Плетение косичек

Михаил юрьевич лермонтов. Необозримый - definición О славном поэте замолвим мы что-то

Михаил Юрьевич Лермонтов во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, как все студенты того времени, тоже писал сочинения на уроках словесности. Например, в 1834 году, незадолго до того, как вышел из училища в чине лейб-гвардии корнета, наваял вот это, назвав «Панорама Москвы »:

«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого , кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у неё есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!.. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена *, в которой густой рёв контр-баса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты, образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..

О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истёртая, скользкая витая лестница, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и воображать, что всё это для вас одних, что вы царь этого невещественного мира, и пожирать очами этот огромный муравейник, где суетятся люди, для вас чуждые, где кипят страсти, вами на минуту забытые!.. Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир - с высоты!

На север перед вами, в самом отдалении на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет романическая Марьина роща, и пред нею лежит слой пёстрых кровель, пересечённых кое-где пыльной зеленью булеваров , устроенных на древнем городском валу; на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей, шпицы колоколен с ржавыми крестами и пёстрыми раскрашенными карнизами. Ещё ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России !..


На восток картина ещё богаче и разнообразнее: за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой, как чешуёю, зелёными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился ещё описать подробно.


Она, как древний Вавилонский столп, состоит из нескольких уступов, кои оканчиваются огромной, зубчатой, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей (если простят мне сравнение) на хрустальную гранёную пробку старинного графина. Кругом неё рассеяно по всем уступам ярусов множество второклассных глав, совершенно не похожих одна на другую; они рассыпаны по всему зданию без симметрии, без порядка, как отрасли старого дерева, пресмыкающиеся по обнажённым корням его.


Витые тяжёлые колонны поддерживают железные кровли, повисшие над дверями и наружными галереями, из коих выглядывают маленькие тёмные окна, как зрачки стоглазого чудовища. Тысячи затейливых иероглифических изображений рисуются вокруг этих окон; изредка тусклая лампада светится сквозь стёкла их, загороженные решётками, как блещет ночью мирный светляк сквозь плющ, обвивающий полуразвалившуюся башню. Каждый придел раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены все в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному, в честь своего ангела.


Весьма немногие жители Москвы решались обойти все приделы сего храма. Его мрачная наружность наводит на душу какое-то уныние; кажется, видишь перед собою самого Иоанна Грозного - но таковым, каков он был в последние годы своей жизни!


И что же? - рядом с этим великолепным, угрюмым зданием, прямо против его дверей, кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники у пьедестала монумента, воздвигнутого Минину ; гремят модные кареты, лепечут модные барыни... всё так шумно, живо, непокойно!..


Вправо от Василия Блаженного, под крутым скатом, течёт мелкая, широкая, грязная Москва-река, изнемогая под множеством тяжких судов, нагруженных хлебом и дровами; их длинные мачты, увенчанные полосатыми флюгерями, встают из-за Москворецкого моста, их скрыпучие канаты, колеблемые ветром, как паутина, едва чернеют на голубом небосклоне. На левом берегу реки, глядясь в её гладкие воды, белеет воспитательный дом, коего широкие голые стены, симметрически расположенные окна и трубы и вообще европейская осанка резко отделяются от прочих соседних зданий, одетых восточной роскошью или исполненных духом средних веков. Далее к востоку на трёх холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомлённый взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею, почти между небом и землёй висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар.


К югу, под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя: этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

На западе , за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки (ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц, и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями), возвышаются арки Каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады, которые часто, особливо весною, привлекают любопытство московских зевак, а иногда принимают в свои недра тело бедного грешника. Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря... А там, за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества... Давно ли, как баснословный феникс, он возродился из пылающего своего праха?..

Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова , коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!


Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..

Юнкер Л. Г. Гусарского Полка Лермонтов ».

* Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770-1827) - великий немецкий композитор и пианист.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

О славном поэте замолвим мы что-то

Наш колумнист вспоминает Михаила Юрьевича Лермонтова, который родился ровно 200 лет назад.

