Плетение косичек

Ускорение на гиперзвуке. Государственные программы вооружения России. Досье

Что президент РФ Владимир Путин подписал новую государственную программу вооружения (ГПВ). По словам чиновника, изначально ГПВ должна была быть принята в 2016 году, "однако из-за событий 2014 года, связанных с падением цен на нефть и валютными скачками, финансово-экономический блок правительства не смог выдать точный макроэкономический прогноз".

Государственная программа вооружения - документ среднесрочного планирования технического переоснащения армии и флота. Учитывает анализ и оценки возможных угроз национальной безопасности России. Создание ГПВ координируется Министерством обороны РФ, которое привлекает к разработке документа другие министерства и силовые ведомства, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Разрабатывается на 10 лет, поправки в ГПВ вносятся на основе изменений Военной доктрины, Концепции национальной безопасности и других основополагающих документов в области обороны. Утверждается закрытым указом президента РФ.

ГПВ не публикуется, в открытых источниках появляются только самые общие положения о ее целях, объемах затрат и исполнении.

История

В СССР, несмотря на плановую экономику, последовательной системы составления и реализации программ вооружения не существовало. Например, не были реализованы довоенные и послевоенные программы строительства "Большого флота" (1938-1947 и 1946-1955 годы). Первая комплексная советская программа перевооружения была принята на 1976-1986 годах, однако фактически не соблюдалась: поправки в нее вносились ежегодно по спискам "приоритетных работ".

31 мая 1996 года президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об обороне", который возложил на президента задачу утверждения ГПВ.

После распада СССР первая ГПВ была принята в ноябре 1996 года, на период 1996-2005 годов. Ее абсолютные показатели не раскрывались. Из-за сильно завышенного прогноза по развитию экономики ее выполнение было сорвано уже в 1997 году.

ГПВ-2010

Вторая программа была утверждена президентом Владимиром Путиным в начале 2002 года на период 2001-2010 годов. Минобороны требовало на ее исполнение 7,5 трлн рублей, рассчитывая заменить в течение 10 лет 70% устаревших вооружений, сделав упор на высокоточные комплексы. Правительство выделило только 2,5 трлн рублей, а высокий уровень инфляции и увеличение стоимости образцов оружия также не позволили реализовать основные параметры программы.

ГПВ-2015

Недостатки ГПВ-2010 потребовали в 2005 году запустить работу по составлению новой программы, на период 2007-2015 годов. Она была утверждена в октябре 2006 года. Объем выделенных средств составил 4 трлн 939 млрд рублей. Программа предусматривала введение в строй в России первых дивизионов ракетных комплексов "Искандер", ЗРК С-400, закупки новых баллистических ракет "Тополь-М" для РВСН, поставки танков Т-90 и т. д. Впервые ГПВ допускала закупки военной техники иностранного производства.

Выполнить программу в полном объеме не удалось. 5 сентября 2013 года замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов объяснил причины невыполнения программы неправильной оценкой прогнозируемых ассигнований на оборону, высоким уровнем инфляции, ростом цен на образцы вооружений и низким уровнем авансирования военных поставок.

ГПВ-2020

Работа над новой программой вооружения началась в 2009 году, при ее составлении учитывался опыт вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Программа была утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым в конце 2010 года. На нее были выделены 20 трлн рублей, что отвечало общему росту оборонных расходов федерального бюджета (с 1,5% в 2010 году до 4,7% в 2016 году).

По данным открытых источников, половину всех расходов ГПВ-2020 предполагалось направить на перевооружение ВМФ и ВВС (25% и 24% от общего объема ГПВ соответственно). Планировалась поставка восьми атомных подводных лодок проекта 955 "Борей" и восьми многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень", а также более 50 надводных кораблей, в том числе 15 фрегатов и 35 корветов. Перевооружение ВВС предполагало закупку 600 самолетов (в том числе истребителей Су-35 и фронтовых бомбардировщиков Су-34) и 1 тыс. 100 вертолетов. 17% расходов были заложены на 100 дивизионов ракетных систем С-400, С-500 и С-350, а также систем "Панцирь-С" и космических аппаратов. В сухопутные войска (15% расходов ГПВ) планировалась поставка 2,3 тыс. танков, 2 тыс. артиллерийских систем, а также 10 бригад "Искандер-М", систем ПВО С-300В4. На Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) было заложено 5% расходов, планировалось закупить 270-280 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Ярс". Еще 14% расходов были заложены на новые системы связи, управления и разведки.

