Для дома

Пожарная сигнализация проводки бухгалтерские. Бухгалтерский учет операций по установке противоугонной охранной сигнализации. Пожарная сигнализация была установлена с согласия арендодателя

В практической деятельности бухгалтера нередко встречаются случаи, когда точный ответ на возникший вопрос дать практически невозможно. По большей части это связано с недостаточно проработанной нормативной базой, отсутствием в законодательстве четких и ясных формулировок. Одной из таких проблемных операций является отражение в учете пожарной сигнализации и других аналогичных систем (охранной сигнализации, "тревожной кнопки", системы видеонаблюдения, кабельной системы для локальной компьютерной сети). В данной статье наш эксперт анализирует законодательство по этому вопросу, представляет аргументы в пользу своей позиции. На основании приведенной информации бухгалтер сможет сформировать свое собственное мнение и принять обоснованное решение.

Вопрос о том, как правильно отразить в бюджетном учете расходы по монтажу пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем, задается бухгалтерами постоянно. Для ответа на него необходимо разобраться с целым рядом моментов.

Является ли пожарная сигнализация объектом основных средств

Для того чтобы правильно отразить в учете расходы на установку пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем, прежде всего необходимо разобраться, являются ли они вложениями в объект основных средств или материальных запасов или подлежат списанию на текущие расходы учреждения.

Актуальный вопрос

По результатам ревизии за 2009 г. учреждению было сделано замечание, что затраты на монтаж пожарной сигнализации, произведенные по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, необходимо восстановить в учете в качестве объекта основных средств. Какими проводками это сделать, если затраты списаны в прошлом году?

Пожарная сигнализация не подходит под определение основных средств, данное в Инструкции № 148н, и согласно ОКОФ подлежит учету в составе здания, поэтому в восстановлении произведенных расходов нет необходимости. Если учреждение все же намерено в 2010 г. выполнить требования проверяющих и произвести восстановление сигнализации в качестве объекта основных средств, в бюджетном учете необходимо произвести следующую запись:Дебет КРБ 0 101 04 310Кредит КДБ 0 401 01 180.

Порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, установлен п. 4 Инструкции № 148н. Согласно данному пункту ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки. Однако поскольку счета учета расходов по завершении прошлого финансового года были закрыты, метод "красное сторно" в данном случае мы применить не можем и используем счет учета доходов.

Целесообразность восстановления в учете пожарной сигнализации и других аналогичных систем необходимо рассматривать также и с учетом п. 20 ст. 250 НК РФ. Согласно данному пункту внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Несмотря на то что рассматриваемая операция является исправлением ошибки, допущенной в прошлом отчетном периоде, а не излишками, не исключена спорная ситуация с налоговым органом.

Порядок ведения учета основных средств и нематериальных активов установлен Инструкцией № 148н. Согласно п. 16 данной Инструкции объектами основных средств являются:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

К основным средствам не относятся предметы, служащиеменее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

Таким образом, в соответствии с Инструкцией № 148н критериями для отнесения объекта к основным средствам являются:

  • срок полезного использования более 12 месяцев;
  • выполнение определенных самостоятельных функций.

Без сомнения, пожарная сигнализация (и прочие аналогичные системы) не является отдельным конструктивно обособленным предметом, также ее нельзя рассматривать как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Части сигнализации достаточно легко отделяются друг от друга, как прицеп от автомобиля, они не присоединены друг к другу конструктивно, как дверца к шкафу, как экран к ноутбуку.

По своей конструкции сигнализация, как и любая другая информационно-коммуникационная система (система видеонаблюдения, кабельные линии локальной компьютерной сети), похожа на систему электропроводки в здании, которую никому не приходит в голову считать отдельным объектом основных средств, так как она неотделима от здания.

Подтверждение данного вывода можно найти и в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

ОКОФ был разработан, в частности, для решения задач по оценке объемов, состава и состояния основных фондов. Кроме перечня кодов этот документ во вступительной части содержит большое количество определений, на основании которых и были разработаны положения по учету основных средств, установленные в Инструкции № 148н и ранее действующих инструкциях по бюджетному учету.

Так, согласно ОКОФ коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети входят в состав зданий. Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).

Важный нюанс

Главная цель отражения основных средств в бюджетном учете - контроль за их сохранностью. Именно для контроля на основные средства наносятся инвентарные номера; в Инвентарной карточке основного средства фиксируется перечень основных комплектующих, серийные и заводские номера; ведутся инвентарные списки основных средств. Вместе с тем, сохранности пожарной сигнализации или каких-либо ее частей ничто не угрожает, невозможно незаметно снять какую-либо ее комплектующую. Поэтому отсутствие пожарной сигнализации на балансе в качестве отдельного объекта основных средств не приведет к утрате имущества.

Согласно п. 20 Инструкции № 148н группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной ОКОФ.

Следовательно, на основании приведенных норм можно сделать вывод, что пожарная сигнализация и другие информационно-коммуникационные системы не являются отдельным объектом основных средств.

Необходимо ли учитывать отдельные элементы пожарной

При проверках учреждений налоговыми органами и органами финансового контроля нередко встречается требование о постановке на учет отдельных конструктивных элементов пожарной сигнализации, например пульта управления.

Сразу возникает вопрос: как на основании представленного подрядчиком акта выполненных работ, где указано все, что было использовано для монтажа (провода, датчики, крепеж, расходный материал, узлы и блоки), выделить именно отдельные объекты, претендующие на статус объекта основных средств; разберется ли бухгалтер, что такое "Модуль КЛМН-138"; хватит ли у бухгалтера и прочих членов комиссии по поступлению и выбытию основных средств квалификации для этого?

В качестве дополнительного аргумента в пользу того, чтобы не учитывать отдельные элементы, можно использовать аналогию с компьютерной техникой. Минфином России неоднократно отмечалось, что ни монитор, ни системный блок компьютера отдельными объектами основных средств не являются, поскольку не функционируют самостоятельно (например, письма Минфина России от 14.11.2008 № 03-11-04/2/169, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/639). Аналогичный подход с 2009 г. закреплен в методических рекомендациях по применению КОСГУ.

Управляющий блок пожарной сигнализации многократно проще, чем системный блок компьютера, монитор системы видеонаблюдения гораздо примитивнее компьютерного монитора. Кроме того, управляющий блок не может функционировать без пожарной сигнализации, хаб (HUB) - без локальной компьютерной сети, а монитор - без системы видеонаблюдения.

Таким образом, выделение из состава пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем отдельных самостоятельных элементов затруднительно и документально не обосновано.

Влияет ли монтаж сигнализации на балансовую стоимость здания

В соответствии с п. 12 Инструкции № 148н изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 (далее - Методические рекомендации по применению КОСГУ), разработанном в целях правильного применения КОСГУ, разъясняется, какие работы относятся к реконструкции, модернизации, дооборудованию:

  • к реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
  • к модернизации - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;
  • к дооборудованию - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Расходы по оплате договоров на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств относятся на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Монтаж пожарной сигнализации не может быть классифицирован как реконструкция, так как при этом не изменяются параметры объекта капитального строительства. Он также не может быть классифицирован как модернизация, поскольку при этом не происходит никакой замены узлов. Не является он и дооборудованием, поскольку при этом здание не получает новых дополнительных функций.

В соответствии с Указаниями № 150н*, а также Методическими рекомендациями по применению КОСГУ установка (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем подлежит оплате по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Следовательно, монтаж пожарной сигнализации изначально не рассматривается как реконструкция, модернизация, дооборудование. В противном случае эти расходы были бы отнесены на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Таким образом, для увеличения первоначальной стоимости здания за счет монтажа пожарной сигнализации и других аналогичных систем отсутствует законодательное обоснование.

Где отражается информация об установленной сигнализации

Конечно, данные об установленной пожарной сигнализации должны быть отражены не только в акте выполненных работ. Вся информация об основном средстве (в данном случае здании), его характеристиках, производимых с ним операциях в обязательном порядке отражается в Инвентарной карточке учета основных средств. Следовательно, запись о наличии в здании пожарной сигнализации необходимо внести в раздел "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки здания.

