Вязание

Сшить модное школьное платье. Мастер-класс: шьем школьную форму (платье)

Школьная форма для девочки – идеальная одежда для занятий в учебном заведении – будь то школа или лицей. Во-первых, школьная форма дисциплинирует, побуждает к знаниям, а во-вторых, современная школьная форма выглядит очень стильно!

Сшейте школьную форму для девочки самостоятельно по данной ниже выкройке.

Выкройка школьной формы для девочки

Выкройка-основа школьного платья для девочки. Нажмите, чтобы увеличить

Выкройка школьной формы для девочки дана на 40-й размер.

Для построения выкройки школьного платья необходимо снять следующие мерки:

…………………………………………………1/2

Обхват груди – 80см 40см

Обхват над грудью – 76см 38см

Обхват бедер – 84см 42см

Длина спины до талии – 33см

Длина плеча – 11см

Обхват шеи – 33см 16,5см

Обхват талии – 68см 34см

Длина рукава – 56см

Построение выкройки школьной формы

1-й этап построения выкройки школьной формы.

Начертите прямоугольник АВСD.

Длина школьного платья. АD =BC=80см – длина платья по мерке.

Ширина школьного платья. 43см (полуобхват груди по мерке плюс 3см на свободу облегания для всех размеров): 40+3=43см.

Глубина проймы школьного платья. Глубину проймы можно измерить и отложить измеренное значение от точки А вниз – точка Г. (см. Как измерить глубину проймы ).

От точки Г вправо провести горизонтальную линию до пересечения с линией ВС – точка Г1.

Линия талии школьного платья. От точки А вниз отложить 33 см – длина спинки до талии по мерке – точка Т. От точки Т провести горизонтальную линию до пересечения с линией ВС – точка Т1.

Линия бедер школьного платья. От точки Т вниз откладывают 16 см для всех размеров – точка Л. От точки Л вправо провести горизонтальную линию до пересечения с линией ВС – точка Л1.

Линия бока школьного платья. Отрезок АВ разделить пополам и через полученную точку провести вертикальную линию – линия бока школьного платья.

Ширина проймы школьного платья. Ширина проймы платья рассчитывается по формуле: ¼ полуобхвата груди по мерке плюс 1см для всех размеров: 40/4+1=11см – отложить по 5,5 см влево и вправо от линии бока – точки Г2 и Г3.

Подъем полочки школьного платья. От точки Г1 вверх отложить 20,5см – точка Ш (1/2 полуобхвата груди по мерке плюс 0,5см для всех размеров): 40/2+0,5=20,5см.

От точки Г3 провести вверх прямую линию длиной 0,5см – точка П1. Точку пересечения с линией АВ обозначают точкой П2. Точки П1 и Ш соединить.

Линия спуска проймы школьного платья. Линии ПГ2 и П2Г3 удлиняют вниз на 1-1,5см для всех размеров и соединяют их.

Вспомогательные линии плеча и проймы. Линии ПГ2 и П2Г3 разделить на 4 равные части.

2-й этап построения выкройки школьной формы

Построение спины школьного платья

Вырез горловины школьного платья. От точки А вправо отложить 6см (1/3 полуобхвата шеи по мерке плюс 0,5см для всех размеров): 16,5/3+0,5см=6см.

От точки 6 верх отложить 2см. Точки 2 и А соединить вогнутой линией.

Наклон плеча школьного платья. От точки П вниз отложить 1,5см.

Линия плеча школьного платья. От точки 2 (горловина) через точку 1,5 (наклон плеча) провести линию плеча длиной 11 см (длина плеча по мерке).

Линия проймы школьной формы. От точки 1-1,5, разделяя угол пополам, отложить 3см. Линию проймы спинки провести от точки 11 через среднюю точку деления линии ПГ2, точку 3 и Г4.

От точки Т2 влево отложить 2см. Линию бокового шва провести через точки Г4, 2, Л2 до пересечения с линией DC. Точка пересечения – Н1. Линию бока оформить по лекалу слегка выгнув на участке бедра.

Линия низа спинки. От точки Н1 вверх отложить 1см. Линию низа оформить по лекалу.

3-й этап построения школьной формы.

Построение выкройки переда школьной формы

Вырез горловины школьной платья. От точки Ш влево отложить 6см (1/3 полуобхвата шеи по мерке плюс 0,5см для всех размеров): 16,5/3+0,5=6см.

От точки Ш вниз отложить6,5см (1/3 полуобхвата шеи по мерке плюс 1см для всех размеров): 16,5/3+1=6,5см.

Точки 6 и 6,5 соединить пунктирной линией, разделить ее пополам и через точку деления провести линию длиной 6см. Точки 6, 6 и 6,5 соединить по лекалу.

Длина плеча школьного платья. От точки 6 влево отложить 3см, затем от точки 3 вниз отложить 0,5см. Соединить точки 0,5 и 6.

От точки Г1 влево отложить 8см (1/2 расстояния между высокими точками груди по мерке). Точки 8 и 0,5 соединить.

Нагрудная вытачка. Правую сторону вытачки от точки 0,5 до точки 8 разделить пополам и от точки деления отложить влево 2см (разница между полуобхватом груди и полуобхватом над грудью): 40-38=2см.

Левую сторону вытачки проводят длиной равной правой стороне вытачки – точка П3.

Длина плеча от нагрудной вытачки до проймы. Точку П3 соединить пунктирной линией с верхней точкой деления ПГ2 (выкройки спины платья). По пунктирной линии влево отложить 8см – длина плеча по мерке минус 3см (длина плеча до нагрудной вытачки для всех размеров): 11-3=8см.

Точку 8 соединить пунктиром с нижней точкой деления П2Г3. От точки 8 вниз отложить 1,5см. Точки 1,5 и П3 соединить.

Линия проймы школьного платья. Пунктирную линию от точки 1,5 до нижней точки деления П2Г3 разделить пополам и от точки деления вправо отложить 1см. От точки 1,5 (нижний правый угол), разделяя угол пополам отложить 2см. Линию проймы переда платья провести через точки 1,5,1,нижнюю точку деления П2Г3, точку 2 и Г4.

Линия бокового шва школьного платья. От точки Т2 вправо отложить 2см. Линию бокового шва провести через точки Г4, 2, Л2 до пересечения с линией DC. Точка пересечения – Н2. Линию бока оформить по лекалу, слегка выгнув на участке бедра.

Линию талии провести, опустив на 2 см от точки Т1.

Линию бедер провести, опустив на 2см от точки Л1.

Линия низа спинки. От точки Н2 вверх отложить 1см. ВС удлинить на 1см. Линию низа оформить по лекалу.

Вытачка на линии талии. От точки 2 (линия талии) влево отложить 6,5см: 8-1,5см=6,5см.

От точки 6,5 влево отложить глубину вытачки – 2см. Через намеченные точки провести верх и вниз линии произвольной длины.

Боковая вытачка на линии талии. Расстояние от первой вытачки до бока разделить пополам и от точки деления отложить вправо 2см.

Дополнительно к выкройке-основе школьного платья необходимо построить выкройку одношовного рукава.

Выкройка рукава к школьной форме для девочки

Выкройка рукава к школьному платью для девочки строится на основании выкройки переда и спинки школьного платья. Используются те же мерки, что и для выкройки переда и спинки школьного платья.

……………………………………………………1/2

Обхват груди – ………..80см ………..40см

Обхват над грудью – ..76см …………38см

Расстояние между высокими точками груди – 16см

Длина спины до талии – 33см

Длина плеча – 11см

Обхват шеи – …………….33см ………..16,5см

Обхват талии – ………….68см………… 34см

Обхват бедер – …………..84см …………42см

Длина рукава – 56см

Длина платья от талии до низа – 47см

Длина платья от седьмого шейного позвонка до низа – 80см

Здравствуйте, друзья!

