Плетение косичек

Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева. Надвратный храм во имя святителя василия великого

Первые упоминания о храме святителя Василия Великого в селе Васильевское относятся к XVI веку в связи с его пожалованием великим князем Иваном Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора.

Не позднее 1620-х годов в Васильевском усилиями прихожан была построена деревянная клетская церковь. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское». В 1764 году церковные земли, в том числе и само село Васильевское, перешли в собственность государства.

Деревянная церковь в селе дожила до своего 200-летия. В 1836 году ее сменил каменный одноименный трехчастный храм, заложенный в 1810-х годах в память избавления Отечества от французов в 1812 году и по недостатку средств был сооружен в 1836 году.

Перед строительством нового храма старый деревянный был употреблен на обжиг кирпича, а на месте его престола воздвигнут памятный столп. По местным преданиям, кирпич для храма обжигали в печах неподалеку от села. К месту строительства кирпич доставляли не только на лошадях. Женщины приносили его в подолах, чтобы таким образом внести свою лепту в создание храма.

В церковной метрике 1887 года отмечено также, что образцом Васильевской церкви послужил одноименный храм на Тверской-Ямской улице в Москве.

Средства на его строительство нового храма пожертвовали жители села Васильевское, сельца Царевское и деревень Ярыгино, Зельниково, Костромино и Торбеево, составлявших один приход. Новая церковь имела придел во имя святого пророка Божия Илии. Недалеко от церкви на сельском кладбище была установлена деревянная часовня, пришедшая в ветхость к концу XIX века. Причт храма на рубеже XIX-XX веков состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.

В 20-30-е годы ХХ века храм действовал. Его закрыли за два года до смерти Сталина - в 1951 году. По рассказам местных жителей, церковь пытались взорвать и на ее месте построить клуб. Однако стены храма отказались подчиняться «строителям», а машина, посланная за дополнительной взрывчаткой, попала в аварию. Тогда же была разрушена колокольня храма, с главного купола снята главка с крестом, сломана церковная ограда и ворота, а сам храм приспособлен под склад.

В 1991 году здание церкви Василия Великого было возвращено Православной Церкви. Настоятелем храма стал молодой выпускник Московской духовной семинарии священник Сергий Сапун. Батюшка и жители села взялись за восстановление поруганной святыни. В День Святой Троицы была отслужена первая Божественная Литургия.

Постепенно храм стал приобретать прежние черты. С каждым годом хорошеет внутреннее убранство. Восстановлена церковная ограда, сделан новый кирпичный дом причта, закончена внутренняя отделка трапезной части храма, обустроен придел во имя святого пророка Илии. Два года назад заново отстроена колокольня. Над Васильевском вновь можно слышать колокольные перезвоны.

В 2011 году исполнилось ровно 175 лет со времени постройки и освящения каменного храма, а также 20 лет с момента возрождения в нем приходской жизни. Все эти 20 лет настоятелем храма был протоиерей Сергий Сапун. 21 августа 2011 года он отошел ко Господу.

С 2011 по 2017 год послушание настоятеля Васильевского храма нес иерей Сергий Демин.


23 августа 2011 года в Васильевском храме села Васильевское Сергиево-Посадского района состоялось отпевание настоятеля храма протоиерея Сергия Сапуна. Отец Сергий закончил свой земной путь 21 августа на 45-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни.

Протоиерей Сергий Аркадьевич Сапун родился 3 июля 1967 года в селе Супонево Брянского района Брянской области в семье потомственного священника: его отец, оба деда и прадед по 50-60 лет служили Церкви Христовой. После окончания в 1984 году средней школы он проходил послушание пономаря и иподиакона в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского II степени. В 1987 году он вступил в брак. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию.

22 мая 1991 года в Смоленском храме города Ивантеевка Пушкинского района Высокопреосвященнейшим Ювеналием Митрополитом Крутицким и Коломенским диакон Сергий Сапун был рукоположен во пресвитера. А 6 июня 1991 года Указом Владыки Ювеналия молодой священник был назначен настоятелем Васильевского храма села Васильевское, в котором он бессменно служил 20 лет. За свое усердное служение отец Сергий удостоен богослужебных наград: в 2001 году возведен в сан протоирея, в 2007 году был награжден правом ношения палицы. В семье отца Сергия и матушки Елены трое детей.

За годы жертвенных трудов отца Сергия почти полностью восстановлен Васильевский храм,
представлявший в 1991 году руины. В свое время для его восстановления он, не задумываясь, продал собственную квартиру.

Добрый пастырь создал крепкую и дружную приходскую общину. Двадцать лет он был бессменным руководителем духовной жизни своих прихожан, двадцать лет он вместе с ними восстанавливал храм из руин, двадцать лет делил с ними и горе, и радость.

Отец Сергий был очень внимательным к каждому прихожанину. Умел терпеливо выслушать, дать добрый совет, рассудить и разъяснить, как правильно поступать в той или иной ситуации. Он всегда с улыбкой входил в храм и шуткой умел разогнать любую печаль. С его появлением у всех сразу поднималось настроение. Он любил свой приход, который был для него отчим домом. Он был щедр и милостив. И не удивительно, что прихожане любили его как родного отца.

