Вязание

Биография министра образования рф филиппова в м. Ректор рудн владимир филиппов: мы должны создать условия для повышения квалификации. Академик Виктор Садовничий: «Мы должны показать всем, что мы – великая научная страна»

Миссия РУДН

Российский университет дружбы народов – международный классический университет, миссия которого заключается:

· в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий;

· в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности;

· в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщённых к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;

· в воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.

Гимн

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

«Я ЛЮБЛЮ РУДН»

(Слова А.П. Вихряна; Музыка Г.Н. Трофимовой)


Я люблю РУДН, это трудное слово...

Но труднее всего мне его позабыть!

Целый мир обойду - не найду я другого,

Чтобы память сумела его заменить.

Я люблю РУДН за напевность наречий,

За мозаику лиц и его доброту.

И за то, что дела ценит выше, чем речи,

Всех народов Земли воплощая мечту


Я люблю РУДН!

I love you RUDN!

Oui je t"aime RUDN!


Я люблю РУДН за веселый характер,

За студенческий смех в коридорах родных.

РУДН делит всех на «сестер» и на «братьев»,

Не деля никого на «своих» и «чужих».

Я люблю РУДН за любовь к переменам,

За классический стиль и за смелость идей

Свято верю я в то, что он будет бессменным

Властелином судьбы в жизни многих людей!

Что такое РУДН?

Университет дружбы народов был основал 5 февраля 1960 года решением Правительства СССР. 22 февраля 1961 года Университету было присвоено имя Патриса Лумумбы – одного из символов борьбы народов Африки за независимость. Первым ректором Университета был Сергей Васильевич Румянцев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. При его непосредственном участии был организован Университет, которым С.В. Румянцев руководил с 1960 по 1970 год.

Занятия на подготовительном факультете для обучения иностранных студентов русскому языку начались в 1960 году, а на шести основных факультетах Университета (инженерном, историко-филологическом, медицинском, сельскохозяйственном, физико-математических и естественных наук, экономики и права) – 1 сентября 1961 года. В 1964 году Университет был принят в члены Международной ассоциации университетов (МАУ).

В 1965 году состоялся выпуск первых 228 молодых специалистов из 47 стран мира. В те же годы начали создаваться интернациональные строительные отряды (ИССО), появились команды КВН, из которых родилась знаменитая на всю страну сборная команда КВН РУДН. В 1966 году было начато строительство нового учебного комплекса Университета на Юго-Западе Москвы. Вторым ректором Университета стал Владимир Францевич Станис, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, провозгласивший в Университете «культ знаний». Он руководил Университетом с 1970 по 1993 год. УДН становится крупным всемирно известным учебно-научным центром. Уже к 1975 году Университет подготовил около 5600 специалистов, в том числе 4250 выпускников для 89 зарубежных стран. В том же году



Университет был награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

5 февраля 1992 года решением Правительства России Университет переименован в Российский Университет дружбы народов. Учредителем РУДН является Правительство Российской Федерации.

С 1993 по 1998 год ректором РУДН являлся Владимир Михайлович Филиппов, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1973 года. С 1998 по 2004 год он работал Министром образования Российской Федерации в составе четырех Правительств РФ, а в 2004-2005 годах – Помощником Председателя Правительства России по вопросам образования и культуры. В это время сначала исполняющим обязанности ректора (1998-2004), а с 2004 по 2005 год – ректором Университета

был Дмитрий Петрович Билибин, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1966 года, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор.

4 марта 2005 года В.М. Филиппов вновь был избран ректором и является им по настоящее время. В.М. Филиппов – доктор физико-математических наук, профессор, академик, член Президиума Российской академии образования.

В 1990–х годах были открыты новые факультеты: экологический, экономический, юридический, филологический, гуманитарных и социальных наук, повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, повышения квалификации медицинских работников и учебные институты: иностранных языков, мировой экономики и бизнеса, дистантного образования, гостиничного бизнеса и туризма, гравитации и космологии, были созданы системы довузовского и дополнительного профессионального образования.

В 2000 году в Университете была открыта кафедра сравнительной образовательной политики, имеющая статус кафедры ЮНЕСКО.

В 2006 году был вручен 50000-ый диплом РУДН. Его получил выпускник инженерного факультета Хосе Атиенсия Вильягомес (Эквадор).

В настоящее время Российских университет дружбы народов – один из известнейших с мире центров высшего образования. Это единственных на планете университет, в котором ежегодно обучаются студенты из 140 стран мира. РУДН имеет многопрофильную структуру факультетов и специальностей, характерную для ведущих классических университетов мира. Более 70000 тысяч его выпускников, свыше 5200 кандидатов и докторов наук работают более чем 170 странах. Подготовка специалистов осуществляется по 62 направлениям и специальностям. Сейчас в РУДН обучается около 27000 студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров, представители свыше 450 народов и национальностей.

Российский университет дружбы народов – крупный научный центр. В Университете работает коллектив, состоящий из 4500 сотрудников, в том числе 2826 высококвалифицированных преподавателей. Из них – около 600 профессоров и докторов наук, свыше 1300 доцентов и кандидатов наук. Среди преподавателей 16 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и других российских государственных академий, 52 члена общественных академий, 50 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 116 Почетных работников высшей школы России.

26 преподавателей РУДН являются действительными членами иностранных академий и научных обществ. Свыше 500 сотрудников РУДН – изобретатели и рационализаторы. Интеллектуальный фонд вуза составляют описания изобретений к более чем 870 авторским свидетельствам и к 150 патентам Российской Федерации практически по всем направлениям научной деятельности Университета.

Многие зарубежные и российские политические и общественные деятели, выдающиеся ученые стали Почетными докторами Российского университета дружбы народов. Среди них – президенты Анголы, Габона, Намибии, Нигерии, Шри Ланки, ЮАР, Гайаны; премьер-министры Бангладеш, Казахстана; генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); директор Европейского Центра высшего образования (CEPES).

Университет имеет обширные и прочные международные связи как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями. РУДН - член Международной ассоциации университетов, член Евразийской ассоциации университетов, имеет более 160 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами, сотрудничает с Международной организацией Франкофонии, Ассоциацией университетов столиц Европы, европейской Ассоциацией международного образования. Принимает участие в программах и форумах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и иных международных и межправительственных организаций. Является одним из учредителей Сети сотрудничества университетов Европы и Центральной Азии, Академической сети университетов стран Восточной и Южной Европы, принимает участие в деятельности организации университетов стран Черноморского бассейна, участник Зальцбургских семинаров (Австрия) работников высшей школы.

За 50 лет Университет получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как крупный учебно-научный центр, многие годы занимающий место в пятерке лучших российских университетов.
Управление Университетом

Главным законом жизни в РУДН является его Устав , в соответствии с которым составлены «Правила внутреннего распорядка» . Высшим законодательным органом РУДН является общая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников и учащихся РУДН. В остальное время решения принимает Ученый Совет , члены которого избираются тайным голосованием на вышеуказанной конференции. В состав Ученого Совета входят представители всех основных научных, педагогических, и административных подразделений вуза. Возглавляет его Ректор Университета. На ежемесячных заседаниях Ученый Совет решает основные вопросы учебного, научного и воспитательного процессов, экономического и социального развития РУДН. Непосредственное управление Университетом осуществляет Ректор . Общее руководство факультетами осуществляют их Ученые советы, возглавляемые деканами, на которых возложено непосредственное управление. Руководство кафедрами (основными учебно-научными структурными подразделениями Университета) осуществляют заведующие кафедрами.

Руководство Университета

Ректор – профессор, академик РАО, доктор физико-математических наук Владимир

Михайлович Филиппов . Главный корпус, к.2-1, тел. 434-70-27. [email protected]

Первый проректор - проректор по учебной работе – профессор, доктор

физико-математических наук Александр Петрович Ефремов . Главный корпус,

крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.

Проректор по работе со студентами - Гладуш Александр Дмитриевич – кандидат технических наук, доцент. Ул. Миклухо-Маклая, д.6 (главный корпус), учебный сектор, к.201, тел.: 433-7363, e-mail: [email protected]

Первый проректор - проректор по экономической деятельности – доктор экономических наук Евгений Леонидович Щесняк . Главный корпус, правое крыло, к. 203, тел. 433-73-68.

Проректор по научной работе – профессор, доктор философских наук

Нур Серикович Кирабаев . Здание на ул. Орджоникидзе, д. 3, к. 105, тел. 952-52-26.

Главный корпус, крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.

Проректор по международной деятельности – профессор, доктор философских наук

ГульнараАмангельдиновна Краснова. Корпус естественно-гуманитарных факультетов

к. 112, тел. 434-70-16.

Проректор по ДО – кандидат химических наук Анжела Викторовна Должикова.

Главный корпус, крыло ректората, к 502, тел. 434-66-41.

Проректор по связям с общественностью – профессор, доктор политических наук

Елена Викторовна Мартыненко . Главный корпус, правое крыло, к. 200, тел. 787-38-27.

Проректор по административно-хозяйственной деятельности

Геннадий Алексеевич Ермолаев .4-й корпус, к.356, тел. 433-02-09.

Проректор по кадровой и документационной деятельности – Ирина Петровна Герасимова. Главный корпус, крыло ректората, к. 101, тел. 434-53-00

Проректор по коммерческой деятельности - Назюта Сергей ВикторовичУл. Миклухо-Маклая, д.6, (главный корпус), к.11, тел.: 434-6635, 438-8301.

Помощник ректора Павел Александрович Смирнов . Главный корпус, крыло ректората,

к. 401,тел. 434-70-18.

Помощник ректора по безопасности Александр Алексеевич Карпов .

Главный корпус, правоекрыло, к. 315.

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА (ВЫДЕРЖКИ)

Принято на общеуниверситетской конференции представителей профессорско - преподавательского состава, сотрудников и обучающихся в Университете.

Об этом рассуждает министр образования РФ в 1998 −2004 годах, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО Владимир Филиппов .

Экран вместо профессора

Юлия Борта, «АиФ»: — Владимир Михайлович, ведущие университеты начали отказываться от обычных лекций в пользу онлайн-курсов через интернет. Но ведь мы уже много лет боремся с неэффективными вузами и филиалами, которые заочно учат всему, а на деле ничему... Не выйдет ли то же самое?

Владимир Филиппов : — В цифровой экономике от использования информационных технологий в образовании никуда не деться. Есть дисциплины, перевод которых «в цифру» открывает больше возможностей для самообразования. Например, курсы по истории России, философии можно дополнить видеоматериалами о каждом историческом деятеле, философе, фильмами о них, тут же посмотреть их, и многое другое. На лекции столько дать невозможно. Но полностью заменить онлайн-курсами обычные лекции и семинары в аудитории не получится. В законе «Об образовании в РФ» сказано, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения. Причем воспитание на первом месте. Воспитать медика, педагога невозможно без личного контакта преподавателя и студента. Директор Курчатовского института профессор Михаил Ковальчук мне говорил, что даже воспитание физика и инженера по духу — совершенное разное.

Нужно избегать крайностей. В Советском Союзе, когда начали внедрять технические средства обучения, появилась такая шутка. Преподаватель как-то приходит к студентам и говорит: «Ну что я вам одно и то же читаю из года в год? Я записал на магнитофон всю лекцию». Включил и ушел. А когда через 1,5 часа вернулся, ни одного студента в аудитории нет, а вокруг магнитофона лежат диктофоны.

— Допустим, профессор записал онлайн-курс по своему предмету, студенты могут его посмотреть заочно, ни первый, ни вторые в вузе не появляются. Всем удобно, но как обеспечить качество?

— Недавно у нас выступал Филип Альтбах , один из ведущих специалистов в мире в области высшего образования, электронных технологий обучения, глобальных университетов и т.д. Так вот когда его попросили рассказать про один онлайн-университет в США, в котором учились 300 тыс. студентов, он признался, что этот бизнес-проект провалился. Они хотели заработать за счёт массовости, но не смогли обеспечить качество обучения (а работодатель сегодня смотрит на компетенции специалиста, а не на его «корочки»), дискредитировали себя и вынуждены были продать бизнес другой компании, которая реализует полудистанционное обучение. В итоге осталось всего 70 тыс. студентов.

Профессор американского Массачусетского технологического университета (один из лучших вузов мира, всегда входит в тройку лидеров самых престижных рейтингов — Ред.) выступая недавно в РУДН, отметил: онлайн-курс окупается, если на него записались минимум 10 тыс. человек. Мы радуемся, если на наши онлайн-курсы записалась хотя бы тысяча. Но главное — чтобы работать с этими 10 тыс. студентов дистанционно (отвечать на вопросы, проверять задания и т.д.), ему приходится содержать штат 8 помощников плюс к профессору. Только на одну дисциплину.

Если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание.

— Выходит, качественные онлайн-курсы могут быть только платными?

