Английский язык

Башлачёв биография. Александр башлачев биография. Краткая хронология записей

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») - российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей - поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд» .

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино - практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) - далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 - уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, - сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня - «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. - «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» - ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 - этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком , спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года - необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко - всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» - он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов - именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. - съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня - «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате - «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича , песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой - был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, - похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа - родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов - тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, - Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» - чистой воды фантастика.

© (компиляция по материалам сети)

В 1960 году в Вологодской области, родился Александр Николаевич Башлачев, известный также как СашБаш, будущий поэт и исполнитель, ставший одним из самых ярких и знаковых представителей русского рока.

Отец СашБаша, Николай Алексеевич Башлачев, трудился на местном заводе начальником участка в теплосиловом цехе. Мать, Нелли Николаевна, работала в среднеобразовательной школе №4 города Череповца учителем химии.

Учеба и первые песни

В первый класс Саша Башлачев пошел в 1967 году, а окончил десятилетку в 1977 году. В том же году он провалил вступительные экзамены в университет и устроился на работу художником на металлургический комбинат города Череповца.

В следующем году Башлачеву все же удалось поступить учиться на первый курс факультета журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил на родину на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одном из своих хитов. В те годы Башлачев сочинял тексты для малоизвестной группы из Череповца – «Рок-Сентябрь». Впрочем, эти стихи имели мало отношения к его последующему творчеству. Это были лишь «пробы пера», вехи на пути становления поэта-песенника)

В 1983-м году, когда Александр Башлачев закончи журфак, появились песни, ставшие известными – например, «Грибоедовский вальс». После университета Башлачева распределили на работу в газету с многообещающим названием «Коммунист» в Череповце. Там он трудился в течение следующего года. Описывать приходилось достижения местного завода в промышленности края. Как рассказывала потом мама Александра, это очень угнетало начинающего «акулу пера».

Первый альбом и квартирники Александра Башлачева

В мае 1984 года, Башлачев поехал на рок-фестиваль в Ленинград. Там он приобрел себе гитару. В том же году, уже в сентябре, будучи в гостях у Леонида Парфенова (будущего известного телеведущего), СашБаш познакомился с культуртрегером и музыкальным критиком Артемием Троицким. Ему начинающий бард показал с полтора десятка имевшихся на тот момент песен. Троицкий рекомендовал музыканту покорять столицу - ехать в Москву или в Ленинград. Именно там, по словам Троицкого, с радостью приняли бы молодое дарование.

Позже Артемий Кивович помог организовать Башлачеву серию квартирных концертов в этих и других больших городах России, минуя участие в разнообразных рок-фестивалях. Один из первых квартирников прошел дома у художника Николы Овчинникова. Несколько дней спустя, в доме у поэта Геннадия Кравцова, состоялся второй концерт музыканта.

Александр некоторое время «перебивался», играя на квартирниках в Москве. После переехал в Ленинград. Остаться на пмж Башлачев решил все-таки в северной столице.

Александр Башлачев - «Время колокольчиков»

Переезд Башлачева в Ленинград

Первым публичным выступлением СашБаша в Питере был совместный концерт с Юрием Шевчуком , который состоялся в начале весны 1985-го, в аудитории №6 ветеринарного института. Концерт состоялся на следующий день после закрытия третьего фестиваля питерского рок-клуба и вошел в историю под названием «Четвертый день фестиваля». Позже запись с этого концерта издавали под названием «Кочегарка».

Запись первого альбома, который называется «Третья столица», произошла в 1985 году на домашней студии музыканта Алексея Вишни. Организации записи активно способствовал один участников питерского рок-клуба Сергей Фирсов, считавшийся позже директором Александра Башлачева.

Популярность и последние годы жизни Александра Башлачева

В январе 1986-го Александр Башлачев активно концертировал, и это оставило за собой наследие в виде двух записей, издававшихся как студийные: аудиозапись на дому в у Агеева и аудиозапись, сделанная во время концерта в Театре на Таганке. В это время Башлачев окончательно переехал жить в Ленинград и начал выступать в местном рок-клубе. Чуть позже он устроился на работу в легендарную котельную «Камчатка».

В апреле 1986 года музыкант записывает на студии альбом под названием «Вечный Пост». Правда, через полгода после выхода в свет Башлачев затер оригинальную.

Последнюю дошедшую до нас песню бард написал в Череповце в мае 1986 года.

Александр Башлачев - Посошок (хорошее качество)

В 1987 году СашБаш изредка выступал на квартирниках. Весной снимался в документальной ленте режиссера Алексея Учителя – «Рок», но позднее отказался участвовать в процессе съемок фильма. Сцена похорон Башлачева позднее была запечатлена на пленку съемочной группой и вышла как дополнение к фильму.

В июне 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, получил по итогам события приз «Надежда». Перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства. В том же месяце играл на рок-фестивале в Черноголовке.

В августе Александр сочинил свою последнюю песню, но текст ее не сохранился.

