Косички

Дневник наблюдения за аутичным ребенком в школе. Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра. Будьте доброжелательны и сохраняйте позитивный настрой

ДНЕВНИК

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

учащегося ____ класса ____ МОУ СОШ с.Варламово

классный руководитель ______________________________

2015-2016 уч.год

    Пояснительная записка.

    Информационный лист.

    Личностные качества.

    Карта наблюдения.

    Сформированность учебных навыков по русскому языку.

    Сформированность учебных навыков по математике.

    Табель успеваемости.

    Характеристика.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный дневник предназначен для работы учителей в коррекционных классах. С его

помощью учитель сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету,

используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические

методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.

Коррекционный дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность

педагогического воздействия.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов

предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии

познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала,

индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.

 ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях

 развитие мотивации учебной деятельности

 развитие функции самоконтроля

 повышение работоспособности и самостоятельности

 формирование адекватной самооценки

 формирование и развитие логического мышления

 развитие навыков планирования собственной деятельности

 развитие внимания и памяти

 развитие навыков контроля и словесного отчёта

Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.

Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

    ФИО ученика (цы) ________________________________________________________________

    Класс _______________

    Дата (число, месяц, год) и место рождения____________________________________________

    Домашний адреС__________________________________________________________________

    Семья ребенка:_________________________________________________

Мать____________________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

    Группа здоровья ребенка, заболевания: ______________________________________________

    Заключение ПМПК________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ.

Нравственное воспитание

Сквернословит

Дисциплинирован

Уважает старших

Соблюдает правила школы

Помогает одноклассникам

Следит за внешним видом

Проявляет самостоятельность

Соблюдает личную гигиену

Критичен

Любит животных

Учебная деятельность

Учится хорошо

Учится с желанием

Выполняет домашние задания

Содержит в порядке учеб.принадлежности

Активен на уроках

Опаздывает

Прогуливает

Соблюдает дисциплину на уроках

Отношение к труду

Любит уроки труда

Готов помочь

Легко овладевает трудовыми навыками

Аккуратен в работе

4. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

Не наблюдается

Учебная деятельность:

    равнодушие

    нежелание учиться

    низкая успеваемость

    систематическая неуспеваемость по

    одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

    изоляция

    противопоставление себя коллективу

    положение вожака микрогруппы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

    жестокое обращение со слабыми и младшими;

    пренебрежительное отношение к сверстникам;

    принадлежность к различным молодежным группам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

    конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

    грубость;

    бестактность;

С родителями:

    конфликтный характер;

    грубость, хамство.

Проведение свободного времени:

    не занимается в кружках и секциях;

    проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

    употребляет спиртные напитки;

    зарабатывает себе на жизнь;


Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

    незнание своих возможностей и способностей

    профессиональная неопределенность

    неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии

Отношение к труду:

    отрицательное отношение

    невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома

    недобросовестное отношение

Поведение и поступки.

В школе:

    нарушения требований школьной дисциплины;

    нецензурная брань

    жаргонная речь

    порча школьного имущества

    срыв уроков

В семье:

    побеги из дома

    невыполнение домашних обязанностей

Противоправные поступки:

    бродяжничество

    попрошайничество

    употребление наркотиков

    проституция

    воровство

    вымогательство

    порча имущества

    нанесение телесных повреждений (драка)

5. Сформированность учебных навыков по русскому языку.

Вид работы

Характер ошибок

Основные направления

коррекционной работы

6. Сформированность учебных навыков по математике.

Вид работы

Характер ошибок

Основные направления

коррекционной работы

7. ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

ученика _____ класса _____________________

Уч.год

ФИ _________________________________

Список предметов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык

Литература

Обществознание

Геометрия

География

Биология

Физическая культура

Технология

Краеведение

Информатика и ИКТ

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1) эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2) особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3) специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок - от 0 до 3 баллов:

0 баллов - функция отсутствует;

1 балл - слабо выражена;

2 балла - выражена, но с искажением;

3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки 0 Контакт полностью отсутствует
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность
Оценки 0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
1 Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с нимиманипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки 0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки 0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки 0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки 0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки 0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки 0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки 0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ф.И.О.

класс

ГОУ СкОШ VIII вида № 482

Классный руководитель: Изместьева Наталья Викторовна

  1. ФИО ________________________________________________
  2. Класс 2 «А»
  3. Дата рождения _______________________________________
  4. Домашний адрес, домашний телефон ______________________________
  5. Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ___________________________________

Отец Ф.И.О., место работы____________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей и родственники отца. Квартира выставлена на продажу.
  2. Взаимоотношения в семье прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении Влада реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести самостоятельность и любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями.

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _______________

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И. пришёл в ГОУ СкОШ VIII вида № 482 по направлению районной ПМПК. Раньше обучался в ГОУ СОШ № 1049, где продублировал обучение во 2 классе.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. Влад быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Влад отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками, или звонит жаловаться отцу и старшему брату.

Влад нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает на 4 этаж (к старшему брату), уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Редко

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание учиться;
  • низкая успеваемость;
  • затруднение в освоении учебных программ;
  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;
  • пренебрежительное отношение к сверстникам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;
  • ложь;
  • грубость, хамство.

