Другие танцы

"Рассудок и любовь на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза. Тема любви в повести бедная лиза карамзина Главные герои и их характеристика

Для сочинения-рассуждения 15.3 особенно важны качественные аргументы. Лучше всего найти примеры из литературы, которая знакома всем ученикам 9 класса. Идеально подойдет повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», где раскрываются многие темы на .

  1. Внутренний мир . В разговоре с любимым Лиза напомнила ему, что они не смогут пожениться: крестьянка — не пара барину. Но Эраст возразил ей, ведь ему важнее всего была чистая и невинная душа девушки, а не ее социальный статус. Именно естественность и богатство внутреннего мира героини так нравились Эрасту. Ради них он готов был пойти против законов света и жениться на крестьянке. Но как только Лиза пала в его глазах, он перестал чувствовать притяжение к ней. Таким образом, многие люди больше дорожат внутренним богатством человека, а не его материальными ценностями.
  2. Совесть . Когда Эраст объявил Лизе о помолвке и дал ей денег, она направилась домой и остановилась у глубокого пруда. Героиня не смогла больше жить после предательства любимого и свела счеты с жизнью. Ее так и не смогли спасти. Мать от полученного известия тоже скончалась. Узнав об этой драме, Эраст стал винить во всем себя и всю жизнь прожил под давлением совести. Значит, совесть — это внутренний судья, карающий нас за плохие поступки.
  3. Любовь . Героиня полюбила Эраста и пожертвовала ради него всем, что имела. Она отказалась от брака с зажиточным крестьянином и посвятила свою девственную чистоту избраннику до венчания. Девушка доверяла ему сверх меры, поэтому, лишившись любимого, потеряла и смысл жизни. Таким образом, настоящая любовь всегда становится для человека путеводной звездой, без которой он не видит своей дороги.
  4. Раскаяние . Самоубийство главной героини — прямое следствие ее раскаяния. В старину связь с мужчиной до брака считалась для девушки позорной. В крестьянской среде этот грех был особенно зазорным и стыдным, поэтому Лиза, осознав порочность своего поступка, не смогла жить. Эраст не мог стать ее мужем, будучи женихом другой девушки, и этот факт перечеркнул будущее героини. Отныне она была падшей женщиной, не имеющей морального права носить честное имя. Ее раскаяние было искренним, ведь, искупая грех, она пожертвовала самым дорогим — своей жизнью.
  5. Доброта . Главная героиня отличалась добротой, которая находила выражение в реальных делах, а не высокопарных словах. Так, Лиза одна работала за всю семью, чтобы обеспечить больную мать всем необходимым. Даже перед самоубийством она подумала о ней и отправила деньги, дабы мама ни в чем не нуждалась. Забота и ласка дочери по отношению к матери — лучшее доказательство ее бескорыстной доброты.
  6. Материнская любовь. Мать Лизы, старая и больная крестьянка, очень любила дочь и жила, думая только о ее счастье. В ней заключался смысл ее жизни. Поэтому после известия о смерти дочки она скончалась от удара. Сердце матери не выдержало этого горя. Оно пережило гибель мужа, но не перенесло кончины ребенка. Этот факт говорит о феноменальной силе любви, соединяющей женщину и ее плод.
  7. Счастье. Каждый из нас видит счастье по-своему. Лиза видела его в любви и радости жизни с любимым человеком. Ее мама жила надеждой на благосостояние и счастье дочери. А вот Эраст видел его в роскоши и праздности и обманулся: его судьба сложилась трагически, ведь вина за смерть Лизы преследовала его по пятам даже в богато оформленной гостиной. Поэтому очень важно правильно определить то, что станет неиссякаемым источником радости и вдохновения.
  8. Жизненные ценности . Настоящей ценностью человека является любовь. Именно поэтому главная героиня повести «Бедная Лиза» не смогла жить без нее. А вот деньги и положение в обществе, которые люди часто считают самым важным своим активом, не помогли ее избраннику найти свое место в мире и ощутить радость жизни. Без любви и с чувством раскаяния он прозябал, а не жил, хоть и имел все, что нужно для комфорта и праздности. Значит, настоящие жизненные ценности — это духовные и нравственные богатства, а не материальные излишества.
  9. Нравственный выбор . Не все могут достойно пройти ту проверку, которая обусловлена необходимостью нравственного выбора. Так, Эраст не смог отказаться от богатства и выбрать не его, а нравственный долг перед девушкой, которую он совратил. Поэтому он попробовал подкупить ее и свою совесть щедрыми дарами, но все равно не заглушил голос совести, возвещающей о неправильном выборе.

Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

    Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

    Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

    Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.

    Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.

    Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.

    Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.

    Развивать творческую активность уч-ся.

    Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.

    Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

Ход урока:

Эпиграф

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

2. Проверка домашнего задания.

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

Признак сентиментализма

Тезис, цитаты из текста

2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.

3. Обожествление природы.

3. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)

Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.

А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)

Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)

Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.

С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)

Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

4. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)

Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.

5. Выступление специалиста ЗАГСа.

Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.

Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:

Нежелательная беременность;

Любовь;

Стремление сбежать от родительской опеки;

Ошибочное убеждение.

Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений

Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина - только с 18 лет.

В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам - с 16 лет.
В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин - с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14­-15 лет, а юноши - от 18 лет до 21 года.

В Англии возраст брачующихся одинаковый - 16 лет.

А в нашей стране?(ответы уч-ся)

В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.

В чем причина распада ранних браков?

1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.

2. Неправильное представление о семье.

3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.

4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.

5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.

К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.

Вот статистические данные по г.Благовещенск..

За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.

На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть -

Все начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи.

Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.

Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).

А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)

6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.

1-й : Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…"

2-й: Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.

Близкие (после самоубийства):
- чувство вины (не замечали, не любили…),
- горе, боль утраты,
- замешательство и шок.

Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".

Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.
3-й : Маяковский “Послушайте”.

Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,-
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной?
И надрываясь в полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит, чтобы обязательно была звезда,
Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку.
А после, ходит тревожный
И спокойный наружно
И говорит кому-то:
“Тебе теперь ничего не страшно? Да?”
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают, -
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо, чтобы
Каждый вечер над крышами
Загоралась хотя бы одна звезда!

Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?

1. На уроке мне было сложно сдержать слезы;
· я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
· трудно было не заплакать;
· нельзя понять Лизу.

2. Урок помог задуматься:
· о том, как страшно потерять жизнь;
· об одиночестве, доброте и милосердии;
· о человечности, об отношении к девушке;
· о моих родных;
· о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;

3. Я понял:
· нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;

· никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст;
· я очень люблю своих близких и боюсь их потерять;
· нельзя совершать таких ошибок.

Исполнение песни___________________

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.

­Несчастная любовь

Много произведений написано на тему несчастной любви, но самым трагичным мне кажется история юной крестьянки Лизы, влюбленной в молодого дворянина Эраста. Автор повести Николай Михайлович Карамзин, как последователь сентиментализма, сумел прекрасно описать искренние чувства девушки. Лиза выросла в глубинке и была далека от алчности жителей столицы.

Возможно, поэтому ее любовь с московским дворянином оказалась несчастной.

Они с Эрастом были людьми разного круга и разного ума. Он привык к разгульной жизни, к

Роскоши и лжи. А она была девушкой честной, чуткой и искренней.

Именно эти качества вкупе с предательством Эраста погубили ее. Лиза выросла в порядочной семье и надеялась когда-нибудь построить такую же. Увы, судьба распорядилась по-другому. Знакомство с Эрастом привнесло в ее жизнь свет, который она так искала.

Она была по-настоящему счастлива и влюблена. Он, в свою очередь, дарил ей внимание, подарки и свое время. Казалось, что у пары прекрасное будущее, несмотря на разницу в сословиях.

Он уверял ее, что никогда не оставит и всегда будет заботиться о ней. Однако своего слова Эраст сдержать не смог. А, как

Известно, мужчина стоит ровно столько, сколько стоит его слово. По его вине Лиза стала настолько несчастна, что не захотела жить.

Вначале он ее облагодетельствовал, помешал ее союзу с сыном богатого односельчанина, взял на себя ответственность за ее жизнь, а затем предал. Это ли не несчастная любовь? С одной стороны, сюжет истории прост: любовь между дворянином и крестьянкой не имела никаких шансов, тем более в период существования крепостного права.