Программа была нацелена и на разработку и серийный выпуск новых образцов вооружений, в том числе гусеничной платформы "Армата", перспективного комплекса фронтовой авиации (Т-50), новых МБР.

В отличие от предыдущих программ, исполнение ГПВ-2020 года меньше отстает от графика. В 2011-2017 годах основные задания гособоронзаказа выполнялись в полном объеме.

ГПВ-2027

В конце 2015 года Минобороны РФ сообщило о начале работы над новой ГПВ на период до 2025 года. Глава ведомства Сергей Шойгу заявлял, что стоимость этой программы составит 30 трлн рублей. Документ планировалось утвердить летом 2017 года, однако этого не произошло.

19 сентября 2017 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин рассказал журналистам, что в ноябре 2017 года президенту России представят проект ГПВ на десятилетний срок, при этом в программе будут "заделы" для вооружений, которые будут созданы и после 2027 года.

Согласно интервью Рогозина, опубликованному 26 февраля 2018 года газетой "Коммерсантъ" , проект ГПВ-2027 корректировался на основе данных, полученных в Сирии в ходе комплексной оценки оружия и техники в боевых условиях. В частности, вице-премьер уточнил, что всего в Сирии было задействовано более 200 типов вооружений и техники. На авиабазе Хмеймим и базе ВМФ в Тартусе работали на периодической основе бригады специалистов более чем от 50 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса.

По данным Минобороны РФ, всего на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн рублей, из них 19 - на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн рублей предусмотрен на синхронизацию, то есть создание всей необходимой инфраструктуры для поступающей в войска техники (такие расходы заложены впервые в истории российских ГПВ).

Среди приоритетов новой ГПВ - развитие сил стратегического ядерного сдерживания. В рамках ГПВ Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) начнут получать новейшие межконтинентальные баллистические ракеты "Сармат" и "Рубеж". Также, по словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главкома ВКС РФ Виктора Бондарева, планируется обновлять стратегические ракетные комплексы: выводить из эксплуатации "Тополи", заменяя их на более современные и совершенные "Ярсы". По данным командующего РВСН Сергея Каракаева, сроки службы стоящих сегодня на вооружении тяжелых МБР "Воевода" планируется продлить до 2027 года.

Согласно заявлениям представителей военного руководства РФ, особый акцент в программе сделан на оснащение войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. В рамках ГПВ-2027 будут проводиться работы по зенитной ракетной системе С-500 и гиперзвуковой ракете "Циркон". Предстоит завершить работы по проектам бронетехники на базе платформ "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", поставку новых танков Т-90М и испытания глубоко модернизированных Т-80БВМ.

Намечены принятие на вооружение новейших истребителей Су-57 (ПАК ФА, известный как Т-50) и МиГ-35; модернизация бомбардировщиков Ту-95МС, Ту-160М и Ту-22М3; а также создание перспективного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Командующий морской авиацией ВМФ генерал-майор Игорь Кожин и замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщали журналистам, что в новую ГПВ заложены строительство нового авианесущего крейсера и опытно-конструкторские работы по созданию новых палубных самолетов.

Для Военно-морского флота в программе заложено строительство подводного крейсера стратегического назначения "Борей-Б" (дальнейшее развитие проекта 955А) и надводных кораблей с высокоточным оружием. До 2025 года планируется получить два вертолетоносца, оснащенных морскими вертолетами Ка-52К "Катран".

В ходе авиасалона МАКС в июле 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов рассказал, что в программу будет заложено строительство нового авианесущего крейсера.