Отец Сергий был хорошим проповедником, наставляя свою паству, что злоба, ненависть и месть еще никого не доводили до добра.

Когда болезнь батюшки обострилась, прихожане стали часто совершать молебны и «едиными усты и единым сердцем» сугубо молились о выздоровлении своего настоятеля. Вот и 21 августа начали молебен о здравии, но его прервала скорбная весть о кончине пастыря.

23 августа в храме собралось много людей: священнослужители, родственники, прихожане и
все, кто знал отца Сергия, чтобы проводить его в последний путь. Божественную Литургию и отпевание по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников в сослужении двадцати девяти священников. Перед чином отпевания отец Александр в своем слове назвал протоиерея Сергия слугой Божиим, отметив, что он не жалел своей жизни ради служения Господу, он успел сделать много добра, до последнего дня служил Богу и людям и терпеливым перенесением своей болезни явил пример христианского мужества. Благочинный зачитал телеграмму митрополита Ювеналия с выражением глубокого соболезнования в связи с кончиной протоиерея Сергия Сапуна: «От нас ушел добрый пастырь, который полагал душу свою за овец Христова стада. Господь да упокоит Своего раба в селениях праведных».

После отпевания и прощания с отцом Сергием был совершен крестный ход вокруг храма, во время которого священники на плечах несли гроб с телом покойного настоятеля. Протоиерей Сергий Сапун был погребен в ограде храма недалеко от главного алтаря. После погребения состоялась поминальная трапеза.

Жизненный путь отца Сергия был кратким, но полным добрых дел и свершений. Он всецело посвятил его служению Богу и людям. Прихожане искренне скорбят о кончине своего пастыря и верят, что Господь упокоит его душу в селениях праведных.

Подаждь Господи, рабу Твоему, протоиерею Сергию прощение и оставление грехов, и даруй ему вечный покой во Царствии Твоем!

Сайт Сергиево-Посадского Благочиния (spblago.ru)


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.


А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Надднепровские холмы раньше венчало гораздо больше куполов, чем теперь. Два небольших купола Васильевской церкви и ее колокольни почти не доминировали в панораме (по сравнению с куполами лавры, Никольского военного собора и Андреевской церкви), но сама церковь стояла в почти неизменном виде с конца XVII века.

Путаница с названием храма прочно вросла в киевскую историю, поэтому до сих пор ее название пишется в нескольких вариантах. Еще в XVII столетии считали, что небольшое здание напротив построек Киево-Михайловского Златоверхого монастыря возведено еще во времена князя Владимира Великого (А. Кальнофойский «Cerkiew ś. Bazylego na samy przod zmurowana od Wielkiego Włodzimierza»: Τερατούργημα..., 1638, стр. 25. ). В челобитной игумена Киево-Братского монастыря, поданной царю Михаилу Федоровичу в апреле 1640 г. по вопросу о реставрации Трехсвятительской церкви, последняя называется «построением прародителя государева святаго равноапостольного великаго князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия». «Строением великого князя Владимира» называется Трехсвятительская церковь и в другой челобитной — московским царям Иоанну и Петру, посланной из Киева в 1688 г. (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, кн. I (январь), стр. 111. ) .
Распространенную среди киевских церковников XVII в. датировку храма некритически усвоили и первые исследователи киевских древностей. Так, Н. Самойлов (Н. Самойлов. Киев в начале своего существования. М., 1834 ) считал, что существующая Трехсвятительская церковь есть «остаток Владимирова века» . Автор не сомневался даже в том, что это именно та первая церковь, которая была поставлена Владимиром на холме, где до этого стояли деревянные кумиры. Н. Самойлов считал, что даже слова «повеле рубити церкви» не опровергают его мнения, ибо, по его словам «можно рубить и из камня». Автор оставлял, однако, возможность и иного решения: «Если, по введении христианской веры тотчас для поспешности срублена была и деревянная..., то вскоре сооружена каменная». Изучение самой постройки приводило Н. Самойлова к окончательному убеждению в правильности его соображений. Васильевская и Десятинная церкви, по его мнению, «складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстом греческом цементе, а по сему нет сомнения, что основание ныне существующей Трехсвятительской церкви весьма древнее, требующее согласиться с Киевским месяцословом, что строение оной времен Владимира».
М. А. Максимович также считал, что Трехсвятительская церковь сохранилась от времен Владимира. «На древнем остатке ее», по словам автора, построена в 1695 г. (при В. Ясинском) сохранившаяся до недавнего времени церковь (М. А. Максимович. Обозрение Старого Киева , 1839 ) .
Автор описательного текста к изданию И. Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Изданное по Высочайшему соизволению киевским гражданином Иваном Фундуклеем. Киев Типография И.Вальнера 1847г. viii, xvi, 111 с .) полагал, что «первоначальная Васильевская церковь была поставлена деревянная, но потом построена каменная, может быть теми же мастерами, которые вызваны были для построения Десятинной церкви».