Целесообразно занести не только информацию о наличии пожарной сигнализации и любой другой информационно-коммуникационной системы, но и о том, с какого числа и какие конкретно номера помещений оборудованы той или иной системой. Та же пожарная сигнализация может создаваться поэтапно, по мере наличия средств.

Кроме того, в приказе об учетной политике можно закрепить особенности учета таких объектов, как пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, например, на дополнительно введенном для этих целей забалансовом счете.

Вполне достаточно отразить пожарную сигнализацию или иную аналогичную систему в Инвентарной карточке здания, где она смонтирована.

Как оплатить ремонт и обслуживание пожарной сигнализации

Расходы по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) объектов нефинансовых активов, а также систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т. п.), установленных в зданиях (сооружениях), в соответствии с Методическими рекомендациями по применению КОСГУ подлежат оплате по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Среди бухгалтеров и других специалистов бытует мнение, что по подстатье 225 КОСГУ можно оплачивать только расходы по содержанию имущества, которое стоит на балансе учреждения.

Однако ни в Указаниях № 150н, ни в Методических рекомендациях по применению КОСГУ, действующих в 2010 г., в описаниях к ПОД статье 225 КОСГУ не содержится требования об обязательном наличии обслуживаемого имущества на балансовых или забалансовых счетах. Такого требования не было и в Указаниях № 145н*, а также в Методических рекомендациях по применению КОСГУ, действовавших в 2009 г.

Главное, чтобы это имущество находилось в пользовании или в оперативном управлении учреждения. В пользовании учреждения вполне может быть имущество, не отраженное на балансовых или забалансовых счетах, например материальные запасы, списанные при передаче в эксплуатацию. Кроме того, до 2010 г. отсутствовала обязанность отражения на забалансовом счете основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, выданных в эксплуатацию. Вместе с тем, расходы на содержание перечисленных активов подлежали оплате по подстатье 225 КОСГУ. Также и пожарная сигнализация находится в оперативном управлении учреждения, хотя как отдельный объект балансового учета не отражается.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что затраты на монтаж пожарной сигнализации подлежат отражению в бюджетном учете следующей записью:Дебет КРБ1 401 01226 (КРБ 2 106 04 340)Кредит КРБ 0 302 09 730.

Бухгалтеру на заметку

Работы по установке и монтажу в здании системы пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей взамен уже находившейся пожарной сигнализации квалифицируются как капитальный ремонт здания, а не как его дооборудование. Объектом учета в данном случае является здание, а не охранно-пожарная сигнализация. Таким образом, стоимость проведения указанных работ подлежит отнесению на текущие расходы учреждения. Аналогичное мнение содержится в постановлении ФАС Московского округа от 29.02.2008 № КА-А40/14043-07 по делу № А40-10124/07-141-55.

В адрес Минфина России поступают многочисленные письма по вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с установкой средств охранной сигнализации на транспортные средства. Налогоплательщики, в частности, интересуются, как следует учитывать сигнализацию: установленную непосредственно заводом-изготовителем; приобретенную и установленную организацией после ввода автомобиля в эксплуатацию; стоимостью более (менее) 10 000 руб. за единицу. Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.

В.Д. Глинистый,
начальник отдела
Цепартамента методологии бухгалтерского учета
и отчетности Минфина России