Наверное, Лермонтова сегодня трудно преподавать в школе. «Основная линия» невнятно очерчена. В советские времена было ясно: цитируешь про «немытую Россию», которая, как известно, «страна рабов, страна господ», - и пятерка. Говоришь про мятущийся дух поэта, с детства страдавший под гнетом бабушки-крепостницы, - еще пятерка. Добавляешь про Печорина как «лишнего человека», далее соболезнуешь милому Максиму Максимычу как «человеку маленькому», а тут и четверть кончилась с хорошей оценкой в дневнике ().

x

x

Примеры употребления слова "необозримый" в прессе

1. Да и будущие студенты, обращаясь в приемную комиссию, не часто интересуются, будет ли руководство вузов их трудоустраивать. На первом этапе для них главное - поступить, а поиск работы маячит где-то в необозримом будущем. (Жизнь, 28-07-2005)

2. Чей это конь неутомимый Бежит в степи необозримой ?" А если даже и этот стих не обезоружит чуткую до поэзии супругу, то Николай, готовясь к очередной "баталии", настраивает себя уже другими строками "Полтавы": "Но близок, близок миг победы. (Трибуна, 14-07-2005)

3. Вот одна из них: "Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве".

4. Смех накручивается фаршем гэгов, вдруг обрываясь тишайшей трагической нотой. Белая как лунь Эстер (глаза ангела, смотрящего в разные стороны) и ее новообретенный брат Симон в центре необозримого макового поля в центре земли. (Новая газета, 16-06-2005)

5. В необозримых берегах этого эклектичного, преимущественно не рифмованного потока встречаются как любимые узким кругом номинанты "Дебюта" и признанные издателями авторы, так и те, кто вчера нашел в интернете своих первых читателей. (Новая газета, 20-06-2005)

6. Например, сама профессор Ирисова, профессионально изучавшая многие регионы России, считает самым красивым местом на земле Ширков погост: высокий холм между озерами Вселуг и Волго, два храма, каменный и деревянный, четыре домика, необозримые былинные дали, а вокруг - тишина. (Советская Россия, 23-07-2005)

7. Перед поездкой прохожу еще одно собеседование - по безопасности. Милейший Нильс, бывший архитектор, дедушка которого воевал в Испании против Франко, а бабушка всегда восхищалась Хрущевым, рассказывает о том необозримом океане подводных камней, которые нужно обойти, объехать, обплыть, распилить, в конце концов, чтобы выполнить работу с наименьшими потерями; со швейцарско-немецкой обстоятельностью и вязкостью он грузит меня теоретическими выкладками, разъясняя попутно, какому количеству сотрудников МККК эти меры безопасности спасли жизнь. (Новая газета, 01-08-2005)

8. Вы, наверное, ездите по стране, видите необозримые пустыни на месте разрушенных, вымерших деревень. Почему это происходит? (Труд, 04-06-2005)

9. Ведь прежде чем пустить землю в гражданский оборот, нужно как минимум вывести ее из лона государственной и муниципальной собственности, то есть провести ее первичную приватизацию. А это задача необозримого масштаба: несмотря на массовое акционирование сельхозпредприятий и повсеместную раздачу гражданам земельных участков под сады-огороды и индивидуальное строительство в начале "0-х годов, примерно "0 процентов всех земель в России по-прежнему находится в собственности государства и муниципалитетов. (Парламентская газета, 09-06-2005)

10. Загодя все писали рапорта, в которых указывали два места, где хотели бы служить на необозримой более чем 60-тысячекилометровой российской границе. Никто в связи с происходящим не уволился на "гражданку". (НГ-Военное обозрение, 08-07-2005)

11. Представьте себе мерзлую корку земли поверх стометровой толщи льда, которую здесь называют вечной мерзлотой. Добавьте к этому необозримые пространства голой и унылой тундры. (Профиль, 04-07-2005)

12. Я всегда знал, что в крестьянской, по сути, стране, гибель сельского хозяйства скажется на всем - от народного характера до сложнейших социальных коллизий. Когда совхоз спокойно обрабатывал земли, пестовал огромное стадо, и вопроса не возникало, что ждет эти необозримые всхолмленные просторы - дышат, работают, приносят пользу. (Советская Россия, 09-08-2005)

13. А у Васильева - нет; в вышине - облака и необозримое пространство; ах, какое будущее будет у мальчишки (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить; эй, Большой театр, да крадите же вы парня скорее, он готовый артист, через год его утащит American Ballet Theatre, и больше мы его никогда не увидим). (Время новостей, 01-07-2005)

14. Люди на полях встречались все реже и реже, рассыпанные по необозримым просторам. Наконец он услышал звук приближающейся машины и понял, что все опасности остались позади. (Известия (московский выпуск), 15-07-2005)

15. Но все это дела необозримого будущего. Пока же в Беслане строят две школы. (Московский комсомолец, 06-06-2005)

