Дети

Написать былину на злободневную тему. Сборник былин,сочиненных учащимися шестых классов. «Алёша Попович и вороны Кощея»

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови... да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

Несколько интересных сочинений

    Оглянитесь вокруг! Нас окружает прекрасный мир, в котором растет много прекрасных растений: подсолнухи, лилии тюльпаны, подорожник, одуванчик. Каждая пора года прекрасна и привлекательна благодаря растениям и деревьям

  • Печорин и Максим Максимыч отношения и дружба сочинение

    Григорий Печорин на протяжении всего романа встречается и сталкивается с разными персонажами, которые помогают раскрыть для читателя главного героя с новой и зачастую неожиданной стороны.

  • Сочинение по произведению Певцы Тургенева

    Рассказ «Певцы» вошел в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Вначале автор описывает село Колотовка, разделенное на две части оврагом. Рассказчик уделяет большое внимание пейзажу, вникая в каждую деталь

  • Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

    Замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Муму» рассказывает нам о непростой судьбе крестьянина – крепостника. О том, как политическое устройство, меняет человеческую сущность, ломая его личность.

  • Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль

    В комедии Фонвизина "Недоросль" много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя - недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.

Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)

На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин - произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин - такие понятные и любимые - вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока - повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

    Что такое былина?

    Чем былина отличается от мифа?

    Какое отличие у былины от легенды?

    Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

    Мечты о чём выражает русский народ в былине?

    Для чего в былине применяется гипербола?

    С какой целью используется литота?

    Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.

    Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?

    Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

Инструктаж по написанию былины.

    Д ля того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?

      1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может.

        Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание : не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение - потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки - потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец - победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв

Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём - навоз.

Яр - крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои - отрицательный и положительный - имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег - по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.

Ой да, Русь-матушка! Ой да, страна-кормилица!

Сильна врагам на зависть, красива друзьям на радость, да богатырями славна!

А жил в ту пору на Руси богатырь питерский Путич Владимир свет Владимирович.

Славился он силой своей богатырской да делами ратными и умом недюжинным!

Да как наступили трудные времена, да налетели тучи черные,

А над Русью тучи те нагонял басурманин Обамка, ликом черен да речами косноязычен.

Натравил он на государство Российское своих псов верных: Парашку и Ецку,

Но не вышло у Обамки ничего: не убоялся народ русский во главе с богатырем Путичем.

Тогда басурманин решил: «Раз силою не вышло, измором возьму!»

Да велел санкции ввести, санкции лютые, несправедливые!

И склонились пред Обамкою страшным богатыри да государи западные.

Да не растерялся богатырь русский, да на Востоке нашел союзничков,

И еще сильнее стало государство русское!

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается, и века простоит - не шелохнется!

Из того ли города да из Питера

Родом был парень удаленький, парень удаленький, да Володею названный.

Силушкой обладал он с рождения, да за родину встать готов был сразу же.

Настали времена для России-матушки темные,

Ай, черны-черны, как ворона черная:

Чиновники, как сыть волчая, из казны все денежки поворовали,

Да дитятей своих всех в заморские страны поотправляли,

И хоромы себе построили, и живут себе припеваючи,

А народ-то русский смирный был, молча вытерпел.

Вот подрос удаленький молодец, Володей названный,

Увидал его народ, доверился и Россией управлять выдвинул.

Долго молодец привыкал ко всей роскоши царской,

Да не она нужна была Владимиру, а мир-порядок законный.

Вот взобрался он на спину медведю бурому,

Да взял лук тугой, да натянул тетиву туго-натуго,

Да как стрельнул, да как пульнул.

Все мужи чиновные на руку нечистые напугались, разбежались,

На чужбину к дитятям подались,

С той поры их народ больше и не видывал.

С той поры России все страны заморские завидовали,

Но настали времена для Руси-матушки темные,

Ай, черны-черны, как ворона черная!

Черный человек про Россию гадкий сказ сказывал,

Да на весь мир разглагольствовал,

А те уши поразвесили, поверили.

Вот и доллар, и евро поднялися, словно сокол в небо,

И цена на ествушку подскакивает, и под санкции все подвякивают.

Как Володя увидал это, да разозлился,

Да пришла к нему сила великая, такой отродяся не было.

Перемахнул он через океан Тихий, да добрался он до Америки,

Да показал свою силу богатырскую, да не палицей бил, а словом праведным.

Убоялся Черный человек слова гневного. Да слова правого,

Поубавил пыла своего вражьего, злобы, зависти.

Приумок, приутих и дружкам велел:

«На Россию войной не ходите, на богатства ее не смотрите,

А то богатырь - то быстро придет, Россию-матушку спасет, а

Вам, псы мои верные, худо будет!»

Как во граде во Воронеже, да на улице на Загородней,

Стоят палаты серокаменные, школою 51 называются.

В школе той директор есть, Виктор свет Викторович,

В кабинете сидит, думу думает, думу думает тяжелейшую:

Как бы школе быть краше некуда, как бы детушек учить лучше прежнего?

А детушек в той школе видимо-невидимо!

Все по классам живут, словно ульями.

И один из них 7 А называется, тот, который многим славится.

Учатся там добры молодцы да красны девицы.

Ну а классная у них распрекрасная: дева славная, в меру строгая,

И мудра она в языке родном да в грамматике.

Знаний от детей требует да приговаривает:

«Учитесь, детушки да на пятерочки, чтобы славилась Русь умными головушками!»

Все бы хорошо в классе этом, хорошо, хорошо, да не очень-то!