С другой стороны, если капнуть глубже, можно заметить перемены человеческих чувств, подверженных влиянию времени.

Для Эраста любовь к Лизе была всего-навсего новым, неизведанным чувством. Он привык к повышенному вниманию со стороны женщин, к вседозволенности и мимолетным страстям. А Лиза для него была чистым ангелом, человеком непорочной красоты.

Когда они стали по-настоящему близки, это чувство непорочности улетучилось. Для него все стало снова скучным, однообразным и неинтересным. Он стал постепенно отдаляться от Лизы.

Для нее же это было первое, самое искреннее и чистое чувство. Самоотверженная девушка наивно полагала, что эта сказка будет длиться вечно, но ошиблась.

Ее любовь действительно несчастна с точки зрения гуманности. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она бросается в глубокий пруд и погибает. Мать Лизы, не сумев пережить такого горя, тоже умирает.

Эраст так и остается несчастен до конца жизни. Так действует закон: сделав человека несчастным, и сам становишься несчастным. Автор надеется, что только после смерти Эраст сможет утешиться и помириться с Лизой.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Ненастоящая любовь Литература направления сентиментализма сильно повлияла на читающих людей из России и Европы. Одним из первых произведений в этом жанре стала повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, написанная в конце восемнадцатого века. Главная героиня, бедная девушка-селянка Лиза, ставшая образцом чистоты и нравственным идеалом того времени. История любви Лизы – одна из важнейших в области […]...
  2. Характеры главных героев. Основная мысль повести Повесть “Бедная Лиза” была написана Н. М. Карамзиным в конце XVIII века и стала одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет произведения довольно прост и понятен. В нем слабовольный, но добрый по натуре дворянин влюбляется в бедную крестьянку. Их любовь ждет трагический финал. Эраст, проигравшись, женится на […]...
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно донести чувства, эмоции и моральные устои своих героев. Так и в данной повести он описал бедную девушку, которая была искренне и непорочно влюблена в человека, недостойного ее. При чтении повести […]...
  4. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, мы становимся мудрее, гуманнее и даже чуточку сентиментальнее. Ведь не зря этого автора относят к наиболее прогрессивным сентименталистам той эпохи. Он сумел очень точно и тонко описать внутренние тревоги […]...
  5. ­Мой любимый герой Повесть­ Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной творчества писателей-сентименталистов. Возможно, в наш век никого не удивишь трагедией, так как вокруг столько жестокости, агрессии и предательства. Герои могут показаться нереалистичными или неправдоподобными, но эта повесть все равно остается важнейшей вехой в развитии русской литературы. Особый акцент автор делал именно на […]...
  6. И крестьянки любить умеют Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” – это история любви молодой крестьянки и богатого дворянина. Одной из первых в русской литературе она открыла перед читателями мир чувств, эмоций и связанных с ними страданий. Сам автор причислял себя к сентименталистам, отсюда и такая печаль в произведении с тончайшими оттенками человеческих переживаний. Главная […]...
  7. В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб. Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина […]...
  8. Повесть “Бедная Лиза”, написанная основоположником сентиментализма Николаем Михайловичем Карамзиным, является показательным произведением, где чувства и мысли человека ставятся на первый план. Этой повестью автор хотел обратить внимание на ложь и материальные блага, как главные и самые частные спутники и ценности людей, соответственно. Так же раскрывает страдания, в данном случае героини произведения – Лизы, которые могут […]...
  9. Автор испытывает жалость и сочувствие к Лизе, называя ее “бледной, томной, горестной”. Писатель испытывает неподдельную грусть вместе с любовниками. “Оставленная, бедная” Лиза не должна испытать такую тяжкую разлуку, считает автор, ведь это слишком сильно ранит душу девушки. Пейзаж в данной повести отражает душевное состояние Лизы. Наибольшее значение ему придается во время сцены, происходящей под ветвями […]...
  10. ­Счастье и трагедия любви героини Николай Михайлович Карамзин – один из наиболее прогрессивных русских литераторов своего времени. Он первым ввел понятие сентиментализма, такое популярное в Западной Европе. Его повесть “Бедная Лиза” была ярким примером именно данного жанра и вызывала у современников потоки слез. Это одновременно и романтическая история любви, и трагедия. Герои произведения сталкиваются с […]...
  11. Лиза Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не […]...
  12. Сентиментализм Н. М. Карамзин – наиболее видный представитель сентиментализма в русской литературе, о чем свидетельствует его знаменитая повесть “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году. В те годы сентиментализм был на пике своего развития и был особенно популярен в Западной Европе. Его основу составлял новый подход к человеку как существу чувствительному. Он мог проявляться как в […]...
  13. Н. М. Карамзин в повести “Бедная Лиза” рассказывает историю, сюжет которой во все времена давал пищу для фантазий писателей, – историю любви бесхитростной девушки из простонародья и молодого повесы-дворянина, который впоследствии бросает свою возлюбленную. Повесть Карамзина написана в духе литературного течения, получившего название сентиментализм. Это художественное направление характеризуется повышенным интересом к чувствам человека, к его […]...
  14. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” открыла для русской литературы сентиментализм. На первый план в этом произведении вышли чувства и переживания героев. Главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности. Повесть рассказывает о любви простой крестьянской девушки Лизы и богатого дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражен ее чистой и естественной красотой. […]...