Прежде всего напомним общий порядок принятия к учету объектов основных средств. Основным нормативным правовым документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.01 № 2бн (далее - ПБУ 6/01).В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При определении инвентарного объекта основных средств организации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.Приобретаемые объекты основных средств (автомобили) должны приниматься к бухгалтерскому учету на момент перехода права собственности на них к покупателю. На это четко указывает ст. 223 Гражданского кодекса РФ. При этом очень важно правильно определить момент перехода права собственности. Иногда дата перехода права собственности на приобретаемое транспортное средство может не совпадать с моментом передачи автомобиля и подписания сторонами акта приема-передачи. Примером может служить ситуация, когда договором купли-продажи предусмотрен переход права собственности на дату оплаты объекта основных средств. На практике это может быть длительный период. Однако процедура составления акта при приеме объекта обязательна, так как акт является первичным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете. Требование оформления всех проводимых организацией хозяйственных операций оправдательными документами содержится в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее - Закон). Согласно ст. 9 Закона эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, связанные с приобретением основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7 (вступило в действие с 1 января 2003 г.).Транспортное средство принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” с последующим списанием со счета 08 в дебет счета 01 “Основные средства”. В соответствии с п. 7 и 8 ПБУ 6/01 объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются фактические затраты на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, расходы по регистрации транспортного средства в ГИБДД, страховка, государственные и таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением автомобиля, вознаграждения за консультационные услуги и др., за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации). Все понесенные организацией при приобретении автомобиля расходы включаются в его первоначальную стоимость, если они имели место до момента принятия транспортного средства к учету, вне зависимости от факта оплаты. Вычет налога на добавленную стоимость производится на основании счетов-фактур, полученных организацией при приобретении транспортного средства, и документов, подтверждающих фактическую оплату поставщику.Принимая во внимание все вышеизложенное, рассмотрим порядок учета приобретения и установки охранной сигнализации. В случае если автомобильная охранная сигнализация устанавливается производителем транспортного средства непосредственно на заводе-изготовителе, вопросов по ее учету возникать не должно. Независимо от стоимости такой сигнализации ее следует включать в первоначальную стоимость автомобиля на дату принятия его к бухгалтерскому учету. Однако если охранная сигнализация приобреталась после ввода в эксплуатацию транспортного средства и ее стоимость более 10 000 руб. за единицу, то затраты, связанные с установкой и подключением охранной сигнализации, предварительно учитываются на счете 08 с последующим отражением на счете 01 без включения в первоначальную стоимость автомобиля. Такой порядок учета обусловлен следующими причинами:
  • согласно п. 27 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличить первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств. Налоговым кодексом РФ к работам по модернизации объектов основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Установление охранной сигнализации не изменяет функциональные качества автомобиля, не улучшает (повышает) его первоначально принятые нормативные показатели;
  • охранная сигнализация может выполнять свои функции самостоятельно. Ее можно демонтировать и поставить на другое транспортное средство;
  • установка сигнализации не является обязательным или строго необходимым условием;
  • охранная сигнализация решает задачу предотвращения попытки угона (хищения) автомобиля;
  • в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету и пересматривается только в результате повышения (улучшения) нормативных показателей автомобиля, чего при установке сигнализации не происходит. Соответственно, сигнализация должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект, имеющий срок полезного использования, отличный от срока полезного использования автомобиля.
Порядок учета приобретения и установки охранной сигнализации стоимостью не более 10 000 руб. за единицу зависит от учетной политики организации. В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей, могут списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 01 (см. Письмо Минфина России от 27.12.01 № 16-00-14/573). Если учетной политикой организации предусмотрен такой порядок учета, после списания со счета 01 сигнализацию в целях обеспечения сохранности следует учитывать за балансом в течение срока службы самого автомобиля. Согласно Письму Минфина России от 29.08.02 № 04-05-06/34 действие нормы, изложенной в п. 18 ПБУ 6/01, в части стоимостных ограничений “не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей” распространяется только на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету начиная с 1 января 2002 г.Постановление Правительства РФ от 01.01.02 № 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы” следует также применять только к тем объектам основных средств, которые приняты к бухгалтерскому учету начиная с 1 января 2002 г. По объектам, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., амортизация исчисляется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072.В налоговом учете по объектам основных средств, приобретенным как до 1 января 2002 г., так и после указанной даты, амортизация начисляется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.Следует иметь в виду, что средства охранной сигнализации требуют обязательного монтажа и учитывать их необходимо на счете 07 “Оборудование к установке” в корреспонденции со счетам 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Сигнализация принимается к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из стоимости, уплаченной поставщику, и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склад организации. При этом организации оплачивают дополнительные услуги сторонним организациям по монтажу средств охранной сигнализации (оборудования). В таких случаях налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам оборудования или фирмам, выполняющим монтажные работы, можно принять к вычету при условии, что организации используют основное средство для осуществления деятельности, облагаемой этим налогом. В п. 6 ст. 171 НК РФ сказано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при сборке (монтаже) основных средств. Вычет можно производить только с момента начисления амортизации по смонтированному объекту основных средств, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 5 ст. 172 и п. 2 ст. 259 НК РФ). В то же время по основным средствам, не требующим монтажа (сборки), вычет налога на добавленную стоимость осуществляется в момент принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).Налог на добавленную стоимость можно предъявить к вычету только в уплаченной сумме. В том случае, если основное средство списано в состав материальных затрат, а задолженность перед поставщиками погашена не полностью, налог на добавленную стоимость можно предъявить к вычету в части, приходящейся на оплаченную стоимость имущества.

