Английский язык

Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке. Человек как биосоциальное существо Пути преодоления дисгармонии

Человек – существо биосоциальное , а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.

Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

Биологического в человеке достаточно много — это:

  • анатомия и физиология: кровеносная, и ; потребность в , еде, движении;
  • и самое интригующее — наши инстинкты.

Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • и (венец всего) — творчество.

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

Отметим очень важную вещь:

наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития

Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.

История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.

Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.

Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.

Современный человек - это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу .

Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.

Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo , но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens .

В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение .

Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.

Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.

Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.

Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!

Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

Философия Лавриненко Владимир Николаевич

3. Биологическое и социальное в человеке

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т. д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т. д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т. п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т. п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э. О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения… у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т. д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня – это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

Беседа двадцать девятая: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ И РАЗУМ Слушательница П.: Во время вчерашней беседы Кришнаджи сказал нечто; не знаю, подлежит ли это обсуждению. Его заявление оказалось в высшей степени поразительным. Он задал вопрос: способны ли клетки мозга

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 2. Социальное время и социальное пространство Социальный процесс разворачивается во времени длящихся, сочетающихся и сменяющих друг друга человеческих деятельностей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где эти деятельности предстают относительно

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М.Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а С. -

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

5.1.1. Биологическое объяснение Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

2. Биологическое и социальное в человеке Случайность или закономерный итог развития вселенной? «Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней», - поет хор в трагедии Софокла «Антигона», поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад.

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

III. Социальное отношение Социальным «отношением» мы будем называть поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

А. Биологическое несовершенство человека Первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессах адаптации к окружающему миру. Способ

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

6.5. Социальное бытие Социальное бытие есть особая категория, особая область бытия. Подобно душевной жизни, бытие социальное невыводимо из бытия биоорганического, хотя и покоится на нем. Так называемые «фито-социология» и «экология» имеют, правда, дело с «сотрудничеством»

Из книги 3. Диалектика природы и естествознания автора

Из книги Диалектика природы и естествознания автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Глава VII. ТЕОРИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ И СОВРЕМЕННОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ

Из книги автора

1. Диалектика и биологическое познание Положение о всеобщности законов и категорий диалектики и специфических формах их проявления в различных областях объективного мира выступает одним из важнейших принципов марксистско-ленинской философии. По словам Ф. Энгельса,

Из книги автора

3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека Последовательная конкретизация единства биологического и социального требует изучения их диалектики применительно к процессу индивидуального развития человека как целому в единстве его возрастных фаз.

Из книги автора

3. Биологическое и социальное в человеке и их единство Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и

Из книги автора

Глава 17 Искаженное социальное пространство. Социальное моделирование Человеческое самосознание сделало человека чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха. Эрих Фромм Нашему замечательному мыслителю Аркадию Давидовичу принадлежат следующие слова: –

1

Необходимость изучения взаимовлияния природы и общества обусловливается поиском методологического ориентира в исследовании данной проблемы. Целостность современных обществ скрепляется органическими, естественными связями, что позволяет избежать социальных катаклизмов, террористических актов, многочисленных войн, которые мешают их поступательному развитию и гармоничному взаимодействию. Рассматривая исторические этапы взаимодействия природы и общества, следует отметить, что нарастает интенсивность воздействия человека на природу, а взаимообусловленность, взаимопроникновение человека и природы приобретают глобальные масштабы. На современном этапе назрела необходимость следовать идеалам гуманистического общества, чтобы гармонизировать отношения между обществом и природой. Актуальными задачами человечества являются приспособление индустриальных процессов к естественным и переход от механической технологии к такой, которая моделировала бы биологические системы. Естественные, природные факторы составляют основу человеческого общественного бытия, оказывая влияние на развитие производственной сферы.

законы общественного развития.

антропосоциогенез

органическая концепция общества

социальный организм

общество

1. Волгин О.С. Идея прогресса в русской религиозной философии Серебряного века: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – М., 2004. – 36 с.

2. Кузьмина Г.П. Идеи органицизма в русской социальной философии: дис. … д-ра филос. наук. – Чебоксары, 2007. – 297 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. – М., 1985. – 542 с.

4. Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. – 400 с.

5. Философия: учеб. – 2-е изд., испр. / Н.С. Савкин, В.А. Абрамов, А.И. Белкин и др.; руководитель автор. коллектива и отв. ред. Н.С. Савкин; редкол.: В.М. Борискин и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 356 с.

