Кулинария

Монастырь филофей старец савва афонский. Святая гора Афон, монастырь Филофей. Книжное собрание Филофея

Расположен в 12,5 км от Кареи в северо-восточной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы.
Настоятель - архимандрит Ефрем.
Занимает двенадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 60 человек.

Монастырь Филофей находится на плоской зеленой возвышенности северо-восточной части Святой Горы на высоте 533 метра над уровнем моря. По общему мнению, окрестности монастыря, окруженные густым лесом, относятся к числу живописнейших мест на Святой Горе. В округе большое количество источников прекрасной питьевой воды. Владения монастыря на Святой Горе и в других местах не обширны.

История основания монастыря

Филофей - один из древнейших афонских монастырей. Он был основан в Х веке современником Афанасия Афонского прп. Филофеем. Обитель была построена в ХI веке благодаря пожертвованиям византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В конце XIII и в XIV веков внимание Филофею оказывали императоры из династии Палеологов Андроник II (1282–1328 гг.), Андроник III (1328–1341 гг.) и Иоанн V (1341–1376, 1379–1391 гг.). Благодаря грамоте сербского короля Стефана Уроша IV Душана (1346–1355 гг.) от 1346 года, братия монастыря пополнилась большим числом сербских и болгарских монахов.

Очевидно, следствием этого стало подписание в 1483 году настоятелем Филофеева монастыря акта Прота по-славянски, а не по-гречески. В начале XVI века при настоятеле Дионисии монастырь был преобразован из идиоритмического в общежительный.

В 1641 году первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович (1613–1645 гг.) позволил монахам монастыря Филофей раз в семь-восемь лет странствовать по России, собирая добровольные пожертвования.
Финансовое положение монастыря существенно улучшилось лишь в XVIII веке благодаря помощи со стороны таких фанариотов (греческих правителей придунайских княжеств) как валашский воевода Григорий Гикас и молдавский господарь Константин Маврокордато. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог отстроить целый ряд своих сооружений.

В эпоху борьбы против турецкого порабощения и попыток исламизации Греции среди братии монастыря выделяется монах Косьма Этолийский (1714–1779 гг.), сыгравший огромную роль в истории Православной Церкви, греческого просвещения и всего греческого народа в XVIII веке.

Во время пожара 1871 года монастырь почти полностью сгорел, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако Божья Помощь, выраженная в преданности и трудолюбии насельников Филофея, позволила возродить жизнь монастыря. Бесспорна поддержка и разного рода пожертвований, на которые обитель была постепенно восстановлена и приобрела свой нынешний вид.

Устройство монастыря

Монастырь построен в виде правильного четырехугольника, с монашескими кельями в верхней части стен, надстроенными в два и три этажа. Здания монастыря относятся главным образом к трем периодам - началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в настоящее время в монастыре Филофей, как и во всех других Афонских обителях, непрерывно проводятся строительные и реставрационные работы, в частности идет реконструкция его северной стороны.

Напротив главного входа в собор расположена трапезная. Она встроена в западное крыло монастыря и была расширена в XVI веке. В ней сохранились ценные фрески XVI века, предположительно критской школы.

Монастырский храм

В середине двора находится Соборный храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. В период с 1746 по 1765 годы на месте старого храма с самого фундамента был воздвигнут нынешний храм с колокольней, крытый свинцовыми листами. Фресковые росписи в Соборном храме были завершены в 1752 году, а в литийном притворе и наружном нартексе - в 1765 году. По обе стороны паперти устроены два малых придела с алтарями. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году были окончены работы по установке иконостаса. Постройка башни звонницы была завершена в 1764 году. У входа в Соборный храм и трапезную находится беломраморный фиал водосвятия.

Святыни Филофея

В Соборном храме находятся следующие святыни: часть Животворящего Древа Креста Господня и один из гвоздей, которым Христос был пригвождён к кресту (дар императора Никифора III Вотаниата), части св. мощей свт. Иоанна Златоустого, св. вмц. Марины, св. вмч. Пантелеймона, преп. Луки Элладского, св. мчч. Исидора и Харалампия, вмч. Димитрия и св. мц. Параскевы.

Кроме того, в соборе при колонне левого клироса стоит величайшая драгоценность Филофея, чудотворная икона Божией Матери, известная под названием «Сладкое лобзание» (по-гречески - «Гликофилуса»).

Икона, размерами 125х87 см, изображает Богородицу, которая с неизмеримой нежностью и любовью обнимает Младенца Христа. Предание говорит о чудесном появлении этой иконы на Афоне. Ее владелица, благородная госпожа Виктория, супруга патриция Симеона, во времена иконоборчества бросила икону в море близ Константинополя. Морем икона добралась до Афона и впоследствии до монастыря Филофей. Сегодня она покрыта изящным окладом из драгоценных металлов.

Еще одна драгоценность монастыря - икона Божией Матери Старицы («Геронтисса»), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из греческой провинции Македонии - Нигриты.

В этом монастыре кроме самого основателя св. Филофея славились святостию жизни св. Феодосий, митрополит Трапезундский (брат Дионисия, основателя в ХIV веке Дионисиатской обители, игумен Филофеевской обители; почитается одним из основателей), св. прмч. Дамиан (проповедовал Слово Божие на Олимпе, был оклеветан перед турецким правительством и после пыток и требований принятия ислама был сожжен), прп. Дометий (молчальник и друг Дамиана).

Часовни монастыря

Внутри монастырских стен в обители располагаются еще 6 часовен: Архангельская (1752 г.) с фресковыми росписями по обе стороны от литийного притвора, Иоанна Предтечи (1776 г.) с резным деревянным иконостасом (1786 г.), святой Марины в башне звонницы, святых Пяти Мучеников на восточной стороне, святого Иоанна Златоуста и святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни - Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы.

Вне монастыря расположены 17 церквей, принадлежащих монастырю, и 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

Книжное собрание Филофея

Библиотека владеет 250 ценными рукописями на пергаменте, двумя литургическими пергаментными свитками и многими печатными книгами. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие, одно из самых старинных на Афоне, с изображением евангелиста Марка.

Монастырь Филофей

Монастырь Филофей занимает в святогорской иерархии двенадцатое место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия.

Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений, находился древнегреческий город Клеонэ. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 – 327 годах святым Константином.

Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником преподобного Афанасия Афонского – преподобным Филофеем, жившим здесь вместе с двумя другими монахами, Арсением и Дионисием.

Впервые название этого монастыря упоминается в меморандуме прота Никифора от 1015 года. Кроме этого, до нас дошло еще одно письменное свидетельство существования Филофея в XI веке – письмо игумена Филофея Георгия, написанное в 1016 году в поддержку стремления преподобного Павла Ксиропотамского сохранить Святую Гору в качестве прибежища для отшельников – аскетов и пустынножителей.

К XII веку Филофей разрастается и становится одним из наиболее известных афонских монастырей. Император Андроник II Палеолог после знакомства с игуменом обители Макарием назначает его духовником дворца. Он оказывает монастырю большую помощь и жертвует ряд земель за пределами Святой Горы. В XIV веке в Филофее подвизалось много сербских и болгарских иноков. В этот период обитель получала поддержку у византийских, сербских и грузинских правителей.

В начале XVI столетия игумен Дионисий расширил монастырь, превратив его из особножительного в общежительный и ввел в качестве богослужебного языка греческий. Это шло вразрез с желанием насельников – болгар по национальности и убежденных славянофилов, и они вынудили его покинуть Святую Гору. Он сначала поселился в Вери, а потом перебрался на гору Олимп, где основал монастырь, до сих пор называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.

В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение монахам обители Филофей каждые семь лет собирать милостыню на территории России.

Молдовалахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви, но вызвал столь большие экономические проблемы, что в 1900 году Священный Кинот взял монастырь под свою опеку.

В 1973 году монастырь Филофей перешел к общежительному уставу.

Соборный храм монастыря Филофей посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765 год).

В соборе сохранен иконостас из первоначального храма, его отличительная особенность – непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века.

В Филофее много параклисов: пяти мучеников (Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста), Архангелов, Иоанна Предтечи, святой Марины, святителя Иоанна Златоуста, святителя Николая, Всех Святых.

Кроме того, монастырю Филофей принадлежит девять небольших храмов и часовен и тринадцать келий, одна из которых, в Карее, посвящена святому Косме Этолийскому.

Одна из главных святынь обители Филофей – чудотворная икона Божией Матери «Гликофилуса» (Сладкое лобзание), на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. Предание приписывает написание этой иконы апостолу Луке. Икона написана с двух сторон. На передней стороне изображена Богородица, а на обратной стороне изображено Распятие.

