Науки

Польская кампания – война на море (польский флот). Польское судостроение Львов превращается в мусорную свалку

Александр ВАНИН

К синдрому утраченной державности нужно относиться с пониманием. Однако эта вполне простительная слабость наших ближайших западных соседей временами перерастает в болезненную манию, что не может не вызывать беспокойства.

Вот свежий пример. Бюро национальной безопасности Польши 10 февраля 2017 г. представило стратегическую концепцию морской безопасности страны. Документ этот достаточно «сырой», то есть в нем трудно обнаружить более-менее четкие параметры строительства будущего польского флота. Есть только одна константа – угроза, исходящая, якобы, от России. Дескать, Москва осуществляет в Балтийском море и на его берегах «милитаризацию, связанную прежде всего с развитием российского военного потенциала, в частности, с возможностью сдерживания и недопущения доступа в Калининградскую область, что приводит к росту значимости вооруженных сил как инструмента, используемого в международных отношениях в регионе». Еще одна российская, точнее антироссийская страшилка – «монополистическая позиция России в сфере поставок энергосырья, слишком сильная зависимость некоторых государств от импорта из РФ, а также от российской транспортной инфраструктуры».

Другими словами, если Россия поставляет свои нефть и газ на внешние рынки, а также вывозит другие товары, пользующиеся спросом за рубежом, дает возможность пользоваться своими коммуникациями для транзита грузов зарубежных государств, – это плохо. А если Россия укрепляет свою обороноспособность в Калининградской области, вокруг которой Североатлантический блок организует военные игрища с имитацией вторжения в этот отрезанный от остальной территории страны анклав, – это вообще из рук вон.

Составители концепции рекомендуют создать в Польше военно-морские силы «средней численности», например, близкие по составу к норвежским ВМС (23 боевые единицы). Этот «средний» флот должен иметь возможность действовать не только в Балтийском море, но и вдали от территориальных вод в сотрудничестве с «большими флотами». Под «большими флотами», очевидно, подразумеваются ВМС США, поскольку иных «больших» в Североатлантическом альянсе сегодня не наблюдается. Даже некогда великий британский Royal Navy нынче превратился в весьма скромное объединение из 48 вымпелов. Разумеется, суммарно военно-морские силы НАТО – весьма мощные, но они недостаточно сбалансированы и далеко не всегда способны отвечать на вызовы времени.

В стратегической концепции отмечается, что польский флот должен быть современным при одновременном сокращении числа кораблей, не «отвечающих нужному боевому уровню». Что под этим конкретно подразумевается, трудно сказать. Поэтому, дабы разобраться, посмотрим, что представляют собой Военно-морские силы Польши – Marynarka Wojenna, как именуются они, сегодня.

В составе ВМС – два фрегата типа Oliver H. Perry, списанные американским флотом и переданные польскому после вступления страны в НАТО. Их боеспособность изначально подвергалась сомнению. Еще более десяти лет назад на выставке Balt-Military-Expo, которая проводится в Гданьске, доводилось слышать от польских офицеров, что эти корабли для поддержания технической готовности нуждаются в постоянных ремонтах, поскольку на них все время что-то ломается, а это часто затруднительно, особенно в условиях плавания. По их мнению, бывшие американские фрегаты вообще нужны Marynarka Wojenna как рыбе зонтик, поскольку в условиях Балтики представляют собой легко обнаруживаемые цели, а, следовательно, в случае боевых действий неизбежно будут потоплены противокорабельными ракетами противника.

Из относительно крупных надводных кораблей польский флот располагает также корветом Kaszub проекта 620 полным водоизмещением 1183 т национальной постройки. Он вошел в строй в 1987 году. Корвет проектировался при участии Зеленодольского ПКБ и является польским аналогом советских малых противолодочных кораблей проекта 1124. Его вооружение преимущественно состоит из советских образцов: 76-мм универсальной артиллерийской установки АК-176, двух двухтрубных 533-мм противолодочных торпедных аппаратов и двух РБУ-6000, ПЗРК «Стрела». Польского «происхождения» – только три спаренные 23-мм зенитные артиллерийские установки Wrobel, впрочем, сделанные на основе советской ЗУ-23-2 50-х годов прошлого века. Недавно на корабле установили для испытаний новый польский 35-мм автомат Tryton. Kaszub, конечно, может еще послужить, но его вооружение и радиоэлектронное оснащение не соответствуют стандартам НАТО.