Совсем скоро начнётся очередной учебный год…

Кто-то ждёт его с радостным предвкушением нового, неизведанного, кто-то озабочен предстоящим выполнением домашних заданий и рутинной деятельностью.

А некоторые, до сих пор, находятся в состоянии поиска качественной школьной формы.

Если найти такую в продаже, не представляется возможным, отличным решением будет — сшить школьную форму своими руками.

Так и надумала поступить читательница проекта «Красиво шить не запретишь!», задавшая мне вопрос о том, как выбрать и сшить школьную форму и какие есть требования к школьной форме?

Вопрос Юлии (а также других читателей в разное время) о критериях выбора школьной формы, побудил меня сделать данную публикацию.

Даже если вы не собираетесь шить одежду для школы, но, школьники в семье есть, наверняка не лишним будет узнать - какие требования предъявляются к школьной форме?

Процитирую часть письма Юлии и приведу мои ответы из которых вы узнаете: какие материалы лучше всего подходят для школьной формы, какой силуэт и цвет выбрать для школьной формы и бывают ли универсальные варианты школьной одежды…

«…Добрый день Елена! Хочу обратиться к Вам за помощью. Когда моя младшая дочка пошла в первый класс, директор на собрании рекомендовала родителям перейти с делового синего костюма на школьную форму старого образца (коричневое платье, белый фартук и черный фартук).

Я приняла решение — надо шить, но где, из чего, по какой выкройке? Узнала, что ткань для формы должна быть обязательно натуральной, но когда пришла в магазин, мне посоветовали взять габардин из 100% синтетики. Я растерялась совсем и не знаю что покупать.

Посоветуйте пожалуйста:

1) Что взять на платье? Ведь летом в нем должно быть не жарко, зимой не холодно, ткань не должна сильно мяться, не должна накатываться и быть хотя бы на половину натуральной. Может надо два платья летнее и зимнее?
2) Что взять на черный фартук?
3) Что взять на белый фартук? Ведь он должен быть обязательно красивым и практичным, не выглядеть мятым, быть устойчивым к пятнам и выдерживать частые стирки.
4) Отдельный вопрос по манжетам, можно ли их сделать съемными, а не пришивать как делали это мы.

Хочется сделать такой универсальный вариант, чтобы бросил вечером в стиральную машину, затем повесил на плечики, а утром одел без глажки (наш синенький костюмчик сейчас именно такой). Нам это очень важно, так как ребенок целый день занят и в школе и в бассейне (ежедневно), вечером форма может оказаться грязной, а времени на уход уже нет.
Заранее, огромное спасибо!…»

Благодарю Юлию за вопрос!

Действительно, выбор школьной формы ответственный этап при сборе ребёнка в школу. Ведь в форменной одежде ребёнок проводит много часов в день. Поэтому на качество школьной формы лучше обратить повышенное внимание!

К тому же, новый закон об образовании , устанавливает общий подход для школьной формы по всей стране, согласно которому, она должна иметь светский характер и соответствовать общепринятым нормам делового стиля.

Выдержка из закона:

«…Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения.

Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер.

Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление психоактивных веществ….»

Удобный, не стесняющий свободу движения, крой, натуральные материалы, лёгкость в уходе — вот главные составляющие качественной школьной формы.

Из письма Юлии заметно, она из тех родителей, которые подходят к выбору школьной формы ответственно и не формально . Для неё важно чтобы школьная одежда была качественной и красивой, но при этом, за ней было легко ухаживать.

По порядку постараюсь ответить на вопросы, прозвучавшие в письме Юлии и выяснить — можно ли совместить в школьной форме — качество, комфорт, красоту и лёгкость в уходе.

Примечание : вопрос Юлии касается школьной формы для девочек, но рассмотренные критерии выбора школьной одежды подойдут и для мальчиков тоже.

  • Какие материалы подойдут для платья и в целом, школьной одежды?

Во времена Советского союза школьная форма шилась исключительно из шерстяных или полушерстяных тканей. На мой взгляд, это обоснованный выбор.


Шерсть, материал с замечательными свойствами – она впитывает воду, отлично сохраняет и отдает тепло, в меру сминаема и комфортна при носке.

Недостатки у натуральных шерстяных тканей – износоустойчивость (помните, как на локтях форма быстро протиралась?) и образование так называемых, «катышков» (или пилингуемость, по-научному).

Но, при добавлении небольшого количества синтетических волокон (полушерстянные ткани) эти недостатки уходят.

Использование натуральных материалов ( , шерсть, шёлк) при пошиве школьной формы — идеальный вариант!


Хотя, сейчас найти в магазинах подобные ткани не очень просто и/или стоят они очень дорого. Как вариант, можно поискать ткань в газетах или в «сети», по объявлениям.

Наверняка, у кого то остались подобные материалы с «советских времён». Так можно купить отличную натуральную ткань (бывает у продавцов сохраняются этикетки, где расписан полный состав ткани!) по приемлемой цене.

Если ткань формы не соприкасается с кожей ребенка — второй или третий слой одежды, например, жакет или жилет — допустимо использование синтетического материала.

Кстати, габардин тоже подойдет, если в его составе содержится небольшое количество синтетики. Он, действительно, лёгок в уходе и обработке (из недостатков отмечу его высокую элекролизуемость, которая, впрочем, зависит от состава).

Но, если ткань соприкасается с телом (особенно в тёплое время года), лучше выбирать для пошива школьной формы натуральные материалы с небольшим содержанием синтетических волокон или вискозу.

Для справки:

Оптимальный состав тканей, применяемых для изготовления :

Верхний слой — не менее чем на 35% состоит из натурального волокна (например, шерсти) или вискозы.

Подкладка — 100% натурального волокна или вискозы.

Рубашки и блузы должны быть изготовлены из тканей с содержанием натурального волокна или вискозы не менее 65%.



Кстати, в качестве подкладки для детской одежды и при изготовлении школьной формы, можно использовать штапельные полотна, имеющие в составе натуральные волокна хлопка или с добавлением вискозы.

В любом случае, старайтесь чтобы синтетических материалов в составе ткани для школьной формы было как можно меньше. Так вы сократите риск аллергических заболеваний и общей утомляемости ребёнка — это доказано учёными!

Конечно, отличным вариантом будет два вида школьной одежды — для теплых и холодных дней.

Перепады температур иногда бывают значительными и комфортнее одевать детей в соответствии с погодными условиями.

Если есть такая возможность — шейте/покупайте форму разных видов или используйте форму с возможностью комбинирования (см. ниже).

  • Какой материал взять на черный фартук?

Требования к сопутствующим деталям детской одежды, практически, те же — комфорт, легкий уход и минимальное содержание синтетики.

Но, фартук — второй/третий слой одежды , поэтому к составу материала можно применять менее жёсткие требования.

Если нужен плотный фартук , можно использовать ту же ткань, что и для верха, если необходим фартук полегче, подойдет гипюр, кружево и т.п. Главное, чтобы вид фартука сочетался с общей стилистикой школьной формы.


  • Что взять на белый фартук?

В зависимости от модели и ваших пожеланий к внешнему виду ученицы….

Фартук может быть кружевной или из гладкой ткани. Подойдут — качественный поплин, сорочечная ткань (сейчас много видов хлопка, которые обработаны специальными пропитками – водоотталкивающими, смягчающими и т.д.), разные виды сатина или атласа , если допускается блеск.

Нужно искать свой вариант.


  • Манжеты — можно ли их сделать съемными, а не пришивать как делали это мы?

При желании, все возможно. Сшейте съемные манжеты , снабдив их, например, маленькими кнопками или потайными петлями и пуговицами.