Во времена иконоборчества благочестивая жительница Константинополя, Виктория, с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море – и пустила. Так образ прибыл на Святую Гору. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода. В память этого чуда каждый год в Понедельник Светлой Седмицы совершаются крестный ход и водосвятный молебен.

В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем, преступник, вразумленный чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации.

Запасы пшеницы в монастыре были на исходе, и монахи решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец, отец

Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

– Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

– Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

– Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но исполненный веры старец на это отвечал:

– Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя Промысл Божией Матери, прославили Бога.

Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» находится в левом киоте соборного храма.

Еще одна чудотворная икона – «Герондисса» (Старица). Она чудесным образом прибыла в Филофей из греческой провинции Македония.

Также в монастыре Филофей хранятся часть Животворящего Креста Господня, один из гвоздей, которым Он был пригвожден к кресту, частицы мощей: святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, священномученика Харалампия, великомученицы Марины, святого Исидора Хиосского, святого Мардария, мученицы Параскевы, святого Луки Элладского, преподобного Космы Этолийского, великомученика Димитрия Солунского и миро из его гроба.

Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых – на русском и на румынском).

В обители подвизалось много подвижников. В лике святых прославлены игумены монастыря Филофей: Феодосий (1410), Симеон и Дионисий Олимпийский (XVI), священномученик Дамиан (1568) и его сподвижник, преподобный Дометий. В Филофее принял постриг великий святой нового времени – равноапостольный Косма Этолийский. С Филофеем связаны имена известных современных подвижников: Иосифа Исихаста и его ученика, старца Ефрема. Последний основал более десяти православных обителей в США и Канаде.

В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов. Обитель – один из самых уютных и ухоженных монастырей на Святой Горе. В ней можно встретить монахов разных национальностей, буквально со всего света.

Отцы Филофея духовно окормляют три женских монастыря: Архангелов на острове Фасос, Одигитрии в Пилио и Иоанна Предтечи в городе Серрес.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Из книги автора

Преподобный Филофей Преподобный Филофей во святом крещении был наречен Феофилом. Родители его были из города Елатии азиатской. Опасаясь турок, они переселились в Хрисополь. Здесь отец Феофила скончался, оставив его и брата сиротами.Воспользовавшись беспомощностью

Из книги автора

Монастырь Зограф Монастырь Зограф занимает девятое место в святогорской иерархии, один из трех традиционно славянских по составу насельников (болгарский). Монастырь святого Георгия – Зограф – расположен с западной стороны полуострова, на северо-западном склоне.

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

В получасе ходьбы от Каракалова монастыря находится Филофеев монастырь. Он стоит на обильном растительностью плато, где, согласно традиции, в древности существовал Асклепийон. До Кареи можно дойти за два с половиной часа. Праздником монастыря является Благовещение Богородицы (25 марта).

В официальных документах монастырь появляется впервые в 1015 году в меморандуме прота Никифора, где среди прочего встречается имя «Георгий, монах и настоятель Филофея». Сохранился также другой, почти современный предыдущему (1021) документ, где Филофеев монастырь носит название «монастырь Птеры». причем речь идет о попытке установления границ между тремя соседними монастырями – Кравату (Лавры), Магульr и Птеры, т.е. Филофеева. Несколько позднее, во Втором Уставе Святой Горы, на двенадцатом месте стоит подпись Луки «настоятеля монастыре Богородицы или Филофея».

Из этих и других данных явствует, что монастырь был основан в последней четверти Х века, и эта датировка согласуется с другой традицией, в соответствии с которой основателем его был современник Афанасия Афонского Преподобный Филофей. Кроме того, в пользу этого взгляда свидетельствует послание – т.н. энклитика, которую написал для Павла Ксиропотамского вышеупомянутый настоятель Филофеева монастыря Георгий (1016).

Некоторое время Филофеев монастырь пребывал в безвестности, несмотря на все пожертвования, сделанные императором Никифором Вотаниатом (1078-1081), благодаря которым и был построен монастырь, только тогда и получивший вид настоящего монастыря. В конце XIII и XIV веках императоры из династии Палеологов и особенно Андроник II, Андроник III и Иоанн V проявили о монастыре большую заботу. Появление в ту же эпоху хрисовула Стефана Душана (1346), который старался вновь заселить монастырь, имело своим следствием то, что сюда прибыли многие сербские, а затем и болгарские монахи. Примером, характеризующим создавшееся положение, является акт прота от 1483 года, который настоятель Филофеева монастыря подписывает не по-гречески, а по-славянски.

