Другие танцы

Браиловский свято троицкий монастырь. Браиловский во имя святой троицы женский монастырь. Погребение отца Кирилла

Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...

Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.

Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.

Браиловская обитель

Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».

Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.

Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.

И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.

Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.

С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.

Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.

Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.

Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...

В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.

Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.

Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря

Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.

1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.

В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.

Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.

Свято-Троицкий храм сегодня

Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.

С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.

Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.

«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»

Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская

В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.

Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид

В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.

Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.

Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.

Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония

В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.

Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.

В Браиловском монастыре сегодня

Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.

В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Прошел год с тех пор, как 28 ноября, на 93 году жизни, после продолжительной болезни, отошел ко Господу старейший клирик Винницкой епархии, старец Свято -Троицкого Браиловского монастыря схиархимандрит Кирилл (Соколов). Перестало биться огромное, любяшее сердце, без остатка отданное Богу и людям.
С 1992 года отец Кирилл был духовником Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.

Духоносный старец. Схиархимандрит Кирилл (Соколов), игумения монастыря Антония и келейник, иеродиакон Давид
За молитвенной помощью и советом к нему приезжали многие священники и миряне из Украины и других стран.
Батюшка был одним из редких в наши лукавые времена людей, способных одной фразой дать понять, что такое Любовь, и ее самим обликом своим являющих. Это действительно чудо - своими глазами видеть Любовь, воплощенную в человеке

Заупокойную Божественную литургию и чин погребения почившего схиархимандрита Кирилла совершил в Свято-Троицком Браиловском монастыре 30 ноября Высокопреосвященнейший Симеон, Митрополит Винницкий и Барский. монастырь)

Обратимся к воспоминаниям иеродиакона Давида (Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь), опубликованным в книге «Послушник N. Плач о духовной жизни» .Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Радость неизреченная. Схиархимандрит Кирилл (Соколов) со своим келейником, иеродиаконом Давидом в келье Браиловского монастыря после праздника святым мученикам Маккавеям

Свидетельствует иеродиакон Давид

Схиархимандрит Кирилл, в миру Андрей Андреевич Соколов, родился в селе Волчинец Молдавской ССР в семье
священника и сельской учительницы - преподавательницы младших классов. Отец его, иерей Андрей, был коренным
россиянином, а мама Вера - украинка. Невдалеке от их села находился православный Карлашовский монастырь.
* * *
Будущий старец учился в сельской школе. А от родителей он получал, в те безбожные годы, ещё и знания по За-
кону Божьему. Батюшкины детские воспоминания больше связаны с мамой: «Я очень люблю Украину и украинцев -
это у меня от мамочки. Так она учила в Молдавии меня и всех деток», - рассказывал он. У старца с тех далёких вре-
мён, благодаря родителям, сформировалась отзывчивая на всякую боль душа. О таких обычно говорят: «Да он и мухи
не обидит». Для батюшки этот фразеологический оборот не является преувеличением, он действительно даже муху не
желает убить: «Ей же больно. Вон она как лапками шевелит и жужжит. Надоела муха - гони её» - так примерно го-
ворит батюшка своим духовным чадам. Из животного мира больше всех батюшка Кирилл любит птиц. Но не в клетках
или домашних - а вольных. Особенно певчих. Всегда через окошко что-то им подбросит в кормушку.

Духоносный старец
* * *
Вспоминал старец, что дома в Молдавии у них было пианино. Отец музицировал сам, обучал нотам и пению детей.
Сам батюшка, несмотря на почтительный возраст, тоже хорошо играл и на пианино и на фисгармонии. Мама его, по-
мимо школы, принимала на дому учеников - подтягивала отстающих по различным предметам. Также и своего сына
она обучила молдавскому языку - он им владеет в совершенстве. Но говор у батюшки чисто русский и очень прият-
ный - такого в наших местах не услышишь.

* * *
Что можно ещё рассказать о детстве батюшки? Мама умерла очень рано, и отец один воспитывал детей. Однажды,
когда они всей семьей работали на огороде, к хате подъехал крытый «воронок» - из него вышли люди в штатском. Они
позвали хозяина, и повели его под руки к машине. Больше отца своего дети не видели и, даже спустя многие годы, не
могли узнать о его судьбе. Батюшка Кирилл считает своего отца, иерея Андрея Соколова, мучеником за веру. Далее
малолетних детей воспитывали родственники.
* * *
После армии батюшка устроился на работу ретушером в фотоателье (с детства ему очень нравилось раскрашивать
картинки). И здесь пригодились его навыки и прилежность. Он стал незаурядным мастером. Из обычной чёрно-белой
фотографии он анилиновыми красками создавал целое произведение. Если это был портрет, то превращался в художе
ственную картину, а фотография некоего ландшафта - в живописное полотно. В нижнем храме у нас в монастыре,
да и в келии батюшки, есть иконы, которые он написал сам, но уже масляными красками, копируя репродукции. Эти ра-
боты выполнены в своеобразной манере - больше похожи на детские. Но духовность и любовь к творчеству, видны в
каждом образе.
* * *
После перенесения нескольких операций в конце 80-х батюшке становится всё тяжелее и тяжелее служить одному
на двух сельских приходах. Когда Винницкую кафедру возглавил архиепископ Агафангел (Саввин), батюшка просит
владыку постричь его в монашество. Постриг совершается в кафедральном соборе с наречением имени Игнатий - в
честь Игнатия Богоносца.
* * *
Вскоре, в начале 90-х годов, игумена Игнатия (Соколова) направляют во вновь открытый Браиловский Свято-Троиц-
кий женский монастырь штатным священником.