Есть у нас лодыри проклятые, плохо учатся, любят списывать.

Похвальбами похваляются, силой молодецкой хвастаются,

Девиц красных забижают, дисциплину школьную нарушают!

Говорит им Наталья свет Владимировна таковы слова:

«Ой вы, гой еси, добры молодцы, добры молодцы, да семикласснички!

Не будьте Вы «валенками сибирскими», поколение Ваше умное,

Ой да умное, да красивое! Не позорьте его своей леностью,

Своей леностью да бахвальством немеренным!

Набирайтесь лучше ума-разума!»

Поразмыслили добры молодцы, покумекали, да решили тут же исправиться,

Тут же исправиться да на свет весь божий прославиться!

И школа тогда их награждать будет, грамотами и медалями ублажать будет!

Всем на радость, другим школам на зависть.

Шел второй день весны.
Дело было вечером, делать было нечего. Передо мной сидели мои двоечники и тупили над былиной. (я дала задание сочинить былину по всем законам жанра, и сказала, что триместровую оценку без этого не поставлю) Мне было лениво проверять тетради, и я над ними тоже тупила, как мои балбесы над былиной. И тут один из них на свою голову заявил, что, мол, даже я великая и могучая не смогу написать черновик былины за отведенное время.
В общем, мы поспорили, что за отведенное время я напишу былину про тех пятерых молодцев, которые сидят передо мной.
и я это сделала так, что аж самой понравилось...
Вот.

Былина о том, как славны богатыри 6 «Б» класса Юлию Илсуровну победили

Как во стольном городе во Московии

Да в районе проспект Вернадского

В школе 324 во славной,

Что в народе «Жар-птицей» зовется

Жили пятеро витязей чудных.

Ой да молодцы были прекрасные!

И умом остры, и талантами.

Да и силушки богатырской.

(Илья Муромец бы не справился!)

жили долго они бед не знаючи

да во славной той школе «Жар-птица».

Раз повадилось к ним страшно чудище

По фамилии Волокасище

Да по имени (жуть!) Прям Юлия!

Да не просто - а ведь Илсуровна

(Одихманьтьева сына правнучка).

Вот повадилось это чудище

Двойки ставить да дневники портить

что ни живы да ни мертвы все вокруг лежат.

Да и в классе она насорила,

Что народ да в грязи потонул,

Да и доску всю испоганила -

Не отмыть теперь да сто лет ее!

Вот собрались да славны молодцы,

Славны молодцы - ясны соколы.

Первый молодец звался Мишею

Да по прозвищу наш прекраснейший.

Да другие два - то сильнейшие

Свет - Андрей да с ним Коля -друг его,

Про Алима с Олегом скажу одно -

Уж задумчивы были очень - да!

Видно умные были самые.

Да решили совет держать

Как изжить страшно чудище

Жутку Юлию,

Вот решили они что в оружии

Страшна силушка зверя этого.

Да решили они журнал украсть

Да в печи спалить, да во чистом во поле

Буйным ветрам отдать.

Да решили они ручку красную

Уничтожить да в черном котле сварить,

Да и съесть на обед вместо ужина.

Собирались да три дня в поход они,

Долго думали, чем отвлечь страшно чудище,

Как оружия страшные выкрасти.

Взяли ранцы они походные,

Оседлали коней богатырских

Да отправились к полю ратному.

Да включали они да музыку

Очень громкую, дискотечную.

Отвлекли они страшно чудище

Одихманьтьева сына правнучку.

Да носилась она по классу,

Да забыла свое оружие.

Все исполнили добры молодцы,

Все исполнили, как задумали.

На другой денек рано утречком

Прискакали они во школу.

Глядь - да чудище за свое взялось

Да еще пострашнее прежнего.

Ручек красных да понабросано,

Да журналов новых аж три штуки лежат.

Стали молодцы собираться,

Да опять думу думати,

Как изжить страшно чудище Юлию

По фамилии Волокасище -

Одихмантьева сына правнучку.

И решили они безобразничать,

Криком крикивать да уроки не делывать.

Все тетрадки свои уничтожили,

Да по ветру степному развеяли.

В дневниках да пятерок наставили,

Расписались, за печку спрятали.

Не найдет теперь страшно чудище,

Одихмантьева сына правнучка.

Все исполнили, как задумали.

Только чудище за свое опять,

Да еще страшней, пуще прежнего.

Закидала их тапками черными,

докладную на них наваяла,

да родителям дозвонилася,

угрожала расправой кровавою.

Собрались они снова совет держать.

Пригласили они красну-девицу,

Красну-девицу да премудрую.

Ксюшей девица называлася,

Да над соколами посмеялася.

Говорила им таковы слова:

Непоможет, мол, зло от зла.

Нужно зло добром побеждати.

Да возьмите вы по тетрадочке,

Напишите там все задания,

Покажите ей свои знания.

А начнет кричать - отвечайте,

Уходя, тряпкой доску протрите,

Да не просто так, а прям до чиста.

И бумажки с собой заберите-ка.

Пусть она в чистоте погибает.

Все исполнили, как задумали,

Только чудище не разгневалось.

Улыбалось всем, да здоровалось,

Угощало всех чаем с пряником,

Говорила им речи ласковы

Речи ласковы, да таковы слова:

«Ой вы молодцы, ясны соколы!

Да потешили, мол, на старости.

Ой спасибо вам преогромное!

Будем жить - не тужить,

Да друг с другом дружить»

Всем пятерок она понаставила,

И домой отдыхать отправила.