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения требований школьной дисциплины;
  • нецензурная брань;
  • жаргонная речь;
  • порча школьного имущества;
  • срыв уроков;
  • драки.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________


Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и
их оценка»
(По И. И. Мамайчук, доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:____________________________________________
ФИ ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:___________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных
нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок - от 0 до 4 баллов:
0 баллов - функция отсутствует;
1 балл - слабо выражена;
2 балла - выражена, но с искажением;
3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений
Н.г.
К.г.
Динамика
(+\­)
Блок 1. Эмоционально­поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки
0 Контакт полностью отсутствует
1
Контакт возможен при глубокой заинтересованности
ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок
берет психолога за
руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например,
ребенок
вступает в контакт только в присутствии матери; уходит
от
контакта, когда его о чем­то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность
зависят от
настроения и состояния ребенка

2. Активность
Оценки
0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии,
погруженность в себя
1 Избирательная активность (например, увидев «любимые
игрушки»,
ребенок проявляет активность, стереотипно с ними
манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с
психологом.
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но
быстро
пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен,
чувствителен к тону, вопросу
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки
0 Недифференцированное отношение к различным

ситуациям.
Неадекватные эмоции: стойкий негативизм,
эффективность,
лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным
проявлением негативизма, аффективные реакции при
изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности,
страхи, возможны бурные аффективные проявления при
неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот,
повышенная расторможенность, возбудимость. При
неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
4. Поведение
Оценки
0 Преимущественно полевое поведение без признаков
критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные
крики, двигательное беспокойство). На замечание не
реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность,
страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих.
Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует
без выраженных эмоциональных проявлений
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки
0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на
каком­то аффективно значимом действии
(например, раскачивании, прыжках, постукиваниях).
Или, наоборот, проявляет импульсивность,
несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе
занятий.
Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп
при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но
постепенно
увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается
ускоренный
темп, который к концу цикла занятий нормализуется
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки
0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении
аффективно
значимых заданий
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих
действиях, но способен к переключению внимания при
1

2
значимом задании
Способен к переключению, но наблюдается застревание
на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки
0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии
осмысленного анализа объекта. Сниженная активность
при поиске
объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные,
стереотипные манипуляции с игрушками с
использованием
обнюхивания, облизывания, подкидывания и других
действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно
разглядывает их, но
направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки
0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта
произносит звукосочетания, редкие лова или фраз
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз.
Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже
короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос
маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Целенаправленные действия
Оценки
0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от
задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими
предметами, которые аффективно значимы, или
повторять аффективно значимые фразы и слова
(например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает
эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять
тревожность, страхи, что отражается на темпе
выполнения заданий
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные
физические и психические изменения да еще, если они осложнены
трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое
подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной
ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена,
дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может
преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети,
нуждающиеся в социально­педагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем
с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации,
которые,
нуждаются в социально­педагогической
поддержке.
прежде всего,
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и
регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше
узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.

Цель:
деятельности учащихся
формированию личности.
организация профилактической,
социально­значимой
и работа по укреплению, развитию и
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит
с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
(характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления
активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная
информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному
педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные
учащегося.

Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на
учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные
классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая
проанализировать ученика его характер, способности; результаты
психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет
успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое представление о
динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его
семьей.

Содержание
Стр.
Раздел I. «Информационный лист»
Включает в себя личные данные учащегося
Состав семьи
Данные о родителях
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
Общие сведения об учащемся
Направленность личности учащегося
Волевые качества учащегося
Эмоциональная сторона характера
Особенности умственного развития учащегося
Характеристика на учащегося составленная учителем
Раздел II I. «Учебная деятельность»
Учебная деятельность
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Учет посещаемости и успеваемости
Ежедневное наблюдение
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям
Любимые школьные предметы
Раздел I V. «Индивидуальная работа»
План работы с учащимся
План работы с семьей
Акты обследования жилищно ­ бытовых условий жизни семьи
учащегося

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
5. Семья ребенка:
Мать_____

Отец ______________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно­бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
6. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
7. Характер ребёнка _______________________________________________________________
8. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
9. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
10. Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
13. Круг общения (ФИ друзей):

в школе __
вне школы _______________________________________________________________________
14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)
______________________________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с
учета) ________________________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
______________________
(год оформления карты)

ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия
жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у
семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет
особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии
учащегося.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится
встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень
ее сознательности.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________

4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального
переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или
вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет
самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА

Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойно­доброжелательный; агрессивный;
неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
пользуется
авторитетом)
5. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,
сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель,
дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо,
удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
8. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других
классов, учителями, родителями и родственниками)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мнение
ученика
Мнение
родителей
Мнение
учителя
Параметры
Предметы,
изучаемый с
удовольствием
Предметы,
вызывающие
трудности
Предметы, которые
хотели бы изучать
дополнительно
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры
Мнение ученика
Мнение
родителей
Полностью самостоятелен
Оказывается
эпизодическая
Помощь (указать, по
каким)
Оказывается постоянная
помощь

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
математика
чтение
3­8
3 3
Сентябрь
10­15
17­22
2 3 н 3
2 н н 3
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
24­29
4 2 н н 3
Например:

п/
п
1
2
Например:
Дата
5.09.08 Пришел в школу
Наблюдение
с
невыученными уроками по
математике.
Меры, результат
Сообщение
родителям
записку.

через
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет
успев пропуск
успев пропус
успев пропуск
и
26
26
3
3
математ
ика
русский
язык
и
ки
0
0
4
4
успев
пропус
ки
3
4
16
16
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата
Проблема
Принятые меры

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

№ Содержание наблюдений
Не
Иногд
а
Часто
н
а
б
л
ю
д
а
е
т
с
я
1
Учебная деятельность:
ﺻ равнодушие;
ﺻ нежелание учиться;
ﺻ низкая успеваемость;
ﺻ затруднение в освоении
учебных программ;
ﺻ систематическая
неуспеваемость по одному
или нескольким предметам.
Взаимоотношения со сверстниками.
2
Положение в классе:
ﺻ изоляция;
ﺻ противопоставление себя
ﺻ положение вожака микро
коллективу;
группы, состоящих из
трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
слабыми и младшими;
ﺻ жестокое обращение со
ﺻ пренебрежительное отношение
ﺻ принадлежность к различным
к сверстникам;
молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
ﺻ конфликтный характер
взаимоотношений с одним
или несколькими учителями;
ﺻ грубость;
ﺻ бестактность;
ﺻ ложь.
С родителями:
ﺻ конфликтный характер;
ﺻ ложь;

4
Проведение свободного времени:
ﺻ не занимается в кружках и
секциях;
ﺻ проводит свободное время вне
дома (с друзьями на улице);
ﺻ употребляет спиртные напитки;
ﺻ курит;
ﺻ зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная
ориентация.
Выбор профессии (для
старшеклассников):
ﺻ незнание своих возможностей и
способностей;
ﺻ профессиональная
неопределенность;
ﺻ неразвитость тех четырёх
личности, которые необходимы
для выбранной профессии.

Отношения к труду:
отрицательные отношения
ﺻ невыполнения трудовых
обязанностей в школе и дома;
ﺻ недобросовестное отношение

6
Поведение и поступки.
В школе:
ﺻ прогулы;
ﺻ нарушения требований
школьной дисциплины;
ﺻ нецензурная брань;
ﺻ жаргонная речь;
ﺻ порча школьного имущества;
ﺻ срыв уроков;
ﺻ драки.
В семье:
ﺻ побеги из дома;
ﺻ невыполнение домашних
обязанностей;
Противоправные поступки:
ﺻ бродяжничество;
ﺻ попрошайничество;
ﺻ азартные игры;
ﺻ употребление наркотиков;
ﺻ проституция;
ﺻ воровство;
ﺻ вымогательство;
ﺻ порча имущества;
ﺻ нанесение телесных
повреждений (драка).

ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
доминирующее
психическое
противоположное
психическое
состояние
состояние
весело
грустно
интересно
неинтересно
волнение
спокойствие
пассивность
активность
усталость

бодрость
радость
огорчение
раздражение
равнодушие
депрессия
вдохновение
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________

Директор школы
(ФИО)
_______________
Утверждаю
АКТ
обследования жилищно­бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней
________________________________________________
Дата рождения
____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищно­бытовых и семейных условий
подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием

установлено,

из
______________________
Мать_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________

Заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии
_________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата
Проблема семьи
Что сделано
Результат

Директор школы
Утверждаю

______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально­
бытовых условий жизни семьи.
1. Семья ________________________________
2. Место жительства:
a) по прописке _____________________________________________

(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
b) фактически _____________________________________________
c) другие варианты регистрационного учета ____________________

__________________________________________________________
d) не
состоит
учете

_______________________________________
3. Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают
родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где
родители
(один из родителей)
несовершеннолетние;
семья,
воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных
переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные
(состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из
родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из
родителей) с наркотической зависимостью.)

4. Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства;
земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина;
стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника,
компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные
машины с мотором, библиотека (более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
5. Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира,
«Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного
типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными
удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с
частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми
удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______).
(подчеркнуть соответствующие варианты)

6. Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности
(приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших
родственников; находится в муниципальной собственности (не
приватизировано);
принадлежит ведомству,
предприятию;
Вами
снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
7. Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи
(меньше 7 м; 7­9 м; свыше 12 м)
a) Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
8. Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и
т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность
уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного
белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
9. Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
a) Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по
безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии,
алименты, другое (что именно)

______________________________________________________
d) Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная
работа, доходы от подсобного хозяйства (садово­огородных участков
(площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в
аренду, другие ____________________________ , никаких источников
дохода не имеем).
e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на
одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли,
пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие
денежные поступления, затем полученную сумму разделите на
количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100
руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3
500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
10.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц,
Реализация социальных льгот.
подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ
_____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой
____.

Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
11.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных
доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу;
плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена
жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние
здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания
членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи;
отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы,
приобретения).
12.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая,
Виды помощи, необходимые семье.
социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса
трудоустройства).
13.
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
(дата заполнения) ____________ / ФИО /