Во Втором Уставе Святой Горы (1046) монастырь занимает давятнадцатое, а в Третьем Уставе (1394) – тринадцатое место среди афонских монастырей.

В начале XVI века настоятель Дионисий совершил много деяний на благо монастыря, преобразовав его из идиоритмического в общежительный. Однако по причине враждебного отношения славянофильски настроенных монахов Филофеева монастыря, которые ушли отсюда значительно позднее, он был вынужден покинуть Афон и отправился на Олимп, где основал свой монастырь, который сохранился до сих пор и известен под названием «монастырь Святого Дионисия на Олимпе».

Почти в середине следующего, XVII века (1641) царь Михаил позволил монахам Филофеевого монастыря раз в семь или восемь лет странствовать по России. собирая добровольные пожертвования. Однако этого оказалось недостаточным для существенного улучшения положения, которое изменилось только в XVIII веке благодаря интересу, проявленному со стороны греческих правителей придунайских княжеств. Так, валашский воевода Григорий Гикас в 1734 году определил в специальном хрисовуле ежегодную денежную помощь в 6600 аспр при условии, что раз в год в его княжество будут присылать для освящения правую руку Златоуста. Подобное решение принял позднее и Константин Маврокордатос. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог подняться, отстроив целый ряд своих сооружений.

В эту эпоху среди монахов монастыря выделяется такая выдающаяся личность, сыгравшая значительную роль в истории церкви и всего греческого народа, как Косьма Этолийский, известный своей борьбой против исламизации Греции в суровые годы турецкого порабощения.

В 1871 году монастырь сгорел почти полностью, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако благочестие монахов позволило сохранить жизнь в монастыре, чему способствовали и разного рода пожертвования, на которые он был постепенно восстановлен и приобрел свой нынешний вид. В эти годы прибыть сюда получило возможность большое число русских монахов, которые желали захватить монастырь, чего однако не произошло, благодаря твердой позиции греческих монахов.

Здания монастыря расположены внутри прямоугольной ограды и, как и в других афонских монастырях, относятся главным образом к трем периодам началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в Филофеевом монастыре в настоящее время непрерывно проводятся те или иные работы, в частности реконструируется его северная сторона.

Собор монастыря

Монастырский собор , согласно надписи в стене у окна правого хора для певчих, был построен в 1746 году поверх остатков другого монастыря, который к тому времени был разрушен. Фресковая живопись создавалась постоянно в течение многих лет и была завершена в 1752 году в главном храме, а в 1765 году в литийном притворе и наружном нартексе. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году – раскраска и полировка иконостаса. Башня звонницы является постройкой 1764 года.

Встроенная в западное крыло монастыря, строго напротив главного входа в собор трапезная была расширена в XVI веке. В ней сохранились, хотя и в поврежденном состоянии, ценные фрески XVI века, возможно, критской школы. Между собором и трапезной находится фиал водосвятия, сооруженный целиком из прекрасного белого мрамора.

Кроме центрального храма, Филофеев монастырь располагает еще 6 часовнями на территории внутри крепостных стен. Это две расписанные фресками часовни по обе стороны от литийного притвора – Архангельская (1752) и Иоанна Предтечи (1776), где находится замечательный резной деревянный иконостас (1786), часовня Святой Марины в башне звонницы, часовня Святых Пяти Мучеников на восточной стороне и Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни – Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы. Кроме того, вокруг монастыря расположены его 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

В монастырской ризнице хранятся часть Животворящего Древа, дар императора Никифора III Вотаниата, правая рука Златоуста, дар Андроник II, реликвии других святых, кресты, много риз и церковной утвари. Однако самой знаменитой из регалий Филофеева монастыря, составляющей предмет его гордости, несомненно является чудотворная икона Богородицы Сладостного Лобзания, которая находится в левом проскинитарии собора. Предание гласит, что икона эта очень старая и была принесена на Афон волнами, в которые ее бросила в Константинополе Виктория, супруга патрикия Симеона, чтобы сохранить от ярости иконоборцев. Эта икона считается одной из наиболее почитаемых на Афоне и покрыта более поздним и весьма массивным окладом. Кроме иконы Сладостного Лобзания, в монастыре есть другая значительная икона Богородицы Геронтиссы (Старицы), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из Нигриты.