Между 1658—1660 гг. Трехсвятительская церковь сгорела (во время восстания гетмана И.Выговского против московских властей артиллерийским огнем разрушили купол и перекрытия) .
В 1688 г. Киевский митрополит Гедеон Четвертинский просил у царей Иоанна и Петра разрешения разобрать руины двух древних киевских храмов — церкви Василия и церкви Екатерины, «которые стоят обветшавши и пусты», а строительные материалы из них употребить на починку Софийского собора (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. Киев, 1899 ) . Однако разрешения московского правительства на разборку названных храмов Гедеон не получил. Киевскому воеводе И. В. Бутурлину «с товарищи» было предписано сделать описание обветшавших церквей и составить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет, и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь». В июне того же 1688 г., по-видимому, узнав о московском предписании, игуменья Киево-Михайловского монастыря подала царям Иоанну и Петру прошение передать руины Трехсвятительской церкви названному монастырю, не имевшему своей церкви. В челобитной состояние развалин древнего храма описывалось следующим образом: «В городе Киеве старая церковь каменная во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и у ней только порушились одни главы и строение великого князя Владимира, а около той церкви близко дворов нет, только одне житницы их великих государей». Монахини просили, чтобы ввиду того, что «государского жалования им, руги, против иных монастырей, нет... чтобы великие государи пожаловали, велели ту церковь починить и огородить и их в том монастыре построить».
Вскоре в Москве был получен ответ от киевского воеводы, который описывал состояние храма в значительно более мрачных красках и, по-видимому, более объективно, чем это делали монахини: «Церковные каменные стены св. Великого Василия, — писал Бутурлин, — во многих местех разселись, глав церкви и сводов нет, обвалились с давних пор; а мочно ль тое церковь, не разбирая, починить, и своды и главы те стены удержат ли, и сколько на починку той церкви каменных и всяких припасов надобно, того осмотреть и сметить некому, каменных дел подмастерья нет».
Ввиду неопределенности ответа о возможности восстановления храма вопрос был отложен, а челобитчицам было решено выстроить новую деревянную церковь.
Вскоре митрополит Гедеон умер, и киевскую кафедру 2 июня 1690 г. занял Варлаам Ясинский. Прибыв по вызову московского правительства в Москву и осыпанный там царскими милостями, новый митрополит среди многих просьб ходатайствовал о восстановлении Трехсвятительской церкви. В челобитной Ясинского состояние древнего памятника описывалось вновь в весьма мрачных красках, причем митрополит намекал, что «нерадение о той церкви и нестроение же и запустение» достигло таких размеров, «каково не бе и при державе ляцкой», при которой церковь была отдана «в дозор и владение» Братскому монастырю. Лишь после пожара, который произошел в воеводство Василия Бутурлина, церковь была «обращена в житницы запасов».
По словам челобитной, «Трехсвятительская церковь стоит пуста, обветшала и попремногу разорена, сотиснена же окрест амбарами житниц и запасов от воевод киевских».
Вскоре в Киев был послан приказ снести амбары, расположенные вблизи церкви, вопрос же о «строении» церкви был опять несколько отложен впредь до того, «как с неприятелми басурманы война кончится».
Реставрация храма, начавшаяся, по-видимому, около 1692 г., протекала довольно медленно. Во всяком случае на плане Киева, составленном в 1695 г., Трехсвятительская церковь изображена еще далеко не законченной, не доведенной даже до сводов (План Киева, составленный в 1695 г. Киев, 1893. ) . Это изображение не позволяет согласиться с широко распространенным мнением, высказанным впервые М. А. Максимовичем , считавшим, что Трехсвятительская церковь была реставрирована в 1693—1694 гг. и 30 января 1695 г. было освящена (М. А. Максимович. Объяснительные параграфы о Киеве. Собр. соч., II, Киев, 1877, стр. 63; ср.: Н. И. Петров. Историко-топографические очерки..., стр. 126; Н. Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 210) относил возобновление церкви даже к 1693 г . ) .
О дате завершения реставрационных работ косвенно свидетельствует пространная надпись на гравюре Илариона Мигуры, поднесенной им 1 января 1707 г. генеральному судье Запорожского войска Василию Кочубею. На гравюре изображен небольших размеров трехкупольный храм, а в нижней части ее находится герб Кочубея и весьма витиеватого стиля многословная поздравительная надпись, обращенная к нему, из которой можно понять, что Мигура восхваляет Кочубея за то, что тот, следуя «благословительному совету» Варлаама Ясинского, принял участие в возобновлении Трехсвятительской церкви.
По-видимому, реставрационные работы были завершены окончательно лишь в первые годы XVIII в. Еще при Варлааме Ясинском, вероятно, была разобрана западная пара столбов четырехстолпной церкви XII в., так что свод стал опираться непосредственно на стены здания (Ф. Л. Эрнст. Киïвська архiтектура XVII ст. 1926 ) . Кочубей, продолжая реставрацию, пристроил к прямоугольной основе здания пятигранный притвор, во всю ширину здания, похожий на западную часть трехглавых церквей с трехчастным планом. В дополнение к большому барабану с главой Кочубей поставил главы над притвором и алтарем. Таким образом, древний храм, получив некоторую трехчастность в композиционном решении и завершение тремя главами, расположенными по оси восток—запад, в значительной степени приблизился к украинским трехглавым церквам с трехчастным планом.
Обновив Трехсвятительскую церковь, Варлаам Ясинский, по-видимому, тогда же организовал при ней мужской монастырь «к житию престарелых и больных монахов Киево-Софийского и других киевских монастырей » . Однако вновь основанный монастырь просуществовал всего восемьдесят лет. В 1775 г. он был закрыт. В 1935—1936 гг., в связи со строительством правительственного центра в этом районе Киева, церковь Василия была разобрана, к сожалению, не подвергнувшись серьезному архитектурно-археологическому исследованию.