Пример:

Организация приобрела у поставщика средства охранной сигнализации стоимостью 12 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 2 000 руб.

Оборудование передано для монтажа сторонней организации по договору подряда. Стоимость монтажа (сборки) составляет 6 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 1 000 руб. Средства охранной сигнализации смонтированы и введены в эксплуатацию в день передачи их в монтаж (сборку).

В бухгалтерском учете организации оформляются проводки:

Дебет 07 Кредит 60 -на сумму стоимости охранной сигнализации - 10 000 руб. (12 000 руб. - 2 000 руб.);

Дебет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” Кредит 60 -на сумму налога на добавленную стоимость по поступившему оборудованию - 2 000 руб.;

Дебет 60 Кредит 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета” -на сумму денежных средств, перечисленных поставщику за средства охранной сигнализации, - 12 000 руб.;

Дебет 08 Кредит 07 -на сумму стоимости оборудования, переданного в монтаж, - 10 000 руб.;

Дебет 08 Кредит 60 -на сумму затрат по монтажу оборудования, выполненному подрядной организацией, - 5 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 -на сумму налога на добавленную стоимость - 1 000 руб.;

Дебет 60 Кредит 51, 52 -на сумму денежных средств, перечисленных в счет оплаты монтажных работ, - 6 000 руб.;

Дебет 01 Кредит 08 -на сумму первоначальной стоимости охранной сигнализации (оборудования), введенной в эксплуатацию, - 15 000 руб.

С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором охранная сигнализация введена в эксплуатацию, налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам (подрядчикам), принимается к вычету:

Дебет 68 “Расчеты по налогам и сборам” Кредит 19 -на сумму налога на добавленную стоимость, принятого к вычету, - 3 000 руб.

В результате реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в деловом обороте появилось такое новое понятие, как капитализация, т.е. направление расходов на увеличение стоимости актива. В МСФО для соблюдения принципа капитализации расходы по приобретению автомобиля и охранной сигнализации должны быть направлены на формирование стоимости актива. По МСФО каждый актив или связанная с ним группа активов, превышающая эквивалент 1 500 долл. США, должны быть приняты на учет в качестве основных средств (капитализированы) и на них должна начисляться амортизация.

На заметку:

Альбом унифицированных форм первичной документации по учету основных средств утвержден Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7 (вступило в действие с 1 января 2003 г.).

Сигнализация, установленная после введения автомобиля в эксплуатацию, должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект.

По основным средствам не требующих монтажа (сборки), вычет налога на добавленную стоимость осуществляется в момент принятия их на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ)

Вопрос

Добрый день. Наша организация приобретает пожарно-охранные сигнализации и системы видеонаблюдения для охраны участков. Системы охранно-пожарной сигнализации устанавливаются в зданиях вагон-бытовок(передвижных). Эти установленные сигнализации учитываются в составе основных средств, как одно ОС согласно п.4 ПБУ 6/01. Вагон-бытовки перемещаются на другие участки вместе с установленной сигнализацией, в результате чего нарушается целостность основного объекта, как правильно вести учет охраны пожарной сигнализации и правильно ли, что мы учитываем их в составе основных средств или возможен учет на счете 10(материалы) в составе ТМЦ.

