в государственных аттестационных комиссиях (ГАК) СПбГУ, которые оценивают дипломные работы выпускников, впервые были только работодатели. Оправдал ли себя такой эксперимент?

Работодатели в аттестационных комиссиях - это независимые эксперты, критически и заинтересованно относящиеся к тому, что происходит в университете. По существующим правилам комиссии должны состоять из работодателей как минимум наполовину, и опыт показывает, что деканы нередко подбирают кандидатов по принципу лояльности. Поэтому в 2016 году, после обсуждения с директорами институтов и деканами факультетов, мы решили сформировать комиссии полностью из работодателей - столько лояльных членов комиссии, пожалуй, не наберешь.

После защит были проведены встречи с членами ГАК, мы услышали немало конструктивной критики и в адрес нашего образовательного процесса, и в адрес наших стандартов. От работодателей звучали вопросы: «Зачем вы вот это включили в стандарт? А почему вот этого здесь нет?» И это очень ценный опыт не только для нас! После того как мы включили работодателей в комиссии, многие из них наконец поняли: если мы направляем им на рассмотрение наш образовательный стандарт, то ждем отнюдь не слепого одобрения, а именно конструктивной критики. Благодаря этому эксперименту университет смог показать себя работодателям, а те поняли, как могут влиять на подготовку специалистов.

На мой взгляд, главный результат - процедура итоговой аттестации стала более прозрачной, работодатели увидели наши проблемы и достижения и теперь готовы активно и осознанно включаться в университетскую жизнь.

Помимо собственных образовательных стандартов, у СПбГУ теперь есть право присуждать собственные ученые степени. Недавно вы вместе с ректором МГУ выступали за продление переходного этапа, в рамках которого еще могут проводиться и защиты по процедуре ВАК. Зачем его продлевать и каким еще вузам, по-вашему, можно предоставить право присуждения собственных степеней?

Действительно, на первом этапе реализации этого нововведения ученые степени в университете можно защищать как по собственной процедуре, так и по процедуре ВАК. И мы считаем, что переходный период, нужно продлить: ведь целых полгода после реформы ушло на подготовку к этой работе. Первая защита в СПбГУ состоялась 17 января 2017 года, и к сентябрю работа над совершенствованием этой технологии еще не будет завершена. Сейчас по поручению премьер-министра рассматривается вопрос о том, чтобы внести в закон изменения и продлить эксперимент.

Что же касается других вузов, то, на мой взгляд, получить право присуждения степеней без участия ВАК могут лишь те из них, у кого есть практика проведения собственных защит. Ведь и сегодня любой вуз страны может присуждать собственные ученые степени, только они не будут признаваться в нашей стране как государственные. СПбГУ, например, проводит собственные защиты с 2013 года, и за эти несколько лет у нас состоялось 13 защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук СПбГУ по математике, биологии, физике и геологии.

Кроме того, нужно, чтобы защиты в вузе проходили абсолютно открыто. У нас в университете установлены очень жесткие правила: диссертация должна быть выполнена на русском и английском языках, а в диссертационный совет обязательно входят российские и иностранные специалисты. Совет формируется под каждую защиту, и в него включаются ученые, специализирующиеся именно в области защищаемой диссертации. Мы не хотим превращать защиту в корпоративную вечеринку, поэтому все заседания диссоветов транслируем в режиме онлайн, а все материалы публикуем в открытом доступе.

Наконец, важнейшим условием для предоставления вузу права присуждать собственные степени является его вовлеченность в мировую науку. В университете должно быть достаточно ученых, которых приглашают принимать участие в защитах диссертаций в ведущих вузах мира, которые имеют научные публикации в высокорейтинговых журналах, которых приглашают на знаковые научные конференции с основными докладами, то есть люди с именем, авторитетом и серьезным опытом.

Вы изменили систему заключения контрактов с сотрудниками: раньше все трудовые договоры были пятилетними, теперь их срок дифференцирован. С чем связано это решение?

Современный рынок труда предъявляет все более жесткие требования к специалистам, а значит, и требования к тем, кто их готовит - то есть к преподавателям вузов - также должны расти. Мы глубоко убеждены, что никакой «уравниловки» в условиях труда (а это, замечу, не только сроки контрактов, но и заработная плата) быть не может. Все люди разные, и все они вносят разный вклад в жизнь университета. А значит, и продолжительность контракта, и заработная плата должны определяться индивидуально. Сейчас в СПбГУ есть разные контракты - от годичных до бессрочных. И обратите внимание - бессрочных контрактов, которые мы заключаем с учеными, имеющими особые достижения, нет больше ни в одном вузе России.

Заключить бессрочный трудовой контракт мы предлагаем тем научно-педагогическим работникам, которые в течение длительного времени показывают высокие результаты своей деятельности. Причем показатели эффективности анализируются в зависимости от области знаний - нельзя ведь с одной меркой подходить к работе филолога и химика, юриста и географа.

Впервые о возможности заключения таких контрактов мы думали еще в 2015 году, причем предполагали, что это будет относиться только к профессорам. Но после общественного обсуждения было решено предлагать бессрочные контракты и доцентам - при наличии высоких для своей области знаний достижений.

По истечении срока контракта сотрудники проходят конкурс. Критерии оценки их работы довольно формальны: количество научных статей, участие в грантах. Отличаются ли как-то условия участия в конкурсе для сотрудников, которые предпочитают заниматься наукой и не преподавать, и для тех, кто, напротив, выбирает педагогику?

Да, сейчас у нас три группы должностей: научный сотрудник, преподаватель-практик и преподаватель, занимающийся учебно-научной работой. Требования для участников конкурсов на эти категории должностей разные.

Например, к преподавателям-практикам не предъявляются требования о научных публикациях, а к научным сотрудникам - о преподавательской нагрузке. Для третьей категории соотношение научной и преподавательской работы меняется в зависимости от статуса должности и потребностей вуза. Эта система, на мой взгляд, достаточно эффективна.

Вас часто называют реформатором, кардинально перестроившим работу университета и стремящимся «навести порядок». Вы действительно ставите перед собой эту цель?

Главная задача, которую, на мой взгляд, необходимо решить, - не навести порядок, а восстановить единство университета. В какой-то момент СПбГУ фактически распался на массу факультетов, лабораторий, центров и центриков, руководители которых имущество и деньги университета расценивали как свои собственные, поэтому стремились обособиться. В зданиях вуза находились незаконные гостиницы и рестораны, конфетные и мебельные фабрики, никакого учета и контроля не существовало. Не говоря уж о том, что это практически привело к утрате одного из главных университетских преимуществ - междисциплинарности.

Были и достижения, но и они работали не на весь университет. Еще в 1996 году у юристов была создана первая в России электронная библиотека, но студенты и преподаватели других направлений не могли даже туда попасть. И было, наверное, лучшее в России общежитие, куда селили опять-таки только юристов. Мы приняли решение: это будет имущество всего университета. То же самое с Научным парком, оборудование которого сейчас доступно всем универсантам без исключения.

Но речь не столько о структуризации имущества, сколько об интеллектуальном объединении: суть современной науки и образования в междисциплинарности, а этот подход подразумевает сотрудничество, а не разграничения. Сила университета - в его единстве. За последние три года мы создали 16 междисциплинарных программ, аналогов которым на российском рынке образовательных услуг сегодня нет. Естественно, они вызывают повышенный интерес у абитуриентов. Среди них, например, образовательная программа бакалавриата «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)». Она стала самой популярной у абитуриентов этого года! Такие возможности есть только у единого университета.

Сегодня ректор СПбГУ - не выборная, а назначаемая должность. Как это влияет на управление вузом?

Несмотря на то, что я на должность назначаюсь, а не избираюсь, я полностью завишу от ученого совета во всех академических вопросах, а любой преподаватель в этих же вопросах от меня абсолютно независим. Кроме того, многие процессы, которые в других вузах определяются волей избранного ректора, у нас регламентированы четкими правилами. Например, любой преподаватель по собственному желанию может войти в состав учебно-методической комиссии, любой доктор наук - может войти в состав совета ВАК по своей специальности. Предусмотрено и право самовыдвижения в состав ученого совета СПбГУ, и масса других прав, которых нет в других вузах России.

Если делать акцент только на назначаемости ректора, но не говорить о созданных в университете условиях, то все будет выглядеть совсем не так, как на самом деле. Нужно обращать внимание на то, что в университете созданы и работают правила, дающие сотрудникам вуза полную академическую свободу.

Поменялось ли спустя девять лет руководства вузом ваше отношение к институту избираемости ректора?

Начну с того, что в 2008 году назначаемость ректора была инструментом решения определенных проблем. Тогда за каждой сауной и гостиницей, незаконно расположенной в университетском здании, стоял руководитель - человек, имеющий доверенность ректора на распоряжение имуществом. И как вы думаете, выбрали бы эти люди ректором того, кто говорит, что вместо их успешного бизнеса будут учебные площади?

Назначаемость ректора мы использовали для принятия множества непопулярных, но абсолютно необходимых решений, многие из которых, кстати, ограничивали права руководства. Ректор и проректора, например, больше не имеют права распоряжаться средствами по своему усмотрению - сейчас все распределяется на конкурсной основе.

Если бы должность ректора тогда была выборной, то реформы и развитие университета прекратились бы довольно быстро - сколько бы голосов я набрал на следующих выборах? А вот сейчас уже можно проводить выборы. За эти девять лет университет изменился, теперь университетом управляют правила, которые большинством сотрудников признаются как позитивные. Правда, теперь и должность ректора стала гораздо менее привлекательной: он ничего никому не раздает, ничего не имеет, ничего не распределяет.

Одна из главнейших задач ректора - обеспечить создание и соблюдение правил. У сотрудников СПбГУ есть разные мнения, не всегда поддержка бывает абсолютной. Но разве вы встречали коллективы, в которых есть только одна точка зрения по всем вопросам? Я с такими не сталкивался.

Самому старому вузу республики – Коми государственному педагогическому институту – в феврале 2007 года исполняется 75 лет. Сегодня мы встретились с ректором вуза Валерьяном Исаковым.

Скоро институту исполнится 75 лет. Какие цели ставит сегодня перед собой вуз?

В преддверии 75-летнего юбилея мы проводим довольно большую работу над тем, чтобы осмыслить роль пединститута в системе профессионального образования Республики Коми. Мы стремимся повысить качество подготовки специалистов для сферы образования. Это и есть наша главная задача.

Расскажите, пожалуйста, как выглядит институт сегодня? Кто обучает будущих учителей?

Пединститут имеет большую историю. Конечно, здесь работает много людей, которые практически всю жизнь отдали этому вузу. Средний возраст нашего преподавателя - это 47-48 лет. Более 57% имеют степень кандидатов или докторов наук. Молодых специалистов у нас примерно 20 процентов. На мой взгляд, это очень хороший показатель, ведь в центральных вузах преподаватели намного старше. Я бы сказал, что наш педсостав - это сплав молодости и опыта. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является модернизация материально-технической базы. Идут ремонтные работы, мы приобретаем новое компьютерное и аудиовизуальное оборудование, внедряем в учебный процесс новые педагогические технологии, в частности, информационные.