«Хочу отметить, что Россия не будет усиливать „гонку вооружений”, ведь мы не собираемся ни на кого нападать. Поэтому с нашей стороны уж точно не стоит ожидать эскалации напряженности.

Если откуда эта эскалация и может исходить, то из-за океана, и ее формы и масштабы предсказать сложно», - такое мнение высказал ТАСС председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Он напомнил, что американские военные разрабатывают гиперзвуковое оружие (их крылатая ракета Х-51 уже прошла испытания), «грозятся выйти из договора РСМД (Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности - прим. ТАСС), наращивают ядерный потенциал».

«На каждую возможную угрозу наша ГПВ предусматривает достойный ответ. Но в то же время Россия ставит во главу угла не отражение возможных атак, а последовательное укрепление обороноспособности страны, разработку и постановку на боевое дежурство новейших высокотехнологичных образцов вооружений и военной техники», - Виктор Бондарев председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Новая ГПВ до 2027 года, по мнению Бондарева, отражает «фундаментальные, а не конъюнктурные задачи».

К ним, помимо вышеперечисленного, относится развитие ОПК и повышение его конструкторского потенциала, дальнейшее перевооружение войск и качественная подготовка личного состава сил общего назначения.

Роман Азанов

СОЧИ, 17 мая. /ТАСС/. Новая Госпрограмма вооружений на 2018-2025 годы позволит повысить боевой потенциал Вооруженных сил РФ. Об этом заявил президент России Владимир Путин на совещании по формированию проекта оснащения ВС до 2025 года.

"Эта программа станет важнейшим инструментом в реализации военно-технической политики России в сфере обороны и безопасности до 2025 года и на дальнейшую перспективу, - сказал президент. - Новая программа призвана обеспечить сбалансированное развитие систем вооружений всех родов и видов войск и поэтапное оснащение ими частей и соединений. Это позволит значительно повысить боевой потенциал Вооруженных сил, обеспечить выполнение тех ответственных задач, которые предусмотрены военной доктриной и стратегией национальной безопасности, да и собственно говоря, рядом других важнейших документов.

По словам главы государства, планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружений и техники, но и дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия. Путин добавил, что в ходе формирования и реализации новой Госпрограммы вооружений "следует принимать во внимание, что намеченные планы выполняются в условиях импортозамещения". Президент подчеркнул, что соответствующая программа активно реализуется. Он напомнил, что по итогам совещания, которое прошло в Рыбинске несколько недель назад, было признано, что в рамках реализации политики импортозамещения военной продукции "были достигнуты хорошие результаты".

При этом Путин подчеркнул, что предстоит сделать гораздо больше. "Имею в виду развитие отечественной электронно-компонентной базы, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения", - сказал глава государства.

Доля современных вооружений в сухопутных войсках

"Отмечу, что к концу 2017 года доля современных вооружений в Сухопутных войсках должна составить 42%, а в ВДВ - 58%", - сказал президент. - В предстоящий программный период важно не только продолжать наращивать данный показатель, но и придать системе вооружений сил общего назначения новое качество". Он отметил, что решение этих задач напрямую зависит от возможностей организации ОПК.

По мнению главы государства, необходимо оценить производственно-технический мощности промышленности, в том числе и потенциал для их дальнейшего развития. Путин уточнил, что в рамках совещания будут заслушаны доклады главнокомандующего сухопутными войсками, командующего ВДВ, а руководители интегрированных структур и организаций ОПК проинформируют участников совещания по проблемам реализации спланированных мероприятий. Президент также добавил, что на совещании будут рассмотрены вопросы о состоянии Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также перспективы из развития с учетом формирования Госпрограммы вооружений до 2025 года.

В начале июля ожидается передача военными плана государственной программы вооружения на 2018-2025 годы (ГПВ-2025) на рассмотрение в коллегию Военно-промышленной комиссии для его дальнейшего представления на утверждение президенту Российской Федерации. Но уже сегодня в прессу просочились сведения о том, что финансирование программы перевооружения армии и флота будет сокращено на 5 трлн руб.: от запрашиваемых МО РФ 22 трлн. до выделяемых ему 17 трлн. рублей. Вот такой вот секвестр получается.


