Изучение способов обозначения на письме твердости (мягкости) согласных звуков, звука [й], гласных после шипящих
Для методически и лингвистически грамотной организации работы на уроке обучения грамоте целесообразно опираться на совет, который дает учителю М. С. Соловейчик.
Непарные по твердости (мягкости) фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые - буквами Ж, Ш, Ц, мягкие - Ч, Щ. Остальные буквы согласных (кроме Й) обозначают две фонемы: твердую и парную ей мягкую. Способ обозначения твердости (мягкости) парных по этому признаку фонем зависит от позиции, которую занимает данная фонема: перед или не перед гласным. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласной фонемы обозначается следующей буквой гласного, а во второй - мягким знаком (Ь) или его отсутствием: СОЛИ - СОЛЬ -СТОЛ. Позиция фонемы (для школьников - звука) должна стать центральным звеном в обобщении, к которому подводит учитель.
Осознание связи способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука с его позицией в слове важно по ряду причин. Во-первых, в некоторых учебниках русского языка названы оба способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука, но при этом способ не связывается с позицией звука. Во-вторых, без формирования представления о позиции (месте) звука в слове невозможно содержательно раскрыть способы обозначения звука [й] в русском языке (это третий закон русской графики, о котором речь пойдет позже). В-третьих, знакомство с позицией звука при освоении графики понадобится для обучения орфографии. Приведем описание этой работы на уроке обучения грамоте.
У меня в руках две куклы. Одну зовут Маша, а другую - Миша. Давайте составим звуковые схемы их имен. (Ученики составляют схемы: _^ _2_ и =^ ^ 0_.)
Вы можете точно сказать, где чье имя на схеме? (- Да, - отвечают ученики. -Если первый звук мягкий, то это имя Миша. Если твердый, - то это имя Маша.)
Кто может показать, какая буква нужна для обозначения этих звуков в словах? (Ученики показывают заглавную букву М.) - Кто точно назовет имя этой буквы? (Учитель знакомит детей с правильным алфавитным названием буквы.) - Почему вы выбрали большую букву? (Это имена.)
Давайте заменим ^первый звук в каждой схеме этой буквой. (На доске получается: М О и М 0_ - 0_) - Теперь закройте глаза. (Учитель меняет местами схемы или делает вид, что меняет, потому что модели слов стали абсолютно одинаковыми.) - Кто теперь точно скажет, где чье имя?
После неудачных попыток угадать ответ ученики делают вывод: нельзя узнать, где какое слово, потому что неизвестно, какой звук - мягкий или твердый - обозначает буква М.
Я вам помогу открыть секрет нашего языка, и вы сами сможете найти решение. Вот этот секрет: о том, какой звук обозначает буква согласного, сообщает нам следующая за ним буква гласного. Какой вопрос вы мне зададите, чтобы разгадать загадку?
Учитель ждет от первоклассников вопрос типа: "Какая следующая буква в слове?" Получив от учителя ответ на такой вопрос, ученики легко решают поставленную задачу.
С учетом такого обобщения в некоторых букварях предлагается иной способ предъявления букв для изучения. Так, при анализе звукового состава слов МАК и МЯЧ дети убеждаются, что в этих словах гласный звук одинаковый - ударный гласный [а]. Однако он обозначен разными буквами: в первом слове буквой А (потому что следует за твердым согласным), а во втором - буквой Я (потому что следует за мягким согласным). Подобное обобщение позволяет знакомить первоклассников с буквами А-Я, У-Ю, О-Е, Э-Е попарно. Дети, освоившие эту закономерность русской графики, легко обнаруживают, что, например, в словах Аля, Таня, Вася и др. одинаковые гласные звуки.
Применительно к постепенно изучаемым буквам согласных первоклассниками все полнее будет усваиваться общее правило чтения: "Перед буквами А, О, У, Ы, Э букву согласного читаю твердо; перед буквами Я, Е, Ю, И, Е, Ь букву согласного читаю мягко".
Для тренировки в чтении следует предлагать слоги и буквосочетания с рассмотренными способами обозначения твердости (мягкости) согласных звуков, а в набор слов для фонетико-графического разбора целесообразно включать слова, составленные с учетом этого правила русской графики.
