Косички

Какие обучающие организации могут повышать квалификацию аудиторам. Порядок проведения аттестации аудиторов в россии. Экзамен. Письменная работа

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ
ПРОХОЖДЕНИЯ АУДИТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

(одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России
29 октября 2009 г., протокол N 79,
с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г., протокол № 84)


Общие положения


В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":

аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации (далее - ОППК);

саморегулируемая организация аудиторов организует прохождение аудиторами ОППК.

а) порядок прохождения ОППК;

б) утвержденные программы повышения квалификации аудиторов;

в) перечни отобранных образовательных учреждений.

Продолжительность обучения и программы
повышения квалификации аудиторов


Минимальная продолжительность ОППК устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Рекомендуемая продолжительность ОППК - 40 часов в год.

Программы повышения квалификации аудиторов утверждаются саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов.

Программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора, а также углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена, и приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц. При этом обязательно должны изучаться вопросы изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих область рассмотрения программы.

В целях формирования единого по уровню квалификации аудиторского сообщества, а также своевременного доведения до всех аудиторов новейших технологий аудита и актуальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, имеющих непосредственное отношение к осуществлению аудиторской деятельности, целесообразно, чтобы Совет по аудиторской деятельности рекомендовал перечень тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовые программы таких курсов.

В базовых программах курсов повышения квалификации аудиторов должны определяться: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, рекомендуемая продолжительность обучения. Базовые программы могут также включать круг тем и основных вопросов обучения.

На основе базовых программ саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются программы повышения квалификации аудиторов. Данные программы должны определять: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, продолжительность обучения, полный круг тем и вопросов обучения. Программы должны быть рассчитаны на разную продолжительность обучения, но не менее 8 часов.

Исходя из потребностей своих членов, саморегулируемая организация аудиторов может разрабатывать и утверждать дополнительные программы повышения квалификации по темам, рекомендованным Советом по аудиторской деятельности, а также иным необходимым темам. В саморегулируемой организации аудиторов должна быть обеспечена регулярная актуализация программ повышения квалификации аудиторов.

До определения Советом по аудиторской деятельности рекомендуемого перечня тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовых программ таких курсов саморегулируемым организациям аудиторов рекомендуется утверждать программы повышения квалификации аудиторов исходя из перечня программ, утвержденных Минфином России и ЦАЛАК Минфина России по состоянию на 31 декабря 2009 г.

Формы ОППК


В процессе обучения аудитор должен получить такой объем новых знаний и навыков, который ему необходим для выполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также с учетом особых условий и отраслевой специфики проведения аудита. Аудитор должен владеть актуальными знаниями, помимо непосредственно аудиторской сферы, в следующих областях: гражданском, административном, финансовом, трудовом праве; налогообложении; бухгалтерском учете и финансовой отчетности; обычаях делового оборота; отраслевой специфике аудируемых лиц; используемых в учетной сфере информационных технологиях; международных стандартах финансовой отчетности. При этом формы обучения и программы, используемые отдельно взятым аудитором, должны, с одной стороны, отвечать его индивидуальным потребностям в актуализации профессиональных знаний, с другой стороны, - предоставлять возможности внешнего контроля за выполнением требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности" об обязательном обучении по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов определяет допустимые для ее членов формы ОППК. Среди таких форм могут быть: обучение в форме учебных курсов в образовательных учреждениях; внутрифирменное обучение; стажировка в уполномоченных аудиторских организациях; участие в конференциях и др.

Каждый аудитор ежегодно составляет в письменном виде индивидуальный план ОППК. Форма плана устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов. План утверждается до начала года для аудиторов, работающих в аудиторских организациях, руководителем аудиторской организации или лицом, ответственным в аудиторской организации за организацию ОППК; для индивидуальных аудиторов - ими лично.

