Спорт

Псалтырь 16. Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу. Обстоятельства написания псалма

. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых ,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты .

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда .

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» ().

. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки .

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стез и» же Господни суть соблюдение заповедей.

. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне .

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

. Тук свой затвориша.

Словом "тук" (церковносл. ) – жир.Редакция «Азбуки Веры» означает весьма великое благоденствие врагов.

. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» ()?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их .

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим .

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

16:1,2 Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
Давид понимает, что из уст лживых Бог молитву не принимает, поэтому он старается жить праведно. Давид подходил к Богу с чистым сердцем, не лукавил и не пытался себя оправдать, но в подходе был честен. И если ему показывали неправоту его, то он признавал её и старался исправить потому, что для него желание стать похожим на Отца и мнение Бога о нём - было важнее всего.

16:3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
Давид уверен, что Бог даже в ночное время ничего за ним преступного не найдёт, если проверить пожелает: мысли Давида чисты, и на ложе сна он борется мысленно со злодеяниями, и когда спит – бодрствует разумом своим. Каковы его мысли о праведности, так же о ней и уста Давида говорят.

16:4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя
И в дневные часы Давид не имел общих дел с нечестивцами, ибо слушается наставлений Бога своего. Давид черпал мудрость не из человеческих источников, а из уст Божьих. Он старался не притеснять никого потому, что понимал отношение Бога к притеснителям.

16:5-9
Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, - от врагов души моей, окружающих меня:

Основное желание Давида, чтобы не свернуть ему с Божьего пути – «налево» в то время, когда идти надо прямо, ибо очи Господа обозревают, а тени крыл укрывают - только идущих по Его пути, чтобы помочь им в случае необходимости.

А если свернуть, то ВНЕ зоны Божьей наблюдательности окажешься, и Бог не поможет, и нечестивые возьмут верх. Давид это положение вещей понимал.

16:10,11 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить [меня] на землю;
Нечестивые покрыты духовным «слоем жира», потому так трудно достучаться до их сердец и умов Богу и Божьим служителям. Потому и не боятся они ударов жизни – не прочувствуют, как тюлени.

16:12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
Охота на праведников и их поедание - вот интерес в жизни нечестивых

16:13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
Понятно, что такое положение вещей не может нравиться Давиду, но он понимает, что только Бог может решить эту проблему ожирения всех, потому и просит Его защитить от мирских людей.

16:14 от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
Здесь интересно сказано о людях мира сего, о мирских: ИХ УДЕЛ – заботиться о своём благополучии в этой жизни, независимо от того, каким путём они это делают.В системе века сего нечестивого – они царствуют, хозяйничают (царствовать – не в прямом смысле царями быть, а жить по-царски на земле, хорошо, то есть)
Ну и пусть поживут хоть в этом веке комфортно, от рук дел Божьих для земли – насытятся, не отбирать же у них блага земли. Не жалко, пущай пользуются. Так вот, у них, как правило, и достаток во всём, и дети их сыты, и проблем – никаких: защитная жировая оболочка оберегает. Так уж вышло, что чей век, те и процветают в нём: в веке нечестия – нечестивые на высоте, в веке праведности Божьей – праведник возвысится. Только век царствования и процветания нечестивого – короток. У праведника – вечность впереди, не один «трон» царствующим в вечности - сменить придётся.

16:15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Кто - что, а Давид для себя выбрал ходить в чистоте сердца и непорочности пред лицом Божиим и идти по жизни путём праведным. А чем это для него обернётся – неважно, он готов потерпеть длину жизни смертного человека в этом веке, чтобы потом - в вечности быть счастливым сыном Божьим.

Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду , т.е. , внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под именем правды , по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых .

От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ()? Посетил ecи нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать (). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое ; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда .

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки , т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих ; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Стопы моя , т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли, или намерения, относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих – под стезями, или тропинками, Бога разумеет пророк те пути жестоки , о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих – просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя – да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя , говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже . Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых острастших мя.

Удиви , показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей , т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне – быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока – как зрачок глаза; в крове крилу Твоею – под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя , т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, – спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Душу мою одержаша , т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню . Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.

Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящии мя ныне обыдоша мя ; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю , т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я – то же, что «предупреди их, предотврати козни и замыслы их»; запни им – значит «воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел». Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово «изми») от враг руки Твоея , – отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так – восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи ; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли , от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом , и за развращение, за соблазн единаго от малых сих , угрожает горем и погибелью (), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного (). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного (; ). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем ). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих ) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим ).

Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывая о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему ; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщуся тогда, внегда явитимися славе Твоей , Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Православный псалом 16, как и несколько предшествующих ему псалмов, был написан Давидом в период серьезных испытаний, связанных с гонениями царя Саула. Об этом свидетельствует и предполагаемое время написания псалма, и общее настроение этой древней песни.

Текст христианского 16 псалма – обращение Давида к Богу, в котором он сетует на свое тяжелое положение и призывает Господа внять его молитве, защитив его от лживых и злых людей. В псалмопевец особенный акцент делает на собственную искренность, чистоту и непогрешимость – подобное самоопределение характерно для периода Сауловых гонений, что лишний раз подтверждает время написания 16 псалма.

В тексте песни 16 псалма присутствует жалоба на злобу и нечестие его преследователя, не желающего смириться с Божьей волей и уступить свой трон Давиду, как указанному Богом преемнику. Особой своей заслугой автор псалма считает смирение, благодаря которому он не собрал армию, чтобы сместить Саула с трона, а терпеливо ожидает, когда же Господь Сам разрешит ситуацию наилучшим образом. Слушать и читать 16 псалом следует трижды в день на протяжении трех дней, чтобы избавиться от клеветы.

Слушать на видео православную молитву псалом 16 на русском языке

Читать текст молитвы Давида псалом 16 на русском языке

Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову , я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей. Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня: они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими. На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю; они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Псалтырь, текст псалом 16 на церковно славянском языке

Услыши, Господи, правду мою, вонми моленiю моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица твоего судба моя изыдет; oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощiю; искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже; приклони ухо твое мне и услыши глаголы моя. Удиви млти твоя, спасаяй уповающыя на тя от противящихся деснице твоей; сохрани мя, Господи, яко зеницу oка; в крове крилу твоeю покрыеши мя от лица нечестивых обидящих мя; врази мои душу мою одержаша тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящiи мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Обяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им; избави душу мою от нечестиваго, oружiе твое от враг руки твоея, Господи, от малых от земли; раздели я в животе их, и сокровенных твоих исполнися чрево их; насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим. Аз же правдою явлюся лицу твоему, насыщуся, внегда явитимися славе твоей

Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище - Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с подобно тому, как это сделал Давид.


Обстоятельства написания псалма

Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь - ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к в молитве.


Текст 16 псалма на русском

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.


Толкование 16 псалма

Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви - , Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.

  • По форме это прямое обращение Давида к Господу. В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
  • Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
  • Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.

Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.

Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью - царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух - будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.

Как правильно говорить с Богом

Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.

  • В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
  • В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
  • В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.

Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.

Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.

В каких случаях используют 16 псалом

Псалмы применяют для духовного наставления собственной души. Они используются в богослужениях православной, католической церкви, протестанты тоже поют их под сводами своих храмов. Также святые отцы поясняют, для чего нужно читать Псалом 16:

  • когда необходимо скрыться от преследователей;
  • во время неприятностей;
  • чтобы избежать клеветы;
  • для защиты от недоброжелателей.

Жизнь зачастую бывает несправедливой, так устроен этот мир. Иначе мы не смогли бы доказать Господу свою преданность и веру. Даже самые лучшие из людей порой попадают в неприятности. В таком положении главное - продолжать уповать на высшего Судию, справедливого и неподкупного.

Псалом 16 - для чего читают, текст на русском, толкование was last modified: Апрель 29th, 2018 by Bogolub