У всех на памяти, как резко (не стесняясь в выражениях в адрес г-на А. Силуанова) отреагировал С.К. Шойгу, когда узнал о предложении Минфина сократить расходы МО РФ на обновление ВВТ до 12 трлн. рублей. Вслед за этим все мы были просто «очарованы» заявлением вице-премьера правительства РФ Д. Рогозина об отказе от модернизации прежних образцов военной техники в пользу строительства новых, перспективных машин. За этой «лукавой» фразой почему-то сразу же почувствовалась нехватка средств на все направления перевооружения, потому как совсем недавно тот же Дмитрий Олегович убедительно доказывал, что модернизация ничем не хуже строительства новых образцов и приводил в пример модернизацию ТАРКР проекта 1144.

И тому есть серьезные причины. В последние годы ситуация с финансированием всех сторон жизнедеятельности нашего общества постоянно ухудшалась, сказался кризис. Сирия и Украина, развертывание арктической группировки, рост нестабильности в среднеазиатском регионе требовали все больших расходов. На этом фоне иезуитски зазвучали голоса наших доморощенных либералов про "оборонную достаточность" и разумный подход к тратам госбюджета. В пику им ура-патриоты и леворадикалы стали говорить про то, что третья мировая война на пороге, а наши правители нисколько этой ситуацией не озаботились…Более того, сам гарант Конституции предложил магнатам ОПК подумать о конверсионных проектах их отраслей и предприятий. Другие стали петь мантры про "пятую колонну" и ее предательскую политику. Что «слева», что «справа» радетели о благе государства и российского народа бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что именно их позиция самая верная и дальновидная… И кому в такой ситуации верить простому обывателю, «куда податься бедному крестьянину»!? (с)

Так что же происходит на самом деле? Почему должностные лица, которые по своему служебному положению, казалось бы, должны были, наоборот, всеми фибрами души заботиться о росте военной мощи государства и его вооруженных сил вынуждены идти на секвестр финансирования программы перевооружения ВС РФ?

Мне кажется, что сегодняшняя программа оснащения армии и флота перспективными образцами ВВТ столкнулась с новой, изменившейся ситуацией, которую никак не могут осознать те, кто по обыкновению своему готовится к «прошедшим войнам». Поэтому-то и возникают требования массового производства «новых», а по сути несколько улучшенных образцов традиционных ВВТ. Которые, бесспорно, тоже нужны. Но они не могут коренным образом повлиять на расклад сил в противостоянии с мировым гегемоном и его приспешниками из НАТО. Нужно кардинально новое решение, выбивающее козыри численного превосходства из рук натовских генералов над нашими ВС...

И вот выступает президент страны и говорит о появлении , действие которого основано на "новых физических принципах". Это лазерное, гиперзвуковое и пучковое оружие. Это весьма дорогостоящее оружие. Поэтому возникает законный вопрос: «Откуда взять средства на это принципиально новое оружие?» Кратчайший путь - перераспределить имеющиеся средства, а если и этого не хватит, то сократить закупку традиционных средств вооружения. Надо признаться, в нашего государства подобное уже было, когда незабвенный Н.С. Хрущев ради становления нового вида ВС (РВСН) пустил под нож корабли и самолеты. Знаменитое сокращение на 1200 тыс. человек ВС СССР. Видимо, по образцу 1961 года и сегодня прошла такая же «пересортица»: от строительства крупных НК отказались (как говорят, до лучших времен), переносится вправо и сокращается закупка ПАК ТА Т-50 и инновационного танка Т-14 на платформе «Армата». Благо остается неизменным решение о продолжении работ по «Сармату», «Баргузину», «Рубежу», продолжится строительство «Бореев-А», «Ясеней-М», «Воронежей», «Неба-У» и других видов вооружения и военной техники, обеспечивающей стратегический паритет с нашими невероятными заокеанскими партнерами.

Но будущее, как отмечал В.В. Путин, за оружием на новых физических принципах, таких, к примеру, как гиперзвук. И здесь, по заявлению заместителя министра обороны Ю. Борисова, мы на 10 лет опережаем наших партнеров из-за лужи.

Так, в ноябре 2016 г. было испытано новое гиперзвуковое оружие - «изделие 4202» или «Ю-71». Оснащенная им МБР стартовала из позиционного района Домбаровский в Оренбургской области. На высоте около 100 км от ракеты отделился аппарат, который на скорости до 15 Махов поразил цель на камчатском полигоне Кура. Перед входом в плотные слои атмосферы аппарат совершил маневр по высоте и по курсу, после чего выполнил «горку» и почти вертикально спикировал на цель. Противозенитный маневр и гиперзвуковая скорость такого боевого блока помимо КСП ПРО гарантирует ему прорыв всех существующих и перспективных систем противоракетной обороны США.

По общему мнению, от секвестра финансирования ГПВ-2025 больше других пострадал ВМФ, который из запрашиваемых 4,7 получит только 2,6 трлн. руб. И это при том, что будет продолжаться строительство "Бореев" и "Ясеней". А что же достанется столь необходимым флоту инфраструктуре и силам общего назначения? Вот тут и вспомнишь слова Д. Рогозина о пополнении флота «мускулистыми фрегатами и корветами», а не кораблями 1 ранга…

Но флот и в этом крайне сложном положении планирует наращивать свои боевые возможности за счет оснащения кораблей принципиально новым, гиперзвуковым, оружием.

Так, 21 апреля 2017 г. министр обороны России заявил об успешном выполнении первой боевой задачи атомной подводной лодкой нового проекта.
Предположительно это атомный подводный крейсер К-560 "Северодвинск" (пр. 885) в период 10-15 апреля 2017 г. из акватории Белого моря произвел первый пуск ГЗПКР «Циркон-С» с морского носителя. Ракета успешно поразила назначенную цель. А совсем недавно появляется сообщение о том, что наше новое изделие 3М-22, больше известное как гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон-С», на испытаниях достигло скорости в 8 Махов. Правда сами разработчики подтвердили только 6 Махов.

Первые комплексы ГЗПКР «Циркон-С» планируется установить на ТАРКР «Петр Великий» в ходе модернизации корабля, запланированной на 2018-2020 годы. В общей сложности крейсер оснастят 10 вертикальными пусковыми установками 3С-14, каждая из которых вмещает по 3 ракеты типа «Циркон». Таким образом, корабль будет нести на своем борту до 30 «Цирконов». Это значительно расширит боевые возможности корабля, повысит его боевую устойчивость, а также позволит существенно расширить спектр выполняемых задач. В свое время бывший главком ВМФ России адмирал В. Чирков заявил, что в составе ВМФ РФ к 2020 году должна быть создана "группировка сил стратегического неядерного сдерживания", оснащенная высокоточным оружием большой дальности. Основу этой группировки составят атомные подводные крейсеры проекта 885М "Ясень", модернизированные атомные подводные крейсеры проекта 949М, тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (http://www.interfax.ru/russia/549055).

Предполагается, что ГЗПКР 3М-22 будут размещаться на новых рпкСН/плаРК типа «Калина» и модернизированных ракетоносцах ТУ-160М2. Так же возможно их размещение и на подвижных береговых ракетных комплексах. Все это должно повысить возможности сил флота решать поставленные перед ними задачи.

Но ракетные комплексы, подобные «Циркону», предъявляют повышенные требования к качеству целеуказания. А на больших дистанциях (ожидаемая дальность действия 3М-22 от 400-500 и до 1000км) и в условиях дефицита времени, эту задачу могут решить только космические средства целеуказания. Ведь ракета, летящая на гиперзвуке, должна получать информацию в реальном масштабе времени, без искажения и помех. А это возможно только при использовании космических линий связи, что и было реализовано в изделии 3М-22.