В то время Башлачев пребывал в длительной депрессии, которая подкреплялась бытовой неустроенностью. Негатива добавляло и то, что он не мог официально вступить в брак со своей гражданской женой Анастасией. Тогда музыкант не единожды пытался свести счеты с жизнью.

В сентябре того же, 1987-го года, СашБаш снимался в фильме «Барды покидают дворы». Правда, проект оказался для него незаконченным – он отказался продолжать сниматься и в этой ленте. В начале 1988 года Башлачев дал в Москве еще несколько концертов. Последнее его выступление состоялось 29 января 1988 года на квартирном концерте в доме Марины Тимашевской.

Похоронен
  • Ковалёвское кладбище
Страна Профессии автор-исполнитель , журналист , поэт Годы активности - Инструменты гитара Жанры авторская песня , бард-рок , фолк-панк Псевдонимы СашБаш bashlach.chat.ru Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - русский поэт , рок-бард, автор и исполнитель песен . Один из представителей советского андеграунда .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Абсолютный вахтер- Башлачев

Субтитры

Биография

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха - Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны .

После окончания школы в 1977 году пробует поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова , однако не поступает из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв знакомится с будущим журналистом Леонидом Парфёновым .

В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате . В 1978-1983 годах учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию «квартирников » в Москве и Ленинграде .

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба , поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка » .

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка» . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке .

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался.

Смерть

Дискография

  • 1989 - Время колокольчиков () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - Всё будет хорошо () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - Третья столица (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - Таганский концерт (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - Вечный пост - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - Лихо (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано 18 марта 1985 года с Шевчуком . Расширенная часть концерта Александра Башлачева выпущена в 1997 году под названием...В городе Пушкина и рок-н-ролла...
  • 1996 - II - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - IV - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - Первый концерт в Москве - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - I - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - III - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - V - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 - VII - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 - Чернобыльские Бобыли на краю света - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - VI - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 - «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.
  • 2014 - «Серебро и слёзы », трибьют-альбом , посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года . В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост , они же записали большую часть аккомпанемента .

Краткая хронология записей

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. В скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь - «Ещё в Череповце» (или летом) (I )
  • 1984, 17октября - Первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар) (I )
  • 1984, 20 октября - Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь - «Песни шёпотом» (I )
  • 1984, ноябрь - «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар
  • 1985, январь - Первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель - У Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
  • 1985, 19 мая - У Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
  • 1985, 30 мая - Третья столица (Ленинград, студия Алексея Вишни)
  • 1985, 21 декабря - Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V )
  • 1986 - Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января - Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
  • 1986, 20 января - Время колокольчиков/Складень/Посошок (запись Агеева, по альбомам) (IV , V )
  • 1986, январь - Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май - Вечный пост (Николина Гора, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа - СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа - Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI )
  • 1986, 5 декабря - Квартирник на Кантемировской (Москва)
  • 1987, 24 мая - Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня - V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь - Барды покидают дворы (для фильма) (Киев) (IV )
  • 1987, 5 июля - У «Киры» - Кирилла Кувырдина (Москва) (VI )
  • 1987, 8 июля - На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI )
  • 1988, 14 января - Концерт на «Речном вокзале» (Москва)
  • 1988, 29 января - Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII )

Видеография

Память

Музей

Памятники

Файл:Мемориальный бюст А. Башлачёва в Г. Череповец.jpg

Бюст А. Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии

Фестивали и концерты

  • 21 февраля 1988 года [ ] состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор - общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения «Палитра N» .
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор - мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор - череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачева - Николая Носкова , финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачева, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин , «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачева.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор - общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru . Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова , Вячеслава Бутусова , Юрия Шевчука , Константина Кинчева , Олега Сакмарова , Федора Чистякова , Севы Новгородцева .

Музыкальные посвящения

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в „Шестом лесничем“ есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется „Солнце за нас“. Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

  • в песне Александра Логунова „Бди, брат“ есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы „Немного нервно“ в песне „Ты и твои женщины“ - строчка „Нет у меня ни Башлачева, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.“ .
  • в песне „Жизнь красивая“ из альбома „Прозрачный“ (группа „ДДТ“») есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • Юрий Наумов, посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2я)

Шаг из окна...
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» - Дмитрий «GARM» Левин [ ]
    • «Русское поле» - Максим Касьянов
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф
    • «Прощание» - Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» - Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» - группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Патроны» - Николай Макеев (группа «М4») [ ]
    • «Дороги» и «Просвистела» - Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ »)
    • «Казак» и «Вымыты дождём» - Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин ») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» - Константин Кинчев (группа «АлисА»)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» - Яна Дягилева [ ]
    • «Вороны» - Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» - группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» - исполнитель Decorator
    • «В тесте» - группа Серебро
    • «СашБаш» - Алексей Витаков
    • «Разведчик» - НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачева» - Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» - Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» - Lounа
    • «Сумерки» - Алиса

Поэтические посвящения

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачева»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуб) «Манифест удивлённых»

Театр

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачева.

