Флористика

Сочетание цвета в букете. Основы композиции во флористике. Теория цвета. Учение о цвете

Важным элементом аранжировки является правильное сочетание цветов в букете. Их лепестки и листья имеют разнообразную окраску. Нет растений только с цветами черного цвета, хотя к нему приближается окраски фиалок (братков), зева, некоторых сортов георгин, роз, гладиолусов. Мало цветов голубого цвета (как у незабудок). Многие из них — только одного цвета, например, рудбекия — только желтого. В то же время у большого количества цветов окраска бывает разных оттенков, среди них — розы, георгины, астры, флоксы, анютины глазки и др.
Цвета неодинаково воспринимаются человеком. Они могут вызвать оживление и возбуждение, благодарность и радость, ощущение тепла или холода и даже гнева. Это надо по возможности учитывать при аранжировке и дарении букетов. Умелое сочетание цветов в букетах и корзинах имеет большое значение для их художественной ценности и создания определенных эмоций. В цветниках, в букетах, корзинах и других цветочных композициях — везде должна быть гармония красок.


Различают следующие основные цвета: синий, желтый и красный. От их сочетания получают другие цвета. Красный с желтым, например, образуют оранжевый. Желтый, оранжевый и красный цвета, как более яркие, их называют активными или теплыми. Они хорошо заметны даже издалека. Фиолетовый, синий и зеленый — менее яркие, их называют пассивными или холодными цветами. Они теряются среди других тонов, окружающих их, вроде бы как находятся вдали.

Цветочные аранжировки могут быть из цветов одного сорта. Так, например, всегда будут привлекательные белые композиции, которые можно складывать с зеленью и без нее: из белых гвоздик и холодка (аспарагуса), белых тюльпанов и однолетнего гипсофила. Для сложных аранжировок подбирают контрастные цвета нескольких тонов из растений с похожей и различной формой цветов.

Белый и серебристо-серый цвета — нейтральные. Они хорошо сочетаются со всеми остальными и выделяют их. Белые цветы можно разместить среди негармоничных, например, между голубыми и фиолетовыми, красными, синими и фиолетовыми, красными и желтыми цветами. Белый цвет преобладает в свадебных букетах и бутоньерках, символизируя целомудрие, чистоту, честность.

Черно-фиолетовый и черно-бурый цвета больше интересны своей оригинальностью, чем красотой. Они встречаются у георгин, реже у тюльпанов. Эти мрачные тона лучше смотрятся в контрасте с желтыми, розовыми и белыми оттенками цветов.

Самым распространенным и самым красочным цветом в букетах является красный цвет. Букет из красных цветов сам по себе будет неотразим, но в принципе этот цвет неплохо сочетается с желтым и белым цветом. У красного цвета есть много оттенков, которые приближаются к пурпурному и фиолетовому тонам. Красные гладиолусы, астильбы, астры, ротики, георгины широко используются в аранжировке цветов. Издавна красный цвет символизирует свободу, любовь, жизнь и кровь.


Хорошо сочетаются в цветниках и букетах белые нарциссы с красными тюльпанами, белые колокольчики и красные гейхеры, белые флоксы с фиолетовыми дельфиниумами, красные пионы и белый борец (акониты).

Розовый цвет символизирует юность и скромность, гармонично сочетается с светло-голубым и белым (незабудки, флоксы розовые и дельфиниумы голубые), а также с желтым цветами.

Желтый и оранжевый — яркие, волнующие цвета золотой осени. Таких цветов много. Это — бархатцы, ноготки, гелениум, гайлардии, кореопсис, рудбекии и другие, окраска которых прекрасно сочетается с голубыми, синими, лиловыми или фиолетовыми цветами. Особенно хороши сочетания оранжевого и синего цветов, например девясил с эригероном.

Не так давно в некоторых местностях желтый цвет не любили, считая его признаком зависти, предательства, лживости. Теперь он входит в моду, широко применяется в гармоничном сочетании с другими и символизирует роскошь, радость, свет, жизнь, уважение к старости.

