Науки

Роль и значение учетной политики организации. Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета. Условия формирования учетной политики

Как указано в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятии – это документ, который должен быть на каждом предприятии. Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать учетную политику, потому что законодательство РФ позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Учетная политика обязательно должна содержать: рабочий план счетов бухгалтерского учета на предприятии; формы первичных документов; порядок проведения инвентаризаций (сроки, причины); методы оценки активов и обязательств; правила документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Она утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской отчетности.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации.

Главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации, а таковым в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона выступает руководитель организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом, Закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за содержание учетной политики, именно подпись руководителя делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Часть 2. Анализ

4. Значение экономического анализа в управлении производством и перспективы развития.

Тема 2. Предмет и метод экономического анализа

    Предмет и задачи экономического анализа.

    Пользователи результатов экономического анализа

    Понятие метода экономического анализа.

    Этапы проведения экономического анализа.

Тема 3. Виды экономического анализа

      Типология видов экономического анализа.

      Классификация видов анализа по методике изучения объектов.

      Финансовый и управленческий анализ.

Тема 4. Методы и приемы экономического анализа

1. Основные методы экономического анализа

2. Основные приемы экономического анализа

3. Способы (приемы) факторного анализа

Тема 5. Экономико-математические методы анализа

          Классификация экономико-математических методов.

          Экономико-математическое моделирование.

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

    Понятие экономической информации и ее классификация.

    Бухгалтерская отчетность как источник информационной базы.

    Требования, предъявляемые к экономической информации.

    Система экономических показателей.

Тема 6. Методология комплексного анализа хозяйственной деятельности

                Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.

                Оценка имущественного состояния предприятия

                Вертикальный и горизонтальный анализ.

4. Анализ ликвидности и финансового равновесия между активами и пассивами.

Тема 8. Поиск резервов повышения эффективности производства

        Классификация резервов

        Методика подсчета резервов.

Тема 9. История и перспективы развития экономического анализа

1.Этапы возникновения и становления экономического анализа.

2. Перспективы развития экономического анализа в условиях рыночных отношений.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

1.Понятие экономического анализа.

2. Основные принципы экономического анализа.

3. Место экономического анализа в системе экономических наук.

4. Значение экономического анализа в управлении производством.

    Понятие экономического анализа.

Экономический анализ – это комплекс процедур, с помощью которых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельности: финансовом, производственном, рыночном. Экономический анализ, уменьшая степень неопределенности и являясь базой принятия управленческих решений, должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличения рыночной стоимости.

Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ выступает в единстве с понятием синтез – соединение ранее расчлененных частей изучаемого объекта в единое целое с целью получения знания о целом. Помимо анализа и синтеза среди методов научного исследования выделяют индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и др.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий. Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, отраслей производства. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Наряду с планированием, учетом и контролем анализ является базовой функцией управления. Именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.

Выработка управленческого решения составляет одну из главных задач процесса управления. Экономический анализ представляет бухгалтерскую и иную информацию пригодную для принятия решения. Экономический анализ выполняет обслуживающую функцию в процессе принятия решения. Без качественного анализа нельзя добиться эффективности системы управления предприятием.

Позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внешние и внутренние факторы, является инструментом обоснованного планирования;

Способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, резервы и пути их реализации;

Воздействует на совершенствование системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути улучшения организации управления.

Понятие и значение учетной политики

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.

Для целей налогообложения учетная политика определена (далее - НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами . Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п . Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Разработка и принятие учетной политики

Учетная политика - это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса - методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) и определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ) - это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан - представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.

Изменения учетной политики 2009 года

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации - как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения - на 2009 год.

Новое ПБУ об учетной политике .

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности . Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ - ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости - и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю . Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива .

Новое ПБУ о раскрытии информации о связанных сторонах.

Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:

  • перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
  • конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
  • порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. - , а также введены новые ст. - , которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.

С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом будет начисляться не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2009 год налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей , в частности:

  • о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
  • о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
  • об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учетная политика организации, значение, содержание, основные аспекты

Учетная политика - это реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижения налогового бремени для конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Учетная политика - внутренний закон организации, принятие которого необходимо в первую очередь для устранения пробелов, неясностей и вариантных решений в действующем законодательстве.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени” (3.С.48); “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования” (2.С.7); “…это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (4.С.10). В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.С.5).

Учетная политика - это действенный инструмент организации в выполнении основных задач бухгалтерского учета. Основными задачами бухгалтерского учета, в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам, аудиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Таким образом, если сформулировать кратко, главной задачей бухгалтерского учета является формирование полной, своевременной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования учредителями, инвесторами, поставщиками, покупателями, налоговыми и финансовыми органами, банками, аудиторами и иными заинтересованными предприятиями и лицами.

Учетная политика - это выбор организацией вариантов и способов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, организации и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений и особенностей своей деятельности.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

· форма собственности и организационно-правовая форма организации (ООО, АО, СП, государственное или муниципальное унитарное или казенное предприятие и т.д.);

· вид деятельности или отраслевая подчиненность (торговая, коммерческая деятельность, строительство, промышленность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.);

· объемы производства, среднесписочная численность рабочих и т.п.;

· отношение организации с системой налогообложения (освобождения от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению и т.п.);

· степень свободы действия в условиях переходного к рынку периода (возможность самостоятельных действий в вопросах ценообразования и т.п.);

· стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи развития организации на долгосрочную перспективу, возможность и ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

· наличие технического оснащения для функций управления (обеспечение ПЭВМ, средствами оргтехники, программными средствами и т.п.);

· наличие эффективной системы информационного обеспечения организации по всем необходимым для деятельности направлениям;

· уровень квалификации кадров; экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководства организации;

· система материальной заинтересованности в эффективной работе организации и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей;

· другие факторы.

К основным способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации, являющимися основными методическими аспектами учетной политики.

При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методические аспекты учетной политики - это те способы бухгалтерского учета, порядок применения которых непосредственно влияет на формирование финансовых результатов организации, отражение ее имущественного положения и финансового состояния.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. порядок финансирования ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

7. Формирование учетных групп материальных ценностей.

8. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции.

10. Сроки погашения расходов будущих периодов.

11. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

12. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

13. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект - указывает на то, как в организации на практике реализуются вышеназванные способы ведения бухгалтерского учета в учетных регистрах, журналах и книгах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

учетный политика

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.

Использованная литература:

1. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995г.

2. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: “Бухгалтерский учет” 1994г.

3. Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 1995г.

4. Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 1995г.

5. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. Под ред. Королева С. А., Крикунова А.В. \\ М.: 1996 г.

6. www.agro-inform.ru/2009/05/buh.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие требования к формированию учетной политики, ее элементы. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики, порядок ее изменения. Учетная политика для целей налогового учета, организационные и методологические аспекты.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Значение учетной политики в организации учета, правила и принципы ее формирования. Экономическая характеристика торговой организации. Особенности организационно-технического аспекта формирования учетной политики на предприятиях оптовой торговли.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2011

    Документальное отражение учетной политики. Учетная политика предприятия в целях бухгалтерского учета и налогообложения. Основные проблемы в формировании и реализации учетной политики ООО "Баумикс-Сибирь". Построение единой учетной системы в организации.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2012

    Цели, задачи формирования, основные принципы, нормативное регулирование учетной политики. Изучение опыта работы предприятия в части бухгалтерского учета, анализа и аудита на примере ОАО "Янтарьэнерго". Организационные аспекты учетной политики организации.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Обобщение теории и практики формирования учетной политики коммерческой организации. Учетная политика Общества с ограниченной ответственностью "Зеленый звон". Рекомендации по совершенствованию методических и организационно-технических показателей фирмы.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2014

    Аудит учетной политики организации. Нормативно-методологические аспекты и техника формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Соотношение бухгалтерского и налогового учета как метод оптимизации налогообложения.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2010

    Цели и задачи формирования учетной политики организации. Основные принципы учетной политики и ее методологические аспекты, система нормативного регулирования. Порядок формирования учетной политики организации, рекомендации по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Основные требования по формированию и раскрытию учетной политики. Формирование и изменение учетной политики. Методологические аспекты учетной политики. Учетная политика для целей налогообложения и бухгалтерского учета ЗАО "Бурда бетройунг".

    дипломная работа , добавлен 13.09.2006

    Определение и назначение учетной политики предприятия, организационные аспекты. Общие положения по формированию учетной политики, ее раскрытие и изменение. Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях в условиях сближения с МСФО.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Оформление и раскрытие учетной политики на примере ОАО "Энергосервис". Отражение в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений. Формы бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации, организация документооборота.

Система информационного обеспечения экономического анализа.

Информационное обеспечение анализа является одним из ресурсов экономического анализа, как труда, средства труда и предмета труда - ресурсами производства. Это означает, что оно должно обладать всеми характерными для ресурса качествами: быть необходимым и достаточным по объему, своевременно полученным и переданным, достоверным, полным и сопоставимым. Несоблюдение любого из перечисленных качеств равнозначно отсутствию информационного обеспечения экономического анализа.

Результативность анализа во многом зависит от информационного и методического обеспечения. Все источники информации делятся на нормативно–плановые, учетные и внеучетные.

1. Нормативная плановая информация. Она подразделяется на технико-экономические нормативы и нормы и планы. Технико-экономические нормы во многом определяются непосредственно данными конструкторской и технологической подготовки производства. Плановые данные, нормативы и ценники условно называют постоянной информацией, так как не изменяются в пределах месяца, квартала, а иногда и года, а если такие изменения есть – их стремятся отразить отдельно.

2. Информация учетного характера – это данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Бухгалтерский учет – регистрирует все операции, отражающие движение хозяйственных средств. Статистический учет – использует сведения оперативного и бухгалтерского учета, а также организует самостоятельные статистические сплошные и выборочные наблюдения. Оперативный учет – представляет собой средство наблюдения за ходом производственных процессов и хозяйственной деятельности непосредственно во время и вслед за совершением хозяйственных и производственных операций. Все три вида учета – оперативный, бухгалтерский и статистический – образуют единую систему учета в организациях.

Таблица – Требования, предъявляемые к учетной информации

3. Внеучетные источники информации – документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а так же данные, характеризующие изменения внешней среды функционирования предприятия.

Основными источниками информации для финансового анализа являются формы бухгалтерской отчетности. Они рассматриваются как единая система данных о финансовом положении организации. К ним относятся:

· Бухгалтерский баланс

· Отчет о прибылях и убытках

· Отчет об изменении капитала

· Отчет о движении денежных средств

· Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Для внутреннего управленческого анализа основные являются внутренние данные оперативного учета, статистическая отчетность.

Документальное оформление результатов анализа.Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Обычно это пояснительная записка (аналитический отчет), справка, заключение.

Пояснительная записка обычно составляется для внешних пользователей анализа. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, то они оформляются в виде справки или заключения.

Роль и значение учетной политики организации.

Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что учетная политика должна, как минимум, определять все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, где на уровне нормативного регулирования не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных вариантов.

Учетная политика формируется в организации по двум направлениям – для целей бухгалтерского и для целей налогового учета.

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика служит главным образом для нужд бухгалтерского и налогового учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации. Обычно разрабатывает учетную политику бухгалтер.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. Т. е., в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, т. к. он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, т. к. формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, т. к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, т. к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства.

Учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

Учетной политикой предприятия понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

1) требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;

2) требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена(независимо от времени фактического получения или выплаты денег);

3) требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;

4) требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

5) требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;

6) требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

При этом при формировании учетной политики предлагается:

Что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

Что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

Что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

Что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска: