Праздники

Что за направление техническая физика. Специальность "Техническая физика" (бакалавриат). Описание специальности техническая физика, в каких ВУЗах преподают техническую физику, поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности

Физика - это обширная наука, которая применяется всюду. Ведь благодаря ее законам существует Вселенная, вокруг Солнца вращаются планеты и присутствует все необходимые для жизни условия. Современный человек без физических процессов быт не представляет. Если бы эту науку не развивали ещё древние ученые, то в наши дни не было бы многих серьезных открытий и изобретений. Специальности физика как наученного и интересующегося человека довольно разнообразны.

В какой институт податься?

Для начала нужно определиться со специальностью. Что хочется изучать? Какой профессии есть желание посвятить всю жизнь? Выбор есть огромный. Поступить можно не только на специальность "Физика" в МИФИ, МГУ или любой педагогический институт, но также выбрать, так сказать, дифференциальную специальность в сферах: космос, транспорт, природа, предметы быта, строительство, медицина.

Так на какие специальности сдают физику? На все, которые связаны с техникой хотя бы в малой мере. Например, школьник мечтает быть астрономом. Ему предстоит сдавать русский язык (как правило, это сочинение), математику и физику. Как известно, в настоящее время в школах сдают ЕГЭ, поэтому физику нужно выбрать как дополнительный предмет. Русский с математикой и так сдают все в обязательном порядке.

Не ошибиться бы с выбором

Чтобы ученику не пришлось ломать голову, мучить себя сомнениями, лучше походить на дни открытых дверей в ВУЗы. Не только почитать информацию об интересующей специальности, но и пообщаться со специалистами, если такое возможно. Нередко выходит так, что ребенок или подросток мечтает об одном, а получает совершенно другое, потому что представлял себе всё иначе. Лучше сразу открыть глаза на правду, чтобы не было потом мучительно. Может стать хорошим советчиком книга по интересующей специальности. Физика в школе и колледже сильно отличается от вузовской программы. Конечно, можно перетерпеть несколько сессий и забыть о конкретном предмете, а если именно на нем зиждется вся специальность и будущая профессия? К выбору нужно подходить тщательно.

Есть такие ребята, которые с детства любят паять микросхемы, собирать модели, проектировать будущий загородный дом, разбираются с малых лет в автомобилях. Им, однозначно, стоит идти соответственно: первому - на факультет микроэлектроники, полупроводниковых приборов, в приборостроительные институты; второму - на архитектурный или строительный факультет; третьему - на автодорожный/автомобильный.

Необычные и интересные профессии

Существует множество специальностей, но не очень популярных, которые применяют физику непосредственно: медицинские приборы и аппараты, физические лаборатории. В МГУ им. Ломоносова учат различным интересным специальностям, которые связаны с физикой достаточно углубленно. Выпускники могут быть физиками-теоретиками. В МИФИ тоже есть специальность "Физика". Кем работать такому человеку? Можно ученым, если студент себя хорошо зарекомендовал. Университет такого гения сам направит в подходящую лабораторию на практику.

Физик параллельно может преподавать предмет как в школе, так в колледже или университете, писать статьи, публиковать книги. Это минимальный перечень того, чем может заниматься физик. Он должен не только теорию оттачивать, но и применять все на практике, воплощать свои идеи. Физик в таком случае должен логически мыслить, обладать смекалкой и эрудицией.

Так ли важна математика?

Без математики физические задачи решить невозможно. Например, нужно написать уравнение движения, рассчитать ток с недостающими данными через формулы, в которых можно вставить имеющиеся параметры, преобразовать выражение, вычислить вероятность, интегралы, производные и тому подобное. Без таких элементарных знаний на физическую специальность можно даже не пытаться поступать. Конечно, физик может просто рассуждать о строении Земли, гравитации и приводить доводы "что было бы если...", но таких специальностей не бывает, где математику не сдают, а только физику. Эти две науки всегда идут рука об руку. Даже русский язык с литературой нужны везде во время приема на обучение, на все специальности. Физика с математикой практически всюду сдаются вместе на вступительных экзаменах.

Изобретатели электроники, радиотехники и машин

Несомненно, все приборы и машины сконструированы отлично разбирающимися в физике и математике людьми. Сначала такие люди изучают теорию, строение молекул, атомов, пробуют самостоятельно найти аналогичные или близкие к аналогии элементы, вещества и поэкспериментировать. Современный человек создает новую технику с упором на старую. С нуля уже мало что производят. Прежде чем создать какую-либо сложную вещь, ее надо изобразить хотя бы на бумаге, показать все ее элементы, а затем проверить. Оттуда ученый и узнает, что именно сюда нужно впаять транзистор, из каких веществ что состоит и т.д.