В плане должно быть предусмотрено не менее 40 часов в год ОППК в форме учебных курсов в образовательных учреждениях.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила отбора образовательных учреждений, проводящих ОППК. Перечень образовательных учреждений, проводящих ОППК, определяется саморегулируемой организацией аудиторов. Такой перечень должен обеспечивать равный доступ аудиторам к ОППК в пределах Российской Федерации и содержать достаточное количество образовательных учреждений во всех субъектах Российской Федерации для полного удовлетворения потребностей аудиторов в повышении квалификации с наименьшими затратами. Аудитор вправе проходить повышение квалификации аудиторов в любом образовательном учреждении, отобранном саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

а) наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" с длительностью обучения, предусмотренной лицензией, не менее 200 часов;

б) наличие в штате или привлечение преподавателей высшей квалификации по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", либо по кафедрам, читающим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, праву, налогообложению, финансам и кредиту;

в) наличие необходимой материально-технической базы;

г) наличие, как минимум, трехлетнего опыта работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации аудиторов.

При организации прохождения аудиторами ОППК рекомендуется отбирать, в первую очередь, те образовательные учреждения, которые включены по состоянию на 1 января 2010 г. в государственный реестр учебно-методических центров и имеют высокую репутацию в аудиторском сообществе.

Курсы ОППК целесообразно проводить на основе составляемых образовательным учреждением до начала занятий календарных планов проведения занятий с каждой группой аудиторов. По итогам проведения курсов повышения квалификации аудиторам выдаются документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Ежемесячно и по итогам года образовательное учреждение представляет в саморегулируемую организацию аудиторов информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе отдельных дисциплин, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на машинном носителе).

Контроль за работой отобранных образовательных учреждений, а также рассмотрение жалоб, поступающих на их деятельность, осуществляет саморегулируемая организация аудиторов.

Контроль ОППК


Саморегулируемым организациям аудиторов необходимо организовать систему контроля ОППК, сочетающую принципы "оценки результатов" повышения квалификации и "формального контроля".

Исходя из этих принципов, контроль саморегулируемой организации аудиторов за соблюдением аудиторами требования о прохождении ОППК должен проводиться как в ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, так и при подтверждении аудиторами соблюдения требования о прохождении ОППК.

По итогам выполнения плана аудитор составляет отчет о прохождении ОППК по форме, установленной саморегулируемой организацией аудиторов, с приложением подтверждающих документов. Аудиторские организации обязаны организовать внутреннюю систему контроля выполнения планов.

В ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, проверке подлежит система повышения квалификации в аудиторской организации и работа органа (лица), ответственного за это направление. При этом в ходе так называемой горизонтальной проверки проверяется, как минимум, порядок и основания формирования, согласования планов прохождения ОППК, рассмотрения и утверждения отчетов о выполнении планов. В ходе так называемой вертикальной проверки проверяется степень соответствия подготовки аудиторов выполняемой ими работе при выполнении конкретных аудиторских заданий (например, обладали ли аудиторы достаточными знаниями в банковской сфере при проведении банковского аудита).

Меры, принимаемые по результатам контроля ОППК


Саморегулируемая организация аудиторов определяет систему мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов, нарушающих требование о прохождении ОППК. В частности, при выявлении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", саморегулируемая организация аудиторов может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора и прекращении его членства в саморегулируемой организации аудиторов.

При несоблюдении аудитором требования о прохождении ОППК саморегулируемая организация аудиторов может признать с одобрения Совета по аудиторской деятельности причину несоблюдения уважительной. Основанием для признания причины несоблюдения требования о прохождении ОППК уважительной может быть наступление одного из следующих событий, препятствовавших прохождению ОППК, если это событие имело место суммарно не менее 90 календарных дней из последних шести календарных месяцев:

а) нетрудоспособность, вызванная тяжелой болезнью или иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством;

б) нахождение в отпуске по беременности и родам;

в) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную службу;

г) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствовавших прохождению ОППК.

Кроме того, уважительным может быть признано несоблюдение требования о прохождении ОППК по причине нахождения аудитора не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с учетом требования, установленного пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

Признанная уважительной причина несоблюдения требования о прохождении ОППК должна быть подтверждена аудитором документально.

В случае если причина несоблюдения требования о прохождении ОППК признается уважительной, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает аудитору индивидуальный срок прохождения ОППК. При этом аудитору, находившемуся не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает в течение календарного года, следующего за годом окончания данного отпуска, прохождение обучения по программам повышения квалификации в объеме, обеспечивающем исполнение этим аудитором требования части 9 статьи 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о минимальной продолжительности такого обучения не менее 120 часов за три последовательных календарных года, включая годы, когда аудитор находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Саморегулируемые организации аудиторов ежегодно информируют Совет по аудиторской деятельности об исполнении членами саморегулируемой организации аудиторов требования о прохождении ОППК, мерах по организации ОППК, мерах дисциплинарного воздействия, принятых к членам саморегулируемой организации аудиторов по данному вопросу.

47. Порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Образование аудитора". В период до принятия постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу претендентам рекомендуется проходить предэкзаменационное (предквалификационное) обучение в учебно-методических центрах по Программам проведения квалификационных экзаменов.

48. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. До утверждения Министерством финансов Российской Федерации программ повышения квалификации аудиторов действуют программы повышения квалификации аудиторов, утвержденные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства финансов Российской Федерации.

49. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

50. Курсы повышения квалификации аудиторов проводятся учебно-методическим центром на основе составляемого им до начала занятий календарного плана проведения занятий с группой аудиторов. Проведение повышения квалификации аудиторов учебно-методическим центром вне местонахождения этого учебно-методического центра возможно при наличии договора образовательного учреждения, в структуре или с участием которого создан учебно-методический центр, с образовательным учреждением, на базе которого планируется проведение повышения квалификации аудиторов, и лицензии на осуществление вторым образовательным учреждением образовательной деятельности.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2007 N 119н)

51. Министерство финансов Российской Федерации вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом учебно-методический центр. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:

а) - б) исключены. - Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 N 119н;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения учебно-методического центра.

52. Не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось повышение квалификации аудиторов, учебно-методические центры представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на дискете).

53. Министерство финансов Российской Федерации организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Министерство финансов Российской Федерации вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления учебно-методическим центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

До 1 января 2010 года подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации производится в порядке, установленном данным Приказом (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

54. В срок не позднее 4 лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора аудитор представляет сведения о соблюдении им требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации).

В дальнейшем аудитор подтверждает соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее 3 лет с момента предыдущего подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации.

(п. 54 в ред. Приказа Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

(см. текст в предыдущей редакции)

55. Подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации может производиться аудитором в аккредитованном при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональном аудиторском объединении (далее - АПАО), членом которого является аудитор, а в случаях, когда аудитор не является членом хотя бы одного АПАО, - в любом из АПАО по выбору аудитора.

Если аудитор является членом двух и более АПАО, подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации производится таким аудитором в одном АПАО, членом которого он является, по выбору аудитора. Аудитор должен письменно уведомить другие АПАО, членом которых он является, о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации в избранном им АПАО.

(п. 55 в ред. Приказа Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

(см. текст в предыдущей редакции)

56. На основании документов, представленных аудитором, АПАО осуществляет заполнение оборотной стороны бланка квалификационного аттестата аудитора и проставление отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации (далее - проставление отметки АПАО).

Отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, заверенную печатью АПАО, и дату проставления этой отметки.

(п. 56 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

57. Аудитор представляет в АПАО:

б) оригинал квалификационного аттестата аудитора;

в) документы о повышении квалификации (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии).

АПАО не вправе отказать аудитору, представившему указанные документы в соответствии с пунктом 55 настоящего Положения, в принятии таких документов.

(п. 57 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

58. Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, представляются аудитором непосредственно в АПАО или направляются заказным почтовым отправлением с описью вложений и уведомлением о вручении.

Оригиналы документов, за исключением заявления, возвращаются представившим их лицам непосредственно под расписку или путем направления заказного почтового отправления с описью вложений и уведомлением о вручении в течение 7 календарных дней со дня, следующего за днем проставления отметки АПАО. В материалы АПАО в этом случае помещаются заверенные АПАО копии.

(п. 58 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

59. Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, поступившие до 1 июня 2006 г. в Министерство финансов Российской Федерации, рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации.

Документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, поступившие в Министерство финансов Российской Федерации не ранее 1 июня 2006 г., возвращаются с сопроводительным письмом аудитору без рассмотрения для последующего их представления аудитором в АПАО.

(п. 59 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

60. Проставление отметки АПАО производится не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения АПАО заявления, предусмотренного пунктом 57 настоящего Положения.

Днем получения АПАО заявления считается:

а) для заявления, направленного заказным почтовым отправлением, - дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении;

б) для заявления, представленного в АПАО непосредственно, - дата, указанная в отметке АПАО о принятии заявления.

По истечении указанного срока АПАО обязано осуществить проставление отметки либо представить мотивированный отказ в проставлении отметки (далее - мотивированный отказ).

Не допускается обусловливать принятие документов, предусмотренных пунктом 57 настоящего Положения, а также сроки и (или) результаты рассмотрения таких документов выполнением аудитором каких-либо действий.

(п. 60 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

61. До проставления отметки АПАО:

а) сверяет данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов;

б) сверяет данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в учебно-методических центрах.

(п. 61 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

62. Проставление отметки АПАО производится в порядке поступления документов, независимо от того, является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО.

(п. 62 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

63. Плата за проставление отметки АПАО не взимается.

(п. 63 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

64. В целях сверки АПАО данных, предусмотренной пунктом 61 настоящего Положения, Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает доступ уполномоченным представителям АПАО к информации, содержащейся в государственном реестре аттестованных аудиторов аудиторских организаций, реестре лицензий индивидуальных аудиторов и государственном реестре учебно-методических центров, а также сведениям о прохождении аудиторами ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах.

(п. 64 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

65. Отказ в проставлении отметки АПАО допускается только в случае, если:

б) представленные аудитором документы не отвечают требованиям настоящего Положения;

в) в представленных аудитором документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;

г) представленный аудитором квалификационный аттестат аудитора аннулирован;

д) вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 57 настоящего Положения, аудитором не представлены отдельные документы о повышении квалификации, подтверждающие соблюдение аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и пунктами 48 и настоящего Положения.

Отказ в проставлении отметки АПАО в случаях, не указанных в настоящем пункте, не допускается.

(п. 65 введен Приказом Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н)

66. В мотивированном отказе должен быть указан подпункт пункта 65 настоящего Положения, на основании которого АПАО отказывает в проставлении отметки АПАО, и приведена конкретная причина отказа в проставлении отметки АПАО. Мотивированный отказ подписывает руководитель АПАО или лицо, уполномоченное им, и заверяется печатью АПАО.

Мотивированный отказ вручается АПАО под расписку самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отказа в проставлении отметки АПАО по причине, указанной в подпункте "д" пункта 65 настоящего Положения, АПАО не позднее 15 календарных дней со дня, следующего за днем представления аудитору мотивированного отказа, направляет в Министерство финансов Российской Федерации информацию о таком мотивированном отказе с приложением заверенной АПАО копии квалификационного аттестата аудитора.

В случае, если полученный от АПАО мотивированный отказ, по мнению аудитора, не отвечает требованиям пункта 65 настоящего Положения, он вправе направить в Министерство финансов Российской Федерации документы, предусмотренные пунктом 57 настоящего Положения, вместе с копией такого мотивированного отказа.

В этом случае Министерство финансов Российской Федерации:

1) устанавливает соответствие полученного аудитором от АПАО мотивированного отказа

Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н.

С целью проведения квалификационного экзамена Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»:

  • обеспечивает подготовку вопросов, предлагаемых претендентам, на квалификационном экзамене, и устанавливает перечень таких вопросов;
  • осуществляет регистрацию претендентов;
  • обеспечивает оборудованные помещения для проведения квалификационного экзамена, а также необходимые технические средства проведения квалификационного экзамена;
  • осуществляет допуск претендентов на квалификационный экзамен;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения квалификационного экзамена;
  • обеспечивает определение результатов квалификационного экзамена;
  • обеспечивает сохранность информации и документов, связанных с проведением квалификационного экзамена, в том числе с определением его результатов.

Порядок проведения квалификационного экзамена установлен приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 32н.

Вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, устанавливает Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия». Области знаний, по которым разработаны вопросы, одобрены Советом по аудиторской деятельности: «Право», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство Российской Федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль», «Аудиторская деятельность». Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, систематически обновляется с учетом изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Регистрация претендента для участия в квалификационном экзамене осуществляется в электронном виде на официальном Интернет-сайте Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия».

Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

На компьютерном тестировании претендент получает индивидуальный набор тестов, который состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут. За каждый правильный ответ на вопрос в форме теста претендент получает 2 балла, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов.

Претендент, сдавший экзамен в части компьютерного тестирования (набрав не менее 86 процентов максимально возможного количества баллов), вправе сдавать квалификационный экзамен в части письменной работы, если с даты объявления результатов компьютерного тестирования прошло не более двух лет. По истечении этого срока результаты компьютерного тестирования аннулируются Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

Письменная работа квалификационного экзамена выполняется во время экзаменационной сессии. Экзаменационные сессии проводятся два раза в год одновременно во всех местах их проведения. Каждая экзаменационная сессия продолжается два календарных дня подряд. Претендент может выполнять письменную работу единовременно в одну экзаменационную сессию (основная экзаменационная сессия) либо в несколько экзаменационных сессий (дополнительная экзаменационная сессия). Общее количество экзаменационных сессий для претендента не может превышать четырех, в том числе количество дополнительных экзаменационных сессий - трех.

Индивидуальный экзаменационный билет состоит из 5 вопросов (по 1 вопросу из каждой области знаний) и 1 практической задачи. В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу не более 2 часов. За каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент ответил на вопрос экзаменационного билета. За решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30, либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент решил практическую задачу.

Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен если по результатам основной (дополнительной) экзаменационной сессии получил за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67 процентов максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84 процентов максимально возможного количества баллов). Претендент, по результатам основной экзаменационной сессии не получивший необходимого количества баллов для признания его сдавшим квалификационный экзамен, допускается к участию в дополнительных экзаменационных сессиях при оценке 10 баллов хотя бы за один ответ на вопрос экзаменационного билета. При этом данному претенденту засчитываются как сданные те ответы на вопросы экзаменационного билета, оценка по которым составляет не менее 8 баллов, и решение практической задачи с оценкой не менее 25 баллов. Зачтенные баллы заносятся в протокол подведения промежуточных результатов письменной работы и учитываются при определении окончательных результатов по итогам всех дополнительных экзаменационных сессий. Если претендент по результатам основной экзаменационной сессии не получил 10 баллов ни за один ответ на вопросы экзаменационного билета, он считается не сдавшим квалификационный экзамен.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

  • 16.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание.
  • 17.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их назначение и содержание.
  • 18.Виды сопутствующих аудиту услуг. Их краткая характеристика.
  • 19.Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита.
  • 20.Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.
  • 23.Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в рф. Основные нормативно-правовые документы.
  • 21.Кодекс этики аудиторов рф. Содержание и основные положения.
  • 22.Принципы аудита в соответствии с Кодексом этики аудиторов России.
  • 24.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в рф.
  • 25.Внутренние стандарты аудиторских объединений.
  • 26.Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • 27.Международные стандарты аудиторской деятельности и Положения по международной аудиторской проверке.
  • 28.Назначение и содержание аудиторского заключения.
  • 29.Виды аудиторских заключений.
  • 30.Безоговорочно положительное аудиторское заключение.
  • 31.Виды и содержание модифицированных аудиторских заключений.
  • 32.Отрицательное аудиторское заключение.
  • 33.Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
  • 34.Аудиторское заключение с оговоркой.
  • 35.Аудиторское заключение с привлекающей внимание частью.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.
  • 37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.
  • 38.Повышение квалификации аудиторов.
  • 39.Права и обязанности аудируемых экономических субъектов.
  • 40.Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций.
  • 1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют:
  • 2. Права при взаимоотношениях с клиентом:
  • 41.Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
  • 44.Отражение в аудиторской документации событий после отчётной даты в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №10 «События после отчетной даты».
  • 45.Использование работы другого аудитора, в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №28.
  • 47.Основные принципы документирования аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита».
  • 42.Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
  • 48.Планирование аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита».
  • 49.Аудиторские доказательства в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства».]
  • 50.Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным правилом.
  • 51.Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки.
  • 52.Общий план проведения аудиторской проверки.
  • 53Программа проведения аудиторской проверки.
  • 54.Использование работы эксперта в аудиторской деятельности.
  • 55.Аудиторская тайна. Сущность и содержание.
  • 56Различия и общие черты аудита и ревизии.
  • 57Аккредитованные профессиональные аудиторские организации, их роль в регулировании аудиторской деятельности.
  • 58.Письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудиторских заданий».
  • 59.Договор о проведении аудиторской проверки, его назначение и содержание
  • 60.Методы получения аудиторских доказательств по существу.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.

    Аттестация на право осуществления АД – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься АД. Порядок проведения аттестации определен временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификациии аудиторов РФ. Организует аттестацию Минфин РФ.

    Аттестация проводится в форме экзамена, экзамены проводятся в учебно-методических центрах.

    Для прохождения аттестации УМЦ предоставляется заявление установленной формы, заверенная копия нотариусом диплома и выписка из трудовой книжки.

    Типы аттестатов:

    Аттестат в области общего аудита;

    Аттестат в области кредитных учреждений;

    Аттестат в области страховых организаций;

    Аттестат в области бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    Требования к претендентам на получение аттестата :

    1. Высшее экономическое или юридическое образование, полученное в Российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

    2. стаж работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3 – х лет из последних 5 – ти.

    Экзамен проводится в 2 этапа в течении 3 – х дней, с перерывом между 1 и 2,3 днями.

    1 день – тестирование по бух. дисциплинам; 2 – письменный, устный экзамен по тем же дисциплинам.

    37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.

    Лицам, успешно сдавшим экзамен присваивается и выдается аттестат аудитора без ограничения срока действия. Принимает решение о выдаче аттестата Минфин РФ в течение 45 дней с момента получения документов из УМЦ.

    Минфин РФ ведет регистрацию выданных аттестатов. Лицо, получившее аттестат аудитора обязано ежегодно проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

    Аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:

    1. получение аттестата по подложным документам;

    2. вступление в силу приговора суда о лишении аудитора права занимать определенные должности в определенных областях;

    3. раглашение аудиторской тайны;

    4. нарушение принципов независимости аудитора;

    5. неоднократное нарушение требований закона при проведении аудита;

    6. подписание аудитором заключения без проведения аудиторской проверки;

    7. если аудитор в течение 1 – х лет не осуществлял аудиторскую деятельность;

    8. если аудитор не проходит ежегодное повышение квалификации.

    Принимают решение об аннулировании аттестата Минфина РФ. Аудитор, аттестат которого аннулирован не имеет права повторно обращаться в заявлением на получение аттестата в течение 3 – х лет.

    38.Повышение квалификации аудиторов.

    Аттестация- проверка квалификации лиц, кот хотят заниматься АД.

    Выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Выдается по направлениям:

    1. аудит кредитных организаций.

    2. страховой аудит.

    3. аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    4. общий аудит, т.е. аудит прочих эк субъектов.

    В настоящее время разрабатываются документы, регулирующие вопросы аттестации аудиторов, кот будут проводить проверки отчетности на соответствие МСФО (междун. стандарты фин. отчетности).

    К лицам предъявляются след требования:

    1. наличие док-та о высшем эк или юр образовании, но такое образование должно быть получено в рос заведениях, имеющих гос аккредитацию.

    2. наличие стажа работы по эк или юр специальности, не менее 3 лет из последних 5. МинФин разрабатывает дополнит требования. Каждый аудитор получив аттестата, обязан в течение каждого календарного года, начиная со следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, кот разрабатывает МинФин (не менее 40 академ.часов).

    Основания для аннулирования квалификационного аттестата:

    1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов.

    2. вступил в силу приговор суда, предусматривает наказание в виде лишения права заниматься а/д. в течение определенного срока.

    3. установлен факт несоблюдения аудитором требований ст. 8 (аудитор тайна) и ст. 12 (независимость аудитора) ФЗ.

    4. установлен факт систематического нарушения аудитором требований законодательства или федер стандартов а/д.

    5. установлен факт подписания аудитором а/заключения без проведения проверки (заведомо ложного заключения).

    6. установлен факт, что в течение 2-х календ лет подряд аудитор не осуществляет а/д.

    7. аудитор нарушает требования о прохождении обучения. Решения об аннулировании принимается МинФин. Лицо может через суд обжаловать решение, в течение 3 месяцев со дня вынесения решения. День- получение официального решения.