Традиционные для русского языка сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ тоже объясняются правилами обозначения твердости (мягкости) согласных на письме, вернее, исключениями, которые указанные сочетания и представляют. Вот как объясняет выбор буквы гласного после Ж, Ш, Ч, Щ известный русский языковед и методист М. В. Панов.
Звуки |ж|, [ш|, [ч|, [щ| - непарные по твердости (мягкости): [ж] и [ш] -всегда твердые, |ч| и | щ| всегда мягкие. Не надо дополнительно указывать твердость (мягкость) этих согласных - это лишнее. Какую же букву писать после них: А или Я, О или Ё, У или Ю, Э или Е, И или Ы? Да ту писать, которая употребляется в начале слова для обозначения только одного гласного звука: нет впереди согласного, - нет и указания на его качество. А в начале слов пишутся буквы А, У, И, О для обозначения звуков [а], [у], [и], [о]. Их и надо употреблять после букв Ж, Ш, Ч, Щ. А буква Ы в начале русских слов не употребляется. Буквы Е, Ю, Я бывают в начале русских слов, но обозначают они в них не только гласный звук.
Первоклассники усваивают правописание этих буквосочетаний ("ЖИ-ШИ всегда с буквой И пиши!"), однако учителю важно помнить, что это исключение из правила обозначения твердости (мягкости) согласного звука имеет место только в словах с ударным положением указанных сочетаний (малыши, снежинки, часто, пищать, чудо, щурился). В других позициях в это место добавляется орфограмма безударного гласного, выбор буквы для обозначения которого регулируется другими правилами.
Для успешного освоения первоклассниками способов обозначения на письме звука [й] в процессе фонетического анализа слов с этим звуком полезно было обращать внимание детей на его место (позицию) в слове. Умение безошибочно устанавливать место звука [й] обеспечивает верный выбор способа его обозначения (и чтения).
В соответствии с законами русской графики звук [й] может быть обозначен:
1) буквой Й (и краткое), когда находится в конце слова (например, край, сарай, гуляй, синий) или перед другим согласным (например, чайка, тайник, зайцы, дайте, вейся). Вопреки этому правилу пишутся несколько слов, входящих в словарь младшего школьника: йогурт, йод, йога, Йошкар-Ола (город), чтение и письмо которых происходит на уровне практического использования (как слова-исключения) через списывание;
2) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, когда находится в начале слова или после гласного звука (например, енот, моет, ёлка, поёт, юла, знают, ящик, маяк);
3) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, И и знаками Ь, Ъ, когда находится после согласного звука (например, съел, лисье, съёмка, подъём, польётся, вьюга, полью, объявление, листья, соловьи, волчьи).
В период обучения грамоте знакомство первоклассников с каждым из способов обозначения звука [й] происходит постепенно.
Знакомство с буквой Й осуществляется в рамках общей логики введения повой буквы.
1. Для организации фонетической работы используются слова трамваи и трамвай. При выделении и сравнении последних звуков ([и] и [й]) обращается внимание на их отличия.
2. Предъявляется буква Й, сообщается ее алфавитное название и обсуждается с детьми ее сходство с уже известной им буквой И, а также характеристика обозначаемых ими звуков: буква И обозначает гласный звук | и |, а буква И - согласный мягкий звонкий [й].
3. Обобщение: новая буква понадобится для обозначения звука |й|, когда им заканчивается слово или он находится перед другим согласным звуком.
4. Тренировка в обозначении звука [й] новой буквой: учитель произносит слова, а ученики поднимают карточку с буквой Й в том случае, если при письме слова она понадобится. Можно использовать слова: песня, пой, чай, чайник, чашка, твой и др.
5. Чтение буквосочетаний, слогов и слов с новой буквой.
6. Работа по странице букваря.
Знакомство школьников с новой ролью уже известных им букв - Е, Ё, Ю, Я - это важный этап в освоении норм русской графики и формировании навыка осознанного чтения. Методические советы учителю для организации лингвистически грамотной работы на уроках обучения грамоте этого цикла сводятся к следующим.
Основная функция (обозначать определенный гласный звук) за буквами Е, Ё, Ю, Я сохраняется независимо от их положения в слове, а вот вторая - определяется позицией. На этом этапе первоклассники учатся эти буквы "озвучивать" и использовать при письме, когда они находятся в начале слова или после других букв гласных. В этом случае функция названных букв - обозначать вместе со своими гласными звуками еще и согласный звук [й].
Главное методическое условие, которое важно соблюсти, если мы хотим обеспечить формирование у учащихся осознанных графических умений, состоит в том, чтобы изучать новый материал в сопоставлении с уже известным. Вот почему в уроки обучения грамоте необходимо включать работу по сравнению позиций букв: в первой известные буквы могут обозначать каждая свой гласный звук и мягкость предыдущего согласного звука, а во второй - вместе со "своим" гласным звуком обозначать еще и звук [й].
В связи с функциями рассматриваемых букв учителю важно хорошо понимать сущность той объективной трудности нашего языка, к освоению которой лети приступи.ni. 15 период обучения грамоте первый и второй способы обозначения звука [й] должны быть освоены учениками как для чтения, так и для письма, а третий - только для чтения, так как выбор знака (Ъ или Ь) регулируется морфемным составом слова и не связан с твердостью (мягкостью) согласного звука.
Знакомство с буквами Е, Ё, Ю, Я как знаками, обозначающими звук [й], важно провести так, чтобы школьники осознали, что этот звук фиксируется по-разному (названными буквами гласных или буквой Й) в зависимости от того, где он располагается в слове, и освоили способ действия, необходимый при чтении и письме. Именно этот способ действия и должен быть в центре внимания на всех уроках чтения и письма этого этапа. Образец рассуждения первоклассников при чтении: "Вижу букву... в начале слова (после буквы гласного), - читаю как два звука...". При письме ход рассуждения должен быть несколько иным: "Слышу звуки [йа]... в начале слова (после гласного звука), - пишу букву я...". Первоклассники должны осознать:
1) буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука - те, которые слышатся в их названиях;
2) так бывает, когда эти буквы находятся в начале слова или после другой буквы гласного;
3) значит, при чтении слов с буквами Е, Ё, Ю, Я надо смотреть, где они находятся: если в начале слова или после буквы другого гласного, -то читать надо как два звука
Урок русского языка во 2 классе
г. Мирный
Синяя Наталья Александровна
Тема урока: «Звук [й, ]. Обозначение его на письме.
Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й, ] на письме»
Цели урока:
Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й , ] на письме.
Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й , ] на письме.
Развитие мыслительной деятельности учащихся.
Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Задачи урока:
Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й , ] на письме.
Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Тип урока: урок - открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
Раздаточные листы для детей.
План - конспект урока
«Звук [й, ] и его обозначение на письме.
Мягкий знак, как способ обозначения звука [й, ]на письме»
1. Орг. момент.
А сейчас проверь дружок
Начинается урок
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка книжки и тетрадки
Все ли правильно сидят
Все ли внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку.
Учитель:- А сейчас ребята, откройте тетрадь и запишите число и классная работа, минутка чистописания.
2. Вход в урок.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей.)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.
Смена слайда - КЛИК (затемнить экран - клавиша В )
Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.
Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)
3. Введение в тему. Активизация знаний.
Слайд 3 КЛИК - появляется деформированный текст:
Я поэт, зовусь Незнака,
От меня вам балалака!
Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)
Вот он и насочинял...!!!
Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.
О какой букве совершенно забыл Незнайка?
(Дети: «О букве й»)
КЛИК - деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст (выделение объекта изучения цветом):
Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам балалайка!
Незнайка
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Смена слайда - КЛИК (затемнить экран-клавиша В)
Слайд 4
3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.
Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?
) - на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали в «Азбуке») и Незнайка.
Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?
(Выслушиваются высказывания детей.)
При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й, ] и [и].
Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.
КЛИК - появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.
(затемнить экран-клавиша В)
3.2 Работа с раздаточными материалами.
Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске
Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?
Каким звуком они оканчиваются?
Какой буквой на письме обозначается звук [и]?
Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком [й, ]. Какой буквой обозначим звук [й, ]?
Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й, ]обозначается буквой й (и-краткое).
Слайд 5
3.3 Оглашение учителем темы, целей и задач урока
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Выслушиваются предположения детей)
Смена слайда - КЛИК (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) - на экране демонстрация темы урока)
4. Постановка проблемы.
Смена слайда - КЛИК - на экране появляется Незнайка и тема урока
Слайд 6
Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.
КЛИК - появляется буква Й
(затемнить экран-клавиша В)
4.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах
Незнайка получил задание от Знайки,помогите ему,
Раздаточный лист зад. №2
Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК
Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.
КЛИК - появляется буквосочетание - АЙКА
(затемнить экран-клавиша В)
Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК
Какой буквой на письме обозначается звук [й, ]?ь (Выслушиваются п
редположения детей)
К - появляется модель-звука [й, ] и вывод: Звук [й, ] на письме обозначается буквой Й.
4.2 Постановка проблемы:
Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й, ]?
(Выслушиваются предположения детей.)
Давайте проверим вместе с Незнайкой....
Смена слайда - КЛИК
5. Исследование проблемы. Открытия.
Слайд 7 (на экране звуковая запись слов в цвете, КЛИК - появляется Незнайка)
(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й, ])
Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?
(Ответы детей: звуковая запись слова)
Запишите слова, заменив звуки буквами
5.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)
Раздаточный лист зад. №3
(затемнить экран-клавиша В)
Проверьте. КЛИК - на каждое слово
Что вы заметили?
Какими буквами вы заменили звукосочетания?
Почему эти буквы обозначают звук [й, ] в этих словах?
(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)
Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й, ]?
КЛИК - появляются модели-звуки
(затемнить экран-клавиша В)
Динамическая пауза «Лови звук [й, ]»
(Хлопок над головой - звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу - в конце)
Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....
6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы.
Смена слайда - КЛИК - появляется Незнайка с новым заданием
6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й, ] на письме)
Слайд 8
Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?
Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й, ]обозначен буквой й, а в другой - гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК.
Раздаточный лист зад. №4 (затемнить экран-клавиша В)
6.2 Взаимопроверка. КЛИК - появляются столбцы слов на экране
Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.
Все слова вы распределили по столбикам?
(Дети: «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК
Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?
(затемнить экран-клавиша В)
6.3 Постановка новой проблемы.
Раздаточный лист зад. №5+ доска
Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?
(Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК
Почему в этом слове буква е обозначает звук [й, ] (не в начале слова и не после гласной)?
(Выслушиваются предположения детей)
7. Исследование проблемы. Открытие.
Смена слайда - КЛИК - рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка
Слайд 9
Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК
Помогите ему записать эти слова.
(затемнить экран-клавиша В)
7.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах
Раздаточный лист зад. №6+ доска
Проверьте на экране (открыть объектив проектора) КЛИК
Какими еще буквами обозначается на письме звук [й, ]
Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
Учитель. Но об этом подробнее мы поговорим завтра на уроке.
(прием отсроченной во времени проблемы).
(Если позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами). Смена слов - КЛИК
8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.
Смена слайда - КЛИК- появляется Карта урока и Незнайка.
Слайд 10
Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?
Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й, ]?
КЛИК - Незнайка премещается по Карте урока и «возвращается» при помощи гиперсылок на основные слайды, помогая детям создать целостную картину восприятия нового материала.
Рефлексия.
Что тебе запомнилось больше всего? Почему?
Что понравилось /не понравилось? Почему?
Что вызвало затруднение? Почему?
Смена слайда - КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК
Слайд 11
Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке
Смена слайда - КЛИК Слайд 12
9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)
1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника
2. КЛИК Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка
(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока - достигнута!)
В современном русском языке существует два варианта произношения звука [j]. Первое (и основное) значение звука [j] проявляется в положении перед гласным: елка – лка, понимают – понимат. Но в конце слова или в конце слога звук [j] редуцируется, становится кратким, приближаясь по звучанию к гласному звуку [и]. Нужно помнить, что [j] не совпадает с е [и]: каравай, стойте.
На письме буквой й обозначают только второй вариант произношения звука [j]. В некоторых заимствованных словах начальнослоговый [j] обозначается этой буквой й: йод, йог и т.д.
Не обозначается самостоятельной буквой фонема [j], когда она находится перед гласным. Так как в этом положении (в начале слова между гласными, перед гласным) на письме сочетание звука [j] и гласного передается одной буквой я --ма; е -ль; е --лка; ю --ла.
Когда фонема [j] стоит после согласного звука перед гласным, то перед буквами е, ё, ю, я пишутся буквы ъ и ь: шестью, пьет, отъзд. Не следует думать, что в таком случае буквы ъ и ь обозначают звук [j]. Буквы ъ и ь лишь являются указателями, что следующие за этими буквами е, ё, ю, я нужно читать не как [э, о, у, а], а как .