Недаром именно вопросам развития космических систем было посвящено совещание В.В. Путина с членами Совбеза и представителями «Роскосмоса», состоявшееся 22 мая сего года в Сочи.

Принимаемые меры должны до известной степени нивелировать преимущество надводных сил флотов стран НАТО над силами ВМФ РФ. Но, к сожалению, только в ближней морской зоне. А вот в дальней зоне эффективно противостоять кораблям ВМС США и НАТО смогут только наши атомные подводные лодки четвертого поколения. А их-то у нас не так уж и много.

Я специально не затрагивал вопросы оснащения других видов и родов войск новыми видами ВВТ, полагая, что это лучше меня сделают форумчане, отдавшие служению в их рядах лучшие годы своей жизни.

В заключение хочется отметить, что руководство страны и вооруженных сил делает все, чтобы мечты вашингтонских ястребов о безответном «мгновенном глобальном ударе» по центрам военно-политического управления России и ее вооруженными силами разбились о наш асимметричный ответ любителям насильственной демократизации суверенных стран и их народов.

Государственная программа вооружения была впервые принята в 2007 году. Документ содержит приоритетные направления закупок военной техники, боеприпасов, амуниции и оборудования. Также ГПВ определяет количество техники, подлежащей ремонту и модернизации.

Госпрограмма вооружения — стержень будущего Гособоронзаказа (ГОЗ), который утверждается каждый год. В документе чётко указаны сроки и объёмы поставок в войска. Последние годы ГОЗ выполняется на 96—99%. В нынешнем году в Минобороны ожидают показателя как минимум в 97%.

С сохранением поставленных задач

Обсуждение ГПВ на 2018—2025 годы продолжается с конца 2016 года. Первоначальные запросы Минобороны составляли 30 трлн рублей. После анонсированного правительством сокращения военных расходов ГПВ урезали до 22 трлн, потом — до 17 трлн рублей.

В ближайшем будущем президент РФ Владимир Путин видит затраты на оборону в пределах 2,7 — 2,8% ВВП (в 2016 году этот показатель был равен 4,7%). При этом поставленные ранее задачи по модернизации Вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть выполнены.

Перед Минобороны и промышленностью стоят две стратегические цели. Первая — увеличить к 2020 году долю современной техники в войсках до 70% (в 2016 году этот показатель составил 58,3%.). Вторая — нарастить к 2030 году долю гражданской продукции в ОПК до 50% (в 2015 году — 16%).

Минпромторг РФ прогнозирует к 2020 году рост объёма выпуска гражданской продукции в 1,3 раза. Вполне вероятно, что рывок будет достигнут за счёт масштабного производства пассажирских самолётов различного класса.

Государство делает ставку на выпуск МС-21, Ил-114-300, Ил-112В, Ту-334, Ту-214 и Ту-204. К 2025 году число выпускаемых самолётов должно увеличиться в 3,5 раза, с 30 до 110 единиц.

Основой финансовой стабильности оборонного сектора должны стать не только долгосрочные контракты в рамках ГОЗ. На совещаниях, посвящённым вопросам ОПК, глава государства неоднократно призывал промышленников искать новые рынки сбыта.

В ожидании нового оружия

Между тем повышение доли современной военной техники в войсках предполагает достаточно серьёзные расходы. Российская армия стоит на пороге смены поколений вооружения: ресурс советского оружия, даже его глубоко модернизированных вариантов, подходит к концу.

Из заявлений официальных лиц следует, что государство направит бюджетные средства на разработку и покупку нового оружия и оборудования. Причём замена устаревших образцов не будет равноценной в количественном отношении. Причина в том, что современные средства разведки и поражения намного эффективнее образцов, изобретённых в прошлом веке.

  • Ракетный комплекс "Ярс"
  • РИА Новости

На данный момент со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что в приоритете ГПВ останутся Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), выполняющие функцию ядерного сдерживания США.

В 2019—2020 годах на смену шахтному комплексу «Воевода» с ракетой Р-36М «Сатана» начнёт приходить комплекс пятого поколения «Сармат». Одноимённая межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 будет оснащена гиперзвуковой боеголовкой, известной как изделие Ю-71.