Ответ

Если затраты на приобретение и установку (монтаж) таких систем составляет более 100 000 руб., то для целей налогообложения ее нужно учитывать в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 16.12.2008 N 03-03-06/4/96). А в бухгалтерском учете более 40 000 рублей.
В данном случае нужно проанализировать, целесообразно ли учитывать ее как один инвентарный объект.
На наш взгляд, в данной ситуации нужно подумать о возможности учета сигнализации как нескольких инвентарных объектов, т.к. происходит нарушение целостности основного объекта. При этом можно самостоятельно выбрать критерий, позволяющий разделить стоимость сигнализации, например площадь помещений, охваченных сигнализацией. Это позволит избежать неблагоприятных последствий.
Но вследствие разделения снизится стоимость этих инвентарных объектов. И если стоимость сигнализации будет меньше 100 000, то ее можно учесть в составе материальных расходов в части стоимости самой охранной системы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) и в составе прочих расходов в части затрат на установку сигнализации (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В бухгалтерском учете стоимость сигнализации можно учесть в составе материальных расходов, если после разделения стоимость объектов будет менее 40 000 рублей.

Смежные вопросы:


  1. Как правильно отразить в бух учете проектные работы (150000 руб.) и монтаж пожарной сигнализации (844800 руб.) в офисе фирмы
    ✒ Проектные работы Затраты на разработку проектной документации по строительству…...

  2. Можно ли частично списать убыток от угона авто и как все это показать в декларации?
    ✒ Для целей бухгалтерского учета хищение (угон) автомобиля признается выбытием объекта основных средств. В…...

  3. Организация по частям приобрела компьютер. В накладной отдельно выделена материнская плата, видеокарта и т.д. Суммарная стоимость комплектующих 25 000,00. Как учитывать этот компьютер?
    ✒ Составными частями компьютера являются монитор,…...

  4. Добрый день! Подскажите пожалуйста основные средства (кассовый аппарат) стоимость 11000 рублей, каким образом отражается в учете. Сначала на 08 затем на 01 и списывается вся стоимость на 26…...

Как правильно поставить на баланс пожарную сигнализацию; на какую статью отнести её составляющие, а также установку и последующее обслуживание оборудования; как отразить сигнализацию, если её установили давно или только в части здания.

Инструкция №148н определяет, что объектом основных средств является инвентарная единица со всеми ее составляющими (если они не могут работать по отдельности – например, компьютер: монитор не выполняет свои функции без системного блока и, наоборот). То есть это может быть объект со всеми элементами, либо предмет конструкции (может самостоятельно выполнять функции), либо отдельный комплекс связанных объектов.

Основные средства (пункт 16 вышеуказанного документа) – материальные объекты, которые использует предприятие в ходе своей деятельности, все эксплуатируемые объекты, находящиеся в запасе, консервации, отданные в аренду. При этом срок использования объектов – более 12 месяцев.

Пожарная сигнализация состоит из несколько элементов с разными сроками службы, а, значит, те составляющие, которые могут функционировать отдельно принимаем на баланс основных средств как самостоятельные объекты. Смонтированную сигнализацию надо отразить в соответствующих регистрах бюджетного учета.

Это касается оконечных устройств (принимающих и передающих) и приборов передачи сигнала по телефонным линиям или другим. Их включают в состав счета 1 101 04 000 «Машины и оборудование» (акт приема-передачи объекта основных средств – пункт 21 Инструкции). Актом №КС-2 оформляем прием выполненных монтажно-строительных работ, а №КС-3 – для расчета с заказчиком за оказанные услуги.

Сигнализационные сети пожарной сигнализации включаются в состав здания.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) код пожарной сигнализации – 14 3319230. Амортизационная группа четвертая – срок использования 5-7 лет.

Расходы по установке пожарной сигнализации относим на КЭК 226. Как единый объект основных средств с одной инвентарной карточкой, включая монтажные работы (обязательно прописывается стоимость каждого элемента).

Если цена сигнализации не известна, считаем ее по рыночной стоимости (прилагаем доказательство именно этой цены документально).