В социальной философии в настоящее время преобладает идея о сущностном единстве природы и общества, как в историческом, так и в функциональном планах. В функциональном плане развивается мысль о природе как «живой» системе кругооборота веществ, в которую включено человеческое общество, в историческом плане общество понимается как высшая социальная форма развития самой материи, а человеческая история как порождение и продолжение истории природы. «Историю можно рассматривать с двух сторон: ее можно разделить на историю природы и на историю людей, - писал Маркс. - Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» .

В соответствии с научными данными природа рассматривается, прежде всего, как предпосылка появления человека и общества. Наука доказала, что человеку не случайно присущи общие с животными биологические признаки. К ним относятся генетическая программа наследования, физиологический и анатомо-морфологический механизм удовлетворения естественных потребностей организма и его приспособления к внешней среде на основе нервно-психологической деятельности и др. Однако человеку присущи и специфические биологические признаки, отсутствующие у животных. Среди них Ф. Энгельс выделил: прямохождение, особое строение руки, механизм связок, невысокий темп роста и биологического созревания человеческого организма, подвижность инстинктов, «исследовательский» рефлекс. Современный российский философ К.Х. Момджян помимо перечисленных отличительных признаков приводит следующий: «в ситуациях, которые называют пограничными, когда невозможно сохранять и факт, и качество жизни, человек способен предпочесть качество факту, т.е. добровольно отказаться от жизни, которая не соответствует его представлениям о достойном человека существовании» . Известно, что эти признаки закреплялись у человека не только под влиянием естественного отбора, но, прежде всего, благодаря орудийно-коммуникативной деятельности, т.е. в процессе антропосоциогенеза.

Вопрос о причинах и процессе возникновения Homo sapiens как биологического вида, о случайности или закономерности его появления волновал лучшие умы человечества. В.И. Вернадский подчёркивал, что жизнь - явление в мировой эволюции неслучайное. Тейяр де Шарден полагал, что эволюция в природе обнаруживает закон рекуррентности, согласно которому мир развивается путем усложнения, в процессе которого появляется сознание.

В своей работе «Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории» К.Х. Момджян говорит, что рассуждения о закономерностях развития мира в целом возможны только в том случае, если «доказано, что законосообразны все его подсистемы - включая социальную реальность, которую творят люди, обладающие субстанциально свободной волей» . Объективность законов общественного развития будет рассмотрена нами на примере закона народонаселения, связанного как со способом производства в обществе, так и с природными факторами.

Пожалуй, одним из первых «законы» народонаселения попытался установить английский экономист, епископ Мальтус. Он утверждал, что при отсутствии контроля над рождаемостью население удваивается каждые двадцать пять лет, т.е. возрастает в геометрической прогрессии, тогда как средства существования не могут, видимо, возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии, и поэтому при неконтролируемом росте населения последствием указанной диспропорции будет нищета в различных ее формах.

В данной концепции Мальтуса содержится, по крайней мере, два ошибочных тезиса. Первый состоит в том, что нищету и безработицу он пытался приписать слишком высокой плодовитости, а не экономическому строю. Второй заключается в том, что эта высокая плодовитость обязана действию абстрактного, естественного закона размножения.

Кроме вышеприведенных возражений, укажем еще одно. Статистика показывает, что, во-первых, неверны сами расчеты Мальтуса. С 5500 г. до нашей эры и до 1650 г. население удваивалось приблизительно каждую тысячу лет. За следующие двести лет оно тоже удвоилось; затем оно удвоилось за сорок пять лет между 1930 и 1975 годами. Ожидалось, что оно возрастет примерно с четырех до семи миллиардов человек. К концу 2011 года население планеты достигло семи миллиардов. В то же время потребности человека в ресурсах окружающей среды возрастают также экспоненциально.

История человечества доказывает далее, что рост населения не является абсолютно самостоятельным биологическим процессом, независимым от общественных условий. Численность людей, составляющих общество, напротив, зависит от степени развития производства, от экономических отношений, жилищно-бытовых условий, уровня благосостояния, развития здравоохранения и т.д. Рост населения подчиняется определённым закономерностям общественного развития и регулируется демографической политикой государства.