Синий цвет наиболее спокойный и тихий, хорошо сочетается с огненно-оранжевым, розово-желтым, розовым и белым, а также с красным цветом (синие орлики и белые василистники, вероника синяя и гейхеры красные). Он символизирует верность, доверие и бесконечность.

Фиолетовый цвет, даже светлый его оттенок, как и черный, наиболее мрачный и совмещается в букетах с белыми цветами, неплохо гармонирует с желто-горячим и желтым, хоть с этими оттенками сочетаются редко. Удачной является, например, аранжировка аконита фиолетового стеблями спаржи (заячьего холодка).

Промежуточные, неосновные цвета, например розовый, лиловый (сиреневый), палевый, а также перламутровый и голубой, могут быть использованы с белым. Или в контрасте – сиреневый с желтым, голубой с розовым.


Зеленый цвет — наиболее распространенный и массовый в цветоводстве. Это цвет листьев. Этот цвет является промежуточным между теплыми и холодными тонами. Он символизирует плодородие, мир, покой, надежду. Поскольку это промежуточный цвет и у него масса оттенков, его можно удачно сочетать со всеми цветами и, следовательно, он отлично подходит для фона.

Самым удачным материалом для создания фона являются стебли холодка многолетнего, кохии, перекати поля (гипсофилы), василисника, золотарника, папоротника, листьев пиона и декоративные травы.


Лучше подбирать сочетания окраски цветочных масс в таких соотношениях: 5 красных и 5 желтых, 8 синих и 3 оранжевых, 11 зеленых и 5 красных, 13 фиолетовых и 3 желтых, 8 синих и 3 желтых. От светосилы окраски цветов зависит не только их количественное соотношение, но и место в той или иной композиции. Как правило, цветы с окраской большей светосилы располагают в центре композиции, а меньшей — внизу и на периферии букета.

Подбирают растения не только по цветам и формам цветов или соцветий, но и, исходя из того, для какой именно цели назначаются декоративные композиции.

В паре цветов , дополняющих друг друга, основными могут быть желтый, красный, синий, а дополнительными - оранжевый, фиолетовый, зеленый. Оранжевый цвет получается от смешения желтого и красного; фиолетовый - от смешения синего и красного; зеленый - от смешения желтого и синего.

Благоприятное сочетание окраски получается в флористике, если растения, имеющие основную окраску, сочетаются с растениями дополнительной окраски: желтый с фиолетовым, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Кроме указанных сочетаний гармоничны также сочетания оттенков при переходе одного цвета к другому, например, красный - светло-красный - розовый - желто-розовый - оранжевый; зеленый - желто-зеленый - зеленовато-желтый - зеленовато-синий - зеленовато-серый.

Белый и черный цвета нейтральны, однако, они широко применяются и в озеленении, и в аранжировке, хорошо видны издали.

Белый придает нарядный праздничный вид и смягчает контрастность цветов. Черный - подчеркивает яркость окраски.

По законам гармонии в флористике всегда лучше выглядят светлоокрашенные цветы на фоне темных, поэтому клумбы и цветники красочнее, если по периметру расположены светло-окрашеные цветы, а в центре - темно-окрашеные.

Необходима гармония букета или композиции из цветов с местом, куда они помешены. Например, красная гвоздика в красной вазе не смотрится. Цветочная ваза - один из важных элементов создаваемой Вами композиции, от нее во многом зависит впечатление, производимое букетом. Для композиции из живых срезанных цветов ваза должна хорошо удерживать воду.

Декоративные емкости для композиции из растущих растений, наоборот, должны иметь дренаж или отверстие для стока лишней воды. Материалом для изготовления ваз может быть дерево, керамика, лоза и солома, стекло, фарфор, фаянс, глина, металлы и сплавы.

Можно использовать блюда, тарелки, салатницы - любую емкость, которая удерживает воду, а для сада - корзинки, чугунки, автомобильные покрышки, кадки, пни и т.д.

Подойдут и самодельные вазы , изготовленные с помощью шпагата, проволоки, наклейки различных семян, стеблей бамбука, мочалы, раковин.