По списку в польском флоте числятся пять подводных лодок: ДЭПЛ Orzeі проекта 877Э «Варшавянка», которая вступила в строй в 1986 г., и четыре бывшие норвежские субмарины типа Kobben водоизмещением 485 т, построенные еще в середине 60-х годов прошлого века западногерманской верфью Nordseewerke по проекту 207. Эти подлодки устарели, особенно типа Kobben, чей возраст достиг уже пятидесяти лет. Поэтому они фактически списаны. Orzeі останется в строю до 2022 г. – преимущественно для тренировки противолодочных сил НАТО, поскольку характеристики субмарины, как нетрудно догадаться, близки к тем, что имеются у ДЭПЛ российского флота.

Ударный корвет Grom проекта 660.

У Marynarka Wojenna имеются пять средних десантных кораблей проекта 767 (тип Lublin) полным водоизмещением 1750 т, построенных на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Они способны транспортировать девять плавающих транспортеров и до 135 морских пехотинцев. Эти СДК активно используются на учениях НАТО и могут ставить мины.

Польский флот располагает почти двумя десятками базовых тральщиков, спроектированных и построенных еще в социалистические времена. Их вооружение и оснащение морально и физически устарели.

Самыми боеспособными единицами Marynarka Wojenna следует признать три ракетных катера проекта 660 (тип Orkan), которые в Польше и в НАТО классифицируются как корветы. Они создавались в ГДР при активном участии специалистов ЦМКБ «Алмаз» как проект 151 (Balcom 10 – по классификации НАТО). Их полное водоизмещение – 369 т, длина – 48,9 м, максимальная скорость хода – 36 узлов, дальность плавания – 1620 миль. РКА предполагалось вооружить КРК «Уран», 76-мм артиллерийской установкой АК-176, шестиствольным 30-мм автоматом АК-630 и двумя ПЗРК «Стрела-2М». К моменту крушения ГДР на Peenewerft в Вольгасте в разных стадиях готовности находилось 10 корпусов РКА проекта 151, на которые «ураны» еще не были поставлены. Власти ФРГ после снятия вооружения и переоборудования два катера передали германской Береговой охране, а три корпуса продали Польше, где их достроили по проекту 660 и назвали Orkan, Piorun и Grom. Остальные РКА, находившиеся в невысокой степени готовности, разобрали.

Пусковые установки ракет RBS-15 Mk3 на корвете Piorun проекта 660.

В 2006 г. при участии французского концерна Thales и шведской компании Saab началась модернизация трех польских корветов проекта 660, которая из-за проблем с финансированием продолжалась почти десять лет. В результате это трио получило современные системы боевого управления, РЛС Sea Giraffe 3-D и по восемь ракет RBS-15 Mk3. Ими можно поражать не только морские, но и береговые цели на дальности более 200 км. То есть эти корабли представляют серьезную угрозу кораблям Балтийского флота и объектам в Калининградской области.

Еще один элемент беспокойства – береговые ракетные комплексы NSM (Naval Strike Missile – «Морская ударная ракета») производства норвежской компании Kongsberg Defence & Aerospace. С 2013 г. эти БРК развертываются на побережье Балтийского моря, примыкающему к Калининграду. Малозаметные ракеты NSM со 125-килограммовой боевой частью и дальностью стрельбы до 185 км тоже предназначены для поражения надводных и береговых целей.

После того как ВМС Польши обзавелись корветами типа Orkan с ПКР RBS-15 Mk3 и развернули БРК с ракетами NSM, вызывают удивление истерики Варшавы по поводу переброшенных в Калининградскую область Россией в качестве ответной меры ЗРС С-400 «Триумф», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», БРК «Бастион» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс», способными стрелять по береговым объектам, а на Балтику – малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» с многофункциональными «калибрами».

Пусковая установка БРК NSM на огневой позиции.

Следует заметить, что со времени роспуска Варшавского договора, то есть за более чем четверть века, Marynarka Wojenna не пополнились ни одним новым боевым кораблем, если не считать за таковой многоцелевое судно логистической поддержки Kontradmiral Xawery Czernicki полным водоизмещением 2390 т и 14-узловой скоростью хода. Оно перестроено из судна размагничивания проекта 130, сборка которого велась в Гданьске по заказу ВМФ СССР, а после распада Советского Союза была заморожена. Это вспомогательное судно, предназначенное для транспортировки различных грузов в контейнерах, перевозки 140 военнослужащих, которые, благодаря наличию вертолетной площадки, могут перебрасываться на берег вертолетами. Kontradmiral Xawery Czernicki принимал участие в антипиратских миссиях в районе Африканского Рога, то есть использовался в качестве экспедиционного корабля. Наличие спаренной 23-мм артиллерийской установки Wrobel обеспечивало вполне надежную защиту от нападений флибустьеров Аравийского моря. Однако боевым кораблем его считать нельзя.

Впрочем, попытки укрепить польские ВМС предпринимались. На верфи Stocznia Marynarki Wojennej в Гдыне 28 ноября 2001 г. заложили корвет Slazak – головной проекта 621 Gawron II в серии из семи единиц. За его прототип был взят немецкий проект MEKO А-100. При полном водоизмещении 2050 т, длине 90,1 м, максимальной скорости хода в 29,5 узла он должен был нести две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Saab RBS-15 Mk3, ЗРК ESSM или Mica, 76-мм артиллерийскую установку OTO Melara, торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами MU90 Impact, вертолетом Kaman SH-2G Super Seasprite с размещением в ангаре. То есть Slazak в полной мере отвечал современным требованиям, предъявляемым к кораблям класса «корвет».

Однако дело не заладилось. Польские кораблестроители за десять лет фактического простоя, минувшие после «освобождения от ига социализма», утратили квалификацию. А ведь они прежде строили быстро и качественно. Достаточно напомнить, что большие десантные корабли проекта 775, осуществляющие львиную долю перевозок на так называемой линии «сирийских экспрессов», снабжающих ВКС России в САР боеприпасами и другими средствами материально-технического снабжения, построены в Польше. Оттуда же родом значительная часть вспомогательных судов российского ВМФ. Но теперь все изменилось.

Стоимость сборки Slazak росла, а дело продвигалось медленно и конца ему видно не было. Наконец, в феврале 2012 г., когда цена корвета взяла планку в 1,5 млрд. злотых (360 млн. евро), тогдашний премьер-министр страны Дональд Туск, ныне занимающий пост председателя Европейского совета, закрыл программу Gawron II. Однако некоторое время спустя Slazak, в который уже были вложены большие деньги, решили все-таки достроить, но уже в качестве патрульного корабля. Серьезным образом поменялся состав его вооружения. Теперь бывший корвет оснастят 76-мм пушкой Oto Melara, четырьмя ПЗРК Grom, 30- или 35-мм автоматом и четырьмя 12,7-мм пулеметами. Вертолетная площадка останется, а вот ангара для винтокрылой машины не будет.

Но и этот упрощенный вариант достраивается крайне долго. В этом году планируется начать заводские ходовые испытания Slazak, а к началу 2018 г. передать корабль флоту.

Тогда же, когда Дональд Туск прекратил финансирование программы Gawron II, был оглашен план полного обновления ВМС Польши до 2030 года. Предполагалось ежегодный объем закупок на нужды Marynarka Wojenna удерживать на уровне 900 млн. злотых (216 млн. евро), что позволило бы «обеспечить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами». План предусматривал строительство трех подводных лодок, которые были отнесены к категории «стратегически важных», трех кораблей «обороны побережья» – легких корветов водоизмещением по 1000 т каждый, трех базовых тральщиков-искателей мин типа Kormoran II, трех патрульных кораблей с противоминными возможностями, двух кораблей радиоэлектронной разведки, двух спасательных судов и семи судов обеспечения. Предполагалась также закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, шести беспилотных летательных аппаратов (трех корабельного и трех берегового базирования), десяти дистанционно управляемых противоминных комплексов для оснащения тральщиков, а также двух комплексов ЗРК для обеспечения ПВО главной базы флота.