Если пожарная сигнализация устанавливается не на все здание, а, например, на этаж, ее все равно надо учитывать по общему порядку. Дополнительные работы по установке сигнализации проводятся по отдельному договору (и не рассматриваются как модернизация).


Следует отметить что, вся оплата по расходам связанным с потребностями фирмы, организации или же предприятия, ведётся бухгалтерией. Согласно действующему законодательству...


Основные положения и правила по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях (учреждениях)....


Для предприятий и организаций, работающих в бюджетной сфере, правильное ведение бухгалтерского учета имеет огромное значение. При правильном введении данных в базу, появляется...


Ситуация с учетом земельных участков бюджетными учреждениями не так однозначна: как отразить в бюджетном учете землю новому владельцу бюджетного учреждения; возможно ли получить...

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Пожарная (охранно-пожарная) сигнализация является важнейшей составляющей системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений, которая обеспечивает возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а в некоторых случаях и автоматическое пожаротушение. Поскольку для многих зданий (строений) охранно-пожарная сигнализация является обязательным условием их эксплуатации, расходы на ее приобретение, установку, монтаж и обслуживание осуществляет большинство государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организации, подведомственные силовым структурам. О том, как отразить данные расходы в целях бюджетного учета, расскажем в статье.

Требования, установленные для систем пожарной сигнализации

Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны отвечать следующим требованиям:

  • автоматические установки пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;
  • автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения;
  • пожарные извещатели и побудители автоматических установок систем пожарной сигнализации должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;
  • системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

К сведению. Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 4371) подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии").

Размещение госзаказа

Закупка, установка и монтаж систем пожарной сигнализации для государственных и муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, заключаемого с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

Стоит отметить, что с 2011 г., если заказчик принимает решение о размещении госзаказа путем проведения торгов в форме открытого аукциона, такой аукцион проводится в электронной форме (п. п. 4, 4.2 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).

Напомним, что без проведения торгов заказ размещается, если для товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ, нет конкретных заявок заказчиков, а есть функционирующий рынок, при этом цена контракта не превышает 500 000 руб. (заказ размещается путем запроса котировок (пп. 2 п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 94-ФЗ)), а также в случаях, установленных п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, когда заказ размещается у единственного поставщика. Одним из наиболее распространенных случаев можно назвать ситуацию, когда поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в течение квартала осуществляются на сумму, не превышающую 100 000 руб. <1>. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.

<1> Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации, установленный ЦБ РФ между юридическими лицами по одной сделке с 22.07.2007 (Указание ЦБ РФ, от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя").

При размещении заказа на монтаж пожарной сигнализации путем проведения аукциона заказчик вправе включить в аукционную документацию условие осуществления работ по монтажу системы пожарной сигнализации после согласования с органами Государственного пожарного надзора. Указанное требование подразумевает предварительное уведомление органов Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования и лишь последующее составление акта его обследования и согласования, при этом оно не возлагает на участников аукциона дополнительных обязанностей и не создает для них ограничений на этапе размещения заказа. В подтверждение этого приведем мнение судей ФАС ПО, высказанное в Постановлении от 30.04.2010 N А65-24107/2009: требование о предварительном уведомлении органа Государственного пожарного надзора о предстоящем монтаже оборудования системы пожарной сигнализации, включенное в аукционную документацию, не может классифицироваться как требование к работам (услугам), влекущее за собой ограничение количества участников размещения заказа в соответствии с п. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.

Обратите внимание! При заключении контрактов (договоров) по монтажу, ремонту и обслуживанию пожарной (охранно-пожарной) сигнализации убедитесь в том, что исполнитель имеет лицензию на проведение указанных видов работ. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе пожарной и охранно-пожарной сигнализации, осуществляется МЧС.

Расходы на пожарную сигнализацию и КОСГУ

С 2011 г. действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания). Учитывая данные Указания, рассмотрим, на какие статьи (подстатьи) КОСГУ следует относить расходы, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием систем пожарной (охранно-пожарной) сигнализации:

  • подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества": расходы на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) систем пожарной сигнализации, иными словами, расходы, связанные с ремонтом таких систем;
  • подстатья 226 "Прочие работы, услуги": расходы на установку (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) пожарной сигнализации, а также на оплату монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. Также по этой подстатье отражаются затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации;
  • ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств": расходы на приобретение системы пожарной сигнализации в целом или отдельных ее приборов и аппаратуры, относящихся в целях бухгалтерского учета к объектам основных средств;
  • ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": расходы на приобретение (изготовление) запасных частей для ремонта пожарной сигнализации.