На какие специальности нужна физика, чтобы работать с радиоэлектроникой, приборостроителем, машиностроителем? Перечислять все существующие нет смысла, потому что названия схожи с перечисленными, но будут иметь как бы "подраздел". Выбирать нужно технические университеты. Кому интересно собирать компьютеры, сотовые телефоны и ноутбуки, кто хочет научиться изобретать новое, тот может стать инженером-конструктором по тем же, упомянутым выше, направлениям.

Совмещение физики с другими науками

Возьмем для примера прибор виброакустический с двумя преобразователями, который лечит болезни суставов, остеохондроз, сахарный диабет и другие болезни. Несомненно, нужно знать биологию и физику, чтобы создать идеальный прибор для лечения. Чаще всего медик и физик будут работать совместно в лаборатории, создавать свою авторскую идею. Биофизика - это тоже наука, которую может изучать ученый физик или биолог. Все зависит от интересов и способностей людей. Существуют в медицинских университетах такие специальности.

Физика может применяться также в акустической и электромагнитной сфере: ультразвуковые приборы, инфразвук, различные электромагнитные излучатели. Стоит напомнить, что оборудование для создания микроклимата также не создается без знаний физических законов.

Все-таки, на какие специальности нужно сдавать физику? В справочниках для поступающих в технические вузы, педагогические, МИФИ, МГУ им. Ломоносова и другие университеты России и зарубежья есть вся информация о том, какие предметы нужно сдавать. Выбор огромный, важно не ошибиться и не пожалеть.

О специальности:

Описание специальности техническая физика, в каких ВУЗах преподают техническую физику, поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности.

Физика – одна из фундаментальных классически наук. Студент может выбрать для себя подходящие направления из множества сопутствующих физике специальностей. Обычно обучение по данной специальности построена по модульной системе. В блоке математике, студенты изучаю математический анализ, линейную алгебру и теорию вероятности. В блоке физики, студенту преподают теоретическую механику, молекулярную физику, электричество и магнетизм, и атомную физику.

Трудоустройство по специальности техническая физика

Закончив обучение, студент становиться учёным-теоретиком. Работу предстоит искать в научно-исследовательских центрах. Рабочей задачей будет изучение различных физических явлений, из описание и их реализация для практического использования. Тяга к познанию, аналитический ум и системный подход будут залогом к успеху в данной области.

Заработная плата по специальности техническая физика

Искать работу нужно начинать ещё в студенческие годы. Найти работу по объявлению получится вряд ли. Искать себе место нужно в специализированных лабораториях и научно-исследовательских центрах. Дипломная работа может стать основой для будущих научных изысканий. А место подработки студента, может стать постоянным местом для собственных научных исследований. Проведя удачное научное исследования и воплотив его в качестве коммерческой идеи, вчерашний студент сможет стать всемирно известным специалистом и меть собственную лабораторию, или заниматься развитием своего бизнеса.

Характеристика направления.
Техническая физика является областью науки и техники, включающей совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с исследованием, разработкой, созданием и эксплуатацией новых материалов, технологий, приборов и устройств.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению "Техническая физика" являются: физические процессы и явления, физические и физико-технологические приборы, системы и комплексы, способы и методы их исследования и проектирования.

Возможности продолжения образования:
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
в магистратуре по 29 направлениям, в том числе по направлению 140400 "Техническая физика";
– освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлениям подготовки дипломированных специалистов:
661100 - Техническая физика;
654000 - Оптотехника;
654100 - Электроника и микроэлектроника;
654200 - Радиотехника;
651000 - Ядерная физика и технологии;

Цикл естественнонаучных и профессиональных дисциплин:

  • Математика
  • Физика
  • Информатика
  • Программирование
  • Анализ и обработка данных на ЭВМ
  • Компьютерная графика
  • Начертательная геометрия и инженерная графика
  • Механика
  • Материаловедение и технология конструкционных материалов
  • Электротехника и электроника
  • Метрология, стандартизация и сертификация
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Математические методы моделирования физических процессов
  • Прикладная физика
  • Экспериментальные методы исследования
  • Управление, организация и планирование производства
  • Новые материалы и технологии
  • Основы технической физики