Знаменательным событием этого года явилось открытие Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». С помощью его программ мы воспитываем студентов, будущих учителей, даем им хорошую культурно-гумманистическую подготовку.

Сегодня много говорят об инноватике. Какие работы ведутся в Вашем институте в этом направлении?

Здесь нужно сразу сказать, что педагогическое образование по своей сути всегда было инновационным. В последнее время в школах происходят серьезные преобразования: претерпевает изменения базисный учебный план, появляются новые методики и технологии в обучении, по ним создаются новые учебники, школьники изучают дополнительные дисциплины. Поэтому педвуз должен быстро реагировать на такие изменения, мы же стараемся это делать с опережением. В связи с этим мы всячески поддерживаем командировки наших преподавателей в другие вузы, где уже имеются новинки, чтобы изучить их опыт. Особо тесно налажено наше сотрудничество с педвузами Северо-Запада.

Входит ли Коми пединститут в Ассоциацию педагогических вузов Северо-Запада?

Не просто входит. Эта Ассоциация была создана по инициативе ректоров трех педвузов: Коми пединститута, Мурманского и Карельского педуниверситетов. Произошло это событие в 2005 году при полной поддержке Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Кроме того, мы собираемся открыть при пединституте научный Центр Северо-Западного отделения Российской академии образования. Для наших студентов это может послужить повышением качества их подготовки.

Не секрет, что далеко не все выпускники пединститута устраиваются на работу в школы. На Ваш взгляд, почему они здесь учатся?

Пусть не все идут в школы, но большинство – в сферу образования и воспитания. Почему учатся у нас? Вы знаете, такой вопрос я сам задаю тем, кто не желает быть педагогом, когда провожу предварительное трудоустройство. Многие мне отвечают, что для них важно сначала получить подготовку у нас, поскольку педагогический вуз дает уникальные знания и навыки, которые ни один другой вуз дать не может. К примеру, Вы изучаете математику в нашем институте. Во-первых, Вы познаете предмет, его суть. Во-вторых, учитесь его излагать, обучать других, так как владеете методикой преподавания. В-третьих, Вы учитесь общаться и анализировать поступки людей, а зачастую даже понимать непонятные на первый взгляд недоразумения, потому что наши студенты не просто знакомятся с педагогикой и психологией личности, а основательно изучают их. Во время педпрактики Вы учитесь держаться перед аудиторией, ведь учитель – это артист, который постоянно играет разные роли. Кроме того, Вы приобретаете навыки организаторской и руководящей деятельности. Согласитесь, для динамично меняющегося рынка труда очень важна такая комплексная подготовка. Выпускник педвуза может лучше оценить, где и кем ему будет лучше работать. Также это фундамент для дальнейшего научного, карьерного и даже личностного развития.

Как Вы оцениваете приоритетный национальный проект «Образование»?

Нацпроект всколыхнул интерес к учительству. Общество стало понимать значение педагога, его роль в подготовке абитуриентов и будущих специалистов. Отрадно также, что из 77 республиканских учителей, получивших Президентские гранты, 34 являются выпускниками нашего пединститута.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей недавней поездке в Карелию и Финляндию.

Сначала я как член Президиума, участвовал в заседании учебно-методического объединения педвузов России (по направлениям). Оно было посвящено 75-летию Карельского педуниверситета и прошло в этом вузе. Коллеги делились опытом на тему «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».

Затем мы прибыли в Финляндию для проведения совместных конференций. На них обсуждались такие вопросы, как инновации в образовании, задачи и проблемы педагогического образования. Мы узнали опыт финских коллег, можно было соотнести то, что делаем мы и то, что делается в Финляндии. Ведь финская система образования является одной из самых лучших в Европе.

Однако моей главной задачей было налаживание взаимоотношений с вузами Финляндии. В настоящее время готовится договор с одним из институтов этой страны по экологическому образованию школьников нашей республики. Кроме того, была достигнута договоренность о направлении специалистов нашего института в Карелию и Финляндию для определения конкретных направлений сотрудничества. Поездка запланирована на январь-февраль следующего года.

Каковы планы вуза на будущее?

В настоящее время идет работа над повышением престижа института. В связи с этим мы планируем преобразовать его в педагогическую академию. Предположительно на подготовку уйдет года два-три. Мы уже были близки к реализации поставленной цели, но в прошлом году резко усилились требования к академии. Поэтому сейчас нам нужно повысить свои показатели с тем, чтобы соответствовать статусу академии. Что касается студентов, то они будут получать те же специальности, вырастет только статус вуза.

В прошлом году мы открыли новую специальность в аспирантуре, в следующем – появятся еще две. В скором времени расширится и спектр специальностей для поступающих в институт. К ним добавятся «Логопедия» и «Безопасность жизнедеятельности». Почему именно эти? К сожалению, сейчас довольно много людей, которые имеют различные нарушения речи. Проблема безопасности также становится острой. Надо готовить школьников к жизни в нынешних условиях, а учителей по этой дисциплине практически нет.

Беседовала Валентина Гончарова.

Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков об аккредитации, зарплатах, целях и о возможном статусе опорного вуза

Год без руководителя. В мае 2016-го в Алтайском государственном техническом университете уволили ректора. С этого момента должность оставалась вакантной. Назначить главу "политеха" хотели до начала учебного года, однако Министерство образования не согласовывало кандидатов.

Но 1 августа 2017 года прошла встреча министра образования и науки Ольги Васильевой с заведующим кафедрой технологии машиностроения АлтГТУ Андреем Марковым. Уже 16 августа Андрей Михайлович приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора вуза.

О векторе развития технического университета, предстоящих выборах ректора, сложностях работы, поставленных задачах и разговоре с министром Минобрнауки Андрей Марков рассказал в прямом эфире "Эхо Москвы в Барнауле"..

Беседовала Татьяна Гладкова.

Андрей Михайлович, с мая прошлого года должность ректора Алтайского технического университета оставалось вакантной. В каком состоянии вам достался вуз?

Действительно, 16 августа я приступил к обязанностям исполняющего обязанности ректора "политеха". До этого исполнял обязанности профессор Андрей Максименко. В министерстве решили, что необходимо сделать ротацию. Наш университет — это такая, простите, махина, которую остановить довольно трудно. Или даже невозможно.

У нас очень хорошо прошла приемная кампания. Практически мы заполнили бюджетные места. И накануне на заседании приемной комиссии мы уже зачисляли ребят, которые идут на внебюджетные формы обучения, и тех, кто зачислялся в магистратуру.

- Какие задачи стоят сегодня перед вузом в первую очередь?

В первую очередь надо завершить набор. У нас нет еще зачисления на заочный факультет. Мы сегодня ему уделяем особое внимание. Также мы готовимся к 1 сентября. Десять тысяч наших студентов вернутся в аудитории. Как начнем учебный год, так его и продолжим. Также важная задача — создание опорного вуза. Я поеду в министерство, буду разговаривать, смотреть и оценивать перспективы. Безусловно, мы будем участвовать в конкурсе. И я надеюсь на помощь нашего региона и наших депутатов Госдумы от Алтайского края. С ними установлены рабочие связи, которыми мы будем пользоваться.

- Что даст статус опорного вуза "политеху"?

Изначально это было выделение дополнительных средств. Это очень, конечно, хорошо. Но это не самое главное. Там не такие великие деньги выделяются. И, насколько я знаю, наши коллеги, Алтайский классический университет, дополнительных средств так и не получили. Но здесь важен факт — региональный опорный вуз. Это даст нам возможность участвовать в программах, которые привлекут средства. В первую очередь это программы Министерства образования, Министерства промышленности и так далее.

Это престиж вуза. Нам необходимо юридически закрепить то, что есть на самом деле.

- Но при создании опорных вузов должно сократиться количество университетов...

Была такая тенденция, чтобы региональный опорный вуз создавался, например, путем слияния. Но здесь надо понимать, что для региона важнее: будет один крупный вуз или несколько сильных. Я считаю, что несколько сильных — это лучше. И это тоже нормально. Если будет два таких университета, то нам места хватит.

- Не секрет, что вашу кандидатуру поддержал губернатор Алтайского края Александр Карлин.

С Александром Богдановичем у нас была встреча, когда я избирался на пост исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края. Я занимаю эту должность четыре месяца. При этом остаюсь в АлтГТУ на должности заведующего кафедрой технологии машиностроения.

Могу только предположить, что моя кандидатура была рекомендована по той причине, что я достаточно давно занимаюсь связями с предприятиями.

Практически все промышленные предприятия региона мне знакомы. Также я знаком со всеми директорами, мне известны проблемы предприятий. А предприятия знают проблемы вуза. Думаю, что знание жизни университета (три года я работал проректором, три года – деканом факультета) и знание промышленности и определило то решение о поддержке моей кандидатуры в качестве исполняющего обязанности ректора вуза.

Материалы по теме


Тем более что тема поддержки машиностроения и предпринимательства сегодня в нашем крае одна из приоритетных.

Действительно, это так. Считается, что Алтайский край - это только аграрный край. Но это еще и край аграрного машиностроения, край химпроизводства, точного машиностроения, биофармацевтики. То есть весь набор специальностей, которые есть в вузе, – это то, что требуется нашему региону. Технический университет не стал опорным вузом. Это большая стратегическая потеря для нас.

- Но еще же будет шанс в следующем году.

Да, шанс будет. Здесь вот де-юре и де-факто. Вот де-факто как раз мы и являемся региональным опорным вузом. Мы — кузница кадров для Алтайского края. Мы с уважением относимся к Алтайскому государственному университету. Я всегда считаю, что мы должны идти вместе, потому что именно работа в тандеме даст возможность решать очень важные задачи для всего региона и СФО в целом. И только в единении наша сила.

- Андрей Михайлович, как прошла встреча с министром образования и науки России?

Действительно, 1 августа я встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой. Могу сказать, что этот человек очень хорошо знает проблемы высшего образования в стране, проблемы страны, и это человек действительно государственного уровня. Встреча длилась не так долго, где-то минут 20. Мы поговорили о текущем состоянии университета. И, самое главное, не столько о том, что происходит сейчас, а о тех перспективах, которые следует ожидать от вуза. Мы сошлись в понимании того, что развитие технического университета должно быть тесно связано с предприятиями. Это тема базовых кафедр, тема попечительского совета, тема совместных исследований с предприятиями и другими вузами.

- Много ли предприятий, с которыми сотрудничает "политех"?

Да, практически все предприятия края готовы принимать наших студентов. Конечно, уже ушли те времена, когда 100 человек легко распределялись на практику. Но тогда и предприятия были большие, тогда и другой тип производства был. Сейчас изменились тенденции развития промышленности и техники. Сейчас совершенно другое оборудование. Нет автоматических линий. Есть станки с числовым программным управлением, которые позволяют быстро перестраиваться.

Так что и студентов уж не надо по 100 человек на одно предприятие. Распределение на практику идет довольно точечно. Надо отдать должное руководителям предприятий, они стали понимать: без их участия не получится хороший специалист. Он получится только тогда, когда они со своей стороны будут ставить задачи. Но здесь надо опять же понимать, что нельзя производить специалистов только по заказу предприятия. У предприятия заказ сейчас, а вуз выпустит студентов через лет пять. У вуза задача прогнозирования, вуз должен знать, куда пойдет развитие. То есть уже сейчас, набирая студентов, мы должны четко знать, что будет через два года, через четыре, через десять лет.

Вуз — генератор идей и двигатель прогресса.

Год назад был ряд нарушений, связанных с недостаточными темпами повышения заработных плат преподавателей, а также несвоевременностью получения государственной аккредитации. Это стало причиной увольнения ректора. Сегодня эти проблемы существуют?

Мы выполняем дорожную карту. Насколько я помню, за 2016 год средняя заработная плата в вузе должна быть не менее 150% по региону. У нас этот показатель выполняется более чем (165%). На этот год есть все возможности выполнить показатель 175%. Здесь больших сложностей я не вижу.

Другое дело, что, согласно той же дорожной карте, необходимо обеспечить соотношение количества преподавателей и студентов. Это соотношение идет в сторону уменьшения количества преподавателей. А это ценные кадры. Здесь надо понимать, куда применить эти кадры. С другой стороны, высвобождаются преподаватели для ведения научных исследований. По зарплате мы точно не просядем, так же, как и выполним показатель количества студентов на одного преподавателя.

Что касается аккредитации. Мы прошли аккредитацию. Дело в том, что процедура в этот раз прошла не так гладко. Сейчас путь этот пройден. Думаю, что опасности уже нет. У нас стоит задача аккредитовать те направления, которые были ее лишены. Например, магистратура по экономике. Это очень важно для нас. Думаю, что все получится. Не знаю насчет туризма, это была потеря для нас. Мы действительно готовили хороших специалистов.

- А что касается туризма, будете возвращать это направление?

Давайте мы решим вопрос с экономикой, а потом коснемся туризма.

- Многие считают, что интриги в том, кто станет ректором, уже нет.

Слово "интрига" тут не подходит. Это серьезное мероприятие. Ректор берет на себя обязательства перед коллективом. Коллектив вверяет себя в руки руководителя.

Одна из тем, которая затрагивалась в разговоре с министром Ольгой Васильевой, — это то, что вуз уже год без руководителя. Это очень плохо, когда нет постоянного руководителя. То есть получается, что есть некая неопределенность. Необходимо решать, когда эти выборы состоятся. А интрига, если можно назвать это интригой… Ничего не решено. Есть процедура выборов, безусловно, она будет выполняться. Из Министерства образования, надеемся, в скором времени придет письмо, где будет написано: "Начать процедуру выборов".

Процедура выборов прописана в законе. Создается специальная комиссия, выдвигаются кандидаты на пост ректора. Дальше они рассматриваются на ученом совете. Опять же, люди не просто так выдвигаются. К ним есть определенные требования — по стажу, по квалификации, образованию, дополнительному образованию. Далее кандидатуры проходят отбор в Министерстве образования. У них свои требования к кандидатам. И потом те, кого рекомендует министерство, участвуют в выборах. Так что ничего не предопределено.

Вы сказали: "Плохо, что вуз год работал без руководителя". Сегодня не самое простое время для университета. Есть уже видение, как будет развиваться "политех"? Тем более вы отметили, что задача как раз в том и состоит: предугадать, что будет через два, четыре года и десять лет?

Я скажу, что и сейчас вуз находится с временным исполняющим обязанности ректора. Я не тот человек, который уже вступил в должность. Но кто бы ни был на этом посту, надо понимать, что развитие университета невозможно (я уже об этом не раз говорил) без развития региона.

У нас есть стратегическая программа развития края. Думаю, что будет в ближайшее время принята программа стратегического развития университета. Она будет вынесена на всенародное рассмотрение. Утвердим программу у попечительского совета и приступим к ее реализации. Главная наша задача — готовить хороших специалистов. Без кадров не обойтись.

Материалы по теме


Надо определить, какие кадры нужны. Второе: наука и инновации. Нам нужны научные продукты, которые мы можем представить нашим предприятиям. То, что им действительно надо. Третье направление — это международная деятельность.

Еще момент: факультеты наши, как это ни странно звучит, не всегда заинтересованы в конечном результате. Набрали много студентов. А для чего набрали? Чтобы наработаться или чтобы развивать свои подразделения? С этим тоже надо разбираться. Факультеты должны стать более самостоятельными. Должна появиться ответственность за те средства, которые они зарабатывают, и те средства, которые они могут тратить. И здесь надо понимать, что вузу выделяются деньги и эти деньги немалые. Но как рационально их использовать? Эти деньги должны приносить новые деньги. Здесь я уже говорю с точки зрения промышленности, если рассматривать наш университет как предприятие.

- Международная деятельность — это отдельный момент. С кем сегодня сотрудничает университет?

Я считаю, что Алтайский государственный технический университет — это международный университет. Здесь направление такое: более 600 студентов-иностранцев учатся у нас в вузе. Это немало. Также наши студенты по программе двойных дипломов проходят обучение в других государствах. Такое сотрудничество идет с Китаем. Уже было несколько выпусков.

Правда, не все эти студенты останутся в России. Но это тоже не так плохо. Они все равно вернутся. Это наш престиж, скажем даже, наша инвестиция. То же самое касается иностранных студентов, которые приезжают к нам.

Необходимо расширять границы. И мы будем этим заниматься. У нас не прервались связи с европейскими странами. Наши сыроделы, виноделы ездили на обучение в Европу. Я думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении. Нам есть что показать европейцам, нам есть чему у них поучиться. Европа — это замечательно. Но мы находимся все же ближе к востоку. Несколько лет назад был создан совет ректоров Большого Алтая. И в этом направлении работа продолжается.