Зайдите в магазин, (если у вас в гардеробе нет такого) и присмотритесь к моделям со съемными воротниками – там очень хорошая схемка – в швах петли, а на воротнике или манжете небольшие пуговицы.

Используйте легкие потайные замки-молнии, когда можно отстегнуть манжету, постирать и пристегнуть заново. Или ленту «велкро» (липучку), хотя, лента не лучший вариант — она достаточно плотная, что не очень комфортно.

Возможно вы придумаете свой вариант, например, красивую шнуровку, мягкие кружевные манжеты на резинке или съемные манжеты на завязках-ленточках, почему нет.


  • Можно ли выбрать или сшить универсальную школьную форму — красивую, комфортную и за которой легко ухаживать?

Конечно, используя только натуральные материалы, не получится — постирать, просушить и одеться. Проутюжить одежду и разгладить замины, складочки, придётся.

Но, согласитесь, цена, за натуральный состав ткани и хорошее самочувствие ребёнка, не так уж и велика.

Какой же выход из ситуации, когда времени для ухода за формой очень мало?

Оптимальным, в этом случае, будет вариант школьной формы с возможностью комбинирования. Когда можно легко решать задачки с изменением погоды и уходом за форменной одеждой.

Для девочки: 2 вида школьного платья + сопутствующие детали — фартук, съемные воротничок и манжеты; или два вида юбок (прямая, клеш/в складку) + блуза/водолазка + жилет/жакет;

Для мальчика : 2 вида брюк (для прохладной и тёплой погоды) + рубашка/водолазка + жилет/пиджак/свитер;


Такой, комбинированный состав школьного гардероба, поможет ученику всегда выглядеть опрятно и аккуратно. Просто меняйте одну вещь, а другую отправляйте в стирку.

Подведём итог!

При выборе школьной формы обязательно ориентируйтесь на возраст школьника и его вкусовые пристрастия.

Помните о комфорте ребёнка — одежда не должна сковывать движения, быть тесной или наоборот очень свободной. Оба варианта создают дискомфорт при ношении.

Ткани: предпочтительно, натуральные (шерсть, хлопок, шёлк, лён), допускаются вискоза и небольшое содержание синтетических волокон.

Силуэт: оптимально, в меру свободный, с возможностью регулировать длину и ширину изделия.

Цвета: для основы — синий, серый, коричневый, бордовый, избегайте чёрного (сложность в уходе) и ярких, кричащих цветов;

для блузок, водолазок и рубашек – белый и пастельные тона (светлые, теплые оттенки розового, бледно-желтого, бледно-голубого, бежевого цветов и т.п.)

ВАЖНО! Отдавайте предпочтения изделиям с заранее заложенной возможностью изменять длину, принимая во внимание возрастные скачки роста ребёнка.

Если шьете школьную форму своими руками , закладывайте дополнительные припуски по длинам и ширинам одежды.

К выбору школьной формы лучше отнестись крайне ответственно: обращая внимание на крой, фасон и материалы.

Помните, что ребенку придется проводить в школьной форме большую часть дня в течение всего учебного года, а значит, на одежде, лучше не экономить (хотя, ой, как не просто…).

Напоследок, инфографика — как собрать ребёнка в школу — что нужно и сколько, примерно, стоит.

Мастер-класс для сайта "Шкатулка" подготовила Кузнецова Нина .

В этом году моя старшая дочка перешла в 11 класс, соответственно у нас начались приятные хлопоты с приобретением настоящего школьного платья и белого фартучка. Дочка категорически отказалась от покупного платья, зная возможности мамы. И у нас все началось!!!

Выбор модели и ткани я поручила дочке. Здесь учитывалось все: удобство модели, легкость ткани, чтоб ткань не мялась, не скатывались катышки и многое другое, а главное, чтоб было в единственном экземпляре.

Шилось сразу два платья: размер 44 для дочки и размер 42 для её подружки.

