Сочинение-рассуждение на тему настоящее искусство
Настоящее искусство — это инструмент преображения человеческой души, заставляющий людей смотреть по-иному на окружающую действительность. В трех вариантах сочинений мы разобрали данную тематику и делимся с Вами!
Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Осеева-Хмелева «Динка огляделась. Уютно белеющая в зелени хата…»)
Определение понятия
Настоящее искусство – искусство, способное затрагивать душу, оживлять ее. Оно объединяет людей, дает им возможность общаться без слов, чувствовать душевную боль друг друга и сочувствовать. Живопись, музыка, литература – под их воздействием человек способен изменить свои принципы и мировосприятие. Порой только искусство способно сблизить людей.
Так, в тексте В.А. Осеева-Хмелева представлена величайшая сила искусства, которая объединила трех человек в сложный момент их жизни. Динка, пришедшая зачем-то в дом скрипача, увидев портрет его умершей жены Катри, замерла как вкопанная на пороге. Так женщина с портрета напоминала ей Иоську – сына скрипача, так почувствовала она невероятное горе, поселившееся в доме, что на вопрос, зачем она пришла, ответила просьбой сыграть на скрипке. Яков Ильич начал играть, и весь страх Динки прошел. Она словно стала частью этой семьи. Музыка объединила их.
Аргумент из личного опыта
Искусство, действительно, объединяет. Часто дружба строится на общности интересов, одинаковом понимании книг, фильмов, шедевров живописи. Обсуждая произведения искусства, делясь своими впечатлениями, люди начинают чувствовать друг друга, понимать внутренний мир другого, раскрываться миру.
Заключение
Настоящее искусство позволяет самовыразиться не только автору произведения, но и всем тем, кто проникся его глубиной, тонкостью и значительностью. Оно способно жить только тогда, когда у него есть зрители, слушатели, поклонники. Тогда оно звучит прекрасной мелодией и сближает людей друг с другом.
Второй вариант сочинения (по тексту К.Г. Паустовского «На рассвете мы с Ленькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей…»)
Определение понятия
Настоящее искусство не обязательно должно быть приверженностью высшего общества. Часто люди, вышедшие из народа, заставляют биться сильнее сердца людей при помощи своих произведений. Это и есть настоящее искусство, то, которое способно задеть за живое.
Аргумент из прочитанного текста
В тексте К.Г. Паустовского представлена история о творческом наследии академика Пожалостина, гравюры которого находились в лучших музеях всего мира. А вот в деревеньке, выходцем откуда он был, произведения его не ценились. Жители хотели просто-напросто переплавить их на гвозди. Но нашлись люди, которые ценой собственного благополучия спасли их. Они понимали их ценность для будущих поколений, понимали, через что пришлось пройти автору, чтобы люди ощутили их силу.
Аргумент из личного опыта
Люди не всегда ценят то, что рядом с ними. Как много народных умельцев, творчество которых было оценено недостаточно высоко или вообще уничтожено во время войны. Вот почему многие искусствоведы во время путешествия посещают краеведческие музеи. Они пытаются найти гениальных самоучек, творчество которых перевернет представление об искусстве.
Заключение
Настоящее искусство бесценно. Его можно обнаружить и в элитных музеях, и в самых глухих уголках нашей планеты. У него всегда найдутся свои ценители, те, кто ощутит его величие и значимость для будущих поколений.
Третий вариант сочинения (на примере текста М.Л. Москвиной «Для меня музыка – это все…»)
Определение понятия
Настоящее искусство – то, что доставляет душевное удовлетворение хотя бы одному человеку. Если есть кто-то, кто духовно находится с вами на одной волне, кто сближается с вами невидимой связью посредством творчества, то ваше искусство смело можно считать истинным. Не менее важно и то, что выступает в роли вдохновения.
Аргумент из прочитанного текста
Об этом говорит М.Л. Москвина в своем рассказе об Андрее и его собаке Ките. Андрей увлекся джазовой музыкой, послушал убеждения дяди и отправился на прослушивание в музыкальное училище. Он действительно играл неплохо, но только в компании своей собаки, которая подвывала и лаяла в унисон музыке. Но собак не пускают в училища, а без нее он не смог сыграть достаточно хорошо. Таким образом, настоящее искусство рождается из настоящей любви или дружбы. Когда он был вместе с собакой и вспоминал, как они встретились морозным утром на Птичьем рынке, их песня зазвучала.
Аргумент из личного опыта
Вдохновение не менее важно для настоящего искусства, чем исполнение. Порой оно рождается из какой-то мелочи, из пустяка. Вспоминаются слова Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Действительно, для настоящего искусства важны определенные условия для его зарождения. Тогда оно способно будет предстать в том виде, в каком изначально задумалось.
Заключение
Настоящее искусство способно зародиться только из настоящих чувств – любви, дружбы, горечи, тоски. Только тогда оно способно полностью раскрыться и подарить незабываемые впечатления своим слушателям или зрителям.
Понятие «настоящее искусство»
Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить! (По В.П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович
(1924–
2001) –
русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.
Готовое сочинение 9.3 «Настоящее искусство»
Настоящее искусство — искусство, которое вызывает у человека сильные чувства и эмоции, обогащает. Благодаря произведениям настоящего искусства человек получает эстетическое наслаждение, совершенствуется, находит ответы на многие жизненные вопросы.
В тексте Виктора Петровича Астафьева героиня Лина ко всему безразлично относилась, ничего ее не радовало, «безрадостные события в ее жизни … окрасили мрачными тонами все ее существование». И вот ей посчастливилось попасть в Планетарий. Во время кинокадров она услышала музыку Чайковского, эта мелодия произвела на нее сильное впечатление (предложения 35-36). В душе девочки будто все перевернулось, ей снова захотелось жить. Эта мелодия — пример настоящего искусства.
Для меня настоящим искусством является знаменитая картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского. Это произведение оказывает на меня огромное впечатление, вызывает чувство восторга, картиной можно любоваться часами и восхищаться мастерством художника.
Итак, настоящее искусство — искусство, которое обогащает человека, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет задуматься о жизни.
Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! «Искусство – это очарование и колдовство!» Именно об этом говорится в тексте В.А. Осеевой-Хмелёвой.
Там описывается один портрет, который висел в одной старой хате…Женщина была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф на покатые плечи. Динка (девочка, которая вошла в эту комнату) не могла оторвать глаз от картины. Катря была, как живая…Она будто взяла в плен Динку своей красотой! Вот оно, настоящее искусство!
У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.
Таким образом, настоящее искусство – это могучая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
15.3 Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится жизни, познаёт окружающий мир. Познавая мир, выражая это познание в художественных образах, человек раскрывает свою душу. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.Осеевой и проанализировав свой жизненный опыт.
Во-первых, звуки скрипки сняли страх у Дины и придали ей уверенность. Катри с портрета, словно живая, отвечала „нежной, строгой улыбкой”. Музыка и живопись как составляющие настоящего искусства раскрыла внутренний мир и художника, и Якова Ильича, играющего на скрипке, и Динки, с замиранием сердца слушавшую звуки музыки, обогатила их души (предложения 24-26).
Таким образом, я доказала, что настоящее искусство способно заставить человека измениться, помочь найти смысл жизни и достичь поставленной цели.
«На рассвете мы с Лёнькой напились чаю…»
4. Приходит
5. Вырезано
6. Наверное
7. Ночей без сна
8. Понимать надо
15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой отдельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.
Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.
В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.3 Что такое настоящее искусство?
Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложенному нам тексту В.Осеевой и к личному опыту.
Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить предложения 23-25. В этих предложениях говорится о том, что, когда Яков касается струн скрипки, льётся звук необычной красоты, и хочется радоваться жизни. Именно в этом мы и видим настоящее искусство.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы взять пример из жизни. Однажды на уроке искусства учитель показал нам два одинаковых дома. На первый взгляд, они были оба красивы… Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть: одно из зданий предназначено для повседневной жизни, а другое является произведением искусства. Именно оно заставило нас глубже понять подлинную красоту.
Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказал, что только настоящее искусство может оказать сильнейшее влияние на душу человека.
15.3 Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.
В тексте К.Г.Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом – в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.
Во-первых, в предложениях 10-13 мы читаем, какие эмоции испытал герой, увидев гравюры знаменитого художника. ,Прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры"сначала вызывали у него,странное ощущение"(10). Портреты были настолько красивы и точны, что казалось, будто стоят настоящие люди: “толпа дам и мужчин...смотрела … со стен с глубоким вниманием" на героя (13).
Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете,Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.
Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.
В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.
15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.
В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
«Для меня музыка – это всё!