16. Запомнилась мне одна из многих картин ленинградских художников, посвященная великим стройкам, изображавшая, как молодежь высаживается на волжскую пристань, сгибаясь под тяжестью чемоданов и восторженно глядя на необозримые просторы, охваченные голубым летним зноем. На их лицах был написан восторг и готовность немедленно принять участие в великом созидании. (Совершенно секретно, 06-07-2005)

17. Да, панорама необыкновенная, необозримая . Ничем не похожа на вид Санкт- Петербурга, которым я однажды любовался с Невской башни. (Московский комсомолец, 25-07-2005)

18. Поистине необозримый исторический опыт показывает, что чаще всего нарушают правила те, у кого попросту не хватает сил и ресурсов их соблюдать. В этом смысле Россия больше похожа на Великобританию времен подавления сипайского восстания в Индии (середина XIX века), чем на Великобританию времен похода на Ирак. (Новое время, 11-07-2005)

19. Горизонты открываются необозримые . Особенно по части разнообразия спортивных состязаний. (Независимая газета, 27-07-2005)

15 октября (3 октября по старому стилю) исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В нашем обзоре, приуроченном к юбилейной дате, редакция проекта сайт предлагает совершить небольшую прогулку по "лермонтовским местам" в Москве и вспомнить произведения поэта, посвященные столице.

Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Москва занимает особое место в жизни Лермонтова. Это город, в котором родился поэт, где прошли его отрочество и юность, где сформировалось его мировоззрение и открылось призвание. Первое стихотворение Лермонтова было напечатано именно в Москве, в этом городе юноша пережил и первую влюбленность и "тревоги души". Москву он любил всем сердцем, всей душой, и не единожды признавался в любви городу в своих произведениях: "…покуда я живу, Клянусь, друзья, не разлюбить Москву".

Отправной точкой "экскурсии по лермонтовским местам" традиционно является . Здесь на месте , на перекрестке дорог, идущих от Красных ворот к и с Каланчевки к Красным воротам, раньше стоял дом генерал-майора Ф.Н. Толя. В доме № 1 по (снесен в 1949 г.) у супругов Лермонтовых в ночь со 2-го на 3-е октября родился сын Михаил. В память об этом событии на современном здании установлена мемориальная доска.

В 1941 году, в год столетия со дня гибели поэта, площадь была переименована в , тогда же было принято решение и о создании памятника поэту. Но осуществить эти планы помешала начавшаяся война. Только в 1965 году в сквере на площади состоялось торжественное открытие работы скульптора И. Д. Бродского. Бронзовый Лермонтов, заложив руки за спину, задумавшись, стоит на высоком постаменте. Особую поэтическую атмосферу создают расположенные рядом с памятником скамья и решетка с барельефами, иллюстрирующими образы лермонтовских произведений, среди которых "Мцыри", "Демон" и бессмертный "Парус". И, несмотря на то, что после выхода фильма "Джентльмены удачи", с легкой руки Савелия Крамарова, памятник стали называть , он считается самым романтическим монументом в Москве. В 1992 году большей части территории площади было возвращено ее историческое название Красные Ворота, а часть площади на внешней стороне Садового кольца, на которой расположен сквер и памятник Лермонтову, по сей день носит имя поэта.

Крестили маленького Мишу 11 октября 1814 года в расположенной неподалеку церкви Трех Святителей (снесена в 1928 г., в 1934-м возле этого места был построен вестибюль станции метро "Красные ворота"). Перезимовав в небольшом доме на Каланчёвской улице, Лермонтовы весной переехали в имение бабушки поэта по материнской линии Е.А. Арсеньевой - село Тарханы Пензенской губернии, где прошли детские годы Михаила. В Москву Лермонтов вернулся подростком в 1827 году. Бабушка, которая заменила мальчику родителей (после смерти матери воспитанием Миши занялась бабушка, сведя встречи с отцом Юрием Петровичем Лермонтовым до минимума), привезла внука, чтобы он получил достойное образование. По приезду они остановились в Сергиевском переулке, у дяди Е.А. Арсеньевой, Михаила Афанасьевича Мещеринова, а весной поселились в нанятом на 26, в деревянном особняке вдовы майора Костомарова (дом не сохранился).