Купили на оба платья ткань «пикачу» (100% полиэстер) 3,5 м при ширине 1,5м. Был еще один вариант ткани, габардин, но он плотнее и не очень приятен для тела.

Когда я полностью собрала платье для дочки (пуговицы еще не пришивала), оно имело воротник, как на следующем фото. Сравнив вышележащее и нижележащее фото, хорошо видна разница в области горла.

Походив в платье, какое-то время, дочка попросила изменить воротник на стояче-отложной. Все-таки ей было тесновато в области шеи, а точнее сказать сама стоечка расположена по выкройке высоковато. Если кто-то будет пользоваться этим вариантом, я бы посоветовала опустить линию горловины посередине переда на 1см. Соответственно немного прибавить на воротничке и на самой стойке.

Попробовала изобразить вышесказанное на самой выкройке (линия синим цветом). Приложив стойку (ребром) к горловине, видно недостающую разницу. Эту разницу прибавить к воротнику и стойке.

Воротник стояче-отложной. Само построение и чертеж я опишу отдельно. Можно посмотреть .

А выглядеть он будет как на фото:

застегнут воротник

и расстегнут воротник

Застегнутый воротник дочке очень понравился и чувствует она себя в нем более удобно.

На следующем фото можно увидеть готовую выкройку самого воротничка, а также разницу между размерами.

Кроим воротник с припуском на шов. Стачать по бокам, вывернуть так, чтобы получился красивый аккуратный уголок. Сложить готовый воротник пополам. Оба угла должны строго совпасть.

Так как размер 44 был практически полностью собран, то я аккуратно отпорола воротник. Предварительно при примерке я поставила метку, где бы дочке был удобен воротник. Смотрим фото:

Как раз это тот самый 1 см, о котором я говорила раньше.

В общем, я срезала по горловине спинки весь припуск, который делала при раскрое, а по переду (в области середины) срезала немного больше. От метки 0,5 см вверх. Еще я распорола половину плеча и освободила подборт, так как при втачивании воротника на стойке подборт был втачан в плечо.

На размере 42, при примерке, также была поставлена метка для воротника.


ОСНОВНАЯ ВЫКРОЙКА ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДЕВОЧКИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фасоны платьев для девочек- школьниц более разнообразны, чем для дошкольниц, это уже платья, как правило, стянутьте по линии талии. Материал для них можно брать любой, если это платье не для школы.
Для построения чертежа основной выкройки платья снимаем следующие мерки:
ОШ=16 см ШС=16 см ДТ=33 см ДИ=75 см ДР=50 см
О Г=36 см
ОТ=32 см
ОБ=40 см
К снятым меркам находим дополнительные данные:
1. Глубина проймы спины: ОГ:3+6, то есть 36: 3+6=18 см.
2. Ширина проймы: ОГ: 4+3, то есть: 36:4+3=12 см.
3. Ширина платья по линии груди: ОГ+8, то есть 36+8=44 см.
4. Глубина проймы переда: ОГ: 2+2, то есть 36: 2+2=20 см.
5. Боковой шов располагаем на 3-4 см от спинки.
6. Ширина ростка: ОШ: 3+0,5, то есть 16: 3+0,5=6 см.
7. Высота ростка 2 см.
8. Снижение плеча спины: ОГ: 10-1,5 см, то есть 36: 10-1,5=2 см.
9. Выступ плеча спины 1 см.
10. Вспомогательная по пройме спинки от линии груди вверх на 1/3 глубины проймы спины, то есть 18: 3=6 см.
11. Вспомогательная по пройме из угла спинки З см.
12. Выемка бокового шва спинки на линии талии 2 см.
13. Расширение бока спинки на линии бедер 2 см.
14. Скос низа бока спинки 2 см.
15. Глубина и ширина горловины переда: берем ширину ростка+1 см. то есть 6+1=7 см.
16. Снижение плеча переда 4 см откладываем на спинке после точки снижения плеча спины.
17. Вспомогательная по пройме полочки от линии груди вверх на 1/3 глубины проймы переда, то есть 20:3=7см.
18. Вспомогательная по пройме из угла полочки 2,5 см.
19. Выемка бокового шва полочки на линии талии 2 см.
20. Расширение бока гюлочки на линии бедер З см.
21. Скос низа бока полочки 2 см.
22. Удлинение переда полы на линии талии 2 см, на линии низа З см.
Построение чертежа выкройки

Вычерчиваем сетку плана. В точке А строим прямой угол. От точки А вниз по линии откладываем глубину проймы спины 18 см, ставим точку Г, длину талии 33 см, ставим точку Т, и откладываем всю длину платья 75 см, ставим точку Н. От точки Т вниз по линии откладываем расстояние, равное линии ГТ, то есть 15 см, ставим точку Б. Из точек А, Г, Т, Б, Н влево проводим прямые параллельные линии. От точек А и Г влево по линии откладываем ширину спины 16 см, ставим точки Д и Г1, соединяем их. От точки Г1 влево по линии откладываем ширину проймы 12 см, ставим точку Г2, а от точки Г влево по линии откладываем всю ширину платья 44 см, ставим точку Гз. От точки Н влево по линии откладываем тоже 44 см, ставим точку Н1 и соединяем ее прямой линией с точкой Г3, продолжая ее вверх от Гз на 20 см - глубина проймы переда, ставим здесь точку П, на пересечении линии талии ставим точку Т1. От точки Г2 вверх по прямой линии тоже откладываем 20 см, ставим точку П1 и соединяем ее прямой линией с точкой П. От точки Г1 влево по линии откладываем вершину бокового шва З см, ставим точку Г4, из нее опускаемся вниз по прямой линии, на пересечении линии талии ставим точку Т2, на пересечении линии бедер точку Б1, на линии низа точку Н2. Получаем сетку плана развернутого чертежа.
Вычерчиваем спинку. От точки А влево по линии откладываем ширину ростка 6см, ставим точку Р, от
нее вверх по прямой линии откладываем высоту ростка 2 см, ставим точку Р1 и соединяем ее вогнутой линией с точкой А. Получаем вьтрез ростка (рис. 1).
От точки Д вниз по линии откладываем снижение плеча спины 2 см, ставим точку Д1. Точку Р1 соединяем прямой линией е точкой Д1, продолжая ее за линию на 1 см, здесь ставим точку Д2. Получаем плечевой срез спинки.
От точки Г1 вверх по линии откладываем вспомогательную по пройме 6 см, ставим точку Г5, из угла от точки Г1 откладываем вспомогательную по пройме З см, ставим точку Г6. Точки Д2 и Г5 соединяем прямой линией, а точку Г5 вогнутой линией с точкой Г6, продолжая ее до середины ширины проймы. Получаем вырез проймы спинки.
От точки Т2 вправо по линии откладываем 2 см, ставим точку Тз, соединяем ее прямой линией с точкой Г4. Получаем боковой срез спинки лифа.
От точки Б1 влево по линии откладываем 2 см, ставим точку Б2. Точку Т3 соединяем прямой линией
с точкой Б2, продолжая ее до линии низа, здесь ставим точку Н3. Получаем боковой срез спинки юбки.
От точки Н3 вверх по этой линии откладываем 2 см, ставим точку Н4 и соединяем ее плавной линией с точкой Н. Получаем нижний срез спинки.
Вычерчиваем полочку. От точки П вниз по линии откладываем глубину горловины переда 7 см, ставим точку П2, а вправо по линии откладываем ширину горловины, тоже 7 см, ставим точку П3 и соединяем ее вогнутой линией с точкой П2. Получаем вырез горловины переда.
От точки Д1 вниз во линии откладываем снижение плеча переда 4 см, ставим точку Д3, соединяем ее прямой линией с точкой Пз. От точки Пз вправо по этой линии откладываем длину плеча переда 11 cм, ставим точку П4. Получаем плечевой срез полочки.
От точки Г2 вверх по линии откладываем вспомогательную по пройме 7 cм, ставим точку Г7, а из угла от точки Г2 откладываем вспомогательную по пройме 2,5 см, ставим точку Г8. Точки П4, Г7 и Г8 соединяем вогнутой линией до середины проймы. Получаем вырез проймы полочки.
От точки Т2 влево по линии откладываем 2 cм, ставим точку Т4, соединяем ее с точкой Г4. Получаем боковой срез лифа полочки. От точки Т1 вниз по линии откладываем 2 cм, ставим точку Т5 и соединяем ее плавной ливией с точкой Т4. Получаем линию передней талии.
От точки Б1 вправо по линии откладываем З см, ставим точку Бз. Точку Т4 соединяем с точкой Бз, продолжая ее до линии низа, где ставим точку Н5. Получаем боковой срез юбки переда.
От точки Н5 вверх по этой линии откладываем 2 см, ставим точку Н6. От точки Н1 вниз по прямой линии откладываем З см, ставим точку Н7 и соединяем ее плавной линией с точкой Н6. Получаем нижний срез юбки полочки.
Вычерчиваем рукав. Чтобы построить чертеж выкройки основного рукава (рис. 2), нужно иметь такие данные:
ДР =50 см.
Ширина рукава: ОГ:3+от 5 до 7см, то есть 36:3+6=18 см.
Высота оката рукава равна линии ГДз на чертеже, то есть 12 см.