4. Рассказывал
6. Проблема
7. Пароходный гудок
8. Есть студия
15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых К. Г. Паустовский в свое время писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста М. Л. Москвиной. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений № 28−30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») передана радость собаки при виде хозяина. В предложении № 28 и № 30 стоят одновременно восклицательные и вопросительные знаки - предложения передают восхищение и восторг собаки и одновременно вопрос о результатах прослушивания: автор тем самым очеловечивает чувства животного, показывает, как собака переживает за своего друга. В конце последнего предложения текста стоит многоточие (А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли, а в конкретном предложении № 43 является показателем недоговоренности в размышлениях героя об его дружбе с собакой.
Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
15.2 Человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. Герой текста М. Москви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Об этом финальные строки текста.
Герой признаётся: «Для меня музыка - это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! А дальше в предло-жении номер 6 герой подчёркивает: «Там всё про меня, в этой музыке». Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.
Поддерживает увлечение племянника дядя: «Джаз не музыка; джаз - это состояние души».
Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному, как это произошло с героем текста Москвиной.
15.3 На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека?
Герой текста М. Москвиной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Герой признаётся: «Для меня музыка - это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.
Настоящее искусство пробуждает в человеке огромные силы. Вспомним хотя бы повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», главный герой которой сумел найти в себе силы жить настоящей, полноценной жизнью благодаря музыке и любви близких.
Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.
«В детстве я очень, очень старалась…»
4. Принаряженных
5. Деревянные
6. Волнение
7. Сиденья из дерева
8. Гасят
13. 25,26
15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Современный лингвист Н. С. Валгина среди знаков препинания выделяла тире: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Действительно, в каких случаях ставится тире? Для чего оно служит? Попробуем разобраться в этом на примерах из текста Т. Н. Толстой.
Обратим внимание на предложения 13–14 (Это - счастье. Это - кино), в которых тире выполняет выделительную функцию, используется для привлечения внимания читателя к мысли автора о его предпочтении кино театру. Для этих же целей используется тире и в предложении 27 (Театр - для взрослых, кино - для детей).
А вот в предложении 21 (От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».) тире употребляется в смыслоразличительной функции. В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире - это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. Оно не только помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного, но и несет определенную смысловую, эмоциональную нагрузку, являясь тем самым грамматическим средством выразительности.
15.2 «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса»- так говорит о театре и кино известная писательница Т.Толстая. Как я понимаю эту фразу? Считаю, что настоящее искусство у каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр. Приведу примеры из текста Т.Толстой.
Во-первых, лирическая героиня обожает кино. Оно для нее: «Сон, мираж, мечта. Преображение».(Предложение 18-19.) И все потому, что она «любит сны и чудеса». (Предложение 24.)
Во-вторых, девочка не принижает значения театра, просто она считает, что в театре, где играют живые актеры, много несовершенного. Она на всю жизнь запомнила, как ее потрясло то несоответствие возрасту грузной актрисы, играющей 18-летнюю девушку.(Предложение 3.)
Могу сделать вывод, что разделяю мнение героини Т.Толстой: «Театр – для взрослых; кино – для детей».
15.3 Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! Искусство – это очарование и колдовство! Именно об этом говорится в тексте Т.Толстой.
Во-первых, известная писательница строит рассуждение героини о настоящем искусстве, противопоставляя, казалось бы, не совместимое по смыслу: театр и кино…Несовместимое потому, что она не любит театр! Все симпатии лирической героини отданы очаровавшему и заколдовавшему ее кино! Вот как она с восторгом пишет о любимом виде искусства: «От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Моя точка зрения о настоящем искусстве отличается от мнения героини Т.Толстой: я люблю театр! Несколько недель назад мне посчастливилось побывать на чудесном спектакле оперы-мистерии «Юнона» и «Авось». Все, что было там: и чудесные декорации, и прекрасная музыка Алексея Рыбникова, и романтическая история любви двух прекрасных людей – говорило о том, что я в храме искусства! И «боги в нём… мои!»
Таким образом, настоящее искусство для каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр.
15.2 Не одну сотню лет радует зрителей, и воспитывает, и бередит душу театр. Театр принято считать храмом искусства. Сравнительно недавно появился такой вид искусства, как кино, которое погружает нас в мир желаемый, заманчивый и привлекательный. Об этих различиях театра и кино говорит Татьяна Толстая.
Несмотря на то, что «в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка» (предложение номер 4), героиня не любит театр, что-то в нём для неё обманчиво, неестественно, противоречиво. Именно поэтому театр - не её храм.
Другое дело, кино. Кино героиня любит, потому что понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда» (предложение номер 21).
Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок... Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.
15.3 Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок... В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.