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

16.03.01 ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 16.03.01 Техническая физика (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает совокупность средств и методов человеческой деятельности, связанных с выявлением, исследованием и моделированием новых физических явлений и закономерностей, с разработкой на их основе, созданием и внедрением новых технологий, приборов, устройств и материалов различного назначения в наукоемких областях прикладной и технической физики.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются физические процессы и явления, определяющие функционирование, эффективность и технологию производства физических и физико-технологических приборов, систем и комплексов различного назначения, а также способы и методы их исследования, разработки, изготовления и применения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-инновационная;

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

участие в разработке инновационных принципов создания физико-технических объектов и систем;

участие в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики;

участие в разработке и внедрении результатов исследований и проектно-конструкторских разработок;

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по избранной области технической физики;

анализ поставленной задачи исследований в области технической физики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования и выбор инструментальных и программных средств их реализации;

проведение измерений и исследований физико-технических объектов с выбором технических средств измерений и обработки результатов;

составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

участие в оформлении отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати;

осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов сложных физико-технических устройств и систем в лабораторных условиях и на объектах;

проведение лабораторных работ, инструктаж и обучение младшего технического персонала применению современных наукоемких устройств и процессов технической физики;

участие в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других организаций среднего профессионального образования к получению высшего образования в области технической физики;

проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу характеристик физико-технических объектов с целью оптимизации режимов этапов технологических процессов;

участие во внедрении новых и усовершенствованных технологических процессов наукоемкого производства, контроля качества материалов, элементов и узлов физико-технических устройств и систем;

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новых или модифицированных изделий и устройств технической физики;

организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование стандартных методов контроля качества продукции;

контроль за соблюдением экологической безопасности на физико-технических объектах;

участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов экспериментальных установок и систем по заданным техническим требованиям;

разработка технических заданий на конструирование узлов, приспособлений, оснастки и инструментария для реализации технологий;

проведение технико-экономического обоснования проектных расчетов;

проектирование приборов, деталей и узлов на схемотехническом и элементном уровнях с использованием средств компьютерного проектирования на основе предварительного технико-экономического обоснования;

участие в оценке технологичности простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов контроля деталей и узлов;

составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;

участие в организации работы, направленной на формирование творческого характера деятельности производственных коллективов;

разработка планов на отдельные виды работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

принятие оптимальных решений по созданию отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

установление порядка выполнения работ и организация технологических маршрутов создания элементов и узлов приборов и систем при их изготовлении;

осуществление технического контроля производства изделий и участие в управлении их качеством;

планирование работы персонала и фондов заработной оплаты труда.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать фундаментальные законы природы и основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью применять методы математического анализа, моделирования, оптимизации и статистики для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью к теоретическим и экспериментальным исследованиям в избранной области технической физики, готовностью учитывать современные тенденции развития технической физики в своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способностью самостоятельно работать на компьютере в средах современных операционных систем и наиболее распространенных прикладных программ и программ компьютерной графики (ОПК-5);

способностью работать с распределенными базами данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применяя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-6);

способностью демонстрировать знание иностранного языка на уровне, позволяющем работать с научно-технической литературой и участвовать в международном сотрудничестве в сфере профессиональной деятельности (ОПК-7);

способностью самостоятельно осваивать современную физическую, аналитическую и технологическую аппаратуру различного назначения и работать на ней (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-инновационная деятельность:

готовностью к участию в исследованиях инновационных принципов создания физико-технических объектов (ПК-1);

способностью к участию в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики (ПК-2);

готовностью к внедрению и коммерциализации результатов исследований и проектно-конструкторских разработок (ПК-3);

научно-исследовательская деятельность:

способностью применять эффективные методы исследования физико-технических объектов, процессов и материалов, проводить стандартные и сертификационные испытания технологических процессов и изделий с использованием современных аналитических средств технической физики (ПК-4);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике профессиональной деятельности (ПК-5);

готовностью составить план заданного руководителем научного исследования, разработать адекватную модель изучаемого объекта и определить область ее применимости (ПК-6);

научно-педагогическая деятельность:

способностью проводить инструктаж и обучение младшего технического персонала правилам применения современных наукоемких аналитических и технологических средств технической физики (ПК-7);

готовностью к участию в довузовской подготовке и профориентационной работе в школах и других средних учебных заведениях (ПК-8);

производственно-технологическая деятельность:

способностью использовать технические средства для определения основных параметров технологического процесса, изучения свойств физико-технических объектов, изделий и материалов (ПК-9);

способностью применять современные информационные технологии, пакеты прикладных программ, сетевые компьютерные технологии и базы данных в предметной области для расчета технологических параметров (ПК-10);