Отлично подготовленный репетиторами для учебы в Благородном университетском пансионе, Лермонтов сразу поступил в 4-й класс заведения. К экзаменам мальчика готовил один из лучших педагогов пансиона - А.З. Зиновьев, с которым Миша иногда гулял по Москве. Их обычный маршрут, начинавшийся от Поварской, шел на , далее по до , затем на , а оттуда в , где Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус . Панорама древнего города произвела на Михаила неизгладимое впечатление. Позже он много раз поднимался на колокольню полюбоваться Москвой с высоты птичьего полета. Образ любимого города Лермонтов описал в своей юношеской статье (1834 г.) "Панорама Москвы": "Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…нет! У нее есть своя душа, своя жизнь".

Московский университетский Благородный пансион, где Лермонтов проучился 2 года, располагался на углу Тверской и на месте нынешнего . По воспоминаниям современников, пансион считался лучшим учебным заведением России наравне с Царскосельским лицеем. Он был знаменит не только педагогами (М.Г. Павлов, А.Ф. Мерзляков, С.Е. Раич, М.А. Максимович), но своими учениками. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, В.Ф. Одоевский, Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, декабристы: Н. М. Муравьев, П. Г. Каховский, В. Ф. Раевский, Н. И. Тургенев.В 1830 году, после преобразования пансиона в гимназию, Лермонтов поступил в

Еще во время учебы в пансионе Лермонтов вместе с бабушкой переехали с Поварской на Малую Поварскую, дом 2 (ныне ). Небольшой особняк, куда они перебрались в начале августа 1829, принадлежал купчихе Ф.И. Черновой. Этот одноэтажный дом с мезонином, построенный после пожара 1812 года, на три года стал . Михаил Юрьевич прожил в нем до своего отъезда в Петербург в конце июля 1832 года. Это был плодотворнейший период его короткой жизни. Во время учебы в благородном пансионе и Московском университете здесь было написано 17 поэм, 3 драмы и около 250 стихотворений.

Дом на Малой Молчановке - единственный сохранившийся дом в Москве из тех, где проживал поэт. В 1977 году здание было передано Государственному литературному музею, а в 1981 здесь открылся . В музее воссоздана обстановка 30-х годов XIX столетия, рассказывающая о семейном укладе и жизни начинающего поэта.

В 1994 году в небольшом сквере на Малой Молчановке, неподалеку от дома-музея был установлен работы А. Бурганова.

В годы учения в пансионе Лермонтов всерьез увлекся театром. Еще ребенком он побывал в Петровском театре (), а повзрослев, стал любителем театральных постановок.

Покидая любимую Москву летом 1832 года, чтобы продолжить учебу в Петербурге, полный надежд и планов, Лермонтов вновь вернулся сюда, лишь по пути в ссылку. Уехав из города, Лермонтов впоследствии писал Лопухиной: "…Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!"

Эту любовь к городу, поэт сохранил до конца жизни. Образ Москвы присутствует во многих произведениях Лермонтова, начиная с его ранних юношеских стихов. В раннем наброске "Кто видел Кремль в час утра золотой" поэт любуется Москвой:

Кто видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь, белеет башня великан?

А в одном из самых первых его произведений, стихотворении "Булевар", написанным в июле 1830 года, Лермонтов сатирически рисует посетителей , быт и нравы дворянской Москвы конца 20-х - начала 30-х годов поэт показывает в драме "Странный человек" (закончена в июле 1831 года).

Описывая Москву с высоты в "Панораме Москвы", петербургский юнкер Лермонтов, убежден, что холодная северная столица никогда не станет сердцем России: "Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?… Он алтарь России…"

Картина древней столицы разворачивается в поэме "Песня...про купца Калашникова". Москва времён Ивана Грозного представлена поэтом как символ веры, как святой, православный город. В собирательно-художественном образе Москвы показаны ее разные стороны: Москва "царская", Москва "разбойничья", быт и нравы купеческого Замоскворечья. В стихотворении Лермонтов описывает сам город, Кремль, Красную площадь, Зарядье, и его жителей.

Отзвонили вечерню во святых церквах;

За Кремлём горит заря туманная;

Набегают тучки на небо, -

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор,

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною;

Злого пса-ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошёл он домой, призадумавшись,

К молодой хозяйке за Москва-реку.

…… Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…

Тема Москвы, которая отождествляется с Родиной, раскрывается Лермонтовым в стихотворении "Бородино". Поэт представляет Москву, как символ и как оплот Российского государства. Сожалея о том, что Москву пришлось сдать французам, поэт убежден, что это не поражение русской армии, а вынужденный шаг:

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

А строки:

Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой... -

стали символическими в 1941 году.

В поэме "Сашка" звучит пламенное объяснение Лермонтова в любви к родному городу. Поэт убежден, что русский человек не может не любить Москву, и клянется не разлюбить ее до конца своих дней:

Москва, Москва!..

Люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль...

Действия автобиографического романа "Княгиня Лиговская"разворачиваются в Петербурге, но Москва в произведении упоминается неоднократно. В споре о Москве в гостиной Печориных приглашенный дипломат явно отдает предпочтение Петербургу: "Всякий русский должен любить Петербург: здесь всё, что есть лучшего в русской молодёжи, как бы нарочно собралось, чтоб подать дружескую руку Европе. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды..." В ответ на это княгиня Лиговская говорит: "Я люблю Москву, с воспоминаниями о ней связана память о таком счастливом времени! А здесь всё так холодно, так мёртво..." Посредником в этом споре выступает Григорий Александрович Печорин.

— Однако ж, — сказал дипломат, — Москве или Петербургу отдадите вы преимущество?

— Москва — моя родина, — отвечал Печорин…

И этим было все сказано. Как же можно не любить свою родину и не признавать ее главенства? Слова Печорина - это позиция самого автора, который устами своего героя в очередной раз признается в любви к Москве.

Почти 200 лет отделяют лермонтовскую Москву от современного города. За эти годы древняя столица изменилась неузнаваемо, но также, как и во времена поэта, возвышается величественный и древний Московский Кремль, стоит монументальное здание бывшего Благородного собрания и старый корпус Московского университета на Моховой, дает спектакли Большой театр и Тверской бульвар также пользуется популярностью у горожан, сохранился и старый одноэтажный домик с мезонином на Малой Молчановке, куда теперь можно прийти, чтобы вспомнить гениального поэта, прозаика, драматурга, художника и человека.

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова С 18 сентября по 10 декабря 2014 года в Выставочных залах проходит крупномасштабная всероссийская выставка "Мой дом везде, где есть небесный свод…", посвященная жизни и творчеству поэта. В межмузейном проекте принимают участие ведущие музеи, государственные архивы, библиотеки и театры страны, где хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Открывшаяся выставка, по количеству представленных экспонатов, является крупнейшей за всю историю лермонтовских юбилеев. Многие экспонаты впервые выставлены на всеобщее обозрение.

Неохватно, беспредельно, безгранично, огромно, необъятно Словарь русских синонимов. необозримо нареч, кол во синонимов: 6 безгранично (30) … Словарь синонимов

необозримо - *необозримо, нареч … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Предик. Оценочная характеристика какого либо пространства как огромного, беспредельного, необъятного. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

необозримо - нареч … Орфографический словарь русского языка

необозримо - см. необозримый; нареч. Необозри/мо расстилается степь. Вокруг необозри/мо лежали снега … Словарь многих выражений

См … Словарь синонимов

Отчаянно, сильно, нечеловечески, крайне, чрезвычайно, фанатически, чудовищно, необъятно, адски, предельно, очень, до боли, без меры, безгранично, исключительно, дьявольски, безмерно, чертовски, бесконечно, неисчерпаемо, весьма, дико, ужасно,… … Словарь синонимов

Огромно, велико, необозримо, неохватно, беспредельно, просторно, безгранично Словарь русских синонимов. необъятно нареч, кол во синонимов: 11 безбрежно (2) … Словарь синонимов

Необозримо, необъятно, обширно, неизмеримо, огромно Словарь русских синонимов. неохватно нареч, кол во синонимов: 6 неизмеримо (19) … Словарь синонимов

Значительно, велико, эпохально, многочисленно, неохватно, безмерно, неисчетно, обширно, грандиозно, гигантски, солидно, необъятно, несметно, неисчислимо, громадно, колоссально, необозримо Словарь русских синонимов. огромно нареч, кол во синонимов … Словарь синонимов

Книги

  • Варианты, заметки, наброски , Михаил Юрьевич Лермонтов , В той, еще до конца не изведанной стране, имя которой Лермонтов, все огромно, беспредельно и необозримо в своем величии. Явившись вслед за мирообъемлющим гением Пушкина, Лермонтов вступил в… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: Книга по Требованию ,
  • Иллюстрированная энциклопедия насекомых , В. Я. Станек , Армия насекомых необозримо велика: число отдельных ее особей, населяющих Землю, столь многочисленна, что трудно себе это и представить. Поэтому столь велика также изаслуга В. Я. Станека,… Категория:

"Кто никогда не был на вершине Ивана Великого , кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве , ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена, в которой густой рев контр-баса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты, образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!.. ".