Строим прямоугольник по длине и ширине рукава 50х18 см, ставим точки А, Б, Н1, Н. От точек А и Б вниз по линиям откладываем по 12 см, ставим точки О и О1, соединяем их прямой линией. Линию АБ делим пополам, ставим точку О2, линию ОО1 тоже делим пополам, ставим точку Оз, соединяем ее прямой линией с точкой О2, продолжаем эту линию вниз. От точек О и О1 влево и вправо откладываем отрезки, равные ООз, ставим точки О4 и О5. Такие же отрезки откладываем внизу от точек Н и Н1, ставим точки Н2 и Н3. Соединяем точки О4 и Н2, О5 И Нз, получаем передний (О4Н2) и задний (О5О3) срезы рукава.
От точки Нз вниз откладываем 1 см, ставим точку Н6. От точки Н1 вниз откладываем 2 см, ставим точку Н5. От точки Н2 вниз откладываем 1 см, ставим точку Н4. Точки Н5, Н, Н6 и Н4 соединяем ломаной линией. Получаем нижний срез рукава.
Точку О2 соединяем прямой линией с точкой О4. Затем на середине нижнего отрезка опускаемся вниз на 2 см, ставим точки О6 и О7, на середине верхнего отрезка поднимаемся вверх на 2 см, ставим точки О8 и О9. Точки О2, О9, О7 и О4 соединяем вогнутой линией, как показано на рис. 2. Получаем передний срез оката рукава.
Точку О2 соединяем прямой линией с точкой О5, на середине верхнего отрезка поднимаемся вверх на 1 см, етавим точки О10 и О11, на середине нижнего отрезка опускаемся вниз на 1 см, ставим точки О12 и О13. Точки О2, О11, О13 и О5 соединяем вогнутой линией, как показано на рисунке. Получаем задний срез оката рукава.
Вычерчиваем воротник. Для построения чертежа отложного воротника (рис. 3) имеем следующие данные:
1. Длина воротника: ОШ+1, то есть 16+1=17 см.
2. Ширина 8 см.
3. Выемка середины 2 см.
4. Выступ угла 5-6 см.
вв1= 17 см вв2= 8 см
взв5=6 см
в1в3=8 см
вв4= 2 см
Для построения чертежа воротника «прямой стойки (рис. 4) имеем следующие данные:
1. Длина стойки: ОШ+3 см на заход, то есть 16+3=19 см.
2. Ширина 3-4 см. вв1= 19 см вв2= 4 см