Можно изготовить вазы - подставки со специальными углублениями и держателями для цветов из обрезков деревянных стволов, камней, туфа, трутовых грибов, стеклянных глыб, металла, даже резинового шланга, если в него для устойчивости вставить проволоку и свернуть узлом так, чтобы верхнее отверстие служило горловиной для воды. Об изготовлении самодельных ваз можно написать отдельную книгу, а для Вас, дорогие читатели, это - широкое поле фантазии и рукодельного мастерства.

Стеклянные (хрустальные) сосуды лучше использовать в торжественных случаях. С ними гармонируют хрупкие, нежные цветы - фрезия, ирисы, лилейники, раннецветущие подснежники, нарциссы.

Шелковистую поверхность имеют лепестки розы, пиона, гвоздик, душистого горошка, лилии, ирисов, многих плодовых (яблони, айвы японской). Для них подойдут сосуды из стекла, фарфора, глазурованной керамики.

С бархатистой поверхностью лепестков гармонируют неглазурованная керамика и мягкая природная поверхность коры дерева, трутовых грибов. Металлический вид имеет листва фикусов, камелии, антуриума, пеперомии, а из садовых растений - функии, бадана, барвинка, ириса гибридного, гладиолуса, рогоза.

Листья этих растений эффектно смотрятся в металлических и фарфоровых вазах. "Фарфоровую" поверхность имеют лепестки гладиолусов, цикламенов, лилий, тюльпанов, орхидей, ирисов, нарцисса, ландыша.

Их красота в флористике наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах. Так учит нас искусный мастер цветочных композиций и замечательный педагог Н.В.Наумова.

Оригинальность аранжировки букета зависит от материала и способа его компоновки.

Так, в малые группы эффектно объединяются цветки, которые имеют не только привлекательную окраску, но и изысканную форму, например, нарциссы, тюльпаны, розы, гвоздики, ирисы, тепличные орхидеи, пуансетии, герберы. В большие букеты принято собирать летники и двулетники.

При этом соединяют много низких цветков и располагают их под высокими, хотя они и самостоятельно неплохо смотрятся в округлых букетах, помешенных в небольшие вазы, и хорошо подходят для оформления обеденного стола.

В флористике, очень важен для цветочной композиции в доме или в саду фон.
В помещении композиция или букет будут хорошо смотреться на фоне мягких пастельных тонов - перванж (серовато-голубой), слоновая кость (светло-кремовый). В саду цветочная композиция выигрышна на фоне нежной зелени газона, водной глади бассейна, при взгляде вверх - на фоне неба, или на фоне стены мягкого пастельного тона.

Часто в качестве фона в саду можно использовать зеленую стенку из травянистых или древесно-кустарниковых растений, формы малой архитектуры или камни. Нужно учитывать, где лучше будет смотреться букет или композиция, в зависимости от места расположения. Выше уровня глаз размешают ампельные, свисающие растения и лианы; ниже - пейзажные композиции для дома и сада.

Важно и освещение места , в котором размешен букет или композиция в доме или цветнике. В темном помещении следует дать больше света, а в саду или парке часто делают подсветку, чтобы в вечерние часы была видна красота растений.

Стильные и оригинальные цветочные композиции традиционно считаются одним из лучших подарков, так как являются уместными практически в любой ситуации. Но для того, чтобы презент действительно принес только приятные эмоции, следует знать, какие цветы сочетаются в букете, а какие, наоборот, будут выглядеть несколько неуместно. Запомнив всего пару простых особенностей, вы сможете преподнести дорогому человеку действительно красивый и стильный подарок.

Особенности сочетания цветов в букете

Все давно знают о том, что у цветов есть свой язык, с помощью которого можно выразить свои чувства и пожелания получателю букета, но для того, чтобы композиция получилась по-настоящему красивой и элегантной, необходимо учитывать не только это. Так, опытные флористы выделяют несколько основных правил, которым необходимо следовать при составлении букета. Нужно учитывать:

  • вид растений;
  • основные цвета и оттенки;
  • количество бутонов;
  • форму композиции;
  • символику каждого цветка.