  15. ­Чем интересна повесть современному читателю Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” была написана в самом конце восемнадцатого века. Она привнесла много новшеств в русскую литературу той эпохи и продолжала влиять на писателей последующих поколений. Для современного читателя это абсолютно новый тип драмы, затрагивающий чувства и вызывающий бурю эмоций. Повесть проникнута глубокой человечностью и гуманизмом. Она […]...
  16. Эраст Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время […]...
  17. Данная характеристика выполнена в форме трехчастного дневника: Черта характера — Выписка из текста — Мой мнение. 1)Трудолюбивая – “Бог дал мне руки, чтоб работать – говорила Лиза.” — Она работала за двоих, не щадя себя и ходила в Москву продавать свою работу. 2)Заботилась о матери — “Ты кормила меня своей грудью и ходила за мной, […]...
  18. Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к богатому молодому человеку Эрасту. Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. […]...
  19. Повесть Карамзина “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает […]...
  20. Повесть “Бедная Лиза” – это история любви прекрасной крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста. Эта повесть одной из первых в русской литературе открыла перед читателем мир чувств и переживаний. Ее герои живут и чувствуют, любят и страдают. В повести нет исключительно отрицательных персонажей. Эраст, ставший причиной гибели Лизы, не плохой и коварный человек. […]...
  21. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой повести достаточно прост, он показывает пропасть, которая лежит между людьми из разных слоев общества. Если же смотреть чуть глубже, можно проследить интересные перемены человеческих чувств, которые тоже подвержены влиянию времени. […]...
  22. Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений. Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть “Бедная Лиза”. В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует […]...
  23. Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...
  24. Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. […]...
  25. Повесть “Бедная Лиза” – признанный шедевр русской сентиментальной литературы. В этом произведение на первый план поставлены чувства и переживания героев. Главными героями повести являются крестьянка Лиза и дворянин Эраст. Лиза – молодая красивая девушка с чистой душой и добрым сердцем. После смерти отца, она тяжело работает, чтобы прокормить больную мать. Встретив Эраста, […]...
  26. Повесть “Бедная Лиза” является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для […]...
  27. Н. М. Карамзин Бедная Лиза Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Си…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне, “подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь”, а еще дальше, на горизонте встают Воробьевы горы. Бродя среди […]...
  28. Повесть “Бедная Лиза” является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям героев. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Автор поднимает перед читателем сразу несколько вопросов. На первый план выходит проблема социального неравенства. Герои не могут […]...
  29. Повесть начинается описанием Москвы: “мрачных готических башен Си…нова монастыря”, рыбачьих лодок и “грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом”. По другую сторону реки пасутся стада, а далее – “блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы”, а “вдали село Коломенское с высоким дворцом […]...
  30. Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне, “подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь”, а еще дальше, на горизонте встают Воробьевы горы. Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе […]...
  31. Мать Лизы В повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” особого внимания заслуживает старушка-мать Лизы. Это добрая, заботливая и чувствительная женщина, проживающая в деревне недалеко от Москвы. После смерти мужа, который был главным кормильцем семьи, они с дочерью быстро обеднели. Здоровье ей не позволяло много трудиться, да и видела она уже плохо. Для того чтобы заработать […]...
  32. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом […]...
  33. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести “Бедная Лиза”? Ответ обоснуйте. Фраза – “и крестьянки любить уме­ют”. Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и […]...
  34. Лиза (бедная Лиза) – главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью – “чувствительной, […]...
  35. Такое направление в русскую литературу, как сентиментализм, пришло из Франции. Главным образом оно направлено на описание проблем человеческих душ. В своей повести “Бедная Лиза” Карамзин рассказывает о любви между представителями разных сословий. Лиза – крестьянка, Эраст – дворянин. Девушка проживает вместе с матерью неподалеку от Москвы, подрабатывает продажей цветов, где и познакомилась с представителем дворянства. […]...
  36. Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства. Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...
  37. (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаем за гроши. “К тому же бедная вдова, почти […]...
  38. Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по своим художественным особенностям и структуре. Однако все их объединяет одно обстоятельство – все они являются образом психологической прозы. Часто главными героями его повестей являлись женщины. […]...
  39. В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее;и не могла работать. Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, […]...
  40. Эраст – один из главных героев повести Карамзина “Бедная Лиза”. Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: “сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, […]...
Сочинение на тему: Несчастная любовь в повести Бедная Лиза, Карамзин