Браиловский монастырьБраиловский монастырь

Служил батюшка седмицы, говорил проповеди. Здесь я впервые, ещё молодым хлопчиком, увидел его и услышал.
Очень мне нравилось, что отец игумен не читал, как наши священники, проповеди с листочка, а говорил по памяти -
кратко, но очень доходчиво и, главное, таким голосом, который слушаешь с замиранием сердца.
Ежегодно батюшка ездил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру к своему брату. Однажды, вернув-
шись, это был 1998 или 1999 год, он говорит мне: «Я вам что-то хочу сказать, только никому об этом пока не сообщайте.
Я, милостию Божией, пострижен в чин великой схимы и наречен именем в честь прп. Кирилла Белоезерского. Постриг
совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин)». Но эта «тайна»быстро разошлась по монастырю. Все батюшку поздрав-
ляли, а он от смущения не знал, куда спрятаться, и очень переживал, как отреагирует преосвященный. Но владыка
благосклонно принял новость, что в Браиловском монастыре появился схимник. Ещё через несколько лет батюшке Ки-
риллу совсем стало тяжело служить. Годы брали свое - ему уже и чашу со Святыми Дарами было тяжело подымать, и
всю седмицу служить. После перенесённого микроинсульта, когда жизнь старца, казалось, «висела на волоске», батюшка немного окреп и начал говорить в манере, свойственной людям, получившим некое откровение.

Два старца. Отец Кирилл (Соколов) с архимандритом Ионой (Игнатенко)
* * *
Была у старца примечательная черта истинного христианина - он никогда не позволял себе кого-то обидеть. И более того, если о. Кириллу покажется что кто-то, даже мало-мальски знаемый или вовсе незнакомый человек, по какой-либо неизвестной причине обидится на него, батюшка не успокоится, пока не загладит свою мнимую вину. Часто это простые житейские недоразумения: кто-то долго ожидал приёма или старец по немощи забыл, о чём его просили. А порой ему просто показалось, что некий человек мог на него обидеться. Батюшка не будет кушать, не будет читать монашеское правило, даже не заснёт (чему я неоднократно был свидетелем), пока к нему в келию не приведут «обиженного»
человека, - порой эту его просьбу исполняли я или матушки. Когда вводили в келию раба Божия, старец, воздевши
руки, а он только сидит или лежит на кровати, восклицает:«Прости, прости меня!» И никогда не отпустит, не облобы-
зав по-христиански в обе щеки, да ещё и руку постарается поцеловать. Многие, конечно, от такого приёма у батюшки,
как говорят, на седьмом небе. Особенно, если старец попросит: «А батюшку, а батюшку поцеловать», - и подставляет
свою украшенную благообразной сединой, щеку. Получив желаемое, старец расцветает. И по его улыбке, блестящим
от слёз глазам видно, что это очень искренний поступок.

Икона святого страстотерпца Царя Николая написана старцем Кириллом
Тут же поднимается у батюшки настроение, появляется аппетит. А ест он очень мало - кашку в основном. Когда кто-то принесёт что-то вкусненькое - грушу, персик, виноград, - старец с благодарностью принимает, и… отдает лакомство
следующему посетителю: «Это вам от меня гостинец, я очень рад, что вы посетили меня». Речь у батюшки, милостью Бо-
жией, сохранилась. Разговор чёткий. Слова он подбирает очень образные - чувствуется очень хорошее литературное
образование. Есть такие редкие натуры, что рождаются,воспитываются и живут до глубокой старости. Как невинные дети. Таков был наш батюшка.
* * *
По натуре своей старец наш был очень скромный и стеснительный. Не только лишнего себе не попросит, но даже из
необходимого не берёт. В трапезную батюшка ходил самостоятельно до тех пор, пока в 2015 году у него полностью не
отказали ноги, а сейчас даже в храм его привозят на инвалидной коляске.
До болезни батюшка никогда не оставлял рукоделия. Писал иконы и украшал их бисером. Выкладывать мелкие бу-
синки его научили сёстры нашего монастыря.