— На данном этапе — да. Однако со временем вузы в рамках создания сетевых университетов будут договариваться между собой, что своим студентам свои курсы они предлагают бесплатно. Более того, на Западе сейчас продвигается идея открытых образовательных ресурсов (OpenEducationalResources — OER). Её главный идеолог — сэр Даниэль , бывший замгендиректора ЮНЕСКО , создатель первого в мире Открытого университета Великобритании (OpenUniversityofGreatBritain), в котором ещё 20 лет назад дистанционно обучалось 200 тыс. студентов по всему миру. Смысл идеи OERв такой: договориться с правительствами разных стран о том, что если профессор или учитель школы, работая в госучреждении, создаёт за бюджетные деньги электронный образовательный ресурс, то обязан разместить его в открытом доступе для всех. Получилась бы такая база данных учебных ресурсов преподавателей со всего мира. Но, к сожалению, пока не до конца решена проблема авторских прав.

— Это похоже на Московскую электронную школу, где учителя выкладывают сценарии уроков.

— Да, принцип тот же.

— Несколько лет назад страну сотрясали скандалы, связанные со списанными диссертациями — то у одного политика или чиновника их найдут, то у другого... Сейчас тишина. Все честными стали?

— Мы продолжаем проверять всех, кто защитился после 2011 года — к сожалению, по истечении 10 лет лишить научного звания уже нельзя. Все 5,5 лет, что я работаю председателем ВАК, мы каждый месяц лишаем степени доктора или кандидата наук по 5-10 человек. Только в прошедшем сентябре на президиуме ВАК по гуманитарным наукам сразу 12 человек лишись степени или получили отказ в её присвоении. Сейчас трём ректорам университетов грозит лишение научной степени. Многие стали серьёзно бояться подавать лже-диссертации. В 2013 году было принято решение публиковать в открытом доступе на сайте ВАК сроком на 10 лет фамилии не только тех, кого лишили степени, но и их научных руководителей, оппонентов, ведущую организацию. Так теперь люди стали жаловаться, что не могут найти оппонентов, ведущую организацию. Никто не хочет на 10 лет оказаться в «чёрном» списке.

Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки - уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов.

Но решать проблему нужно шире. Вот аспиранты нам говорят: интересно, в магистратуре курсовые можно было списывать, а в аспирантуре диссертацию нельзя. Почему? Потом мы приходим к магистрантам, внушаем: нельзя, мы ваши диссертации магистерские пропускаем на антиплагиат. А нам отвечают: интересно, а почему в бакалавриате было можно списывать, а в магистратуре нельзя? И вот так возвращаясь к 1 классу школы. У нас, к сожалению, дух в школе такой, что вот если ты отличник и не дашь кому-то списать, то ты «нехороший человек». И тебя позорят твои же друзья.

Как-то меня пригласили на телепередачу, посвящённую проблеме списывания на ЕГЭ. Так вот там выпускник РУДН, известный певец Пьер Нарцисс , меня, действующего министра образования, крепко приложил. Он сказал тогда: «Вы знаете, у нас в Камеруне если на ЕГЭ (аналог французской системы госэкзаменов) поймают того, кто списывает, то по национальному ТВ на всю страну позорят и папу, и маму». Вот где Камерун, и где Россия. Но там с 1 класса воспитывают так, что списывать нельзя категорически. И иностранные студенты, приезжая в наш университет, поначалу удивляются: как можно вообще списывать? Но это тот самый случай, когда они очень быстро учатся. Поэтому если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание. Поздно делать это на 2-3 курсе университета.

— Объявили, что программа по поддержке вузов для вхождения в ведущие мировые рейтинги продолжится. А какая нам польза с этого?

— Мы сейчас живем в таком открытом информационном мире, что вынуждены сравнивать — что лучше, что хуже. В какую школу пойти, в какой вуз? И одно дело — слушать мнение знакомых или соседей. И совсем другое, когда кто-то учебные заведения уже сравнил, ранжировал по внешним критериям. А будучи в рейтингах, вуз привлекает больше хороших студентов, а значит и финансов.