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-11);

готовностью обосновывать принятие технических решений при разработке технологических процессов и изделий с учетом экономических и экологических требований (ПК-12);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-13);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать функциональные и структурные схемы элементов и узлов экспериментальных и промышленных установок, проекты изделий с учетом технологических, экономических и эстетических параметров (ПК-14);

готовностью использовать информационные технологии при разработке и проектировании новых изделий, технологических процессов и материалов технической физики (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к командному стилю работы, к выполнению профессиональных функций в составе коллектива исполнителей (ПК-16);

способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);

способностью организовать работу исполнителей, принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-18).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика);

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза

Физика занимается изучением фундаментальных законов природы. Техническая физика рассматривает данные законы в практическом применении. В свою очередь закономерности, выявленные технической физикой, применяются в инженерном проектировании и производстве. Благодаря развитию этой области современные предприятия, занимающиеся изготовлением технологического оборудования, имеют возможность совершенствовать свою продукцию и модернизовать технологические процессы. Если вы хорошо разбираетесь в физике и еще не определились, куда поступать, советуем вам рассмотреть специальность 16.03.01 «Техническая физика». Данная научная отрасль никогда не стоит на месте и требует постоянного притока молодых специалистов, готовых внести свой вклад в исследовательскую деятельность.

Условия поступления

Хотя направление напрямую связано с физикой, не все вузы требуют от абитуриентов предъявления баллов по этой дисциплине. Как правило, профильным экзаменом специальности является математика. Среди остальных предметов могут встретиться:

  • русский язык,
  • физика,
  • информатика и ИКТ,
  • иностранный язык,
  • химия.

Такой разброс дисциплин обусловлен правом учебных заведений самостоятельно устанавливать перечень экзаменов. Чтобы точно узнать, какие предметы вам понадобится сдавать для поступления, необходимо обратиться в выбранный вами вуз и получить все сведения.

Будущая профессия

В процессе обучения студентам предлагается изучить оба направления: углубленную физику и техническую физику. Здесь они учатся проводить исследования физических закономерностей и моделировать новые явления. Большую часть образовательной программы занимает математический блок, где студенты осваивают навыки математического анализа и изучают теорию вероятности.

Куда поступать

В Москве располагается всего один вуз, где выпускники могут освоить предложенную специальность. Профессия довольно редкая и узконаправленная, поэтому существует не так много учебных заведений, где можно начать обучение. Сегодня в России насчитывается всего 17 вузов, имеющих в своем распоряжении отделение «Технической физики», и наилучшими из них считаются:

Срок обучения

Срок образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Основными предметами по специальности выступают:

  • инженерная и компьютерная графика,
  • информационные технологии,
  • математическая физика,
  • метрология и физико-технические измерения,
  • механика,
  • теоретическая физика,
  • физические основы материаловедения,
  • численные методы технической физики,
  • экспериментальные методы исследований,
  • электроника и схемотехника.

Приобретаемые навыки

В результате прохождения образовательной программы выпускники овладевают следующими умениями и навыками:

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем работать по получении диплома? В зависимости от выбранного профиля выпускники могут устроиться на такие должности, как:

  • инженер-схемотехник,
  • физик,
  • физик-технолог,
  • преподаватель физики,
  • физик-конструктор,
  • инженер-электроник,
  • технолог.

Специалисты данной области чаще всего задействованы в научно-исследовательских институтах и лабораториях либо непосредственно на производственных предприятиях. К примеру, физики, чей профиль связан с низкими температурами, могут устроиться в компании, занимающиеся холодильным оборудованием.

Размер оклада специалистов формируется на основании нескольких критериев: опыте, наличии грантов, статусе. Так, научные деятели, занимающиеся исследовательской работой при институтах могут зарабатывать от 20 000 до 100 000 рублей. Специалисты, занятые на техническом производстве, могут рассчитывать на оклад в 40 000 - 50 000 рублей.

Преимущества поступления в магистратуру

Многие студенты-бакалавры, полюбившие профессию, решают поднять свою степень знаний в магистратуре. Изучив углубленную программу, они получают ряд преимуществ:

  1. Возможность занять должность практически на любом производственном предприятии.
  2. Магистры чаще занимают руководящие должности и позиции ведущих инженеров.
  3. Углубленные теоретические знания - отличная предпосылка для построения успешной карьеры ученого.
  4. Приобретенные педагогические навыки позволят выпускникам стать заведующим кафедры или деканом, а порой и самим ректором.