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Несчастная любовь

Много произведений написано на тему несчастной любви, но самым трагичным мне кажется история юной крестьянки Лизы , влюбленной в молодого дворянина Эраста . Автор повести Николай Михайлович Карамзин , как последователь сентиментализма, сумел прекрасно описать искренние чувства девушки. Лиза выросла в глубинке и была далека от алчности жителей столицы. Возможно, поэтому ее любовь с московским дворянином оказалась несчастной.

Они с Эрастом были людьми разного круга и разного ума. Он привык к разгульной жизни, к роскоши и лжи. А она была девушкой честной, чуткой и искренней. Именно эти качества вкупе с предательством Эраста погубили ее. Лиза выросла в порядочной семье и надеялась когда-нибудь построить такую же. Увы, судьба распорядилась по-другому. Знакомство с Эрастом привнесло в ее жизнь свет, который она так искала. Она была по-настоящему счастлива и влюблена. Он, в свою очередь, дарил ей внимание, подарки и свое время. Казалось, что у пары прекрасное будущее, несмотря на разницу в сословиях.

Он уверял ее, что никогда не оставит и всегда будет заботиться о ней. Однако своего слова Эраст сдержать не смог. А, как известно, мужчина стоит ровно столько, сколько стоит его слово. По его вине Лиза стала настолько несчастна, что не захотела жить. Вначале он ее облагодетельствовал, помешал ее союзу с сыном богатого односельчанина, взял на себя ответственность за ее жизнь, а затем предал. Это ли не несчастная любовь? С одной стороны, сюжет истории прост: любовь между дворянином и крестьянкой не имела никаких шансов, тем более в период существования крепостного права. С другой стороны, если капнуть глубже, можно заметить перемены человеческих чувств, подверженных влиянию времени.

Для Эраста любовь к Лизе была всего-навсего новым, неизведанным чувством. Он привык к повышенному вниманию со стороны женщин, к вседозволенности и мимолетным страстям. А Лиза для него была чистым ангелом, человеком непорочной красоты. Когда они стали по-настоящему близки, это чувство непорочности улетучилось. Для него все стало снова скучным, однообразным и неинтересным. Он стал постепенно отдаляться от Лизы. Для нее же это было первое, самое искреннее и чистое чувство. Самоотверженная девушка наивно полагала, что эта сказка будет длиться вечно, но ошиблась.

Её любовь действительно несчастна с точки зрения гуманности. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она бросается в глубокий пруд и погибает.

Основные проблемы любви в повести Карамзина 8220 Бедная Лиза 8221

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”

Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе - в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

“Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком - историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.