Библиография

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского . - Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. - 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др. - М., 1997. - 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. - М.: Время, 2005. - 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5
(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

Литература

  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб.: Амфора, 2010. - 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Второе издание - СПб.: Амфора, 2013. - 543 с. ISBN 978-5-367-02389-3
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Третье издание - М.: Выргород, 2016. - 608 с. ISBN 978-5-905623-06-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв // В серии «Легенды нашего рока» - СПб.: Амфора, 2014. - 94 с. ISBN 978-5-367-03403-5
  • Горбачев О. А. Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Елец, 2007
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич , В. Высоцкий , А. Башлачёв. Диссертация кандидата педагогических наук. - Самара, 1997
  • Белоногова А. В. Живой (статья в книге посвящений «Ставшему ветром») - М.- Спб, 2011, при содействии издательства «Поматур», ISBN 978-5-91832-020-4
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Тверь, 2008
  • А. Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. - СПб.: Лимбус Пресс, 2011. - 469 с. ISBN 978-5-8370-0570-1
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л. Н. Дмитриевская. - М.: Русская школа, 2010. - 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Гавриков В. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ». 2011. - 634 с.
Дополнительная литература
  • Алексеев А. С .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - певец, автор и исполнитель песен. Ключевая фигура и икона для поклонников русского рока, один из важнейших представителей советского андеграунда.

Александр Башлачёв родился в Череповце, Вологодской области, в семье начальника участка теплосилового цеха - Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны.

В 1977-1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978-1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошел в квартире художника Николы Овчинникова, второй - через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987, весна - съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти - самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. 23 февраля 1988 - похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.
Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум.

"Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.
Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью".
- Булат Окуджава, 1988

Задача данной статьи - выяснить причину гибели автора и исполнителя песен, одного из важнейших представителей советского андеграунда АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

2 3 28 40 41 65 72 75 76 88 94 105 123 124 138 143 160 174 184 195 210 222 223 229 232 242 266
Б А Ш Л А Ч Ё В А Л Е К С А Н Д Р Н И К О Л А Е В И Ч
266 264 263 238 226 225 201 194 191 190 178 172 161 143 142 128 123 106 92 82 71 56 44 43 37 34 24

1 13 19 30 48 49 63 68 85 99 109 120 135 147 148 154 157 167 191 193 194 219 231 232 256 263 266
А Л Е К С А Н Д Р Н И К О Л А Е В И Ч Б А Ш Л А Ч Ё В
266 265 253 247 236 218 217 203 198 181 167 157 146 131 119 118 112 109 99 75 73 72 47 35 34 10 3

БАШЛАЧЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ = 266 = 225-РАЗБИЛСЯ ПРИ ПАДЕНИИ ИЗ... + 41-ОКНА.

266 = 43-ПРИ + 223-ПАДЕНИИ ИЗ ОКНА РАЗБИЛСЯ.

266 = 105-ПРИ ПАДЕНИИ + 161-ИЗ ОКНА РАЗБИЛСЯ.

266 = 124-ПРИ ПАДЕНИИ ИЗ... + 142-ОКНА РАЗБИЛСЯ.

266 = 148-ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНИ + 118-ПАДЕНИЕ ИЗ ОКНА.

266 = 225-\ 148-ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНИ + 77-ПАДЕНИЕ ИЗ...\ + 41-ОКНА.

266 = 190-ЖИЗНЬ ПРЕРВАЛАСЬ + 76-АГОНИЯ.

Проверим достоверность данной дешифровки таблицей (№1):

8 18 27 41* 70 86 103 109*126 129 130 142*143**161**190* 191**195*210**224 234 266*
Ж И З Н Ь П Р Е Р В А Л А С Ь + А Г О Н И Я
266*258 248 239 225* 196 180 163 157*140 137 136 124**123**105* 76** 75* 71** 56* 42 32

Мы видим совпадение 4-х столбцов: 124**\\143** 123**\\161** 76**\\191** 210**\\71**

266 = 105-ИСХОД НАВЕК + 161-АКТ САМОУБИЙСТВА.

Проверим достоверность данной дешифровки таблицей (№2):

10* 28* 50 65* 70 84 85* 88* 94** 105** 123**124**137 152 172*174*184**194*212 231*234 235
И С Х О Д Н А В Е К + С А М О У Б И Й С Т В А
266*256*238*216 201* 195 182 181*178**172** 161**143**142*129 114 94* 92** 82* 72* 54 35* 32

236 247**266*
А К Т
31 30** 19*

Мы видим совпадение 6-ти столбцов: 94**\\178** 105**-172** 123**\\161** 124**\\143** 184**\\92** 247**\\30**

266 = 154-ВНИЗ ИЗ ОКНА ПАДЕНИЕ + 112-ВНИЗ ИЗ ОКНА П\ адение \.