С западной стороны к церкви примыкал высокий пятигранный притвор, выстроенный при реставрации 90-х годов XVII в. Западная часть древнего храма при постройке притвора была значительно искажена: вместо древнего портала был сделан широкий проем, соединивший притвор с храмом, разобрана западная пара столбов .

С южной стороны к храму был пристроен придел, значительно уступавший древней части храма по высоте. Древние своды и купол храма не сохранились; по-видимому, они рухнули после пожара в 50-х годах XVII в. и восстановлены в конце XVII в. Стены апсиды и восточная пара столбов сохранились до уровня пят сводов. Равнослойная кирпичная техника кладки этих частей здания , а также размер кирпича и характер известкового раствора с примесью толченого кирпича неоспоримо подтверждают изложенные выше соображения о дате памятника. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. На внутренней поверхности стен церкви на уровне пят сводов и арок местами сохранились шиферные карнизы. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. Средние лопатки западного фасада не сохранились. Д. В. Айналов (Д. В. Айналов. Искусство киевского периода. В кн.: История русской литературы, т. I. Изд. АН СССР, М. — Л., 1941 ) утверждал, что полуколонны на фасадах церкви Василия были полые внутри. Обследовать эту особенность при разборке церкви в 1930-е гг. не удалось. В руинах малого храма Зарубского монастыря, раскопанных Н. Беляшевским в 1907 г., действительно были обнаружены полые полуколонны (М. К. Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. СА, XIII, М. — Л., 1950 ) .

Деталь южного фасада.

К южной стене в XVIII в. на средства запорожских козаков пристроили приземистую часовню с небольшим грушевидным завершением.
Интерьер храма украшал иконостас в стиле рококо. В 1887 г. храм расписан Шмидтом. В 1888 г. храму было возвращено историческое название - в честь Василия Великого. Имела два придела - в честь Св. Василия и Св. Ольги.
В 1914 г. при Старокиевской Васильевской церкви (еще один вариант названия) служили: протоиерей Скрипчинский Еф.В., диакон Базилевич Ант.В., староста Кравченко Ант. Г.

В 1901-1904 гг. по проекту архитектора В. Николаева на ул. Трехсвятительской (сейчас этот участок соответсвует ул. Десятинной, 2-4) выстроена трехъярусная колокольня в нео-русском стиле. Ярусы разделялись широкими карнизами. Фасады украшались кирпичным декором (крестами, нишами). Карнизы первого и третьего ярусов были украшены кокошниками. Купол здания был грушевидной формы, что несколько смягчало несоответствие стилей церкви (формы украинского (мазепинского) барокко) и колокольни.
Колокольня была разобрана в числе первых в Киеве - в 1929 году.

При наложении плана Киева 1925 г. на фото из космоса (Google Earth ) можно увидеть, что здание МИДа занимает место пристройки Васильевской церкви и частично занимает место одноэтажного здания с воротами, над которыми находилась колокольня.

Храм-часовня свт. Василия Великого при Всероссийском Выставочном Центре

Приписной храм святителя Василия Великого находится на ВДНХ на территории Сирингария за павильоном №32/34.

В 1999 году - к 60-летию ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ - руководство Выставки приняло решение осуществить строительство часовни как памятного знака в честь юбилейной даты и обратилось за благословением к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Благословение было получено, и в августе 1999 года благочинным отцом Владимиром заложен камень и освящено место под строительство.

Cтроительство стало возможным благодаря пожертвованиям сотрудников и гостей Выставки. В храме-часовне каждое первое воскресенье месяца совершается Божественная Литургия. Также Божественная Литургия совершается в празднование Великих церковных праздников (Рождество и Пасха) и в день свт. Василия Великого (подробное расписание совершения Богослужений следует уточнять на сайте храма Тихвинской иконы Божией Матери в разделе «расписание»).

Строительство шло с 2000 года по август 2001 года. 7 сентября 2001 года часовня была освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II..

Храм-часовня носит имя святого Василия Великого, жившего в IV веке н. э. Имя Великий он стал носить еще при жизни, так как был «ученым в двенадцати науках». Патриарх Алексий II при освящении часовни пояснил, что ВДНХ всегда славила все новое, передовое, как в науке, так и в народном хозяйстве, поэтому святой Василий Великий будет помогать коллективу Выставки в продолжении этого пути.

К десятилетию существования часовни было принято решение об осуществлении пристройки алтарной части. Реконструкция была осуществлена также на пожертвования работников ВДНХ и благотворителей. Поэтому в сентябре 2011 года часовня, уже в качестве храма, была торжественно открыта во второй раз. Ее освятил преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы.

Консоль юго-восточной угловой колонки.

Орёл, символ апостола Иоанна.


Ближайшее метро: м. ВДНХ, идти через главный вход ВВЦ до павильона «Космос», затем налево или трамваи 11, 17 до конечной остановки «Останкино», затем через парк и по территории ВВЦ.

Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.

Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией.

Свое первое образование св. Василий получил в детстве от отца, адвоката и преподавателя риторики. После его смерти одаренный юноша поехал учиться: пять лет в Константинополе, а затем в Афинах он постигал различные науки – риторику, философию, медицину, математику, астрономию, физику. «Это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», - говорили о святителе. В Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом, и их дружба сохранилась на всю жизнь. По свидетельству св. Григория, для них в Афинах было две дороги – одна в церковь, другая – в училище.

После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера. Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя, и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».

Однако вскоре вновь стала усиливаться арианская ересь, осужденная на I Вселенском Соборе в 325 году, и сам император Констанций, сын Константина Великого, был приверженцем ариан. Оба святителя вернулись в мир исполнять свой долг: св. Василий возвратился в Кесарию, и примирился с епископом Евсевием, который, умирая у него на руках, благословил святителя быть своим преемником. И в 370 году св. Василий был избран на кафедру в Кесарии.

Все годы своего служения он был истовым защитником вероучения Православной Церкви, одним из создателей церковной догматики, Литургии и учения о Святой Троице. Все свои личные средства святитель отдавал на нужды бедняков – строил богадельни, больницы, основал два монастыря. В святой жизни он получил Божественный дар предвидения. Однажды во время правления нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося восстановить в Римской империи язычество и открывшего новые гонения на христиан, св. Василий молился перед иконой Пресвятой Богородицы и образом св. великомученика Меркурия. И было ему чудесное видение: образ великомученика на иконе внезапно исчез, а когда появился вновь, то копье св. воина было в крови. Как потом стало известно, в это время Юлина Отступника действительно убили ударом копья.

Был у св. Василия и чудесный дар исцелять больных и страждущих, приводить неверующих к вере и вымаливать у Бога прощение отчаявшихся грешников, совершивших очень тяжкие, страшные грехи, но искренне раскаявшихся в своих злых делах. Такую помощь он оказывал и после земной кончины. Как-то одна женщина принесла ему запечатанный список своих грехов. Ночью святитель горячо молился Богу о ее спасении, и наутро в списке чудесно оказался записанным только один грех. Святитель отправил каявшуюся к преподобному Ефрему Сирину, но тот вновь отпустил ее к св. Василию, молвив, что только он может вымолить у Бога прощение для нее. Однако по пути домой женщина встретила похоронную процессию: хоронили св. Василия. Она в рыданиях опустилась на землю и бросила свой свиток на гроб святителя. Один священник поднял свиток и, развернув его, увидел чистый лист бумаги, на котором не было написано ни одного слова. Последний грех раскаявшейся женщины был прощен по посмертной молитве святителя.

И даже перед смертью св. Василий сумел обратить в христианство своего лекаря, иудея Иосифа. Тот предрек, что святитель не доживет до утра, а если доживет, то сам уверует в его веру, увидев такое чудо. Ночью св. Василий просил у Господа отсрочить кончину ради спасения заблуждавшегося человека, а утром лекарь нашел его живым. Изумление врача достигло предела, когда святитель встал и отправился с ним в храм, сам совершил Таинство Крещения и причастил его. В храме же, простившись со всеми, св. Василий тихо отошел к Господу. Это произошло 1(14) января 379 года. Ему было всего 49 лет.

За заслуги перед Церковью св. Василий был прославлен Великим. Он стал небесным хранителем и русского князя Владимира Великого, во крещении нареченного Василием. Князь, позднее сам причисленный к лику святых, стал строить первые Васильевские храмы.

В дореволюционной Москве праздник св. Василия Великого приходился на первый день Нового года (1 января ст.ст.) и его канун– вечер 31 декабря - назывался «Васильевым вечером» или «Щедрым вечером». Праздничный стол накрывали как можно богаче, (считалось, что новогодний стол должен по изобилию равняться с рождественским), и ставили на него все то, что хотели бы иметь в новом году. В центре обязательно водружалась свинина как символ изобилия и достатка, и св. Василия Великого издревле почитали покровителем свиней: новогоднего жареного поросенка называли то «кесаретским», то «касарецким», искаженно от названия праздника. Крестьяне ходили по домам и, поздравляя хозяев, собирали угощения – и пироги, и свиные ножки: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

С конца XIX века и до революции православные спешили в церковь на новогодний молебен, который тогда совершался в полночь – для того, чтобы возродить старинный церковный чин «летопроводства», фактически отмененный в петровские реформы и отвлечь людей от ресторанного празднования, что сопровождалось пьянством и дебоширством. Первыми такой пример подали московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович и его супруга, Елизавета Федоровна. Они встречали Новый год в домовом храме Александрийского дворца на Большой Калужской, где служило придворное духовенство. А с 1899 года это богослужение стало проводиться во всех московских церквях, и главная служба совершалась в кремлевском Успенском соборе. Храмы оказались переполненными людьми всех званий и сословий, и в 1911 году Святейший Синод рекомендовал полуночный новогодний молебен «ко всеобщему употреблению» по России.