Монастырская библиотека , кроме многих печатных книг, содержит также 250 рукописей, 54 из которых написаны на пергаменте, а также 2 литургических, опять-таки пергаментных свитка. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие (№ 33), одно из самых старинных на Афоне, с изображением Евангелиста Марка.

После длительного периода идиоритмической жизни 1 октября 1973 года по решению Священного Кинота патриарха Димитрия Филофеев монастырь стал общежительным. С 1574 года он занимает двенадцатое место среди 20 афонских монастырей и насчитывает в общей сложности более 90 монахов.

�ед�]��X�JX�J�ека на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.

Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).

Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.

Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.

Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.

Предание.

Икона Божией Матери «Гликофилусса». Фрагмент

По преданию, чудотворной иконе Божий Матери «Гликофилусса» (Сладкое лобзание) грозила опас ность быть уничтоженной в период гонения на иконопочитателей (726-842 гг). Жена римского патриция Симеона, благочестивая Виктория, стремясь спасти святой образ от поругания, вверила его Божиему промыслу и отпустила плыть по водам. Икона приплыла к причалу монастыря Филофей и была взята монахами в храм. На месте обретения иконы возник источник. Он существует и по сей день.

Монастырь Филофей - один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений находился древнегреческий город Клеонэ.

Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником прп. Афанасия Афонского св. Филофеем. В честь него и названа обитель.

Первое упоминание монастыря встречаем в рукописи, датируемой 1015 годом, а к XII веку Филофей разрастается и становится одним из наиболее известных афонских монастырей. Император Андроник II Палеолог после знакомства с игуменом обители Макарием, назначает его духовником дворца. Он оказывает монастырю большую помощь и жертвует ряд земель за пределами Святой Горы. В XIV веке в Филофее подвизалось много сербских и болгарских иноков. В этот период обитель получала поддержку у византийских, сербских и грузинских правителей.

Соборный храм Филофея был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765). Иконостас в кафоликоне из старого храма и паломникам стоит обратить на непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века. Пожар 1871 года уничтожил все монастырские постройки, кроме собора, библиотеки и трапезной. На следующий год началось восстановление обители. 1973 год - время возвращения Филофеу к общежительному уставу.

В обители подвизалось много подвижников. В лике святых прославлены игумены Филофея: Феодосий (+1410), Симеон и Дионисий Олимпийский (XVI), сщмч. Дамиан (+1568) и его сподвижник, преподобный Дометий. В Филофее принял постриг великий святой Нового времени, равноапостольный . С Филофеем связаны имена известных современных подвижников Иосифа Исихаста и его ученика старца Ефрема. Последний основал более десяти православных обителей в США и Канаде.

Обитель - один из самых уютных и ухоженных монастырей на Святой Горе. В ней можно встретить монахов разных национальностей, буквально со всего света.

Отцы Филофея духовно окормляют три женских монастыря: Архангелов на острове Фасос, Одигитрии в Пилио и Иоанна Предтечи в городе Серрес.

Панигиры Филофея: Благовещение (25 марта/7 апреля), прп. Феодосия (11/24 января), прп. Дионисия Олимпийского и ещё шести святых монастыря (19 апреля/2 мая) и равноапостольного Космы Этолийского (24 августа/6 сентября). В этот день совершается торжественный крестный ход с иконой Святого.

Память святого Космы насельники Филофея чтят торжественным панигиром. Множество паломников стекается в этот день в древнюю обитель. Любви и заботы иноков хватает для каждого. Сложно описать, что такое святогорская любовь. Она не имеет границ. Порой я задаюсь вопросом: эта чистая, бескорыстная и безвозмездная любовь как может быть ещё объяснена кроме как безграничным человеколюбием, к которому с младых ногтей стремятся эти земные ангелы.

Иоаннис Хадзифотис. «Монастыри Святой Горы»

В Филофее много параклисов: пяти мучеников (Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста), Архангелов, Иоанна Предтечи, святой Марины, Иоанна Златоуста, Святителя Николая, Всех Святых.

В монастыре хранятся часть Животворящего Креста Господня, один из гвоздей, которым Он был пригвождён к кресту, правая рука свт. Иоанна Златоуста, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, вмц. Марины, св. Исидора Хиосского, св. Мардария, мц. Параскевы, св. Луки Элладского, прп. Космы Этолийского и других святых; миро из гроба вмч. Димитрия Солунского.