Сегодня я бы выделил три главных момента в развитии вуза: учеба, международная деятельность и наука. Это три кита, на которых держится обучение.

Вступительная кампания 2010 года в российские вузы прошла под знаком перераспределения бюджетных мест между гуманитарными и техническими специальностями в пользу последних. Эта смена приоритетов объясняется дефицитом инженеров и техников в стране и нуждами модернизации, провозглашённой президентом РФ Д. А. Медведевым, считает ректор Московского авиационного института (ГТУ), д. т. н., профессор А. Н. Геращенко.

- Анатолий Николаевич, как прошла в МАИ приёмная кампания?

В этом году в приёмную комиссию поступило более 13000 заявлений от абитуриентов, что соответствует конкурсу примерно пять человек на место. Это подтверждает, что год от года МАИ пользуется стабильным спросом среди потенциальных студентов. Некоторое отличие - больше поданных заявлений от иногородних абитуриентов. В этом году их около 40 процентов. Иногородние ребята очень сильные, притом, что средний уровень поступающих понизился. Очень жаль было отпускать перспективных детей из глубинки - поэтому в этом году нам удалось увеличить количество мест в общежитиях и принять больше иногородних, чем обычно.

МАИ объявил, что закрыл все бюджетные места, однако на сайте приёмной комиссии ещё 25 августа было объявление, что продолжается набор на факультеты авиационной техники, двигателей и аэрокосмический. Что это значит?

Получилось так, что некоторые ребята, которых мы уже зачислили, приходили к нам забирать документы. В то же время оставался резерв желающих стать студентами МАИ. Поэтому мы одних отчисляли, других зачисляли - шла некоторая замена студентов на трёх факультетах. Но недобора у нас нет.
У нас один из самых больших наборов в Москве: 2500 человек на первом курсе. Кроме того, у нас 4 филиала - в Химках, Жуковском, Ахтубинске и на Байконуре. Министерство образования и науки в этом году увеличило наш набор на 150 человек: стране нужны технари. И, несмотря на увеличение контрольных цифр приёма, мы полностью укомплектовали бюджетные места, выделенные вузу.
Мы проводим большую работу для обеспечения набора. Участвуем в образовательных выставках, работаем со школами. Находить новые школы для целенаправленной подготовки ребят в МАИ сложно. Да и физику сейчас в школах преподают на недостаточно высоком уровне. Часто учителя отговаривают старшеклассников сдавать ЕГЭ по этому предмету - чтоб не портить показатели успеваемости. То же касается информатики и математики. Так что нам приходится делегировать в школы своих преподавателей для ведения уроков. Однако все школы, с которыми мы давно сотрудничаем, а базовых школ у МАИ более 30, даже не думают от нас отказываться.

- А востребованы ли выпускники МАИ?

В Совете ректоров Москвы и Московской области я возглавляю рабочую группу по трудоустройству студентов и знаю, что ни один маёвец на бирже труда не стоит. Там числятся социологи, экономисты и прочие гуманитарии. Наши выпускники востребованы не только предприятиями аэрокосмической отрасли, но и другими сферами экономики, а также в области управления. На 381 предприятии авиакосмического комплекса был проведён мониторинг востребованности выпускников МАИ. Он показал, что на этих предприятиях работает более 10000 наших выпускников, большинство из которых окончили МАИ в последние 10 лет. У нас есть Клуб выпускников МАИ, который помог нам собрать средства для празднования 80-летнего юбилея МАИ. И праздник удался на славу! Сначала в марте для выпускников и сотрудников института прошёл торжественный концерт во Дворце культуры МАИ, в котором приняли участие звёзды эстрады. В мае же мы устроили праздник для молодёжи - сегодняшних студентов и будущих абитуриентов МАИ На аэродроме Тушино состоялся фестиваль «МАЙский взлёт». В рамках фестиваля прошли увлекательные спортивные мероприятия, презентации факультетов, выставки предприятий-партнёров по отрасли и отличный концерт, в котором приняли участие рок-звёзды: Сергей Галанин, Гарик Сукачёв, группа «Сплин» и другие.
МАИ даёт фундаментальное образование. Более того, за время обучения можно получить два высших образования! С третьего курса параллельно основной технической специальности можно платно получить вторую специальность и на других факультетах МАИ. Желающие повысить свой статус на рынке труда имеют уникальную возможность углублённо изучать технический иностранный язык в нашем Институте иностранных языков. Кроме этого, в Институте иностранных языков МАИ повышают свою квалификацию по иностранному языку пилоты и авиадиспетчеры с выдачей сертификатов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В мае текущего года у нас защитил диплом диспетчер, который предотвратил столкновение двух самолётов - об этом много тогда писали в прессе. Наши студенты 4-5 курсов со знанием языка очень востребованы на предприятиях: на МиГе, ГосНИИАСе, в ОКБ Сухого и многих других.

- Там низкая зарплата...

Не везде. В марте на нашем празднике выступал выпускник МАИ 2009 года - он уже начальник отдела с зарплатой в 50 тыс. руб. в ОАО «Компания «Сухой». Как это ему удалось? Со второго курса там работал.
Сейчас у нас есть договора с 380 предприятиями оборонно-промышленного комплекса, куда выпускники идут работать. Из 53 наших специальностей 23 - оборонные, и молодёжь с нашими дипломами там всегда ждут. Кстати, в результате мониторинга предприятий-партнёров мы выяснили, что 189 из них возглавляют выпускники МАИ. Это директора предприятий, генеральные и главные конструкторы, руководители крупных подразделений.

- Расскажите, какая еще ведётся деятельность в МАИ?