Икона св. апостола Петра, украшенная батюшкой
* * *
Отец Кирилл, узнав о страшной беде противостояния и братоубийства на Украине, благословлял молиться о враждующих, как о заблудших.
* * *
Даже спустя два месяца я не могу без слез вспоминать о смерти батюшки. Не скрою, в обители понимали, что старец
все приближается и приближается ко встрече с Господом, но мы молили Создателя оттянуть это время на сколько воз-
можно еще, т. к. нам был дорог отец Кирилл.
* * *
Когда батюшке в очередной раз стало плохо, мы, признаться, сильно не переживали. Такие приступы у него за
последние год-два происходили почти регулярно. В этих случаях батюшка впадал в забытье и почему-то говорил по-
румынски. Возможно, старцу являлись его родители или перед мысленным взором проходили картины детства. Обычно
в течение получаса батюшка, повитав в неведомых весях, возвращался к нам, но, очнувшись, ничего не рассказывал.
* * *

Блаженная кончина старца

Под вечер 28 ноября, спросили батюшку, будет ли он что-нибудь кушать, и, получив кивком головы утвердительный
ответ, очень обрадовались, потому что накануне двое суток он почти не спал и поел от силы три ложки каши. Старец
все повторял: «Побудь со мной, побудь со мной», - как бы чувствуя скорое расставание. А у меня по молодости и тер-
пения нет, и долг послушания - свечи делать - отвлекает,- всегда на полдня убегаю. В этот раз, не знаю, почему,
не пошел на послушание, остался при батюшке. После начала приступа матушка, дежурившая при старце, побежала
за медсестрой. Та скоро пришла и стала проверять пульс. Старец задышал чаще, чаще, судорожно хватая ртом воз-
дух. Сестра говорит: «Отходит». Я вижу: глаза у батюшки пленкой покрываются. Взял его за его руку теплую, он дру-
гой мою руку гладит, как будто сказать что-то хочет. И в этот момент по лицу судорога пошла - это, понял я впервые
в жизни, смертушка свой сигнал подала. Святой водой тут же батюшкино лицо отер, но старец уже отошел в мир иной.
Было 18 часов 20 минут.
Сестры сразу весть печальную по монастырю разнесли. Матушка игумения благословила читать отходную.

Погребение отца Кирилла

Прощание с отцом Кириллом
* * *
За несколько дней до смерти батюшке было видение: престол в храме как бы плавал в крови, а вокруг было множе-
ство частичек, которые священники вынимают на проскомидии. Я по своей греховности предположил: «Может быть,
батюшка, Вы во время своей немощи и болезни, после таинства Евхаристии, с антиминса, случайно где-то обронили
хоть крошку Тела Христова?». «Да-да, может быть, надо исповедаться».
Сразу же пригласили священника нашего. Старец поисповедался и причастился за сутки до своей кончины. Может
быть, и Господь не забирал его, ожидая исповеди последнего, по немощи и забывчивости нераскаянного греха.
* * *
Скончался наш батюшка на 93 году жизни. Заупокойная Божественная литургия состоялась на третий день, 30 ноября
в Свято-Троицком соборном храме обители. В богослужении, которое возглавил митрополит Симеон, приняли участие 80 священников из Винницкой, Могилев-Подольской, Тульчинской, и других епархий УПЦ. Вместе с архипастырем и священнослужителями молились около 10 тысяч человек. Похоронили старца на монашеском кладбище возле старинного дореволюционного склепа.
* * *
В навечерие Рождества Христова, 6 января по новому стию, исполнилось сорок дней со смерти старца, спустя два дня
после дня его рождения. В это время в храмах поется тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». А накануне сво-
ей смерти старец тихонько, полушепотом пропел полностью этот тропарь, и теперь все наши монастырские, кто знал об
этой маленькой тайне, во время службы плакали от радости.

Фотографии Сергея Фрича с сайта fotopaterik.org

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.

Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан (базилиан). Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 году, не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 году снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII в. Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 году в село Зарванцы) на холме неподалеку реки Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 году Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х годах XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера, присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 году из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в город Браилов, где остались свободными помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 года в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В монастыре было три храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 году), преподобных Антония и Феодосия Печерских, святого Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

В ХХ в. для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения Советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 – старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой – шитьем, летом – полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозинвентарь забрал Жмеринский райколхоз в 1923 году. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 года крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. В 1932 году монастырь закрыли совсем.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть находилась в зоне оккупации Румынии. В 1942 году монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х годах XX в. наступление на монастырь в области возобновилось еще с большей силой. В 1962 году монастырь был снова закрыт. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен православной церкви. 19 марта 1990 года отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь святого Николая. В монастыре есть чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская, Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: «Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть».