3** 17 27 36 46 55 70 81 95 96 112*113 118*124*138**148*154**
В Н И З И З О К Н А П А Д Е Н И Е +
266**263*249 239 230 220 211 196 185 171 170 154*153 148* 142**128*118**

157**171 181*190* 200 209 224 235 249 250 266*
В Н И З И З О К Н А П...
112**109* 95 85* 76* 66 57 42 31 17 16

Мы видим совпадение 4 столбцов: 3**\\266** 138**\\142** 154**\\118 157**\\112**

10 19 34* 45 59 60 63* 77 87 96 112* 122 131* 146**157**171 172* 175 189 199 208
И З О К Н А В Н И З П... + И З О К Н А В Н И З
266*256 247 232*221 207 206 203*189 179 170 154*144 135**120**109* 95 94* 91 77 67

224 225*230 236 250 260 266*
П А Д Е Н И Е
58 42 41* 36 30 16 6

Мы видим совпадение 2 столбцов: 146**\\135** 157**\\120**

Причём в этой таблице оба столбца расположены в центре - слева и справа от них - по 13 букв.

213 = ГИБЕЛЬНОЕ ОТ ПРЫЖКА.

Проверим достоверность дешифровки двумя таблицами:

18 24 37 51 52 57 80 81 100**115**121** 142 148*151 168 169 181 213
С Е М Н А Д Ц А Т О Е Ф Е В Р А Л Я
213 195 189 176 162 161 156 133 132**113** 98** 92* 71 65* 62 45 44 32

4 14 16 22 34 63 77 92* 98** 113**132** 148*165 193 201 212 213*
Г И Б Е Л Ь Н О Е О Т П Р Ы Ж К А
213*209 199 197 191 179 150 136 121** 115**100** 81* 65* 48 20 12 1

Мы видим совпадение трёх столбцов, идущих последовательно друг за другом:

121**\\98** 115**\\113** 100**\\132

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 66-СЕМЬ = 152.

По таблице (№2): 152 = 105-ИСХОД НАВЕК + 47-САМО\ убийства акт \.

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

123 = 86-ДВАДЦАТЬ, КАТАСТР\ офа \ + 37-СЕМ\ ь \, ...ОФА
_______________________________________________________
161 = АКТ САМОУБИЙСТВА

161 - 123 = 38 = СУ\ ицид \.

Примечание:

Как ни странно, но практически все, кто обращается к причинам самоубийства Башлачёва, сходятся на том, что их объяснить невозможно. Вот лишь несколько высказываний людей, пытавшихся раскрыть тайну добровольного прощания с жизнью Саши Башлачёва «Его смерть до сих пор остается загадкой»; «До сих пор загадка, почему он ушёл тогда, когда, казалось бы, - после безверия и мрака - начиналось его колокольное время. А может, и не надо, не стоит отгадывать эту загадку.
Ибо объяснённый поэт уже не поэт»; «Что означало его добровольное прощание с жизнью - этот грохот раскрытого окна в никуда»; «Не хотелось бы углубляться в причины и мотивы того, что он совершил, дабы не разводить сплетни, тем более что причины эти не общественные, они скрывались в нем самом»; «Отчего ушёл из жизни Саша Башлачёв. Может быть, от ощущения своей чуждости настоящему. Словно попав во временной водоворот, он так и не смог выбраться из прошлого…»;
«Почему он решил оборвать жизнь (а значит, и поэзию) - тоже тайна, и не стоит рядить её в романтические одежды фатальности, якобы неизбежной для поэта ранней гибели»; «А когда мир так неустроен, несовершенен и так беспощаден ко всему, что любимо Наверное, можно и это пережить. Наверное, можно. Он не смог. И в этом не его вина»; «Мы уже никогда не узнаем ответа на вопрос почему он решился на этот шаг. Шаг в открытое окно, шаг в никуда, в темноту и бесчувствие.
Никто - ни его близкие, ни друзья, ни любимая женщина - не может сказать, отчего сделал он этот шаг не во времена, когда нашей жизнью правили тупость и самодовольная бездарность, когда всё талантливое отчаянно проигрывало или выходило из игры, даже не пытаясь победить. Он ушёл из этой жизни, когда у всех нас появилась надежда, когда все захлёбывались разрешенной свободой, многообразием возможностей и планов. Он получал выгодные предложения, мог выходить на сцену и петь свои песни. Но он предпочел молчание… А может быть, уже тогда он предчувствовал появление хаоса, родившего неуверенность и поглотившего надежды на нормальную человеческую жизнь, на гармонию в душе и в доме.. Впрочем, он был далёк от политики, но остро чувствовал печаль и одиночество жизни, переменчивую хрупкость прекрасного и «весёленький» юмор зла…» Также существуют мнения, что, Башлачёв, как русский поэт, поэт с большой буквы, просто не мог поступить по-иному «И мог ли поэт, столь преданный жизнетворческой концепции и обладающийтаким предельно трагическим голосом, закончить жизнь иначе». Многие пытаются свести причины его самоубийства к психическим отклонениям, наркотикам и даже политике «Наверное, настоящая медицина могла бы спасти его от депрессии - та медицина, которой у нас нет»; «Был подвержен приступам депрессии, проходил курс лечения в психиатрической клинике»; «Как это произошло, мы сумели понять, но вот - почему… Я всё-таки думаю, что самоубийством это не было - по крайней мере, самоубийством в классическом виде. Я склоняюсь к мысли, что тут виноваты грибы. И грибы действуют на психику очень странным, непредсказуемым образом - особенно на такую восприимчивую психику, какая и была у Саши. Могут подтолкнуть к самым невероятным действиям. Мне кажется, ему в тот момент показалось, что он сможет полететь. И он полетел…» (Задерий).

Tonnel.ru›?l=kniga&268

Его гражданская жена Анастасия Рахлина, рассказала, что Александр постоянно находился в состоянии депрессии, усилившейся в последнее время. Он чувствовал себя одиноким, несмотря на кажущуюся общительность. Люди его не понимали, а жизнь не складывалась так, как надо. Многие не видели того, что он чувствовал и понимал: это угнетало Башлачёва, постоянно находившегося в тоске.

Tizer42.ru›news/smert…bashlachjova/2016-10-26-170

Он как метеор ворвался в культурную жизнь страны и также быстро оттуда вышел. Теперь по крупицам собирают его наследие, пытаются разгадать феномен его загадочного гения. О его творчестве написаны книги, статьи, филологические исследования и диссертации.

Что это была за вселенная – Александр Башлачёв? Что пыталось говорить с нами через него?
Саша сам неоднократно рассказывал, что стихи его буквально осеняли. «Луч света, столб такой, потом - стихи» - как говорил он сам о процессе озарения своему приятелю Сергею Смирнову. А один раз ответил другому своему приятелю, Марку Копелеву на вопрос - как это происходит у него: «Ты знаешь, мне кажется, что это не я… пишу. А кто? Я не знаю… Кто-то там…» и показал глазами куда-то вверх. Часто он до конца не понимал смысла написанного, и только в процессе обработки пришедшего материала начинал вникать в суть. Всё это говорит только о том, что тут было действие высокого духовного существа, которое избрав Сашу сосудом, инспирировало его. Так или иначе многие творческие люди испытывают подобного рода инспирации, только всё это с разной степенью таланта доносится в итоге до мира. Уровень инспираторов, их принадлежность к разным, часто полярным духовным сферам, весьма по-разному определяют деяния их земных со-творцов.

С сентября 1984 по май 1986 года Саша писал в таком нечеловеческом, плотном ритме, что просто диву даёшься. Практически 60 песен, было написано тогда, многие из которых как «Егоркина былина» и «Ванюша» уже по одному времени исполнения выходили за рамки просто песни. Это были настоящие мистерии, своего рода былинные исповедания по 15-20 минут каждая. А еще были «Имя имён», «Вечный пост» и др., тоже немаленькие.
И вот в мае 1986 года поток света иссяк. Наступила тишина. Саша наверно не сразу понял, что это конец подаркам. Он вымотался и думал, что пришло время взять тайм-аут и немного перевести дух. Силы человеческие не запредельны. Он был выкачан и творчеством и концертами. Но это был уже предопределённый конец творческого пути. Фактически всё что было с мая 1986 по февраль 1988 года, иначе как агонией и не назовёшь.

К этому предложению (иначе как агонией и не назовёшь) подходит такая дешифровка кода ПОЛНОГО ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА:

266 = 76-АГОНИЯ + 190-\ 102-УБИЛ СЕБЯ + 88-В АФФЕКТЕ \.

В таблице (№1): 190 = ЖИЗНЬ ПРЕРВАЛАСЬ.

Творящий Дух, что столько подарил ему, покинул его. Саша не сдавался, искал путь к нему. Но время шло, а не происходило ровным счетом ничего. Летом 1987 года Саша с женой Настей просидели в деревне под Череповцом около месяца и это была последняя попытка начать опять писать. Настя уверяет, что он очень много написал за этот месяц, сидел все ночи напролёт с гитарой, пытался облекать стихи в песни. Но потом всё написанное уничтожил, и ушёл авто-стопом с приятелем Славой Задерием в Среднюю Азию на несколько месяцев. Очевидно он понимал, что это не уровень «Ванюши», «Вечного поста» и другого его великого. Это был уже он сам, беспомощный перед той невероятно завышенной планкой, ниже которой он уже прыгнуть не имел права.

«Он был поэт – этим и интересен» (И. Смирнов); «Ближе всего, конечно, слово „поэт“, но в его изначальном природном значении, смыкающимся с игрой стихий»;
«Башлачёв – поэт, а не историк и философ» (А. Житинский); «Знала, что Саша Башлачёв – поэт, а не текстовик» (Н. Науменко); «истинный поэт, Поэт от Бога, он рано или поздно должен был занять место в литературе» (И. Карней); «Башлачёв был гениальным поэтом» (А. Рахлина); «Рок был „обезглавлен“, потеряв своего лучшего поэта» (Г. Фролова); «Чем больше времени проходит, тем более загадочной кажется эта фигура. Личность. Поэт» (Е. Борисова); «А. Башлачёв состоялся как поэт» (В. Кошелев, А. Чернов); «Поэт подлинный, поэт в самом высоком значении слова» (А. И. Николаев); «Если о литературных достоинствах многих рок-текстов можно долго дискутировать, то что Башлачёв – поэт, является бесспорным» (О. В. Палий).

Чтобы дополнить картину, приведем отзывы на публикации произведений Башлачёва: «Совершенно ясно одно – в мире жил поэт. Поэт незнакомый, но истинный, сказавший свое слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью» (Б. Окуджава); «Его талант должен был украсить российскую поэзию 80-х годов… Он имел гораздо больше прав на признание, чем многие из тех, чьи поэтические сборники годами пылятся на полках магазинов» («Собеседник», август 1988 г.); «Одно ясно и сейчас: Башлачёв – национальный наш поэт» (А. Зарубин); «Мы с ним на берегу Аксая буквами, наверное, размером в десять на десять метров написали: „Вся власть поэтам“» (Задерий).

Позже вокалист рок-группы «Рок-сентябрь» Олег Хакман рассказывал: «Башлачёв был у нас очень шикарным поэтом. Все были довольны. Мы песни уже свои записали.
Саню же никто не знал. Что такое поэт группы? Никто же не знает что это такое. Меня там с бас-гитарой, Славку…. Это понятно. А что там стихи? А потом только, по прошествии времени… Саня Башлачёв - поэт. Мы звёзды. Саню на руках, помню, в день рождения в зал несли. Он был именно тем поэтом - фирменным, настоящим.
А то, что он уже делал потом с гитарой там уже взаправду… Ему эти хиты написать ерунда была. Для него это вообще не главное было. Хотя эти хиты по всей России знают. «Эй, помогите! мне очень трудно одному…» - гений написал! Сейчас я думаю, что Башлачёв гений. Слова, послушай слова:

Дождь все дороги заливает,
Небо как будто решето.
Мой островок остался с краю
И не плывёт сюда никто.
Где вы, друзья?
Что стало с вами
В мире, затихшем как во сне?
Только прощальными гудками
Ваш телефон ответил мне.
Эй, помогите!
Мне очень трудно одному.
Эй, вы поймите то,
Что и сам я не пойму.

Это гений. Не в смысле: поэт-гений, а он гений по сути. Он время опережал. Он придумал, сказал мне: «Олега, давай сделаем алфавит». С такой интонацией придумать алфавит мог только Башлачёв. Игра интонации. Он чувствовал вот это всё- слово, слог, интонации - это же очень важно для поэта. И сейчас уже Башлачёва вспомнили. Хотя, в принципе, его не видели, не знали, никто его не воспринимал. Парадокс заключается в том, что жизнь расставляет всё на свои места во времени. Я теперь понимаю, почему Саша сгорел-то. В общем - то он тоже не человек мегаполиса. Он добрый нормальный человек, который думал, можно сказать, сидя у себя там, на Энгельса 61 .Он видел больше и знал больше, он был очень умным талантливым человеком. Он видел, он знал всё. Он эту жизнь, которой сейчас мы живём, он её знал, он её чувствовал уже. Я сейчас пою эти песни и они, будто написаны вот-вот, только что. А уже 20 лет прошло. Вот на чём, я считаю, надо заострить внимание. Потому что мы не можем сами себя оценить. Для людей Башлачёв - это ностальгия, в первую очередь. Потому что это был «Рок-сентябрь», и без Башлачёва его нет. И может быть без «Рок - сентября» Башлачёва нет, потому что он впитал в себя это всё, потому что для него, это период был такой стартовый, площадка такая - Дом Культуры».

Песни Башлачёва слушатели приняли с восторгом, он играл квартирники и в Москве, и в Ленинграде, и в Сибири, и в средней Азии, написав много песен в этих поездках. Пик его творчества пришёлся на 1985 год, в течение которого были написаны песни «Ванюша», «Посошок», «Егоркина Былина», «На Жизнь Поэтов», «Абсолютный Вахтер» и «Случай в Сибири». Сам Башлачёв говорил, что песни его просто «осеняли», а смысл некоторых строчек он разгадывал спустя месяцы. Все эти произведения в исполнении Башлачёва производили на слушателей неизгладимое впечатление. Так, например, былина «Ванюша» приводила слушателей в ступор, показывая вывернутую наизнанку русскую душу со всеми её противоречиями, рваными краями, уродством и красотой. Башлачёв забывал обо всём, когда пел «Ванюшу», а слушатели, очнувшись с последним аккордом, обычно замечали, что гитара была в брызгах крови, так как Башлачёв разбивал себе пальцы, добиваясь того, чтобы у слушателей стояли слёзы в глазах, и было ощущение исповеди в сердце.

В последний год своей жизни Башлачёв явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались неясны. Возможно, это была неадекватность восприятия окружающей действительности. Он совершал неоднократные попытки самоубийства, одна из которых произошла накануне пятого рок-фестиваля. В начале 1988 года Башлачёв дал несколько концертов в Москве и запланировал новые выступления, но концерт на квартире Марины Тимашевой 29 января 1988 года оказался его последним выступлением. 17 февраля 1988 года Александр Башлачёв после возвращения в Петербург покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова.

Башлачёв оставил потомкам совершенно уникальное наследие. За короткий промежуток времени он создал более шестидесяти песен, на формирование стиля которых и его поэтического языка, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия. Башлачёв создал свой собственный художественный мир, влияние которого, в свою очередь, заметно во многих песнях групп «Алиса», «Кино», «Калинов мост» и многих других рок-коллективов.

Об Александре Башлачёве был снят документальный фильм «Смертельный полёт».
chtoby-pomnili.livejournal.com›525242.html

Когда Саша Башлачёв начинал петь, то он из маленького, щуплого юноши за несколько секунд превращался в сказочного исполина. Это преображение наблюдали многие. У многих слушателей от тяжёлого умственного и эмоционального перенапряжения не выдерживали нервы. Были случаи, когда присутствующие на квартирниках дамы падали в обморок. Марина Тимашева как-то сказала Саше, что когда она слушает его песни, то у неё в мозгу как бы случается микроинсульт, что каждую секунду там словно взрывается маленькая бомба. Саша её спокойно выслушал и ответил: «А теперь, Марина, представь себе, что я переживаю внутри себя, что я несу в себе». У Саши было понимание своей крестной ноши.

Пора Сашу вытаскивать из закрытого рок-н-рольного сообщества, и выводить на уровень национального достояния России. Да и деятелям культуры, пора уже наконец понять, что в его лице они проглядели последнего гения ушедшей эпохи.

Александр Башлачёв - последний гений ушедшей эпохи

Продолжим рассмотрение ещё нескольких столбцов:

195 = ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ
____________________________
82 = В АФФЕКТ\ е \

195 - 82 = 113 = САМОУБИЙЦА.

266 = 152-ДВАДЦАТЬ СЕМЬ + 113-САМОУБИЙЦА + 1-А.

266 = 195-ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ + 71-ПОКОН\ чил... \.

88 = В АФФЕКТЕ
___________________________
190 = СМЕРТЬ В АФФЕКТЕ

190 - 88 = 102 = УБИЛ СЕБЯ.

266 = 99-В ДЕПРЕССИ\ и \ + 167-ПУТЬ СМЕРТИ.

167 - 99 = 68 = УБИЛ СЕ\ бя \.

266 = 109-В ДЕПРЕССИИ + 157-ПУТЬ СМЕРТ\ и \.

157 - 109 = 48 = СУИ\ цид \ = ...ИЦИД.

120 = ВЫПАЛ ИЗ ОКНА = КОНЕЦ ЖИЗНИ
__________________________________________
157 = ПУТЬ СМЕРТ\ и \

109 = ...ОНЕЦ ЖИЗНИ = В ДЕПРЕССИИ
_______________________________________
167 = ПУТЬ СМЕРТИ

167 - 109 = 58 = ПАДЕНИЕ.

210 = НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ
____________________________
71 = ДЕЙСТВИ\ е \

210 - 71 = 139 = ГОЛОВНОГО МОЗГА.

266 = СБОЙ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

266 = 147-СБОЙ РИТМА МОЗГА + 119-ВЫПАЛ ИЗ ОКН\ а \.

266 = 120-ВЫПАЛ ИЗ ОКНА + 146-СБОЙ РИТМА МОЗГ\ а \.

Примечание:

Памятуя о том, что мозг человека - колоссальный компьютер, мы, скорректировав цифры 85 и 181, получим следующее прочтение кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

181 - 1 = 180 = ПРОГРАММА СМЕРТИ; 85 + 1 = 86 = СУИЦИД.

180 - 86 = 94 = ПАДЕНИЕ ВНИЗ, ПОГИБЕЛЬ.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

266 = 162-ПРИЧИНА ГИБЕЛИ БАРДА + 104-КОМАНДА В МОЗГ.

162 - 104 = 58 = ПАДЕНИЕ.

Цифры 162 и 104 читатель легко найдёт в нижней таблице. Цифра 162 расположена между цифрами 157 и 167, а цифра 104 - между цифрами 99 и 109.

Если мы заменим выражение 167 = ПУТЬ СМЕРТИ на 167 = МАТРИЦА СМЕРТИ, то, нам станет, к примеру, ясной непонятная гибель ЖЕМУХОВА АРТУРА УМАРОВИЧА (статья "А. У. Жемухов. Место гибели изменить нельзя" ):

264 = 167-МАТРИЦА СМЕРТИ + 97-\ 57-ДОРОГА + 40-ДТП \, УБИЙСТВО.

Но что же, по мнению мифотворцев, толкнуло Башлачёва на самоубийство? Уверенность, что только после смерти ему гарантирована слава? Театральный эффект, который должно было произвести самоубийство на публику? Или нечто иное?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

(1988-02-17 ) (27 лет) Место смерти Годы активности Страна

СССР

Профессии Жанры Псевдонимы Сотрудничество

Рок-Сентябрь, Алиса, Юрий Шевчук

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая , Череповец - 17 февраля , Ленинград) - выдающийся русский поэт , автор и исполнитель песен. Один из самых ярких представителей русского рока .

Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.

Биография

Отец - Башлачёв Николай Алексеевич, начальник участка теплосилового цеха.

Мать - Башлачёва Нелли Николаевна, преподаватель химии .

В 1977-1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.

В 1978-1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики.

После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде .

Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка» .

В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни , позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва .

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка » . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987, весна - съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок ». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события .

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке .

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Утром, 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти - самоубийство , однако истинные причины падения точно не установлены.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной уже после его гибели, 3 августа 1988 г. (Анастасия поехала рожать в Череповец).

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум .

Дискография

Основные издания

  • 1989 - Время колокольчиков () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - Всё будет хорошо () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - Третья столица (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - Таганский концерт (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - Вечный пост - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - Лихо (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1994 - VII - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано в 18 марта 1985 года с Шевчуком .
  • 1996 - II - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - IV - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - Первый концерт в Москве - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - I - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - III - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - V - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1999 - Чернобыльские Бобыли на краю света - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - VI - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.

Краткая хронология записей

названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. в скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь - Ещё в Череповце (или летом) (I )
  • 1984, 15 октября - Рыбный день. Записано Виктором Алисовым (Москва)
  • 1984, 17-19 октября - Записано В. Алисовым и И. Васильевым (Москва) (I )
  • 1984, 20 октября - Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь - Песни шёпотом (I )
  • 1984, декабрь - Толоконные лбы (Москва, у Липницкого)
  • 1985, январь - Первый концерт в Ленинграде
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель - У Липницкого (Москва)
  • 1985, 19 мая - У Владимира Кузнецова (Москва)
  • 1985, 30 мая - Третья столица (Ленинград, у Алексея Вишни)
  • 1985, 31 декабря - Концерт в Новосибирске
  • 1985, 21 декабря - Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V )
  • 1986 - Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января - Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева) (IV , V )
  • 1986, 20 января - Складень (запись Агеева, кроме 1-й все в Лихо) (IV , V )
  • 1986, январь - Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май - Вечный пост (Москва, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа - СашБаш & Алиса Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа - Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI )
  • 1986, 5 декабря - Квартирник на Кантемировской
  • 1987, 24 мая - Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня - V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь - Барды покидают дворы (для саундтрека) (Москва) (IV )
  • 1987, 5 июля - У Киры - Кирилла Кувырдина (Москва) (VI )
  • 1987, 8 июля - На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI )
  • 1988, 14 января - Концерт на речном вокзале
  • 1988, 29 января - Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII )

Видеография

Память

Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище.

Памятник

В 2012 году администрация города заявила о создании памятника поэту, однако размещение и скульптор памятника вызвали ряд вопросов у некоторых череповецких активистов, а также у большинства поклонников творчества Башлачёва по всей России .

Музей

Музыкальные посвящения

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами

Театр

  • Спектакль Большого театра кукол «Башлачёв. Человек поющий»
    • Премьера:17 февраля 2011
    • Музыкальный спектакль о жизни и творчестве Александра Башлачёва - автора и исполнителя песен, одного из самых ярких представителей русского рока. Это человек, сумевший выразить дух и смысл рока в нашей стране. Он органично шёл в рок-культуру, ни в чём не изменяя себе, пел под гитару сначала по квартирам и подвалам, а позже, когда «стало можно» - на Ленинградском, Черноголовском, Свердловском фестивалях. За считанные годы Башлачёв создал около шестидесяти песен, каждая из которых содержит в себе целый мир, как эпические поэмы древности.
  • Создатели спектакля:
    • Руководитель постановки - Руслан Кудашов Режиссёр - Павел Григорьев
    • Концертмейстер - Регина Черткова
    • Педагог по вокалу - Павел Григорьев, Мария Саяпина
  • Участие в фестивалях:
    • VII Всероссийский театральный фестиваль им. Александра Володина (эскиз спектакля, февраль 2011, г. Санкт-Петербург)
    • Международный фестиваль «кукART - X» (июнь 2011, г. Санкт-Петербург)
    • XI Всероссийский фестиваль «Реальный театр» (сентябрь 2011, г. Екатеринбург)
    • Внеконкурсная программа фестиваля Высшей театральной премии России «Золотая маска» «Маска плюс»

Спектакль на сайте Большого театра кукол

Библиография

Издания стихов и песен

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского . - Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. - 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др.. - М., 1997. - 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. - М.: Время, 2005. - 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5 (Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

О нём

  • Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л.Н.Дмитриевская. - М.: Русская школа, 2010. - 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб.: Амфора, 2010. - 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Елец, 2007.
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич , В. Высоцкий , А. Башлачёв: дис. … кандидата педагогических наук. - Самара, 1997.
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Тверь, 2008
  • А.Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. - СПб.: Лимбус Пресс, 2011. - 469 с.