Музыка

Женщины нашего рода перетирая принесенное из леса. Урок по истории древнего мира на тему возникновение земледелия и скотоводства. Вставьте пропущенные слова

Тема урока: « Возникновение земледелия и скотоводства».

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
  • Дидактический раздаточный материал для работы групп
  • Листы самоконтроля
  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
  • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20

Актуализация знаний.

  1. Как была открыта пещерная живопись?
  2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
  3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
  4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

Учитель : Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

  • Что вы ели вчера и сегодня?
  • Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
  • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
  • Откуда брали пищу самые первые люди?
  • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
  • Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?

Мотивация

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

Родовая община - это коллектив людей, связанных между собой родством.

Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

Роль старейшин в родовых общинах :

1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

2. Разрешает споры внутри рода.

Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.

Записывают схему.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.

После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

Работа в группах :(10 мин).

Группы

Проблемное задание

Род Лошади

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Бизона

Приручение животных

22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.

2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).

Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.

Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).

1. Земледелие возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

Б) серп

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Скотоводство возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

А) тигр

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

6.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

Г) строительство жилищ

7. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Обсудим проблемную ситуацию

Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Рефлексия:

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему научился?

Домашнее задание:

п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

Список использованной литературы:

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
  2. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
  3. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Лист Самоконтроля

вопроса

ответ

баллы

Лист Самоконтроля

Учащегося 5 А Класса __________________________________________

вопроса

ответ

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Род Лошади

Мотыжное земледелие.

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

Род Бизона

Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3


  • Развивающая:

Воспитательная:

Основные понятия:

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

  • Что вы ели вчера и сегодня?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям - земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача:

Мотивация (слайд 2).

Учитель: хронолет, в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

племя

Изучение нового материала:

Учитель: Племя родовых общин:

Выберите старейшину

Работа в группах

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Начало:

Слова-помощники:

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

Слова-помощники:

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Возникновение земледелия и скотоводства" »

Возникновение земледелия и скотоводства.

План урока в 5 классе по истории Древнего мира.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.

Задачи:

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей.

    Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

    Дидактические раздаточные материалы для работы групп (в конспекте урока в таблице)

    Таблички на столах с названиями «родовых общин»

    Листы самоконтроля (приложение 1)

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. М., Просвещение,2014

    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М., Просвещение, 2012.

Основные даты: около 10 т.л.н.- возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок-игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

    Что вы ели вчера и сегодня?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Мотивация (слайд 2).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 3) состоит из трех родовых общин: род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…

Работа в группах:

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 4, 7, 8).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода- решение тестов.

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и пристально уточняющее вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета «старейшины»)

Земледелие: Что такое земледелие?

1 .Земледелие возникло из: 2 . Найдите лишнее:

А) охоты В земледельческих работах применяли:

Б) собирательство А) мотыгу

В) рыболовства Б) серп

Г) ремесла В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло: Скотоводство: что такое скотоводство?

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4. Скотоводство возникло из:

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

(р-т З.13) Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

древние люди был(а): понятия:

А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

Б) лошадь скотоводство

В) корова А) эти занятия позволили первобытным

Б) собака людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время

с земледелием, охота- со скотоводство

Ремесло: 8. Какое ремеслоне возникло у первобытных

Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

А) обработка земли Б) гончарство

Б) разведение скота В) прядение

В) изготовление Г) ткачество

Г) продажа товаров

9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ:

А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

В) изготовление тканей А) составляли племя

Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (слайд 9).

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчетов баллов. За каждый правильный ответ- 1 балл учащиеся ставят в лис самоконтроля.

Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода путем суммирования отметок (или баллов), у каждого «рода» больше способность выживанию

Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 10)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты

2. На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3. У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4. Уровень жизни людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Практическая направленность (слайд 11):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?(можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

    От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия: (слайд 12).

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что нового я узнал на уроке?

    Чему научился?

Домашнее задание:

Список использованной литературы:

    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод.пособие. –М: Дрофа,2012(некоторые тесты)

    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания/сост. В.Г.Носков. - М.:Мысль,1990(эпиграф)

    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. - М.:АРКТИ,2011

Приложение 1.