Утром же 1 января православные москвичи вновь спешили в храм – и в первую очередь, в храм на 1-й Тверской-Ямской улице, где в этот день был престольный праздник.

Церковь Василия Кесарийского была основана здесь в первой половине XVI века как приходская для местной слободы московских ямщиков. Вероятно, это произошло еще при жизни великого князя Василия III, которого многие ученые считают устроителем и самой слободы - от нее произошло старинное имя 1-й Тверской-Ямской улицы. Иногда создателем ямщицкой Тверской слободы и ее приходской церкви называют его царственного сына, Ивана Грозного. А знаменитый историк Москвы П.Сытин полагал, что эту слободу наряду с остальными устроил Борис Годунов, правивший на рубеже XVI-XVII столетий.

«Тверской» слобода была названа оттого, что ее важнейшая для Москвы дорога вела в Тверь, Псков и Новгород («Город Тверь – в Москву дверь», говорили в допетровскую старину) и далее в Западную Европу. Тогда все московские ямщицкие слободы назывались по именам тех городов, в которые вели их тракты – Переяславская, Дорогомиловская, Коломенская, Рогожская… Ямщики, исполняя государеву повинность, совершали «гоньбу», то есть очень быструю езду в отдаленные от Москвы города и села, и возили туда седоков, почту, и грузы. Считается, что самые ранние ямщицкие слободы стали устраивать московские государи с начала XVI века - в период централизации Российского государства и объединения русских княжеств вокруг Москвы. Одной из первых и была Тверская ямская слобода, устроенная на главном московском тракте. Слово же «ямщик» произошло от татарского «Ям», означавшего постоялый двор, где брали дорожных лошадей.

Однако первыми обитателями московских ямских слобод были не москвичи, а переселенцы из тех самых городов, куда требовалась гоньба, вызванные в столицу для осуществления ямской службы. Жители Тверской слободы, вероятно, были выходцами из Твери, Новгорода и Пскова. Псковичи и могли основать здесь приходской слободской храм, освященный во имя св. Василия Кесарийского, наподобие одноименного храма, стоявшего в Пскове.

Вторая версия, как уже говорилось, объясняет посвящение храма именинами его возможного основателя, великого князя Василия III. Существует очень малораспространенное мнение, что эта церковь была первоначально освящена во имя св. Василия Парийского, так как именно этот святой мог быть небесным хранителем московского государя. А после смерти великого князя храм был переосвящен во имя более известного святого, широко почитаемого святителя Василия Великого. Это возможное переосвящение относят к концу XVI – началу XVII в.в. когда в Васильевской церкви «переменился клир».

Так или иначе, но именно по посвящению церкви считается, что Тверскую ямщицкую слободу основал Василий III, и что это произошло в начале XVI века. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 году, то есть ко времени правления Ивана Грозного, а в 1581 году иностранные послы в Московии видели эту слободу уже заселенной и застроенной по улицам, параллельным главному Тверскому тракту,(2-я, 3-я, 4-я Тверские-Ямские ул.), как это было присуще московским ямским слободам.

Центральной же была 1-я Тверская-Ямская. Судя по этому охвату, слобода была очень большая, а рядом еще располагались «выпасы» и огороды для ямщицких семей: до самой Пресни с одной стороны, и до Миусской площади с другой, где были их пахотные земли. Ямщики обитали здесь очень долго, до середины XIX века, так как с петровских времен они обслуживали главный тракт между Москвой и новой северной столицей.

Первая слободская церковь была деревянной, срубленная «клетски» наподобие русской избы. Впервые она упоминается в переписи 1620- 1621 г.г. Однако древнейшее известие о церкви представлено в надписи на могильной плите, найденной под полом в Васильевской церкви при ремонте во второй половине XIX века. Надпись датирована 1577 годом, то есть относится к концу правления Ивана Грозного, при котором, следовательно, Васильевская церковь уже точно стояла.

Уже в 1671 году Тверскую ямскую слободу уничтожил большой пожар, который и стал главной причиной последующей перестройки местной церкви. После этого бедствия слободской храм стали в 1688 году восстанавливать каменным. Очень редко в исторической литературе встречаются сведения о том, что до 1816 года Васильевская церковь якобы стояла близ нынешнего Телеграфа. Это странно тем, что ямская слобода безусловно существовала в отдалении от центра, не в городе, а на его окраине. Известно, что утром 18 августа 1723 года при звоне всех московских колоколов у церкви Василия Кесарийского встречали с крестным ходом святые мощи благоверного князя Александра Невского, когда царь Петр, почитавшей его своим покровителем, приказал перенести св. мощи из Владимира в Петербург. От Васильевской церкви шествие направилось к Кремлю, а оттуда в далекий Новгород. Вероятно, эта встреча действительно была у Васильевской церкви, только произошло это не у Кремля, а на Тверской заставе, где находился этот храм.