Также важно учитывать и то, кому именно предназначается подарок. К примеру, букеты для женщин могут быть необычными, яркими и красочными, а для юных девушек больше подходят нежные цветы пастельных оттенков. И конечно же, практически в любом случае отличным решением будет выбор в пользу роз, широкая цветовая гамма которых позволит составить композицию для любого случая. В то же время, если презент предназначен мужчине, то лучшим вариантом будут максимально лаконичные композиции из однотонных цветов насыщенного оттенка.

Секреты опытных флористов

Самым важным нюансом при формировании букетов является выверенная цветовая гамма. Флористы используют три основных способа сочетания:

  • Контрастная цветовая гамма – отлично смотрится сочетание синего оттенка с оранжевым, зеленого с желтым, красного с нежно-зеленым и так далее. Такое решение делает композицию яркой и оптимистичной, но оттенки нужно подбирать с осторожностью, так как слишком резкие контрасты могут сделать букет неестественным.
  • Монохромное сочетание – в этом случае используются бутоны одного цвета, но различных оттенков, например, от светло- до темно-розового. Контрастные тона в такой ситуации не применяются, они допустимы только при создании фона композиции.
  • Многоцветная композиция – в этом случае стоит выделить не более двух основных тонов, разбавляя их второстепенными. Так, хорошо выглядит сочетание желтого, синего и красного. При этом лучше отдавать предпочтение цветам пастельных оттенков.

Также следует учитывать, что букет может быть составлен из цветов одного сорта и даже одного оттенка, а для того, чтобы он смотрелся интересно и необычно, в качестве декоративных элементов стоит добавить веточки зелени. При составлении сложных цветочных аранжировок флористы нередко используют белоснежные бутоны – они отлично смягчают контрастные сочетания. В то же время важно с осторожностью использовать необычные цвета, например, черно-фиолетовый или темно-бордовый, их лучше уравновесить растениями желтого или розового оттенка.

При создании букета рекомендуется избегать одновременного сочетания очень ярких и крупных цветов – в этой ситуации достаточно просто одним неверным выбором испортить все впечатление от подарка. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что некоторые цветы совершенно не совместимы и не могут существовать друг с другом. Например, нарциссы, гвоздики, лилии и гиацинты ни в коем случае нельзя соединять в одну композицию с цветами других видов. Дело в том, что эти красивые и нежные на вид растения выделяют ядовитые вещества, из-за которых очень быстро завянет весь букет.

Также следует позаботиться о подходящем фоне для цветочной композиции. Как правило в этом случае используются зеленые листья и веточки – это наиболее традиционный и беспроигрышный оттенок, который к тому же символизирует мир, покой и надежду. Зеленый является промежуточным цветом, поэтому у него есть множество оттенков, которые можно удачно сочетать практически с любыми другими растениями. Допустим также выбор других цветовых решений для создания фона, но справиться с ними непрофессионалу достаточно сложно, поэтому лучше доверить эту задачу флористу. Лучшими материалами для фонового оформления считаются листья пиона и папоротника, а также стебли кохии и холодка многолетнего.

Если вы не уверены в собственных силах, то выбор подарка стоит доверить профессионалам. Опытные флористы прекрасно знают, какие цветы сочетаются в букете, и составят для вас прекрасную композицию, например, из тюльпанов – получить больше информации можно на сайте компании Megacvet . Не бойтесь экспериментировать при составлении цветочной композиции, ведь нередко самые неожиданные решения оказываются лучшими, достаточно просто следовать приведенным выше правилам.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Флорист при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спектральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световая интенсивность влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка - красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются с точки зрения возбуждения и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная - успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или уменьшая их. Светлые цвета расширяют пространство, работы выглядят большими. При темных цветах работы меньше. Это свойство часто используется для умышленной иллюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются при оформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст - цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый - 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный контраст лучше смотрятся в виде акцентнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вписывании треугольника в цветовой круг (равносторониий - желтый, красный и синий; равнобедренный - желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание - при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, красно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черного и белого.

6-цветное сочетание - при вписывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов - сочетание цветов, которые в цветовом круге лежат между двумя основными цветами, может участвовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.