Лист самоконтроля

Учащегося 5 _____ класса ________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ – 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов:____________________ Оценка:___________________

Дом на дереве, гроб на дереве, еда из дерева, одежда от дерева… Равновесие маленького мира папуасского племени полностью зависит от деревьев. Короваи как ветви большого растения, корни которого - вера и предки, а ствол - традиции.

Г ЕРОЙ
Силан Синдек

Старейшина клана Синдек, состоящего из нескольких семей. Возраст - около 45 лет, точно не знает. Родился и живет на родовой территории клана, в одноименной деревне в районе Янирума округа Бовен-Дигул. Вместе с женой и двумя дочерьми делит дом на дереве с семьей лидера клана.

К ОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Короваи, или колуфо

Этническая группа папуасов, расселенная в болотистых джунглях в верхнем течении реки Сирет на юго-востоке индонезийской провинции Папуа. Общая численность - около 3000 человек. Говорят на языке короваи, одном из тысячи языков острова Новая Гвинея. Письменность отсутствует. Самоназвание народа - колуфо. Ведут кочевой образ жизни. Строят дома на деревьях на высоте до 50 метров. До 1970-х годов короваи не имели контактов с иными народами, помимо соседних папуасских племен. Исповедуют анимизм. Не используют металлических орудий, практикуют охоту и собирательство. Основу рациона составляет саго.

Мой клан жил в этом лесу еще во времена моего деда. Это место, Синдек, носит имя клана. Мы, люди колуфо, - хозяева леса, а он - наш дом и кормилец. Мы всегда берем только то, что нам нужно для выживания. Нельзя рубить лишнюю пальму или ротанговый куст, если в этом нет необходимости. Нельзя убить еще одно животное, если охота уже состоялась. Лес поделен между кланами, а отдельные территории отданы духам.

Злых духов, как и чужаков, мы называем кваи. Если кваи заходит на нашу территорию, ему несдобровать. Мой лук всегда со мной, он часть меня. Я никогда не выхожу из дома без лука и стрел.


Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос шипом саговой пальмы. Женщины часто вставляют в прокол элементы костей летучей мыши

Мой дед говорил, что грозные люди асматы приходили сюда от большой реки. Они убивали мужчин и уводили женщин. Колуфо стали строить дома высоко на железных деревьях, чтобы кваи не смогли достать. Незаметно забраться к нам в дом невозможно: лестница крепится к самой крыше, и если враг начнет подниматься, то раскачиваться будет вся конструкция. Кроме того, вокруг дерева мы делаем засеку. Сухие ветки и стволы будут хрустеть под ногами приближающихся кваи. Мы их сразу услышим.

Люди, называющие нас короваями, пришли из-за Большого леса и Большой воды, чтобы уничтожить нашу веру, а вместе с ней и народ колуфо. Предки говорили, что однажды призраки с белой кожей вторгнутся в наши владения. Тогда земля расколется, все вокруг охватит огонь и горы будут падать с небес. Могущественный дух Гинол, создавший наш мир, разрушит его до основания и создаст новый…


Срубить пальму, содрать с нее кору и измельчить древесину - тяжелая мужская работа

Белые люди строят поселения вдоль большой реки. Они рассказывают нам про своих богов и возводят храмы на нашей земле. Они - кваи, им сюда путь заказан. Но многие наши соплеменники, особенно молодые женщины, уходят в их мир в поисках другой жизни.

У меня есть жена и две дочери на выданье. Иметь дочерей - большое счастье. Наши люди нередко враждуют между собой из-за женщин, которых всегда не хватало. Был случай, когда мужчина из одного клана выкрал в соседней деревне 13-летнюю девочку. Ее родители потребовали вернуть дочь. В назначенный срок девочку не вернули, и тогда ее родственники убили похитителя, а его тело принесли в свою деревню и съели.

Предки верили, что отмщение может быть полным только в том случае, если враг не просто убит, но и съеден. Душа заключается в мозге и желудке, а значит, нужно съесть именно их .

В моей деревне о каннибализме давно забыли. Однако у отдельных кланов он еще практикуется. Злой дух, будь то враг или колдун, должен быть уничтожен и съеден. Колуфо верят, что колдуны - кхакхуа - являются причиной смерти здорового человека, если он не старик и не младенец. Кхакхуа поедают человека изнутри и наполняют тело золой, чтобы никто не заметил произошедшего. Иногда умирающий успевает назвать имя приходившего к нему кхакхуа. Колдуном может быть мужчина из того же клана, друг или родственник. Если кхакхуа съел человека, колуфо должны съесть кхакхуа и таким образом уничтожить злого духа.

Есть духи, которых мы почитаем. Это духи наших предков, наши корни. Те, кто умер, обязательно возвращаются. Лидер клана на земле мертвых может отправить умершего обратно на родную землю в теле новорожденного.


Большинство домов строится на высоте 5–10 метров от земли

Чтобы задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас есть. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, как своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам.

Кровь и сало жертвенной свиньи предназначаются духу-создателю Гинолу, а мясо достается колуфо. Ритуал проходит у реки. Женщинам нельзя его видеть. В противном случае жертва не будет принята и беды племени не закончатся. Охотник должен пустить стрелу точно в сердце животного. И два дня после обряда, пока Гинол будет пить стекшую в воду кровь свиньи, никто не смеет входить в реку.

В нашей жизни много запретов. Мужчина и женщина не должны быть вместе слишком часто. Любой дом на дереве обязательно разделен на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не могут вести личные беседы на людях, только в уединении. Интимные места должны быть скрыты. Женщина носит юбку из волокон саговой пальмы, а мужчина надевает на кончик пениса дутамон - маленький чехол из листа дерева. Так делали мой дед и прадед, так делаю я и так будут делать мои дети.

Когда мальчик готовится стать мужчиной, мы ведем его в лес для сакрального надевания дутамона вдали от женских глаз. Дутамон, как и ротанговый пояс в несколько оборотов, - это одежда мужчины колуфо, которую дает лес. Иногда, если дутамон по каким-то причинам неудобен, мужчина колуфо надевает скорлупу ореха. Такой футляр мы называем баяк.


Короваи устраивают очаг прямо в доме. Для этого они выстилают место под костром слоем глины

Женщина, собираясь рожать, должна уйти из дома в лес. Рожать на дереве нельзя. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов женщина с младенцем может вернуться в общий дом. Не каждая возвращается, многие умирают при родах. Еще чаще умирают новорожденные. Если первый ребенок не выжил, то родившемуся после него нужно отрубить фалангу пальца. Это жертва во имя жизни.

Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника один день, и на следующее утро вся семья покидает дом, оставляя его вместе с запасами еды - духу умершего. Колуфо строят новое жилище в другом месте в пределах родовой территории.


Мы переходим на другую территорию, только когда истощается лес, дающий нам пропитание. Самое важное для колуфо - заросли саговой пальмы на болотах. Она наша кормилица. В добыче саго участвует весь клан. Мужчины каменными топорами долго рубят волокнистый ствол дерева, пока оно не рухнет на землю. Потом ствол, очистив его от коры, измельчают в крошку. После этого за дело берутся женщины. Они промывают древесную массу в воде - в корыте из пальмовых листьев, в результате чего на дне оседает крахмал. Из высушенного саго женщины делают хлеб.

Иногда срубленные пальмы мы целиком оставляем гнить в болоте, чтобы духи послали нам саговых личинок. Если вернуться через три полных луны, в стволе уже будет много больших и мясистых личинок жука-дровосека. Это наше главное лакомство, которое мы в первую очередь предложим гостю.


Личинка жука-дровосека - лучшее угощение

Один раз в году, когда идут большие дожди и пищи достаточно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большой дом на земле. Каждый клан приходит с родовым деревянным щитом, у каждого свой рисунок. Раньше на празднестве собиралось очень много колуфо. Еды хватало на всех. Мы всегда верили: чем пышнее торжество, тем большего благосостояния достигнет наш род и тем больше детей будут рожать наши женщины.

Сейчас семьи колуфо становятся все меньше, все чаще молодежь покидает наш лес, а традиции уходят в прошлое. Если так пойдет и дальше, только старшее поколение колуфо останется на родовой территории и род наш угаснет. И тогда темное пророчество предков сбудется: грянет гром, и Гинол уничтожит наш мир навсегда.

О РИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Папуа, Индонезия

Столица Джаяпура
Площадь провинции Папуа 309 934 км² (1-е место в Индонезии)
Население 3 672 000 чел.
Плотность населения 12 чел/км²
Площадь Индонезии 1 904 569 км² (14-е место в мире)
Население 255 млн чел. (4-е место)
Плотность населения 125 чел/км²

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ дома на деревьях на высоте до 50 метров в деревнях Абоу и Уалуп в районе Янирума; миссионерское поселение Байгон с протестантской церковью и домами на сваях.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА саговая лепешка с личинками жука-дровосека, свинина в саговом листе, запеченная под раскаленными камнями.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ сок «красного фрукта» пандана.
СУВЕНИРЫ нож из кости казуара, каменный топор с ручкой из железного дерева и ротанговой обвязкой, ожерелье из зубов собаки.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Джаяпуры ~11 050 км (от 18 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 6 часов
ВИЗА россиянам не нужна
ВАЛЮТА индонезийская рупия (100 000 IDR ~ 7,5 USD )

Зачем он это сделал - загадка. Впрочем, Шалев, говоря словами поэта, издавна "ранен женской долей", и все самые симпатичные ему герои его книг - это сильные, высокие, мужественные (и красивые) женщины. Но ни одна из них доселе не получала главного слова в его книгах, где рассказчиками всегда были герои-мужчины, так что, возможно, он просто погашает старую-старую задолженность. Правда, можно думать и иначе. Можно думать, что у героя-рассказчика нового романа есть и другое, более важное назначение, нежели просто быть "голосом женщины". Ибо, закрывая книгу, мы отчетливо ощущаем, что нам рассказали не одну, а две параллельные истории семьи Тавори. Одну - реальную - историю своей семьи рассказала Рута Тавори в интервью, а другую - своего рода "миф семьи Тавори" - она же создала в своих рассказах. И взаимное отражение этих двух параллельных историй в непрерывно чередующихся главах позволяет автору создать мощное движение сюжета, которое до последних страниц держит в напряжении читателей романа, ибо его главная сцена, как уже сказано, отнесена на самый конец.

Но тут мы уже подходим к той границе, за которой предисловие грозит превратиться в пересказ. И, не желая лишать читателя удовольствия прочесть роман и подумать самому, мы лучше последуем примеру мудрой Шахразады: прекратим дозволенные речи и передадим слово самому автору - Руте Тавори, alias Меир Шалев.

Глава первая
Телефонный разговор

Звонит мобильник. Высокий, плотного сложения парень смотрит на высветившийся на экране номер и поворачивается к женщине, с которой обедает.

Мне нужно ответить, - говорит он. - Я мигом обратно.

И направляется к двери, на ходу пытаясь втянуть небольшой животик. Он еще не свыкся с этим приобретением, и живот всякий раз удивляет его заново - то в зеркале, над поясом, то под взглядами подруги, когда он трудится над ее телом.

Я насчитал девять гудков, - отзывается в трубке знакомый голос. - Ты заставляешь себя ждать.

Извини. Я в ресторане, пришлось выйти…

У нас проблема.

Я слушаю.

Я тебе растолкую, осторожно и с умом, а ты постарайся отвечать мне в том же духе.

Помнишь нашу прогулку на природе?

Сегодня утром?

Что я тебе только что сказал? Осторожно и с умом. Никаких дат, никаких дней, никаких часов.

Славная вышла прогулка…

Молчание.

Ты что, не слышишь? Я говорю: славная вышла прогулка…

Нет, я слышал.

Но ты же не ответил!

Потому как ты велел отвечать осторожно и с умом. Так что я мог ответить?

Что это за обороты у тебя - "потому как"?! Как ты позволяешь себе так выражаться? Положено говорить "потому что"!

Что уж тут хорошего. Повтори за мной: "Потому что ты велел".

Парень снова пытается втянуть живот, но тут же расслабляет пояс:

Потому что ты велел. Так что я мог ответить?

Ты мог сказать, согласен ты с тем, что я сказал, или не согласен.

С чем согласен?

Что получилась славная прогулка.

Я согласен. Мы славно погуляли.

Сразу бы так! Ты уже второй раз заставляешь меня ждать. Первый раз с гудками, теперь с ответом.

Впредь не заставляй меня ждать, никогда, ты понял?

Помнишь то место, вроде трона, где мы сидели в конце прогулки?

Слушай, я же сказал тебе: "Осторожно и с умом"! Никаких дат, никаких имен, никаких названий!

Но я ж никого и не называл!

Но ты сказал "харув", не так ли?

Парень осторожно сжимает правую ладонь и смотрит на нее. Ладонь обмотана белым бинтом, и наружу выглядывают только кончики пальцев. Его маленькие, близко посаженные глазки на миг закрываются, но тут же распахиваются снова, словно от внезапного укола боли. Она всегда просыпается, когда припоминают минуту ее рождения. Сейчас я вижу его в своем воображении: он стоит возле ресторана, смотрит вниз, на сапоги, потом чуть приподымает левую ногу и протирает правой брючиной блестящий квадратный носок левого сапога.

Добро бы ты сказал только "харув" - ладно, Бог с тобой. И даже только "здоровенный" - тоже не страшно. Но сказать "здоровенный харув" - и существительное, и прилагательное вместе - это же все равно что поднести людям готовенькое на тарелочке. Приятного вам аппетита, ешьте на здоровье. Не просто дерево, а харув. Не просто харув, а очень большой харув. И не просто очень большой харув, но очень большой харув в вади. Такое описание весьма сужает поиск. Люди придумали язык, чтобы всем было ясно. Но для нас с тобой все то, что всем ясно, это очень плохо, ты меня понял?

Да. Извини.

Хватит извиняться. Просто прими во внимание.

Хорошо. Теперь к делу. Дело в том, что мы там кое-что забыли.

Ту газовую горелку, на которой ты готовил чай?

Нет, кое-что поважнее.

Ложечку для сахара?

Стали бы мы разговаривать из-за ложечек! Подумай хорошенько и припомни. Хоть один раз используй мозги по назначению. Даже самый крохотный мозг может кое-что сообразить, если его правильно задействовать. Но когда припомнишь, не говори, что это. Скажи только: "Я понял, что ты имеешь в виду".

Сейчас подумаю.

Молчание.

Ты опять заставляешь меня ждать?!

Молчание.

Вспомнил! Я понял, что ты имеешь в виду.

В таком случае съезди туда снова, поищи там, найди это и принеси.

Как срочно?

Если кто-нибудь найдет это раньше нас, будет очень плохо.

Уже несусь, только фонарь прихвачу.

Безнадежный случай, вот что ты такое! Безнадежный случай. Сначала "потому как", теперь "несусь". Несутся только курицы. Люди не несутся, люди едут. Скажи: "Я уже еду". Когда я наконец услышу от тебя хоть одно правильное выражение?

Я уже еду.

И перестань меня раздражать.

Только не вздумай появляться там в такое время с фонарем! Сейчас уже темно. Кто-нибудь может издали заметить твой фонарь. Лучше встань с утра пораньше.

Что значит "с утра"?

Пораньше. На рассвете. И не оставляй машину в нашем обычном месте. Найди другую парковку и пройди чуток пешком, придешь туда с первым светом и сможешь спокойно поискать.

Но она замечает и различия: вместо тех вкусных вещей, которые он брал на их былые прогулки, чтобы побаловать ее на привале, теперь он готовит еду простую и грубую - несколько кусков хлеба, крутые яйца, нечищеные огурцы, баночку сметаны. Ей вдруг вспоминается слово "аскетичный".

Она подмечает и другие детали. Яйца он чистит заранее, тут же на кухне, чтобы осколки скорлупы не остались потом на земле и не выдали его присутствия. Умильные намеки салями, этой постоянной спутницы их прежних прогулок, которая хотела и на этот раз присоединиться к нему, он решительно игнорирует - запах колбасы может привлечь собаку, а за собакой, как правило, появляется ее хозяин. Свой черный кофе, замечает она, он тоже приготовил заранее. И приготовил, и налил в термос. Костер могут увидеть издали, газовая горелка шумит, запах свежесваренного кофе разносится слишком далеко.