Итак, воспроизводство населения нельзя рассматривать изолированно от закономерностей способа производства, тем не менее не следует впадать и в вульгаризацию, т.е. сводить законы воспроизводства населения только к экономическим законам. «В борьбе с материалистическим пониманием истории немарксистские концепции, в том числе и органическая, не признавали действие одного фактора, определяющего ход исторического развития» . Более того, О.С. Волгин отмечает, что одной из главных черт русской религиозной философии является то, что «само бытие в целом воспринимается как органическое, а не вещное» . Иными словами, демографический процесс нельзя отождествлять с экономическим. Ф. Энгельс указывает, что определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство непосредственной жизни, которое состоит из производства средств к жизни и производства самого человека (деторождение). Рождаемость и смертность, составляющие содержание воспроизводства населения, находятся под воздействием биологических закономерностей, разумеется, опосредованных развитием производительных сил, влиянием общественного прогресса, находящего свое выражение в индустриальном развитии, росте культуры, достижениях медицины, развитии самого человека. Энгельс утверждал диалектическое единство общества и природы.

Законы общества, хоть и вторичны по своему происхождению, но значительно сложнее природных как по структуре, так и по способу проявления. Поэтому общественное развитие нельзя объяснить известными закономерностями развития природы, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Общество, будучи частью природы, развивается и «функционирует согласно и всеобщим законам развития мира, и законам общественным» .

Природные же условия, включающие в себя многообразие предметов, явлений и процессов живой и неживой природы, служат естественной (географической) основой материального производства и развития общества. Законы природы, проявляющиеся в процессе обмена веществом и энергией между обществом и природой, являются основой деятельности человека, как биосоциального существа.

Влияние человека на природу не исчерпывается целесообразным изменением ее явлений и процессов. От того насколько общество способно учитывать в своих целях две стороны природопользования - социальную потребность в экономико-производительном освоении природы и потребность ее сохранения в качестве непосредственного условия существования, зависит, приведет ли процесс природопользования к деградации природы или это будет рационально организованный и гармоничный процесс удовлетворения всего комплекса.

До сих пор мы рассматривали природу в широком смысле этого слова: как совокупность материальных процессов и явлений, включающих в себя и общество как часть единого целого. Такое широкое толкование понятия «природа» приводит к отождествлению понятий «природа» и «материя». Так материя - это философская категория для обозначений объективной реальности, сущность природы. Доктор философских наук, профессор Ю. К. Плетников предлагает три различных понятия: естественнонаучное - «природная среда», социальное - «сфера деятельности человека» и естественно-социальное - «географическая среда». В отличие от «социосферы», которая в принципе не имеет естественных границ, «географическая среда» противостоит обществу как та часть природы, где общество живет и развивается. Словом, «географическая среда» - это «очеловеченная природа», вовлеченная в процесс общественного производства. Именно через общественное производство происходит влияние географической среды на развитие общества.

Различают три исторических этапа взаимодействия общества и природы: первый - допромышленный, когда общественное воздействие на природу еще крайне незначительно и носит по преимуществу приспособительный характер. Второй - промышленный, когда общественное производство освобождает человека от непосредственной зависимости от природы; здесь природа рассматривается как нечто неподвижное и непостоянное. Взаимодействие между обществом и природой понимается только как внешнее: общество - субъект, природа - объект. И, наконец, третий этап характеризуется тем, что нецелесообразное изменение природы, сопутствующее сознательной деятельности человека, приобретает глобальный масштаб, а интенсивность этого процесса говорит о том, что деятельность человека превращается в фактор планетарной значимости.

Итак, исторически взаимодействуя с природой, человек вносит в нее такие изменения, которые затем сами сказываются на развитии общества, как это наблюдается сегодня, когда ученые говорят об «экологическом кризисе». Мы являемся горестными свидетелями истощения флоры и фауны, природных ископаемых, наблюдаем повышение теплового и шумового фона планеты, возрастание химических и радиоактивных мутагенов, связанное с загрязнением окружающей среды. Все это указывает на остроту современной экологической ситуации и заставляет обсуждать этот вопрос на самых представительных уровнях. В гуманистической перспективе стремление к благополучию не должно ориентироваться только на повышение жизненного уровня, на достижение все более обильных и более совершенных материальных благ. Это - идеал потребительского общества, не имеющий ничего общего с гуманистической перспективой.