К 2022 году с вооружения РВСН должен быть снят мобильный комплекс «Тополь-М», который начал поступать в ракетные войска ещё в 1980-е годы. С 2011 года Минобороны закупает только РС-24 «Ярс». Кроме того, до 2025 года РВСН может получить несколько железнодорожных комплексов «Баргузин» с облегчённой версией РС-24.

Сухопутные войска и ВДВ ожидают пополнения в виде широкой линейки бронетехники: БРДМ-4М, БТР-МД «Ракушка», машин на платформе «Армата» и около 100 единиц единственного в мире танка третьего поколения Т-14.

  • Владимир Путин осматривает образец современной экипировки для российской армии "Ратник", ОАО "Концерн "Калашников" в Ижевске.
  • РИА Новости

Кроме того, ГПВ до 2025 года приведёт к долгожданной революции в средствах связи и управления войсками. Все пехотинцы и десантники будут носить форму «Ратник», которая повысит уровень кооперации и мобильности.

Командование ВМФ рассчитывает на появление в строю двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», десятков корветов, фрегатов, вспомогательных судов и субмарин, в том числе атомных.

С 2012 по 2016 год российские верфи заложили пять подводных крейсеров, способных нести ядерное оружие. Очевидно, что часть предусмотренных в ГПВ расходов пойдёт на окончание строительства атомоходов, которые укрепят морской компонент Стратегических ядерных сил РФ.

Ударную мощь российских кораблей и подлодок будут повышать с помощью закупок крылатых ракет семейства «Калибр» и гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Береговую оборону РФ усилят комплексы «Бал» и «Бастион».

Текущие планы модернизации Воздушно-космических сил подразумевают пополнение 50 стратегическими ракетоносцами Ту-160, истребителями Су-34, Су-35, модернизированными версиями МиГ-29, а также новейшими Су-57 (ПАК ФА) и МиГ-35. С большой вероятностью авиация получит новые транспортные самолёты, многоцелевые и ударные вертолёты, а также сотни беспилотников, в том числе ударных.

  • МиГ-35
  • РИА Новости

Пожалуй, самым современным звеном российской армии будут части ПВО, которые входят в состав ВКС и Сухопутных сил. Противовоздушным войскам будут переданы модернизированные комплексы «Панцирь» и «Тор», зенитные ракетные системы С-400 и С-500.

Пехота — в приоритете

Важнейший вопрос, который волнует военных и экспертов, — это распределение средств, предусмотренных ГПВ. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко предполагает, что меньше всего денег получит ВМФ (ожидается 2,6 трлн рублей, 15% от объёма финансирования ГПВ).

По его мнению, напряжённая ситуация на Украине и в Центральной Азии, а также операция в Сирии диктуют необходимость вкладывать больше средств в Сухопутные силы и ВДВ, где доля современной техники сегодня не превышает 50%.

  • Военнослужащие 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова 2-й степени бригады воздушно-десантных войск России
  • РИА Новости

Военный эксперт, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин поддерживает идею направления вектора в сторону масштабной модернизации вооружения пехотных и десантных соединений. По его мнению, текущая обстановка в мире создаёт слишком высокие риски возникновения локальных конфликтов.

«Бронетехника России — практически вся советской разработки. И многие её образцы имеют концептуальные недостатки, неустранимые в рамках конструкций, которые были заложены в советское время, исходя из специфических задач, стоявших перед советской армией», — пояснил в беседе с RT Кашин.

При этом эксперт отметил, что предыдущая ГПВ позволила вооружить ракетные бригады Сухопутных сил оперативно-тактическими комплексами «Искандер», беспилотниками различного типа, новыми системами связи и управления войсками.

«Первые годы действия ГПВ будут закупаться ещё модернизированные версии вооружений. Техника нового поколения начнёт поступать в войска через несколько лет. Её предстоит доработать до стадии, когда можно запускать в серийное производство», — уточнил Кашин.