Флористика

Противоположный цвет синему. Комплиментарные цвета - что вы о них не знали - красота, вдохновленная природой

30 июля, 2014

Немало модниц опасается подбирать образ, объединяющий более трех цветов, остальные - рискуют, часто допуская досадные ошибки.

На самом деле, грамотно сочетать цвета одежды и аксессуаров гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Благо, цветовая гармония подчиняется законам, с которыми желательно ознакомиться всем, кто испытывает затруднения при выборе цветной одежды.

Основы цветоведения строятся на теории "цветового круга", в котором представлены все видимые глазу цвета.
Подбор цвета по контрасту - один из выигрышных вариантов. Учитывая, что это круг, проведите прямую-радиус через центр окружности, например, от зеленого - и она приведет вас как раз к цвету фуксии. Это и будет оптимальное контрастное сочетание.

Если же вас пугает яркость контраста, выбирайте глухие или бледные оттенки. При выборе контрастных цветов советуют брать их не в равных пропорциях. Например, костюм темных оттенков, а красный - только шарфик, воротник или сумочка.

Одна из самых сложных комбинаций - ахроматическая палитра цветов, когда строится образ вокруг черного, белого или серого, не используя других цветов.

Более надежная комбинация в сочетании цветов одежды - гармоничное сочетание. Такое сочетание самое приятное глазу, это цвета как бы переходящие друг в друга, лишенные контраста и вызова.

Как правильно сочетать цвета в одежде

Существует шесть основных сочетаний цветов. Каждое из них может дать бесконечное количество различных цветовых палитр.

Возьмите для основы следующие варианты сочетаний: монохромное, комплиментарное и триадическое.

  1. При монохромном , состоящих из цветов одного сектора круга, сочетайте несколько оттенков одного цвета.
    Монохромную комбинацию можно разбавить дополнив нейтральным цветом. Близлежайшие цвета на круге прекрасно сочетаются и производят гармоничное и приятное впечатление.
  2. При комплиментарном , где используется два противоположных в круге цвета, выбирайте тона, которые красиво оттеняют друг друга и дают цвету "поиграть".
    Расщепленная комплиментарная схема - это схема, в которой один из противоположных цветов заменяется двумя рядом расположенными на круге цветами.
  3. При триадическом выбирается комбинация трех равноудаленных в цветовом круге цветов.
    Первичная схема - это сочетание трех первичных цветов (красный, синий и желтый).
    Вторичная схема - это сочетание трех вторичных цветов (оранжевый, зеленый и фиолетовый). Они получены путем смешения первичных цветов (красный и желтый образуют оранжевый, желтый и синий образуют зеленый, а синий и красный образуют фиолетовый).
    Третичная схема - это сочетание трех третичных равноудаленных цветов (красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий и сине-фиолетовый). Они образуются путем смешения первичных цветов со вторичными.

Упростив его до 12-16 оттенков, вы сможете точнее определить варианты примерных сочетаний. Такой цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания.

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом. 3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником. 3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый



изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.
3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание. 4 цвета: по два взаимно усиливающих.


Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

Пример: сиреневый+оттенки розового.



Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Примеры цветового сочетания в одежде

Рассмотрим цветовой круг, схемы цветовых сочетаний и простейшие примеры.

Сочетание аналоговых цветов - мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.

Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).

Сочетание комбинированных комплиментарных цветов - менее контрастный вариант сочетания противоположностей. Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными, близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.

Классическая триада - сочетание сочетание 3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других - оттеняющие и дополняющие главный.

Прямоугольная схема сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый. Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.

Цветовая гармония не ограничивается 4-мя цветовыми сочетаниями. В цветовой круг можно вписать и шестиугольник, вершины которого укажут на расширенные цветовые созвучия. Яркие, сочные цветовые сочетания можно разбавлять с помощью универсальных - черного, белого, серого и оттенка беж. Это хороший способ расширить цветовой диапазон, не рискуя переборщить и стать похожей на радугу.

Насыщенность цвета

Цвет может быть светлее или темнее. Другими словами, цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Наиболее контрастными будут сочетания:
1. Ярких цветов.
2. Пастельных и приглушенных цветов.
3. Пастельных и приглушенных оттенков одного цвета.