Сейчас в мире 23 тыс. вузов. А в рейтинги входит только 600, то есть менее 4%. И конечно, недовольство в мире такими рейтингами растет. Каждый предлагает создать свои. Это как в футболе. Не умеем играть, ну так что, нам свои правила придумать? Давайте клюшки дадим футболистам, тогда они, может, начнут выигрывать что-то. Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки — уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов. И все научные открытия, публикации идут в копилку этим вузам. Более того, на Западе крупные университеты имеют по 50-100 тыс. студентов. А у нас в самом крупном МГУ — всего 45 тыс. В России же от вузов отделены всевозможные отраслевые НИИ, которые всегда традиционно занимались наукой, — медицинские, пищевые, транспортные и т.д. Эту систему надо менять.

К 2020 году не меньше 5 российских вузов должны оказаться в топ-100 мирового рейтинга (пока там только МГУ — Ред.). Сейчас в проекте участвует и получают господдержку 21 университет. Предлагается расширить программу за счёт включения лучших отраслевых институтов и отобрать те вузы, в которых действительно есть наука.

Охота за мозгами

— Профессор одного из ведущих вузов говорил мне, что наши студенты после 2-3 курса начинают сильно проигрывать западным. Почему так?

— Ситуация неоднозначна. Сейчас все развитые страны стремятся развивать STEM-образование. Это начальные буквы английских слов «наука — технологии — инженерия — математика» (science — technology — engineering — mathematics). Предметы в школе, программы вузов подбираются исходя из этого подхода. Американцы, французы, немцы, все хотят быть прогрессивными в STEM. Они понимают, что без этого можно отстать в экономике, вооружениях и т.д. Россия пока удерживает здесь неплохие позиции в математике, а вот в инженерии существенно отстаёт. Потому что отстали еще и технологии, которые остались со времён Советского Союза. Помню, когда к бывшему министру образованию Андрею Александровичу Фурсенко (сейчас помощник президент РФ — Ред.) пристали с вопросом, почему у нас плохие инженеры выпускаются, он ответил: «Наши выпускники-инженеры не хуже, чем наши автомобили».

Почему мы теряем в качестве образования на старших курсах и в магистратуре? Мы меньше требуем от студентов самостоятельности и креативности. У нас ведь как: если студент 17 лекций за семестр послушал, выучил, пришел на экзамен и по этим лекциям сдал, то получает «пятёрки». Такого в принципе не может быть в западных университетах. Лекции — это десятая часть того, что ты должен был сам освоить. И даже на «тройку» надо пахать, много заниматься самостоятельно. У нас же все студенты знают, что если лекции посещал, то уж «тройки»-то им точно поставят и диплом дадут. Ну и плюс к тому — практика слабовата. Раньше государственные предприятия обязаны были принимать студентов на практику. Теперь частный бизнес не хочет этим заниматься и тратить время на их обучение.

— Сейчас стипендии таковы, что прожить на них нельзя. Молодые люди из небогатых семей из регионов лишаются возможности получить качественное высшее образование в столичных городах.

— Когда мы вводили ЕГЭ, то рассуждали с точки зрения министерства образования: задать механизм, чтобы дети из отдалённых регионов могли поступать в лучшие столичные вузы, не выезжая из своих регионов, причём могли подавать документы сразу в несколько университетов. Эту задачу решили. Встала следующая проблема — материальное обеспечение этих студентов, чтобы они могли жить в больших городах. В западных университетах 90% студентов живут вне общежития. Они арендуют жилье. У нас пока рынка свободного жилья нет или оно дорогое. Поэтому проблема строительства общежитий стоит остро.

Как решается проблема во многих странах мира? Строительством больших студгородков, где расположены различные вузы и общежития. Например, в каждом областном городе можно объединить все «местные» вузы (везде есть педагогический институт, медицинский, технический и т.д., и в каждом своя кафедра философии, химии и пр.) в один большой университет, построить за городом огромный кампус для них. Причем это может быть бизнес-проект, потому что здания, как правило — хорошие, которые они занимают сейчас в центре города, можно отдать инвестору. Но, к сожалению, не решен вопрос межведомственного взаимодействия. Ведомства не хотят отдавать свои вузы. Вот эта местечковость очень мешает нам в продвижении в рейтингах и решении проблемы жилья.

Но, кстати, сейчас многие ведущие вузы, чтобы привлечь лучших студентов, вводят дополнительные стипендии за счёт собственных средств. Например, у нас в РУДН это 15 тыс. рублей.

— В новом нацпроекте «Образование» есть цель увеличить в 2-3 раза число иностранных студентов в российских вузах в ближайшие 6-7 лет. А 5% из них трудоустроить в российских компаниях. Разве у нас лишние рабочие места есть, которые мы своим предложить не можем?