В тексте Татьяны Толстой размышления героини о кино. Кино - один из видов искусства. Кино любят многие, потому что оно понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства - заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.
Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.
Неуверенность в себе
«Он растяпа, этот Вовка…»
4. Расхватали
5. Заброшенной
7. Жужжание шмелей
8. Тьма охватила
15.1 Современный российский ученый-филолог О.Н. Емельянова говорила: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Действительно, подобно тому, как мы по речи нашего собеседника можем многое сказать об его внутреннем мире, убеждениях и уровне притязаний, так и по авторскому тексту можно проследить отношение писателя к описываемым событиям, героям, а значит, можно судить и о его мировоззрении. Наглядно это можно проследить на примерах из текста В.И. Одноралова.
В предложении 3 (Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!) говориться об отношениях между подростками, и отношения эти совсем непростые. То, что автор понимает это, знает подходы к мальчишкам, очевидно. Даже стилистически это предложение приближено к речи ребят: вместо слов о том, какими друзьями могут стать деревенские мальчишки, писатель говорит очень выразительно звучащим в контексте предложения и конкретной речевой ситуации – «во!». Автор искренне сопереживает Вовке, когда тому приходится идти в устрашающую бывшую барскую контору. Об этом свидетельствует многоточие в конце предложения №34, показывающее напряженность ожидания встречи героя с неизвестным, поэтому автор словно интригует читателя и заставляет его проникнуться чувством сим-патии к своему герою, так как сам также сопереживает и симпатизирует Вовке.
Приведенные примеры подтверждают, что О.Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о происходящем в повествовании, но и о самом авторе.
15.3 Что такое неуверенность в себе?
По моему мнению, неуверенность - это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка.
Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать своё мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учёт собственную точку зрения.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из рассказа оренбургского поэта, прозаика и публициста В.И. Одноралова. Так, в предложениях 23-36 рассказывается о том, как Вовка, завоёвывая авторитет среди своих друзей, пошёл на разведку в бывшую барскую контору, в которой будто бы жил чёрт. Мальчик не был уверен в своих силах, в какой-то момент его даже охватил страх, поэтому он долго не решался войти – «медленно зашагал к чёрному входу и замер». Но всё же, переступив через все страхи, Вовка собрался с духом и вошёл в здание. Там он «взвизгнул, а потом засмеялся, потому что увидел знакомую сивую бороду»… Преодолев свою нерешительность, мальчик с честью вышел из сложившейся ситуации.
Второй аргумент в пользу моего мнения подсказывает читательский опыт. Обращусь к произведению Георгия Полонского «Доживём до понедельника». Из-за неуверенности в себе неопытная преподавательница Наталья Сергеевна попадает в неприятную ситуацию: в класс влетала ворона, и она вместе с детьми на глазах коллеги Ильи Семёновича Мельникова бросилась ловить птицу. Позже, стараясь восстановить свой авторитет, молодая учительница стала говорить «с холодной угрозой». Неуверенность в себе не позволила ей принять правильное решение, она не знала, как вести себя со старшеклассниками.
Думаю, я оказала, что неуверенность – это внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять правильное решение. С неуверенностью в себе, конечно же, нужно работать, потому что она может стать серьёзной проблемой: из-за неё у нас возникают трудности в общении с людьми.
15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героями текста Одноралова В.И. Вовка рад, что «Витёк его зауважал», потому что ему важно, что мальчишки не считают его трусом.
Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в предложении номер 3. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко.
Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было: «Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда - хоть в другую школу уходи».
Неуверенность в себе порождает страх, мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Формирование адекватной самооценки - одна из важных задач самовоспитания, именно правильно сформированная самооценка поможет преодолеть неуверенность в себе.
Так происходит и с героями текста Одноралова В. И. Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в тексте. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко. Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было.
Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.
Откуда вообще берется неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Вот почему так важно формировать в себе адекватную самооценку.
«Как только у нас с Пашкой появлялся…»
4. Расспросами
5. Удивлённо
7. Рычаг из железа
8. Ничего не вышло
15.1 И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Казалось бы, как могут служебные части речи, не обладая самостоятельным значением, выражать отношение говорящего к сообщаемому? Попробуем проследить это на примерах из текста Н. И. Дубова.
Служебные части речи играют очень важную роль в русском языке. Они, действительно, не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, но служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении. Они, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, но придают дополнительные оттенки словам и предложениям. К служебным частям речи относятся частицы. Так, в предложение №2 (Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!) частица «же» вносит дополнительный оттенок усиления. В предложениях 9 и 29 используется частица «вот», которая имеет дополнительное значение указания. Среди союзов можно отметить примечательный для текста союз «однако», который характерен для разго-ворной речи и в предложении 15 использован вместо стилистически нейтрального союза «но» с целью соответствия задачам текста - передать разговорный, непринужденный характер повествования.
Таким образом, прав был И. Г. Милославский, утверждая, что служебные слова помогают выразить отношение говорящего к повествованию.
15.2 Герои текста Н. И. Дубова жаждут великих открытий и полезных начинаний, но не знают, где найти себе применение. Об этом финальные строки текста.
В предложениях 16 - 17 приведённого текста говорится о Пашки-ной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Сам рассказчик тоже потерпел неудачу с историей деревни. Дед Савва только отмахнулся от него. Вот и ещё один пример, когда непонимание взрослых мешает взрослеющему человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение.
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
15.3 Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Примером неуверенности в собственных силах может стать рассказ из текста Н. И. Дубова о Пашкиной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Или возьмем ревнивцев: человек, съедаемый ревностью фактически «живёт» одним-единственным страхом - что он окажется хуже соперника, которого ему предпочтут.
Не факт, что неуверенный в себе человек должен непременно являться тихоней. Например, агрессивное поведение по отношению к заведомо более слабому - тоже проявление неуверенности в себе.
Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Представляем вашему вниманию несколько вариантов сочинения-рассуждения с дополнительными аргументами.
Вариант 1
(244 слова) Какое искусство можно назвать настоящим? Я считаю, что любое произведение, в котором автор описывает своё видение мира в различных его проявлениях. Неважно, что служит средством выражения мыслей и чувств творца: слова, краски, звуки. Главное - искренность автора по отношению к зрителю, его неравнодушие и пылкость. Талантом создавать действительно запоминающиеся произведения искусства обладают немногие. Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу примеры.
Аргументом может послужить текст К. Паустовского. В нём описывается трудоёмкий и изнуряющий процесс написания музыкальных произведений. Чтобы создать настоящие шедевры, Чайковский подолгу сидел и работал, не отрываясь. Он старался в каждом шорохе, в каждом отзвуке природы найти вдохновение. Сейчас каждый может с уверенностью сказать, что композиции Чайковского - пример настоящего искусства. Его музыка хранится в душах людей, живущих через сотню лет после него, и не собирается исчезать.
Другой пример - это мои собственные воспоминания и впечатления, которые я получила от поездки в Санкт-Петербург. Там я посетила множество музеев, но более всего осталась в восторге от Эрмитажа. Каждый экспонат, каждая картина, каждый гобелен или предмет мебели в Зимнем дворце - это объект настоящего искусства. Даже само здание, в котором расположен музей - образец красоты и изящества. Такое средоточие прекрасного в одном месте оставило в моей душе невероятно яркие впечатления.
Для настоящего искусства не существует такого понятия, как время или пространство. Оно вечно, оно способно оставить след в каждом человеке, и его, несомненно, нужно беречь и сохранять для потомков. Благодаря по-настоящему талантливым писателям, художникам, композиторам, архитекторам сегодня любой может получить свою частичку истинного искусства, и быть может, когда-нибудь создать свой шедевр.
Вариант 2
(162 слова) Настоящее искусство - это одна из главных составляющих культуры человечества, ведь оно способно пробудить в каждом чувства и эмоции, потрясти воображение, изменить мировоззрение. Истинные шедевры не оставляют нас безразличными, служат нам ориентирами и идеалами.
Героя текста впечатлили прекрасные гравюры, с которыми он познакомился, будучи в гостях у дочерей художника Пожалостина. Мастерски созданные произведения разбудили в рассказчике воображение, мечты. Он очень долгое время не мог забыть взгляд людей, изображённых на тех гравюрах. Благодаря впечатлению, которое гравюры произвели на героя, он смог спасти их, рискуя собственной репутацией.
В жизни нам также встречаются примеры настоящего искусства. Работая над иллюстрациями к произведению М. Лермонтова «Демон», художник Врубель сошёл с ума. Его начал преследовать дьявол, описанный в поэме. Искусство так сильно изменило его душу, что он стал жить больше литературным произведением, чем реальностью. Эта поэма действительно вызывает сильные переживания, она очень сильно написана.
Таким образом, настоящее искусство может оказывать непосредственное влияние на умы и души людей, изменять их в лучшую или худшую сторону, вдохновлять или сводить с ума.
Дополнительные аргументы:
Пример из жизни : Многие деятели искусства не чувствовали общественного одобрения своих работ. К примеру, В. Маяковского по сей день не все считают полноценным поэтом. Говорят, что он не был способен писать стихи, как все остальные поэты, из-за недостатка образования и одарённости. Но внимательный и понимающий читатель может найти в стихах Маяковского скрытые мысли, чувства, образы.
Пример из литературы : Ещё одним примером влияние, которое настоящее искусство оказывает на человека, может послужить рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Слушая прекрасный, глубокий, молодой, полный силы и радости жизни голос Яшки Турка, рассказчик действительно восхищается. На него, как и на других посетителей кабака, пение Яшки производит сильнейшее впечатление.
Вариант № 1
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В.А. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»
1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.
2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.
3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.
4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.
3. фразеологизм .
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
4. Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия ».
5. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
6. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
9. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным приложением
вводном слове .
Ноги её, (1) казалось, (2) приросли к порогу, (3) и, (4) не зная, (5) что ей делать, (6) она жалостно попросила:
– Сыграйте, (7) Яков Ильич.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
сочинительной связью.
Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, (1) вросшей в землю, (2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва, (3) и кривая тропинка, (4) сбегая вниз, (5) приводила к заброшенному колодцу.
13. Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное сложное предложение .
14. Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость»
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
2) «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл» .
Приведите в сочинении 2 (два)
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из П
ý
стыни: (17)«У Пожалостиных
в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К.Г. Паустовскому)*
* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке гравюрные доски?»
1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.
2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.
3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.
4) Старушка считала Лёньку ненадёжным человеком.
просторечная лексика .
1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2) Встревает тут Федосья, баба из П ý стыни…
3) Эти доски и пригодятся.
4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».
5. Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».
6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
9. Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым приложением . Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .
– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) – продолжил Лёня.
– Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.
13. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.
1)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3)
Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...
– (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
(21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.
(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
(28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.
(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
(44)И песня пошла...
(По М.Л. Москвиной)*
* Москвина Марина Львовна (род. в 1954 г.) – современная писательница, журналистка, радиоведущая. За книгу «Моя собака любит джаз» была награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику представляется, что джазовая музыка – музыка про него и его собаку?»
1) Герой-рассказчик не умеет по-настоящему понимать музыку и слышит в ней не то, что есть на самом деле.
2) Герой-рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни.
3) Герой-рассказчик сам играет на гитаре, исполняя известные джазовые композиции вместе со своей собакой.
4) Герой-рассказчик любит джаз и обучает свою собаку джазовым ритмам.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
3) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
4) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
4. Из предложений 6–12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
5. Из предложений 13–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
6. Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «гудок парохода» (предложение 41), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.
9. Среди предложений 1–8 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений .
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
– Андрюха,
(1)
решено! – вскричал дядя Женя. – Учись джазу! 3десь,
(2)
в Доме культуры,
(3)
есть такая студия.
Джаз, (4) конечно, (5) это здорово, (6) но вот загвоздка: я не могу петь один.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Положив трубку,
(1)
я извлёк из гитары квакающий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек,
(2)
а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. Он знал,
(3)
как поднять мой ослабевший дух.
А я вспомнил,
(4)
до чего был жуткий мороз,
(5)
когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
13. Среди предложений 11–17 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 38–42 найдите бессоюзное сложное предложение .Напишите номер этого предложения.
1)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И песня пошла...»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3)
Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.
(По Т. Толстой)*
* Толстая Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) – современная писательница, телеведущая, филолог.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автору в детстве не удалось полюбить театр?»
1) Девочка слишком старалась полюбить то, что ей «велели», приказывали полюбить.
2) В театре всё было слишком непонятно для девочки-подростка.
3) В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми.
4) От девочки всегда требовали, чтобы она вела себя в театре так, как в храме, и это вызывало у неё чувство протеста.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .
1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
4. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» .
5. Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
6. Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «деревянные сиденья» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9. Среди предложений 8–14 найдите предложения с обособленным приложением . Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Да, (1) я, (2) безусловно, (3) простой и примитивный кинозритель, (4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения, (5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, (6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен, (7) да и не претендует.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А между тем в театре было тепло, (1) в зале приятно и сложно пахло, (2) в фойе гуляли нарядные люди, (3) окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, (4) будто кучевыми облаками. Да, (5) храм. Наверное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.
13. Среди предложений 22–27 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
14. Среди предложений 8–14 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.
1)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса» .
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3)
Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.