Уход

Русский характер в изображении м шолохова. Cочинение «Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека. IV. Анализ финала рассказа

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие. С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» - рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную. «Русский характер» - так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский). Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого… - В ружье! - В ружье!.. - По градам шло, по весям, В набатное «Вставай!» переходя… И встал народ, Их было миллионы… - чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой. Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Анд­рей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт. Вначале Андрею сопутство­вала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, бра­ток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта шту­ка». Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Анд­рея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, при­хватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вско­чил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем». После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну - сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение. Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься. Так уж устроен человек - непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами - судьба. Мне близка мысль о том, что судьба человечества - это судьба каж­дого человека. Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах - «смертная тоска». Однако же Андрей Соколов - человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он - поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа. Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении. Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем. Историю делают люди - это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас. Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…» Для меня «Судьба человека» Шолохова - это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Рецензия Данное выше сочинение - личностное, целенаправленное, яркое, эмо­циональное, оно свидетельствует о высокой филологической культуре и творческой индивидуальности автора сочинения в его рассказе о русском характере. Правильно подобран материал, удачно используется текст рас­сказа «Судьба человека», уместно вводятся цитаты, показывая культуру ци­тирования. Композиция сочинения свидетельствует о знании требований к жанру школьного сочинения. Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.

(356 слов) Основой создания рассказа «Судьба человека» стала реальная встреча писателя с участником Великой Отечественной Войны, ставшим впоследствии прототипом главного героя этого произведения. Его трагическая история звонко отозвалась в сердце Шолохова, потому он захотел изложить все услышанное на бумаге. В результате писателю удалось отразить подлинно русский характер.

Своего основного персонажа автор нарек Андреем Соколовым. До войны в его привычном укладе все было обыкновенно и стабильно: семья, работа шофером, скромный быт. Но грянула война, и Андрея призвали на фронт. Тяжело он расставался со своей семьей, ставшей для него надежным тылом. Но знал Соколов, что благородна его миссия: избавиться от захватчиков на его родной земле. Именно сплоченность его семейного союза, крепость этих нерушимых уз и заложили в герое основы сильной личности, выдержанного нрава и чувства справедливости.

Возможно, впервые Андрею пришлось проявить непоколебимость своего нрава, когда он услышал о намерении одного военного донести на другого фрицам. Вся его сущность воспротивилась предательству. И герой убил зачинщика. Он понимал, что это его долг, но, совершив убийство, испытал отвращение.

В дальнейшем Андрею удалось совершить побег, но его обнаружили в поле вражеские псы. Стимулом для такого риска ему служила память о семье. Вернувшись в лагерь, герой столкнулся с предательством: скрытый враг совершил донос. Голодный и измученный, предстал Соколов перед командованием. Предвидя свою судьбу, он отказался выпить за победу Германии в войне. Выпил лишь за свою гибель. То, как мужественно и стойко повел себя этот воин, восхитило немецких офицеров. Они даровали Андрею жизнь и отпустили в барак, вручив буханку хлеба и кусок сала. Их впоследствии Соколов указал разделить поровну среди всех пленных, не обделив и того человека, который подло его предал. Чуткость, доброта и справедливость уживались в характере Андрея Соколова наряду с мужественностью, выносливостью, храбростью и несломленной верой в победу над армией противника.

Пройдя все ужасы войны, потеряв семью, Андрей Соколов остался верным себе. Он смог зажечь луч надежды на продолжение жизни в сердце осиротевшего мальчика, которого он приютил в финале. В его поступках мы узнаем настоящего русского человека.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.

Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация , экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1

II. Слово учителя

Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по–своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека»

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком

Гёте

– Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки: «Русский характер. Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, – который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.
– Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание: работа с толковым словарём)

Слайд № 5.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
– Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».
– Какие положительные черты характера вы можете назвать?

Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность. )

– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.

– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).

– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Слайд № 8

– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)

– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)

– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)

– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл .)

– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12

– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.

– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

IV. Анализ финала рассказа

– Какова концовка рассказа? Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V. Подведение итогов

– Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.

– В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова ).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

– Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Слайд № 16

1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.
Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов "высокий, сутуловатый", что рука у него "большая, черствая", а говорит он "приглушенным басом". И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: "Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше", - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.
Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.
А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.
Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой "площадке" рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!
Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его "не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости" (А.Куприн).
Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. "...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно..." - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.
Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом", - говорит Мюллер.
Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту.
Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и "русс Ивана": как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления.
Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого "врастяжку" стакана шнапса "откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол".
Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом.
Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.
Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом "сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи" проявляется народность писателя.
Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.
Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.
Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...


Сочинение.

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека» В конце 56г. М.А.Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.Андрей Соколов — скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других,ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все — таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны — от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: «Ночью — то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горяЕ»Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда