Науки

Минойская цивилизация. Архитектура. Культура. История. Минойская (Критская) цивилизация История минойской цивилизации

Во II тысячелетии до н. э. на острове Крит существовала минойская цивилизация. Впервые сведения о ней начал собирать Роберт Пэшли, а окончательно подтвердил существование цивилизации Артур Эванс, всерьёз занявшийся Кносским дворцом. До этого эпохального события учёных отделяли годы заблуждений, когда минойскую цивилизацию не воспринимали как обособленную - называли просто предшественницей микенской цивилизации.

История минойской цивилизации

По мере изучения цивилизации она получила собственное имя - Эванс назвал её минойской, в честь царя Миноса. Потомками минойцев, возможно, были этеокритяне (или истинные критяне), о которых писал Гомер. Главными очагами минойской культуры были дворцы - экономические и политические центры в Закросе, Кноссе, Фесте и Тилиссе. Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

О минойцах достоверно известно: они имели огромное влияние за пределами Крита - на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с островами архипелага Киклады, Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках - на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.


В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами. В результате мощь флота и успехи в судостроении достигли таких недосягаемых масштабов, что современные исследователи называют минойский Крит морским государством. Конечно, процветанию послужило удачное расположение острова на перекрёстке важных морских путей.

Процветание цивилизации нарушила природная катастрофа: извержение вулкана Тира. Волна землетрясения докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский - впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода микенцев. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка.

Сегодня нельзя сказать точно, с чем была связана гибель минойской цивилизации — самой развитой в древней Европе. Был ли упадок связан только с землетрясением или руку к исчезновению приложили захватчики - это предстоит выяснить.

Культура минойцев: наследие цивилизации


От минойцев современным грекам достались многочисленные археологические находки. Эти люди обладали великолепным чувством формы, о чём можно судить по обнаруженным чашкам, сосудам в виде голов животных, кувшинам и статуэткам. Если древние жители Крита создавали изображение человека, то никогда не делали позу статичной - они отлично передавали движение. До нас дошли резные изделия из камня, керамика разных видов и искусно выполненные фрески. Самое большое собрание минойского наследия сегодня можно увидеть в музеях Ираклиона.

Неплохо изучены религиозные взгляды минойцев. Они поклонялись в основном богиням - культура строилась на матриархате. Широкое распространение получили изображения божеств в разных ипостасях: повелительница животных и скота, богиня плодородия, урожая, домашнего хозяйства, городов, подземного мира. Богинь изображали с птицами, змеями или с животными на голове.


Минойцы имели превосходно развитое сельское хозяйство. Они не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения.

Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

Сегодня туристы с интересом погружаются в минойское прошлое Крита. Но в стремлении увидеть Кносский дворец не нужно забывать о десятках других памятников этой цивилизации. На склоне холма возле залива Мирабелло расположены остатки поселения Гурния, имевшего небольшой дворец. От раннеминойского периода остались фундаменты города Пиргос. А по дороге из Иерапетры в Айос-Николаос можно попасть на раскопки Василики - уникального поселения, которое датируют ещё додворцовым периодом.

Начало расцвета критской цивилизации пришелся на 20 - 26 вв. до н.э., когда ее основатели пелазги освоили технику бронзового литья, расширили свои торговые связи с помощью морских экспедиций и принялись возводить величественные дворцы в Фесте и Кноссе. Эта эпоха также ознаменовалась появлением иероглифической письменности с переходом, впоследствии, к слоговому письму.

Расположение Крита не перекрестке морских путей (развитие торговли), религия минойцев и развитие правовой системы, послужили мощным основанием для процветания их культуры, до сих пор поражающей исследователей, как своим могуществом, так и изяществом.

Кносс и минойская цивилизация

В 27 в. до н.э. среди всех остальных городов Крита особо выделился Кносс, который и стал столицей минойского государства. Возглавлял его царь, который был, по всей видимости, сакрализованный, так как на острове и по сей день не найдено никакого изображения, которое можно было бы отнести к категории царского портрета. Это косвенно указывает, на запрет лицезрения правителя, равного богам, простыми смертными. Царский дворец Кносса представляет собой сложный хозяйственно - жилой комплекс помещений, богато украшенный фресками. По поводу того, была ли монархия на древнем Крите тех времен, некоторые ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения. По их мнению, из-за постоянного расширения границ минойского государства, вряд ли оно управлялось из одного центра. Историки склонны видеть в основе государственного устройства Крита некий конфедеративный союз, состоящий из крупных городов, наделенных определенной автономией и объединяющий свои силы для достижения общих целей.

Письменность в минойский перио

Большинство современных историков сходятся во мнении резкого и небывалого подъема минойской культуры, начиная с 1950 г. до н.э. Долгое время оставалось невыясненным, что послужило мощным толчком к такому внезапному ее развитию, пока ученым не удалось расшифровать одно минойское письмо (линейное письмо А), в котором манера написания букв была очень схожа с финикийской. В связи с этим, появилось очень веское основание полагать, что именно финикийцы - искусные торговцы и мореплаватели, были той движущей силой, которая подтолкнула минойскую культуру к ее расцвету.

«Талоссократия»

Произведенные на Крите раскопки, а также отсутствие каких-либо оборонительных сооружений, заставляют историков и археологов предположить, что, в целом, минойцы вели мирную внешнюю политику и ограничивались лишь дружественными торговыми и культурными связями с другими народами. В эпоху процветания Кносса минойцы предпринимали успешные морские экспедиции и устанавливали коммерческие отношения не только с государствами Средиземноморья (Киклады, Микены), но и с более удаленными народами Египта, Месопотамии и Сирии. Минойский флот установил свое полное господство в Восточном Средиземноморье, ведя успешную борьбу с пиратами и основывая свои колонии (более одиннадцати). Судостроительство и мощь минойского флота достигали таких масштабов, что сегодня древний Крит часто называют «талоссократией» или морским государством.

Безусловно, контакты с представителями других культур способствовали перениманию многих ценностей и религиозных верований минойцами, но в тоже время их культура оказала также мощное влияние на развитие своих ближайших соседей: микенцев и кикладцев. В конце - концов, культура Кикладских островов полностью слилась с минойской после 1400 г. до н.э.

Экономическое процветание Крита

Экономическое процветание Крита в минойскую эпоху, обусловило развитие живописи (фрески, преимущественно с морской тематикой), вазописи и процветанию скульптурного искусства. Весь остров покрывается разветвленной сетью дорог, которая служила связующим звеном между всеми городами. Развиваются товарно - денежные отношения, но сами деньги пока еще не появились - в качестве менового товара использовалась бронза.

Гибель минойской цивилизации

К середине 15 в. до н.э. минойская цивилизация внезапно и загадочно приходит к своему концу. О причинах ее гибели спорят до сих пор. Наиболее вероятной сегодня считается версия о природном катаклизме. Предполагают, что извержение вулкана на острове Санторини и возникшие вследствие этого сильное землетрясение и цунами превратило некогда процветающую цивилизацию в руины. Воспользовавшись этой ситуацией, ахейцы (микенцы), пришедшие с материковой части Греции, завоевали Крит и включили его в состав своего государства.

Минойская цивилизация, ее история обрисована археологами довольно схематично. Археологические находки свидетельствуют о том, что первые жители, как видно, прибыли на Крит около 3000 года до н э. Они были выходцами из Малой Азии, то есть с побережья современной Турции. Около 2800 года до н э. на острове стали формироваться первые общины, а то культурно-историческое явление, которое мы сегодня называем минойской цивилизацией, вероятно, сложилось около 2600 года до н э., когда жизнь людей эпохи неолита приняла более организованные формы.

Около 2000 года до н э. на острове были возведены первые дворцы; у них были скромные размеры и не шли ни в какое сравнение с величественными комплексами, пришедшими им на смену.

Крит с древности располагается в сейсмоактивной зоне, и частые землетрясения неизбежно оказывали пагубное влияние на древние дворцы. После того как дворец в очередной раз становился жертвой катастрофы, его восстанавливали в увеличенных масштабах. Кносс, находящийся на севере острова, Маллия, расположенная в 20 милях к востоку от него, и Фест на крайнем юге - вот только основные из некогда величественных дворцовых ансамблей, лежащих сегодня в руинах.


Когда-то стены этих дворцов украшали удивительные фрески, а в сокровищницах хранились огромные богатства. Кладовые и житницы поражали своими размерами, и в них было все необходимое для самой роскошной жизни. Эти дворцы являлись центрами цивилизации, и вокруг них быстро росли и развивались небольшие городки. Торговля процветала. Природа щедро наделила Крит многими удобными гаванями, и минойцы, будучи искусными мореходами, вели активную торговлю с материковой Грецией, северным Средиземноморьем и Египтом.

О системе административного управления, сложившейся на Крите в минойскую эпоху, мы не знаем почти ничего. Между тем имеются все основания считать, что в минойском обществе царило социальное партнерство. У дворцов практически не было оборонительных укреплений - лучшее доказательство миролюбия и социальной стабильности. В искусстве минойской эпохи почти полностью отсутствуют батальные сцены, изображения оружия и военная тематика.

Согласно мифологии, у минойцев был внушительный флот для охраны своих берегов и отпора набегам пиратов, но, хотя укрепленные форпосты минойцев, как известно, существовали по всему побережью Средиземного моря, не имеется никаких данных о том, что минойцы приходили в эти места как захватчики. Тем не менее древнегреческие мифы, сложившиеся значительно позднее, рассказывают немало мрачных историй о царе Миносе (имя которого, следует отметить, стало названием всей критской цивилизации), утверждая, что он правил во всем Средиземноморье, что называется, железной рукой. По легендам, на Крите существовало куда более воинственное общество, чем это позволяют считать практически неукрепленные дворцы и отсутствие военной тематики в памятниках минойского искусства.

Минойцы оставили довольно мало следов материальной культуры, которые давали бы возможность судить, кто они и откуда. Более того, мы также ничего не знаем об их языке. В то же время нам известно, что минойцы были искусными ремесленниками и в особенности, как, впрочем, и многие другие жители Западной Европы эпохи позднего каменного и бронзового века, любили изображать всевозможные завитки и спирали.

Я всегда считал, что у такой почти всеобщей страсти к этому мотиву в древнем искусстве имеются религиозные корни. На Крите найдены разнообразные декоративные фрески, украшавшие стены роскошных дворцов, и многие сотни резных печатей. В особенности высокого уровня минойцы достигли в создании изысканной керамики, множество шедевров которой обнаружено на острове. В отделке и украшении стен и сводов дворцов принимали участие мастера керамики, камнерезы, резчики по кости и золотых дел мастера. Дело в том, что дворцы эти были не просто жилыми покоями, но и по праву могли считаться своего рода святилищами и культовыми центрами.

Минойцы не воздвигали грандиозные храмы, сравнимые с комплексами долины Нила и позднейшей Греции, предпочитая превращать в святилища естественные пещеры в горах, а также небольшие крипты в самих дворцах. Эти крипты служили как бы искусственно созданными аналогами пещер. Богу неба, предшественнику Зевса, который, по мнению греков, появился на свет на Крите, поклонялись на вершинах гор, над которыми в грозовые летние ночи можно увидеть ослепительные стрелы молний.

На острове найдены миниатюрные святилища, но они как правило почти полностью лишены каких-то украшений, за исключением голубей, изображавшихся на самом верху колонн. При чем голубя часто изображали в стилизованно-сакральной манере. Крупные святилища существовали вне дворцовых комплексов. Углубления по всей окружности колонн в небольших святилищах могут свидетельствовать о том, что возлияния масла совершались непосредственно на сами колонны. Но где же образы богов минойцев?

Создается впечатление, что минойцам попросту не нужны были изображения богов, чтобы поклоняться им. Если минойцы верили, что боги пребывают в реальном мире и неотделимы от него, то вполне можно сделать предположение, что они не считали возможным создавать их образы из глины или камня. Минойцы были людьми, боготворившими природу, и они, как видно, считали, что боги постоянно окружают их, что они - повсюду: в горах, на плодородных долинах, в оливковых рощах и речных струях.

Но, невольно догадываясь, что именно представляет из себя , я начал подозревать, что у минойцев могли быть и какие-то другие объекты для поклонения, кроме природы. Если этот диск в действительности представлял собой календарь, вполне вероятно было предположить, что минойцы изучали звездное небо. А у нас есть свидетельства, которые со всей определенностью подтверждают, что минойцы в действительности изучали его. Но тогда не поклонялись ли древние критяне небесным телам, которые, как они могли наблюдать, двигались по небу через регулярные интервалы времени?

Вероятность этого представлялась вполне возможной. Само появление этих небесных тел служило для минойцев убедительным доказательством ненужности их земных подобий. В результате и полное отсутствие статуй. Но если это так, то у минойцев должна была существовать вера в то, что боги рождались в горных пещерах и только после этого возносились на небеса. Подобная возможность выглядела довольно интригующе, но мне нужны были доказательства справедливости этой версии.

Со временем все глубже вникая в суть вопроса и сформулировав для себя свои мысли о Фестском диске, я стал понимать, что все необходимые мне доказательства находятся… прямо передо мной, на самом диске. И я решил обратиться к анализу знаков как чисел. Да, да, числа здесь играли основную роль.

Кносский дворец. Макет

На Крите были найдены и раскопаны 4 главных дворца минойцев - Маллия, Кносс, Фест и Закрое, не считая многих десятков зданий, поселений, портов и культовых объектов. Население острова в то время, как видно, было довольно значительное. Можно не сомневаться, что главные дворцы не возвышались в гордом одиночестве посреди безлюдной пустыни, потому как известно, что прямо возле их ворот существовали довольно крупные поселения.

Многими современными знаниями об истории минойской цивилизации мы обязаны неутомимой энергии сэра Артура Эванса, который в самом начале XX столетия вел активные и крупномасштабные раскопки на Крите. И хотя некоторые гипотетические реконструкции Кносского дворца, предпринятые Эвансом, впоследствии подверглись довольно обоснованной критике, в целом он был авторитетным и искушенным археологом, тщательно и осторожно снимавшим ветхие покровы времени, которыми закрыта от нас минойская эпоха.

Современному туристу, посетившему Кносский дворец, по праву считающийся самым величественным среди всех дворцов Крита, предстает археологический объект столь внушительных масштабов, что для него абсолютно необходим опытный гид или, по крайней мере, подробный план-схема дворцового комплекса. Именно здесь, в этом дворце, по предположению ученых, существовал тот самый лабиринт, в котором обитало грозное чудовище - Минотавр. Что и говорить, история очень любопытная, за исключением двух фактов.

Слово «лабиринт» происходит от древнего «лабрис», что означает «двойной топор». Мотив двойного топорика встречается на многих исторических памятниках Крита, и предполагалось, что Кносский дворец мог быть известен как Дворец Двойного Топора. Кроме этого, план - схема дворца отличается исключительной сложностью. В нем было столько связанных друг с другом переходов, покоев, комнат и световых колодцев, что Тесея вполне можно простить за то, что он принял дворец за лабиринт-ловушку гигантских размеров.

Все минойские дворцы были возведены по единому плану; их главные здания находились вокруг вытянутого внутреннего двора. Постройки были сориентированы так, что ось этого внутреннего двора слегка отклонялась от оси «север - юг». В Кносском дворце облицованные камнем фасады с колоннами, контрфорсами и резными порталами со всех сторон выходят во внутренний двор. Некоторые части здания дворца могли иметь 4 или даже 5 этажей в высоту, образуя впечатляющий комплекс, который возвышался на естественном холме с площадкой для двора наверху, которая была расчищена перед началом строительства.

Позднейший вариант Кносского дворца был полностью возведен из камня, и только балки перекрытий выполнены из цельных стволов деревьев. Несущие столбы чуть отклонялись назад и не были скрыты в толще стен. Огромные лестницы тоже опирались на столбы, являя из себя подлинные чудеса строительного искусства, которыми современные архитекторы не перестают восхищаться вот уже многие десятилетия. В те помещения, где не было окон, свет поступал через отвесные световые колодцы, идущие от крыши. Все помещения проветривались при помощи больших съемных ширм, которые давали возможность уменьшить размеры самих комнат и в то-же время обеспечивали регулирование температуры внутри здания.

В западной части огромного прямоугольника, рядом с кладовыми и хранилищами, находились ритуально-культовые помещения. Большую часть восточного крыла занимали парадные залы, из окон которых открывался вид на сады и подобия парков. В некоторых частях комплекса и сегодня возможно увидеть узкие коридоры и переходы, вызывающие чувство, что вы вдруг оказались в запутанном лабиринте без окон. Зато когда вы оказываетесь в парадных апартаментах и просторных коридорах, свет, падающий на стены, высвечивает фрагменты дивных древних фресок. На них запечатлены буквально все стороны жизни обитателей острова, а также обитатели моря, к примеру резвящиеся дельфины. Вообще натуралистические сценки - характерная черта искусства минойской эпохи. И повсюду - сочный, живой колорит.

Осматривая многочисленные покои и залы, умело проложенные сливные трубы, и имея в виду, что здесь когда-то была проведена проточная вода, и, разумеется, поражаясь грандиозными масштабами Кносского дворца, а также дворца в Фесте, не уступающего ему в роскоши и великолепии, и несколько более «провинциального» дворца-комплекса в Маллии, трудно не отдать должное искусству древних зодчих и ремесленников, которые смогли возвести такие долговечные сооружения, используя орудия бронзового века.

Взять хотя бы удивительные подвесные лестницы в Кносском дворце. Чтобы построить их, минойцам необходимо было обладать солидными знаниями сопромата - о распределении сил и нагрузок. Дворцы окружали постройки меньших размеров. Они не уступают им в чисто архитектурных достоинствах, как, впрочем, и небольшие виллы и селения, разбросанные по острову. Обычные жилые дома часто имели два, даже три этажа, при этом на плоских крышах многих домов были устроены навесы и тенты, позволявшие жителям спать на свежем воздухе в душные летние ночи.

За городской чертой обнаружены многочисленные археологические свидетельства того, что в древности на Острове существовала разветвленная сеть дорог, которые соединяли «глубинку» с торговыми, религиозными и общественными центрами. Дороги эти были проложены с особой тщательностью, так что по ним к портам и обратно свободно могли проехать повозки на больших деревянных колесах, а впоследствии и колесницы с грузом золота для златокузнецов, роскошных тканей из Северной Африки, всевозможных пигментов для изготовления красок и притираний, металлических отливок, из которых делали оружие и доспехи, и, в конце концов, слоновой кости и драгоценных и поделочных минералов.

Минойская цивилизация – карта

Все это доставляли на Крит. Взамен те же самые повозки увозили из дворцов в порты изделия, которые смело можно было называть самой изящной и тонкой керамикой своего времени. Здесь были и чаши со стенками не толще яичной скорлупы, и кувшины, и жертвенные сосуды, росписи которых воспевали жизнь и переливались всеми цветами радуги. В безопасных гаванях на якорной стоянке покачивались суда с грузом шерсти, меда, зерна и оливкового масла. На их борту были и дары фараонам Египта, и грузы, необходимые для поселений минойцев на дальних берегах, где-то за северной и западной окраиной горизонта.

Кроме навыков, необходимых для постройки таких величественных зданий, как Кносский и Фестский дворцы, вполне естественно предположить существование сложной инфраструктуры в обществе, обеспечивавшем столь крупномасштабный оборот товаров, который сумели достичь правители Крита. Минойская цивилизация напоминает более организованный и суровый мир инков в доколумбовой Америке, хотя и отличается от него бесконечно большей динамичностью и живостью.

Вероятно, на острове существовала и бюрократия, пронизывавшая своим влиянием все слои общества. Возможно, существовали и налоги, и подати, взимавшиеся для сохранения работоспособности государственной машины, которая являлась своего рода платой за поддержание Pax Minoica, просуществовавшего в течении целого ряда веков.

Мы можем предположить существование у минойцев пирамидальной системы власти во главе с царем или царицей, резиденция которых в поздний период, как видно, могла находится в Кносском дворце. Функции управления могли осуществляться по нисходящей дворцовыми чиновниками, местными губернаторами, резиденциями которым служили сельские виллы и, не исключено, небольшие дворцы в отдаленных районах острова. Такие губернаторы были почти полновластными правителями в своих областях; они облагали налогами и поборами купцов, земледельцев и рыбаков.

Собранные средства шли по цепочке вверх, пополняя кладовые и сокровищницы дворцов. Потому как нет никаких известий о волнениях и мятежах в ту эпоху, вполне вероятно, что налоги, взимавшиеся правителем, были не слишком обременительны. В противном случае, если бы угроза восстаний была реальной, это потребовало бы строительства куда более основательных укреплений, чем те, которые имелись в Кносском и других дворцах.

Было предположение, что в то время уже существовали зачатки частного предпринимательства. Так, можно не сомневаться, что виллы, находящиеся недалеко от портов, и прочие резиденции сильных мира сего принадлежали богатым купцам, которые вели собственную торговлю. Не вполне ясно, какие именно отношения складывались между этими богатыми коммерсантами и представителями власти, хотя полная независимость в отдельных случаях могла приводить к разбою и волнениям.

Но каких-то сведений о такого рода волнениях не сохранилось. Возникает впечатление, что минойская цивилизация была обществом равных, представляя из себя - в зародышевой форме - модель позднейших демократических идеалов Греции, которые медленно развивались и формировались на Крите. Впрочем, все это - не более чем заманчивая версия социальной истории острова, хотя минойцы, вне всякого сомнения, были людьми свободными, проникнутыми духом вольности, и относились к авторитарным поползновениям местных правителей ничуть не более терпимо, чем современные жители Крита, девизом которых служит гордая фраза: «Лучше смерть, чем рабство».

Как видно, минойцам было присуще развитое чувство индивидуальности. Всевозможные украшения, особенно женские, были нарочито многочисленны и сразу бросались в глаза. Мужчины на фресках и керамике редко изображаются в какой-то другой одежде, кроме набедренных повязок, тогда как царицы или жрицы носили длинные свободные юбки с особыми складками, чем-то напоминающие одеяния испанских танцовщиц фламенко.

Облегающие блузки подчеркивали женственность фигуры, оставляя грудь полностью обнаженной. В большом ходу были головные тюрбаны или огромные шляпки, фасоны которых - по крайней мере, у женщин правящей элиты - часто менялись, если судить по сохранившимся фрагментам росписей и миниатюрным статуэткам.

Наши представления о древней истории основаны на причудливом переплетении реальных фактов и домыслов. Что до минойцев, которые оставили ничтожно мало письменных свидетельств и памятников (к тому же ни один из них пока не расшифрован), то в наших знаниях о них неизбежно зияют огромные пробелы, которые приходится заполнять более или менее правдоподобными гипотезами.

Но лишенное дара речи не может лгать, и массивные каменные стены Кносского дворца, раскинувшегося на площади в сотни акров на срезанной вершине холма неподалеку от современного города Гераклион, являют из себя немые свидетельства о сильных и уверенных в себе людях, которые отнюдь не жили в своем замкнутом мирке и гордо, не склоняя головы, входили в огромные чертоги божественных фараонов Египта.

Это были люди, достойные уважения, с которыми приходилось считаться, как о том свидетельствуют настенные росписи и вещи в захоронениях, найденные в Египте. Это - реальное доказательство существования тесных контактов между Египетским царством и Критом. В конце концов, вполне вероятно, что то наследие, которое они оставили миру в качестве суммы накопленных ими знаний, на поверку может оказаться неизмеримо более важным и ценным, чем самые изысканные произведения искусства, когда-либо созданные в мастерских Кносса.

«Минойская цивилизация, зародившаяся на острове Крит ещё в период позднего неолита, в первой половине IV тысячелетия до н. э. является, по сути, колыбелью общеевропейской, получившей распространение в гораздо более поздний период. Да и на самом Крите того времени, собственно до цивилизации, в прямым смысле этого слова, было ещё очень далеко. В этот период, здесь формировалась древнейшая на острове протокультура минойского типа, лишь только делавшая в сторону собственно цивилизации, свои первые шаги.»

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца , ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии . А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б., Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение. С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н. э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён. А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э. То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации , главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка , что нашло отражение и в греческой мифологии. Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос , тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии. Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах. Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности. В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции , Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта. Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова. Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая. В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы. В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования. Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются. Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно "минойцами ”, а так называемая ранняя протоминойская культура , задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет. Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова. Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо. Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса , у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства. Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй. Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство. И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств , ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат. О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие. Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму , приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний. Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки .

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим. Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу. Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте , на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа. В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации , землетрясение 1700 г. до н. э. было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э. правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.

Сатур Великий , ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, - он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом. Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, - критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря , и даже часть континентальной Греции. Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации . Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э. произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла. Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации , но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.

Кносс снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе. В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским , безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э. последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская(Название «минойская» (соответственно минойцы - народ, населявший Крит в древности) было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса.) культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой. Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., иначе говоря - конец так называемой эпохи ранней бронзы. Часть Европы ещё покрыта густыми лесами и болотами, но кое-где на карте континента уже можно заметить отдельные очаги земледельческих и земледельческо-скотоводческих культур (юг и юго-восток Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция). В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

Самый первый из всех критских дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе (центральная часть Крита, неподалеку от северного побережья острова). По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита - царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (слово, заимствованное ими из какого-то догреческого языка). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем. Раскопки действительно обнаружили здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м, включавший около трехсот помещений самого разнообразного характера и назначения(Следует иметь в виду, что сохранились только первый этаж дворца и подвальные помещения. Первоначально же здание имело два или три этажа в высоту.). Впоследствии аналогичные сооружения были открыты и в других местах на территории Крита.

Своим внешним видом дворец более всего напоминает затейливые театральные декорации под открытым небом: причудливые портики с колоннами, как бы перевернутыми кверху основанием, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, резные каменные украшения на крышах, схематически изображающие «священные» бычьи рога, яркие пятна фресок. Внутренняя планировка отличается крайней беспорядочностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры и лестничные переходы, внутренние дворики и световые колодцы расположены без всякой видимой системы и четкого плана. Но при видимой хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор бьш вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались знаменитые игры с быками, изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца. Кносский дворец неоднократно приходилось восстанавливать после часто происходивших здесь сильных землетрясений(Кносский и другие дворцы были впервые построены около 2000 г. до н.э., окончательно же были покинуты между XV в. и 1200 г. до н.э.). Новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Дворец был снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца создали даже водопровод и канализацию. Также хорошо была продумана и система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки ещё в V в. до н.э. - в пору наивысшего расцвета их культуры - жили в полутемных, душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми, в которых хранились вино, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно.

Во время раскопок кносского дворца археологи нашли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Многие из этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружающую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой, «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Чаще всего она состоит из одной набедренной повязки. Зато на голове у них красуется великолепный убор из птичьих перьев, а на шее и на руках можно разглядеть золотые украшения: ожерелья, браслеты. Люди, изображенные на фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях. Одни чинно шествуют в торжественной процессии, неся на вытянутых руках священные сосуды с возлияниями для богов, другие плавно кружатся в танце вокруг священного дерева, третьи внимательно наблюдают за каким-то обрядом или представлением, расположившись на ступеньках «театральной площадки».

Минойские художники замечательно владели искусством передачи движения людей и животных. Образцом могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками». Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых сальто. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Смысл всей этой сцены не вполне ясен. Мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. Однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быками» не были на Крите простой забавой праздной толпы наподобие современной испанской корриды. Это был религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка.

Сцены игр с быком, пожалуй, единственная тревожная нота в минойском искусстве. Ему совершенно чужды жестокие, кровавые сцены войны и охоты, столь популярные в тогдашнем искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, жизнь минойской элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. Близ острова не было в те времена ни одной значительной морской или иной враждебной державы. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и кносский, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными.

Разумеется, в произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в идеализированном, приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Так, на Крите часто происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. Если добавить к этому частые в этих местах морские штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии, то жизнь минойцев покажется нам не столь уж спокойной и безоблачной.

Для того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». В произведениях критского искусства (статуэтках и печатях) богиня предстает нам в различных своих воплощениях. Мы видим ее то грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов со всеми их обитателями, то благосклонной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. За этими образами угадываются черты древнего божества плодородия - великой матери людей и животных, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная по крайней мере с эпохи неолита. Рядом с великой богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, мы находим в минойском пантеоне и божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы - грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа - человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить таким образом разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился в мифе о Минотавре).

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др. Многие помещения дворца использовались как святилища-для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние часовни и т.п. Сама архитектура дворца, живопись» украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. Это был дворец-храм, где все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих их придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.

На Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его, по-видимому, было запрещено простым смертным. Taк можно объяснить то странное на первый взгляд обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного» которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кпосса не просто жили и правили - oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца, место, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела,- это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, в котором стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений: очевидно, для того чтобы предстать перед «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Сам тронный зал представляет собой небольшую прямоугольную комнату. Прямо против входа в нем стоит гипсовое кресло с высокой волнистой спинкой - царский трон. Вдоль стен идут облицованные алебастром скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками. изображающими грифонов - фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от бед.

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили сами цари и их окружение,- все это было создано трудом многих тысяч безымянных земледельцев и ремесленников. К сожалению, о жизни трудового населения Крита нам известно немногое. Оно обитало, по-видимому, за пределами дворцов в разбросанных по полям и горам мелких поселках с убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с кривыми, узкими улочками. Они разительно противостоят монументальной архитектуре дворцов, роскоши их внутреннего убранства. Простой и грубый инвентарь погребений, обнаруженные археологами в глухих горных святилищах незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных свидетельствуют о довольно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с утонченной культурой дворцов.

У нас есть все основания считать, что в критском обществе уже сложились характерные для раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Так, можно предполагать, что земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к оменту гибели дворца (конец XV в. до н.э.) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о6разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты(Наряду со свободными общинниками, очевидно находившимися в податной зависимости от дворца, на него работали, по всей вероятности, и люди, принадлежавшие к категории несвободных (рабы) или полусвободных (слуги и клиенты). Судя по аналогиям с другими раннеклассовыми обществами, существовавшими, например, в странах Ближнего Востока или в позднейшей микенской Греции, этот дворцовый персонал мог быть довольно многочисленным, насчитывая сотни или даже тысячи работников, обученных различным профессиям.). Не следует думать, что все это они делали по принуждению, только потому, что так хотелось царю или его вельможам. Дворец был главным святилищем общины, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в святилище богов, отдавая излишки своих-хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений, а также и сам трудился «во славу божию». Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников - обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу. Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использовать для своих собственных надобностей.

Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация прибавочного продукта общины в руках дворцовой элиты диктовалась ещё и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани. Торговые морские экспедиции в те времена были -сопряжены с большим риском и затратами. Государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие. Само собой разумеется, что добытые таким путем редкие товары оседали в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами-ремесленниками дворца и поселков. Итак, дворец выполнял в минойском обществе универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли.

Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы(Впрочем, не исключено, что это имя носили многие цари, правившие Критом на протяжении ряда поколении и составлявшие одну династию.). Греческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. Предание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. начинается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на о-ве Родос и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения. На египетских росписях первой половины XV в. до н.э. представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде - передниках и высоких полусапожках, с дарами фараону в руках. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти росписи, Крит был сильнейшей морской державой, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. Греческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о-ве Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря(После катастрофы остров, когда-то, видимо, густо заселенный, частично ушел под воду; некоторые отождествляют его с легендарной Атлантидой.- Примеч.ред.). Другие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Действительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа. Полнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы - растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля - превращаются в абстрактные графические схемы. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений. Судя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А).

Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства.

С тех пор упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.


Похожая информация.