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две большие престольные иконы – великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

Жмеринского района. Основан в далеком 1635 году по инициативе украинского шляхтича и сенатора Речи Посполитой Михаила Кропивницкого. Является комплексом памятников архитектуры и градостроительства национального значения. Браиловский монастырь вместе с – в 2007 году стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».

История святыни

За время своего существования Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь пережил немало: переход от православия к унии, закрытие, советские репрессии и восстановление. Историю святыни условно можно разделить на 4 периода.

Основание храма

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь основали в 17 веке, чтобы поддержать православие на Брацлавщине. Идею Михаила Кропивницкого одобрили также местные крестьяне и мещане, отдали на нужды храма землю и различные угодья. В это время возведена деревянная трехкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии, создано общежитие по уставу святого Василия Великого.

Монастырь под властью униатов. Упадок

Точно неизвестно, когда и каким образом обитель отошла от православия, но новую церковь, которая является нынешним зданием монастыря, начали возводить в 1767 году на средства польского шляхтича Францишека Селезия Потоцкого. Новое здание предназначалось для монахинь католического ордена тринитариев. Но вследствие польского восстания 1830 – 1831 годов униатский женский монастырь стал постепенно приходить в упадок, потерял земли и угодья.

Смутное время

В 1845 году, после аннексии Подолья Российской империей, в здание бывшего тринитарского монастыря переселился православный женский монастырь из . Спокойная жизнь продолжалось до 1932 года, когда большевистская власть нашла в святыне зерно, скрытое во время Голодомора крестьянами из окрестных сел. Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь сразу закрыли. В 1942 году, во время нацистской оккупации, обитель возобновила работу с разрешения румынской администрации. Однако советский режим ликвидировал святыню на период с 1962 до 1989 года. В это время в помещении храма существовали профтехучилище и туристическая база.

Возрождение храма

Со времени открытия монастыря в 1989 году начались работы по восстановлению зданий. В 90-тые годы 20 века провели основательную реставрацию всего комплекса сооружений и монастырского подворья.

В 2007 году проект «Браиловская казна», который включал Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь и Государственный музей Чайковского и фон Мекк, стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».

По преданию браиловцев, монастырь когда-то украшала статуя Иисуса Христа Назарея. Фигура в багряной тунике с завязанными на груди руками была символическим напоминанием о христианских невольниках, которых католические монахи выкупали из плена. Попала она сюда, по одной из версий, из Турции, по другой – из Мадрида. Считалось, что статуя приносит исцеление всем, кто к ней приходит с доверием. В водовороте событий 1917 и последующих лет – бесследно исчезла. Судьба и местонахождение скульптуры Иисуса Христа Назарея до сих пор неизвестна.

Интерьер

Еще в 1787 году интерьер расписал известный венский художник-монах Йозеф Прехтль. Это стало важным событием в жизни храма, ведь в этом же году сюда наведался особый ценитель творчества художника – польский король Станислав-Август Понятовский. Эти росписи, выполненные темперой на сухой штукатурке в стиле рококо не сохранились. Когда Браиловский монастырь стал православным, росписи в стенных нишах выполнил Е. Осмоловский. Они были уничтожены в советское время и окончательно забелены в конце 20 века.

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь славится своими святынями, среди которых:

  • икона Божьей Матери Троеручицы, написанная в начале 19 века в Афоне;
  • икона Браиловской Ченстоховской Божьей Матери – по преданию, пожертвована в 1635 году Михаилом Кропивницким;
  • икона Браиловской Почаевской Божьей Матери, найденная в 1887 году в Почаевской Лавре профессором Андреем Хонацким. Ученый доказал, что икона является копией чудотворного образа с Браилова, который исчез после захвата города турками в 1672 году;
  • ковчег с мощами святых.

Архитектурные особенности

Первоначально Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь – это дом костела и присоединенный к нему со стороны хора корпус келий. Кельи святыни двухэтажные, кирпичные. В 19 веке достроили ворота со служебными помещениями, которые принадлежит к памятникам архитектуры как отдельный объект. Храм отличается сложной многоплановостью объемов. Однако декор его фасада довольно сдержанный и имеет вид тринавной базилики, перекрытой сводами с люкарнами в среднем нефе.

Настоящим украшением Браиловского женского монастыря является двухъярусная колокольня, построенная в стиле барокко, с богатой пластикой и большими проемами.

Как доехать

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь расположен на улице Монастырской, 1 в поселке Браилов, что на Винничине. Ближайшие города: , Винница.

Автобусом . Рейсовые автобусы в направлении «Винница – Браилов» отправляются 2-3 раза в час. Стоимость билета колеблется в пределах 40 гривен.

Автомобилем . Двигайтесь по трассе Е583/М21 в направлении автодороги Т0242, которым нужно ехать в пункт назначения. Время в пути – 50 минут.