Сочетания со слабым контрастом.
1. Между пастельными цветами.
2. Между приглушенными цветами.
3. Между оттенками одного цвета, близкими друг другу по насыщенности.

Также нужно помнить о том, что большое значение для зрительного воприятия имеет цветовая индукция, т.е. изменение характеристики одного цвета под влиянием другого. Если рядом расположить темный и светлый цвета, то темный будет казаться темнее, а светлый - светлее.
По материалам www.myshulka.ru, maxlozovski.com, dresshelp.ru

Кстати, вы можете распечатать (или нарисовать:о) цветовой круг, бросить в сумочку и смело отправляться на шоппинг!

В моменты неуверенности вспомните про цветовой круг и основные законы цветовой гармонии, в остальное время - доверьтесь своей интуиции и вдохновению!

Удачи вам!

Как и обещал, переношу конспект сюда...

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении...

Все спектральные цвета называются хроматическими
Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
Серый белый и черный называются ахроматическими

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре.
Они когда расположены рядом друг-друга усиливают, зажигают.

основные характеристики цвета:

1. Цветовой тон (оттенок по отношению к основному цвету спектра)

2. Светлота (большая или меньшая близость цвета к белому)

3.Насыщенность (степень яркости цвета, изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета)

4. Тепло- холодность (Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные.
К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый.
К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.)

* В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.

...Теплые и насыщенны
е (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими], выступающими.

... Холодные цвета и ненасыщенные
создают впечатление отдаленности. Поэтому их называют удаляющими,отступающими.

Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим - синий. Изображённые на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность, приблизить и выделить одни части фото и отодвинуть на задний план другие.
Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.

В зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.

В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают
шесть переходных степеней светотени :

блик - особо высветленная часть предмета.
светлая часть -
часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон- часть
предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть -
часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
рефлекс -
свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов.
тень,
падающая от предмета на другую освещенную часть;

Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.


На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета.

Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней.

Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

Родственные- цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.

Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов работы, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной фотографии необходимо, чтобы каждый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а разнообразии оттенков и переходов цвета.

Есть несколько правил, которые помогут вам при подборе гармоничного сочетания цветов.

Цвет -----------------> Гармонирующие цвета

Цвет -Красный
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый

Цвет -Малиновый
Гармонирующие цвета-Жемчужно-серый, розовато-лиловый

Цвет-Темно-красный (бардо)
Гармонирующие цвета-Черный, голубой, беж

Цвет-Алый
Гармонирующие цвета-Светло-голубой, зеленый

Цвет-Густо-розовый
Гармонирующие цвета-Различные оттенки голубого

Цвет-Коричнево-розовый
Гармонирующие цвета-Голубой, кремовый

Цвет-Бледно-розовый
Гармонирующие цвета-Салатный, бледно-сиреневый, голубой

Цвет-Оранжевый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий

Цвет-Соломенно-желтый
Гармонирующие цвета-Бледно-розовый, серовато-голубой, зеленый

Цвет- Желтый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, голубой, зеленый

Цвет-[Бледно-желтый
Гармонирующие цвета-Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый

Цвет-Золотистый
Гармонирующие цвета-Светло-серый, зеленый, темно-красный

Цвет-Темно-зеленый
Гармонирующие цвета-Коричневый, беж

Цвет-Серо-зеленый (цвет морской волны)
Гармонирующие цвета-Васильковый, оранжевый

Цвет-Синий
Гармонирующие цвета-Желтый, песочный, оранжевый, розовый

Цвет-Бледно-зеленый
Гармонирующие цвета-Темно-зеленый, лиловато-розовый

Цвет-Серо-голубой
Гармонирующие цвета-Бордо, серый

Цвет-Фиолетовый
Гармонирующие цвета-Светлые и темные оттенки зеленого

Цвет-Бледно-сиреневый
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый, розовато-лиловый

Цвет-Розовато-лиловый
Гармонирующие цвета-Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый

Цвет-Коричневый
Гармонирующие цвета-Оранжевый, красный, беж

Цвет-Серый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

Основные цвета радуги, расположенные согласно их положению в спектре (1)
и по убыванию степени светлоты (2).
3 - монохромный вариант цветового ряда 2

Kонтраст светлых и темных тонов:
К изменениям яркости наше зрение наиболее чувствительно - мы воспринимаем не только сильные перепады светлого и темного, но и тончайшие нюансы изменения светлоты тонов.