С тех пор минуло четыре года, но кроме головного тральщика-искателя мин Kormoran ничего не построено, да и тот пока не завершил испытания. Его полное водоизмещение – 850 т, длина – 58,5 м, ширина – 10,3 м, осадка – 2,7 м, максимальная скорость хода – 15 узлов, дальность плавания – 2500 миль. Экипаж состоит из 45 человек, еще 7 – морские пехотинцы или боевые пловцы. Главное вооружение корабля – противоминные аппараты Double Eagle шведской фирмы Saab, а также контактные и неконтактные тралы. Артиллерия представлена спаренной 23-мм зенитной установкой Wrobel, которую в перспективе предполагается заменить на 35-мм автомат Tryton. Кроме того, имеются четыре ПЗРК Grom и четыре 12,7-мм пулемета. На строительство всех трех тральщиков предполагается затратить 1,2 млрд. злотых ($332 млн.). Но когда это случится, точно никто сказать не может. По-прежнему деньги на военно-морское строительство выделяются крайне неохотно, хотя правящая сейчас в стране националистическая партия «Право и справедливость» заявила о намерении восстановить былое величие судостроительной промышленности Польши.

Не могли в «Праве и справедливости» равнодушно смотреть и на кораблестроительную программу ненавистного ей Дональда Туска, бывшего лидера партии «Гражданская платформа», которая находится в оппозиции нынешним властям. Это – тоже одна из причин появления новой стратегической концепции морской безопасности страны. «Предлагаемая модель флота требует в том числе получения многоцелевых фрегатов, способных обеспечить противовоздушную оборону, изменения структуры и активизации флота в союзнических операциях, – говориться в документе. – Только так Польша, дескать, способна нейтрализовать потенциальные угрозы, исходящие в том числе от России, а также продемонстрировать союзническую солидарность».

О том, как судостроительная промышленность Польши справилась со строительством корветов, мы знаем. Вряд ли дело пойдет бойчее с большими по водоизмещению фрегатами. Скорее наоборот. Да и денег в бюджете страны на них не хватит, даже если их придется заказывать за рубежом, что для националистов из «Права и справедливости» принципиально не допустимо.

Авторы концепции объясняют свое пристрастие к фрегатам так: «В условиях конфликта в связи с невыгодными для нее географическими условиями на Балтике Российская Федерация попытается использовать прежде всего возможности нападения с воздуха для воздействия на страны НАТО, а также Швецию и Финляндию – без необходимости использования в первую очередь сил ВМФ и проведения десантной операции». А по сему фрегаты с более широкими возможностями ПВО/ПРО более подходят для Marynarka Wojenna. Но польский флот должен вести не только оборонительные, но и активные наступательные действия в акваториях, прилегающих к российским портам, которые находятся в северо-восточной части Балтики, то есть в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. «В случае сотрудничества с силами НАТО, или по крайней мере с финскими и шведскими, – указывается в концепции, – эти выходы могут быть легко перекрыты ВМС Республики Польши в содействии с воздушными силами, способными уничтожать корабли». Войну на море против России требуется интенсивно вести в четырех сферах: на водной поверхности, под водой, в воздухе и в киберпространстве. Поэтому «Польша должна получить морские платформы, которые наилучшим образом подходят для совместных действий флота с ВВС», то есть фрегаты.

Вот так – говорили о взаимодействии со странами НАТО, а завернули в сторону Швеции и Финляндии, в Североатлантический альянс не входящими. Начали с мешающей жить Варшаве Калининградской области, а закончили штурмом северной столицы России. Вот до чего доводит мания утраты великой державности. Следует напомнить только, что две мировые войны прокатились по Польше кровавым колесом. В случае развязывания третьей от этой страны не останется камня на камне.

21 октября 2017 года в Гданьске состоялась церемония передачи ВМС Алжира построенного польским судостроительно-судоремонтным предприятием Remontowa Shipbuilding SA большого парусно-моторного учебного корабля El Mellah (бортовой номер "938", название в переводе означает "Моряк").

Переданный ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah постройки польской верфи Remontowa Shipbuilding SA. Гданьск, 21.10.2017 (с) Przemysław Gurgurewicz / www.altair.com.pl

О реализации верфью Remontowa Shipbuilding контракта на постройку для ВМС Алжира большого парусно-моторного учебного корабля было объявлено на праздновании 70-летия предприятия 28 июня 2015 года. Корабль El Mellah был спущен на воду 7 ноября 2015 года и стал 1000-м кораблем и судном, спущенным на верфи Remontowa Shipbuilding за ее историю. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.

Морские испытания El Mellah велись с ноября 2015 года. Корабль должен выйти в Алжир в ноябре 2017 года и станет учебным кораблем Военно-морской академии Алжира.

Проект учебного парусника для ВМС Алжира был разработан в 2012-2013 годах по отдельному контракту известным голландским судостроительным проектным бюро Dykstra Naval Architects в партнерстве с польским проектным бюро Choren Design & Consulting (проект В-103/1 по польской номенклатуре), при этом главным конструктором корабля был знаменитый польский проектировщик парусных судов Зигмунд Хорень. Разработчиком отделки корабля выступило бюро Midcon Designer Ltd. Первоначально предполагалось, что строительство корабля будет осуществляться судостроительным объединением Damen Shipyards Group (подобно спроектированному тем же бюро учебному паруснику Shabab Oman II для ВМС Омана). Однако в итоге контракт на постройку получила польская Remontowa Shipbuilding.

Учебный парусник El Mellah для Алжира является крупным кораблем водоизмещением 1820 тонн, оснащенным трехмачтовым фрегатским парусным вооружением общей площадью 3000 кв м. Длина корабля вместе с бушпритом составляет 110 м, ширина 14,5 м, высота верхней палубы над ватерлинией 8,6 м. Вместимость по экипажу и курсантам составляет 222 человека, включая 120 курсантов и 18 преподавателей. Предусмотрено, что треть курсантов могут быть женщинами.

Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях (с) Remontowa Shipbuilding SA




Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях в совместном плавании с польским учебным парусно-моторным кораблем Dar Mlodziezy, 21.08.2017 (с) Przemislaw Kozlowsky / www.am.gdynia.pl


Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях, 15.07.2017 (с) Piotr B. Stareńczak / www.portalmorski.pl

Первый корабль будет называться «Львов» (Lwów). Такое название решило присвоить Польское морское пароходство новому кораблю, который скоро будет спущен на воду после окончания строительства на судоверфи в Китае. Судно будет иметь грузоподъемность 39 тысяч тонн.

Контекст

Львов - не Польша, Крым - не Россия

Петр и Мазепа 25.09.2017

Польша хочет вернуть Львов

Haqqin.az 11.09.2017

Львов превращается в мусорную свалку

The Guardian 26.04.2017

Литовцы «завоевывают» Львов

Delfi.lt 20.09.2016

Другие корабли получат названия бывших польских городов Тернополь (Tarnopol) и Вильнюс (Wilno), расположенных сегодня на Западной Украине и в Литве. Об этом сообщил представитель госкомпании Польское морское пароходство Павел Бжезицкий (Paweł Brzezicki).

«Мы меняем названия кораблей, которые уже готовы на китайских верфях… Для всей западной Польши эти названия приятные и ностальгические…» — подчеркнул Бжезицкий.

До начала Второй мировой войны польский учебный парусник носил название «Львов». По словам Бжезицкого, названия новых польских кораблей не спровоцируют скандал или споры на политическом уровне.

«Всего будет построено пять кораблей. Первый из них — „Львов“. Это политически нейтральное название. В течение многих лет один из наших кораблей носил название „Львовские орлята“ (Orlęta lwowskie — название польских ополченцев, с оружием в руках принимавших участие в обороне Львова во время Польско-украинской войны 1918-1919, — прим. ред.) . И никого это не удивляло, тоже самое можно сказать и о названии „Львов“», — говорит Бжезицкий. В немецком флоте есть ледокол Stettin (назван в честь ныне польского города Щецин. Этот город с 1720 года до XX века находился в составе Пруссии, — прим. ред.) .

Вскоре у Польши останется только одна субмарина - советская, класса "Кило".


К 2015 году Польша может остаться без военно-морского флота. Такой вывод содержится в секретном докладе польского ВМФ для комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента. Корабли и подлодки стремительно устаревают, а денег на их модернизацию и замену нет из-за покупки американских истребителей F-16.

Всего военно-морские силы Польши насчитывают сейчас 41 судно. Ядро боевого потенциала флота составляют два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подводных лодок.