В соборе на левом клиросе находится известная чудотворная икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (греч. «Гликофилу́са»). По преданию её написал евангелист Лука. Во времена иконоборчества благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга извесного патриция Симеона, спасая икону от уничтожения, бросила её в море. Так образ прибыл на Святую Гору, о чём чудесным образом был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода.

В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем преступник, вразумлённый чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации.

Пшеница в обители закончилась и было решено прекратить приём паломников. Один из монахов по имени Савва настойчиво просил не делать этого, так как монастырь оставит Божие благословение. Когда закончились последние зёрнышки пшеницы и не из чего уже было готовить хлеб, в Филофее появился капитан из Кавалы. Он приплыл на судне, трюмы которого были полны пшеницы.

Чудесным образом в Филофей из греческой провинции Македония прибыла икона «Геронтисса» (Старица). Чудотворному образу можно поклониться в соборном храме монастыря.

Канон Косме Этолийскому (Панигир святого, 2004 год)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 8:28 мин. Размер 9.6 Mb)

Господи воззвах (хор монастыря святого Антония, основанного старцем Ефремом Филофейским в США)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 6:08 мин. Размер 5.9 Mb)

На правом берегу высохшего русла речки Мелопотаму, спускающейся с северо-запада, на северных склонах горы Святой Афон на высоте 533 метра расположен монастырь Филофей. Там же, близко к левому берегу, не так далеко от моря, находится и Катисма "Мегисти Лавра Милопотаму". Как гласит предание, своим именем монастырь обязан некоему монаху-отшельнику Филофею, жившему здесь приблизительно в 870 – 972 гг. Он и считается основателем монастыря. Ранее он назывался Монастырь Фтерис.

В 1046 году упоминаются имена еще 3 других монахов: Арсений, Филофей и Дионисий, а позднее и Никифор Вотаниатис (1078-1081 гг.), который восстановил монастырь и подарил ему при этом много святынь. Среди святых даров была и часть Тщесного Древа. В 1124 году сюда перебрались беженцы из деревни Магула в Спарте, поэтому и местность, где находится сегодняшний Скит Иверов (скит монастыря Филофей до 1786 года) называется Магула. В 1540 году царь Грузии Леонтий и его сын Александр восстановили монастырь, построив и большую трапезную. В 1734 году вождь Влахии Гиккас Григориас поддержал монастырь специальной Золотой Буллой. В 16 веке здесь служил игуменом Святой Дионисий. Приговоренный, однако, болгарскими монахами к смерти, он ушел в Пиерию, где на Олимпе основал Храм Преображения Господня. В районе монастыря во времена Константина Великого (323-337), когда на Афоне еще существовало идолопоклонничество, было основано Епископство. Здесь в 1758-1760 гг. монашествовал великомученик и руководитель освободительного движения Козма Этолос в качестве ученика Панайота Палама в Афонской школе.

Соборный храм монастыря, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, построен на месте древнего античного храма. Расписан он был в 1752 году. На левой колонне Соборного храма существует чудотворная икона Божьей Матери "Гликофилуса" (Сладкое лобзание, 1,26 см х 0,87 см), написанная, согласно преданию, Евангелистом Лукой. Во времена иконоборчества благочестивая супруга патрикия Симеона Виктория, бросила ее в море, чтобы спасти от рук святотатцев-иконоборцев. Однако икона чудным образом достигла порта монастыря, как и икона "Портаитисса" в монастыре Иверов.

Библиотека монастыря содержит 25 рукописных кодексов, 54 из которых написаны на пергаменте, 2 пергаментных свитка со Святыми Литургиями Великого Господа и много печатных изданий.

Среди святынь монастыря, помимо иконы "Гликофилусса" в отделанной серебром и золотом раке хранится правая рука Святого Иоанна Хрисостома, пальцы которой собраны для благословления. Сохраняется как кожа, так и вены. Эта святыня была подарена монастырю по Золотой Булле Андронника II Палеолога. Здесь хранятся также часть ноги Святого Пантелеймона, которая была преподнесена в дар монастырю Константином Палеологом (1448 – 1453), мощи Святой Марины, Святого Исидора с острова Хиос, лик Святого Луки, мирон Святого Димитрия и др. В трапезной сохранилась настенная роспись, датируемая 1540 годом, работы иконописца Джордже с Крита.

Монастырю Филофей подчиняются и 12 келий, построенных в этой зеленой местности, и 2 – в Кариесе.

Смотри также:

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т