— Начну издалека. Мы критикуем марксизм-ленинизм. Но надо помнить, что Маркс и Ленин были экономистами. И Ленин предсказал две вещи, которые уже сбылись. Первое — что в Европе неминуем процесс стирания границ, создания единой валюты и образование новой структуры Соединённые Штаты Европы (по сути нынешнее ЕС). Второе — в борьбе между капитализмом и социализмом победит тот, у кого выше производительность труда. А она связана с конкуренцией. Плохо работаешь — тебя заменят другим. А у нас при социализме был принцип: все должны иметь рабочее место, числиться где-то. Безработицы не должно быть в Советском Союзе. А ведь определённый процент безработицы необходим, это стимулирует людей к самообразованию, развитию. Кто победил? Капитализм. В основе развала лежал прежде всего кризис экономики. Советский Союз проиграл в экономическом соревновании.

Конечно, государство не должно бросать людей, которые проиграли в конкуренции за рабочие места в столице. Создавать другие возможности. Скажем, не хочешь быть безработным бомжом — вот тебе гектар на Дальнем Востоке, поезжай и работай.

Среди наших выпускников — больше ста тысяч иностранцев. И среди них наверняка были талантливые физики, химики, математики. И где они сейчас? Во Франции и Германии, Италии — сейчас там созданы целые ассоциации выпускников РУДН, при том что студентов из этих стран у нас никогда не было. Они не вернулись к себе в Африку! И мы в итоге за российские деньги кормили Запад, потому что Россия, Советский Союз не создали им условия работать здесь и применять свои таланты на благо нашей страны. Надо сделать очень многое в этом направлении, начиная с восприятия общества, что с тобой рядом может работать, скажем, африканский врач или преподаватель.

— Какие профессии будут востребованы в будущем больше всего? Программисты?

— Не думаю, что будут сильнее других востребованы «чистые» программисты. В большей степени будут нужны профессионалы, владеющие информационными технологиями каждый в своей профессии. Например, медик, учитель, химик, инженер, разбирающийся в информационных технологиях и умеющий их применить.

Бывшего министра образования Владимира Филиппова. «Я хотел бы сообщить и министру образования, и всем присутствующим, что только что подписал распоряжение, касающееся ВАКа, о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова», — заявил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения обязательств, связанных с увеличением зарплат педагогам. Медведев подчеркнул, что Филиппов, ныне являющийся ректором РУДН, работал министром и является человеком опытным. «Надеюсь, что он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на собственно сам порядок присвоения ученых степеней и званий в нашей стране, потому что с этим есть проблемы, — заявил премьер. — Дело тут даже не в персональных, а просто в системных проблемах».

Пост председателя ВАК освободился на прошлой неделе, когда прежний глава комиссии Феликс Шамхалов .

Арест Шамхалова, который стал председателем ВАК в августе 2012 года, удивительным образом совпал по времени с крупным скандалом — выявлением поставленного на поток процесса в диссертационном совете по истории Московского педагогического государственного университета. Внимание же общественности и Минобрнауки к деятельности данного диссовета было привлечено после защиты кандидатской диссертации в нем , бывшего председателя студенческого союза , .

В настоящее время является ректором Российского университета дружбы народов (РУДН). На эту должность он вернулся в 2005 году после работы в период с 1998 по 2004 год на посту министра образования РФ — до работы в правительстве он также был ректором РУДН, впервые на этот пост он был избран в 1993 году.

О своих задачах на новом посту Владимир Филиппов публично рассуждал еще в пятницу, когда официально он еще был лишь заместителем председателя ВАК. Так, Филиппов , а также числа вузов, которые могут готовить аспирантов. , ректор РУДН заявил, что «не стал бы полностью вешать вину» только на экспертный совет и комиссию.

«Конечно, запланирован на будущее не только с журналами пересмотр, не только с сетью диссоветов, но была запланирована и работа по пересмотру самих всех экспертных советов.

И очень хорошо, что это можно теперь сделать более системно, на некоторых новых принципах, с оценкой работы самих членов экспертных советов, с их публикациями и так далее», — сказал Филиппов.

Самая же главная задача, которую призван решить Филиппов, — это реорганизация системы аттестации научных кадров. Об этой задаче сказал во вторник Дмитрий Медведев, а накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

«Для нас принципиально важно вывести систему аттестации (научных кадров) на новый уровень», — заявил министр, отметив, что система в настоящее время девальвирована.

Научное сообщество в целом согласно с оценкой , отмечая, что проблема находится в самой системе, а не в ее руководителе. «Проблемы в ВАК всегда были, это никак не связано с тем или иным руководителем, — заявил «Газете.Ru» академик РАН , директор Института физики высоких давлений. — О чем можно говорить, если у всех наших «начальников» есть кандидатские диссертации? Конечно, проблемы больше касаются общественных наук.

Не секрет, что довольно много людей сейчас пишут диссертации за деньги. Они переводят что-то с английского языка, и потом непонятно, как их «ловить».

Но я не исключаю, что подобные вещи есть и в естественных науках, в обществе требовательность несколько падает».

«У ВАК есть и были системные проблемы, ведь принципы аттестации перекочевали к нам из советского времени, когда существовал Высший аттестационный комитет, который на правах министерства входил в правительство (то есть не был комиссией при чем-то), — вице-президент РАН . — На Западе, как мы знаем, другая система, и она варьируется от страны к стране. В англосаксонской системе, где сильны университеты, аттестация и защита диссертации напрямую завязаны на деятельность того или иного университета. То есть, когда говорят, что ученый имеет Ph.D., то обязательно добавляют название университета, и степень эта имеет ценность только в контексте важности, авторитетности университета… Конечно же, человеческий фактор - это существенно, но к нему одному все дело не сводится. Хотя, конечно, грустно наблюдать, когда вокруг системы аттестации, вокруг ВАК (где я сам когда-то работал, знаю многих людей) возникают проблемы, недостойные ее».

«Назначение не лишено оснований, Филиппов — опытный человек. Другой вопрос, что в лучшие времена председателями ВАК (а тогда, при СССР, он назывался Высший аттестационный комитет) были известные крупные ученые с мировым именем.

В данном случае это не так, — считает , член-корреспондент Российской академии образования (РАО). — Но Филиппов - опытный человек, который уже показал свое отношение к фальшивым диссертациям.

Назначение, возможно, правильное и по другим причинам: он человек жесткий, и если он примется за налаживание системы, то в этом качестве у него это может получиться неплохо. По крайней мере, хочется на это надеяться».

Главным результатом деятельности Владимира Филиппова на посту министра образования является разработка и принятие в 2002 году концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . В этой концепции, в частности, шла речь об отработке системы профильного обучения, государственных стандартов общего образования и введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Через три года после принятия этой концепции, в 2005 году, вследствие реорганизации министерства образования и министерства промышленности, науки и технологий было создано Министерство образования и науки, которое возглавил Андрей Фурсенко, и за время его работы в Минобрнауки все эти вопросы перешли из стадии планирования в стадию внедрения, получили неоднозначную оценку научного и образовательного сообществ.

«Филиппов стал министром образования в правительстве сразу после финансового кризиса в 1998 году, — вспоминает Александр Абрамов. — Одна из его первых инициатив, переход на 12-летнее образование, вызвала бурю критики, в итоге про нее все забыли, и слава богу. В 2001 году появилась концепция модернизации образования в РФ. На начальном этапе основные идеи этой концепции звучали следующим образом: качество, эффективность и доступность. Это всем понравилось, но тогда никто не представлял, что все это примет крайние формы. Концепция модернизации образования была принята уже ближе к концу пребывания Филиппова на посту министра, и в этом смысле история повторяется: стандарты образования ведь были приняты в 2012 году под конец пребывания на посту главы Минобрнауки.

Фурсенко в итоге протащил эти инновации. Но старт этой модернизации был дан во времена Филиппова».

Одним из первых общественно-значимых действий, которое произойдет в ВАК, должно стать лишение степеней фигурантов дела о «липовых диссертациях», защищенных в диссовете по истории в МПГУ. Накануне экспертный совет ВАК провел заседание, по итогам которого рекомендовал президиуму ВАК лишить степени 10 человек, включая Андриянова. В ВАК «Газете.Ru» сообщили, что заседания президиума «проходят по пятницам», следовательно, окончательное лишение научной степени фигурантов дела о «липовых диссертациях» должно произойти 15 февраля. «Это нарыв, который легко вырезаем, но вопрос-то в том, что надо лечить болезнь, которая дает нарыв, а не отдельным «хирургическим» путем… решать эту проблему», — считает Филиппов.