На его историю повлияли особенности ближайшей старомосковской местности. И поныне она именуется «Тишинкой», по старинному и очень точному названию «тишина». Недаром в 1681 году царь Федор Алексеевич поставил в этих краях свой загородный сад с дворцом и прудом. Ниже размещалось Новое Ваганьково с потешным псаренным двором, переведенное на окраину из района Воздвиженки. (См. 13 декабря). В 1729 году бывший дворец был подарен грузинскому царю, а еще раньше, с 1714 года здесь расположилось первое московское поселение грузин-переселенцев, что ныне осталось в названиях местных Большой и Малой Грузинской улиц. На Тишинке, они построили слободскую церковь Трех Святителей в Грузинах, которая простояла до второй половины XVIII века.

И с 1770-х годов жители этого поселения официально стали прихожанами соседней церкви Василия Кесарийского. Местность все более превращалась в обыкновенный жилой район старой Москвы, очень плотно заселенный. Расширение численности прихода требовало и расширения самого храма, который уже не мог вместить всех своих прихожан. Они и испросили разрешения властей перестроить свою церковь, заняв для строительства у казны десять тысяч рублей.

Грянула война 1812 года. Тверская застава лежала на пути наполеоновских полчищ и потому была первой в Москве разграблена и сожжена, а ее храм подвергся осквернению. Ямщики покинули насиженные места – многие из них стали партизанами. Спустя годы император Николай I выдал средства на восстановление Тверской ямской слободы, так как в ямщиках имелась государственная необходимость: они все еще обслуживали важнейший тракт Москва-Петербург. По распоряжению государя была отпущена сумма, на которую слободу стали застраивать каменными, а не деревянными, как прежде, домами. Тогда же в основных чертах оформился облик этого района старой Москвы: появилась знаменитая Тишинская площадь, Большая Грузинская улица сомкнулась с 1-й Тверской-Ямской, а Малая Грузинская протянулась до самого Камер-Коллежского вала.

Васильевский храм же, напротив, долго не восстанавливался. Одной из причин была финансовая несостоятельность его прихожан, которые оказались должниками, не сумев выплатить прежний довоенный заем. Однако в июле 1813 года ямщики все же вновь обратились с прошением об отсрочке платежа на пять лет и о восстановлении их слободской церкви. Работы начались в 1816 году, но освящение нового храма состоялось только в 1830 году – так затянулось его строительство. Все же он оказался неудачным, так что через 15 лет был разобран вновь, и по Высочайше утвержденному плану был выстроен другой однокупольный храм – гораздо больших размеров, со стройной колокольней, отапливаемый и с приделами во имя св. Илии Пророка и свт. Николая Чудотворца.

Ямщики вновь приступили к своей службе. Не раз их услугами пользовался А.С.Пушкин, отправляясь из Москвы в Петербург и нанимая себе ямщика на Тверской заставе. Однако в ту пору их уже теснили конкуренты – дилижансы, которые начали курсировать между Москвой и Петербургом в 1820 году, став первым видом общественного транспорта. Это были многоместные кареты на 10-14 мест, где помещались длинные скамейки в ряд. Новинка сперва пришлась не по вкусу консервативным москвичам: в отличие от ямских саней в дилижансах можно было только сидеть, подставляя спину и грудь пронизывающему ветру - а путь до северной столицы занимал двое суток и обходился в 23 рубля серебром. Постоянная же надобность в ямщиках Тверской заставы навсегда отпала в середине XIX века, когда в 1851 году была открыта знаменитая Николаевская железная дорога, соединившая северную и южную столицы России. Так настал конец тверских ямщиков. Они стали подобием обыкновенного «конного такси», развозившие седоков по Москве или по мере надобности в пригороды.

Население бывшей Тверской-Ямской слободы стало стремительно расти за счет обыкновенных горожан, с радостью селившихся в этом оживленном центральном районе. И храм снова оказался тесен для своих многочисленных прихожан. В 1880-х годах его опять стали перестраивать, и именно в ту пору он принял свой хрестоматийно известный вид: величественный пятиглавый храм с красивым куполом-ротондой и высокой колокольней, ставший архитектурной доминантой 1-й Тверской-Ямской и прекрасной перспективой всей Тверской улицы. Историки считают его самым большим храмом дореволюционной Москвы, с богатейшим приходом, «грандиозной архитектурой и обширностью» - он был рассчитан на пять тысяч молящихся. Вскоре после возведения в него провели еще очень редкое электрическое освещение.

Благоукрашение храма продолжалось несколько лет. В 1889 году его расписал художник Ф.Соколов. В 1901 году тщанием церковного старосты И.А.Боброва в храме соорудили прекрасный, очень дорогой дубовый иконостас с тяжелой бронзой и разноцветной эмалью. Главными его святынями стали древние, XVI века иконы Спасителя и Богоматери. И в том же году на средства прихожанина Аристова для Васильевского храма (соответственно его размерам) отлили колокол, один из самых больших в Москве – в 1023 пуда – и с надписью «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».