Между дополнительными цветами, цветовой контраст которых считается очень сильным, существует различный контраст яркости - между красным и зеленым он наименьший, а между желтым и фиолетовым - максимален.

Гармоничное фото часто содержит в большем или меньшем количестве набор полутонов разной яркости от очень светлого к очень темному. Изменение распределения полутонов на снимке часто позволяет исправить вялый снимок.

контраст по цвету:

Считается, что одновременный контраст трех главных цветов, является самым сильным.

Цветное изображение, построенное на контрасте по цвету, может потерять информативность при преобразовании в монохромное.

Цветовой контраст усиливает ощущения бодрости, чистоты, решительности, энергичности. Он используется для передачи сильных эмоций.

Автор фото Андрей Турцевич

Kонтраст теплого и холодного:

Удивительно, но теплые и холодные цвета, которые так естественно ассоциируются с температурой, могут передавать, также ощущение глубины пространства. Причина тому - свойства земной атмосферы окрашивать удаленные предметы в синеватые тона. Чем дальше предмет от нас находится, тем более холодным он кажется. Художники этим пользуются для усиления чувства близости объектов, умышленно окрашивая их в более теплые тона.

С помощь контраста теплого и холодного вы можете усилить ощущение глубины пространства в пейзажной фотографии,
контраст теплого и холодного можно использовать для передачи динамики.

Ситуация, когда дальние объекты показываются в кадре в более теплых тонах может приводить к диссонансу.

Kонтраст по площади цветовых пятен:
Принцип использования цветового контраста по площади заключается в том, что для усиления звучания какого либо цветового оттенка, его задействуют в меньшем количестве. Изменив пропорции цветов в кадре, можно создать новый цветовой эффект. Чтобы правильно определить пропорцию, необходимо учитывать, что воздействие цвета определяется не только занимаемой площадью, но и другими видами цветового контраста.

Чем светлее цвет, тем меньше должна быть его пропорция для достижения эффекта контраста по площади.

Вот примерные значения степени светлоты основных неразбеленных цветов радуги по десятибалльной шкале: красный - 6, оранжевый - 8, желтый - 9, зеленый - 6, голубой - 7, синий - 4, фиолетовый - 3.

Гармоничное сочетание дают оттенки, общее восприятие которых соответствует монохромному серому, однако для создания гармоничного произведения необходимо учесть как сам цветовой оттенок, так и занимаемую им область.

Например, красный и зеленый - дополнительные цвета. Это значит, их сочетание будет восприниматься как гормоничная нейтральная гамма, если каждый цвет на фотографии займет равную площадь, по той причине, что степень светлоты обеих цветов примерно одинакова.

Иначе складывается ситуация при использовании другого сочетания дополнительных цветов - фиолетового и оранжевого. Поскольку желтый втрое светлее фиолетового, для достижения гармоничного монохроматического эффекта, его необходимо взять в три раза меньшем количестве.

Если же в пропорции 1:3 соотнести красный и зеленый цвета, мы получим совсем иное восприятие гаммы красного и зеленого, где эффект по площади цветовых пятен создаст новый эффект.

Kонтраст дополнительных цветов:

В отличие от других видов контраста, этот проявляется между конкретными парами оттенков - для каждого цвета существует единственный цвет, ему дополнительный. Дополнительными называются два цвета, при смешении дающие нейтральный тон. На действии дополнительных оттенков строится теория цветовой гармонии - наиболее гармоничным принято считать такое сочетание нескольких оттенков, общее восприятие которых соответствовало бы нейтральному тону.

Контраст дополнительных цветов - один и самых сильных, при его использовании необходимо учитывать не только с психологию, но и физиологию восприятия цвета человеком. Например, разглядывание одноцветного объекта приведет к появлению в поле зрения ощущения дополнительного цвета. Этот эффект необходимо учитывают при компоновке цветных снимков.

б ольшое спасибо Андрею Турцевичу за столь доходчивое раскрытие темы!

Для начала - организационное объявление - напоминаю, что у нас есть платный разбор цветотипа . С лета планирую добавить некоторые пункты к разбору, вторым блоком (принты, украшения, ткани итд). Немного изменятся и цены.

А теперь - самое главное - сегодня хочу рассказать о теории цвета. Сегодня я расскажу вам страшную тайну. Есть одна уловка с комплиментарными цветами , которую знают далеко не все. Подавляющая часть имидж-консультантов о ней и вообще не слышали, поскольку изучению цвета отводят слишком мало времени. А то, о чем сегодня пойдет речь, будет сильным углублением в теорию цвета.
Вроде бы общеизвестно, что комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга.
Комплиментарные цвета усиливают друг друга и при смешивании дают нейтральный серый цвет без оттенков.
Если пользоваться обычным 12 частным кругом Иттена, то, например, усилителем желтого будет фиолетовый

А теперь, давайте посмотрим, что больше усиливает яркость желтого? Фиолетовый или, может быть, сине-фиолетовый? Какая фотография кажется более устойчивой в цветовом плане? Где желтый смотрится выигрышнее?


Как Вы видите, оба сочетания могут быть в природе, а значит гармоничны. Но если говорить о цвете, который подчеркнет желтый, т.е, о том, который комплиментарен - то это сине-сиреневый.
Посмотрите еще раз

На самом деле, если смешать сиреневый и желтый, серого цвета не получится . И если смешать красный с зеленым - тоже не получится. А вот если смешать сине-сиреневый с желтым - то получится.
Почему так происходит?
Дело в том, что круг Иттена из 12 частей, который удобен для составления сочетаний нескольких цветов с помощью геометрических схем не работает для комплиментарных цветов. поскольку он... примерен, а не точен. Цветовой спектр непрерывен, его можно делить на много частей, но давайте посмотрим, какой цвет напротив желтого в непрерывном цветовом круге?
На рисунке выделен рыжий, но и желтый можно проследить - напротив него - сине-сиреневый. а напротив сиреневого уже - желто-зеленый.

Дело в том, что цветовое пространство от красного до желтого меньше, чем от зеленого до сиреневого -поскольку оранжевый цвет в плане пигментов и в плане излучения - это не самостоятельный цвет, а скорее просто смесь красного и желтого.
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла . Посмотрите, в нем нет оранжевого, а цветов всего 10.

Манселл считал, что существует 5 основных цветов и 5 дополнительных, а точный цветовой круг должен выглядеть вот так.

И с точки зрения науки Манселл прав.
Пары комплиментарных цветов по Манселлу выглядят так:
красный - бирюзовый("сине-зеленый"), красно-фиолетовый - зеленый, фиолетовый - желто-зеленый, сине-фиолетовый - желтый, синий - оранжевый ("желто-красный").

Пара синий - оранжевый совпадает у Манселла и у Иттена

Так выглядят комплиментарные по Манселлу цвета красный и бирюза -

А вот зеленый и красно-фиолетовый

фиолетовый и желто-зеленый

И, наконец, сине-фиолетовый с желтым

Получаются более устойчивые и интересные сочетания, не так ли?

Ну и остается вопрос, почему же до сих пор основной круг для работы с цветом - круг Иттена, а не более точный круг Манселла.
Делто в том, что еще у самого Манселла был спор с одним исследователем цвета, преподавателем по имени Генри Байли (Henry Bailey). Генри согласился, что теоретически круг Манселла верен. Но посчитал, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей. тем более, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный. Вероятно, исходя из похожих соображений (хотя утверждать не могу) в основном везде используется круг Иттена из 12 частей. Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны . единственное, с чем круг Иттена не может справиться - комплименты - искажение несколько заметно. Тут-то нам и понадобится круг Манселла. В остальных случаях я по устоявшейся традиции буду ссылаться на обычный 12 частный круг Иттена. Тем более, что основная терминология построена именно на 12 частном круге.