В 2009 г. МАИ стал национальным исследовательским университетом. Это значит, что вуз будет осуществлять научные исследования и непрерывную подготовку специалистов по сквозному проектированию всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Мы работаем сегодня над формированием единой образовательной среды «университет - научные центры - предприятия отрасли». Студенты в процессе обучения будут активно участвовать в научно-исследовательской работе, получать практические навыки будущей профессии. Для этого в вузе созданы центры коллективного пользования оборудованием, ресурсные и научно-образовательные центры. У нас есть собственные конструкторские бюро, в том числе и студенческие. МАИ - единственный вуз в мире, который производит сертифицированные самолёты малой авиации (для сельскохозяйственных целей). Мы спроектировали и изготовили на 30-м авиазаводе 300 таких аппаратов, которые были проданы в 18 стран мира. Цена такой машины сопоставима с ценой джипа.
Институту приходится самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения собственной жизнедеятельности, так как только треть средств наш вуз получает из госбюджета. Поэтому мы активно зарабатываем на науке - участвуем в тендерах и целевых программах Министерства образования и науки. Доход приносит и обучение более 1100 иностранных студентов, которых мы готовим для других стран, куда Россия продаёт свою технику. Конечно, обучаем на договорной основе и российских граждан - одни учатся за счёт семейных средств, за других платят предприятия.
В последнее время приоритетное значение приобретает задача внедрения дистанционного обучения. Разработан и используется в процессе обучения программно-аппаратный комплекс видеообучения, созданы мультимедийные классы для дистанционного обучения, где проводятся занятия с учениками школ Москвы в рамках подготовки их к поступлению в МАИ. Кроме того, планируется организовать видеообучение для молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

- Так значит, инженерные профессии снова в цене?

Я верю, что престиж высшего технического образования неизменно будет расти - стране нужны специалисты-инженеры. И наш институт будет принимать в этом самое активное участие. Маёвское образование проверено временем. И будущее поколение маёвцев несомненно будет участвовать в наращивании научного потенциала России на пути её развития как высокотехнологичной и инновационной державы.

Беседовала Полина Юдина,

В интервью РИА Новости рассказал о том, как будет трансформироваться один из ведущих инженерных вузов России.

‒ Ученый совет ТПУ недавно принял решение о реструктуризации вуза. Петр Савельевич, чем вызвана необходимость радикальных перемен?

‒ Прежде всего, мне бы не хотелось, чтобы происходящие сегодня изменения в университете воспринимались только как «механическая» замена одной структуры на другую. Реструктуризация - не самоцель, а инструмент достаточно глубокой трансформации университета.

Речь идет о новом содержании образовательной деятельности, изменении самой парадигмы инженерного образования. Это касается всех уровней нынешней системы подготовки квалифицированных инженерных кадров - бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Каждый из этих уровней должен быть модернизирован в соответствии с требованиями времени.

‒ Скорее, не проблемы, а ограничения: чтобы за четыре года подготовить достаточно хорошего специалиста для реального сектора экономики, вузы вынуждены «экономить» на таких базовых для инженерного образования дисциплинах, как математика, физика, химия, информатика, а также дисциплинах социально-гуманитарного блока.

Между тем, высококвалифицированный инженер XXI века ‒ мультиспециалист, способный быстро реагировать на новые технологические вызовы, обладающий глубокими знаниями и эрудицией по широкому спектру дисциплин. Он должен уметь работать с большими объемами информации, анализировать эту информацию, стыковать различные дисциплины и направления деятельности для решения сложных технических задач.

Кстати, один из переводов французского слова «инженер» - «вдумываться». Неслучайно, до революции инженер представлял собой универсального специалиста, готового практически к любому виду деятельности - он был подготовлен к этому системой фундаментальной теоретической подготовки.

‒ Как вы видите процесс подготовки бакалавров?

Реализацию этой программы мы сосредотачиваем в одной структуре - Школе базовой инженерной подготовки, состоящей из семи отделений (математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, общетехнических дисциплин, иностранных языков, русского языка и физической культуры).

Если сформулировать главную задачу этой Школы предельно кратко, то это «подготовка широко образованного человека будущего» настолько, насколько это возможно сделать за два года.

‒ Не большая ли это роскошь, отдавать два года из четырех под базовую подготовку?

‒ Не из четырех, а из шести и больше (плюс магистратура и аспирантура). Факты таковы: подавляющее большинство выпускников бакалавриата ТПУ хотят продолжить обучение в магистратуре. Это соответствует нашим устремлениям трансформироваться в университет преимущественно магистерско-аспирантского типа. ТПУ как один из ведущих инженерных вузов России имеет и опыт, и кадры, и материальную базу для подготовки инженерной элиты.

Средний балл ЕГЭ абитуриентов-2017 составил 78,3 - это лучший результат среди нестоличных технических вузов. Система элитного технического образования (ЭТО) действует в университете с 2004 года: 10-15 процентов студентов с первого курса параллельно с основными образовательными программами получают дополнительные знания и навыки, помогающие им стать лидерами инженерной профессии. Мы созрели для того, чтобы распространить систему ЭТО на весь университет.

Бакалавриат в ТПУ - это только первая ступень в подготовке инженеров нового поколения. В будущем высококвалифицированном специалисте два года закладывается фундамент, на 3-м и 4-м курсах у него появляется возможность обучения по своей персональной образовательной траектории.

Этот этап мы условно называем «спецбакалавриатом». Помимо изучения специальных дисциплин по тому направлению, которое студент выбрал при поступлении в вуз, в «спецбакалавриате» он должен самостоятельно выбрать до двух дисциплин в семестр из других направлений подготовки. Условно говоря, физик-ядерщик дополнительно прослушает курс материаловедения, нефтяник - курс по энергетике и т.д. У каждого из них появляются свои уникальные компетенции и дополнительные плюсы в портфолио для потенциального работодателя.

‒ Как в целом будет выглядеть образовательная структура обновленного университета?

‒ На базе нынешних семи научно-образовательных институтов и ряда учебных подразделений создаются шесть Инженерных школ: ядерных технологий, неразрушающего контроля и безопасности, информационных технологий и робототехники, природных ресурсов, энергетики, новых производственных технологий.

Плюс Школа базовой инженерной подготовки и Школа инженерного предпринимательства. В Инженерных школах для формирования междисциплинарной среды вместо кафедр созданы более крупные структуры - отделения.

В определенном смысле, это эксперимент, задача которого сломать имеющиеся «перегородки» внутри направлений подготовки, расширить возможности пересечений, взаимодополнений, совместного научно-педагогического творчества преподавателей.

‒ Приоритетные научные направления в ТПУ остаются прежними?

‒ Доля науки в деятельности нашего вуза всегда была высокой. Достаточно сказать, что по общему объему выполняемых НИОКР (свыше 2 млрд руб.) ТПУ находится на втором месте среди вузов страны. Можно было бы успокоиться, продолжив в том же духе, но практика участия в Проекте 5-100 заставила нас пересмотреть научные приоритеты.

Объективная оценка (публикации, цитируемость, защиты диссертаций, результаты предметных рейтингов международных рейтинговых агентств и др.) показала, что наилучшие достижения у нас сосредоточены в двух основных направлениях. Этот анализ побудил создать в ТПУ две Исследовательские школы - Школу физики высокоэнергетических процессов и Школу химических и биомедицинских технологий. Их главная задача - проведение прорывных научных работ и подготовка исследователей - кандидатов наук.

Предусмотрены также структуры переходного типа - именные Научно-образовательные центры в Инженерных школах, которые со временем должны перерасти в самостоятельные Исследовательские школы или влиться в уже действующие.

‒ Почему именные?

‒ Они носят имена выдающихся ученых-политехников: химика Кижнера, физика Вейнберга, энергетика Бутакова.

Мы концентрируем в этих центрах материальные и финансовые ресурсы на наиболее перспективных исследовательских направлениях, там, где способны совершить научные прорывы.

Более того, мы объединяем лучшие кадры, вдвое снижая им учебную нагрузку и делая главным показателем эффективности деятельности даже не количество публикаций, их цитируемость, а успешную подготовку кандидатов наук, то есть взращивание нового поколения исследователей.

‒ ТПУ пятый год участвует в Проекте 5-100. Общий объем полученных в рамках этой программы субсидий составил 3 151 млн рублей. Результат есть?

‒ Цель сегодняшней трансформации вуза - в существенном повышении качества нашей научно-образовательной деятельности, выведение ее на уровень лучших мировых образцов. На это нацеливает нас и Проект 5-100. Вектор тот же.

Но госпрограмма поддержки ведущих университетов страны имеет и более конкретную цель - вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетских рейтингов. Мы отчетливо осознаем, что задуманные нами изменения не дадут сиюминутной, немедленной отдачи, их позитив проявится за чертой 2020 года.

Участие в Проекте 5-100 подкрепляет наши намерения меняться к лучшему: с одной стороны, мы получаем поддержку со стороны государства в этом движении, а с другой ‒ постоянно ощущаем повышенные требования к нашей работе. С участников Проекта и спрос особый. На мой взгляд, Проект 5-100 - превосходный инструмент для реализации амбиций того, кто хочет добиться большего, чем имеет сейчас.

Что касается результативности участия ТПУ в Проекте 5-100, то индикатором здесь может служить динамика нашего продвижения в мировых университетских рейтингах. С 2013 года в рейтинге Times Higher Education Томский политех прошел путь с нулевой позиции до места в группе 301-350, это третий показатель среди российских университетов после МГУ и МФТИ. В рейтинге QS World University Rankings мы находимся на 386 месте.

Для нас особенно важно, что в последнее время мы добились существенного прогресса в предметных рейтингах. В 2017 году ТПУ впервые вошел в предметный рейтинг ARWU (Шанхайский рейтинг университетов) по направлению «Машиностроение», в предметные рейтинги QS и THE по направлению «Инженерные науки и технологии», причем в последнем мы заняли позицию, близкую к топ-100 ведущих вузов мира, а среди российских вузов находимся на втором месте после МГУ.

‒ Какие проблемы назрели в российском инженерном образовании? Где требуется пересмотр образовательных парадигм?

‒ Мы по-прежнему массово готовим инженеров вчерашнего дня, не соответствующих потребностям новой экономики. Нет такого понятия «инженер вообще». Сегодня нужны инженеры разных типов: линейные инженеры-технологи, встроенные в определенную технологическую цепочку и отвечающие за бесперебойное функционирование производства на уровне участка или цеха. Нужны инженеры-разработчики, инженеры-конструкторы, инженеры-исследователи. Нужны системные инженеры, которые занимаются созданием сложных технических систем и решением многомерных инженерных задач. Нужны инженеры-предприниматели, умеющие управлять высокотехнологичным бизнесом.

Есть ли что-нибудь подобное в дипломах выпускников технических вузов? Нет. Наши технические вузы, в основном, выпускают узких специалистов, обученных своему узкому направлению, за границами которого они, как рыба, выброшенная на берег, могут только глотать воздух.

Я убежден в необходимости дифференциации системы подготовки российских инженеров. Я считаю, что ведущим техническим вузам государство должно дать задание на подготовку преимущественно инженеров высокой квалификации. Таким вузам надо выставлять требования готовить инженеров нового поколения. Распространять же эти требования на всех - значит заниматься самообманом.