На своем веку храм стал свидетелем и участником многих исторических событий, знаменательных для Москвы и России. В 1880-е годы здесь служил священник из рода Владиславлевых, которые были родственниками Ф.М.Достоевского: их родоначальник приходился писателю племянником, и сам Федор Михайлович стал воспреемником у одного его сродника. Связан был храм и с августейшей фамилией. В 1891 году в нем отпевали великую княгиню Александру Георгиевну, супругу великого князя Павла Александровича - он пожертвовал в храм драгоценную лампаду на память.

А в 1899 году рядом с храмом на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улицей стали возводить часовню. Храм стоял в очень оживленном районе старой Москвы, и многие, как говорилось в прошении, хотели бы помолиться по пути Господу и его Великому Святителю, испросить себе благословения на день грядущий. Однако грандиозный храм был открыт только во время богослужений, и не все желавшие могли попасть в него по дороге, «поспешая на свои дела или в путь». Часовня же могла принять благочестивого прохожего в любое время. Разрешение на устроение часовни было дано - с символическим для России повелением освятить ее в память о дне бракосочетания государя св. Николая II и Александры Федоровны. Архитектором стал великий Федор Шехтель, который возвел ее в русском стиле: часовня была увенчана прекрасным красивым русским шатром с разноцветной мозаикой, белой эмалью, скульптурами и позолотой. Освящение состоялось в апреле 1902 г.

После Октябрьской революции и старую Тверскую, и ее величественный храм постигла трагическая участь. Церковь была обречена на снос, а улица – на социалистическую реконструкцию первой в Москве. Тверская, и 1-я Тверская-Ямская были объединены в одну главную столичную магистраль – улицу Горького. «Улица Горького между Садовым кольцом и Тверской заставой (бывшая 1-я Тверская-Ямская улица) имеет в длину 1043 метра при средней ширине в 35,2 метра. Эта ширина близка к той, до которой расширены центральные участки улицы Горького, поэтому она на этом отрезке не расширяется», - писал историк Москвы П.В. Сытин в 1952 году, когда основная часть главной московской улицы уже была реконструирована. Дальнейшая реконструкция, однако, затянулась. Новый дом на месте храма (№11) появился на 1-й Тверской-Ямской в 1939 году, а его сосед, дом №7 – только в 1977 году.

В апреле 1922 года Васильевский храм был ограблен. Одной только бронзы иконостаса оказалось более 22 пудов, а большевистская власть крайне интересовалась металлами, извлекая их из церквей по всей советской России. Но сам храм продолжал действовать и был закрыт одним из последних в довоенной Москве. В ноябре 1923 года в нем отмечали полугодие кончины знаменитого Великого Архидиакона Константина Розова, и на панихиде присутствовал Святейший Патриарх Тихон. «Отдавали восхваление человеку, непреклонно устоявшему в годы церковного раскола», – вспоминал об этом очевидец.

А в 1925 году здесь же, всей уцелевшей старой Москвой праздновали юбилей композитора и регента церковного хора П.Г.Чеснокова. 22 протодиакона и хор в 150 человек пели ему многолетие. Самому храму оставалось жить еще 10 лет…

На Василии Кесарийском -
орлы с коронами.
Первый дом -
украшает славянская вязь.
Долго ль быть нам еще
стариной покоренными,
тупиками сознаний
в былое кривясь?
Я хожу
и на мелочи эти
досадую,
я дивлюсь
на расщепы орлиных голов, -
неужели же
и в годовщину десятую
не стряхнет их
с карнизов
и с куполов!?

Чувства советского поэта были полностью удовлетворены только к двадцатой годовщине Октября. Незадолго до очередного юбилея, в 1933 году еще действовавший храм ограбили во второй раз – были беспощадно погублены его колокола, представлявшие собой интерес для властей ввиду их «промышленной» ценности. Звонить им в центральной Москве уже было запрещено, и вышло постановление властей о «заготовке колокольной бронзы» - в заседании, принявшем это решение, участвовали члены «Союза воинствующих безбожников». С Васильевского храма предполагалось снять 45 тонн колоколов. Для сравнения: с храма Никиты Мученика на Старой Басманной и с Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище – по 15 тонн с каждой.

А в мае 1934 году ВЦИК утвердил постановление Моссовета о закрытии и сносе храма Василия Кесарийского. На следующий год и храм, и его часовня были уничтожены – для строительства на их месте помпезного, «показательного» жилого дома сталинской архитектуры (нынешний №11 по 1-й Тверской-Ямской, между улицами Юлиуса Фучика и Васильевской), который возвели в 1939 году. Храмовую икону передали в Пименовскую церковь в Новых Воротниках близ станции метро «Новослободская», где она находится и поныне. Не так давно одна почтенная сотрудница Российской Государственной Библиотеки, влюбленная в Москву, с тихой гордостью показывала студентам старинную фотографию исчезнувшего храма: «Меня здесь крестили!»

И в наши дни, несмотря на современную застройку и оживленный темп жизни центральной Москвы, места здесь вполне достойны прогулки. Но память о славной церкви хранит ныне только имя скромной Васильевской улицы.