В конфиденциальном докладе, к тексту которого получили доступ журналисты «Газеты Выборча», говорится, что за последние двадцать лет польский ВМФ не получил ни одного нового корабля. По оценкам авторов доклада, к 2015 году польский ВМФ, большая часть кораблей которого была произведена во второй половине 1960-х годов, будет вынужден списать большинство своих боевых единиц. Через семь лет наступит конец срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух малых ракетных кораблей и четырех подводных лодок. Это приведет к «утрате боеспособности» флота.

В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко». Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно.

Надо отметить, что и сейчас эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешевых. По сведениям польского издания «NIE», приведение американских «подарков» в порядок обошлось польским налогоплательщикам в десятки миллионов долларов. Дело в том, что после двадцатилетнего использования фрегаты нуждались в капитальном ремонте. Американцы сэкономили на нем, передав корабли полякам и при этом заработав на запчастях, технической помощи и обучении персонала.

Не лучше обстоит ситуация с подводными лодками. Самая молодая из четырех подлодок класса «Коббен», которые были переданы Польше Норвегией, имеет 40 лет от роду. Первоначально предусмотренный срок использования составляет 25 лет, однако они эксплуатируются по сей день. Сейчас флот испытывает серьезные проблемы с запчастями к подлодкам: те, что есть, уже подходят к концу.

В докладе говорится, что ремонт большинства подлодок уже невозможен. За годы эксплуатации из-за борьбы с ржавчиной стенки корпусов серьезно истончились. Через несколько лет может случиться так, что единственной польской подлодкой на ходу окажется советская субмарина «Орел» класса «Кило» 1986 года выпуска.

По оценкам авторов доклада, для того, чтобы ВМФ Польши сохранял боевую готовность, в течение 10 лет в него нужно вложить $8-10 млрд. Однако, как отмечают польские СМИ и члены парламента, до 2015 годы в бюджете в отношении военных нужд будут иные приоритеты: необходимо заплатить несколько миллиардов долларов за купленные у США истребители F-16. Поэтому свободных средств не будет.

Помимо этого есть и еще одна проблема: срок выполнения заказа. Строительство среднего военного корабля занимает порядка пяти лет. То есть решение о начале работ необходимо принимать уже сейчас.

Когда содержание доклада стало достоянием общественности, комиссия верхней палаты польского парламента обратилась к правительству. Депутаты хотят, чтобы последнее одобрило «Национальную программу строительства кораблей» (НПСК). В обращении парламентариев говорится, что если это не будет сделано и не начнется обновление польского ВМФ, то после 2018 года польский военный флот будет не в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи.

Необходимость появления на свет НПСК обсуждается в Польше уже довольно давно. Еще осенью прошлого года заместитель командующего ВМФ сообщил, что готовится такая программа, а на ее цели предназначаются 15-17 млрд злотых ($7,5-8,5 млрд) до 2020 года. Интересно, что еще в мае 2006 года на модернизацию ВМФ предполагалось выделить в два раза больше средств.

Однако очевидно, что и прошлогодний урезанный вариант программы – это труднодостижимая цель. Это понимают и парламентарии. Поэтому в обращении к правительству нет каких-либо амбициозных требований. Депутаты хотят поддержать ВМФ таким образом, «чтобы сохранить только минимальный потенциал военно-морских сил».

Положение, действительно, очень серьезное. По словам Януша Земке, главы комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента, «мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда один из родов войск может просто прекратить существование».

Гжегош Холданович – редактор одного из изданий, посвященных военной тематике, – оценивает состояние ВМФ как критическое. По его мнению, это следствие заблуждения середины 1990-х гг., когда было принято думать, что «нам ничто не угрожает и можно отложить модернизацию на более поздний срок».

Польские СМИ отмечают парадоксальность сложившейся ситуации: по планам НАТО, именно Польша отвечает за положение дел на Балтике. Германия и Дания базируют свои флоты на Северном море. В определенном смысле это на руку России. Если натовский форпост на Балтийском море находится в плачевном состоянии – это хорошо. Есть только одно «но»: проблема старения флота весьма актуальна и для российского военно-морского флота.