Бюджетный учет

С учетом того что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ <2> большая часть государственных (муниципальных) учреждений, подведомственных силовым ведомствам и структурам, с 2011 г. признаются казенными, при организации и ведении бухгалтерского учета они обязаны руководствоваться:

  • Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
  • Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

На основании положений данных документов рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с поступлением и эксплуатацией систем пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект, которым может выступать (п. п. 41, 45 Инструкции N 157н):

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

При этом комплексом конструктивно-сочлененных предметов называется один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции N 157н).

Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, этот комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам. Так, согласно ОКОФ приборы и аппаратура систем пожарной сигнализации (код 14 3319000) относятся к машинам и оборудованию, поэтому в бюджетном учете их следует учитывать на счете 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения" (п. 5 Инструкции N 162н).

Итак, принятие к учету системы пожарной сигнализации, в соответствии с положениями Инструкции N 162н, отражается следующими бухгалтерскими проводками:

  • формирование первоначальной стоимости системы:

а) на сумму затрат на приобретение оборудования:

Кредит счета 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств";

б) на сумму затрат по монтажу оборудования:

Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам";

  • принятие к учету системы пожарной сигнализации:

Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения".

Для приемки выполненных подрядных работ по монтажу пожарной сигнализации применяется акт о приемке выполненных работ (форма по ОКУД 0322005) (далее - акт КС-2). На основании данного акта заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма по ОКУД 0322001) (далее - справка КС-3), в которой по требованию заказчика приводятся данные по видам оборудования, к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 этой справки указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 - данные о выполненных монтажных работах (Письма Минфина России от 23.07.2010 N 02-06-10/2715, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).

К сведению. Унифицированные формы акта КС-2 и справки КС-3 утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

Если учреждение заключает со сторонней организацией договор на установку пожарной сигнализации, по которому в общую сумму включена стоимость оборудования и работ, операция по начислению расходов по такому договору отразится в бюджетном учете следующим образом:

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).

Таким образом, исходя из того, что зачастую система пожарной сигнализации состоит из нескольких нефинансовых активов, в том числе основных средств, имеющих разный срок полезного использования, отдельные элементы системы пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичное мнение приведено в вышеназванных Письмах Минфина.

Как правило, система пожарной сигнализации состоит из:

  • сигнализационных сетей, которые согласно ОКОФ включаются в состав здания как внутренние коммуникации;
  • конечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи. Именно указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что отдельные элементы пожарной сигнализации (аппаратура и оборудование), являющиеся самостоятельными инвентарными объектами, согласно Инструкции N 162н учитываются также на счете 101 34 000. Принятию к бюджетному учету данные объекты подлежат на основании одностороннего акта о приеме-передаче объекта основных средств (унифицированная форма ОС-3). В бюджетном учете отдельные элементы пожарной сигнализации отражаются по стоимости, указанной в справке КС-3, по видам оборудования, используемого при монтаже системы.

Стоит также отметить, что независимо от того, учитывается ли пожарная сигнализация как отдельный инвентарный объект в целом или ее отдельные приборы и аппаратура, сведения о ее наличии в здании должны быть отражены также в инвентарной карточке учета основных средств <3> (форма по ОКУД 0504031) (инвентарной карточке на здание) в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

<3> Унифицированная форма карточки с 2011 г. утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию пожарной сигнализации в рамках договоров со сторонними организациями отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 1 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".

Расходы на ремонт пожарной сигнализации отразятся в бюджетном учете так:

  • сумма приобретенных запчастей, необходимых для замены изношенных деталей:

Дебет счета 1 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества"

Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  • сумма выполненных ремонтных работ:

Дебет счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества"

Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества".

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"