Гуманистическое общество, кроме высокого жизненного уровня и быстрого роста нематериальных благ, ориентируется на коллективную удовлетворенность окружающей средой, как социальной, так и географической. Все это и заставляет передовое человечество искать оптимальные пути выхода из нынешней экологической ситуации. Человечество не впервые сталкивается с экологическим кризисом. Они уже не однажды наблюдались на нашей планете, и некоторые из них положительно воздействовали на развитие органического мира. Так, глобальный экологический кризис, вызванный ледниковым периодом, сыграл важную роль в развитии первобытного человека. Способность к общественному коллективному труду и возникшая на основе этого социальная организация привели в дальнейшем к тому, что через определенные периоды стали возникать экологические кризисы антропогенного характера, т.е. создаваемые деятельностью людей. В связи с этим отдельные мыслители уже тогда выступали против хищнического отношения к природе, предупреждали, что природа «мстит» человеку за такое отношение, но широкая общественность и политические деятели в различных странах лишь недавно осмыслили эти предупреждения.

Научно-техническая революция сделала проблему взаимодействия и взаимовлияния природы и общества глобальной. Благодаря ей понятие беспредельности окружающей среды сменяется понятием ограниченности ее отдельных элементов. Люди во всех странах начинают понимать, что технологию нужно строить с оглядкой на природу, учитывая факт ее воздействия на здоровье людей. Все это говорит о том, что в наше время формируется новое экологическое мышление, и в формировании его огромная роль принадлежит философии с ее опытом анализа взаимоотношений природы и общества. К.Х. Момджян отмечает, что на современном этапе взаимодействия природы и общества проблемы единства и системной целостности мира интересны прежде всего ученым, для которых субстанциальный взгляд на мир является важным методологическим ориентиром.

Сегодня люди работают в космосе, под водой, и их жизненной необходимостью становится осмысление и приспособление к природным процессам в глобальном масштабе, что требует не только практических, но и новых теоретических решений. В частности, расширение содержания географической среды ведет в теории к появлению новых терминов, характеризующих новые аспекты взаимодействия общества и природы. Естествоиспытатели предпочитают говорить о «биотехносфере» и «ноосфере». Новый этап взаимодействия природы и общества призван приспособить индустриальные процессы к естественным и создать на этой основе новый круговорот веществ и энергии в системе «общество - природа».

Другими словами, в современном мире экономические, биологические, социальные и др. процессы переплелись настолько тесно, что возникла потребность рассматривать современное производство как сложную эколого-экономическую систему. Поэтому ставится задача познавать природу и общество как нечто целое, неделимое, комплексно управлять стихийными процессами природы, сориентировать их себе на пользу, естественно вписавшись в ее жизнь. Это значит, что и орудия человеческой деятельности, ее технические средства и научные методы должны претерпевать соответствующие изменения. Речь идет, в частности, о безотходной технологии, замкнутых производственных циклах, повторной переработке сырья, рекультивации земель, очистных установках, о переходе от механической технологии к такой, которая моделировала бы биологические системы.

Итак, мы рассмотрели некоторые актуальные проблемы диалектического взаимодействия общества и природы. Это позволяет сделать краткие выводы: естественно-географические факторы составляют непосредственную основу существования общества и оказывают влияние на его развитие, включаясь в производственные циклы.

Опираясь на вышеизложенное, проанализируем общество, используя природные характеристики его «первичных элементов». Человек - природное существо, но при этом его природность как бы выносится за скобки социальной жизнедеятельности. Развитие науки показало, что биологические признаки человека - это и предпосылка, и условие человеческого общественного бытия. В дискуссиях о биосоциальной природе человека часто подчеркивается доминантность социальной природы человека. В результате чего возникло представление о первостепенности социального и вторичности биологического в природе человека. Человек целостен, и все его грани одинаково необходимы. Он живет в мире материальных вещей, созданных его руками. Основой же всего является природный субстрат, к которому приложен труд, разум, воля человека. Таким образом, исходное вещество как природное сохраняется, меняя лишь свой внешний облик и форму. Природность всегда стационарна и неизменна. Природность оставляет отпечаток на всех сферах и элементах общества. Отсюда общество в основе своей - образование природное.

Рецензенты:

Михайлова Р.В., д.фил.н., профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Петрова Г.Д., д.фил.н., профессор кафедры коммуникационных технологий и менеджмента ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. ПРИРОДА КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20875 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проблема человека, его сущности и происхождения, его настоящего и будущего относится к числу вечных. Человек - самое сложное в мире, уникальное существо, воплотившее в себе единство природы и истории. Процесс его развития подчинен общественным законам и законам природы, обладающим своей внутренней логикой и вместе с тем опосредованным влиянием общества. В человеке воплощены результаты как биологической эволюции, так и развития общества, поэтому он не просто часть природы, а ее высший продукт особого рода. Выдвинутое Марксом принципиально важное положение о том, что человек - деятельное природное существо, позволяет понять, что в отличие от животных он не только продукт окружающей среды, но и ее творец.