1.4.1. Польская кампания – война на море (польский флот)

Корабельный состав польского флота в августе 1939 г

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

ЭСМИНЦЫ И МИНОНОСЦЫ

Эсминцы типа "Wicher" - 2 единицы

"Burza" (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 - слом в 1977),
"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 - погиб 3.9.1939)
1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1- 130-мм/40, 2x1 - 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 - 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.
Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции - главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев - именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.
В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок.
Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.
На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение - вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" - на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два - на крыльях мостика, два - по бокам третьей дымовой трубы и два - перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.
"Wicher" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. - корабль-музей.


фото эсминца "Wicher"

Эсминцы типа "Grom" - 2 единицы

"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 - с 1976 - корабль-музей),
"Grom" (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 - погиб 4.5.1940),
1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 - 3500(15) миль. Эк. 190 - 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 - 120-мм/60, 2 х 2 - 40-мм, 4 х 2 - 13,2-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).
Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы - 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").
Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению - в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю.
Торпедное вооружение - английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток - плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".
Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.
После перехода кораблей в Англию в 1939 г. Польские эсминцы оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса - были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение - все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.
После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 - корабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").


фото эсминца "Grom"

Миноносец типа "Mazur" - 1 единица
(в 1939 г – учебно-артиллерийский корабль)

"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 -погиб 1.9.1939)
360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 - 75-мм, 1x1 - 40-мм, 1х2 и 2х1 - 13,2-мм пул.
В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после начала Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в результате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учебно-артиллерийский корабль - с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носовой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно котельное отделение (скорость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормовую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".
"Mazur" потоплен германской авиацией 1.9.1939.

Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выведенные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использовались в качестве плавсредств.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Подводные минные заградители типа "Wilk" - 3 единицы

"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 - 27.9.1939 интернирована в Швеции),
"Rys" (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 - 17.9.1939 интернирована в Швеции),
"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 - слом в 1954)
Надводное - 980 т, подводное -1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 - 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.
Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских лодок типа "Saphir". Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система минной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надежность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два - вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность- 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сданы на слом в 1956 г.
"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

Подводные лодки типа "Orzel" - 2 единицы

"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 - погибла в мае - июне 1940),
"Sep" (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 -интернирована 16.9.1939)
Надводное - 1100/1473 т, подводное - 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 - 105-мм/41, 1 х2 - 40-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "Sеp". Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность - 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре - вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо - приблизительно 8 июня - на герм. мине). "Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 - 1972 гг.
В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надводное - 1175 т, подводное - 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 -550-мм ТА, 2x2 - 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ И ТРАЛЬЩИКИ

Минный заградитель типа "Gryf" - 1 единица

"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 - погиб 3.9.1939)
2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 - 120-мм/50, 2x2 - 40-мм/60,4 х 2 - 13,2-мм пул., 600 мин.
Этот своеобразный корабль заказан польским правительством во Франции в 1934 г. Согласно техническому заданию, помимо своего основного назначения - минного заградителя, "Gryf должен был выполнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновременном ограничении водоизмещения (по финансовым соображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось выделить слишком мало места, что предопределило тес­ноту МО.
Артвооружение - производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).
Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель.

Тральщики типа "Jaskolka" - 6 единиц

"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 -погиб 14.9.1939),
"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 - захвачен Германией в октябре 1939),
"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 - погиб 3.9.1939),
"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 - погиб 3.9.1939),
"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 - погиб 14.9.1939),
"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 - захвачен Германией в октябре 1939)

185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1- 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" - 1x1 - 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.
Наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены бывших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.
"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименованы в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в состав Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитулировали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.

ДРУГИЕ БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

Канонерские лодки типа "General Haller" - 2 единицы

"General Haller" (CV, 1916/н.д./5.1921 -погиб6.9.1939),
"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 -затоплен 30.9.1939)
342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 - 75-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в постройке, после которой захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.
"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.
"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоплен в Нанте авиацией союзников.


Фото канонерки "Komendant Pilsudski"

Мониторы типа "Krakow" - 2 единицы

"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 - затоплен 21.9.1939),
"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 -затоплен 19.9.1939)
70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 - 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 - 13,2-мм зен. пул.
Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены. "Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.
"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же месяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".

Мониторы типа "Warszawa" - 4 единицы

"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 -затоплен 18.9.1939),
"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939)
110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 - 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 75-мм, 4 пул.
Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.
"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажами 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сентябре - октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.

Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построены в 1932 - 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. - затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 - 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. - затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водо­измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями