2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Может ли суд признать дом аварийным, если межведомственная комиссия бездействует?
В "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года", утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года включен ответ на вопрос:
- "может ли суд на основании заключения строительно-технической экспертизы признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по жалобе жильцов этого дома, если межведомственная комиссия и орган местного самоуправления уклоняются от принятия соответствующих решений?
Является ли принятие таких решений исключительной компетенцией межведомственных комиссий и органов местного самоуправления, бездействие которых граждане могут обжаловать в суд?"
Верховным Судом РФ даны следующие разъяснения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение строительно-технической экспертизы будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Публикации на сайт:
Признать дом аварийным может только межведомственная комиссия
Решение межведомственной комиссии . Оспаривание в суде
Признание незаконным решения межведомственной комиссии
Признание аварийным частного жилого дома . Чья компетенция?
а также Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года)
Вопрос: ...Согласно п. 5 ст. 15 нового Жилищного кодекса изменился порядок определения общей площади жилого помещения. Изменение общей площади происходит в силу закона и не зависит от действий собственника, объект недвижимости не изменяется, а изменяется лишь порядок расчета общей площади. Необходимо ли при внесении указанных изменений в ЕГРП представление заявления правообладателя и документа, подтверждающего уплату государственной пошлины? (Письмо Минфина РФ от 09.06.2005 n 03-06-03-03/34)
Вопрос: В соответствии с п. 5 ст. 15 Жилищного
кодекса Российской Федерации, введенного в
действие с 01.03.2005, общая площадь жилого
помещения состоит из суммы площади всех
частей такого помещения, включая площадь
помещений вспомогательного использования,
предназначенных для удовлетворения
гражданами бытовых и иных нужд, связанных с
их проживанием в жилом помещении, за
исключением балконов, лоджий, веранд и
террас.
Вместе с тем до 01.03.2005 в общую
площадь жилого помещения включалась
приведенная площадь балкона, лоджии и пр.
В связи с этим в настоящее время на
государственную регистрацию
представляется техническая документация с
измененной общей площадью жилого
помещения, при этом органы технической
инвентаризации указывают, что площадь
изменилась в связи с введением в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Налогового
кодекса Российской Федерации за внесение
изменений в записи Единого
государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним с
физических лиц взимается госпошлина в
размере 100 руб., с организаций - 300 руб.
Однако в рассматриваемой ситуации
изменение общей площади происходит в силу
закона и не зависит от действий
собственника, объект недвижимости (жилое
помещение) не изменяется, а изменяется лишь
порядок расчета общей площади.
На
основании изложенного просим дать
разъяснения по вопросу, необходимо ли при
внесении указанных изменений в ЕГРП
представление заявления правообладателя и
документа, подтверждающего уплату
государственной пошлины.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2005 г. N
03-06-03-03/34
В связи с обращением по вопросу
уплаты государственной пошлины за внесение
изменений в записи Единого
государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним в
случае, если данные изменения вносятся в
силу закона и не зависят от действия
собственника, Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает
следующее.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст.
333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено
взимание государственной пошлины за
внесение изменений в записи Единого
государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (далее -
ЕГРП) организациям в размере 300 руб.,
физическим лицам - 100 руб.
Порядок
внесения изменений в записи ЕГРП, не
влекущих за собой прекращения или перехода
права, установлен разд. VII Правил ведения
ЕГРП, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 N 219.
В соответствии с п. 67
указанных Правил лист записи об изменениях
(Приложение N 9) используется для внесения в
ЕГРП таких сведений, которые не влекут за
собой существенного изменения объекта, а
также прекращения и перехода прав на него. К
таким сведениям, в частности, относятся
перемена фамилии, имени, отчества, места
жительства физического лица, наименования
юридического лица или его юридического
адреса, уточнение площади объекта,
изменения при незначительной
реконструкции объекта и т.п.
При этом
необходимо учитывать, что в соответствии с
п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним"
государственная регистрация прав, в том
числе и изменений, носит заявительный
характер. Регистрация прав и сделок с
недвижимостью проводится только на
основании заявления правообладателя или
сторон договора. При отсутствии заявления
регистрационные действия не
совершаются.
Учитывая изложенное, за
внесение изменений в записи ЕГРП на
основании заявления заинтересованного
лица независимо от того, произошли данные
изменения в силу изменения
законодательства (в данном случае
изменения порядка определения общей
площади жилого помещения в соответствии
Жилищным кодексом Российской Федерации)
либо по другим причинам, государственная
пошлина уплачивается в соответствии с пп. 21
п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
Директор Департамента
налоговой
и таможенно-тарифной
политики
М.А.МОТОРИН
09.06.2005
1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.12.2017 N 462-ФЗ)
4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования)).
3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.12.2017 N 462-ФЗ)
4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Комментарии к статье
В коммент. ст. конкретизируется один из элементов жилищного правоотношения - объект, в качестве которого выступает жилое помещение. Именно объект может служить критерием разграничения отношений, регулируемых жилищным законодательством, и иных имущественных отношений, составляющих предмет регулирования различных институтов гражданского законодательства. Так, например, при рассмотрении в суде требований об освобождении помещений, не входящих в состав жилищного фонда, и, следовательно, не являющихся жилыми, необходимо применять не жилищное законодательство, а нормы гражданского законодательства об аренде (имущественном найме).
В п.2 коммент. ст. дается легальное определение жилого помещения как объекта гражданских прав, содержащее его существенные признаки.
Во-первых, жилое помещение относится к недвижимому имуществу, для которого свойственна прочная связь с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ст.130 ГК РФ).
Во-вторых, данное помещение является изолированным, т.е. оно индивидуализировано и обособлено в пространстве как жилой дом, квартира, комната, имеющие отдельный выход на улицу, на лестничную клетку или в общий коридор.
В-третьих, жилое помещение предназначено и пригодно для постоянного проживания граждан (п.2 ст.288 ГК РФ, п.1 ст.17 ЖК). Данное помещение должно быть юридически признано жилым уполномоченным органом только при условии его соответствия нормативным санитарным, техническим и иным требованиям, например противопожарным, экологическим, архитектурно-градостроительным.
В коммент. правиле не указывается на такое свойство жилого помещения, как благоустроенность, которое закрепляется законодательством некоторых субъектов РФ (см.: п.2 ст.4 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. "Основы жилищной политики г. Москвы"//Вестник Московской городской думы. 1999. N 8; п.1 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 4 июля 2001 г. "О жилищной политике Санкт-Петербурга" //Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2001. N 9; 2004. N 3).
Нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым должны устанавливаться актами Правительства РФ. Ранее данные нормы и правила устанавливались в основном ведомственными актами. При этом упор делался, главным образом, на критерии оценки непригодности жилых помещений. Контроль за техническим состоянием жилых помещений в настоящее время осуществляется на основе ведомственных актов, таких как Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 29 сентября 2003 г. (РГ. 2004 N 214. 23 окт.), а также актов регионального жилищного законодательства, например, Закона г.Москвы от 7 апреля 2004 г. "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г.Москвы".
Уровень нормативных правовых актов, регулирующих основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, значительно повышен. Так, действующее Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552 (РГ. 2003. 16 сент.). Согласно указанному Положению непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), которые находятся в ветхом или аварийном состоянии либо в них выявлено вредное воздействие среды обитания.
Определение общей площади жилого помещения впервые закреплено в федеральном законе. Общая площадь включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых комнат, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и др. При этом в общую площадь, согласно п.4 коммент. ст., не включается площадь балконов, лоджий, веранд, и террас.
Статья 15. Объекты жилищных прав
1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.