Исследование синтеза социального и природного в человеке - самостоятельная проблема науки, имеющая философский аспект. Сущность человека, представляющего собой совокупность всех общественных отношений, социальна; с другой стороны, его природа как биологического существа прошла сложный путь эволюционного развития. Изучение взаимодействия биологического и социального - исходный пункт всякого научного исследования человека, что имеет принципиальное значение для медицины, представляя важнейшую предпосылку разработки медицинской теории, а также врачебной деятельности.

Проблема человека слишком сложна, чтобы можно было удовлетвориться ее изучением в пределах анатомии. Успешное решение этой проблемы возможно лишь путем комплексного исследования при взаимодействии общественных и биологических наук. Уже с начала возникновения религии это одна из острых проблем идеологической борьбы, сохранившая свою актуальность на современном этапе научно-технической революции. Уяснение роли социального в процессе как становления человека и общества, так и его онтогенетического развития- важная предпосылка обеспечения условий для оптимального развития человека не только в ходе его индивидуальной жизни, но и в жизни целых поколений.

Основы научного понимания соотношения биологического и социального в человеке разработаны марксизмом. Марксистско-ленинской философией установлено, что социальная жизнь представляет собой высшую форму движения материи, т. е. биологические законы подчиняются социальным закономерностям. Вот почему современный человек как биологическое существо не подвержен законам естественного отбора. Соотношение биологического и социального, таким образом, подчинено общедиалектическим принципам связи низшего и высшего уровней организации материи.

Взаимодействие биологического и социального может быть рассмотрено применительно к обществу как самоорганизующей системе в его взаимоотношениях с живой природой, к разным структурным уровням человеческого организма и личности, к разным этапам его онтогенетического и филогенетического развития. В данном контексте можно выделить три аспекта социально-биологической проблемы: социально-филогенетический, социально-онтогенетический и социально-экологический. Исторически исходным среди них является социально-филогенетический аспект, в рамках которого выявляется соотношение биологических и социальных закономерностей в период антропосоциогенеза и в условиях сформированного общества. Происхождение человека от высших антропоидных предков, что было раскрыто Дарвиным, и формирование общества из стада животных (Энгельс) в действительности- двуединый процесс, создавший человека.

В происхождении человека решающим условием был труд. Маркс утверждал, что труд -«... вечное естественное условие человеческой жизни» Направление изменений, приведших к формированию специфически человеческой биологии, связано с включением человека в систему общества в качестве составной части производительных сил. Именно принадлежность его к новому уровню организации - социальному - приводит к социальным преобразованиям его биологии, к существенным морфологическим преобразованиям и формированию новых способов поведения. Энгельс писал: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу - производство».

Вопрос о начале человеческой истории, определении рубежей и причин бурного расхождения двух видов антропоидов на дистанцию двух различных форм движения материи можно решить, исходя из положения Энгельса о формирующей роли труда. Труд, по его мнению «... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Груд - тот качественно новый признак, который присущ человеку и является универсальным условием становления его развития. Человек в отличие от животных не может адаптировать организм к природе, а своим трудом приспосабливает природу. Это обстоятельство накладывает отпечаток на биологическую эволюцию, которая у человека прекратилась. Человек связан с природой не непосредственно, как все другие живые существа, а опосредованно-через трудовую деятельность.

Начальный процесс гоминизации относится к периоду, отстоящему от нас более чем на миллион лет, когда антропоидные предки приобрели способность трудиться. Труд явился силой, породившей к жизни совершенно новые социальные законы и социальность человека, имея принципиальное значение для изменения характера взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к среде благодаря труду существенно преобразуется, изготовление орудий труда позволило человеку воздействовать на неадекватную среду в направлении приспособления ее к своим потребностям.

Трудовая деятельность с первых этапов антропогенеза имела коллективный характер, т. е. изготовление и использование орудий вели к усилению взаимопомощи и сплоченности. По выражению Маркса, труд, являясь в своем исходном значении средством обеспечения жизни, становится образом жизни человека, существенной формой его жизнедеятельности, его отношений к среде и важной основой отношений между людьми. В.И.Ленин отмечал, что труд становится потребностью здорового человека.

Возрастающий масштаб трудовой деятельности требовал совершенствования процесса познания, что стимулировало развитие мозга человека; коллективный характер труда сформировал такое средство социального общения, как речь. Превращение первобытного стада людей в человеческое общество сопровождалось становлением и возникновением человека «разумного».

Установить различие, существующее между человеком и ближайшими его предками, можно только на основании комплексного критерия. Многочисленные открытия последних десятилетий в области антропологии, археологии, палеонтологии, палеопсихологии и др. позволили сделать вывод, что с трудовым критерием может быть связано несколько больше признаков, чем предполагалось ранее. Трудовой критерий должен быть дополнен морфологическим, а также требует учета перемен, происходящих в поведении формирующихся людей, и, наконец, изменения экологических отношений со средой в результате более быстрого, чем преобразование окружающей среды, развития производительных сил. В свою очередь морфологические отличия, позволяющие провести грань между животными и человеком, также представляют собой уникальный комплекс, именуемый в антропологии «гоминоидной (или гоминидной) триадой». Этот системный морфологический критерий включает такие существенные признаки, как прямохождение (бипедность или ортоградность), своеобразная верхняя конечность, приспособленная к точному манипулированию, и развитая ассоциативная деятельность центральной нервной системы. В ходе антропогенеза раньше всего совершенствуется прямохождение, позднее происходит развитие кисти в направлении тонкого манипулирования и высокоразвитого относительно крупного мозга.

Диалектический характер становления социальных закономерностей, вытесняющих биологические, раскрыт широко распространенной в современной науке теорией двух скачков, двух качественных рубежей в антропогенезе. Первый рубеж, отстоящий приблизительно на 2 млн. лет (есть данные, что первобытный человек возник 3 млн. лет назад), связан с началом изготовления первых орудий. Он знаменует переход от животных-предшественников к стадии формирующихся людей и означает появление социальных закономерностей. Второй рубеж преодолен около 100 тыс. лет назад, когда на смену неандертальцу пришел человек современного физического типа - Homo sapiens. С этого момента устанавливается господство социальных закономерностей, биологические закономерности практически исчезают. Формирующее действие механизма естественного отбора на человека прекращается, коренных преобразований физического типа человека не происходит, хотя высказываются предположения о возможности некоторых изменений в рамках «исторического филогенеза». Существование человека определяется материальным производством, а не приспособляемостью его к природе. Такие взаимоотношения со средой означают, что существенных преобразований структуры человека не происходит, но подразумевается, что в онтогенетическом развитии человека социальные детерминанты все же играют решающую роль, определяя как его общие контуры, так и основные его детали. Подчинение биологического социальному в индивидуальном развитии также представляет исходную существенную детерминанту материальной системы.

Онтогенез человека детерминируется пересекающимся действием трех родов программ (систем детерминирующих факторов), имеющих у человека некоторые особенности: генетических, индивидуальных и социально-экологических. Генетические программы человека включают видовые признаки Homo sapiens, в том числе признаки рода, отряда и т. п., расовые, половые и индивидуально-типовые.

Кроме генетических программ, онтогенез детерминирован также социально-экологической программой, или условиями социальной и природной среды. При этом среда влияет на онтогенез двояко: во-первых, она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза; во-вторых, различные совокупности факторов среды создают такие структурно-функциональные (морфофизиологические) изменения, которые в течение длительных периодов или даже на протяжении всей жизни индивидуума определенным образом детерминируют его последующее развитие. Вследствие этого можно также говорить об индивидуальных онтогенетически складывающихся программах, понимая под ними системную совокупность внешних факторов, являющихся не просто условием реализации генетических программ, а индивидуальными детерминантами онтогенеза, действующими, конечно, через посредство внутренних индивидуальных программ.

Взаимодействие всех трех родов программ онтогенеза у человека имеет неповторимые особенности. Существенной частью среды жизни человека является общество со своими внутренними законами развития, определенным образом влияющее на природу. Поэтому социальные законы имеют центральное, ведущее значение по отношению к среде жизни человека. Социальные условия жизни существенно влияют на жизнедеятельность, структуру, онтогенез человека, что определяет работоспособность, здоровье и функциональные возможности человека. Это еще раз подчеркивает, что человек - не только биологическое, но и социально-общественное существо.